Реферат по предмету "Социология"


Изучение способностей и их влияние на выбор профессии

Городскаяоткрытая научно – практическая конференция
Тема: «Изучениеспособностей и их влияние на выбор профессии»
2007г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть:
1.    Что такоеспособности. Классификация способностей
2.    Уровни развитияспособностей: способность, одаренность, талант, гениальность
3.   Происхождение способностей:
а) генетическое;
б) приобретенное
4.   Что способствует развитиюспособностей
5.   Влияние способностей на выборпрофессии
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
У выпускников девятых иодиннадцатых классов школ на первый план выходит проблема планирования, какближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного –профессионального. На этом этапе юный человек получает возможность сделатьсамостоятельный выбор и принять ответственность за него. Необходимость переходастаршей школы на профильное обучение уже по окончанию 9 класса заставляет насзадуматься о выборе профильных предметов, которые являются ключевыми приполучении в дальнейшем профессионального образования. Правильный выбор профессиипозволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования,оградить себя, свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какойвыбор можно считать правильным?
Во-первых, будущаяпрофессия должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
Во-вторых, человек долженобладать набором профессионально важных способностей: интеллектуальных,физических, психологических (МОГУ).
В-третьих, эта профессиядолжна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
Цель моей работы: изучитьвиды способностей человека и их влияние на выбор профессии.
Для достижения даннойцели я ставлю следующие задачи:
1.   Рассмотреть понятие «способности» иих классификацию.
2.   Изучить уровни развития способностей,их происхождение и условия для развития способностей.
3.   Провести социологическое исследованиес группой детей и взрослых, чтобы выяснить влияют ли способности на выборпрофессии.
Гипотеза: я предполагаю,что способности человека оказывают решающее значение в выборе профессии.
1. Чтотакое способности. Классификация способностей
Когда мы пытаемся понятьи объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные водинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мыобращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполнеудовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когданужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваиваютзнания, умения и навыки. Что же такое способности?
Термин «способности»,несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературемногих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции ипопытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядетьследующим образом:
1.   Способности – это свойства душичеловека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессовсостояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определенийспособностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
2.   Способности представляют собойвысокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков,обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данноеопределение появилось, и было принято в психологии XVIII – XIXвв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
3.   Способности – это то, что не сводитсяк знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстроеприобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Этоопределение принято сейчас и наиболее распространенно. Оно вместе с темявляется наиболее узким и наиболее точным из всех трех.
4.   Способности – это индивидуальнопсихологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиесяусловием успешности ее выполнения, то есть характеристики личности, выражающиемеру освоения некоторой совокупности деятельностей. От способностей зависитскорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями инавыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. [1]
Значительный вклад вразработку обшей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов.Он-то и предположил третье из перечисленных определений способностей.
Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаетпользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям,связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческойдеятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика,спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующиеспособности.
Разделяют общие испециальные способности:
1)        общие способностиобеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями иосуществлении различных видов деятельности. Общие способности — это умственныеспособности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость,быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. Люди, обладающие общими(умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видахдеятельности, областях знаний, хорошо обучаются.
2)        специальныеспособности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высокихрезультатов в какой-либо области деятельности, например: математические,литературные, музыкальные и т.д.
Специальные и общиеспособности неразрывно связаны. Развитие общих (умственных) способностейобусловливает развитие специальных, которые, в свою очередь, влияют наумственное развитие личности. [2]
Также рассмотримразличные типы умственных способностей, описанные учеными.
Стенберг и его коллеги изЙельского университета создали теорию тройственности интеллекта, выделив триосновные группы интеллектуальных способностей:
1. Компонентныйинтеллект. Он включает в себя общие способности к научению, понятливость,словарный запас, хорошее понимание прочитанного текста, способность оперироватьтакими объектами, как аналогии, силлогизмы категории, способность ккритическому мышлению. Это интеллект в его традиционном смысле, которыйоценивается с помощью тестов.
2. Эмпирическийинтеллект. Эмпирический интеллект включает в себя способности к осмысленномуотбору, расшифровке, сравнению и сочетанию элементов информации с цельюсоздания новых представлений, теорий и идей.
3. Контекстный интеллект.К контекстному интеллекту относятся способности к адаптации в реальном мире,такие как умение оценивать ситуации, достигать поставленных целей и решатьпрактические проблемы.
Говард Гарднер(преподаватель медицинского факультета Бостонского университета) в своейконцепции интеллекта выделяет следующие типы способностей:
1) Пространственныйинтеллект. Способность к формированию пространственных образов и к ориентации вокружающем мире. Микронезийские мореходы с Каролинских островов могуториентироваться среди сотен островов по звездам и собственным ощущениям.Ученым, занимающимся тестированием интеллекта, пришлось бы разработатьсовершенно новые методы и учитывать другие способности, если бы они решилиоценить интеллект Микронезийцева.
2) Музыкальный интеллект.Способность к восприятию и созданию мелодических и ритмических конструкций.Некоторые индивиды, которых по всем прочим показателям относят к умственноотсталым, могут сыграть на пианино песню, слышанную всего один раз; бывает, чтоталантливый джазовый тромбонист не может прочитать газету.
3) Двигательныйинтеллект, Способности к тонким моторным движениям, которые необходимы,например, хирургу или танцору.
4) Межличностныйинтеллект. Способность понять других людей, их чувства, мотивы и способывзаимодействия с ними. Кто-то легко находит общий язык с другими личностямиблагодаря чуткости и способности сопереживать.
5) Внутриличностныйинтеллект. Способность индивида разобраться в самом себе и сформироватьощущение идентичности.
Концепция Гарднерауникальна, поскольку он утверждает, что в нервной системе человека независимодруг от друга существуют различные интеллекты. Он призывает прекратитьоценивать людей по единой мерке, которую называют «интеллектом». Вместо этогоон предпочитает мыслить в рамках концепции множественности интеллектов, имеющихразличную силу. [3]
 
2. Уровниразвития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность
В литературе выделяютнесколько уровней способностей: способности, как таковые, одаренность, талант,гениальность. Вопрос о способностях достаточно подробно рассмотрен в пункте2.1.
Под одаренностью влитературе понимают такое состояние индивидуальных психологических ресурсов,которое обеспечивает возможность творческой деятельности, т.е. деятельности,связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованиемнестандартных подходов в разработке проблем, умение находить наиболееперспективные решения в той или иной предметной области, открытость любыминновациям.
Само слово «одаренный»,вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает образинтересного, яркого, талантливого человека и в противовес – обычного,бездарного, со стандартным развитием и стандартной жизнью.
Все дети талантливы. Укаждого свой особый дар, огромный потенциал, удивительная сила, котораязаставляет их, расти и развиваться. С каким упорством и отвагой ребенок делаетсвои первые шаги, идет, падает, снова встает. Он активно осваивает окружающиймир, стремится наиболее полно реализовать себя. Эта универсальная способностьприсуща всем детям вне зависимости от конкретных способностей и уровняразвития. Если все же настаивать на так называемом термине «одаренные дети», тосреди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те,кто может проявить довольно поздно в течение жизни, такие способности могутоказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже. Кпоследним, например, относится Альберт Эйнштейн, который в детстве отнюдь несчитался одаренным, а в дальнейшем оказался гением. Интересен его вопрос, какон умудрился открыть теорию относительности: «В детстве, я очень медленноразвивался, поэтому те вопросы, на которые дети получили готовый, авторитетныйответ от взрослых, в моей голове возникли гораздо позже, и мне пришлось искатьответ на них самому.»
