Реферат по предмету "Социология"


Бюрократизм как общественное явление

Введение
Актуальностьизучения бюрократизма как общественного явления обусловливается рядом факторов.Во-первых, объективной потребностью усиления организованности во всех сферахобщественной жизни. Во-вторых, противоречием между этой объективнойпотребностью и связанной с нею иерархизацией общества и развитием демократии,включением широких слоев населения в общественную жизнь, в политическуюдеятельность. С этим связана также необходимость нахождения оптимальногосоотношения между профессионалами и непрофессионалами в управленческомпроцессе, между управляющими и управляемыми, руководителями и подчиненными.В-третьих, если говорить о нашей стране, то актуальность изучения даннойпроблемы предопределяется нарушениями, деформациями норм жизни гражданскогообщества и связанной с этим необходимостью формирования демократическогообщества, правового государства, углубления и расширения самоуправленческихначал, осуществления реформ во всех сферах жизни.
Степеньразработки темы исследования: Явление бюрократии, изученное в свое время МаксомВебером и Рицци, затем Касториадисом (Шолье), Лефором, Туреном, сегодня охотносравнивают с раковой опухолью, подтачивающей общественный организм и поразившейпрежде всего бывшие социалистические страны. Однако уже такие писатели, какКафка, Чехов и Куртелин, бичевали в своих произведениях представителейбюрократии – администраторов, чиновников, клерков. И действительно, еще довеликого перелома, ознаменованного революцией 1917 года, и утверждения моделинового общества за пределами России бюрократия являлась социальнымобразованием, господство которого опиралось не на происхождение и деньги, а назнание и применение законов, понимание функций и задач институтов и органоввласти. Именно бюрократия неизменно представляет собой господствующую силунезависимо от конкретной формы власти. Форма меняется, незыблемыми остаютсяпозиции бюрократии, играющей роль относительно автономного фильтра и тормозаполитических изменений, порождаемых представительной демократией. Имея в видуэту общественную структуру, Леон Блюм в 1936 году сказал, что Народный фронтмог самое большее стоять у власти, но ни в коем случае не владеть ею. Онпонимал, что в условиях представительной и парламентской демократии властьнаходится в руках бюрократии, которую именуют администрацией.
Исключительнаяважность проблемы бюрократизма и бюрократии для России, где исполнительнаявласть, государство испокон веков играли (и продолжают играть) определяющую рольв большинстве сфер общества.
Теоретическаязначимость работы: В данной главе с учетом специфики социологии рассматриваютсяпонятие и сущность бюрократии, причины живучести и усиления бюрократизма внашем обществе, основные условия его преодоления.
Практическаязначимость работы: Главной проблемой, анализируемой в настоящем исследовании,считается недостаток официальных данных о восприятии бюрократии вобщественности России. Сведения о негативном отношении населения к бюрократииможно почерпнуть лишь из общественных настроений. Наличие достоверных официальныхданных могло бы стать толчком к реформированию отечественной бюрократическойсистемы.
Предметомисследования являются элементы и виды бюрократии, а также методы борьбы сбюрократизмом.
Объектомисследования данной курсовой работы является население Российской Федерации вданный момент население г. Коркино. Будет рассмотрено их отношение кбюрократии в целом.
В целяхрешения указанных проблем мной в настоящей курсовой работе будет рассмотренбюрократизм как социологический феномен, и проведены исследования бюрократизма.
Передисследованием ставится ряд задач:
1. определитьсоциологическое понимание бюрократии;
2. датьсоциологическую трактовку бюрократии;
3. определитьфункции и задачи;
4. провестисоциологическое исследование.
На основаниипроведённого исследования будет сделан вывод, в котором указана степеньбюрократизма и бюрократии в институтах власти.
бюрократия социологический исследование

1.Бюрократия как социальный феномен
1.1 Определениеи социологическое понимание бюрократии
Бюрократия – этомасштабное явление, которое охватывает все индустриальное общество, котороеоформляется как законченное явление с появлением индустриального общества инеизбежно жестко деформируется, или разрушается с переходом этого общества впостиндустриальное. Бюрократия – это сеть, клетка, код индустриальногообщества, неизменно присущий ему.
1) социальныйслой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру,характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками,формализованными способами принятия решений и претензией на особый статус вобществе;
2) замкнутыйслой высших чиновников, противопоставляющий себя обществу, занимающий в немпривилегированное положение, специализирующийся на управлении имонополизирующий – с целью реализации своих корпоративных интересов – властныефункции в обществе;
3) важныйсоциальный институт общества, осуществляющий управление им в соответствии сопределенными нормами, традициями и ценностями и существующий историческидлительное время;
4) узаконенноегосподство в организации формальных норм и правил, которыми руководствуются всвоих действиях и взаимоотношениях должностные лица;
5) одна изформ осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элементмеханизма социального регулирования в условиях экспансии публичной власти ироста численности управленческого аппарата.
В рядеслучаев термин «бюрократия» используется для обозначения организаций, в которыхпринятые правила и пред писания«душат» предпринимательскую инициативу, приводят к возрастанию издержек испособствуют изоляции менеджеров от клиентов, в результате чего эффективностьих деятельности снижается.
Поустановившейся в науке традиции термин «бюрократия» используется дляобозначения не только определенной социальной группы, но и системы организаций,создаваемых органами публичной власти с целью максимизации своих функций, атакже учреждений и ведомств, включенных в разветвленную структуруисполнительной власти. Иными словами, государственная бюрократия естьодновременно и институционализированная общность людей, функционирующая врамках целенаправленно созданных организаций и соответствующего нормативногопорядка, и сама система подобных организаций.
1.2 Историябюрократии как социального института
Бюрократиякак специфическая группа людей, занимающих властные позиции в обществе,определенный тип и характер взаимоотношений между ними, система норм и правилповедения, своеобразный стиль руководства и образ жизни, наконец, каксоциальный институт зародилась в глубокой древности на заре государства изачатков политической системы. Величайшие цивилизации древности Египет временстроителей пирамид, крито-микенская культура, Шумер, так называемая «IIIдинастия Ура» классические образцы бюрократической структуры, достигшей наивысшегорасцвета в условиях централизованно-командного управления. Специалисты сходятсяво мнении, что элементы бюрократических отношений присутствуют, В той или инойстепени, в любой системе управления.
Общиеинтересы бюрократов подталкивают их к солидарным действиям и сотрудничеству.Они стоят на страже своих корпоративных интересов, оказывая членам своейсоциальной страты явную и неявную поддержку. В результате возникает не толькоразветвленная бюрократическая система управления, но и совершенно особый социокультурныйфеномен корпоративная культура и этика бюрократии.
Историческийопыт развития государственно-политических систем показывает, что обществотяготеет к динамичным, подвижным формам управления, не только противостоящим,но и сосуществующим с бюрократическим консерватизмом. В то же время историязнает немало примеров, когда в силу обстоятельств чаша весов склонялась всторону тотальной бюрократизации управленческого аппарата. Подобные структурыуправления не только нежизнеспособны, но, что еще страшнее, пытаютсяконкурировать на управленческом рынке, вытесняя, поглощая или подчиняя себенебюрократизированные организации.

2. Социологическаятрактовка бюрократии
Первоначальнотермин «бюрократия» использовался Вебером для обозначения рациональной организации,предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяютбороться с фаворитизмом. Помнению Вебера, жестко формализованный характер бюрократических отношений,четкость в распределении ролевых функций, личная заинтересованность бюрократовв достижении целей организации приводят к принятию своевременных иквалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и провереннойинформации.
Идеальный типуправления организацией, разработанный Вебером, представляет собой наиболееэффективную машину управления, основанную на строгой рационализации. Ее характеризуютжесткая ответственность за каждый участок работы, координация во имя достиженияорганизационных целей, оптимальное действие безличных правил, четкаяиерархическая зависимость.
По мнениюамериканских социологов (Р. Мертон и А. Гоулднер) наиболеераспространенной дисфункцией, порождаемой бюрократией, является перенос акцентас целей деятельности на ее средства, в результате чего жесткая иерархия,неукоснительное исполнение инструкций, строгая дисциплина и т.п. превращаются втормоз на пути рациональности. Иными словами, рациональное устройствовоспроизводит внутри себя элементы иррационального.
В модели Мертонадеятельность бюрократии начинается с требований контроля над элементами социальнойструктуры организации. Эти требования сводятся к попытке выработать нормынеобходимого поведения членов организации и мотивацию на выполнение порученныхзаданий. В этих условиях руководитель-бюрократ начинает заботиться, прежде всего,о безопасности своего положения (сохранении статусаь и карьере), в связи с чем,предпочитает опираться на формальные правила и формальную власть. За правиламион не видит реальных исполнителей и все более утрачивает контроль надситуацией, что заставляет его еще больше заботиться, об упрочении и защитесвоего служебного положения.
Развивая идеиМ. Вебера, американский социолог А. Гоулднер – выделил в современномобществе два типа бюрократии
– представительную(здесь власть опирается на знания и умения)
– авторитарную(при которой бюрократия возникает вследствие дисфункций, когда повиновениепревращается в самоцель, а власть узаконивается самим фактом пребывания вдолжности).
2.1Аппаратная бюрократия
Со времениизучения бюрократии Вебером она претерпела существенные изменения, развиваясьвместе со структурами организаций. В настоящее время различают три видабюрократии.
Аппаратная(классическая) бюрократия полностью соответствует модели Вебера. При таком типебюрократии работники управления весьма мало используют профессиональные знания,поскольку их основная обязанность – выполнение общих управленческих функций.Такому чиновнику-бюрократу все равно, чем руководить, ибо он владеет навыками изнаниями общего управления в очень узкой области, ограниченной рамками своейроли в организации.
Главнымдостоинством аппаратной бюрократии является стабильность функционированияорганизации и работы органов ее управления. Четкое разделение труда,стандартизация и унификация всей деятельности снижают вероятность ошибок и,следовательно, в значительной степени сокращают время ролевого обученияработников управления. Формализация обеспечивает стабильность и слаженностьработы, а централизация гарантирует надежность управления.
Вместе с темаппаратной бюрократии присущи весьма существенные недостатки, самым главным изкоторых следует признать опасность возникновения бюрократизма. Кроме того, вусловиях аппаратной бюрократииотсутствует достаточная мотивация, а умственные способности и психологическиеособенности работников учитываются и используются не полностью. Наконец,аппаратная бюрократия неэффективна в изменяющихся условиях и при возникновениинестандартных ситуаций, поскольку зачастую принимает неадекватные инесвоевременные управленческие решения.
Классическая(аппаратная) бюрократия составляет основу управления в министерствах,ведомствах и большинстве учреждений государственного или муниципальногоуправления, а также может быть основой организаций со стабильной структурой имало изменяющимися отношениями с внешней средой.
2.2Профессиональная бюрократия
Профессиональнаябюрократия предполагает наличие у управляющих глубоких теоретических и практическихзнаний в узких областях деятельности, ограниченных ролевыми требованиями.Основные характеристики деятельности таких бюрократов – высокие степень специализациии уровень компетентности. Как правило, управляющие этого типа обращают вниманиене только на процесс управления, но и на условия протекания этого процесса.
Кдостоинствам профессиональной бюрократии следует отнести возможность решениянеординарных задач, требующих применения профессиональных знаний, а такжевесьма высокую мотивацию работников на достижение организационных и групповых,а не только личных целей. Кроме того, при данной форме управления в значительнойстепени ослабляется контроль за деятельностью со стороны высшего руководства,что дает большую свободу для творческого подхода к решению проблем управления. Однакоэффективность профессиональной бюрократии резко снижается в тех случаях, когдаорганизация функционирует в неизменных условиях, а основные компоненты ее неподвергаются постоянному воздействию со стороны внешней среды. Подбор,расстановка и обеспечение функционирования работников в таких организацияхприобретает особое значение, так как уровень их профессионализма должен бытьдостаточно высоким. Это обстоятельство предполагает дополнительные затраты на обучениеработников управления. Кроме того, усложняются формы применения власти: помимовласти принуждения и вознаграждения здесь должны активно использоватьсяэкспертная и информационная власть.
2.3Адхократия
Адхократиякак форма бюрократического управления возникла сравнительно недавно, представляет собой быстроизменяющуюся адаптивную структуру, организованную вокруг проблем, которыерешаются группами специалистов с различными профессиональными знаниями,подобранных в соответствии с ситуацией.
Очевидно, чтоданная форма бюрократии кардинально отличается от идеальной модели М. Вебера.Во-первых, у управляющих такого рода отсутствует строгое разделение труда,четкая иерархия. Во-вторых, отмечается минимальная формализация деятельности.
Адхократияпредполагает быстрое реагирование на любые изменения во всех компонентахорганизации и внешней среде. Ее девиз – максимальные гибкость и адаптивность поотношению к изменяющейся ситуации.
Адхократия – всетот же аппарат управления, состоящий из работников, профессионально выполняющихуправленческие функции. Основное отличие адхократии от других бюрократическихформ заключается в том, что, эта форма управления имеет качественные отличия отидеальной модели Вебера, лишена многих недостатков, присущих ей, наиболееэффективна в современных условиях и имеет перспективное будущее.
Прибюрократическом характере управления правительственные органы не способны совладатьс обширной информацией и, как правило, впадают в формализм. Благодаря своейзначительной численности и осознанию факта собственного могущества чиновничествозанимает в обществе особое, можно даже сказать исключительное, положение: оночувствует себя руководящим центром всей общественной жизни и образует особуюкасту вне народа.
В общем ицелом, здесь проявляются три порока (проблемы) подобного административного строя;1) общественные дела, требующие вмешательства государства, ведутся чаще дурно,чем хорошо; 2) управляемые вынуждены терпеть вмешательство власти в такиеотношения и сферы, где в этом нет никакой надобности; 3) соприкосновение с органамивласти редко обходится без того, чтобы не страдало личное достоинствообывателя. Совокупность перечисленных пороков отличает то направление государственногоуправления, которое обыкновенно именуется бюрократией.

3. Функциии задачи бюрократии
Очевидно, чтофункции бюрократии нельзя оценивать однозначно: только как позитивные илинегативные. Даже канцелярская волокита, бумаготворчество, консерватизм могутнести положительную нагрузку.
Бюрократиявыполняет важную демпферную функцию, выступая в роли стабилизатора при резкойтрансформации системы правления. Когда общество или организация берут курс нарадикальные перемены, у населения в целом или трудового коллектива, вчастности, формируется психологическая реакция неприятия или отторжения реформ.Человеческая психика выполняет консервативно-охранительную функцию, социальныманалогом которой является бюрократия, привыкшая делать все не спеша, осторожно,систематично.
Во имясохранения статус-кво бюрократия приводит в действие соответствующие нормы,сама же контролирует их выполнение, применяя в ряде случаев методы принуждения.Однако, обладая монополией на управленческую власть, она вскоре переходит чертудопустимого; ее действия никто не контролирует, в результате средствауправления, сами по себе, быть может, позитивные, становятся самоцелью и,будучи доведены до абсурда, превращаются в тормоз развития. Так позитивнаяфункция становится негативной.
Доминирующаячерта бюрократии – четко установленная иерархия позиций, в которой низшиеуровни контролируются и подчиняются высшим. Таковыми являются президент,главный управляющий, председатель совета. В бюрократической пирамиде по мередвижения сверху вниз объем власти уменьшается, а количество подчиненныхвозрастает. Принцип иерархии называется иначе «командной цепью».
Специализациязадач.
Разделениетруда в бюрократической организации означает, что каждый исполнительосуществляет одну функцию. Специализация касается не только отдельныхиндивидов, но и подразделений, из которых состоит организация: каждое из нихвыполняет определенную функцию. Так появляются отделы кадров, техническогоконтроля и т.п.

4. Бюрократизацияобщества и ее роль в процессе социологических исследований
Преодолениебюрократизма – постоянная проблема и необходимый компонент функционирования иразвития системы социального управления, общественных отношений в целом.
Борьба сбюрократизмом (дебюрократизация как реальная система мер по его преодолению)предполагает использование способов как универсальных (необходимых в любомобществе), так специфических (свойственных конкретным типам общества) иситуативных (актуальных для конкретной общественной обстановки).
К числупервых мер относятся прежде всего повышение общей и особенно управленческойкультуры населения, внедрение грамотного делопроизводства, использованиесредств автоматизации в управленческих процессах. Важнейшим методом борьбы сбюрократизмом является упрощение процедур управления, придание им наглядности идоступности для широких слоев населения.
К числуспецифических способов преодоления бюрократизма можно отнести открытостьпроцессов принятия общих решений, сокращение государственного аппарата, свободудоступа к информации, имеющей социальную значимость, повышение ролиобщественных организаций в управленческом процессе, реализацию принципамногопартийности и др.
Мерыситуативного характера включают в себя как уже вышеназванные (их применение иреализация зависят от конкретной общественно-политической ситуации), так иснятие ряда ограничений на трудовую и общественную самодеятельность, развитие государственно-общественногосамоуправления (к примеру, деятельность творческих организаций), реализациюпринципа состязательности программ руководителей, делегатов, депутатов,рассекречивание статистики и другие меры, которые, кстати говоря, в той илииной степени воплощаются в жизнь в последние годы в нашей стране в ходекоренных социально-экономических и политических преобразований.
Успех борьбыс бюрократией и бюрократизмом будет зависеть прежде всего от того, по какомупути пойдет наше общество, насколько будут реализованы идеи его обновления,принципы самоуправления народа. Меры по преодолению бюрократизма могут статьдейственными лишь при условии повышения общественно-политической активностиграждан, новых взаимоотношений центра (ныне республиканского) и периферии, «верхов»и «низов».
Дляликвидации бюрократизма как системы власти необходимы фундаментальные, коренныепреобразования общественной жизни, органическое соединение общих, групповых иличных интересов людей, полная ликвидация всех форм отчуждения трудящихся впроцессе переустройства общества и создание такого общественного строя, в которомобщественная жизнь 'становилась бы все более самоорганизующейся,самодействующей, а управление обществом – реально демократическим.
Глубочайшийсмысл осуществляемых в нашей стране перемен и состоит (должен состоять) всоздании предпосылок подлинной демократизации общества, ликвидации отчуждениячеловека от средств производства и власти и тем самым в ликвидации самих основбюрократии, бюрократизма. Понятно, что процесс преобразования не предопределяетавтоматически их положительных результатов. Это зависит, как свидетельствуетпрактика, от исхода борьбы между силами, выражающими интересы большинства трудящихсяи узкими группами населения.
Преодолениебюрократизма невозможно без глубокой и последовательной демократизации всейсистемы общественных отношений.
Осуществляемыеныне экономические реформы, разгосударствление собственности (разумное,оптимальное) имеют своей целью по существу ликвидацию самой основы,экономической базы командно-административной системы с присущей ейбюрократизацией. Осуществляемая реформа призвана создать такой экономическиймеханизм хозяйствования, который обеспечит оптимальное сочетание рыночныхотношений и плановости развития экономики, разумный централизм и автономию,самостоятельность республик, регионов, предприятий, будет всемерностимулировать экономическую и социально-политическую активность людей с учетомреализации их материальных и духовных интересов.
Проводимыеэкономические преобразования призваны создавать объективную возможностьусиления социальной направленности развития экономики, преодоления еедефицитности как главного условия существования бюрократической системы вэкономической области.
Важнейшееусловие преодоления всевластия бюрократии – коренное обновление политическойсистемы, механизма политической власти. Этот процесс включает в себя двестороны: 1) ломку сложившихся бюрократических структур; 2) созидание новыхструктур, четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти,улучшение аппарата управления, его упрощение и сокращение. Отсюда изменяетсясоциальное назначение государственных служащих: они призваны активноспособствовать государственным органам выражать и защищать интересы всехсоциальных слоев и групп, искать оптимальное удовлетворение личных, групповых игосударственных интересов, а не подчинять человека интересам государства, какэто было в истекшие десятилетия, ставить чиновника над другими гражданами.Чиновничество должно стоять на службе всего народа, а не отдельных его слоев,добиваться оптимизации единства государственных интересов и интересов личности.
Сокращениеаппарата, к сожалению, осуществляется, как и прежде, о чем свидетельствуютрезультаты социологических исследований, без учета функций, объема и характераработы, т.е. административным путем. Нередко сокращаемые приказами сверхуработники упраздняемых министерств оказываются в стенах других учреждений илина руководящих, аппаратных местах на предприятиях. Следовательно, «лечить» этуболезнь можно только экономическими методами, поставив в зависимостьматериальное благополучие каждого должностного лица от реальных экономическихрезультатов предприятий, министерств, ведомств.
Наличиегромадного бюрократического аппарата неизбежно увеличивает производство деловыхбумаг. Их обилие не может не приводить к преобладанию канцелярско-бюрократическогостиля работы, отрыву руководящих органов от реальной жизни.
В преодолениибюрократизма важнейшее значение имеет сменяемость кадров – выборы руководителейи других работников аппарата только на определенные ограниченные сроки. Весьмировой опыт (и наш в том числе) показывает, что подавляющее большинство людейне способно противостоять соблазняющему и деморализующему воздействию власти.Длительное пребывание у власти портит даже хороших в прошлом людей. И «лекарством»здесь может быть только законодательная ротация. Сменяемость должна статьнормой жизни для всех звеньев управленческого аппарата, начиная с самых высокихи кончая самыми низшими, ведь социологические наблюдения показывают, что многие«внизу» действуют на своем рабочем месте как отпетые бюрократы.
Говоря осменяемости как методе борьбы с бюрократизмом, следует подчеркнуть: поочередноесостояние и подчиненного, и властвующего (руководителя) во многомпредопределяло бы нормальность, человечность отношений управляемых и управляющих.Эту мысль подчеркивал еще Аристотель: «Кто хочет прекрасно повелевать, долженсначала научиться повиноваться. А всякая власть… может осуществляться, с однойстороны, в интересах властвующего, с другой – в интересах подчиненного». Действительно,если все на время станут бюрократами (управленцами), то уже никто не сможетстать действительным бюрократом. Между прочим, эта проблема (изучениесостояния, сознания, поведения бывших и настоящих управленцев) является однимиз важных направлений социологических исследований.
Кореннымпризнаком бюрократии является, как уже отмечалось, существование и рост слоябюрократов – привилегированной и оторванной от народачиновничье-административной касты, наличие и рост управленческого аппарата. Но,говоря о бюрократизации аппарата, подчеркнем, что борьба с бюрократизмом неозначает борьбу с аппаратом как таковым. Без профессионального аппарата,состоящего из руководителей (управленцев), специалистов и техническогоперсонала (секретарей, машинисток, делопроизводителей и т.д.) нет и не можетбыть управления как неотъемлемого атрибута каждого общества. В то же времяборьба с бюрократизмом требует постоянной и неформальной работы по улучшению,совершенствованию аппарата. Ни один руководящий орган, как показывает всемирнаяпрактика, не может обойтись без специального, профессионально подготовленногоаппарата.
Особоезначение в преодоление бюрократизма имеет повсеместный и повседневный учет иконтроль во всей системе управления, во всех социальных институтах иорганизациях и, безусловно, в жизни политических партий. Принципиальносущественную роль играет здесь такая сторона демократии, которая связана свозможностью для населения участвовать в принятии решений, их обсуждения,критики, иначе говоря, гласностью, правдивостью информации. В последние годысделаны первые шаги по внедрению в политику, в систему управления началгуманизма, моральных принципов, устранению из нее нечестности, обмана,лицемерия, секретности, тайны. Ликвидированы «зоны вне критики», рассекреченымногие документы, стали доступными многие ранее запрещенные литературные идругие произведения, реализуется закон о печати, хотя, конечно, не в полномобъеме. Предстоит повысить ответственность за слово, за правдивость информации,исключающей сенсационность, «плюрализм» мнений, граничащей с пренебрежением конституционными,правовыми и моральными нормами жизни общества. Хотелось бы надеяться, чтоконструктивно-пропагандистская функция печати наконец-то станет превалирующей,потеснив функцию разоблачительно-критическую.
Существенноезначение в преодолении бюрократизма имеет, безусловно, уровень образования икультуры населения, особенно политической культуры. В изучении уровня ихарактера политических знаний, оценок и действий людей, содержания социальныхмеханизмов, традиций и норм, которые регулируют политические отношения,несомненно, большое место занимают методы социологических исследований,особенно в рамках систематического изучения общественного мнения.

5. Практическаячасть
Изучениебюрократии как социально-политического явления было связано со сложностями. Ихобусловила аморфность, нечеткость объекта исследования, так как существуетмножество различных (иногда и противоречащих друг другу определенийбюрократии).
Заприблизительно 2 столетия с момента появления первых работ, специальнымобъектом исследования которых стала бюрократия, было опубликовано значительноеколичество трудов различных авторов (Г.Ф. Гегеля, В. де Гурне, А. деТоквилля, К. Маркса, Дж. Милля, В.И. Ленина и др.). Однакосовременная бюрократия требует обстоятельных социологических и политологическихисследований, раскрывающих её сущность, основные признаки и характерные черты.5.1 Определение и формулировка проблемы
Насегодняшний день система государственного управления в Российской Федерациихарактеризуется многочисленными негативными чертами, причины которых отчастикроются в ее историческом прошлом.
Российскийбюрократический аппарат не соответствует концепции рациональной бюрократииВебера. Бюрократическая система при всех возможных конкретных вариациях,искажает информацию одним и тем же образом, то даже и распространенный способумножения источников информации ничего не дает в смысле решения проблемывлияния бюрократии на политику.
Главнойпроблемой, анализируемой в настоящем исследовании, считается недостатокофициальных данных о восприятии бюрократии в общественности России. Сведения онегативном отношении населения к бюрократии можно почерпнуть лишь изобщественных настроений. Наличие достоверных официальных данных могло бы статьтолчком к реформированию отечественной бюрократической системы.
Такимобразом, проблема исследования сводится к практическому подтверждению отношенийнаселения России к бюрократии.5.2 Формулировка цели и задач
Цель работы –исследование населения России к бюрократии.
Задачи работы– провести социологическое исследования отношения общества (населения России) кбюрократии. Сбор информации для анализа будет проводиться методоманкетирования. 5.3 Объект и предмет исследования
Объектисследования – население Российской Федерации.
Предметисследования – отношение населения России к бюрократии.5.4 Рабочая гипотеза
В качестверабочей гипотезы выдвигается предположение о том, что население Россиикатегорически отвергает действующую бюрократическую систему, требует еереформирования.
 5.5 Операционное определение
Основнымиключевыми понятиями в данной теме являются «население» и «бюрократия». Ключевыепонятия, используемые в инструментарии исследования приведены в табл. 1.

Таблица 1№п/п Ключевые понятия Содержание понятия Номера вопросов в бланке 1 Бюрократия управление, где господствует чиноначалие; степенная подчиненность; зависимость каждого служебного лица от высшего и бумажное многописание при этом 1 2 Население Население – это непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, состоящая из разных социально-демографических групп  5.6 Определения выборочной совокупности
Т.к. объектомисследования является население г. Коркино, а его численность не оченьвелика, то в данном исследовании будет использована репрезентативная выборка. Ввыборке будут представлены респонденты по важнейшим социально-демографическимгруппам с учетом признаков пола, образования и др. Исходные данные попропорциональности этих групп в составе населения г. Коркино будут взятыиз статистических сборников и строго соблюдены при выборке.
Генеральнаясовокупность – всё население г. Коркино, как известно, 50 тыс. человек. Градообразующиепредприятия отсутствуют. Уровень средней заработной платы составляет 8 тыс.руб.
В опросепримут участие 100 человек, из которых:
1) по полу:мужчин – 30, женщин – 70
2) по возрасту:до 29 лет – 35 чел., 30 – 49 лет – 45 чел., 50 лет и старше -20 чел.
3) пообразованию: высшее и незаконченное высшее – 25, среднее и среднее специальное– 65, ниже среднего – 20.
Для тогочтобы не ограничивать и не навязывать участникам опроса свое мнение, я считаюнаиболее целесообразным использовать опросник открытого типа.
5.7 Анкета
Здравствуйте!Мы изучаем бюрократию как социально-политическое явления. Просим Вас принятьучастие в этом исследовании и ответить на наши вопросы.
Заполнениеанкеты простое: если Ваше мнение совпадает с одним из предлагаемых вариантовответов, то следует поставить галочку или крестик в кружочке. Если же ни одиниз вариантов Вашей точке зрения не соответствует, изложите своё мнение насвободных строках.
Опрос –анонимный, фамилию и имя указывать не нужно.
1 Вашпол?
o Женский;
o Мужской.
2 Вашвозраст?
o до 29лет;
o от 30до 49;
o от 50и старше.
3 Образование?
o неполноесреднее;
o среднее;
o среднееспециальное;
o высшее.
4 В какойхронологический период истории России, по Вашему мнению наблюдается наибольшеезасилье бюрократии?
o Путина;
o Горбачева;
o Медведева.
5 Кому, поВашему мнению, принадлежит реальная власть в стране?
o Олигархии;
o Федеральныеорганы (президент, парламент, правительство);
o Местныеорганы власти.
6 В чьихруках по Вашему мнению сосредоточена вся полнота власти?
o У президента;
o У олигархов;
o Удепутатов.
7 Обращаетесьли Вы к чиновникам для решения проблем?
o Решаюсам;
o Местныеорганы;
o Вфедеральные органы;
o Прошупомощи у друзей и родственников.
8 Сообщите,пожалуйста, уровень Ваших доходов.
o От 4 тыс.до 6 тыс. руб.
o От 7 тыс.до 10 тыс. руб.
o От 11и выше.
9 Почемуработа чиновников воспринимается как неэффективная?
o Несовершенствозаконов;
o Давлениеизвне;
o Отсутствиекультуры;
o Какиечерты характерны для типичного российского чиновника?
o Внимательность;
o Невнимательность;
o Ответственность;
o Безразличность;
o Хамство;
o Грубость;
10 Какиепрофессии, по Вашему мнению наиболее склонны к взяточничеству?
o Чиновники;
o Врачи;
o Учителя;
o Милиционеры;
12 Какиефакторы более всего Вам не нравятся в российской бюрократии?
o Равнодушие;
o Эгоизм;
o Унижение;
o Нетответа.
13 Хотели быВы попасть на работу в Госслужбу?
o Да
o Нет
o Не знаю
14 Какбороться с бюрократией в стране?
o Усилитьконтроль;
o Ужесточитьотбор кандидатов на место чиновника;
o Сокращениеаппарата управления;
o Выборыработников аппарата на ограниченные сроки;
15 Как Высчитаете, кто должен бороться с бюрократией в стране?
o Президент;
o Силовыеорганы;
o СМИ;
o Профсоюзы;
16 КакВы считаете нужна ли стране новая власть?
o Да;
o Нет;
o Неуверен.
6. Аналитический отчет 6.1 Анализ
Российскоечиновничество переживает золотой век. 75% опрошенных в ходе подготовки докладароссиян уверены, что эпоха Владимира Путина характеризуется наибольшим засильембюрократии за всю историю России.
Большинствореспондентов (40%) считают, что реальная власть в стране принадлежит олигархам,около 30% – что ею обладают федеральные органы власти, столько же указывают насиловую и гражданскую бюрократию. Большинство россиян по-прежнему считают, чтоолигархи имеют доступ к принятию политических решений и что властью в принципеобладают те, у кого больше денег».
Характерно,что и олигархи, считают респонденты, тоже более могущественны, нежели ДмитрийМедведев. Всего 25% опрошенных уверены, что в руках президента сосредоточенався полнота власти, тогда как олигархам пальму первенства отдают 50%опрошенных.
Населениесамо предпочитает держаться от государственной машины подальше. Только третьнаселения (33%) имеет личный опыт общения с чиновниками и лишь 19% опрошенныхобращались для решения возникших проблем в федеральные органы власти. 18%респондентов решали возникшие проблемы сами, 30% – попросили о помощи друзей иродственников.
Львиную долюреспондентов (около 67%) составляют те, кто оценивает свои доходы в коридоре от4 тыс. до 6 тыс. рублей. Доходы от 11 тыс. рублей и выше имеют только 4,3%опрошенных.
Каждыйчетвертый респондент не доволен, говорят о том, что жизнь у них складываетсяплохо.
Представлениероссиян о хронической неэффективности российского госаппарата связано преждевсего с образом непорядочного, испорченного властью чиновника, хотя иногданаселение и готово отчасти объяснить сложившуюся ситуацию несовершенствомзаконодательства, давлением на чиновников извне, отсутствием правовой культурыграждан. Чиновники плохо работают, потому что чувствуют давление из вне (таксчитают 47% опрошенных), к тому же их моральный облик оставляет желать лучшего(31%).
Средичеловеческих и деловых качеств, характерных, по мнению коркинцев, для типичногоотечественного чиновника, также преобладают моральные качества – точнее, ихотсутствие. Российский чиновник безразличен к государственным интересам,непорядочен и неразборчив в средствах, его отличает безжалостность и рвачество.Мнение о том, что российскую бюрократию отличает невнимательность к людям, грубостьи продажность, разделяют 78 опрошенных.
Как нистранно, продажность – далеко не самое ужасное качество российской бюрократии.По мнению большинства респондентов, взятки намного чаще берут учителя (17%ответов), врачи (20% ответов) и милиционеры (22% ответов). Чиновникивоспринимаются как очень умеренные взяточники (14%).
Сильнеероссиян раздражает равнодушие чиновников к чужим судьбам, а также то, что ониунижают зависящих от них людей, – здесь им нет равных (30% и 29% ответов).Стоит, правда, отметить, что четверть россиян не имеют никаких особенныхпретензий к чиновникам.
48%работающего населения (в том числе 14% опрошенных студентов) хотят поступить нагосслужбу, потому что «работа в госаппарате дает материальные привилегии,льготы, стабильность и карьеру».
На вопрос«Что делать?» простые россияне дают ожидаемый ответ. Свыше 60% опрошенныхуверены, что необходимо усилить общественный контроль за работой чиновников.Еще 30% (в ходе опроса можно было дать несколько ответов) – предлагаютзапретить чиновникам, попавшимся на коррупции, занимать государственные посты.Менее эффективным россияне считают ужесточение отбора кандидатов на чиновничьипосты.
Проблема втом, что общество не находит инструментов для осуществления такого контроля.При всем многообразии существующих в стране институтов гражданского общества иорганов госвласти обуздать бюрократию может только президент Дмитрий Медведев.В этом уверены 41% населения.
Имеет липрезидент возможности для того, чтобы коренным образом улучшить работу всегогосаппарата? Население единодушно: шаги по созданию властной вертикалипредпринимаются, однако пока она недостаточно эффективна. Так считают почти 60%населения.
В целом инаселение (66%) не видит никаких значительных перемен в работе местных ифедеральных органов власти, которые могли бы произойти в результатеполитической и административной реформ.
От президентатеперь ждут, что он наведет порядок в работе госаппарата и обуздаетчиновничество, которое мешает развитию страны.
Если этизапросы не будут удовлетворены… Уже сегодня, согласно проведенному опросу,общество разделилось практически поровну – 36% респондентов считают, что длястраны было бы лучше, если бы у власти оставались нынешние лидеры, а 35%соответственно уверены, что стране нужна новая власть. Этот баланс может инарушиться.

Выводы
Россиянам ненравится рост бюрократии, которая превращается в новый правящий класс. Но ониготовы ее терпеть – ведь надежды на президента тают, а новой силы, способнойобуздать произвол чиновников, в нынешней России не видно.
По мнениюавторов доклада, у населения нет простого ответа – хорошо это или плохо. Нет инепротиворечивого представления о том, как соотносятся между собой государствокак ценность и государство как совокупность чиновников. Россияне, с однойстороны, четко разделяют государство и власть, а с другой – бюрократию и массугосслужащих. Даже на уровне ассоциативного восприятия к словам «государство» и«госслужащий» люди относятся лучше, чем к словам «власть» и «чиновник».
В целом,говоря о преодолении бюрократизма как цели, как задачи, следует обратитьвнимание на важность рационализации управления и управленческого труда,проведения «канцелярских реформ». Речь идет об обоснованности решений,установлении ответственности каждого за выполнение определенных, четкоочерченных заданий и практических дел; о контроле за ходом исполнения решений;о рациональных формах учета и отчетности и уменьшении ее; о сокращениипереписки, о совершенствовании делопроизводства и документообмена; об упрощениипроцедур согласования и т.д.; о регламентации совещаний и заседаний; о должнойорганизации приема посетителей руководителями, управленцами и т.д. Корочеговоря, речь идет о повышении уровня профессионализации управленческого труда.
В решенииэтих вопросов, как представляется, немалую роль могут сыграть методысоциологических исследований, в частности анализ документов управленческоготруда, организация экспериментов по апробированию новых его форм, деловые игры ит.д. Достоинством социологических методов является то, что с их помощью можноизмерить каждое бюрократическое препятствие, разработав систему показателей ииндикаторов. К примеру, какое количество документов оформляется для решениядела (и нужны ли они?); сколько печатей, подписей требуется; сколько временитратится для записи на прием к руководителю, в учреждение, какова продолжительностьожидания с момента записи до момента приема (обоснованность такого ожидания);сколько должностных лиц приходится обходить для решения того или иного вопроса;сколько дней (недель, месяцев, лет) проходит с момента первого бюрократическогообещания решить вопрос и т.д., и т.п. Выявление, измерение таких показателейпозволит показать истинное лицо «слуг народа», их «заботу» о людях.
Показывая спомощью цифр и фактов, во что обходится обществу бюрократизм как явление,каковы экономические, социальные и нравственные потери от него, обобщая ирекомендуя лучшие образцы управленческого труда, социология тем самым можетвыполнять функцию не только познавательную, но и присущую ей управленческую.
Список литературы
1.  Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология:Учебник. – М.: Гардарики, 2006.
2.  Даниленко В.И. Современныйполитологический словарь. – М.: NOTA BENE, 2004.
3.  Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология:Краткий курс. – М.: МНФРА-М; 2003.
4.  Зборовский Г.Е. Орлов Г.Г. Введениев социологию. Урал. ун-т, 2000.
5.  Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социологияуправления: фундаментальный
6.  Социология / Т.Л. Кончанин,С.Я. Подопригора, С.Н. Яременко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
7.  Социология / Ю.Г. Волков,В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
8.  Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социологияи психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.