Реферат по предмету "Социология"


Безработица среди жен военнослужащих

Министерство образования Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Липецкий государственный технический университет
Дипломная работа
по социологии
на тему:
Безработица среди жен военнослужащих
Выполнила:студентка
группы ОЗСЦ– 08 Чубарова Ж.А.
Липецк-2010

Содержание
Введение
1.      Интерпретацияпонятий,  связанных с проблемой изучения безработицы среди жен военнослужащих
2.      Спецификапредставлений женщин безработицы, как социального явления
3.      Субъективныефакторы, влияющие на занятость среди жен военнослужащих
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Актуальность исследования теоретико-методологических вопросовзанятости населения вызвана потребностью осмысления этой проблемы обществом игосударством, определения методов ее решения, выработки более адекватныхподходов к этому вопросу.
Ситуация на рынках труда в разных субъектах Российской Федерацииразлична.
К концу 1997 года усилилась дифференциация территорий по состояниюрегиональных рынков труда. Так, в 22 регионах отмечалось наиболее благоприятноеположение на рынке труда, где уровень регистрируемой безработицы был нижесреднероссийского показателя и колебался от 0,7 до 2,5% (например: Москва,Смоленская, Липецкая, Оренбургская область, Краснодарский край)
Стабильное положение сохранялось в 20 регионах России, где уровеньбезработицы находился в пределах 2,5-3,5% (Тюменская, Рязанская, Воронежская,Челябинская, Саратовская и другие области).
В 33 регионах уровень регистрируемой безработицы значительнопревысил среднероссийский уровень, составляя от 3,6 до 6,7% (Хабаровский край,Читинская, Пензенская, Костромская, Курганская и другие области).
В наиболее кризисной ситуации оказались 13 регионов России, гдеуровень регистрируемой безработицы в 2 раза и более превысил среднероссийскийпоказатель, составляя от 7,3 до 22,8%. Указанные территории отнесены к регионамс напряженной ситуацией на рынке труда (республика Ингушетия, Дагестан,Калмыкия, Удмуртия, Ивановская, Владимирская, Псковская, Ярославская и другиеобласти).
Анализ состояния региональных рынков труда свидетельствует, чтовысокий уровень безработицы характерен для территорий с преобладаниемпредприятий военно-промышленного комплекса, а с также с наличием тех отраслейпромышленности, которые подверглись наибольшему спаду в новых экономическихусловиях (текстильная, легкая, лесная отрасли промышленности, машиностроение).
Уровень безработицы в России достиг к концу января 1999 годарекордно высокой отметки, составив 12,4 процента от численности экономическиактивного населения (в декабре прошлого года — 11,8 процентов). Как сообщили вГоскомстате, в январе 1999 года общая численность безработных в России 8,956млн. человек, половина из которых женщины. Но специалисты считают, чтобезработица у нас, в основном, скрытая и реальный масштаб превышает официальныепоказатели во много раз.
Анализируя безработицу, следует заметить, что за общими цифрамискрывается тот факт, что ее издержки распределяются неодинаково. Так, например,она значительно выше среди молодежи, чем среди взрослых, уровень безработицысреди лиц некоренного населения тоже, как правило, более высокий. Разнится онаи среди мужчин и женщин[5].
Анализ социальной и социально-профессиональной структуры наиболееподверженных риску безработицы в условиях Липецкого района свидетельствует, чтобольшему риску безработицы подвержены в первую очередь незащищенные социальныегруппы: молодежь (во всех поселениях, но в большей мере в селах), женщины, имеющиемалолетних детей (во всех поселениях) и женщины, состоящие в браке своеннослужащими, работающие пенсионеры и лица предпенсионного возраста,инвалиды. Среди социально-профессиональных групп более других подвержены рискубезработицы специалисты (ИТР, служащие, молодые специалисты, работникибюджетных организаций – врачи, учителя) в целом во всех поселениях и наемныеработники частного сектора.
Таким образом, можно сказать еще раз, что тема исследования непросто интересна, она крайне важна для каждого, т.к. непосредственно касаетсявсего населения страны.
Целью данного исследования является выявление причин безработицысреди жен военнослужащих.
В соответствии с поставленной целью ставим ряд задач:
1.                выявитьдолю безработных женщин среди жен военнослужащих;
2.                определитьвлияние длительности проживания, наличие детей, их количество на состояниетрудовой занятости жен военнослужащих;
3.                уточнитьмотивы и предпочтения женщин в сфере предполагаемой трудовой деятельности;
4.                выявитьоценку деятельности государства и командира части в отношении трудоустройстважен военнослужащих.
Объект данного исследования — это жены военнослужащих, проживающиев г. Липецке.
Предмет исследования – отношение жен военнослужащих к безработице.
Методологической базой исследования выступаетструктурно-функциональный подход, предложенный Э. Дюркгеймом, Т. Парсенсом, Р. Мертоном. Структурно-функциональныйанализ — системное исследование социальных процессов и явлений как структурнорасчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенноефункциональное значение.[6] Впервыесформулировал Эмиль Дюркгейм[7], разработал Т.Парсонс[8]. Системныйподход – подход к изучению сторон, свойств, частей, характеристик в контекстецелостной системы. Дает возможность исследователю удерживать целое при анализечастей[9].
Этот подход позволил выявить структуру изучаемогоявления, а также включить исследуемое явление в некую широкую систему, где ононаходит свое место по отношению к другим явлениям. Данный подход позволилпроструктурировать жен военнослужащих по следующим критериям:
·                   наличиеработы
·                   длительностьпроживания
·                   мотивациятрудоустройства
·                   наличиедетей, а также факторы, которые препятствуют трудоустройству женщин.
Эмпирической базой исследования выступаютрезультаты опроса методом анкетирования жен военнослужащих, проживающих вЛипецке.
В соответствии с поставленными задачами существуют некоторыегипотезы:
1.                60% женвоеннослужащих безработные;
2.                чемменьше длительность проживания в той или иной местности, тем больше долябезработных женщин;
3.                отсутствиерабочих мест является главной причиной безработицы;
4.                наличиедетей и их количество способствует повышению уровня безработицы среди женвоеннослужащих;
5.                доминирующиммотивом трудоустройства является необходимость повышения материальногосостояния семьи.

1. Интерпретация понятий, связанных с проблемой изучения безработицысреди жен военнослужащих
Понятие безработицы определяется как отсутствие работы для трудоспособных.Безработица тесно связана с понятием «занятость», которое значительно ширепонятия «работа». Выделяют три основные формы безработицы:
·                   текущую
·                   скрытую
·                   застойную.
К текущей форме относят незанятость в связи с переходом работниковс одного предприятия на другое (функциональная незанятость).
Скрытая (латентная) безработица – это избыточная занятость,обусловленная разными причинами: стремлением сохранить кадры, уменьшить числобезработных, оказать соответствующую материальную поддержку людям и т.п.
Застойная форма безработицы характерна, как правило, для людей,которые крайне нерегулярно работают (бомжи, алкоголики и т.д.)[10]
В современных условиях проблема безработицы является насущной длянашего государства. Достижение высокого уровня занятости населения – одна изосновных целей политики Российской Федерации. Достижение высокого уровнязанятости — одна из основных целей экономической политики государства.Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставитзадачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большейстепени удовлетворить материальные потребности населения. При неполномиспользовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигаяграницы своих производственных возможностей. Безработица влечет за собойсерьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативныхпоследствий безработицы — нерабочее состояние трудоспособных граждан и,соответственно, выпущенная продукция. Если экономика не в состоянииудовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и можетработать, кто ищет работу и готов приступить к ней, кто хочет и может работать,кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможностьпроизводства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществуразвиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. Вконечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста,отставание объемов увеличения валового национального продукта.Недоиспользование производственных возможностей общества поддаетсяпрогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1 процентзанятости ведет к отставанию реального объема валового национального продуктана 2,5 процентов от потенциального ВНП.
Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов изначительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативноевлияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Немалый уронбезработица наносит жизненным интересам людей, не давая им приложить своеумение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образомпроявить себя, или вовсе лишая их таковой возможности, из-за чего людипереносят серьезный психологический стресс. Безработица, каким бы уровнем онане измерялась, это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не можетполучить законный источник существования. Более того, ее последствия выходят далекоза рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потереквалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности.Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадкуморальных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователинаходят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психическихзаболеваний, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и высоким уровнембезработицы. Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработицаприводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам.Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся рольрынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.
Показатель безработицы является одним из ключевых показателейуровня общего состояния экономики нашего государства, оценки ее эффективности.Существует также прослойка людей, которые по каким-либо причинам не работают ине ищут работу. Это студенты дневных отделений, пенсионеры, домохозяйки.
Особую категорию составляют семьи военнослужащих. Очень часто женавоеннослужащего не может найти работу по каким-либо причинам (наличие детей,частые переезды, т.е. смена места жительства и т.д.), либо вынужденысоглашаться на любую работу, в том числе и низкооплачиваемую, помогая тем самымсемейному бюджету.
Государство не поднимает престиж вооруженных сил. Определимпонятие «вооруженные силы».
Итак, вооруженные силы – это воинские формирования, которыесозданы государством и направлены на поддержание мира и безопасности своегогосударства.
Жены военнослужащих, проходящих службу в различных условияхпоселения, ни чем ни защищены от безработицы, т.к. условия бывают таковы, чточасто женщина не может найти работу в маленьком городе, поселке, где проходитслужбу муж, либо просто не успевает ее найти, т.к. мужа переводят на новоеместо службы.
Таким образом, анализ данной ситуации показывает, что исследованиебезработицы среди жен военнослужащих не достаточно. Именно малая степеньизученности этой проблемы показывает, что данная тема требует подробногоизучения.
Методом данного социологического исследования являетсяанкетирование.
Анкета – это сбор информации, когда происходит взаимодействиеисследователя и опрашиваемых людей.
Анкета – опросный лист, который состоит из нескольких блоков. Вначале анкеты помещается обращение к респондентам, где объясняется, кто и скакой целью предлагает вопросы, а также излагают правила заполнения анкеты.Далее предлагается паспортичка, где респондент должен ответить на вопросы осебе: пол, возраст, образование, социальное положение, уровень дохода. Затемидёт основная часть, где содержатся вопросы, вытекающие из целей и задачисследования. Заканчивается анкета благодарностью за участие.
Анкета позволяет нам получить информацию о фактах из жизниреспондента и информацию о его мнениях. Преимущество этого метода состоит втом, что он дает представительную картину об изучаемом предмете, обеспечиваяотносительную простоту обработки, сводит к минимуму внимание анкетера нареспондента, дает ощущение большей анонимности, позволяет провести сборинформации за более короткий срок.
При этом необходимо учитывать недостатки этого метода: возможностьнеполного заполнения анкеты, а также то, что искренность практически уходит из-подконтроля.
Информация, получаемая от респондента, является отражениемсоциальной реальности в его сознание, т.е. информация часто может носить субъективныйхарактер и поэтому в проверке интерпретации.
Анкета содержит 14 вопросов. Из них 1 является закрытым: в анкетеэто вопрос № 6 паспортички.
Закрытые вопросы – это вопросы, где указаны точные вариантыответов, не допускающие отклонения.
Полузакрытых вопросов в анкете – 13. В одном вопросе анкетыдопускается 2-3 варианта ответа: это вопрос №10. В остальных же 13 вопросахможно указать лишь один вариант.
Характеристика выборки.
Выборка в социологическом исследовании — это способы отбораэлементов объекта исследования. В социологическомисследовании нередко объектом исследования являются массовые явления или большиесоциальные группы: молодежь, учащиеся, рабочие, предприниматели.Организационные, финансовые трудности, как правило,не позволяют опросить всех. Исключение составляет всенародный референдум, в котором задается один вопрос.Поэтому в каждомисследовании перед социологом стоит проблема выборки, т.е. определение такойчасти общей совокупности, опрос которой будет достаточным для получения достовернойинформации. Возможность замены сплошногоисследования выборочным обусловлена статистическимхарактером социологической информации, при котором проявляетсядействие закона больших чисел (см.). Его сутьсостоит в том, что при достаточно большом числе наблюденийслучайные отклонения взаимно уравновешиваются,погашают друг друга и итоговый результат не зависит от случая.Это означает, что при достаточном объеме выборки,добавление в неё новых элементов не изменит общегорезультата.
Выборка как выборочная совокупность — это часть генеральной совокупности, которая подлежитнепосредственному изучению. Она должна бытьрепрезентативной, т.е. должна отражать основные значимые характеристикигенеральной совокупности, являться её моделью. Для этого социолог должен решить две задачи: — дляхорошо известной генеральной совокупности составитьпредставительную выборку. Люди, отобранные в группу опрашиваемых, должныотличаться всеми особенностями, которые характерны для той большой группы,которую они представляют. Их число определяется поопределенным формулам математической статистики и чаще всего составляет примерно 15% от генеральной совокупности. Например,готовясь изучать население г. Липецка социолог может выбрать 1000 человек дляопроса. Но эти люди должны быть типичными жителямиг. Липецка, по возрасту, семейному положению,статусу, профессиональному составу и т.д.
Расхождение в распределении изучаемыхпризнаков в выборочной и генеральной совокупности называются ошибкой выборки. Её величину определяют методамиматематической статистики и теории вероятностей. Считается допустимой ошибка в размере3-5%. Но особенно на величину ошибки влияет не объем выборки совокупности поотношению к объему генеральной совокупности, а сам способ организации выборки.В 1940 году известный американский социолог,специалист по вопросам общественного мнения Д. Гэллапписал: «Ошибки в социологических исследованияхвозникают не потому, что было опрошено мало людей, а потому, что были опрошеныне те люди».
В данном исследовании используется сплошная выборка, т.к. опросу подлежатвсе жены военнослужащих.
Среди различных шкал, существующих в социологии, в нашем исследованиипредставлены номинальная, порядковая и количественная.
Шкала — инструмент оценки, измерения социальной информации,собираемой в процессе опроса, наблюдения или анализа документов[11].
Номинальная шкала – это шкала, которая позволяет определитьабсолютное и относительное распределение сравниваемых признаков[12].К ней относятся следующие вопросы: №1,5,6,7,8,9,11,12,13,14
Порядковая шкала – это шкала, числа которой не только фиксируютразличия, но и устанавливают отношения больше – меньше, соответствуя такойранжированности, упорядоченности эмпирических объектов. К ней относятсявопросы: №2,3
Количественная шкала- шкала, которая используется для измерениятех признаков, которые можно выразить числом. К ней относятся вопросы: №4,10.
Исследование содержит 4 задачи. К первой задаче относятся вопросы:№3,5,6,8. Ко второй задаче: №10,13. К третьей задаче: №4,7,9,11,12. Кчетвертой: №14.
Гипотеза (от греч. – основание, предположение)- обоснованные предположения о структуре изучаемыхсоциальных объектов, характере и сущностных связях между ними, омеханизме функционирования, развития и т.д. Это – прогнозирование способоврешения и результатов социологического исследования,необходимая составная часть научного поиска.Гипотеза пронизывает программу исследования, организует и направляет его, онатесно связана с его целью и задачами. Любое конкретное исследованиепризвано подтвердить или опровергнуть гипотезу социолога.Подтвержденная обоснованная гипотеза, истинность которой подтверждается эмпирическими фактами,считается установленной, превращается в теоретическое положение.
2. Специфика представлений женщин безработицы, как социальногоявления
В июле 2010 года в городе Липецке проводился опрос среди женвоеннослужащих.
Итак, по данному вопросу опрошено было 55 женщин. Приподсчете выборки использовались два критерия отбора респондентов: работающие ибезработные.
Выборочная совокупность составила 55 женщин, из которых входе исследования, работающих будет – 24 чел.(43,6%), а безработных – 31чел.(56,3%) (см. график 1).

График 1
Выявление доли безработных женщин, % отобщего количества респондентов
/>
Анализируя вопросы занятости женщин, проживающих поуказанному адресу, можно отметить, что опрос проводился среди трудоспособныхреспондентов, т.е. возраст опрашиваемых составил от 20 до 36 лет. По данномувопросу были получены следующие результаты:
1.               от 20 до 25 лет – 8 чел., т.е. 14,54%от общего числа опрошенных, из них 100% безработных женщин;
2.               от 26 до 30 лет – 23 чел., т.е. 41,81%от общего числа опрошенных, из них: работающих – 10 чел., т.е. 43,47% отколичества опрошенных респондентов «от 26 до 30 лет», а безработных – 13 чел.,т.е. 56,52% женщин.
3.               от 31 до 36 лет – 24 чел., т.е. 43,63%от общего числа опрошенных, из них: работающих – 14 чел., т.е. 58,3% отколичества данной возрастной категории, а безработных – 10 чел., что составляет41,6% респондентов (см.график 2).

График 2.
Возрастная категория среди опрошенныхженщин, % работающих от количества опрошенных работающих респондентов, %безработных от количества опрошенных безработных респондентов.
/>
В ходе опроса выяснилось, что среднее общее образованиеимеют – 1,8%; среднее специальное (техникум) – 34,6%; неполное высшее – 14,5%;высшее – 49,09% от числа опрошенных.
На вопрос о среднемесячном доходе в семье на 1 человекаполучены следующие данные: до 1000 руб. – 1,8% ответивших на данный вопрос; от1001 до 2000 руб. – 70,9% женщин; от 2001 до 4000 руб. – 27,27% респондентов.Из этих данных видно, что центр распределения ответов респондентов выпадает наответ «от 1001 до 2000 руб.», т.е. нельзя сказать, что семьи военнослужащихнаходятся за чертой бедности, но все же доход данной социальной группы невелик(график 3.).

График 3
Выявление среднемесячного дохода в семьена 1 человека, % от общего количества опрошенных женщин
/>
В ходе опроса выявили результаты при ответах на вопрос оработе до замужества и получили следующие данные: положительно ответили – 60%женщин; отрицательно – 38,18% опрошенных; указали «иное» — 1,8% респондентов.Таким образом, видно, что большинство женщин имели работу до брака (см. график4).
График 4
Выявление доли безработных женщин добрака, % от общего количества опрошенных женщин
/>
При анализе ответов женщин на вопрос «Работаете ли высейчас?» получены такие ответы: работающих – 43,6%, а безработных – 56,3%. Какмы видим, процент безработных женщин больше, чем работающих. Что же влияет набезработицу среди опрошенных женщин мы и выясним в ходе дальнейшегоисследования.
В ходе опроса была попытка выяснить, что же представляетсобой работа для женщин. Получились следующие результаты: источник дохода — 67,27%ответивших на вопрос; смена обстановки — 23,63% респондентов; иное – 9,09%опрошенных женщин. Данные результаты подтверждают низкую оценку помощигосударства в данном вопросе. Во многом это связано с тем, что в 90-е годыгосударство «уронило» свой престиж в глазах людей, а также престиж вооруженныхсил см. график 5.
График 5
Отношение женщин к работе, % от общегоколичества опрошенных женщин
/>
Что касается вопроса о попытке найти работу, то наибольшеечисло женщин ответили «нет, не имею возможности», что составляет 48,38% отчисла безработных респондентов, и «ищу, но каждый раз неудачно» — 41,9% отбезработных жен военнослужащих (см. график 6).
График 6
Выявление результатов поиска работыбезработных респондентов, % от количества опрошенных безработных женщин.
/>

На вопрос о том, где бы вы хотели работать, респондентыбыли разделены на 2 категории: работающие и безработные. Получились следующиерезультаты. Работающие женщины ответили так: согласна на любую работу – 8,3% отчисла работающих; хочу работать по специальности – 33,3% от опрошенныхработающих женщин; затрудняюсь ответить – 37,5% респондентов; иное — 33,3% работающихжен военнослужащих. Неработающие женщины ответили: согласна на любую работу – 12,9%от числа неработающих; хочу работать по специальности – 35,4% от опрошенныхнеработающих женщин; затрудняюсь ответить – 41,93% неработающих респондентов. Еслисравнить эти результаты по данному вопросу, то и работающие, и неработающиежены военнослужащих больше всего затрудняются ответить. А вот работать поспециальности и те, и другие хотят почти одинаковое количество человек. Меньшееколичество женщин и первой и второй категории ответили, что согласны на любуюработу. Можно сделать вывод, что все-таки на занятость среди жен военнослужащихвлияют не образование и желание, а факторы, в силу которых здесь процветаетбезработица (м. график 7).
График 7.
Выявление доли безработных и работающихженщин на предмет того, где бы они хотели работать, % работающих от количестваопрошенных работающих респондентов, % безработных от количества опрошенныхбезработных респондентов.
/>

Проводился опрос, женщин, состоящих в браке, поэтомууместен был вопрос о наличие детей в семье, а также их количество. Данныйвопрос позволит выявить влияние данного фактора на занятость среди женвоеннослужащих. Итак, на данный вопрос получены следующие ответы:
Таблица 1.
Наличие детей и их количества у опрошенных женщин по категориям.Категории Количество детей, чел. Нет детей 1 2 3 Общее к-во опрошенных женщин 54,54% 34,54% 1,81% 9,09% Работающие 45,8% 41,6% 12,5% неработающие 61,29% 29,03 3,22% 6,45%
График 8
Доля опрошенных женщин, не имеющих детей, % работающих от количества опрошенных работающих респондентов, %безработных от количества опрошенных безработных респондентов.
/>

График 9
Выявление доли опрошенных респондентов,имеющих детей, количество детей по категориям,% работающих от количестваопрошенных работающих респондентов, % безработных от количества опрошенныхбезработных респондентов.
/>
Желая определить предпочтения женщин к вопросу о том, что для нееважнее оставаться домохозяйкой или работать, они ответили следующее: оставатьсядомохозяйкой предпочли 9,09% от числа опрошенных женщин; решили, что работатьлучше – 87,27% респондентов, иное – 3,63% человек. Из них обе категории(работающие и безработные) ответили, что предпочитают работать, по количествучеловек поровну, в процентном отношении это выглядит так: работающие – 100% отопрошенных работающих женщин, а безработные – 77,42% от опрошенных безработных.Следовательно, оставаться домохозяйками решили только те, кто не работает и вграфе «иное» указаны ответы лишь безработных респондентов. Данные показывают,что большее число опрошенных жен военнослужащих склонно к желанию работать (см.график 9, 10).

График 9
Предпочтения жен военнослужащих, % от общего корличестваопрошенных
/>
График 10
Предпочтения жен военнослужащих покатегориям, % работающих от количества опрошенных работающих респондентов, %безработных от количества опрошенных безработных респондентов.
/>
Опросив женщин, которые работают, мы попытались выяснить,нравиться ли им их работа, на что получили ответы: «да» – 33,3% от количестваработающих; «да, но она низкооплачиваемая» — 20,8% жен военнослужащих; «нет, ноустраивает заработок» — 20,8% респондентов; «затрудняюсь ответить» — 20,8%человек; «иное» — 4,16% женщин (см. график 11).

График 11
Полученные ответы работающих женщин на вопрос нравится ли работа, %от опрошенных работающих женщин
/>
На вопрос «где бы вы хотели жить после окончания службы мужа?»получены следующие ответы: те, кто хотят остаться в Пугачеве по причине того,что родились и выросли здесь – 18,18% от общего числа опрошенных женщин; хотелибы уехать, так как не нравиться город – 14,54% ответивших; 9,09% опрошенныхуезжают в связи с переводом мужа на другое место службы, из них безработных 40%(2 чел.) от числа жен, уезжающих на новое место службы мужа (5 чел, т.е.9,09%), а работающих 60% (3 чел.) респондентов; большинство приезжих оченьхотят уехать туда, откуда они родом (приезжие здесь в основном из г.Кирова и г.Сызрани),их – 38,18% женщин и большинство ответивших на этот вопрос безработные;затруднившихся ответить – 20% от количества опрошенных (см. график 12).
График 12
Предпочтения женщин в месте жительства, % от общего количестваопрошенных респондентов.
/>

Одной из задач исследования данной проблемы является оценка помощигосударства (в лице командира воинской части) в решении вопроса о трудоустройствежен военнослужащих в тех местах, где проходит службу муж, ведь, как правило,женщины едут вместе с мужем по месту службы. И вот каковы результаты опроса поданному вопросу. Помощи государства не ощущают большинство женщин, а именно65,45% от общего количества опрошенных респондентов, небольшую помощь видят7,27% человек и затруднившихся ответить на данный вопрос 27,27% ответивших (см.график 13).
График 13.
Оценка помощи государства в вопросе трудоустройства женвоеннослужащих, % от общего количества опрошенных респондентов.
/>
Итак, по результатам исследования можно сделать некоторые общиевыводы. Женщины, которые вынуждены ехать за мужем по месту прохождения егослужбы, все же устраиваются на работу. Нельзя сказать, что длительностьпроживания совсем не влияет на занятость среди жен военнослужащих, но все-такивлияет незначительно.
А вот наличие детей у женщин влияет на состояние их трудовойдеятельности. Это видно из результатов исследования вопроса №10 анкеты. Вбольшинстве своем женщины, имеющие детей, не работают. И это связано также и стем, что не имеют возможности искать работу (напоминаем, что это 48,38% отчисла безработных респондентов) и находятся в поисках, но неудачно такжесоставляет немалый процент от опрошенных безработных (41,9%). Вызываетопасение, что работодатели не хотят брать на работу женщин, имеющих детей, ктому же еще и могущих уехать в любой момент.
При исследовании мотивов и предпочтений в сфере предполагаемойтрудовой деятельности большинство женщин ответили, что для них работа – этоисточник дохода. Опрошенные не удовлетворены своим материальным положением, ибольшая их часть предпочитают работать и приносить доход в семью.
Что касается оценки деятельности государства и командира части вотношении трудоустройства жен военнослужащих, то она крайне негативна. Помощи,как считают опрошенные респонденты, в этом вопросе нет никакой. Многиезатруднились ответить, но это также говорит о том, что помощь женывоеннослужащих не ждут.
3. Субъективные факторы, влияющие на занятость среди женвоеннослужащих
Следующим этапом анализа,полученных результатов было, использование методов статистического анализавзаимосвязи признаков. Дисперсия – характеристика степени рассеивания признакаотклонения от средней величины. Она рассчитывается по каждому вопросу отдельнои позволяет сравнить отдельные вопросы между собой (мера колебания признака). Всвязи с этим используется формула:
/>,
где x1-x –отклонение от средней величины,
N – количество ответивших человек на 1 вариант ответа.
Здесь вычисляется суммаквадратов стандартизированных остатков по всем полям таблицы сопряженности.Стандартизированный остаток 2 или более указывает на значимое расхождение междунаблюдаемой и ожидаемой частотами. Формула Пирсона дает максимально значимуювеличину критерия Хи-квадрат (р = от 0,000 до 0,05). Корректность проведенияданного теста Хи-квадрат определяется двумя условиями: во-первых, ожидаемыечастоты меньше 5 должны встречаться не более чем в 20% полей таблицы;во-вторых, суммы по строкам и столбцам всегда должны быть больше нуля.
Критерии количественной оценки зависимости между переменныминазываются коэффициентами корреляции или мерами связанности. Значения коэффициентовкорреляции всегда лежит в диапазоне от -1 до +1. В качестве коэффициентакорреляции между переменными, принадлежащими порядковой шкале применяетсякоэффициент Спирмена, а для переменных, принадлежащих к интервальной шкале –коэффициент корреляции Пирсона. При этом следует учесть, что каждуюдихотомическую переменную, то есть переменную, принадлежащую к номинальнойшкале и имеющую две категории, можно рассматривать как порядковую.Корреляционный анализ в данном исследовании основан на коэффициенте корреляцииR Пирсона, который позволяет измерить степень линейности (жесткости) связи. Этодает нам возможность прогнозировать изменение зависимости переменной, еслиизмерить поведение независимой. Эти изменения могут носить как позитивный, таки негативный характер и измеряется по формуле:
/>.
Коэффициент корреляцииПирсона вычисляется по следующей формуле:

/>.
Максимальное значение коэффициента сопряженности зависит отколичества строк и столбцов таблицы сопряженности. По этой причине коэффициентысопряженности признаков для двух таблиц с разным количеством полейнесопоставимы и для этого используются критерий Фишера, который можноиспользовать только для таблиц 2*2, так как в других случаях он может превыситьзначение 1 и исчисляется по формуле:
/>
и критерий Крамера, который представляет собой модификациюкритерия Фишера и для любых таблиц сопряженности он дает значение в пределах от0 до 1, включая 1:
/>.
Также используются коэффициенты Тау-b Кендалла для двух порядковыхшкал, с вариантами ответов от 3 до 6 образующих квадрат, одновременно учитываетсвязи как зависимых, так и независимых переменных:
/>
и коэффициент Тау-с Кендалла, который используется для двухпорядковых шкал с вариантами ответа от 3 до 6 образующих прямоугольник, и можетдостигать значения от -1 до +1 в любых таблицах:
/>, где N –общая сумма частот,
m – наименьшее из количеств строк и столбцов.
Стандартизированные остатки:
/>, где
z – сумма по текущей строке s – сумма по текущему столбцу
N– общая сумма частот
fo – наблюдаемые частоты fe – ожидаемые частоты[13]
В соответствии с поставленными задачами составляем перекрестныетаблицы.
Перекрестные таблицы – это те таблицы, которые позволяют выявитьвзаимосвязь и сопряжение.
Первая поставленная задача – это выявление доли безработных женщинот общего количества опрошенных (таблица №1).
Таблица 1.Выявление доли безработных женщин гендер работающие безработные женщины 24 чел. (43,6%), 31 чел. (56,3%) Итого 55 чел.

При постановке задачи о выявлении доли безработных женщинпредполагалось, что 60% будут безработные. Таблица №1 показала, что процентбезработных респондентов составляет 56,3%, т.е. полученный результат близок кгипотезе.
Рассмотрим результат исследования о влиянии длительностипроживания на состояние трудовой деятельности жен военнослужащих. Составимперекрестную таблицу №2 по итогам исследования.
Таблица 2Влияние длительности проживания на безработицу среди жен военнослужащих Категория женщин Хочу жить в Пугачеве Хочу уехать, т.к. не нравится город Уезжаем в связи с переводом Хочу уехать на родину Затрудняюсь ответить Работающие 7 чел. (70%) 5 чел.(62,5%) 5 чел.(60%) 4 чел.(19,05%) 6 чел.(54,54%) Безработные 3 чел. (30%) 3 чел.(37,5%) 2 чел.(40%) 17 чел.(80,95%) 5 чел.(45,45%) Итого 10 чел. 100% 8 чел. 100% 7 чел. 100% 21 чел. 100% 11 чел. 100%
Длительность проживания влияет на процент безработных женщин, но вменьшей степени, чем предполагалось. Конечно, если говорить о тех работающих респондентах,которые уезжают, то гарантии в том, что они устроятся на работу на новом местежительства, нет.
Убедимся в том, влияет ли наличие детей и их количество назанятость жен военнослужащих (таблица 3)
Таблица3Влияние наличия детей и их количества на безработицу женщин Категории женщин Количество детей Нет детей 1 2 3 Работающие 10 чел.(45,8%) 11 чел.(41,6%) 3 чел.(12,5%) неработающие 19 чел.(61,29%) 9 чел.(29,03%) 1 чел.(3,22%) 2 чел.(6,45%) Итого 29 чел. 20 чел. 1 чел. 5 чел.
Исходя из полученных данных, можно увидеть, что сам факт наличиядетей влияет на безработицу среди жен военнослужащих, т.к. безработных женщин,имеющих детей больше, чем работающих. Но от количества детей занятость женщинзависит мало.
Следующей задачей исследования является уточнение мотивов ипредпочтений женщин в сфере предполагаемой трудовой деятельности. Для этогосоставим перекрестную таблицу №4.
Таблица 4Предпочтения женщин в сфере занятости Категории респондентов Что для вас является предпочтительнее Оставаться домохозяйкой Работать Иное Работающие 0 чел. (0%) 23 чел.(50%) Неработающие 6чел. (100%) 23 чел.(50%) 3 чел. (100%) Итого 6 чел. 46 чел. 3 чел.
Из данной таблицы видно, что большинство опрошенных женщинпредпочитают работать. При чем обе категории (работающие и безработные) отдаютпредпочтение работе поровну.
Существует гипотеза о том, что отсутствие рабочих мест являетсяглавной причиной безработицы. С помощью перекрестной таблицы №5 попытаемсяузнать так ли это.
Таблица 5Влияние отсутствия рабочих мест на безработицу среди женщин Категории женщин Пыталась ли найти работу Уже нашла Ищу, но неудачно Нет, не имею возможности Работающие 24 чел. (88,9%) Неработающие 3 чел. (11,1%) 13 чел. (100%) 15 чел. (100%) Итого 27 чел. 13 чел. 15 чел.
Существующая гипотеза подтверждается, т.к. 13 человек из 31неработающих женщин ищут работу, но не могут ее найти, а это 41,9% отколичества опрошенных безработных респондентов.
Что же касается оценки деятельности государства и командира частив решении трудоустройства жен военнослужащих, то сделаем выводы, составивтаблицу №6.
Таблица 6Категории женщин Оценка деятельности государства в решении вопроса о трудоустройстве жен военнослужащих Никак, помощи нет Помощь есть, но небольшая Затрудняюсь ответить Работающие 18 чел. (50%) 9 чел. (60%) Неработающие 18 чел. (50%) 4 чел. (100%) 6 чел. (40%) Итого 36 чел. 4 чел. 15 чел.
Рассмотрев результаты составленной таблицы, можно сделать вывод отом, что помощи от государства жены военнослужащих не ждут. В этом единодушныкак категория работающих, так и безработных респондентов.
Составим таблицу №6 для того, чтобы подтвердить или опровергнутьгипотезу о том, что доминирующим мотивом трудоустройства является необходимостьповышения материального состояния семьи. В анкете это отражается вопросом №7.
Таблица 7Влияние материального достатка в семье на безработицу Категории женщин Что для вас работа Источник дохода Смена обстановки Иное Работающие 15 чел. (39,48%) 7 чел (58,3%) 2 чел. (40%) Неработающие 23 чел. (60,52%) 5 чел.(41,6%) 3 чел. (60%) Итого 38 чел. 12 чел. 5 чел.
Таким образом, гипотеза относительно причин безработицы, связанныхс материальным состоянием семьи военнослужащего, практически полностьюподтвердилась: на первом месте оказалась неудовлетворенность материальнымположением. Для большинства опрошенных женщин работа является источникомдохода, т.к. уровень материального состояния семей военнослужащих невелик.

Заключение
Результаты проведенного исследования позволили сделать выводы озанятости жен военнослужащих, сложившейся на сегодняшний день в глазах женщин,проживающих в г. Липецке. Проведенное исследование еще раз доказало остротуданной темы, так как в связи с относительной частотой сменой места жительстваженщины теряют свои профессиональные навыки и квалификацию, не имея возможностиустроится на хорошую работу. А так как муж занят на службе, жена чаще всегозанимается только домашним хозяйством и воспитанием детей. То есть получается,что в подавляющем большинстве случаев муж является основным кормильцем семьи, аженщина чаще зависит от него в материальном плане, что бывает причиной еепсихологического дискомфорта из-за, того, что в каких-либо непредвиденныхслучаях она не сможет самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своимдетям.
В итоге хотелось бы отметить, что основная часть респондентов,связывающих проблемы трудоустройства с профессией мужа, не выявила желания,чтобы их дети связали свою жизнь с армией, высказывая резко негативноеотношение к такой перспективе для своего ребенка (устный опрос).
В целом, можно сказать, что зафиксировано больше половиныопрошенных женщин, которые не могут найти работу в связи с длительностьюпроживания, наличием детей, однако оно не столь велико, как изначальнопредполагалось. Возможно, это происходит потому, что причиной является не этифакторы, как таковые, а другие характеристики, например, падение престижностистатуса военного. Не случайно значительная часть жен военных не хочет отдаватьсвоих детей в ряды вооруженных сил из-за нестабильности, неуверенности взавтрашнем дне, а также из-за того, что, по их словам, «государству сейчас ненужны военные».
Предположение о том, что доминирующим мотивом трудоустройстваявляется необходимость повышения материального состояния семьи, нашло полноеподтверждение. В основном для женщин работа – это источник дохода, потому что,как выяснилось в ходе опроса, уровень дохода семьи военнослужащего не оченьвысок, к тому же помощи ждать не приходится, ведь зачастую семья военногопроживает вдали от своих родных и близких, которые могли бы оказать помощь.
Нет сомнения, что государство должно уделять больше вниманиясемьям военнослужащих. Ведь сильная армия – это один из показателей уровняразвития государства, поэтому оно должно решать проблему привлечения людей ввооруженные силы России, создавая оптимальные условия для их работы и отдыха, втом числе и в кругу семьи. Вероятно, нужна более целенаправленная социальнаяполитика для военнослужащих и членов их семей (страхование жизни и имущества,льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, телефона и т. д.), более развитаяинфраструктура в местах компактного проживания военнослужащих и, особенно,повышение уровня их материального благосостояния.

Список использованной литературы
1. ЧершинаН.В. Социальные проблемы безработицы социо – 1996 — № 1
2. Карманныйсоциологический словарь. Под редакцией Г.В. Дыльнова. Саратов, 2000.
3. ДюркгеймЭ. Метод социологии. М.,1995.
4. Историясоциологии. Под ред. А.Н. Елсуковой. Минск, 1997.
5. SPSS:искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытыхзакономерностей. Перевод с нем. Ахим Бюголь, Петер Цефель. СПб., 2001.
6. КутищевВ. Как живешь, семья военнослужащего // Военный вестник. 1992, № 9.
7. Учебникпо общей социологии под ред. Г.В.Дыльнова, Саратов, 2000г.

Приложение 1
АНКЕТА
Уважаемые соседи!
Студенты социологического факультета ЛГТУ проводят независимоеисследование по изучению безработицы среди жен военнослужащих. Просим Васпринять участие в этом исследовании и заполнить анкету.
Мы гарантируем анонимность т.к. информация, предоставляемая Вами,будет рассмотрена в обобщенном виде. Выбранный Вами ответ на вопрос обведитекружком, либо поставьте галочку.
Заранее благодарим за сотрудничество!
1. Ваш возраст:
1.от 20 до 25
2.от 26 до 30
3.от 31 до 36
2. Ваше образование:
1.               Среднееобщее (школа, училище)
2.               Среднееспециальное (техникум)
3.               Неполноевысшее
4.               Высшее
5.               Иное(укажите)
3. Ваше социальное положение:
1.               Учащаяся
2.               Учащаясяи работающая
3.               Работающая
4.               Безработная
5.               Домохозяйка
4. Ваш среднемесячный доход в семье на 1 человека:
1.               До1000 руб.
2.               От1001 руб. до 2000 руб.
3.               От2001 руб. до 4000 руб.
4.               Свыше4001 руб.
5.               Затрудняюсьответить.
5. Имели ли Вы работу до замужества:
1.               Да.
2.               Нет.
3.               Иное
6. Работаете ли Вы сейчас?
1.               Да.
2.               Нет.
7. Что для Вас работа?
1.               Источникдохода
2.               Сменаобстановки
3.               Иное(укажите)
8. Пытались ли Вы найти работу?
1.               Уженашла
2.               Ищу,но каждый раз неудачно
3.               Нет,не имею возможности
4.               Нет,не имею желания.
9. Где бы Вы хотели работать?
1.               Согласнана любую работу
2.               Хочуработать по специальности
3.               Затрудняюсьответить
4.               Иное
10. Имеете ли Вы детей?Кол-во детей Возраст детей (в годах) До 1 года От 1 до 3-х От 4 до 6-ти От 7 до 10 От 11 до 16 1 2 3 Нет детей
11. Что для Вас является предпочтительнее:
1.               оставатьсядомохозяйкой
2.               работать
3.               иное
12. Нравится ли Вам Ваша работа?
1.               Да
2.               Да,но она низкооплачиваемая
3.               Нет,но устраивает заработок
4.               Затрудняюсьответить
5.               Иное(укажите)
13. Где бы Вы хотели жить после окончания службы мужа?
1.               Хочужить здесь, т.к. сама из Пугачева
2.               Хочууехать, т.к. не нравится город
3.               Уезжаем,т.к. мужа переводят на другое место службы
4.               Хочууехать на родину
5.               Затрудняюсьответить
6.               Иное
14. Как Вы оцениваете помощь государства (в лице командира Вашейвоинской части) в решении вопроса о Вашем трудоустройстве:
1.               Никак,помощи нет
2.               Помощьесть, но небольшая
3.               Затрудняюсьответить.
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :