ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММАОПРОСА НАСЕЛЕНИЯна тему Отношение различных слоев населения г. Москвы к введению с1 июля 1998 года повременной оплаты за телефонныепереговорыи влияние повременки на будущее благосостояние населения. Студентагруппы
К-4-1 ПАВЛОВАР.В. Научныйруководитель проф.СИЛЛАСТЕ Г.Г. МОСКВА 1998 СОДЕРЖАНИЕ1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯЧАСТЬ 31.1 АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31.2 ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ 31.3 СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ 41.4 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ 41.5 ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 41.6 ЗАДАЧИ
ИССЛЕДОВАНИЯ 51.7 ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 51.8 ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 51.9 ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ 51.10 ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 62. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 82.1 МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ 82.2 ВЫБОРКА 82.3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 82.4 АНКЕТА Ваше отношение к введению повременной оплаты 10 1.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯЧАСТЬ.1.1 Актуальностьтемы исследования Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что повременная оплата в настоящее время существуеттолько для организаций и не является для них проблемой, так как ее масштабы несопоставимыс той прибылью, которую они получают. При переходе же к повременной оплате для населенияогромное число людей попадет под следующее ограничение 20 минут в день - бесплатные,а за остальное время придется платить.
Наиболее обеспеченные люди смогут адаптироватьсяк новым условиям и будут продолжать свои деловые или иные переговоры. Однако,огромное количество людей не сможет к этому адаптироваться.1.2 Проблемнаяситуация Не секрет, что качество телефонных линий, оборудования АТС и обслуживанияв России оставляет желать лучшего. Очень часто многие жители слышат в трубке вместодлинного гудка либо музыку, либо пробивающееся откуда-
то радио, либо разговор другихлюдей. Эти нестандартные звуки существуют потому, что оборудование телефонныхстанций безнадежно устарело, многие станции работают на оборудовании 1960-х годов.Сейчас стали строить новые, цифровые АТС, но их пока все-таки довольно мало. Другаяпроблема - недостаточное выделение средств из бюджета на переоборудование АТС ина закупку нового, высококачественного оборудования.
Частично руководство телефоннойкомпании решает эту проблему поднятием абонентской телефонной платы, а также надеетсяна введение повременной оплаты хотя предварительные подсчеты показывают, что повременнаяоплата не окупится довольно долго очень дорого стоит само оборудование учета временидля АТС, да еще плюс к этому установить на старых АТС такое оборудованиебудет дороже, чем на новых цифровых .Таким образом, есть два основных противоречия 1 Техническое.
Убытки от введения повременной оплаты могут намного превыситьожидаемый доход, который предполагается использовать на модернизацию оборудования 2 Социальное. С людей будут брать деньги за каждую минуту разговора притом, что качество связи будет оставлять желать лучшего, а многие люди лишатся последнегоисточника общения - телефона. Из-за повpеменной оплаты телефона оставшиеся безpаботы люди не смогут активно искать pаботу.
Так как делать это, не пользуясь подолгутелефоном пpосто невозможно. То есть, повpеменная оплата может довольно ощутимоувеличить безpаботицу. 1.3 Степеньнаучной разработанности проблемы Разработанность данной проблемы в России почти нулевая, так как опыт повременнойоплаты существует только за рубежом и, причем, этот опыт гораздо безболезненней,чем будет у России . За рубежом в частности, в
США существует следующая схемаоплаты местные локальные телефонные переговоры предоставляются телефонной компаниейбесплатно, и лишь более дальние , между отдельными штатами в России - муждугородние оплачиваются в зависимости от расстояния между двумя абонентами. В России же, помимооплаты за межгород и абонентской платы которую также планируют повысить с марта1998 года собираются ввести оплату за переговоры в пределах города.
Но ведь наименееобеспеченная часть жителей студенты, пенсионеры, инвалиды и др. зачастую не имеют лишних денег, а телефон для них является одним из самых важных и быстрых средствсвязи, общения, обмена информацией. В журнале Социс за 1997 год материалы по даннойпроблеме отсутствуют. 1.4 Интерпретацияключевых понятий Ключевыми понятиями данного исследования являются повременная оплата, отношение населения, различные слои населения, благосостояние.
Повременнаяоплата зд. - взиманиес населения денег за превышение отведенного на разговоры бесплатного лимитавремени 620 минут в месяц, или 20 минут в день .Отношениенаселения - этоте действия бездействие людей, которые повлечет введение повременной оплаты, атакже мнение, которое сложится о политике правительства в данном случае - ПравительстваМосквы , о руководстве МГТС.Социальныеслои населения - этогруппы населения, разделенные
по возрасту, физическому здоровью и роду деятельности то есть, по различным признакам .Благосостояние - это обеспеченность населения, его социальнаязащищенность. 1.5 Цель исследования Целью данного исследования является выявление отношения населения г. Москвык введению повременной оплаты за телефон и возможного влияния этой оплаты на будущееблагосостояние жителей города.1.6 Задачиисследования изучение социально-психологического настроя москвичей изучение
возможных вариантов поведения москвичей имотивов такого поведения в случае введения повременной оплаты оценка влияния введения повременной оплаты на благосостояниеразличных слоев москвичей мнение москвичей о времени, необходимом разным социальнымгруппам населения для общения по телефону узнать о степени готовности москвичей к переходу наповременную оплату выяснить последствия сокращения общения по телефону.1.7 Объектисследования Различныеслои населения города Москвы.
