--PAGE_BREAK--Глава 2 Анкетирование
Наиболее распространённый в практике прикладной социологии вид опроса — анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.
Групповой опрос широко применяется по месту работы, учёбы. Анкеты раздаются в аудитории, куда приглашаются для опроса включённые в выборку респонденты. Обычно один анкетёр работает с группой 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетёр, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.
При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учёбы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается.
Социологическая анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.
Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать:
· по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);
Вопросы о фактах сознаниянаправлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий людей, их планов на будущее. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя блок социально-демографических вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондента.
· по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);
Закрытым вопросомназывается тот, в котором заранее дан полный набор вариантов ответов. Типы такого вопроса – альтернативный и неальтернативный. Альтернативный вопрос предполагает возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа. Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов.
Открытые вопросы не содержат подсказок и не навязывают респонденту варианты ответов.Открытые вопросы дают возможность выразить мнение во всей полноте и мельчайших подробностях. Именно при помощи таких вопросов можно собрать наиболее полную по содержанию информацию, чем при использовании закрытых вопросов.
Когда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений, исследователь применяет вопросы в косвенной форме. При конструировании таких вопросов исходят из предположения о том, что, отвечая на них, респонденты опираются на собственный опыт, однако сообщают о нём в безразличной форме, что снимает остроту критических оценок, характерную для высказываний от первого лица.
· по функции (основные и неосновные)
Основныевопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
Глава 3 Интернет-опрос. Сравнительный анализ с индивидуальным анкетированием
Новые возможности для эмпирической социологии открывает использование Интернета как инструмента исследования. Мировая практика использования Интернета для проведения социологических опросов существует уже более десяти лет. В нашей стране такие опросы еще не получили достаточно широкого распространения, прежде всего, по причине все еще небольшого размера интернет-аудитории.
В русскоязычной части сети уже сегодня существуют сайты, специализирующиеся на опросах интернет-аудитории. В качестве примера можно привести сайт «Глас Рунета», который рассылает вопросы своим подписчикам по электронной почте, результаты опросов публикуются на сайте и рассылаются по почте.
К концу XX столетия Интернет и электронная почта все в большей степени стали использоваться социологами для проведения массовых опросов. Интернет дает социологам возможность проведения глобальных исследований по актуальным проблемам.
Собирается информация из разных стран, разных континентов, по всему миру. Становятся возможными персональные интервью, экспертные опросы, проведение виртуальных фокус-групп, через Интернет.
Даже за рубежом такие исследования проводятся нечасто, хотя число пользователей Интернета значительно больше, чем в России.
В то же время сетевые социологические исследования вызывают научный и практический интерес у социологов. Он обусловлен рядом преимуществ по сравнению с традиционными формами, в частности индивидуальным анкетированием.
Прежде всего, исследования через Интернет позволяют сэкономить время, деньги, человеческие ресурсы, а также повысить качество собираемых данных. В условиях информационного общества фактор экономии ресурсов в социологическом исследовании становится решающим.
Во многих случаях, проводя онлайн-опрос, исследователь получает возможность набрать значительно большее число респондентов и добиться при этом существенно меньшего уровня затрат. Тем не менее, для проведения онлайн-опросов всё равно потребуются определенные расходы, связанные, например, с созданием технических условий для проведения опроса – обслуживанием и эксплуатацией сервера, оплатой услуг провайдера, программистов и т.п. Однако, как правило, все эти издержки являются разовыми, в то время как предельные издержки на привлечение одного дополнительного респондента практически равны нулю. Не требуется привлечение интервьюеров, размножение инструментария и т.п.
Скорость сбора информации через Интернет измеряется минутами, что несравнимо с временными затратами на проведение индивидуального анкетирования. А при исследовании быстро развивающихся социальных процессов временной фактор имеет очень большое значение.
Говоря о сборе качественной социологической информации от респондентов, необходимо отметить, что при проведении индивидуального анкетирования исследователь довольно часто испытывает трудности в этом деле. Современный человек не находит ничего привлекательного в том, чтобы отвлекаться от текущей работы (традиционно индивидуальное анкетирование проводится в рабочее время), читать и отвечать на вопросы социологической анкеты со стандартным текстом на нескольких страницах, тратить на это личное время и интеллект и при этом не иметь возможности узнать хотя бы промежуточные результаты опроса (нет возможности получить обратную связь).
Благодаря интернет-технологиям, существует возможность предоставления индивидуальной обратной связи непосредственно после заполнения анкеты, что можетстимулировать респондента к постоянному участию в интернет-опросах и формироватьу него положительный имидж такой формы социологических исследований, а такжеслужить фактором привлечения других респондентов. Традиционные методы проведения опросов не позволяют респондентам получать обратную связь отисследователя сразу же после ответа на вопросы. Человек проделывает серьезнуюработу, отвечая на вопросы, тратит на это время и силы, а взамен ничего не получает. Это усугубляет то обстоятельство, что респондент зачастую выступает в опросах как объект манипуляции со стороны исследователя. Проблематика обратной связи обычно выходит на первый план в кризисные моменты общественной жизни. Недостаточное внимание к проблеме обратной связи исследования чревато искажением его результатов, а порой даже его «провалом» (из-за низкого процента возврата анкет).
Интернет-технологии позволяют легче
и быстреепроводить пилотаж, и, следовательно, изменять анкету (вопросы). Даже тогда, когда основной полевой этап уже начался, после возврата первых анкет, у исследователя все еще остается возможность обнаружить недостатки опросника, оперативно их исправить и продолжить исследование уже с преобразованной анкетой. Интернет-опросы позволяют обеспечить высокую степень так называемой экологической валидности. Условия заполнения анкеты ближе к естественным, привычным для респондента условиям жизни. Особенно надо подчеркнуть, что человек, отвечая на вопросы в таком режиме, находится в комфортной для него ситуации. Это максимально приближает условия проведения исследования к полевым. Человек дает свои ответы на вопросы электронной анкеты, выбирая время, когда ему никто не мешает и нет стремления побыстрей отделаться от «приставучего интервьюера». В методике Интернет-опроса отсутствует прямой визуальный контакт социолога с респондентом, и это способствует созданию совершенно иной коммуникативной ситуации, которая часто позволяет снизить психологический дискомфорт и повысить уровень искренности ответов.
В интернет-опросах, по сравнению с индивидуальным анкетированием, в меньшей степени сказывается влияние интервьюера. У респондента не возникает ощущений принуждения, неловкости, стеснения, нервозности, часто наблюдающихся в ситуации, когда интервьюер, мотивируя к участию в исследовании, невольно просит сделать одолжение, а человеку трудно отказать и невозможно как следует ответить.
Интернет располагает респондента к более откровенным ответам, что имеет большую ценность в реализации исследований по острым и деликатным проблемам. В последние годы актуализировались «сенситивные» проблемы, такие как употребление и распространение наркотиков, СПИД, аборты и использование средств контроля над рождаемостью, употребление алкоголя и здоровье, самоубийства и т.п. Исследовать их становится все труднее, так как современный человек не приветствует «вторжение» социологов в свою индивидуальную практику и частную жизнь.
Изучение отмеченных проблем требует большего обеспечения анонимности респондентов. Этого не всегда удается достичь при проведении индивидуального анкетирования.
«Открытость» респондентов позволяет получать не искаженные данные. Человек не стремится давать социально желаемые ответы, что часто наблюдается при непосредственном контакте с интервьюером. В ответах на открытые вопросы по электронной почте респонденты дают более подробные и развернутые ответы, чем в индивидуальном анкетировании «ручкой на бумаге». Об этом свидетельствуют результаты зарубежных исследований интернет-опросов и интернет-тестинга.[1]
Использование Интернета как инструмента исследования открывает новые возможности для эмпирической социологии.
Вместе с тем, есть много технических и методологических проблем в применении интернет-технологий для социологических исследований. Эти проблемы, прежде всего, связаны с тем, что доступ в Интернет имеет ограниченное число людей (особенно это важно для России), недостаточное для проведения глобальных опросов. С другой стороны, некоторые особенности Интернета могут приводить к специфическим проблемам, справиться с которыми программными средствами пока невозможно. Например, респондент может давать произвольные ответы на вопросы с целью посмотреть, что из этого получится; велика вероятность намеренного искажения информации о себе. Ответы, которые даются по Интернету, могут быть вполне правдоподобными, и поэтому их сложно контролировать с помощью программного обеспечения. Это может привести к искажению результатов исследования, хотя следует заметить, что такие же негативные явления происходят и при индивидуальном анкетировании, но реже. Проблема заключается и в том, что некоторые респонденты могут принимать участие в исследовании неоднократно. Это особенно вероятно, если за участие в исследовании полагается материальное вознаграждение (например, так называемые электронные деньги).
продолжение
--PAGE_BREAK--