Содержание
Введение 3
Глава 1. Определение ифункции семьи 4
1.1. Факторыобуславливающие семейное нарушение 6
Глава 2. Семейныеконфликты и их характеристика 9
2.1. Характеристикасемейных конфликтов 9
2.2. Причины конфликтов 12
Глава 3. Методы коррекциисемейных отношений 19
Заключение 23
Список используемойлитературы 24
Введение
Только те семейные и общественные отношения и могутбыть крепки, которые вытекают из внутреннего убеждения и оправдываютсядобровольным, разумным согласием всех в них участвующих.
Н. А. Добролюбов
Семья – это основанное на браке или кровном родствеобъединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральнойответственностью и взаимопомощью.
Бытом многих семей правят сейчас три докультуры:психологическая неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азовэмоционального общения в семье; половое невежество – незнание законовчеловеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы испособов их смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличийдетской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологиии в духе нынешнего образа жизни.
Эти три невежества чрезвычайно усложняют жизньбольшинства семей, особенно молодых, тогда как знания могут очень помочь им.Впрочем, одних знаний здесь явно не хватает. Знания не нить Ариадны, котораясама выводит из лабиринта. Это скорее компас, который показывает на полюссчастья, а дойдём мы до него или нет – зависит от наших усилий, от того, сумееммы или не сумеем отыскать свою дорогу к этому полюсу, дорогу, которая отвечаетнеповторимому складу наших характеров, чувств, отношений.
Семья попала сейчас в океан бедствий. Взрыв разводов иодиночества, лавина несчастий и недобрых нравов – ещё никогда в историичеловечества не было такого острого семейного кризиса. Кризис этот рождён инебывалыми противоречиями жизни и тем, что мы из рук вон плохо разрешаем их.
Данная курсовая работа посвящена изучению основныхпричин возникновения семейных конфликтов. Предметом – причины семейногоконфликта, а объектом изучения является сам конфликт.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения исписка используемой литературы.
Глава 1. Определение и функции семьи
По определению Соловьева Н.Я., семья “малая социальнаягруппа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная насупружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениями между мужем и женой,родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками живущимивместе и ведущими одно хозяйство”. Не надо говорить какую роль играет семья вжизни отдельной личности и общества в целом её значение велико. Остановимся наважнейших интегральных характеристиках семьи. Ими являются её функции структураи динамика.
Функции семьи.Это сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанные с удовлетворениемопределенных её потребностей её членов. Охарактеризуем личностное иобщественное значение важнейших функций семь в обществе.
1. воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностейв отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. Поотношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализациюподрастающего поколения;
2. хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальныхпотребностей семьи. В этом смысле семья обеспечивает восстановление затраченныхпри физическом труде сил;
3. эмоциональная функция реализуется в удовлетворении потребностей семьи всимпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества,содействует сохранению их психического здоровья;
4. функция духовного общения – эта функция проявляется в удовлетворениипотребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении ииграет важную роль в духовном развитии членов общества;
5. функция первичного социальногоконтроля обеспечивает выполнениесоциальных норм членами семьи, в особенности теми, кто не обладает вдостаточной степени способностью строить своё поведении в полном соответствии ссоциальными нормами. Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи,которые страдают каким- либо физическим недугом;
6. сексуально-эротическая функция реализуется в сексуально эротических потребностяхчленов семьи, семья в этом смысле осуществляет регулирование сексуальноэротической направленности поведения членов семьи, а также обеспечиваетбиологическое воспроизводство общества.
В современной семье значительно возросло значениетаких функций, как эмоциональная, функция духовного общения,сексуально-эротическая и воспитательная. Брак рассматривается в наше время каксоюз, основанный на эмоциональных связях больше чем на хозяйственноматериальных.
Следует обратить внимание на нарушения функций семьи,которые затрудняют или препятствует выполнению семьей её функций, ипредставляют одну из особенностей её жизнедеятельности. Перечислим основныефакторы, способствующие нарушению реализации функций семьи:
- личностные особенности членовсемьи (характер, темперамент, ценностные ориентации и т.п.);
- взаимоотношения между членамисемьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимания в семье;
- определенные условия жизни семьи.
Например, рассмотрим факторы, способствующие нарушениюреализации воспитательной функции семьи. К таким факторам могут быть отнесены:
- неполный состав семьи;
- недостаточный уровень знаний инавыков родителей по воспитанию детей;
- негативность отношений междуродителями;
- конфликтность семьи (не только повопросам воспитания но и по иным вопросам касающимся воспитания семьи);
- вмешательство со стороныродственников в воспитании детей.
Структура семьи. Позволяет определить, каким образом распределены обязанности и правамежду её членами, кто осуществляет руководство, а кто исполнение. С точкизрения структуры можно выделить такие семьи, в которых руководство иорганизация всех её функций сосредоточены в руках одного её члена семьи(централизованный, авторитарный стиль), семья, где все члены семьи принимаютучасти в решении тех или иных проблем (демократическая система отношений).
Наиболее распространенная возрастная структура семей внашем обществе – это семья, включающая мужа, жену, детей и кого-нибудь изстаршего поколения (бабушку, дедушку).
Семья чаще всего ориентирована на равноправноераспределение прав и обязанностей, а так же на равное участие в решении всехсемейных проблем.
Нарушения структуры семьи – это такие особенности еёструктуры, которые препятствуют выполнению её функций. Это может бытьнеравномерное распределение хозяйственно бытовых обязанностей между супругами,т.к. мешает удовлетворению потребности одного из супругов в становлениифизических сил, в удовлетворении духовных потребностей. Ещё одной из причинявляется семейный конфликт.
Динамика семьи.Структура и функции семьи изменяются на различных этапах жизнедеятельностисемьи. Существуют несколько периодизаций жизненного цикла семьи на основе наличияили отсутствия детей в семье, а также их возраста.
Зарождение семьи (с момента заключения брака до появления первого ребенка). Важнейшиезадачи, решаемые на этом этапе:
- психологическая адаптация супруговк условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга;
- приобретение жилья и совместногоимущества;
- формирование отношений сродственниками;
Сложный процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данномэтапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этихтрудностей – количество и причины разводов.
Рождение и воспитание детей это косвенный этап жизненного цикла – сложившаясязрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьиэто время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразованияфункции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникаетзадача сохранения эмоционально-духовной общности в новых условиях, отличающихсяот тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило всфере досуга, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовымии профессиональными обязанностями духовно–эмоциональная общность гораздо вбольшей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии иэмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция.Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи какнаиболее важная задача в этот период.
На этом этапе возникают различные проблемы инарушения. Основными источниками нарушения жизнедеятельности семьи являются:
- перегрузка одного из супругов илиобоих, перенапряжение их физических и морально-нравственных сил;
- необходимость перестройкиэмоционально духовных отношений.
Именно на этом этапе особо часто наблюдаются различныепоявления эмоционального остывания, супружеские измены, сексуальные дисгармониии разводы по причине «разочарования в характере» и любви к другомучеловеку. Основные нарушения здесь связаны воспитательными трудностями.
Завершение жизнедеятельности семьи. Этот период включает в себя следующие моменты:
- окончание выполнения семьёйвоспитательной функции;
- начало трудовой деятельностидетей;
- начало самостоятельной семейнойжизни детей;
- забота старшего поколения оподрастающем.
Все эти процессы обуславливают качественное содержаниежизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные сособенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает рольвосстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. С ухудшениемсостояния здоровья проблемы, связанные с ним, выходят на первый план. Членысемь приобретают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми,появляются новые роли «бабушек и дедушек», особенно в первые годыжизни внуков. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети на первых этапахсвоей второй семейной жизни перекладывается на старшее поколение.
Завершение основного жизненного цикла, трудовойдеятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряетпотребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметнуюроль на этом этапе играет чувство своей необходимости, значимости для детей иблизких.
1.1. Факторы обуславливающие семейное нарушение
А теперь рассмотрим основные моменты, характерные длявозникновения и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которымисталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия:
- сверхсильные раздражители.Например, смерть одного из членов социального статуса. Болезнь близкого и т.п.
- длительные (хроническиераздражители). К таким трудностям относятся, например физическая и психическаянагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищныхпроблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи;
- трудности, связанные с резкойсменой образа жизни семьи. Это психические трудности, которые возникают награнице смены этапов жизненного цикла, о которых говорилось выше. Такиепереходы сопровождаются резким изменением образа жизни;
- трудности, связанные с ихсуммированием и наложением друг на друга. Например, необходимость практическогорешения проблемы в начале второго этапа, то есть после появления в семьепервого ребенка, завершения образования, освоения профессии, ухода за ребенком,первичного обзаведение имуществом, решения семейной проблемы.
По источнику возникновения семейные проблемы разделяютна три типа:
- связанные с этапами жизни семьи,то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менееострой форме;
- адаптация друг к другу,формирование отношений с родственниками на первом этапе;
- проблемы воспитания и ухода заребенком, ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором.
Эти трудности в определенные моменты жизни семьиприводят к кризисам. Первый кризис возможен в конце первого года совместнойжизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью идвадцатью пятью годами.
Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантамижизненного цикла — это, те которые возникают при отсутствии в семье одного изеё членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлукасупругов, наличие внебрачного ребёнка.
Ситуационные нарушения – это трудности, относительнократкие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи(серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую рольпри этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи к тому илииному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том,что семья может обеспечить безопасное будущее).
Самое главное последствие всех этих нарушений – этонеблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое впоследствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояниенеудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитиеличности.
Любая семья стремится противодействовать ипредотвратить неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказываютмобилизирующее и интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие.Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняетсяпо-разному.
Чаще всего рассматривают механизм решения проблем вотношении семей, умеющих делать это (опознать их, осознать, выдвинуть наиболееподходящее решение).
Также выделяют группы семей, которые легкоприспосабливаются к неблагоприятным условиям. Способствует этому гибкостьвзаимоотношений, не слишком жесткая и не слишком «расплывчатая»степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченности семьи,открытость в восприятии окружающего мира. Действительно, способность разрешатьтрудности зависит от умения членов семьи осознавать и решать проблему, но приэтом не учитывается характер проблем. Однако, решение семейной проблемы – этосамоограничение каждого из её членов, снижения уровня потребления и ограничениепотребностей, взятие на себя большой физической и психологической нагрузки. Аэти проблемы не ограничиваются лишь механизмом решения проблемы. Здесь надоучитывать то, что семья реагирует на трудности как единая система. Это касаетсяпервого подхода, гибкость и открытость также благоприятствуют решению семейныхпроблем.
Ещё один взгляд на проблему устойчивости семьи поотношению к разным трудностям связан с понятием латентного нарушенияфункционирования семьи. Латентное нарушение – это такое, которое в нормальныхусловиях практически не оказывает сколько-нибудь значительного негативноговоздействия на её жизнь. Однако, при попадании семьи в экстремальные условия,оно играет важную роль, определяя неспособность семьи противостоять такимусловиям. Как в обычных условиях, так и в условиях небольших нарушений, членысемьи общаются, испытывая разнообразные чувства друг к другу, выполняют роли,несут на себе определенные обязательства.
В семьях, где латентных нарушений мало, мобилизациясемьи для преодоления трудностей, усиление её сплоченности, активизациясовместных действий возможна. В такой ситуации эти семьи начинаютфункционировать лучше, а те, у которых латентные нарушения многочисленнееначинают функционировать хуже. Благодаря рассмотрению латентных нарушений,трудности выступают не просто как фактор, нарушающий жизнедеятельность семьи, апозволяет обнаружить слабые места в той или иной семье
Глава 2. Семейныеконфликты и их характеристика
2.1. Характеристика семейных конфликтов
В психологии под конфликтом понимается обоюдноеотрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующеесявраждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью ихвзглядов, интересов или потребностей. Конфликты бывают открытые или скрытые.Открытые конфликты принимают форму ссоры, скандала, драки и т. д. Скрытые жеконфликты не имеют яркого внешнего проявления, это внутреннее недовольство, ноих влияние на супружеские отношения не менее ощутимо, чем открытых. Особенностиконфликтов в семье выражаются в том, что психическое состояние супругов можетперейти в стрессовое, искажающее психику человека; обостряются отрицательныепереживания в духовном мире человека, может наступить состояние опустошённости,при котором всё кажется безразличным.
Конфликт вызывается какой-то сложной для супруговпроблемой. Конфликты специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболеесущественна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги тольконачинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определитьспособы и пути решения конфликтных ситуаций. На первом этапе развития семьи,когда закладывается система ценностей и формируется семейная микрокультура,важную роль играет функция досуга. С рождением ребёнка появляются новыепроблемы, требующие разрешения, особое значение приобретаетхозяйственно-бытовая и воспитательная функция. На этапе взросления детей,выхода супругов на пенсию отношения в семье меняются, и конфликт имеет другуюпочву.
Существует зависимость между конфликтом и личностямиконфликтующих. Так, есть люди, которые испытывают положительные эмоции приконфликте. Некоторые же переживают их очень болезненно, поскольку не переносятлюбую психическую напряжённость. Определённые черты характера человека (злость,вспыльчивость, капризность, обидчивость и т.д.) могут обострять возникающиеразногласия, усугублять неприязненность в отношениях. Вот почему важновоспитывать в себе с юных лет те качества, которые могут способствовать умениюналаживать отношения с людьми. Можно с уверенностью сказать, что если супругипо каким-то причинам не сумели найти верный, адекватный способ решения своихпроблем, то конфликт, даже естественный и закономерный для данной стадии жизненногоцикла семьи, оказывается непреодолимым.
Конфликты могут быть легкоразрешимыми итрудноразрешимыми. Во-первых, причина может быть легко установлена и устранена.В трудноразрешимых конфликтах даже при выявлении причины их нелегколиквидировать, поэтому отношения между супругами остаются напряжёнными. Однакопричину, испортившую отношения, нужно постараться устранить как можно скорее.
Возникновение ссор, которые никогда не проходятбесследно, — одно из губительных последствий адаптации любви. Говорят: милыебранятся, только тешатся. Но это не так. Всякая ссора необратима, то естьнакладывает какой-то отпечаток на дальнейшие отношения. Но как часто ссорыосновываются на пустяках!
Чаще всего неосознаваемой причиной ссоры являетсяотрицательная психологическая установка. В состоянии эмоциональной усталостичеловек часто становится придирчивым, несдержанным. Лучше сразу понять причинусрыва и тут же это понимание продемонстрировать: «Я понимаю, ты сегодняустал и поэтому так придирчив…» — такое проявление доброжелательностиобычно помогает виновному одуматься. Если же другому вовремя не удаётсясдержаться, ссора нарастает, как снежный ком.
Часто конфликты возникают из-за того, что супруги непоняли друг друга, потому что не выразили своего отношения к делу достаточноясно. Чтобы поссориться используется всё: и как чистят зубы, и как держатложку, и какое у другого увлечение. Для этого нужна только соответствующаяустановка. И если взята установка на «войну» в доме, то ссора неизбежна. И нетбольшей обиды, чем та, которая нанесена близким человеком. Он может «ударить»больно, потому что знает, куда надо бить, чтобы причинить боль. Обида –тяжелейшее переживание. Хотя здесь есть и такой аспект: необоснованная ичрезмерная обидчивость некоторых. Психологи обращают внимание вот на что. Обидаможет вызвать агрессию, которая включает все иммунные механизмы, начинающиеработать вхолостую. Любой же гормон, который не использован организмом,превращается для него в яд, а значит, ослабляет человека. Если постоянно думатьо своих обидах, организм будет подвергаться опасным перегрузкам. Для того чтобыосвобождаться от этих болезненных явлений психики, нужно заниматьсясамовоспитанием мысли. Преодолеть излишнюю обидчивость – значит найти пути кболее гибкому межличностному общению.
Возникновение конфликтов связано со стремлением людейудовлетворять те или иные потребности или создать условия для их удовлетворениябез учёта интересов другого супруга или члена семьи.
Выбор средств взаимодействия конфликтующими супругамизависит от уровня культуры, типа темперамента, особенностей характера, степенипсихолого-педагогической готовности к семейной жизни, возраста и т. п.
В зависимости от средств, выбираемых супругами дляразрешения конфликта, он может выполнять как разрушительную, так исозидательную роль. К средствам, разрушающим семейные отношения, относятсяоскорбления, унижение человеческого достоинства, стремление проучить, обидеть,свалить вину за возникший конфликт друг на друга. В итоге исчезает взаимноеуважение, супружеское взаимодействие становится неприятной обязанностью. Вовтором случае, когда конфликт выполняет созидательную роль, супруги стремятсявыбирать средства, способствующие выяснению причин конфликтов, ищут их, преждевсего, в своих действиях и поступках, выражают взаимную готовность изменитьсложившиеся взаимоотношения.
Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль итон супружества принято называть семейной атмосферой. В сущности, она являетсяосновным источником радости или неприятностей, ощущения полноты супружества илиего неполноценности. Семейная атмосфера складывается из многих элементов,главный из которых – нравственное здоровье семьи, тесно связанное с жизньюобщества. Можно сказать, что нравственная семейная атмосфера устойчива в такоймере, в какой социальна семья и в какой искренни и честны супруги в своихвзаимоотношениях. Причём нравственное сознание семьи и супругов постоянновозрастает, если здесь не провозглашают принципов, а ими руководствуются, неговорят о том, как надо вести себя, а просто живут по законам совести и чести,не рассуждают о морали, а живут в соответствии с ней. Такая атмосфераоптимистична, пронизана высокой нравственностью, уверенностью в будущем.
Семейная атмосфера – это психологический климат семьи.Она включает в себя духовную жизнь родителей и детей, единство их интересов,увлечений, переживаний. В этом случае психологи говорят о духовном единствесемьи, когда каждый стремиться понять других, разделить их заботы, помочь.Духовное единство сплачивает семью в коллектив, помогает созданию общего стиляи тона жизни.
Каждый в семье реально может утвердить себя в глазахблизких, завоевать уважение, доверие, получить одобрение, выразить себя именнов сфере быта и свободного времени. Культура свободного времени очень влияет наатмосферу в семье. Если свободное время планируется для самосозидания и ростадуховных потребностей, оно даёт самую разнообразную гамму положительныхвпечатлений.
Духовная же близость создаётся на основепсихологической совместимости супругов, родителей и детей в системемежличностных отношений, что имеет регулирующее значение для стиля и тонасупружеских отношений.
Совместимость – значит близость, похожесть или такаяразница, когда характеры, взгляды, привычки не враждебны, а дополняют другдруга. Именно от такой многословной совместимости – эмоциональной, духовной,моральной, сексуальной – зависит судьба брака: чем полнее эта совместимость,чем больше у мужа и жены близких сторон, тем лучше им друг с другом, чем меньше– тем тускнее их жизнь.
Слово «совместимость» родилось в биологии имедицине. Чтобы ткань, которую пересаживают в другой организм, прижилась(оказалась совместимой), ей нужно почти близнецовое родство с этим организмом.Для психологической совместимости важно не родство, а сходство, душевные«общие знаменатели»: достаточно, чтобы люди хотя бы в чём-то главномдополняли друг друга или были похожи друг на друга, как похожи берёзы разныхпород, как похожи рифмующиеся слова. То есть надо, чтобы разные свойства людейне враждовали, а уживались между собой.
Такое уживание исключительно важно для семейной жизни,потому что полюбить можно разных людей, а сохранить любовь (или влечение) –только к совместимому человеку. И чем индивидуальнее люди, чем глубже ихсвоеобразие, тем больше граней совместимости нужно их психологии, подсознанию.
Наилучшая совместимость – это, видимо, сплав похожестии полярности, и она стоит на трёх китах: на родстве душ, то есть похожестидушевного отношения к жизни; на душевной близости – близости интересов,взглядов, идеалов; на противоположности нервного склада. Лучше всегосовмещаются люди, у которых близок душевно-духовный мир и полярный темпераменты(например, холерик и флегматик или сангвиник).
Любовь – стихийная сила, она приходит и уходит сама.Совместимость – чаще плод наших страданий, дитя нашей воли и чувств, сознания иповедения. Создавать её приходится обычно каждый день, без перерывов: ведь людивсё время меняются – взрослеют, стареют, у них растут дети, делаются другимиуклад жизни, привычки, характеры, взгляды, пристрастия, и ко всем этимпеременам надо всё время приноравливаться, приспосабливать свою душу иповедение.
При этом не стоит удаляться в крайность и думать, чтохорошие отношения у мужа и жены могут быть только при полной, всестороннейсовместимости. Часто людей связывают далеко не все нити, но они терпимоотносятся к не очень приятным для них чёрточкам в другом человеке, уважают егоправо на самостоятельность. Кстати говоря, и эта терпимость к неизбежнымнедостаткам близкого человека, и уважение к его самостоятельности входят вчисло главных опор совместимости.
Полная, всесторонняя совместимость вообще бывает оченьредко. Куда чаще встречается неполная совместимость, не всесторонняя, норазносторонняя, и её обычно хватает для хороших отношений, если только бережноотноситься к ним.
Лучше всего совместимость создаётся, когда ей помогаетлюбовь. Любящие как бы обмениваются частицами своих «я», перенимаютдруг от друга какие-то чёрточки, свойства душ. Обмениваются не всегда лучшим всебе, а часто тем, что у одного ярче и что кажется другому притягательным.
Обмен частицами своего «я», психологическоеобобщение друг друга – топливо любви, которое поддерживает её огонь. Если этоготоплива нет, любовь чаще всего гаснет.
Сплав этой общности и разности и создаёт всю непростуюмозаику супружеских отношений. С одной стороны, самим психологическим глубинамчеловека – личности нужно, чтобы у него было как можно больше общих интересов сблизким человеком, чтобы у них «рифмовалось» как можно больше сторондуши. С другой стороны, чем развитее человек, тем он своеобразнее во вкусах,пристрастиях, привычках, взглядах. Сама психология человека – индивидуальностиделает невозможным, чтобы у людей совпадали все интересы или хотя бы основныестороны характера. Между полюсами этого противоречия и балансирует у каждойпары сплав похожести и непохожести.
Совместимость – это или тяготение к тому, что нравитсяв человеке, или «мирное сосуществование» с тем, что кажетсянейтральным или не очень приятным. Несовместимость – неуживание с тем, что ненравится, царапает, ощущается как неприятное. Совместимость с достоинствомчеловека часто несёт в себе вкрапления несовместимости с его недостатками,вернее, с тем, что кажется недостатками. Причём главное здесь – именно«кажется» — не то, что есть на самом деле, а то, что видится, ощущается,кажется хорошей чёрточкой или плохой.
У одних людей между совместимостью и несовместимостьюидёт острая вражда, и цепь их отношений рвётся на звенья притяжений иотталкиваний. У других – чаще у тех, кто терпимее и у кого недостатки слабее –совместимость перевешивает и уколы несовместимости ранят меньше, не оченьзатмевают хорошие отношения.
Эти отношения дают больше радостей, если люди ведутсебя как бы по законам двойной оптики: не дают себе привыкать к хорошимсторонам близкого человека и стараются так строить жизнь, чтобы эти хорошиестороны не тускнели; чужие недостатки стараются терпеть и прощать, свои –сдерживать и строить жизнь так, чтобы они поменьше вылезали наружу.
Старания эти невероятно трудны, они отнимают массудушевных сил, но дают взамен такие потоки радостей, такие заряды энергии,которые намного превосходят нервные траты.
Если такие старания слабы, люди поворачиваются друг кдругу слабыми сторонами и нити их влечений начинают слабеть и лопаются одна задругой. На основе этого и возникает конфликт.
Поэтому следует заботиться о каждом элементе семейнойатмосферы, иначе неизбежно в ней появляется противоречия, конфликты,несоответствия и возникает неприятная эмоциональная напряжённость. Именно семьясоздаёт высокую ценность, быть может самую прекрасную, – радость. И поэтомусемейная атмосфера должна быть по существу своему оптимистичной, построенной наположительных эмоциях и переживаниях.
Чаще всего семейные конфликты возникают у семей снапряжённой и конфликтной атмосферой.
Напряжённая атмосфера характерна для противоречивыхтипов семей, в которых супруги с одинаковыми или противоположными недостатками:муж и жена – ленивы; или один трудолюбив, а другой лентяй; или кто-то неряшлив,кто-то чистоплотен. Здесь постоянно сталкиваются разные характеры и разныеустановки. Если любят, супруги терпят недостатки друг друга, хотя это даётся ине просто.
Конфликтная атмосфера характерна для неблагополучнойсемьи и супругов, эмоционально и рационально несовместимых. В таких семьяхнастроения пессимистичны (супруги не могут расстаться из-за детей или по инойпричине и потеряли надежду на лучшую жизнь) или аффектны (скандалы, ненавистьдруг к другу).
2.2. Причины конфликтов
В семье случаются разногласия, и это естественно. Ведьдля совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальнымипсихическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами намир, интересами; позже в орбиту семейных отношений включены взрослые и дети –представители трёх поколений. И по самым различным вопросам, начиная с того,где провести выходной или отпуск, и кончая тем, в какой вуз поступать сыну илидочери, могут быть противоречивые мнения.
Неизбежны проблемы на работе, неудовлетворённость другдругом, поведение детей, отношением друзей. Жизнь не бывает без трудностей, онакаждого испытывает на выдержку и стойкость. Легко любить, когда всё хорошо, акак сохранить чувство, когда плохо в семье или на работе и, кажется, не видноконца неприятностям. Возможна депрессия, усталость, что, конечно, скажется и насупружеских чувствах. Вот почему важно научиться правильно вести себя в сложныхситуациях, быть выдержанным в отношениях с людьми. В такие периоды ипроверяется жизнеспособность брака, сила чувств супругов и умение сообщапреодолевать трудности.
Конфликт, как правило, порождается не одной, акомплексом причин, среди которых весьма условно можно выделить основную. Поосновной причине, т. е. по ведущему мотиву, можно выделить следующие группысемейных конфликтов, возникающих в результате:
- стремления одного или обоихсупругов реализовать в браке прежде всего личные потребности (развитаянаправленность «на себя», т. е. эгоизм);
- сильно развитых материальныхпотребностей у одного или обоих супругов;
- неудовлетворённой потребности всамоутверждении;
- наличия у одного или обоихсупругов завышенной самооценки;
- несовпадения представленийсупругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи;
- неумения супругов общаться друг сдругом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе;
- неумения супругов разобраться впричинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чеговозникает взаимное непонимание; нежелание одного из супругов участвовать в ведениидомашнего хозяйства;
- нежелания одного из супруговзаниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания;
- разницы в типах темпераментасупругов и неумении учитывать тип темперамента в процессе взаимодействия.
Одна из наиболее распространённых причин семейныхконфликтов – эгоистичность одного или обоих супругов. Эгоист, прежде всего,думает о своих потребностях, заботится о себе, не считается с потребностями иинтересами близких людей. Эгоизм в семье и есть главный враг счастливогосупружества. Вообще, нет порока страшнее, чем эгоизм, достоинства он превращаетв недостатки. Так, соединение эгоизма с трудолюбием порождает психологиюхапуги, со смелостью — лихачество, авантюризм. Даже способности и ум эгоистаподчинены одной цели – карьеризму, самовосхищению, оправданию своих ошибок. Ещёстрашнее эгоизм воздействует на недостатки: он превращает их в пороки. Эгоизм илень – уже паразитизм, эгоизм и ложь – подлость, эгоизм и трусость –предательство и т. д. Эгоизм одного из супругов делает несчастными обоих.
Эгоизм обоих супругов порождает мещанство. В этомслучае они вначале конфликтуют, а затем претерпеваются друг к другу, прощаютпороки и недостатки и объединяются во имя того, чтобы удовлетворить своипримитивные потребительские запросы. Они заражаются целым рядом страстей, вчисле которых: страсть к накопительству; стремление к престижу; самореклама;самодовольство; жизнь по принципу: Мой дом – моя крепость.
В мещанской семье нет ничего прочного и настоящего,кроме выгоды. Выгода – её бог и точка опоры.
Мещанская семья среда для дальнейшего расцвета эгоизмав каждом из супругов. И уже по одному этому мещанство – главный враг любви!Нельзя допустить, чтобы высочайшая радость на земле гибла из-засамовлюблённости, жадности, зависти, корысти одного или обоих супругов.
Другая общая причина семейных бед – неуступчивостьсупругов. Она – главное препятствие к взаимопониманию, согласию, семейнойгармонии.
Уступать должны оба супруга. Но первым уступить должентот, кто мудрее, сильнее, кто понимает, что нежелание и неумение уступать –путь, ведущий к ссорам и нередко – к разводам.
Очень важно научиться такту и выдержке, умениюубедительно и аргументировано излагать свою точку зрения. Если же убедитьсупруга не удаётся, лучше прекратить спор. Самое главное – не превратитьсемейные споры в ссоры, дискуссии – в скандалы и выяснения отношений. Супругамнадо научиться взаимодействовать с родителями и родственниками, а важнее — научиться уважать друг друга.
Семейное согласие строится постепенно на взаимопониманиии собственном самосовершенствовании. Если кого-либо из супругов не устраиваютпривычки, потребности и установки другого, надо, чтобы и другой это осознал ипонял, что необходима перемена. Исправить положение можно в том случае, еслиэтого хотят оба супруга. Скандалы, ультиматумы, брань, даже физическое насилиене побуждают к лучшему поведению, не помогают, а только мешают виновномуисправить свои ошибки или избавиться от недостатков. Повысить культуру быта,культуру отношений – это значит и повысить требовательность супруга к самомусебе.
Стремясь помочь любимому человеку избавиться тонедостатков, нельзя занимать позиции судьи. Важно и самому определить свою долювины в неправильном поведении любимого человека.
Можно сказать, что умение решать семейные конфликты –это прежде всего умение сделать шаг навстречу другому, способность изменитьсвои взгляды, позиции. К сожалению, вариант, когда оба супруга наделены этойспособностью, встречается достаточно редко, гораздо чаще ею обладает лишь одиниз них. На нём-то, этом «уступающем» супруге, фактически и держитсясемья, он становится её цементирующим началом.
Первый шаг навстречу важен не только во время принятияважных семейных решений, когда мнения супругов не совпадают, когда в семьевозникает конфликтная ситуация. На первых порах семейной жизни, в периодприспособления, точнее, обучения жизни вдвоём, супругов сплошь и рядомподстерегают мелкие, незначительные ошибки, которые обычно приводят к столь жемелким конфликтам. Однако, если их вовремя не погасить, эти мелкие конфликтымогут основательно попортить нервы обоим супругам.
Ссору нужно анатомировать и отношения стоит выяснять.Однако в таких выяснениях нужно соблюдать одно правило: каждый говорит только освоих ошибках. Но нельзя превращать жизнь в сплошное выяснение отношений, иначеиз тихой пристани семья превратится в театр военных действий. Если недовольствнакопилось очень много и слишком много претензий друг к другу, рекомендуетсяпроводить «очищающие игры» или ролевой тренинг.
Есть только один способ разрешения семейных проблем,конфликтных ситуаций, избавления от обиды – это общение супругов, умениеразговаривать друг с другом и слышать друг друга. За затяжным, неразрешённымконфликтом, ссорой, как правило, скрывается неумение общаться.
Американский психолог Дж. Готтман, специальноизучавший процесс семейного общения, выявил интересные закономерности общениясупругов в конфликтных семьях. Прежде всего, для этих семей характерна излишняяскованность общения. Члены их как бы бояться сказать своё слово, выразить своипереживания, чувства. Конфликтные семьи оказались более«молчаливыми», чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваютсяновой информацией, избегают лишних разговоров, очевидно боясь, как бы ненарокомне вспыхнула ссора. В конфликтных семьях супруги практически не говорят«мы», они предпочитают говорить только «я». А этосвидетельствует об изолированности супругов, об эмоциональной разобщённости, отом, что чувство «мы» в этой семье не сформировалось. И, наконец,проблемные, вечно ссорящиеся конфликтные семьи – это семьи, в которых общениепроисходит в виде монолога. Всё это напоминает разговор глухих, каждый говоритсвоё, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит – в ответ звучит такойже монолог.
Под умением общаться мы подразумеваем не только, чтоследует, а что не следует говорить, но и как следует, а как не следуетговорить.
По данным психологов, изучающих проблемы общения, двачеловека в процессе непосредственного общения передают при помощи слов только 7% всей сообщаемой информации. Остальные 93 % передаются: через интонацию голосаи жесты, которыми сопровождается разговор, — 38 %, через выражение лица – 55 %.
Ещё один источник трудностей в общении, подстерегающийсупругов, особенно в конфликтных ситуациях, – неумение выражать и проявлятьсвои чувства и переживания.
У каждого человека есть определённое представление осебе, о своих возможностях, которое складывается на протяжении всей жизни. Вдетстве – на основе оценки, даваемой ребёнку близкими, в последующие годы – окружающимилюдьми и результате самоанализа. В психологии оценку человеком своихвозможностей, качеств и его представление о своём месте среди людей называютсамооценкой. Она может быть завышенной, заниженной или адекватной. Самооценкавлияет на характер взаимоотношений человека с окружающими людьми и выборсредств самоутверждения.
Отношение человека к себе находит выражение во всёмего облике. Человек с заниженной самооценкой, как правило, стеснителен,нерешителен, с опаской включается в деятельность. Он оценивает свои возможностии успехи ниже их реального состояния. У людей с заниженной самооценкойдостаточно развита способность к самокритике.
Человек с завышенной самооценкой пренебрежительно инеодобрительно относится к людям. Он переоценивает свои реальные возможности иуспехи. Такой человек оценивает себя выше, чем его оценивают взаимодействующиес ним люди.
Человек с адекватной самооценкой точно знает, на чтоон способен, и берётся за дело тогда, когда уверен в успехе.
При всём разнообразии проблем семья, испытывающаяболь, всегда характеризуется: низкой самооценкой, ненаправленными, спутанными,неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями;ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, не направленными на помощьдругим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения; социальнымисвязями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом иугрозой.
Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людейс низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевнымиболезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами.
Причиной раздоров в семье может быть зависть кматериальному обеспечению. Чаще у людей с эгоистической направленностьючрезмерно развиты материальные потребности. Разумеется, человек должен бытьматериально обеспечен. Но материальные потребности могут быть стользначительными, что зарплаты на их удовлетворение не хватит. Одни ищутдополнительную работу. Стараясь заработать побольше денег. Другие «добывают»деньги преступным путём – берут взятки, занимаются вымогательством,спекулируют, воруют, участвуют в грабежах. Третьи, не найдя способа «добыть»деньги, мучаются, страдают, чувствуют себя несчастными и завидуют тем, кто«умеет жить». У этих людей часто бывает плохое настроение, вызванное сильнымиотрицательными переживаниями. В итоге – неизбежные семейные ссоры.
Люди с нормально развитыми материальными потребностямиживут по средствам и стремятся свои потребности привести в соответствие свозможностями удовлетворения их.
Большую роль в возникновении семейных конфликтовиграет незнание индивидуально-психологических различий людей, знание же ихпозволяет понять их поведение, помогает правильно выбрать средства общения сними.
Типы темперамента нельзя делить на «хорошие» и«плохие». Людей с «чистыми» типами темперамента не бывает. Под влиянием условийжизни и воспитания темперамент подвергается изменениям. Поведение человека тогоили иного типа темперамента можно в определённой мере корректировать. В зависимостиот обстановки холерик может сорваться, накричать, но может и сдержаться.Оскорбляющий жену и близких людей у себя дома, холерик воздержится от подобногоповедения по отношению к начальнику, если знает, что это может для него плохокончиться. Необходимо научиться различать особенности поведения, вызванноготипом темперамента и неумением (или нежеланием) сдерживать себя. Кроме того, наповедение человека влияет и состояние его нервной системы, и состояниездоровья. Нервное заболевание может стать причиной несдержанности,эмоциональной вспышки. И флегматика, если очень постараться, можно вывести изсебя.
Если оба – холерики, то можно ожидать состоянияповышенной конфликтности в семье. Если оба – флегматики, то, скорее всего,конфликтных ситуаций будет мало. Если один из супругов холерик, а другой –флегматик, то вспыльчивость и нетерпеливость натолкается на выдержку, спокойноеи ровное поведение другого. В этой ситуации холерик, подогреваемый ответнымдействием, успокоится и ссора может не возникнуть. Разумеется, отрицательноепроявление того или иного темперамента должны корректироваться самовоспитанием.
Частой причиной, а по данным социологов стоят напервом месте, конфликтов между супругами являются дети.
Родился новый человек. До его рождения будущие родителивряд ли задумывались над тем, какой нелёгкий путь предстоит им пройти вместе,какие испытания выдержать.
А испытания эти очень серьёзные. За первыми минутамиумиления и восторга начинается кропотливая работа: бессонные ночи, ежедневныекормления, купания, стирка, глажка. Молодые люди, ещё не насладившиесяобществом друг друга, обнаруживают, что маленький человечек переключил всё ихвнимание на себя, заполнил собой всю их жизнь. Им некогда даже посидетьрядышком, беззаботно поболтать или пообщаться с друзьями. Для них закрытыдискотеки и кинотеатры, поездки за город – ребёнок приковал их к себе.
Супругам приходится изменять весь строй ужесложившихся внутри семьи отношений, привычек, весь созданный ими уклад жизни.Помимо прежних ролей супругов. Они принимают на себя новые роли матери и отца.На несколько лет в семье складывается такая ситуация, когда новый член семьифактически «диктует» своим родителям условия семейной жизни. Подобнаяперестройка не всегда проходит гладко. Более того, трудности этого периода инойраз приводят к таким конфликтам, которые могут на долгие годы исказить,искалечить весь строй душевных, психологических отношений между супругами.
Постоянно возникающие конфликты могут негативносказаться не только на супружеских отношениях, но и на нравственном,психическом развитии ребёнка. Ведь психика малыша, его душевный склад,восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и себе самомуформируются под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме.Эмоциональный настрой, доминирующий во взаимоотношениях супругов, имеет здесьнемаловажное значение. Проходит совсем немного времени, и постоянно ссорящиесямолодые папы и мамы начинают удивляться, откуда у их малыша появились не оченьприятные свойства и качества: драчливость, жадность, капризность, чрезмернаязастенчивость, лживость, возникновение которых в свою очередь ведёт ксерьёзному осложнению и без того натянутых отношений.
Как же избежать конфликтов, связанных с детьми? Путьтолько один: перестроить свои отношения так, чтобы на первое место вышлизадачи, связанные с воспитанием ребёнка, уходом за ним. Тогда малыш станетнастоящим центром супружеских отношений, а не помехой.
Психологи знают: воспитание детей – это поле битвы, накотором выясняются фактически не педагогические проблемы, а супружескиеотношения, взаимные обиды. Хотя большинство людей убеждены в том, что их личныезаботы – это одно, а трудности воспитания – совсем другое. Многие даже наивнополагают, что не будь их дети такими «сложными», то и супружеские отношенияскладывались бы у них значительно ровнее, легче. Увы, они принимают причину заследствие.
Родительская любовь обогащает супружескую. Любовь кдетям бескорыстна по своей сути, помогает взрослым избавиться от неизбежных напервых порах эгоистичных установок. Опыт родительской любви формирует такиекачества, как терпимость, внимательность к людям, тактичность, деликатность, апотому совершенствуют сами супружеские отношения, делает их тоньше, глубже.Можно сказать, что дети – своеобразная школа воспитания родителей. Ведь новыезаботы и хлопоты заставляют действовать иначе, чем в начале супружеской жизни,появляются дополнительные права и обязанности, меняются взгляды и отношения.Каждый из супругов при рождении ребёнка обнаруживает в себе и в другом и новыеположительные качества, и неожиданные способности, и конечно же, некоторыеслабости, жизненную неопытность, которые теперь нужно преодолевать самому ипомогать другому избавиться от них. Преодоление трудностей, связанных своспитанием детей и собственным совершенствованием, поднимает супругов накачественно новый уровень их духовного развития, совершенствует их внутренниймир. В преодолении трудностей и своих слабостей люди становятся лучше, а этообогащает их.
Дети – это и новое качество супружеских отношений.Раньше была любовь друг к другу – теперь она дополняется совместной любовью кребёнку и в порядке обратной связи – любовью детей к родителям.
Воспитание детей – это прежде всего самовоспитаниеродителей. С появлением ребёнка возникает необходимость многое знать и уметь,развивать свои силы и способности, чтобы соответствовать идеалу отца и матери.Ведь ребёнок постоянно наблюдает поведение старших, вначале подражает ему, а,повзрослев, сознательно избирает идеалом родителей или… не избирает. Поэтому нельзяв семье казаться хорошим, а нужно таковым быть на самом деле.
Нормальные воспитательные отношения складываются привзаимной удовлетворённости супругов, их соответствии друг другу во всех видахвнутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детейимеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическаяготовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правилчеловеческого общения, принятия взаимных обязательств по отношению друг кдругу, соответствующих их семейным роля: супруга, супруги, отца, матери и т. п.
Частыми причинами аномалий в воспитании детей являютсясистематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствиевзаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки изащиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначностьпонимания супругами семейных ролей, завышенные требования, предъявляемыесупругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами,отрицательно сказывающимися на воспитании детей, является несовместимостьнравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь,мораль, совесть, долг, обязанности перед семьёй, меру ответственности засостояние дел в семье.
Основными путями и способами практического устраненияотрицательного влияние перечисленных факторов на воспитание детей являютсядостижение взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов.
Семейное счастье зависит от обоих супругов. Если одинидёт на встречу другому, а тот уклоняется от примирения, то супруги могутразминуться раз, другой… А затем может наступить окончательный разрыв. Семейноесчастье – это постоянный творческий труд каждого из супругов, напряжённаяежедневная деятельность.
Социологи изучали конфликтные семьи и семьи на граниразвода. Самым серьёзным для судьбы брака является нарушение (или разрушение)духовно-нравственной связи, главного в супружестве. Многие функции в такихсемьях нарушаются, претерпевают значительные изменения психологическиеустановки супругов на сохранение брака. Жизненные планы распадаются. Нарушениефизической близости выражается в том, что супруги перестают удовлетворять другдруга как сексуальные партнёры, функция деторождения прекращается.Экономическая сторона брачно-семейных отношений также изменяется. В ведениидомашнего хозяйства появляется разобщённость: муж и жена начинают «обслуживать»каждый сам себя, наблюдается самостоятельность в финансировании. Есликакой-либо из процессов, характерных для дезорганизации семьи, задерживается илипрекращается, разложение семьи не будет окончательным.
Не может быть счастлив супруг, пытающийся своё счастьепостроить на несчастье другого супруга. Только совместный поиск путей созданиясчастливой семьи может привести к успеху.
Глава 3. Методы коррекции семейных отношений
Попытаемся охарактеризовать основные видыпсихотерапевтических техник, наиболее широко применяемых в семейнойпсихотерапии. В нашем случае методика (техника)- это типовая совокупностьдействий, с помощью которых психотерапевт решает определеннуюпсихотерапевтическую задачу. Выделяют следующие типы методик:
Указания– это высказыванияпсихотерапевта о необходимости определенных действий. При этом конкретно ипрямо указывается на то, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления, решенияпроблемы, разрешения конфликта в той или иной семье. Директивы делятся напрямые и парадоксальные. В основе этого деления лежит разница в способевоздействия на поведение членов семьи. В случае парадоксальной директивыистинная её цель противоположна провозглашаемой. Психотерапевт требуетпоступить определенным образом, рассчитывая, что члены их семей поступят какраз наоборот.
Изучение семьи.В основелюбой директивы лежит психологический расчет, учитывающий огромный наборфактов. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ее участникам, в процессеизучения может оказывать позитивное воздействие.
Воздействие примером. В ходе семейной психотерапии неожиданно возникает значительное числоразнообразных проблем, ситуаций, положений. Члены семьи реагируют на них,комментируют, ищут выход из ситуации. При этом «выплывают» проблемныедля них аспекты взаимоотношений. Психотерапевт же обязан выхватить из потокасобытий эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, какможно их решить.
Семейная дискуссия. В этом случае речь идет об обсуждении членами семьи широкого кругапроблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейныхвопросов. Дискуссия преследует многочисленные цели:
1. коррекция представлений о различных аспектахсемейных взаимоотношений. В ходе дискуссии пациенты начинают сомневаться вправильности и незыблемости своих убеждений, которые раньше представлялись имединственно возможными и очевидными;
2. обучение членов семьи методам дискуссии. Приведемнекоторые правила ведения дискуссии:
- «цель дискуссии не доказатьсвою правоту, а совместно найти истину»;
- «дискуссия – не соревнованиеи не способ выявления того, кто умней»;
- «цель дискуссии – не прийти ксоглашению, а найти истину»;
- «прежде, чем возражать, подумай,в чем все-таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чемправ другой»;
3. обучение членов семьи объективности. При этом немалую роль играет коррекция семейных взаимоотношений, препятствующихформированию адекватного представления членов семьи по тому или иному вопросу.
При коррекции особое значение приобретает интересчленов семьи к семейной дискуссии.
Особенно важно при управлении семейной дискуссиейискусство психотерапевта. Предложим основные приемы, используемые терапевтом дляведения этой процедуры:
- молчание;
- обучение с помощью опросов;
- повторение (резюмирование);
- обобщение;
- наблюдение за эмоциональнымсостоянием членов семьи и т.д.
Обусловленное обобщение. Сюда относятся методические приемы, заключающиеся втом, что в обычные семейные отношения вводится новый элемент. Цель такоговведения – дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений вданном отношении. Один из приемов – обмен записками. Для улучшения коммуникациии взаимной эмпатии между супругами используется цветовая сигнализация. Каждыйцвет обозначает определенные чувства. Один из супругов обращается к партнеру сразличными вопросами, а тот – предъявляет тот цвет, который соответствуетчувству, испытываемому в данной ситуации. Нередко в качестве нового элементавводятся новые правила. Техника включает набор правил поведения, которыевступают в силу, когда супруги испытывают потребность в агрессии:
- спор может проводить только послепредварительного обучения и согласия обеих сторон; выяснять отношения следуеткак можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации;
- начинающий спор должен яснопредставлять цель, к которой стремится;
- все стороны должны быть активнымив споре;
- спор должен касаться толькопредмета спора, не переходить на личности;
- применение аргументов, болезненныхдля одного из участников спора (указание на психические болезни, физическиеуродства, сексуальные неудачи и т.п.) запрещено.
Всеми этими правилами члены семьи должны овладеть наспециальных занятиях и затем включать в свои повседневные отношения.
Формирование умений и навыков. Особенность методик данной группы в том, что передпациентами ставится определенная задача, ему сообщается об умениях или навыках,которые он должен сформировать. Сообщается так же критерий, с помощью которогоон может судить, в какой мере ему это удалось.
Проигрывание семейных ролей. Эти методики включают проигрывание ролей в различногорода играх, символизирующих семейные отношения (например, игра в «зверинуюсемью», в которой участвуют папа-кот и мама-кошка), «обменролями» (игры, в которых родители и дети меняются местами или супругимежду собой), «живые скульптуры» (члены семьи изображают различныеаспекты своих взаимоотношений).
Предупреждение конфликтов между супругами.
В этом пункте приведу некоторые соображения, дляпрофилактики семейных конфликтов.
Эти советы делятся на советы для жен и для мужей. Апрежде оговорюсь, что эти советы в основном направлены на молодых супругов, ане на семьи со стажем. Советы для семей со стажем, а также для других семейприводились ранее.
Для молодых жен
Многие огорчения и даже страдания в семейной жизнисвязаны с тем, что муж не соответствует выращенному в душе идеалу. В согласии сустановившимися представлениями, большинство женщин ценят в мужчине надежность,умение принять решение в трудной ситуации, самостоятельность. Эти прекрасныекачества можно усилить в любом мужчине. Однако, в той семье, где жена пытаетсявсе решения принимать сама это осуществить труднее. Напрашивается выводпринимать решение единолично нецелесообразно, перспективнее побуждать мужа крешениям.
Не стесняйтесь своей слабости, если вы боитесьтемноты, не можете носить тяжелые сумки или вбивать гвозди. Зато, если муж вбилгвоздь, то праздник должен быть на всю округу. Мужественность развиваетсябыстрее, если мужчина чаще выступает как защита и опора слабой женщины. Умениепоощрять проявление способностей любимого определяет и деловую карьеру мужчины,которая во многом зависит от расположенности жены обнаруживать неустанный интереси соучастие в его профессиональных делах. Он должен быть уверен, что найдет вжене не только заинтересованного слушателя, но и друга, который, прежде всего,попытается понять и разделить его позицию, встать на его оборону независимо отобъективных обстоятельств. Содействие женщины в поддержании чувствасобственного достоинства у всех членов семьи в значительной степени определяетеё собственную жизнестойкость и самочувствие. Чрезвычайно украшает женщину такти церемонность. Даже если ей хочется сказать «да», то ей не следуетторопиться
Основные жизненные ценности формируются в родительскойсемье. Образ, идеал любимой женщины во многом навеян воспоминаниями молодогочеловека об образе моей матери. И если жена хочет понять какие качестваособенно ценит в ней муж полезно внимательной любовно изучать мать и бабушкумужа. То, что многие мужчины выбирают себе жену, основываясь на том, насколькоона похожа на мать – факт надежно установленный. Поэтому, зная о свойствахматери мужа можно, в какой-то степени предсказать качество которые определяютвыбор этого мужчины. Не удивительно, что понимание женских качеств, которые онценит в матери поможет жене понять и развить те качества своего характера,которые особенно ценит муж. Отсюда становится понятной пагубность противопоставлениясебе свекрови и стремление поссорить с нею мужа. Это нарушает идеальный образжены, вносит глубокий разлад в его душевную жизнь и разрушает его психическоездоровье. Мать может ревновать сына к жене, учитывая это не надо ни в коемслучае учитывать возраст свекрови. Например, желательно выбирать ей подарки какженщине, а не как пожилому человеку. Если хотите сохранить мир в семье, невмешивайтесь в ссоры мужа со свекровью, так как подобное вторжение обидит еекакой бы не была ваша позиция. Лучше просто выражать растерянность иозабоченность.
Для молодых мужей
Для молодых мужей, говоря о причинах непонимания всемье, прежде всего надо помнить о различной доминантности мужчин и женщин. Какпоказали исследования, среди мужчин чаще встречаются лица с левым доминантнымполушарием. Непонимание поведения женщин мужчины убеждены, что женская логика –это отсутствие всякой логики. Однако это в большей степени логика чувств иотношений. Женщины интуитивно считают главным достоинством мужчины ум, логику инадежность. Мужчины так же интуитивно больше всего очаровываются внешнейкрасотой женщин, – поэтому говорят, что мужчины и женщины любят по-разному.Мужчины глазами, а женщины ушами. Женщине необходимо подтверждение любвиежедневно, иначе она станет думать и говорить, что ее давно разлюбили. Любовьинтуитивна по своей сущности, неудивительно, что сексуальность нарушается тембольше, чем больше контроль и управление над ней. Потребность в любви у женщинызначительно сильнее, чем у мужчины. Это связано с ролью матери. Лишенная любвиженщина быстрее становится деспотичной, так как не имеет возможности раскрытьсякак женщина.
Поэтому, заметив в поведении жены подобный трюк нужно,прежде всего подумать о том, что удовлетворена ли ее потребность в любви.
Неудовлетворенная женщина может заменить мужа какобъект нежной привязанности маленьким сыном. Это приводит к слишком раннемуразвитию у него чувственности, что похищает часть его будущей мужественности.
Как показывают результаты исследований, в жизни многихмужчин, центр тяжести их интересов приходится на служебные дела, а у женщин,особенно в определенном возрасте, доминируют проблемы семейных отношений.Отсюда понятно, что при утрате новизны в отношениях у женщин раньше, чем умужчин может возникнуть неудовлетворенность семейным общением и скука начинаетактивно разъедать интимные отношения. В подобной ситуации мужчине следуетпреодолеть лень и организовать нестандартные ситуации, что поможет ему и женеповернутся друг к другу новыми гранями своего характера.
Что же такое удачный комплемент? Это не штамп, апроявление доброжелательного внимания, человеку нужно говорить то, что большевсего поддержит его в данной ситуации. Делая комплимент помните, что в каждомчеловеке есть хорошее. Выделяя и подчеркивая это хорошее, не поскупимся напохвалу – в этом и состоит искусство комплимента, его положительная роль, онзакрепляет лучшее в человеке фиксируя это лучшее.
Помните, что любовь нельзя воскресить, а тем болеепробудить упреками и призывами.
Любовь держится на человеческих достоинствах, ее неукрепить постоянным подчеркиванием недостатков. Можно воскресить радостным(исступленно восторженным) настроением.
Если мужчины более склонны к любви в периоды тревог иопасностей, то женщины в спокойной и располагающий обстановке.
Если любовь ослабевает, то следует искать новыеспособы вознаграждения и поощрений, так как старые постепенно снижают своюценность – к ним привыкают.
Список используемойлитературы
1. Они жили долго и счастливо… Книгао тайнах создания семейного очага. – Ростов-на-Дону: Издательство«Феникс», 1995.
2. Ковалёв С. В. Психологиясовременной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
3. Сатир В. Как строить себя и своюсемью: — М.: Педагогика – Пресс, 1992.
4. Кочетов А. И. Начало семейнойжизни/ А. И. Кочетов Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. – Мн.:Полымя, 1989.
5. Популярная психология дляродителей/Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.
6. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейныеконфликты: причины, пути устранения. – Брест: Лаборатория «Практическойпсихологии и педагогики», 1992.
7. Супружеская жизнь: гармония иконфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990.
8. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М.Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.
9. Практикум по экспериментальной иприкладной психологии/Под ред. А. А. Крылова. – Л.: Изд.Ленинградского университета, 1990.
10. Психология личности: тесты,опросники, методики/Авт. сост. Н. В. Киршева и . В. Рябчикова. – М.:Геликон, 1995.
11. Рогов Е. А. Настольная книгапрактического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
12. С. С. Харин, О. Г. Ксенда.Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. – Мн.: 1995.
13. Л. Д. Столяренко. Основыпсихологии. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996.
14. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн.Кн. 2, 3 – М.: Просвещение, Владос, 1995.
15. А. Кроник, Е. Кроник. В главныхролях: Вы, мы, он, ты, я. – М.: Мысль, 1989.
16. Джампольски Дж. Д. Любовьпобеждает страх. – М.: Профиздат, 1991.
17. Арокс Констанция. Развод: крах илиновая жизнь? – М.: «Мирт», 1995.
18. Элементы практической психологии”;Р.М. Грановская; Санкт-Петербург, Издательство “Свет” 1997
19. Социальная психология вобразовании. Н.И. Шевандрин; Москва издательство «Владос» 1995 г
20. Психология подросткового июношеского возраста. Филип Райс Санкт-Петербург, издательство ”Питер” 2000 г