Реферат по предмету "Социология"


Безнадзорное поведение подростков

Оглавление
Введение
§ 1 Подросткисреднего школьного возраста как социальная группа
§ 2 Понятиеподростковой безнадзорности как социального явления
§ 3 Понятиесоциальной профилактики безнадзорного поведения
§ 4 Основныенаправления социальной профилактики безнадзорного поведения в условияхшколы-интерната №5 г. Серова
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе,кризисное состояние экономики, культуры и образования катастрофически ухудшаютусловия жизни и воспитания детей и молодежи, неизбежно приводят к увеличениюколичества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребеноки его родители в процессе жизни и развития. Как следствие, исследователиотмечают целый ряд негативных тенденций в детской и подростковой среде.Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте подростковойпреступности, в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей, ввозрастании масштабов детского алкоголизма и наркомании.
В настоящее время острейшую социально-экономическую и нравственнуюзначимость приобрёл феномен социального сиротства и детской безнадзорности. Поданным Министерства здравоохранения и социального развития, в феврале 2006 годав России было 715 тысяч безнадзорных детей. Но это только дети, попавшие в полезрения социальных служб. Экспертные оценки количества безнадзорных значительновыше. По данным аналитического доклада, представленного фондом «Развитиесоциальных инноваций» (А.А. Реан), их количество оценивалось примерно в 2млн.детей.
По-прежнему высокой остаётся планка подростковой преступности. Кначалу 2005 года на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних МВДРоссии состояло свыше 655 тысяч детей и подростков. С другой стороны, 96 тысячдетей и подростков стали жертвами преступлений, 24 тысяч детей числятся безвести пропавшими.
По тем же подсчетам МВД около 2 млн. подростков не посещают школупо разным причинам, не имеют соответствующего возрасту образования и, скореевсего, по уровню знаний не смогут продолжить профессиональное образование последевятого класса или даже не получат аттестат о неполном среднем образовании (издоклада министра внутренних дел на расширенном заседании Коллегии МВД01.06.2005г.).
В то же время, к числу важнейших негативных новообразований должнобыть отнесено распространение феномена неучастия семьи в жизни своего ребенка,а детей в своей собственной жизни. По различным данным, начиная с 2001 года, вРоссии насчитывается около 450 тысяч семей, характеризуемых как семьи всоциально опасном положении.
Личностный аспект проблемы безнадзорности состоит в отсутствиинормальных человеческих условий жизни и воспитании, бесконтрольности заповедением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезадаптации.
Дополнительным фактором риска стала и позиция школы, котораядистанцируется от подростков с трудными судьбами. Свёртывание внекласснойработы в школе, исчезновение детских общественных организаций объединяетдосуговую деятельность детей, их воспитание и развитие.
Противоречием данной темы является то, что в семье проблемавоспитания отодвигается на второй план, уступая главенство более значимойпроблеме: простого выживания детей и взрослых, а школа в силу тех жеобъективных трудностей ограничивает свою деятельность исполнениемпервостепенной функции: дать детям знание.
С другой стороны, в «Семейном кодексе РФ» закреплены обязанностиродителей по отношению к детям: «Обеспечение интересов детей должно бытьпредметом основной заботы родителей». При осуществлении родительских правродители не в праве причинять вред психическому и физическому здоровью детей,их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключатьпренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство,оскорбление или эксплуатацию детей.
Объект исследования: социальная работа с подростками.
Предмет исследования: содержание деятельности социальногоработника по безнадзорности у подростков в условиях школы-интерната №5 г.Серова.
Цель: изучение теоретических аспектов социальной профилактикибезнадзорности у подростков в условиях школы-интерната.
Задачи:
— дать характеристику подросткового возраста;
— изучить понятия «безнадзорность» и «социальная профилактика»;
— выявить потенциал школы-интерната №5 г.Серова в организациипрофилактики безнадзорности.

§ 1 Подростки среднего школьноговозраста как социальная группа
Для того, чтобы понять, какую социальную опасность нагосударственном уровне представляют безнадзорные дети, необходимо рассмотретьпсихологические особенности личности данной категории несовершеннолетних ивыделить основные причины этого явления.
Отрочество, подростковый возраст в период жизни человека отдетства до юности. В этот самый короткий период происходит формирование личностичерез внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы иколоссальные достижения он приобретает чувства взрослости.
В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого –мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувствовзрослости, а чувство возрастной неполноценности.
Большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия,память, речь, мышления и старается предать им глубину и блеск. Моральныеценности, качество личности – самостоятельность, смелость, воля такжестановятся для них объектом самовоспитания.
Подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьёй.Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всехтех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, — и в первую очередьэто относится к семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается внегативизме – противостоять любым предложениям, суждениям, чувствах тех, накого направлено отчуждение.
Отрочество – это период, когда подросток начинает высоко ценитьсвои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как унего, жизненным опытом, даёт возможность подростку смотреть на себя по-новому.Стремление идентифицироваться с себе подобным порождает столь ценимую вобщечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ейстановятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрокусваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь,риск, взаимовыручка.
В подростковом возрасте могут происходить изменения, связанные сростом организма. Многие подростки, попадая под зависимость от физическогосостояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Этиощущения часто не осознаются, формируют в напряжённость, с которой трудносправиться.
Подростковый возраст – период отчаянных попыток «пройти черезвсё». При этом подросток в большей части начинает свой подход с табуированныхили невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства»пробуют алкоголь и наркотики. В этот период происходит объективное изменениесоциального положения. Потеря идентичности самим собой, несовпадение прежнихпредставлений о себе с сегодняшним образом – основное содержание отроческихпереживаний. Неудовлетворённость может быть столь сильной, что появляютсянавязчивые состояния: непреодолимые мысли о себе, сомнения, страхи. При этомсохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжёлыечувства подростка.
Многие подростки переживают кризис во внешних проявленияхнегативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированномпротивостоянии.
В этом возрасте частота противоречивых состояний, мотивов,ценностных ориентаций и поступков. Максимализм и лабильность полярных позицийопределяют противоположные тенденции в проявлениях подростков: от глубиннойидентификации с другим к резкому отчуждению от других; от альтруизма кжестокости; от страха смерти до суицидальных попыток.
Как отмечают исследователи, безнадзорных детей отличает болеесильный инстинкт самосохранения, повышенная возбудимость, привычка кискусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.д.). Некоторые из нихпреждевременно начинают половую жизнь. Вместе с тем, у таких подростковнаблюдается хорошая физическая закалка, хотя многие из них страдаюттуберкулёзом, а также болезнями, сопутствующие голоду (чесотка, тиф и др.).
Специалисты в области детской психологии констатируют, чтобеспризорных и безнадзорных отличает выносливость, точность восприятия,смелость, активность, солидарность в групповых действиях.
Для безнадзорного, начинающего общаться с себе подобными, всенеудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, страх и т.д.)начинают приобретать притягательную силу. С точки зрения криминалистовподростки, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаютсяот других тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологическогокомфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий,потребительства, наживы. У них фиксируется ослабление чувства стыда,равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость,несамокритичность и пр. Данные признаки ведут к деградации личности, которойсопутствует ориентация на асоциальное поведение. Не случайно безнадзорныхподростков относят к группе социального риска.
Есть ещё одно объяснение, почему безнадзорный подростокпринадлежит к этой группе. Дело в том, что он не только опасен для общества иокружающих, но и его жизнь, здоровье, состояние тоже находятся в опасности,независимо от того, исходит ли она от «вожака», под чьим началом он существует,или от представителя государственной власти, стремящегося его обнаружить.Другими словами, безнадзорный – не только правонарушитель (потенциальный илисостоявшийся), но и человек, нуждающийся в помощи.
Однако прежде чем рассматривать политику государства в отношениибезнадзорных детей в социально-правовом аспекте необходимо выделить основныепричины этого явления. Одна из главных причин детской беспризорности –отсутствие надзора за несовершеннолетними со стороны родителей и тех, кто ихзаменяет.
В решении Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетнихпри Правительстве РФ от 7 июля 1998 г. генезис детской безнадзорности определёнследующим образом: «Детская безнадзорность – следствие современнойсоциально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, котораяхарактеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением ихжизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой,криминализацией среды».
Подобной точкой зрения придерживаются и большинство правоведов.Так, по мнению А.М. Нечаевой, причины подростковой безнадзорности предопределяютсяв современной России такими факторами, как:
— экономический кризис;
— безработица;
— обнищание широких слоёв населения чьё большинство живет зачертой бедности;
— повсеместное ослабление семейных устоев;
— утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей;
— пьянство и алкоголизм, наркомания;
— распространение среди детей и взрослых психических заболеваний.
Все эти факторы служат благоприятными условиями для возникновениянаиболее серьёзных негативных социальных явлений, одним из которых и являетсяподростковая безнадзорность. Однако перечисленные выше факторы далеко неисчерпывают всех причин исследуемой проблемы.
Так, по мнению начальника отдела проблем социальной политикиАналитического управления Аппарата Совета Федерации Г.И. Климантовой и заместителяначальника отдела проблем социальной политики Аналитического управленияаппарата Совета Федерации Т.А.Федотовской основные проблемы ростабезнадзорности кроются в социально-политических преобразованиях, приведших кломке общественной морали, обесцениванию института семьи на общегосударственномуровне. В статье, посвящённой профилактике детской безнадзорности, они пишут:«Основной причиной возникновения роста безнадзорности является разрушениегосударственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детейбез формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей вусловиях рыночных отношений…Другой причиной безнадзорности является кризиссемей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушениенравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. В неполной семьевоспитывается сегодня каждый седьмой российский ребёнок. Ослаб воспитательныйпотенциал семей, разрушаются её нравственные устои, утрачиваютсяфундаментальные человеческие ценности. Сформировалась новая системакоммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности…».
Однако, есть и другие существенные обстоятельства,предопределяющие поведение современных детей.
Речь идёт об особенностях воспитания современного ребёнка,ставшего в наше время самостоятельным субъектом принадлежащих ему прав. Этоположение, обозначенное в Конвенции ООН «О правах ребёнка» и нашедшее отражениев Семейном кодексе РФ, постоянно внедряется в массовое сознание. Конечно,процесс самоутверждения ребёнка – основа его нормального развития. Однаконизкая духовная культура поведения, поступков, мышления несмотря напровозглашённое законом равноправие детей нередко приводит к сбоям, порождаетобратный результат в виде вседозволенности, примитивного представления о свободе.Тем более, что стремление подростка к независимости, самоутверждению – это, какутверждают специалисты, непреложный факт: «Стремление воспитуемых кнепустячному личностному самоутверждению – не прихоть, не каприз, не зигзагтемперамента, а неистребимая фундаментальная составляющая человеческойпсихики». Особенно психики подростка, для которой характерна так называемаяреакция эмансипации, связанная с протестом против консервативных устоев, состремлением к автономности, отделению от семьи и взрослых, избавлению от ихопёки.
Как отмечают психологи, у большинства трудных детей и подростковблокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность вуважении и любви. Отсутствие возможности удовлетворить такую потребностьвыкидывает ребёнка на улицу, где он находит то, к чему стремится. Если квышеизложенному добавить, что современный ребёнок живёт и развивается на фонесильнейшего антропо-экологического напряжения, увеличивающего опасность срываадаптационных барьеров.
Следует отметить, что к причинам происхождения подростковойбезнадзорности современные исследователи в области социологии и детскойпсихологии относят на сегодняшний день не только экономические и социальныепроблемы, но и проблемы психологического характера.
Так, Е.Г. Слуцкий выделяет три основные категории причин развитиядетской безнадзорности: социально-экономические, социально-психологические имедико-психологические причины.
К социально-экономическим он относит факторы, длительно нарушающиетрудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис,голод, безработица, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи своенными конфликтами или природными катаклизмами.
Социально-психологические причины, по мнению автора, связаны скризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей,опекунством, ухудшением климата в семье, грубым отношением с детьми,физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со сторонывзрослых.
Медико-психологические причины он увязывает с увеличением числадетей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциальногоповедения (т.е. наличие генетической предрасположенности). Согласно данным,приведённых в его работе, среди подрастающего поколения такие дети составляют3-5 процентов.
Интересное исследование структуры детской беспризорности былопроведено Московским городским центром «Дети улиц». При этом все источникиформирования детской беспризорности были разделены на пять групп.
В первую группу были отнесены дети, причиной беспризорности которыхявилась нелегальная миграция семей из ближнего зарубежья в Россию. По даннымМосковского городского центра «Дети улиц», эта группа составляет 4-5 процентовот общей массы беспризорных детей.
Вторая группа беспризорных детей формируется из несовершеннолетних,оставшихся без родителей либо иного попечения в силу различных трагическихобстоятельств (катастроф, мятежей и т.п.). Число этих подростков, по даннымисследования, составляет 8-9 процентов от всех беспризорных.
Третья группа несовершеннолетних беспризорных образуется врезультате попытки скрыться от суда и следствия после совершения уголовнонаказуемых деяний. Доля этих детей не превышает 0,5 процентов.
Четвёртая, самая многочисленная группа несовершеннолетнихбеспризорных – это самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидаютродительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркоманииродителей, сексуального насилия и в силу иных причин. Доля таких детейдостигает 82-86 процентов.
Последняя, пятая группа несовершеннолетних мигрантов состоит излиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения – спецшколы, СПТУ,детские дома, школы-интернаты, иные объекты. Ранее эти подростки входили в однуиз четырёх перечисленных групп несовершеннолетних мигрантов. Попав подспециально-педагогический контроль государства, они были размещены в упомянутыхдетских учреждениях. Количество этих подростков составляет 5-6 процентов.
Среди причин роста безнадзорности специалисты Московскогогородского центра «Дети улиц» называют следующие:
— падение доходов семей с детьми, часто до катастрофически низкогоуровня; безработица взрослых членов семьи;
— резкое увеличение распространённости кризисных явлений в семье(повышение нестабильности семей, увеличение числа неполных семей с детьми,асоциальное поведение родителей);
— морально-психологический кризис у части общества в условияхвыработки новых морально-нравственных ценностей, распространение мораливседозволенности;
— открытость границ России для стран, ранее входивших в СоветскийСоюз, их ещё более тяжёлое экономическое положение, а в ряде случаев ивооружённые конфликты ведут к нелегальной миграции детей, причём часто безсопровождения взрослых, из этих стран в индустриальные центры России;
— рост криминализации общества, распространённость новых для Россиивидов правонарушений (проституция, торговля наркотиками и пр.) приодновременном ослаблении механизмов контроля за работодателями в результатеразвития мелкого нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов ипроцедур выявления наказания взрослых, вовлекающих детей в эти видыдеятельности.
Подтверждает данные исследования и структура безнадзорных,приведённая в работе А.М. Нечаевой. Согласно представленной ей классификации,рост безнадзорных детей пополняется за счёт трёх основных категорий:
— дети, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишенияродительских прав;
— дети, «выброшенные» из семьи, отвергнутые родителями;
— беглецы из дома, семьи, детского интернатного учреждения.
Как отмечает А.М. Нечаева, сиротство, вызванное смертью единственногородителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав,относится к фактам, требующим усилий по устройству ребёнка, оказавшегося водиночестве. Если ранее в большинстве случаев ребёнок-сирота устраивался у лиц,пожелавших заменить ему родителей (усыновителей, опекунов (попечителей),приёмных родителей), то в последние годы сложности экономического характераневольно сокращают число тех, кто готов взять на воспитание такого ребёнка.Следует отметить, что в особенно сложное положение чаще всего попадаютосиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшиеза годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, чтосущественно затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение.
Другая категория детей, пополняющих ряды безнадзорных – это дети,отторгнутые семьёй. Как правило, речь идёт о так называемых неблагополучныхсемьях.
В литературе неоднократно отмечался тот факт, что неблагополучнаясемья в России на сегодняшний момент становится всё более привычным явлением.Степень и причины семейного неблагополучия разные, начиная от внутрисемейныхконфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, до полной потери родителямиматеринского, отцовского инстинкта, деградации личности родителей, порождённой,как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях всёподчинено непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях толькомешает и озлобляет. В таких случаях ребёнок как бы отторгается от семьи иродителей, он им просто не нужен. Несовершеннолетние дети, когда их некомузащитить, уходят на улицу в поисках пропитания, ночлега, а также сочувствия,сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроитьуправомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к безнадзорникам.
Особое место среди обстоятельств, способствующих бегству ребёнкана улицу, занимают психические заболевания, во-первых, родителей, во-вторых,самого ребёнка. Что же касается детей, то по информации независимых экспертовоколо 4,5% несовершеннолетних в РФ страдают психическими расстройствами.Усугубляется положение и ростом числа умственно отсталых детей. Не случайно вкачестве психобиологических предпосылок асоциального поведениянесовершеннолетних выделяются такие неблагоприятные особенности психики детей иподростков, как нервно-психическая патология, акцентуации характера, а такжеотставание в умственном развитии детей, вызванное рядом наследственных факторов.
Общая вышесказанное, можно выделить следующие причины генезисабезнадзорности:
— экономически (экономический кризис; безработица; обнищаниешироких слоёв населения, чье большинство живёт за чертой бедности; голод;эпидемии);
— социальные (повсеместное ослабление семейных устоев; утратастаршим и младшим поколениями моральных ценностей; кризис семьи, увеличениеразводов, рост числа сирот, грубое отношение с детьми, физические наказания,сексуальные домогательства со стороны взрослых);
— психологические (ранимость детской психики, стремление ребёнка кнезависимости, дефекты воспитания, социопатии);
— медицинские (распространение пьянства, алкоголизма, наркомании;рост генетически обусловленных психических заболеваний среди взрослогонаселения России, а также среди детей и подростков);
— политические (открытость границ России для стран, ранеевходивших в Советский Союз, политический кризис в странах ближнего зарубежья,значительно усиливший приток беженцев в крупных городах России);
— социально-правовые (не достаточно чётко проработанный механизмпрофилактики детской беспризорности и безнадзорности, в частности, громоздкостьпроцедур усыновления, недостатки устройства системы интернатных учреждений идр.);
— рост криминализации общества (распространённость новых дляРоссии видов правонарушений (проституция, торговля наркотиками и пр.) приодновременном ослаблении механизмов контроля за работодателями в результатеразвития мелкого и нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов ипроцедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти видыдеятельности).
Таким образом, таковы в общих чертах причины подростковойбезнадзорности в современной России.
Как видно из вышеизложенного, данное явление нельзя считать только«социальной болезнью» цивилизованного общества. Это ещё и правовая,политическая проблема, прямо характеризующая функциональную способностьгосударства защитить своих граждан, в том числе и несовершеннолетних.
§ 2 Понятие подростковой безнадзорностикак социального явления
Детскую беспризорность и безнадзорность политологи, социологи иправоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любогоцивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным сполитическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовойсистемы. Причины его возникновения и распространения кроются как в правовых исоциально-политических аспектах функционирования государства, так и внациональных семейных традициях, в степени развития общественной морали, атакже социальной защищённости института семьи и каждого отдельного гражданинагосударства. В связи с этим данное явление требует глубокого изучения состороны различных специалистов (юристов, правоведов, политологов, социологов,психологов, педагогов).
Первое наиболее полное официальное определение беспризорностиможно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные– это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения иживущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления издоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (илиопекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубос ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственнымпримером, — дети подобных родителей тоже считаются беспризорными».
Термин «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностьюпоявился в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г. Вгоды Великой Отечественной Войны в постановлениях Правительства такжеиспользовались оба термина, однако их определений в законодательных актах тоговремени не было.
Не уделяется должного внимания различиям понятий детскойбеспризорности и безнадзорности и в действующем законодательстве.
Например, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних(1967 г.) действующим на сегодняшний день, используется термин безнадзорности.Положением предусмотрено, что одной из главных задач комиссий по деламнесовершеннолетних является предупреждение детской безнадзорности (ст.1).Однако определения этому понятию не дано. Термин «беспризорность» в указанномПоложении вообще не упоминается, несмотря на то, что устройствонесовершеннолетних и охрана их прав (в том числе и права на жилище,предусмотренного ст.40 Конституции РФ, права ребёнка жить и воспитываться всемье, предусмотренного ст.54 Семейного Кодекса РФ) также указаны в числепервоочередных задач комиссии. Таким образом, в Положении о комиссиях по деламнесовершеннолетних не только не уделяется должного внимания понятийномуаппарату, но и происходит слияние терминов «беспризорность» и «безнадзорность».
Этих понятий нет и в кодифицированных нормативно-правовых актах,регулирующих права и обязанности несовершеннолетних (например, в СемейномКодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе).
Впервые в законодательстве определения понятий «беспризорность» и«безнадзорность» введены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основахсистемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Вст.1 «Основные понятия» даны следующие определения:
«безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведениемкоторого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполненияобязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороныродителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или)места пребывания».
Таким образом, в Законе определена грань между понятиями«беспризорный» и «безнадзорный», которой является наличие места жительства(пребывания). Однако, несмотря на то, что в указанном Законе присутствуют обатермина, упора на различия мер профилактики этих двух категорийнесовершеннолетних нет.
Сохраняется отсутствие чётких границ между данными дефинициями нетолько в законодательных актах, но и в современной юридической литературе.Кроме того, в последнее время всё большее распространение приобретает термин«безнадзорность», объединяющий оба понятия.
Так, например, в работе доктора юридических наук, профессора Э.Б. Мельниковой,беспризорные и безнадзорные дети объединены в общую категорию безнадзорных.Причём предложена следующая классификация детской безнадзорности:
— полностью лишённые родительского попечения и оказавшиеся вбедственном положении, требующие неотложной помощи и защиты;
— частично лишенные родительского попечения, не требующиеприменения неотложных мер помощи и защиты, однако нуждающиеся в оздоровленииусловий их жизни и воспитания;
— не лишённые родительского попечения, но в связи с конфликтнымиситуациями, в которых находятся подростки, и наличием видимых признаковбезнадзорности в их жизни и поведении, нуждающиеся в наблюдении за ними ипедагогическом воздействии и помощи.
Смешение понятий «безнадзорность» и «беспризорность» свойственноне только многочисленным исследованиям, посвящённым различным аспектам детскойпреступности. Оно имеет место и в официальных правительственных документах.
В связи с тем, что ни в действующем законодательстве, ни вдокументах государственных органов, ответственных за социально-правовую защитуэтой категории несовершеннолетних, ни в юридической литературе нет чёткогообозначения этих понятий, прежде чем говорить о происхождении детскойбеспризорности и безнадзорности, в рамках настоящего исследования необходимочётко разграничить эти термины.
Как справедливо отмечается в юридической литературе, говоря онесовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный», следует учитывать, чтобезнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики. Не случайноеё сущность, признаки входят в сферу изучения педагогической науки, обращавшейвнимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который несводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит вподдержании, сохранении внутренней духовной связи с ребёнком, подростком. Такойсвязи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей,заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзораособенно опасно для легко ранимой психики ребёнка, заставляя его пополнять рядыбеспризорников. Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностьюсуществует прочная связь, поскольку безнадзорность служит благоприятной почвойдля беспризорности.
В отечественной правовой науке беспризорность и безнадзорностьпринято рассматривать как стадии одного процесса, одной «социальной болезни».Как отмечал ещё в 20-е годы ХХ века П.И. Люблинский, говоря о беспризорности,она, «будучи подобной длительному недугу, проходит через несколько стадий илифаз своего развития». Начальную фазу этой социальной болезни составляетбезнадзорность, а окончательной стадией, находящейся на гране необратимости,становится беспризорность как таковая, определяющая положение самогонесовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает пособственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств.
Наиболее полную отличительную характеристику беспризорности отбезнадзорности дала доктор юридических наук А.М.Нечаева. К отличительнымпризнакам, позволяющим считать ребёнка безнадзорным, по мнению автора,относятся:
— полное прекращение всякой связи с семьёй, родителями,родственниками;
— проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;
— добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе(попрошайничество, воровство и пр.);
— подчинение «неписаным» законам, продиктованным признаваемымсреди беспризорников авторитетом.
Основной отличительной чертой беспризорного ребенка отбезнадзорного является не столько наличие (отсутствие) места жительства(пребывания), сколько полное прекращение связей с семьёй, родителями,родственниками, опекунами. Относить к беспризорным только безнадзорных детей,не имеющих места жительства (места пребывания), как это предусмотрено в ст.1Федерального закона 1999 г. №120-ФЗ, не совсем правильно. Как заметила А.М. Нечаева,«если нищий бродяга, не имеющий постоянного места жительства, «путешествует» сосвоими детьми, их, на наш взгляд, нельзя считать беспризорниками, несмотря нато, что качественный надзор за ними, как правило, отсутствует». Мы согласны смнением, что таких детей правильнее всего было бы относить к категориибезнадзорных.
С другой стороны, согласно данным правоохранительных органов, всовременной России появилась категория беспризорников, тесно связанных скриминальным миром, которые могут позволить себе снимать достаточно комфортноежильё. Таких детей, не имеющих связи с семьёй и опекунами, необходимо, на нашвзгляд, относить к категории беспризорных, несмотря на наличие места пребывания,отвечающего санитарно-гигиеническим условиям содержания ребёнка, поскольку этидети практически лишены социальной защиты со стороны семьи либо органов опеки.
Таковы в общих чертах особенности, характеризующие понятие«детская беспризорность» с правовой и социально-политической точки зрения.
Следует отметить еще одну существенную с правовой точки зренияотличительную черту детской беспризорности от безнадзорности.
Место жительства (пребывания) безнадзорного ребёнка, как правило,нетрудно установить. При этом мерами социальной защиты такой категориинесовершеннолетних могут быть лишение или ограничение родительских правродителей, лишение опекуна, исполняющего свои обязанности по отношению кребёнку не должным образом, опекунства, определение ребёнка в места социальнойзащиты (детский дом, приют, интернат), где безнадзорному будут обеспеченыэлементарные условия существования.
Переход же несовершеннолетнего в категорию беспризорников невлечёт за собой прекращения семейных правоотношений. Все права и обязанностиродителей, предусмотренные семейным законодательством, сохраняют свою силу. Нореализовать их не представляется возможным, т.к. судьба ребёнка не известна.Поэтому предъявить иск о лишении родительских прав, и тем более об ихограничении, которое сочетается с отобранием детей у родителей, непредставляется возможным. Таким образом, беспризорник фактически лишается всехправ, предусмотренных отечественным законодательством по отношению кнесовершеннолетним.
Дети, лишённые надзора старших, как правило, отличаются всоциальном плане ещё и тем, что не имеют собственных источников средств существования.Такое положение заставляет доставать их любыми доступными способами. Это нетолько поиски пищи на свалках и других подобных местах, но и кражи денег,продуктов. К распространённым средствам добывания пищи и денег относится такжепопрошайничество.
Как отмечено в докладе Независимой комиссии по международнымгуманитарным вопросам, посвящённом детской беспризорности, отличаетбеспризорных детей от безнадзорных и то обстоятельство, что они порывают всякуюсвязь с обществом. Став беспризорником, несовершеннолетний попадает как бы всоциальный вакуум. Для него не существуют законы, предназначены для другихграждан. Мало того, вычеркнутые из жизни общества, многие беспризорныеподростки презирают принятые в нём нормы. Как указано в докладе Независимой комиссиипо международным гуманитарным вопросам «Дети улиц», «они живут по неписанымзаконам того общества, куда попадают, где поощряется, признаётся то, что чуждочеловеческому обществу, где своя мораль, своя правда, свои авторитеты,наделённые подчас безграничной властью».
Но, как отмечает А.М. Нечаева, «это вовсе не означает, чтобезнадзорные дети, отделяя себя от гражданского общества, становятся для негочужеродным телом. Скорее, напротив, стремление спасти их объясняется не толькоопасностью, исходящей от безнадзорных, но и желанием помочь тем, кого судьбаобрекла на жизнь в нечеловеческих условиях».
Подростковая безнадзорность – это сложная социально-педагогическаяпроблема, которая включает социально-педагогический анализ этого явления,причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики ипреодоление её последствий.
Действенность профилактической деятельности обеспечиваетсявзаимодействием всех заинтересованных сторон по месту жительства. В основевзаимодействия лежит интеграция усилий субъектов профилактики подростковойбезнадзорности, заключающаяся в согласованной деятельности (по времени, месту,решению профилактических задач и пр.) в рамках функционального назначениякаждого из них, направленной на преодоление проблем подростка и его семьи(объектов влияния), и создающей наиболее благоприятные условия дляцелесообразного воспитания, духовного, нравственного и физического развитияподростков.
Таким образом, безнадзорность детей до сих пор продолжаетоставаться одним из наиболее тревожных характеристик современного российскогообщества.
По оценкам правительственных экспертов в стране сейчаснасчитывается около 1 млн. безнадзорных детей, при этом 90% из них – при живыхродителях. С каждым годом увеличивается количество взрослых, лишённыхродительских прав.
По данным статистического отчёта о работе территориальной комиссиипо делам несовершеннолетних и защите их прав Серовского городского округа запервое полугодие 2007 года:
Количество несовершеннолетних на территории всего – 19731
Выявлено беспризорных/безнадзорных – 189
Представители своей территории – 103
Из других территорий области – 79
Из других субъектов РФ и государств ближнего и дальнего зарубежья– 7
По данным анализа социально-педагогической работы за 2006-2007учебный год из общего количества учащихся
172 – школы-интерната №5 г.Серова
68 – семей группы риска
15 – учащиеся, находящиеся в социально опасном положении
7 – склонных к бродяжничеству
12 – совершивших преступление
§ 3 Понятие социальной профилактикибезнадзорного поведения
Профилактика является одним из перспективных и важных направленийсоциальной работы. Своевременная профилактическая, предупредительнаядеятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы суже имеющими место, «состоявшимися» девиациями. Основная цель профилактическойдеятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущихк отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшениивероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых,организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. Впрофилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибкоориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностьюобобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленныхотклонений и условий, в которых они стали возможны.
Анализ литературы показал, что явление профилактики развивалось вразличных сферах – медицине, педагогике, праве, социологии и т.д. Это создаётмногообразие и неструктурированность оснований, субъектов и содержанияпрофилактики в рамках различных проблемных полей. Но на уровне функций онаобъединяется педагогическими функциями воспитания, образования и развития, иобеспечивает следующий продукт для ребёнка и его окружения на различных уровняхпрофилактики: формирование личностных, ценностных, поведенческих структур,предотвращающих возникновение трудностей в жизни и развитии ребёнка; системуотношений, ориентирующих ребёнка и его семью в вопросах собственноголичностного и социального развития; систему отношений, обеспечивающих оказаниепомощи и улучшение качества жизни несовершеннолетних, находящихся в социальноопасном положении.
Наиболее разработаны концепции педагогической профилактикидевиантного поведения и наркозависимостей в молодёжной среде. На уровневторичной и третичной профилактики она предполагает возникновениеиндивидуальной профилактической работы как инструмента возвращения ребёнка кнормам социального воспитания, образования и развития.
Профилактика наркозависимостей и девиантного поведения являютсячастными проблемными полями по отношению к утверждённой законом 120-ФЗ системепрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который вводитв качестве основания для индивидуальной профилактической деятельности понятие«социально опасное положение» — «ситуация, объективно ухудшающая положение икачество жизни ребёнка, с которой он и его семья не могут справиться сами…» икоторая становится источником безнадзорности и правонарушения.
Основным инструментом улучшения положения детей в соответствии сзаконом является индивидуальная профилактическая работа – деятельность посвоевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся всоциально-опасном положении, а также по их социально-педагогическойреабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений иантиобщественных действий, что соответствует приоритетам педагогическойпрофилактики.
При этом профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихрассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер,направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующихбезнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиямнесовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальнойпрофилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися всоциально опасном положении.
Таким образом, под профилактикой понимаются научно обоснованные исвоевременно предпринятые действия, направленные на:
— предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин иусловий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;
— предотвращение возможных физических, психических исоциокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;
— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни издоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытиивнутреннего потенциала.
(Кузнецова Л.В. «Методика работы социального работника», 2004г.).
Меры по социальной защите безнадзорных несовершеннолетних, в томчисле и меры профилактического характера, являются неотъемлемой частьюсоциальной защиты семьи и детей. Профилактика безнадзорности среди детейзаключается в конкретных мерах, направленных на недопущение разрушениямежличностных отношений, предупреждение утраты семейных связей. Профилактикадолжна быть направлена на сохранение здоровой семьи и создание комплексаусловий, способствующих нормальному, полноценному функционированию семьи и еёразвитию.
Комплекс мер, направленных на реализацию задачи исключенияявлений, вызывающих безнадзорность – их профилактики, составляющий системусоциальной защиты безнадзорных детей, является основным объектом управления.Насколько эффективно осуществляется организация, управление и координациявзаимодействия субъектов системы, а также её ресурсное обеспечение, настолькорезультативной будет её работа. Управление социальной защиты безнадзорных детейвключает привлечение, координацию, организацию и обеспечение деятельности и взаимодействиямножества субъектов различных уровней хозяйствования: наднационального,негосударственного, федерального, регионального, муниципального, уровнядомохозяйства и несовершеннолетнего. Под уровнем хозяйствования понимаетсяэкономическая структура (система), характеризующаяся определённымитерриториальными принципами управления, ресурсного обеспечения ифункционирования.
Таблица №1
Наднациональный уровень хозяйствования
Международные организации (их отделения и филиалы), участвующие в социальной защите беспризорных и безнадзорных детей.
Население мира
Федеральный уровень хозяйствования
Методологическое, концептуальное определение социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей; нормативно-правовое определение и закрепление системы социальной защиты безнадзорных и беспризорных детей.
Субъекты: Президент, Правительство, Федеральные органы и учреждения
Население страны
Негосударственный уровень хозяйствования
Российские, региональные общественные организации (их отделения и филиалы)
Предпринимательские структуры, частные лица
Общественные, религиозные организации, участвующие в социальной защите беспризорных и безнадзорных детей
Уровень субъекта Российской Федерации (региональный)
Организация и управление социальной защитой беспризорных и безнадзорных детей;
Субъекты: Глава региона, Правительство региона, региональные органы и учреждения (системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)
Население региона, отдельных территорий региона
Муниципальный уровень хозяйствования
Развитие инфраструктуры муниципальных учреждений социальной сферы, ориентированных на семью и детей; создание условий, местной базы для обеспечения социальной защиты семьи и детей, их обслуживания и развития.
Субъекты: органы власти и управления муниципального образования, муниципальные учреждения
Население муниципального образования
Уровень домохозяйства
Обеспечение выполнения семьёй её основных функций
Субъекты: семья, члены семьи
Несовершеннолетний
Усвоение и закрепление социальных норм поведения
Учитывая современные условия формирования федеративных отношений,все полномочия, связанные с осуществлением социальной защиты безнадзорныхдетей, распределены между органами государственной власти и управления. Так, нафедеральном уровне хозяйствования осуществляется определение приоритетныхнаправлений социальной политики, разрабатывается система мер, обеспечивающихрешение важнейших проблем. На уровне субъекта Российской Федерации организуетсяуправление и функционирование системы социальной защиты населения, включающеймеры профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. Намуниципальном уровне осуществляется непосредственно помощь и поддержка семьи идетей. Для этого создаётся сеть социальных учреждений, ориентированных на работус семьёй и детьми, а также детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,организуется хозяйственное обеспечение деятельности таких учреждений и другиемероприятия.
В законе РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» сформулированы задачипрофилактики, которые совпадают с функциями педагогических технологий вотношении детей в трудной жизненной ситуации: 1) своевременное выявлениенесовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; 2) проведениепрофессиональной объективной диагностики особенностей ребёнка и его проблемнойситуации, выявление его потребностей, проблем, интересов; 3) разработкаиндивидуальной программы профилактики, как набора услуг, видов помощи иотношений, способствующих разрешению проблем несовершеннолетнего; 4) реализацияиндивидуальной программы по преодолению социально опасного положения иулучшению качества жизни ребёнка.
Таким образом, введение института индивидуальной профилактическойработы решают как минимум две задачи: 1) организации адресной работы с детьми,которые действительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию состороны органов власти и правоохранительных органов в случае совершения иминеправомерных деяний; 2) защиты несовершеннолетних и их семей отнерегламентированного, необоснованного и неквалифицированного вмешательства вжизнь под различными предлогами.
На смену борьбе с детскими правонарушениями пришёлпрофилактический социально-педагогический подход. Приоритетность защиты правнесовершеннолетних выдвигает в ранг значимых и первостепенных задачи раннеговыявления признаков любого неблагополучия детей, их возможного отклонения ипродвижения в сторону трудной или социально-опасной ситуации, организацию мерзащиты интересов и прав ребёнка.
Впервые за многие годы в российском законодательстве появилисьнормы и процедуры, согласовываемые с ведущими законами педагогическойдеятельности, предусматривающие функции и задачи социально-педагогическойреабилитации несовершеннолетних в качестве приоритета профилактической работы.
Профилактика безнадзорности субъектами взаимодействия решается наразных уровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях.На федеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактикибезнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите ихправ; органы управления социальной защитой населения и учреждения социальногообслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства;органы по делам молодёжи; органы управления здравоохранением; органы службызанятости; органы внутренних дел. На муниципальном (местном) уровне субъектамивзаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации икоррекции; социальные приюты; центр психолого-медико-социального сопровождения;центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социальногообслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры;комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержания несовершеннолетнихправонарушителей; государственные учреждения дополнительного образования;образовательные учреждения; Детские Дома; школы-интернаты; детские дошкольныеучреждения; библиотеки и др.
Каждое учреждение профилактики безнадзорности выполняет по отношениюк определённой категории подростков свои функции и на своём уровне решаетопределённый круг социально-педагогических задач. Наличие общего испецифического в деятельности разных субъектов взаимодействия в профилактикеподростковой безнадзорности обуславливает наличие в его характеристике двухсторон – дифференциации и интеграции.
Таким образом: 1) Профилактическая работа рассматривается каксредство предотвращения социально-негативных явлений: правонарушенийнесовершеннолетних, социальной дезадаптации подростков, агрессивного поведения,девиаций, злоупотребления подростками психоактивных веществ и т.д. Основанияпрофилактической работы в представленных исследованиях – неоднородны, асодержание профилактики определяется характеристиками того явления, на котороеона направлена и представлениями специалистов того проблемного поля, которые еёреализуют.
2) Профилактическая работа организуется в отношении определённыхгрупп детей: дети, оставшиеся без попечения родителей, правонарушители,школьники, подростки из неблагополучных семей и т.д. Таким образом,профилактическая работа выстраивается не по отношению к ситуации ребёнка,которую она призвана улучшить, а по отношению к отдельным характеристикамдетской группы или негативного явления, характерного для группы лиц, являясь вцелом не столько индивидуальной, сколько типизированной.
Изложенное диктует необходимость изучения социально-педагогическихфакторов, порождающих безнадзорность. Социальная профилактика – своевременноепредпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения егофункционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в егожизнедеятельности. Социальная профилактика создаёт предпосылки для процессанормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принциповзаконности и морали.
(Басов Н.Ф. «Основы социальной работы», 2004 г.).
Социально-педагогическая профилактика понимается как система мер,направленная на выявление социально-педагогических причин, способствующихпроявлению безнадзорности и обеспечению их преодоления. В основесоциально-педагогической профилактики лежит изучение социально-педагогическогоклимата, участие родителей, лиц их замещающих в воспитании подростков,социально-педагогическое влияние школы, улицы и других факторов. С одной стороныпрофилактика заключается в повышении роли родителей в воспитании своих детей. Сдругой стороны – изучение причин, побуждающих подростка выйти из под контролявоспитателя и оказаться на улице. Учитывая важность профилактики в ФЗ «Обосновах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних» (1999 г.) обращается внимание на необходимость первичной,вторичной, третичной профилактики. Первичная профилактика безнадзорностивключает комплекс социальных, психологических, образовательных и воспитательныхмероприятий, предупреждающих безнадзорность среди детей и подростков, а такжерасширение беспризорности и приобщение их к употреблению спиртных напитков,наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальнойдеятельности. Вторичная профилактика безнадзорности, беспризорности ибродяжничества состоит из комплекса социально-реабилитационных,образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий,предупреждающих рецидивные уходы из дома и образовательных учреждений,формирование бродяжничества и зависимости у лиц, эпизодически употребляющихспиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающиевещества, но не обнаруживающих признаков болезни, а также их криминализацию.Под третичной профилактикой беспризорности и бродяжничества понимается комплекссоциальных, образовательных и медико-психологических реабилитационныхмероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов беспризорности,бродяжничества и противоправной деятельности.
Решение проблем подростковой безнадзорности и преодоление еёпоследствий требует разносторонних усилий широкого круга ведомств и учреждений.Об этом совершенно справедливо свидетельствует положение ФЗ «Об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), вкотором отражены основы правового регулирования такого взаимодействия. В нём, вчастности, указывается на необходимость координации усилий органов и учрежденийсистемы профилактики безнадзорности.
§ 4 Основные направления социальнойпрофилактики безнадзорного поведения в условиях школы-интерната №5 г.Серова
Современная общеобразовательная школа при всех её проблемах,трудностях, недостатках сохраняет статус одного из основных институтовсоциализации личности, её становления и развития. В социально-педагогическойработе школы-интерната №5 г.Серова накоплен опыт комплексного решения проблемыпрофилактики безнадзорности школьников с участием социологов, юристов,педагогов, психологов в условиях организованного детского коллектива. Однакоанализ современных тенденций показывает, что всё большее число детей школьноговозраста оказываются вне школы.
Результативность деятельности по устранению причин, препятствующихуспешному обучению в школе, во многом зависит от слаженности межведомственноговзаимодействия и очень важно иметь достоверную информацию о количестве такихдетей. В условиях школы-интерната №5 г.Серова эта работа имеет свою специфику.Постановлением Губернатора утверждено Положение о социально-педагогическоммониторинге получения начального и основного общего образования гражданами ввозрасте от 6 до 15 лет, а также определён механизм организациимежведомственного обмена информацией.
На основании этих региональных подходов в муниципальныхобразованиях создана нормативно-правовая база взаимодействия органов социальнойзащиты населения, органов местного самоуправления, отделов внутренних дел иорганов управления образованием по представлению, обмену и анализу полученнойинформации для достижения намеченной цели.
Остановимся на организационной структуре социально-педагогическогомониторинга. Ведение социально-педагогического мониторинга осуществляется науровнях:
— Главным управлением образования;
— муниципальных образований – органами местного самоуправления (комиссиямипо делам несовершеннолетних, отделами (управлениями) образования,образовательными учреждениями).
Органы местного самоуправления совместно с уполномоченными дляэтих целей учреждениями, организациями в пределах их компетенции создаюторганизационные условия осуществления социально-педагогического мониторинга вмуниципальных образованиях:
— обеспечивают взаимодействие и сотрудничество отделов социальнойзащиты, отделов (управлений) внутренних дел и субъектов управления образованиемпо представлению, обмену, анализу полученной информации;
— готовят предложения в органы государственной власти попредупреждению, снижению и устранению безнадзорности несовершеннолетних,обеспечению необходимых мер, направленных на получение начального общего иосновного общего образования.
Комиссии по делам несовершеннолетних органов местногосамоуправления в соответствии со статьёй 164 Кодекса РСФСР «Об административныхнарушениях» принимают решения о мерах административного воздействия к родителям(законным представителям), ограничивающим детей в правах на образование.Решение комиссии по делам несовершеннолетних может служить основанием дляпредъявления комиссией иска в суд об ограничении граждан в родительских правах.
Местная администрация предоставляет информацию о составе детскогонаселения в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории данногонаселённого пункта в муниципальный орган управления образования.
Образовательное учреждение предоставляет информацию о составеучащихся, обучающихся в данном учебном заведении в муниципальный органуправления образования.
Муниципальные органы управления образованием:
— устанавливают соответствие информации поданной местнойадминистрацией и образовательным учреждением для выявления детей, не посещающихобразовательные учреждения;
— выявляет причины, препятствующие получению начального общего иосновного общего образования гражданами в возрасте от 6 до 15 лет;
— формируют информационный банк данных к 5 сентября каждого года;
— представляют аналитическую записку 1 октября (ежегодно)муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и Главному управлениюобразования по исполнению конституционного права граждан на получениеначального общего и основного общего образования.
Муниципальные службы социальной защиты населения представляютмуниципальным управлениям образования информацию по составу детского населенияв возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории данного муниципальногообразования.
Отделы (управления) внутренних дел обеспечивают выявление фактовневыполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитаниюи обучению детей (статья 164 Кодекса РФ «Об административных нарушениях») инаправляют материалы для рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетнихорганов местного самоуправления.
Главное управление образования Администрации области:
— обеспечивает сбор, хранение и анализ полученной информации поисполнению статьи 43 Конституции РФ, статьи 19 Закона РФ «Об образовании»,статьи 73 Семейного кодекса РФ;
— представляет аналитическую записку 15 октября (ежегодно)областной комиссии по делам несовершеннолетних по исполнению конституционногоправа граждан на получение начального общего и основного общего образования;
— готовит предложения в областную комиссию по деламнесовершеннолетних по предупреждению, снижению и устранению безнадзорностинесовершеннолетних, обеспечению необходимых мер, направленных на получениеначального общего и основного общего образования.
Введение в практику работы данного порядка предупреждениянарушения конституционных прав граждан на получение начального и основногообщего образования потребовало разработки программного обеспечения.
В школе-интернате №5 г.Серова разработана программа профилактикибезнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних воспитанников. В даннойпрограмме определены основные направления работы с субъектами профилактики:работа с семьёй, педагогическим коллективом, работа с учащимися, взаимодействиес городскими службами – субъектами профилактики. Цель: построение системывзаимодействия субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей игородских служб) для комплексного решения проблем беспризорности иправонарушений несовершеннолетних школы-интерната №5 г.Серова.
Задачи:
1.        Создать условия в образовательном учреждении для успешного воспитанияи развития несовершеннолетних.
2.        Организовать досуговую деятельность детей и подростков с учётом ихинтересов и потребностей.
3.        Разработать план совместной работы с инспектором Органа по деламнесовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений.
4.        Систематизировать работу по формированию здорового образа жизни.
5.        Организовать оказание консультационной психолого-педагогическойпомощи родителям.
В течение 2005-2006 учебного года профилактическая работапроводилась по четырём основным направлениям:
— работа с педагогами;
— коррекционно-развивающая работа с воспитанниками;
— консультационно-просветительская работа с родителями;
— взаимодействие с городскими службами (Комитет по деламнесовершеннолетних, Орган по делам несовершеннолетних, Центр помощи семье,Центр реабилитации, Отдел органов опеки и попечительства).
На основе изученных документов учащихся, посещения семей, беседбыла собрана необходимая информация и создан социальный паспортобразовательного учреждения.
Всего воспитанников (с 1 по 9 классы) – 164
Учащихся из семей группы соц.риска – 32
Учащиеся, находящиеся в социально-опасном положении (дети, которыенаходятся на попечении бабушки, т.к. их родители не работают, употребляютспиртное и уклоняются от воспитания детей) – 10 среди них
учащиеся, склонные к бродяжничеству – 3
Учащихся, находящихся под опекой – 23
Учащихся из многодетных семей – 27
В процессе профилактической работы наибольшее внимание былоуделено учащимся и семьям из группы риска и учащимся, находящимся в социально-опасномположении. Данные воспитанники состоят на внутришкольном учёте, из них 10 –состоит на учёте в Органе по делам несовершеннолетних, 7 – состоит на учёте вКомитете по делам несовершеннолетних.
На весь учебный год был составлен план совместной работысоц.педагога и инспектора Органа по делам несовершеннолетних. По плану 2 раза вмесяц проводились заседания совета по профилактике, куда приглашалисьвоспитанники и родители.
В работе совета принимали участие педагоги интерната, медицинский работники администрация. На заседаниях решались вопросы оказаниямедико-психолого-педагогической помощи семье и ребёнку.
Согласно плана 1 раз в месяц проводился рейд по семьямвоспитанников, пропускающих уроки с целью выявления безнадзорных детей иподростков. информация по данным несовершеннолетним направлялась в комиссию поделам несовершеннолетних и защите их прав, в Орган по делам несовершеннолетних,Отдел органов опеки и попечительства для дальнейшей работы с ними.
По плану 1 раз в четверть инспектор проводилакоррекционно-воспитательные беседы с воспитанниками (с 4 по 9 классы).
Совместно со специалистами комиссии по делам несовершеннолетних иОргана по делам несовершеннолетних, Отделом органов опеки и попечительствапроводилась работа с родителями и детьми по оказанию социальной,психологической, медицинской и педагогической помощи.
В течение всего учебного года 1 раз в месяц проводилисьтематические классные часы по формированию здорового образа жизни, в которыхпринимали участие медицинский работник, социальный педагог, психолог, нарколог.
Консультации специалистов для родителей были организованыеженедельно (по субботам).
Воспитательная работа в интернате была направлена на созданиеусловий для самореализации воспитанников. С этой целью работали 3 раза в неделюспортивные секции: бокс и баскетбол; кружки: танцевальный, изо-студия,фортепьяно, мягкой игрушки, очумелые руки. 1 воспитанник занимался в городскоймузыкальной школе, 2 девочки занимались в городской художественной школе.
Во время каникул в интернате организовывали работу площадки длявоспитанников, состоящих на внутришкольном учёте.
В июне и июле был организован летний отдых воспитанников из семейгруппы риска, многодетных семей. Учащиеся, состоящие на учёте в Органе по деламнесовершеннолетних, были трудоустроены через Центр занятости и работали натерритории интерната.
Таким образом, в школе-интернате были созданы условия для развитияи воспитания каждого ребёнка. Основная масса учащихся была задействована вкружках и секциях во внеурочное время. В результате организации работы попрофилактике безнадзорности сократилось количество несовершеннолетних,пропускающих уроки и склонных к бродяжничеству. На конец учебного годапроизошли некоторые изменения:
— учащихся, находящихся в социально-опасном положении – 4 человека
— 2 воспитанника были устроены в санаторный интернат, на 4воспитанников была оформлена опека;
— 6 семей были поставлены на учёт в комиссию по деламнесовершеннолетних, где с ними будет проводиться работа;
— 3 семьи были поставлены на учёт в Центр помощи семье, где имбудет оказываться социальная психологическая и педагогическая помощь в решениипроблем.
В процессе работы были трудности и сложности во время проведениярейдов по семьям группы риска. Это неполные семьи, где матери не работают,меняют сожителей и проживают на их квартирах, а дети находятся у бабушки илибродяжничают. Адреса проживания приходилось устанавливать через Органывнутренних дел и Органы по делам несовершеннолетних.
Трудности наблюдались в работе с учащимися, пропускающими уроки. Втечение недели эти воспитанники привыкали к режиму, требованиям, а послевыходных дней и каникул, когда они были предоставлены сами себе, учащихсязаново приходилось приучать и к режиму, и к требованиям.
Иногда были проблемы при организации единого профилактическогодня, т.к. не всегда направляли инспектора из Органа по деламнесовершеннолетних.
Анализ проделанной работы показал, что в образовательномучреждении создавались все условия для развития и самореализациинесовершеннолетних. Несмотря на это, часть подростков не смогли найти себезанятие в предложенных кружках и секциях.
С целью организации более эффективной работы по профилактикебезнадзорности и правонарушений в следующем учебном году следует:
1.        Заключить договор с начальником Органа по делам несовершеннолетнихо проведении единого профилактического дня в интернате с привлечениеминспекторов для работы в этот день.
2.        Заключить договор с Центром занятости населения для организациитрудовой деятельности на территории школы-интерната №5 подростков в течениеучебного года.
3.        Организовать для родителей работу клуба по проблемам воспитания иорганизации совместного досуга.
4.        Разработать систему занятий по правовому воспитаниюнесовершеннолетних.
Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективностьвзаимодействия школы, социальных учреждений, служб и семьи в профилактикеподростковой безнадзорности являются: сотрудничество всех заинтересованныхсторон; заинтересованность каждого учреждения, службы в преодолении негативныхявлений, влияющих на подростковую безнадзорность.
Таким образом, направления социальной профилактики безнадзорногоповедения подростков заключаются в интеграции работы Органов по деламнесовершеннолетних и в разработке собственной программы в школе-интернате №5г.Серова.

Заключение
Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективностьтехнологии взаимодействия школы, социальных учреждений, служб по местужительства и семьи в профилактике подростковой безнадзорности являются:сотрудничество всех заинтересованных сторон; заинтересованность каждогоучреждения, службы в преодолении негативных явлений по месту жительства,обеспечивающих профилактику подростковой безнадзорности; наличие интегральногооргана в профилактической деятельности; доступность всех учреждений дляподростка; мониторинг состояния безнадзорности и эффективности взаимодействия;развитие места жительства как открытой педагогической среды; постепенностьвовлечения родителей и их участие в воспитательно-профилактической работе с подросткамипо месту жительства; обмен опытом со специалистами социальных учреждений другихрайонов, округов, городов России по проблемам профилактики подростковойбезнадзорности.
Большой социально-педагогический потенциал в профилактикебезнадзорности среди подростков принадлежит школе, социальным учреждениям,службам по месту жительства и семье. Каждый из институтов на своём уровнерешает проблему профилактики подростковой безнадзорности по месту жительства.Их взаимодействие способствует интеграции усилий в профилактическойдеятельности. Сложилось противоречие между возможностями таких учреждений инедостаточной эффективностью, направленной на интеграцию их усилий впрофилактике подростковой безнадзорности. Эффективность такого взаимодействияможет быть обеспечена если:
— взаимодействие осуществляется координирующим органом,обеспечивающим создание и функционирование системы учёта, контроля засоциально-педагогической деятельностью субъектов профилактики подростковойбезнадзорности;
— содержание взаимодействия субъектов профилактики включаетинтеграцию усилий каждого участника, сотрудничество в совместных акциях идействиях, направленные на обеспечение профилактики безнадзорности каждогоподростка и создание условий для его духовного, нравственного, физическогоразвития и на успешную социализацию;
— технология взаимодействия субъектов профилактики обеспечиваетсякоординационным органом, при ведущей роли школы, который осуществляетрегламентацию и интеграцию их условий в работе с подростком и его семьёй и поэтапнорешает вопросы контроля за жизнедеятельностью, обучением и времяпровождениемподростка, включает его в социально значимую деятельность, стимулирует егосоциализацию;
— создаются необходимые социально-педагогические условия,обеспечивающие эффективность взаимодействия школы, социальных учреждений, службпо месту жительства и семьи в профилактике подростковой безнадзорности.
Содержание взаимодействия субъектов профилактики подростковойбезнадзорности включает интеграцию усилий каждого, направленную на оздоровлениепсихологического климата семейного воспитания и повышение воспитательной ролиродителей или лиц их замещающих, мотивацию обучения, стимулирование духовного,нравственного и физического развития подростков, организацию их целесообразногодосуга, защиту их прав. Взаимодействие предусматривает наиболее полное решениефункциональных задач.

Список использованной литературы
1.        Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы вРоссии: Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва //Социальная работа. – 1992. Вып.6. – С.113-115
2.        Бадя Т.А. Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Подред. М. 1998 г.
3.        Басов Н.Ф. Основы социальной работы: Учеб.пособие для студентоввысш.учеб.заведений – М.: издательский центр «Академия», 2004. -С.228
4.        Баброва О.В. Работа социального педагога в приютах и интернатныхучреждений. – М.: издательский центр «Академия», 2001. — С.78
5.        Григорьева С.И. Теория и методика социальной работы. / Под ред., — М., 1994
6.        Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми иподростками. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. -С.288
7.        Жукова В.И. Теория и методика социальной работы / Под ред. – М.,1994 – С.172
8.        Зайнышева И.Г. Теория и методика социальной работы / Под ред. –М.: МГСУ, 1994 – С.248-264
9.        Кузнецова Л.В. Теория и методика социального работника – М.:Школьная пресса, 2004 – С.96
10.     Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. 2-е издание,переработанное и дополненное – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003 – С.148
11.     Мухина В.С. Возрастная психология Учебник для студентов вузов. –М.: издательский центр «Академия», 2004. — С.132
12.     Мышина А.А. Основы теории и практики социальной работы. — Барнаул,1994. – С.79
13.     Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группыриска: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений – М.: издательский центр«Академия», 2004. — С.256
14.     Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональнойдеятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журналсоциальной работы. – 1995 – С.13
15.     Павленок П.Д. Теория и методика социальной работы / Под ред. – М.:ГАСБУ, 1993 – С.38; 1995 – С.171
16.     Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональнойдеятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журналсоциальной работы. – 1995 — №1- С.23
17.     Реутов С.И. Теория и методика социальной работы: Межвузовскийсборник научных трудов. / Гл.ред., — Пермь, 1994. – С.50
18.     Рудова К.Н. Работник социальной службы – М., 1997, №2 – С.79
19.     Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика,коррекция, психопрофилактика. М., 2000 – С.124
20.     Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986 –С.301
21.     Сборник нормативных инструкций и документов по вопросам деятельностиЦСО в г.Москве. М., 1998 – С.16
22.     Сборник нормативных актов по социальной защите граждан России. М.,1995 – С.54
23.     Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. М., 2002 – С.75
24.     Холостова Е.И. Теория социальной работы. М., 1998 – С.190
25.     Холостова Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы// Социальная работа. — 1992 – Вып.5. С.190
26.     Фельдштейн Д.М. Теория и практика социальной работы: Отечественныйи зарубежный опыт. – Т.1,2. – Москва; Тула, 1993
27.     Филиппович И.В. Психология девиантного поведения. Мн.: ЗАО «Веды»,2003. С.34
28.     Чернецкая А.А. Технология социальной работы: «Феникс», 2006 –С.342
29.     Шакурова М.В. Методика и технология социального педагога:Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений – М.: издательский центр«Академия», 2002. — С.59
30.     Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., ВАКО, 2005 –С.136


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.