Большинство специалистовподтверждают, что основной характеристикой потенциала человека является невыдающийся интеллект, а внутренний мотив, движущий человеком. Часто люди, необладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения,целенаправленно решающие важную именно для них задачу, оказываются болеепродуктивные, чем способные, но менее заинтересованные. В этой связи достаточносложно ответить родителям на просьбу профориентации или школьной специализацииребенка. Далеко не всегда тот вид деятельности, в которой человек наиболееодарен, совпадает его интересами, внутренним мотивом.
Наиболее частопроявляется музыкальная и художественная одаренность. Различают общую и частнуюодаренность. Примерами всесторонне одаренного человека являются М.В. Ломоносови Леонардо да Винчи. Последний обладал не только художественными талантами, нои научными, причем реализовывал их в самых различных областях науки и жизни.
Признаки одаренности проявляютсядостаточно рано и являются залогом будущих успехов. Многие из них можнозаметить в обычной жизни, не прибегая к специальным тестам.
Талантом называют такуюсовокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности,отличающейся оригинальностью и новизной, высшим совершенством и общественнойзначимостью.
Гениальность – высшаяступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги, в тойили иной сфере творчества, «создавать эпоху». Как и способности, гениальность можетбыть врожденной «гений от бога» (В.Моцарт, Рафаэль, А.С.Пушкин), так иприобретенное «гений от себя» (Демосфен, Ломоносов, Вагнер, Ньютон, В.Скотт). [4]
 
3.Происхождение способностей
Каково происхождениеспособностей? Предаются ли они по наследству, являются ли наследственными илиприжизненно формирующимися образованиями? Раннее появление способностей удетей, повторение их у потомков выдающихся людей, примеры одаренных семей, с однойстороны, как бы подтверждают наследственность способностей, с другой – непозволяют развести действие наследственности и среды (в одаренных семьяхблагоприятные условия для развития способностей).
Изучение родословныхвыдающихся людей, статистика потомственных профессий свидетельствует не обиологической наследственности условии жизни, т.е. социальных условий, которыеблагоприятствуют развитию способностей. Известно, например, что Чарли Чаплинвпервые вышел на сцену в 5-летнем возрасте. В тот день у его матери-актрисысорвался голос. Ее освистали, и она ушла за кулисы. Состоялся неприятныйразговор с директором театра, который боялся потерять денежный сбор. Внезапнодиректору пришла в голову мысль вывести на сцену мальчика, который был здесьже, за кулисами. Раньше ему доводилось видеть, как маленький Чарли пел итанцевал, подражая матери. Сказав несколько слов публике, директор оставилмальчика одного на ярко освещенной сцене. Тот начал петь, ему кидали деньги. Онвоодушевился, и концерт продолжался с нарастающим успехом. В тот день Чарлииспытал яркое эмоциональное потрясение, он понял, что сцена – его призвание.
Существуют природныепредпосылки способностей – задатки. Это анатомо-физиологические ифункциональные особенности человека: строения мозга, органов чувств, движения.К задаткам относят проявления и свойства типов нервной системы – общих (степеньобщей активности, повышенная чувствительность) и специальных типов(художественного, мыслительного), а также парциальные (частные) особенностинервной системы, проявляющиеся у одних в предрасположенности к восприятиюцветов, звуков, у других – к обобщениям, установлению связей, отношений и т.п.
У человека есть два видазадатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, авторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят рядэтапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии наболее высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена напредыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развитиявыступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоитьвысшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания поотношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка.Знания задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальныеособенности процесса формирования способностей, его конечного результата.
Зависимость развитияспособностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних и тех же людейизучает психология индивидуальных различий.
Откуда берутсяиндивидуальные психологические различия людей? Как они возникают? Один изответов на данные вопросы предлагает А. Анастази: «Индивидуальные различияпорождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностьюиндивида и его средой… Наследственность допускает очень широкие границыповедения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от еговнешней среды».
Влияние среды, как ивоздействие наследственности, начинает проявляться уже при рождении ребенка.Например, новорожденные дети-близнецы имеют не только общие черты, но иособенности, отличающие их друг от друга. Человек с рождения обладает многимитакими свойствами, которые впоследствии сказываются на его индивидуальности,могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств.Тот факт, что у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различияв доминирующем психофизиологическом эмоциональном состоянии, свидетельствует,что определенные психические состояния и формы поведения находятся в сферепрямых генетических влияний.
Особый интерес в связи сопределением влияния генетических факторов на развитие индивидуальности ребенкапредставляют результаты исследований гомозиготных (имеющих идентичнуюнаследственность) и гетерозиготных (обладающих разной наследственностью)близнецов. Некоторые из них, взятые из работ А. Баса и Р. Плоумина.
Сравнительноеисследование гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях,показывает, что вопреки ожиданию их индивидуальные психологические иповеденческие различия от этого не выросших в одной семье, причем в некоторыхслучаях даже уменьшаются.
Дети-близнецы, имеющиеодинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятсяиногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитываютвместе. Объясняется этот несколько неожиданный факт тем, что детям-одногодкам,постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматьсяодним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполнеравноправные отношения.
Несмотря на большоесходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, котороеобнаруживается среди гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправданоутверждение о том, что их психологическая общность обусловлена толькогенетически. Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяютсчитать влияние среды на психическое и поведенческое развитие индивида болеесильными, чем воздействие его наследственности.
Возможность наследования задатковне следует приравнивать к наследованию способностей. Психологи доказали, чтоспособности человека развиваются в процессе жизни и деятельности. Решающимусловием их развития являются специально организованные деятельность иобучение. Экспериментами, проведенными под руководством А. Н. Леонтьева,показана возможность формирования музыкального слуха у детей, не имеющихзадатков к музыкальным способностям, в процессе специально организованноймузыкальной деятельности (система индивидуальных занятий включала слушание,сравнение и пение звуков).
Итак, способностичеловека формируются и развиваются. Решающими факторами развития способностейявляются социальные: усвоение системы знаний, умений и навыков в процессецеленаправленного обучения и воспитания, активного взаимодействия с окружающиммиром.
Способности проявляются иформируются в деятельности. Для формирования способностей необходимаопределенная организация соответствующей деятельности: музыкальной – дляразвития музыкальных способностей, педагогической – для развития педагогическихспособностей и т.п. При этом деятельность должна удовлетворять основнымусловиям развития способностей:
-вызывать положительныеэмоции, интерес человека;
-быть творческой;
-поставленные в нейзадачи должны немного превосходить имеющиеся возможности, уже достигнутыйуровень выполнения деятельности.
Развитие способностей.Развитие способностей осуществляется в процессе жизнедеятельности, а такжеучебной, трудовой, игровой деятельности. Источником развития способности служитпротиворечие между наличным уровнем развития способностей и требованиямидеятельности.
Важнейшим моментомразвития способностей – приспособление операционных механизмов к условиямдеятельности. В данном процессе проявляется конкретность психической функции. Врезультате приспособления к условиям деятельности операционные механизмы приобретаютчерты оперативности. В плане психического отражения эту проблему с наибольшейполнотой разработал Д.А. Ошанин. Формирование оперативности операционныхмеханизмов способностей представляет собой наиболее тонкий процесс их развития.
Ссылаясь на исследованияА.Н. Леонтьева в области формирования звуковысотного слуха, можно утверждать,что процесс формирования оперативности функциональных механизмов заключается втонком приспособлении органов чувств к особенностям воспринимаемых объектов.При формировании звуковысотного слуха в качестве такового выступаеткомпарирующий анализ, заключающийся в подстройке движения голосового аппарата квоздействующему звуковому раздражителю.
Выделение операционныхмеханизмов в способностях позволяет ответить на вопрос: как человек можетовладеть своими способностями? Через овладение операционными механизмамивосприятия, запоминания, воображения и т.д.
Таким образом, развитиеспособностей представляет собой процесс:
·      Развитияфункциональной системы, реализующей конкретную психологическую функцию, всовокупности ее компонентов и связей;
·      Развитияоперационных механизмов;
·      Развитияоперативности в системе функциональных и операционных механизмов;
·      Овладениясубъектом своими познавательными способностями через рефлексию и овладениеоперационными механизмами в отношении конкретных функций.
Рассматривая развитиеспособностей, можно выделить три фактора культурной детерминации.
Во-первых, необходимоподчеркнуть тот факт, что ребенок, в отличие от животного, рождается снезавершенным формированием функциональных систем психического деятельности.Функциональные системы, реализующие психические функции, вызревают в течениедлительного постнатального периода. Этот процесс детерминируется средойжизнедеятельности. Функциональные системы изначально формируются какокультуренные «второй природой», созданной человеком.
Во-вторых, развитиеспособностей детерминируется социальными формами деятельности.
В-третьих, развитиеспособностей детерминируется индивидуальными ценностями. Именно этииндивидуальные ценности и смыслы будут определять качественную спецификуспособностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек, какиерешения он примет.[5]
4.  Чтоспособствует развитию способностей
Любые задатки, прежде чемпревратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многихчеловеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, есличеловек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которыхсоответствующие способности развиваются, не прекращается конца. В процессеразвития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходитподготовка анатомо-физической основы будущих способностей, на других идетстановление задатков небиологического плана, на третьих складывается идостигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могутпротекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга.Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основекоторых лежат явно выраженные анатомо-физиолгические задатки, хотя бы вэлементарной форме представленные с рождения.
Первичный этап в развитиилюбой такой способности связаны с созреванием необходимых для нее органическихструктур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Онобычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка отрождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всеханализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков корыголовного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Этосоздает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенкаобщих способностей, определенный уровень которых выступает в качествепредпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.
Становление специальныхспособностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпамипродолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитиюэтих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенноевлияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играхпервоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские,организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности.Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особоезначение для формирования специальных способностей у детей.
Важным моментом вразвитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременноесовершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей.Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровняразвития других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоватьсяречью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительносамостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая частьвходит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности,обогащая их.
Если деятельность ребенканосит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать исама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверкии развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданиемчего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себеновых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимуломк занятию ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодолениевозникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку,повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувствоудовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемаядеятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. не пределевозможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуято, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, ненаходящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собойразвитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализациюуже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становитсяневыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений инавыков.
Важным моментом развитиячеловеческих способностей является их компенсируемость, причем это обноситсядаже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденныефизиологические задатки. А.Н. Леонтьев показал, что определенного уровняразвития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых срождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слухаможно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошоприспособлено для обеспечения звукового слуха (такой слух традиционнорассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если спомощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е.воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работыголосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотнаячувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разнойвысоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различениепроисходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказываетсяодним и тем же: обученный подобным слух, какой характерен для людей, имеющихчувствительный с рождения к высоте звука орган слуха. [6]

5. Влияниеспособностей на выбор профессии
Н.А. Добролюбов сказал:«Нет неспособных людей, а есть только неуместные». Слово «неуместные» надопонимать здесь в буквальном смысле – не на своем месте. Значит, и в XIX веке лучшие умы задумывались осоответствии человека и его профессии.
Не трудно заметить, что сточки зрения успешности освоения конкретной профессиональной деятельностиважными являются не только сложные специальные, но и другие виды способностей.Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельнаячувствительность – парфюмеру и т.д. Хорошо развитая речевая способностьнеобходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю.
Чтобы выяснить, знают лимои одноклассники о том, есть ли у них какие-либо способности и собираются лиони применить их при выборе будущей профессии. Я провела анкетирование последующим вопросам:
1.   Есть ли у вас какие-либо способности?
2.   Кто выявил у вас эти способности?
3.   Как вы развиваете свои способности?
4.   Как вы думаете, окажут ли вашиспособности на выбор будущей профессии?
В опросе принималиучастие 20 учащихся 9 «Б» класса. Результаты исследования следующие:
/>
90 % детей отметили усебя наличие способностей. Можно предположить, что остальные 10 % — это детипотенциал которых не раскрылся, либо не определился в каком-либо конкретномвиде деятельности.
/>
Большинство моиходноклассников отвечали, что их способности были обнаружены родителями илисамостоятельно. Только у 25% способности были обнаружены педагогами. Своиспособности развивают тем, что посещают различные учреждения дополнительногообразования, участвуют в творческих конкурсах, олимпиадах, спортивныхсоревнованиях разного уровня.
/>
55 % опрошенных несобираются связывать свою будущую профессию с имеющимися у них способностями,т.к. с одной стороны стремятся выбрать профессию, востребованную на рынкетруда, считают, что у родителей будет не достаточно средств для обучения нужнойспециальности, которую можно получить в учебных заведениях Москвы иСанкт-Петербурга. С другой стороны не считают творческие и физическиеспособности основанием для выбора будущей профессии, а относят их к сфередосуга.
 Как реализуют своиспособности в жизни мои одноклассники, делать вывод пока рано. Больше всегоменя заинтересовало, как взрослые люди использовали свои способности в выборепрофессии. Я провела опрос 20 людей в возрасте от 30-50 лет. Получила следующиерезультаты:
/>
Из данной диаграммывидно, что 40% опрошенных в той или иной мере связали свои способности свыбором профессии. Для 60% способности не стали основой выбора профессии последующим причинам: во-первых, не было учебного заведения с нужнойспециальностью, во-вторых, родители считали, что профессия музыканта,спортсмена, художника не гарантирует достаточных средств для жизни, в-третьих,различные жизненные ситуации. Большая часть применяют свои способности вхудожественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях длясамосовершенствования, т.е. по мере необходимости. Люди, которые в детстверазвивали свои способности, например, занимались плаванием, в настоящее времясчитают, что именно это помогло им сохранить хорошее здоровье. Педагоги,которые в детстве занимались в художественной школе, сейчас применяют своизнания и умения при оформлении учебного кабинета.

Заключение
В данной работе я изучиласпособности, склонности. Я подробно рассмотрела условия необходимые дляразвития способностей. Изучила уровни развития способностей и их влияние навыбор профессии. Я думаю, что родителям и педагогам необходимо больше внимания уделятьдетям и как можно раньше обнаружить и вовремя развивать способности. Многие, изопрошенных мною взрослых, сожалеют, что у них музыкальные или художественныеспособности были обнаружены слишком поздно, когда нельзя уже пойти вмузыкальную или художественную школы. Я считаю, что способности играют большуюроль в развитии, становлении личности, в увлечениях человека, но к сожалению, яне подтвердила свою гипотезу о всегда о решающем влиянии способностей в выборепрофессии, т.к. часто не совпадает — ХОЧУ, МОГУ И НАДО.
Проанализировав темуспособностей, я поняла, что реализация способностей личности является решающимкритерием уровня и развития общества. Проблема способностей человека — одна изосновных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема.
Я пришла к выводу, чтоспособности существуют только в деятельности, и потому, пока неясно, какойдеятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о егоспособностях к этой деятельности. Каждый человек индивидуален и способностиотражают его характер, склонность к чему-либо или увлеченности к чему-либо. Носпособности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования вкакой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, тоспособности в этом случае развить нельзя.
Занимаясь развитием своихспособностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие не былосамоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезнымчленом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, надформированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств. Способности- это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Еслиталантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительнойличностью. Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем,принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносятогромную пользу обществу.

Литература
1.        Дьяченко О.М.Профессиональное мастерство работника культуры. М., 1998.
2.        Грейс Крайг.Психология развития. – СПб.: изд-во «Питер», 2000.
3.        Немов А.С.Психология. М.: изд-во «Знание», 2000.
4.        Пекелис В.Д. Твоивозможности, человек! М.: изд-во «Знание», 1984.
5.        Райс Ф.Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
6.        Столяренко Л.Д.,Основы психологии. Ростов н/Д., изд-во «Феникс», 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.