Реферат по предмету "Социология"


Интернаты для престарелых и проблемы психосоциальной помощи

--PAGE_BREAK--
Перваягруппа, в которую входит 8,8% проживающих  в домах-интернатах лиц пожилого возраста, представлена теми, кто сохранил трудовые и профессиональные навыки и потребность осуществлять трудовую деятельность. Для этой категории лиц подбираются виды труда, близкие к их профессиональным интересам и наклонностям. Из них фор­мируются работники на штатные должности, группы по­мощников библиотекаря, культработника, на них возлагаются ответственные обязанности (бригадиров, контролеров в ЛТМ и т. д.).

При организации трудовой деятельности этой категории пожилых людей целесообразно формирование малых групп, объединенных общностью интересов и взаимных  эмо­циональных привязанностей. Со временем межличностные отношения приобретают устойчивость, способствуют эмо­циональной стабилизации пожилых людей и, следовательно, адаптации в условиях дома-интерната. Нередко эти группы формируются стихийно, без вмешательства персо­нала и, будучи основанными на эмоциональных привязанностях, функционируют длительное время.

Втораягруппа (23,5%) образуется из пожилых людей, для которых трудовая деятельность психологически менее значима и в связи с этим вовлечение их в систематический труд представляется затруднительным. Наряду с санитарно-просветительской работой по разъяснению пользы трудовой деятельности практикуются эпизодические пору­чения (уборка помещений, помощь медицинскому персона­лу, дежурства и т. д.).

Преобладающей формой социальной активности лиц этой группы является общение и проведение досуга. Межлично­стные отношения их складываются чаще стихийно и основываются на таких факторах, как совместное проживание, оказание друг другу бытовых услуг и т. д. Из этой катего­рии лиц рекомендуется выбирать помощников по осуще­ствлению общественно-полезной деятельности, поддержа­нию связей между пожилыми людьми.

Третьюгруппу (12,4%) составляют лица, активность которых ограничена осуществлением самообслуживания. Их деятельность основана на осознанном уходе от обществен­но полезного труда: сосредоточена на собственном благопо­лучии, направлена на поддержание и сохранение своего здоровья. Общение, как один из видов деятельности пожи­лых людей для данной группы лиц, ограничено кругом со­седей по комнате и необходимостью контактов с персона­лом, досуг сужен до использования чтения, просмотра те­левизионных передач.

В целях активизации образа жизни лиц, относящихся к третьей группе, рекомендуется проведение лечебно-ак­тивизирующих мероприятий (дозированные прогулки, ле­чебная гимнастика, спортивные занятия в зале и на откры­тых площадках и т. д.). Им поручается уход за цветами на этажах, рукоделие, изготовление легких деталей в ЛТМ.

Четвертаягруппа (30,6%) представлена лицами, для которых характерно отсутствие какой-либо целенаправ­ленной деятельности. Эпизодически осуществляемая дея­тельность по самообслуживанию основана на удовлетворе­нии их витальных потребностей. Круг общения сужен, ин­терес к окружающему ослаблен.

В отношении этой группы лиц отпадает необходимость в организации активирующих мероприятий. Здесь больше выступает необходимость организации медицинского ухо­да, поддержание элементарных навыков самообслуживания (одевание, умывание, причесывание и др.).

Пятаягруппа (24,7%) состоит из лиц, ослабленных фи­зически, пребывающих на постельном режиме и нуждаю­щихся в постороннем уходе. Они безучастны к окружающе­му, неразборчивы в удовлетворении витальных потребнос­тей.

Все мероприятия по отношению к этой группе лиц сво­дятся к организации медицинского ухода для поддержания жизнедеятельности.

С учетом дифференциации контингента лишь в первых трех группах возможно активное реабилитационное воз­действие с использованием индивидуальных программ, в котором наиболее оптимальным является выбор терапии занятостью и воздействия средой.

По отношению к лицам пожилого возраста, находя­щимся в домах-интернатах, рекомендовано введение, диф­ференцированных реабилитационных режимов:

♦    режим общественно-трудовой занятости направлен
на поддержание личной активности пожилых людей, способствует реализации их интересов, знаний, установок, потребности в общении и т. д.;

♦    лечебно-активирующий режим направлен на поддержание полезных навыков и умений, на оживление общения и сохранение бытовой адаптации;

♦    лечебно-охранительный режим способствует сохранению функциональных способностей, поддержанию физи­ологических функций.

Указанные режимы находятся в соответствии с уров­нем, активности пожилых людей, что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию социально-пси­хологической адаптации пожилых людей.

Социальная реабилитация пожилых людей в домах-ин­тернатах в известной мере связана с вопросами оснащения этих учреждений техническими средствами реабилитации и соответствующим оборудованием[17;172].

Все технические средства и оборудование в домах-ин­тернатах используются в двух направлениях:

♦    средства для самих пользователей с целью реабили­тации, восстановления (компенсации) функций и относитель­но независимого существования;

♦    средства и оборудование, используемые для быто­вого обслуживания и медицинского ухода, облегчающие
труд персонала.

Первая группа средств, имеющих истинно реабилита­ционное назначение, включает:

♦    специальные устройства, направленные на самостоятельное выполнение санитарно-гигиенических и бытовых
навыков;

♦    средства, облегчающие передвижение;

♦    средства, способствующие участию в трудовой деятельности;

♦    приспособления, используемые для общения;

♦  средства, обеспечивающие проведение досуга.
       Ситуация в стационарных учреждениях социальногообслуживания сложилась к настоящему времени следую­щим образом: все учреждения обеспечены мягкой мебелью (диваны, кресла современного стиля), что располагает к покою, отдыху, а следовательно, к малоподвижному обра­зу жизни, что с психофизиологических позиций не может быть признано полезным в преклонном возрасте. Подобного рода образ жизни способствует угасанию психической дея­тельности, ослаблению физического здоровья.

С целью создания физически действенной среды, спо­собствующей социально-реабилитационным целям в отно­шении пожилых и старых людей, необходимо более пол­ное оснащение реабилитационным оборудованием кабине­тов лечебной физкультуры, комнат трудовой занятости, создание помещений для активного досуга.
2. Психологические вопросы и проблемы в институциональном уходе
2.1 Проблемы психосоциальной помощи пожилым в доме-интернате
Поступление в дом-интернат пожилого человека — специально организованное мероприятие социальной помощи пожилым. По­добное решение человек принимает под влиянием как объектив­ных, так и субъективных причин[15;24]. Это имеет отношение к пожилым людям, живущим одиноко или в семье родственников. Решение поселиться в доме-интернате пожилой человек принимает, столк­нувшись с затруднениями при обслуживании самого себя. В од­ном случае это результат альтруистической установки пожилого человека предоставить возможность молодым членам семьи осво­бодиться от тягот, связанных с уходом, в другом — это следствие несложившихся отношений с родственниками и т.д. Боязнь еще большей физической слабости, возможных болезней способству­ет принятию подобного решения. Субъективное отношение к оцен­ке своего физического и материального состояния, личные установ­ки на выполнение чисто хозяйственных бытовых дел, различное от­ношение к одиночеству определяют тот факт, что состав домов-ин­тернатов оказывается крайне различным. Однако в определенной своей части он представлен пожилыми людьми, которые в состоя­нии самостоятельно обслужить себя и обладают достаточным физи­ческим здоровьем.

В широком смысле все эти пожилые люди — резиденты домов-интернатов — оказались неспособными адаптироваться к новым ус­ловиям жизни и избрали институциональную социальную помощь и опеку как новый образ жизни.

Все исследователи отмечают, что поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального ста­туса — эти жизненные обстоятельства заставляют человека приспо­сабливаться не только к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в нем. Перед пожилыми людьми встает вопрос оценки себя, своих возможностей в изменившейся ситуации. Как отмечают многие авторы, процесс перестройки личности про­исходит очень болезненно и сложно.

Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличи­вает риск возникновения различных заболеваний и даже смертель­ных исходов у пожилых людей [6].

Часто решение о переезде принимается во время кризиса, напри­мер, после того, как пожилой человек попадает в больницу, или во время эмоционального стресса, который человек испытывает в со­стоянии горя или тяжелой потери. Поэтому не вызывают удивле­ния результаты исследований, согласно которым большинство по­жилых людей не планировали переезжать в стационары, а затем смирились с такой необходимостью.