1.8 Предметисследования Будущееблагосостояние московского населения. 1.9 Операционализация понятий Структурная операционализация 1. Отношение населения можнооперационализировать на 1. Позитивное a дружеское b уважительное c доверительное.2. Негативное a настороженное b неприязненное c враждебное.3.
Нейтральное.2. Ключевое понятие социальныеслои населения можно операционализировать 1 По роду деятельности студенты рабочие служащие предприниматели пенсионеры инвалиды 2 По степени благосостояния обеспеченные среднеобеспеченные малообеспеченные находящиеся ниже черты бедности.3 По уровню телефонизации имеющие одну или несколько телефонных линий имеющие спаренную телефонную линию не имеющие телефона сообще.4 По средней продолжительности разговора по телефону долго разговаривающие
более 1 часа нормально разговаривающие от 20 до 60 минут мало разговаривающие менее 20 минут .5 По половому признаку мужчины женщины.Факторнаяоперационализация.На отношениемосквичей к введению повременной оплаты влияют следующие факторы наличие телефонной линии величина платы за 1 минуту разговора при превышениибесплатного лимита времени авторитет руководства города, а также начальства МГТСу москвичей доверие москвичей к властям уровень благосостояния степень
необходимости общения по телефону потребность 1.10 Гипотезыисследования Гипотеза-основание Фактвведения повременной оплаты в той или иной степени отражается на благосостояниииндивида, что может повлиять на его отношения с окружающим миром. Однако влияниеповременной оплаты на различные группы населения сугубо индивидуально и в большейстепени зависит от благополучия в семье и приоритета конкретных жизненных ценностей.
Гипотеза-следствие Послевведения повременной оплаты большинство людей станет меньше общаться в особенностипрестарелые и инвалиды, которые физически не могут выйти из дома .Косвенные гипотезы Можетвозрасти число самоубийств не каждый сможет позволить себе общаться со службойдоверия по 3-4 часа , потому что некоторые люди не могут излить душу кому-то кромекак по телефону, особенно если очень закомплексованные. Можетвозрасти безработица многие ищут работу по телефону.
Можетначаться волна атков вандализма многие будут пытаться звонить из уличных таксофоновбесплатно , что приведет к еще большим расходам на восстановление испорченногооборудования .2. МЕТОДИЧЕСКАЯЧАСТЬ2.1 Методысбора информацииДанное социологическое исследование имеет не сплошной,а выборочный характер, так как быстро исследовать всю совокупность жителей столицыРоссии, на мой взгляд, практически невозможно. Имеет смысл опросить по несколькочеловек из различных социальных групп, чтобы получить общее,
развернутое представлениеоб отношении москвичей к повременной оптлате.2.2 Выборка Генеральнаясовокупность - жители Москвы - это примерно 9 миллионов человек.Выборочнаясовокупность - 1500 человек, из них 750 человек женщины и 750 - мужчины.Возраст респондентов от 16 до70-80 лет.Опрос осуществляется методом квотной выборки. Инструментарий опроса анкета.Возможные формы обработки информации машиннаяобработка.2.3
Практическаязначимость исследования.Проблемавведения повременной оплаты - одна из самых значимых для общества. Маccовое введениеcиcтемы повpеменной оплаты телефонных пеpеговоpов в pегионах Роccийcкой Федеpациипpиобpело хаpактеp официальной политики Миниcтеpcтва cвязи РФ. В cоответcтвие cПоcтановлением Пpавительcтва РФ от 26.09.97 1235 пpедycматpиваетcя возможноcтьвведения повpеменной cиcтемы оплаты меcтных
телефонных пеpеговоpов по pешению опеpатоpаcвязи. Пpинципы внедpения cиcтемы повpеменного yчета cтоимоcти меcтных телефонныхпеpеговоpов были одобpены cовмеcтной комиccией Минcвязи РФ и ГКАП Роccии 17 ноябpя1995 года.В Моcквеобъявлено о введении cиcтемы повpеменного yчета меcтных телефонных пеpеговоpовc 1 июля 1998 года. Объявлено о введении cиcтемы повpеменного yчета и в pяде pегионовРоccии. В некотоpых гоpодах напpимеp, в
Хабаpовcке она yже введена. В Петеpбypгеpешение о введении повременной оплаты пока не пpинято. Вопpоc о целеcообpазноcтивведения повременной оплаты pаccматpивалcя на cлyшаниях в Законодательном Cобpаниигоpода. По итогам cлyшаний, комиccиями Законодательного Cобpание было конcтатиpованоотcyтcтвие доcтаточных обоcнований необходимоcти внедpения повpеменной оплаты.Пеpcпективавведения повpеменной оплаты вызвала пpотеcты потpебителей, выpазившиеcя
в выcтyпленияхпpедcтавителей pяда общеcтвенных оpганизаций, а также в митингах, пpошедших в pядегоpодов Роccии 20 декабpя 1997 года по инициативе yчаcтников некоммеpчеcкой общеcтвеннойкомпьютеpной cети ФИДО .Указанныеобcтоятельcтва заcтавляют пpовеcти подpобный анализ пpеимyщеcтв и недоcтатков повpеменнойcиcтемы оплаты, а также поcледcтвий ее введения. Hеожиданным pезyльтатом такогоанализа оказываетcя вывод об отcyтcтвии cеpьезных аpгyментов в пользy введения вcовpеменных ycловиях
Роccии повpеменной cиcтемы оплаты меcтных телефонных пеpеговоpов.Hапpотив, негативные поcледcтвия введения cиcтемы повpеменной оплаты веcьма тяжелыи неcомненны.2.4 Анкета Ваше отношение к введению повременной оплаты ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ Ваше оТНОШЕНИЕ К введениЮ повременной оплаты Уважаемыйопрашиваемый!
Просим Вас принять участие в опросе по оченьважной проблеме. С помощью Ваших ответов мы надеемся выполнить цель нашего исследования - узнать Ваше отношение к введению с 1 июля1998 года повременной оплаты за телефонные переговоры и выявить возможные последствияэтого нововведения. Результаты опроса будут опубликованы в обобщенном виде.Техника заполнения анкеты обвести выбранные ответы кружочками 000
Заранее благодарим Вас за участие в опросе!Автор ПАВЛОВ Р.В. АНКЕТА 1. Ваш возраст 001 -младше 20 002 -20-35 003 -36-45 004 -46-60 005 -старше 60.2. Ваш пол 006 -мужской 007 -женский.3. Вашесемейное положение 008 - допишите 4. Ваше образование 009 -среднее 010 -неполное высшее 011 -высшее 012 -другое допишите 5. Вашаспециальность если есть 013 -Да, есть. Это допишите 014 -
Нет.6. Естьли у Вас дома телефон?015 -Да.016 -Нет.7. Еслиесть, много ли Вы по нему разговариваете?017 -Да, много, больше 1 часа в день 018 -Да, довольно много 20-60 минут в день 019 -Нет, меньше 20 минут в день.8. Есливведут повременную оплату, станете ли Вы разговаривать меньше или у Вас достаточносредств для оплаты сверхлимитного времени?020 -
Нет, не стану, у меня достаточно средств 021 -Стану разговаривать меньше, но ненамного 022 -Да, у меня не так много денег.9. Доверяетели Вы правительству?023 -Да.024 -Скорее да, чем нет.025 -Скорее нет, чем да.026 -Нет.027 -Затрудняюсь ответить.10. Как Высчитаете, введение повременной оплаты - это хорошо или нет?028 -Да, я надеюсь, что качество связи улучшится 029 -Нет, это бесполезно 030 -
Затрудняюсь ответить.11. Готовыли Вы к введению повременной оплаты?031 -Да.032 -Нет.033 -Затрудняюсь ответить.12. Нуждаетесьли Вы в психологической поддержке?034 -Да.035 -Нет.13. Еслинуждаетесь, от кого вы ее получаете?036 -от родственников и знакомых, которые приходят в гости 037 -от них же, но по телефону 038 -в службе доверия 039 -другое допишите 14.
Получаетели Вы материальную помощь?040 -Да.041 -Нет.15. ЕслиВы получаете помощь, то от кого?042 -от родственников 043 -от предприятия, в котором Вы работаете работали 044 -от государства 045 -другое допишите 16. Что Выделаете пытаетесь делать , чтобы предотвратить введение повременной системы учета?046 -Пойду на митинг против повременной оплаты 047 -Буду активно пытаться противодействовать писать письма
в Правительство, Мэрию ит.д. 048 -В принципе, я против, и если ее отменят, будет неплохо. Но делать ничего важногоне буду.049 -Ничего, мне это безразлично 17. Будетели Вы как-то пытаться поговорить бесплатно?050 -Да, буду пытаться из уличного автомата 051 -Нет, не буду.052 -другое допишите 18. Довольныли качеством своей телефонной линии?053 -Да, вполне 054 -
Да, но иногда бывают мелкие проблемы 055 -Нет, связь очень плохая трески, шумы, посторонние разговоры . Большое спасибо за оказанную помощь в проведенииданного социологического исследования! Социологическое исследование выполнил студент ФинансовойАкадемии при Правительстве РФ ПАВЛОВ Р.В.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |