Реферат по предмету "Социология"


Социологические взгляды П. Лаврова и Н.Михайлова

Социологические взгляды П. Лаврова и Н. Михайловского. Субъективная школа является, по выражению Геккера, специфически русским направлениям в социологии, наиболее отчетливо выразившим общественно-исторические особенности российской действительности. В истории отечественной науки субъективная школа явилась не просто значительным событием общественной жизни или одним из течений, притом самым широким и влиятельным.

Она составила целую эпоху и была представлена такими яркими именами, как П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, С. Н. Южаков, С. Н. Кривенко и др. Унаследовав основные принципы позитивизма, его учения об эволюции и прогрессе, теоретически субъективного направления поставили перед собой задачу путем обращения к фактам истории, общим теориям исторического процесса, к научной литературе по проблемам эволюции органической природы, а также к реалиям

социально-исторического и культурного развития России, найти ответы на главные вопросы времени каковы природа, содержание и движущие силы общественного прогресса в чем состоит сущность исторического процесса и какую роль играют в нем отдельные личности В трудах основателей субъективной школы, прежде всего в произведениях программного содержания - Исторических письмах Лаврова, Что такое прогресс Михайловского, дается разъяснение ее названия главный предмет исследования

общества и человека составляет привносимый в социальную жизнь субъективный элемент. Объективные же процессы - материальные условия жизни людей, исторические традиции и т. д также учитываются, но лишь как факторы инертные, используемого критически мыслящим субъектом в его творческой деятельности. Вся разнообразная проблематика, субъект социологии, формировалась вокруг единого стержня - субъективного метода. Основу субъективного метода составляет позитивистское деление человеческой истории на три периода

объективно-антропоцентрический первобытный эксцентрический период разорваности жизни, разделение труда, подавленности окружающей действительностью субъективно-антропоцентрический когда начинает торжествовать основной принцип субъективного метода человек - центр земной жизни, все для человека Сущность третьего периода Михайловский выразил следующим образом Я - не цель природы, природа не имеет других целей, но у меня есть цели и я их достигну.

Этим пониманием субъективного метода обусловлена его структура пламенное отношение к человеку как он есть, к страдающему человечеству законосообразность На всех этапах развития народнического движения субъективный метод использовался его идеологами в качестве главного оружия в борьбе против исторического материализма и марксистской методологии социального познания. Самый общий смысл этого понятия в том, что познающий субъект наблюдатель в ходе познания ставит себя

на место наблюдаемого, т. е. Субъективный метод есть такой способ познания, при котором объект социологии - человек - тождественен с субъектом, может быть, в следствии этой тождественности мыслящий субъект только в таком случае может дойти до истины когда вполне сольется с мыслимым объектом и ни на минуту не разлучится с ним, т. е. Войдет в его интересы, переживет его жизнь, перемыслит его мысль, перечувствует его чувство, перестрадает его страдания, переплачет его слезами.

Попытки выразить сущность субъективного метода, как принципиально нового и многообещающего средства познания предпринимались неоднократно. Так, Лавров связывал с ним надежды на выведение социологических законов. Процедура его применения, считал он, состоит в том, что социолог ставит себя на место страждущих и наслаждающихся членов общества, а не на место бесстрастного постороннего наблюдателя общественного механизма. Михайловский, трактовавший этот метод как такой способ удовлетворения познавательных потребностей,

когда наблюдатель ставит себя мысленно в положение наблюдаемого видел в нем, кроме того, еще и особый способ регулирования деятельности, тот путь, которым сознательно идем к определенной цели. Основоположники субъективного метода обладали могучим интеллектуальным зарядом. В соединении с сознанием высокого гражданского долга он дал мощный импульс к развитию социологической мысли на многие годы вперед. Об этом свидетельствует и широкое использование идей субъективной школы

в практике русского революционного движения, и постоянно возникающая потребность обращения к теориям Лаврова, Михайловского на более поздних этапах народнического движения. Лавров и Михайловский обнаружили своеобразие социального факта и убедились в насущной необходимости использовать в социологии оценочные критерии поскольку социолог имеет дело не только с психологией, но и различными фактами этической, религиозной, правовой и другими сторонами жизни людей.

Большой заслугой Михайловского считается разработка им идея индивидуальности и связанная с этим трактовка понятия истины, объединяющего Правду - Истину и Правду - Справедливость. Тема борьбы за индивидуальность как часть общей борьбы за человеческое достоинство и справедливость составляет главное содержание субъективного метода, его гуманистическую сущность. Серьезной заслугой субъективной школы была пропаганда в

России достижений западной социологии. Благодаря заботам Лаврова, Михайловского, других представителей этой школы, русская общественность получила возможность ознакомиться с трудами О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, других европейских мыслителей. Тем самым были достигнуты заметные сдвиги в сторону радикализации общественного сознания, сделаны новые шаги по пути к приобщению общественной мысли России к достижениям мирового научного сообщества.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кримінально-правова характеристика ухилення від сплати податків зборів інших обовязкових платежів
Реферат Business Transactions Essay Research Paper Business TransactionsIn
Реферат Русская архитектура XVII века
Реферат Exemplum Essay Research Paper The Immigrant and
Реферат Lord Of The FliesJack Ralph Essay Research Paper
Реферат Анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в странах, обладающих развитой рыночной экономикой
Реферат Развитие солнечной энергетики
Реферат Маркетинг: сущность, основные цели и задачи
Реферат Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования
Реферат Выяснение специфических факторов и качеств продуктов питания, влияющих на спрос этих продуктов у населения
Реферат Возникновение земли Возникновение жизни на земле
Реферат Globalisation And Sustainability The Importance Of Government
Реферат Понятие научного стиля
Реферат «Права человека» заочная форма обучения (3,4 курс)
Реферат Анализ стихотворений Как тяжко мертвецу среди людей, Ночь, улица, фонарь аптека, Поэты, Друзьям