Процесс перехода на постоянное социальное и медицинское об­служивание обесценивает взгляды пожилых людей. Они рассмат­ривают его как свою неспособность справляться со своей жизнью, они становятся в своих глазах людьми, чья компетентность не вну­шает доверия. Тем самым, как отмечает Т. Бут (Booth
), они вынуж­дены играть роль, которая приписывается им этим институтом: учиться приспосабливать свое поведение к формальной рутине по­вседневной жизни и соответствовать всем ожиданиям обслужива­ющего персонала стационаров. Безразличие и покорность, стиму­лируемые жизнью в стационарах, ведут к уступчивости пожилых людей, о которой они не задумываются. Недостаток возможностей для выражения индивидуального выбора или личной ответствен­ности в своей жизни ведет к тому, что проживающие в домах-интер­натах становятся инертными и беспомощными, их навыки и уме­ния атрофируются. Например, проведенное исследование показа­ло, что уже через месяц после поступления в дома-интернаты умень­шилось число пожилых людей с двигательной активностью в пол­ном объеме (с 39,1 до 28,9%)и увеличилось число тех, кто стал пе­редвигаться только в пределах своей комнаты (с 9,6 до 13,8%).

Другой негативный фактор — это зависимость от обслуживаю­щего персонала. Она вызывает страх «возмездия» за возможные выражения недовольства или жалобы со стороны пожилых, за то, что нормальную критику сочтут похожей на черную неблагодар­ность. Очень трудно пожилым людям решиться высказать жало­бу, если они не имеют никакого выбора. Поэтому, у пожилых людей существу­ет тенденция давать высокую оценку удовлетворенности букваль­но по всем пунктам во время опросов. [6].

В настоящее время пожилые люди обычно не имеют представле­ния о том, что их ожидает после переезда в стационар, кроме случа­ев, если у них имеется возможность сравнить качество ухода в не­скольких домах. Убежденность и вера в то, что они, переехав в дом-интернат, больше не имеют прав, и их явная пассивность провоци­руются замкнутостью стационарной жизни. Поэтому возникают сле­дующие вопросы.

1.Насколько корректно подготовлены отчеты,  вопросники   иссле­дованияудовлетворенности резидентов домов-интернатов, если там широко распространены скука, одиночество, фрустрация?

2.Если жизнь в домах-интернатах влечет аттитюды покорно­сти, может ли мнение резидента об удовлетворенности своей жи­знью там быть правдивым изложением его реальных чувств и ощу­щений?

Таким образом, прогресс в секторе институционального ухода будет зависеть от того, насколько резиденты могут свободно выра­жать свое собственное мнение. Когда они избавлены от зависимо­сти от обслуживающего персонала, то имеют больше свободы в действиях, их бессилие и ранимость не подвержены столь суровым ис­пытаниям, они не уступают мнениям тех, кто принимает решения за них. В связи с этим возникает проблема — будет ли обслуживаю­щий персонал относиться с доверием и уважением к резидентам, если те говорят все то, что чувствуют и думают.

Все вышесказанное позволяет выделить психологические вопро­сы и проблемы в институциональном уходе и обозначить пути их решения.



Вопросы

Проблемы

Решения

Как принять

Внезапность

Время

тяжелую потерю?

Нет альтернатив

Дать возможность горе-





вать, осуществить работу





по преодолению горя

Как оставаться

Одинаковое обраще-

Индивидуальный уход

самим собой?

ние со всеми пациен-





тами





Массовое лечение

Внимательно выслуши-





вать



Отсутствие собствен-

Позволять иметь



ного места

собственные вещи

Как сохранить

Большая зависи-

Поощрять самостоятель-

контроль над

мость

ность

жизнью?

Нет возможности

Давать возможность



выбора

высказаться, делать выбор

Как подтверждать

Отсутствие активно-

Поощрять активность по

ценности и цели

сти

интересам

в жизни?







Недостаток контак-

Поощрять семейные ви-



тов

зиты





Создавать сообщество





Культурные и религиоз-





ные взаимодействия

Пути решения должны учитывать принципы, базирующиеся на мониторинге качества обслуживания, что даст возможность обеспечить участие пожилых людей в своем социальном обслужива­нии:

принцип активности— фокусирует внимание на позитивных ка­чествах и компетентности старых людей, а не только на их инва­лидности и формах дискриминации из-за возраста;

принцип приспособления— фокусируется на утверждении спо­собностей пожилых людей справляться с трудностями и создавать им для этого возможности;

принцип независимости— удовлетворение потребностей пожи­лых людей таким образом, чтобы у них оставался контроль над сво­ей жизнью.

Исследования, проведенные с целью изучения обращения с по­жилыми людьми в домах-интернатах и больницах, позволили вы­делить типичные ошибкив поведении персонала, ухудшающие со­стояниепожилых пациентов:

— манипулирование ложью вместо того, чтобы честно рассказать пациентам об их болезни;

— выполнение какой-либо работы за пожилых из-за их медлитель­ности вместо того, чтобы предоставить им возможность делать этосамим;

— сюсюканье, использование детского языка, обращение с пожилыми как с малолетними;

— постоянное напоминание и обвинение, что они невыносимы;

— игнорирование, холодность в обращении вместо того, чтобы адек­ватно реагировать.
2.2 Практическое решение психосоциальных проблем
Р.Вуд (Wood
) выделил следующие виды поддержкипожилыхлюдей, страдающих от деменции: стимуляция и активность; оккупационная терапия; музыка; домашние животные; мультисенсорная стимуляция; работа с воспоминаниями; ориентация в реальности (ОР); терапия подтверждением.

Рассмотрим некоторые из этих видов. Например, поговорим о пользе домашних животных для пожилых людей. Но оказывается, что даже просто наблюдение за аквариумными рыбка­ми способствует снятию стресса у пожилых людей.

Для этого применялся контролирующий эксперимент: первая группа рассматривала рыбок в аквариуме; вторая группа смотрела видеозапись рыбок в аквариуме; третьи группа смотрела видеозапись иного содержания, Испытуемые всех трех групп указали, что испытали релаксацию. Однако результаты показали, что только у испытуемых первой груп­пы снизилась частота пульса, понизилось мышечное напряжение, возросла температура кожи. Это дает возможность практического использования этого метода для пожилых, страдающих от деменции.

Программа «Ориентация в реальности» (ОР) является наибо­лее широко используемой терапией для пожилых людей, страдаю­щих разными формами слабоумия. Цель проведения такой программы — уменьшение дезориентации и улучшение повседневного функ­ционирования пожилых больных. В 1858 г. доктор Джемс Фулсонвыдвинул теорию «Активной программы, ориентирован­ной на помощь» для пожилых пациентов в Ветеранском административном госпитале в г. Торек (Канзас, США). В 1966 г. Фулсон и Таулби опубликовали свои методы по этой программе, и ОР стала практиковаться в США.

Существует два основных типа ОР — 24-часовой (24ОР — неформальный) и классный (ОР — формальный). В первом случае медицинская сестра в течение длительного времени находится с пациентом, обеспечивая его комментариями и объясняя время, местои т.п. Например, вместо простого объявления «Время обеда» рекомендуется говорить: «Сейчас 14.00, и это время обеда. Мы пойдем и возьмем что-нибудь поесть». По мнению авторов, такая фор­ма поведения персонала будет способствовать структурированию окружающей среды пожилым, страдающим от деменции.

Классный ОР может быть использован как дополнение к 24ОР. Это более интенсивный способ работы с пациентами, которые имеют схожие уровни дезориентации. В этом случае формируются небольшие группы (от трех до восьми человек), каждая из которых работает под руководством инструктора, имеющего соответствующую подготовку.

Классный ОР имеет пять ключевых компонентов:

1)атмосфера — доброжелательная;

2)изучение имен — в начале занятий инструктор и каждый член группы должен быть представлен;

3)ориентация во времени и месте — инструктор предлагает завершить предложения, например: «Сегодня день…месяц… год… » и т.д.;

4)награда и уменьшение фрустрации, вербальное признание успеха, а также ободрение невербальными средствами поддерживаетдоброжелательную атмосферу группы;

5)увеличение активности в классе — стимуляция членов группы для участия в дискуссии по интересам, актуальным новостям и т.д.

Классный ОР должен проходить каждый день и в одно и то же время. ОР может использоваться в самых разных обстановках, та­ких как больницы длительного пребывания, дома для престарелых, центры дневного пребывания; важно, чтобы это были привычные места для пациентов.

Программы ОР существуют как помощь дезориентированным пожилым, однако они требуют дополнительных исследований по улучшению их эффективности.

Метод ориентации в реальности и терапия подтверждением яв­ляются контрастными, противоположными методами. Например, пожилая женщина, больная деменцией, утром встает и говорит, что она (бывшая учительница) должна идти в класс, ее ждут ученики. В первом случае, применяя ОР, ей разъясняют, что она находится в доме-интернате, что сегодня такой-то день недели, она больше не работает и т.д. Во втором случае, действуя методами терапии под­тверждением, учитывается, что эта пожилая женщина хочет сохра­нить свою идентичность как учитель. Поэтому ее можно расспро­сить о профессии учителя, о ее опыте и т. д., чтобы она получила удовлетворение. Иногда бывает, что всплывает травматический опыт, с которым справиться очень сложно, но и с такими случаями можно и нужно работать.

Для психосоциальной адаптации пожилых в условиях дома-интерната можно использовать следующие упражнения:    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.