Содержание
Введение
1.Теоретические аспекты социальной работы
1.1Социальная работа: сущность, функции
1.2Организация социальной работы
1.3Нормативно-правовая база социальной работы
2.Анализ деятельности органов местного самоуправления по социальной работе снаселением
2.1Основные характеристики отдела по социальной работе с населением на примере г. Хабаровска
2.2Преимущества и недостатки сложившейся системы социальной работы
2.3Необходимость совершенствования социальной работы
3.Основные пути совершенствования социальной работы
3.1Усиление социальной направленности деятельности органов местного самоуправления
3.2Городская целевая программа «Социальная поддержка населения городского округа«Город Хабаровск» на 2008-2010 годы»
3.3Долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка старшего поколения«ЗАБОТА» на 2009-2011 годы» и ее социально-экономическая эффективность
Заключение
Списокиспользованных источников
Приложения
Введение
Драматическиеперемены в экономической и социальной сферах, потрясшие Россию в последнеедесятилетие, наряду с переходом к рыночной экономике, привели к резкомуусилению бедности и снижению уровня жизни, то есть отход России от плановойэкономики, начавшийся с осуществления крупномасштабных реформ в экономическийсфере, включавших либерализацию экономики и внешнеэкономической деятельности,приватизацию и ликвидацию системы централизованного планирования и управления,привел к кардинальным переменам в жизни российского общества. Эти перемены, содной стороны, создали условия для роста экономической активности населения и,с другой стороны, вызвали падение уровня производства в ряде отраслей,существенное снижение уровня жизни значительной части населения, реальнойзаработной платы, рост безработицы, снижение качества социального обслуживаниянетрудоспособных и появление массовой бедности.
Какэто ни парадоксально, когда распалось государство, рухнула экономика ипонизился уровень жизни, социальная работа – как часть социальной экономики,как профессия, как наука – достигла небывалого расцвета. Сформировались новыеподходы, появилось новое законодательство, накоплен большой опыторганизационной работы. Осуществлявшиеся в последние годы исследования привелик более глубокому пониманию уровня бедности в России и выявили основныехарактеристики «новых бедных», они также привлекли внимание общественности кнеобходимости пересмотра социальной политики для решения данных проблем. Вчастности широкая дискуссия развернулась по вопросам реформы социальнойподдержки. Многие предложения по проведению реформ основывалась нанеобходимости перехода к адресной социальной поддержки и повышения качествасоциальных услуг при большом разнообразии конкретных предложений.
Цельювыпускной квалификационной работы является изучение деятельности органовместного самоуправления по социальной работы с населением, а также путисовершенствования социальной работы.
Длядостижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
— изучить механизмы социальной работы с населением;
— рассмотреть правовое регулирование социальной работы с населением;
— изучить проблемы социального обеспечения и перспективы развития.
Длянаписания выпускной квалификационной работы научно-методологической основойявились законодательные акты, нормативно-правовая база, научная литература иматериалы средств массовой информации.
Основнымиметодами исследования являются: статистический, аналитический и системный.
Предметомисследования является система социальной работы и основные пути еесовершенствования. Объект исследования – органы местного самоуправлениягородского округа «Город Хабаровск».
Работасостоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников иприложений.
Впервой главе рассматриваются теоретические основы социальной работы, ееправовое регулирование и механизм организации.
Втораяглава исследования посвящена анализу сложившейся системы социальной работы, еепреимуществ и недостатков.
Третьяглава включает в себя основные пути совершенствования социальной работы напримере социальных программ.
1. Теоретическиеаспекты социальной работы
1.1 Социальная работа:сущность, функции
Социальная работапроводится в зоне пересечения интересов индивида и общества, и социальныйработник несет профессиональную ответственность и перед клиентами, и передобществом в целом. Исходя из такого двойственного назначения социальной работы,формулируются две основные ее цели:
1) способствоватьинтеграции общественного целого;
2) содействоватьадаптации людей в меняющемся мире. Длительное время наша страна существовала вусловиях планово-распределительного общества, где практически каждый,независимо от квалификации, таланта или трудового вклада, получал определеннуюдолю материальных средств из общественных фондов потребления. В таком обществеструктуры социального обеспечения и социального обслуживания существовали вусеченном, по сравнению со странами Запада, виде. Типичное для советскогообщества пренебрежение правами человека обусловливало малую информированностьнаселения, его зависимость от бюрократического произвола. Принудительнонасаждавшаяся во всех сферах жизни идеология и практика уравнительства примитивно-общинноготипа препятствовала естественной стратификации общества.
Цели социальной работыконкретизируются в следующих задачах:
1. Максимальноразвивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества клиентов,побуждая их к самостоятельным действиям к принятию личной ответственности завсе, происходящее в их жизни.
В России, где одним изархетипов народного сознания является мифологический образ «царя-батюшки»,заступника и избавителя от всех личных обид и страданий, особенно важно формироватьпредставление о том, что к полноценным и долговременным позитивным изменениям вжизни клиентов могут привести только их собственные личные усилия, желаниеработать, повышать свой жизненный потенциал. Рыночное общество выработалоособый взгляд на человека-работника, при котором главной характеристикойявляется его рыночная стоимость. Желающий преуспеть на рынке должен выйти наэтот рынок со знаниями и умениями, обязательными сегодня, на которые естьспрос, а значит, необходимо овладевать новыми или смежными профессиями,повышать свою квалификацию, изыскивать средства и способы создания конкурентноспособных товаров и услуг и т. д. Многие европейские страны и США уже давнопоняли, как опасно создавать в стране «слой профессиональных безработных»,годами живущих на пособие и терроризирующий правительство и населениетребованиями сохранять морально и материально устаревшие, убыточные предприятияи даже целые отрасли хозяйства. Поэтому для социальных работников самым важнымсегодня считается как можно быстрее стать ненужным для своих клиентов.
2. Содействоватьдостижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой онсуществует.
Акцент на самопомощь исаморазвитие клиента не должен заслонять важности привлечения такихестественных источников помощи, как близкие и дальние родственники,использование дружеских и соседских связей, привлечение сослуживцев иучастников тех неформальных организаций (ветеранских, церковных, любительскихпо интересам и пр.), членом которых является или может являться данный клиент.
3. Вырабатыватьосновные положения и принципы социальной политики, добиваться на всех уровняхих законодательного принятия и исполнительного осуществления.
В XIX в.благотворительность считалась достаточным источником удовлетворения потребностейнуждающихся. Понимание ложности этого положения вызвало на рубеже XIX–XX вв.появление социальной работы как профессиональной деятельности. В течениедолгого времени социальные работники чуждались политики, жертвуя эффективностьюдействий в угоду мнимой объективности, пока, наконец, на исходе XX в. не началоскладываться представление о социальной политике как макропрактике социальнойработы. Для аффективного решения назревших проблем социальные работники должныучаствовать в конкретной политической деятельности, решая проблемызаконодательного обеспечения прав человека, социального реформированияобщества.
Необходимостьсоциального законодательства и политических действий социальных работников повопросам распределения бюджетных средств и налоговых поступлений, адреснойпомощи нуждающимся, соблюдения этнического равноправия, организациимедицинского страхования, профессиональной подготовки и переподготовки,профилактики и искоренения преступности и т. д. требует активного участия визбирательных компаниях, административных структурах, средствах массовойинформации, социальных акциях профсоюзов, женских, экологических и иныхобщественных организациях.
4. Проводить работу попрофилактике и предупреждению социально нежелательных явлений.
Пропаганда здоровогообраза жизни, физической культуры, полноценного сбалансированного питания,организация диспансеризации и вакцинации населения способствуют поддержаниюздоровья нации, сохранению оптимального уровня жизни. Профилактика означаеттакже выявление и устранение социальных и экономических причин тех или иныхболезней (например, туберкулеза), внимание к проблемам окружающей природной исоциальной среды, повышению качества жизни. Серьезная демографическая ситуациясовременной России требует разработки и внедрения мер, направленных наувеличение продолжительности жизни, повышение рождаемости, уменьшениесмертности, особенно младенческой.
5. Организовыватьнаучные исследования, конференции и семинары по проблемам социальной работы,издавать научную и методическую литературу для практикующих работников истудентов.
Для России эта задачаявляется чрезвычайно актуальной, поскольку профессия социального работника унас – одна из самых молодых. Отсутствуют традиции, практически нет опыта, какположительного, так и отрицательного, едва начинает складываться системаспециального образования, но, к сожалению, по большей части, схоластически, вотрыве от реально практикующих социальных служб, научные разработки зачастуювыполняются людьми никогда не работавшими в социальной сфере. Тем более, важноналаживать обмен опытом, накапливать базу данных, создавать условия дляплодотворных творческих дискуссий, изучать и распространять любой полезный иинтересный опыт. Трудно переоценить важность изучения зарубежного опыта,созданных иностранными коллегами теоретических моделей и практических систем.
6. Способствоватьраспространению информации о правах и льготах отдельных категорий граждан,обязанностях и возможностях социальных служб, обеспечивать консультации поюридическим, правовым аспектам социальной политики.
В закрытом тоталитарномобществе бюрократия стремится ограничить населению доступ к информации. Многиеработники социальных служб в советское время усвоили роль чиновников, негативнои неуважительно относящихся к клиентам, дезинформирующих их и нарушающихгражданские права. Подобное отношение к своим подопечным – не редкость исегодня.
Новые поколениясоциальных работников должны усвоить Этический кодекс социальных работников,принятый мировым сообществом, воспринять ценности открытого общества, понятьсвою миссию – гуманистической помощи и поддержки нуждающимся.
Когда же мырассматриваем социальную работу как науку, то имеем дело с объектно-предметнымиотношениями. В этом случае объект воспринимается как определенный вид практическойсоциальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этогообъекта (социальная ситуация клиента – индивида, семьи, общности, группы), либо(чаще всего) закономерности социальной работы.
При анализе социальнойработы как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом(преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом – преподаватели,ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны,особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другойдеятельности (в том числе практики) студентов (слушателей).
Для оказания содействиялюдям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальнойзащите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.
В настоящее времясоциальная работа рассматривается как:
1) вид профессиональнойдеятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарныхприемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальнойинтеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;
2) комплекснаясоциальная технология осуществления социальной защиты населения, социальногоуправления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.
Социальная работабазируется на социально-психологических, виталистических исоциально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.
Объектом социальнойработы в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, чтожизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которыев значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состояниемсоциальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
Надо также иметь ввиду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается вболее полном удовлетворены своих потребностей и интересов. При этом в каждойсфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человекнуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, несвязанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, неимеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семьемогут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми(особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), – т.е.каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.
Населениеструктурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группыи слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут,либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому,рассматривая социальную работу в ее непосредственном, узком значении, мыпонимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей,индивидов.
Субъекты социальнойработы, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальныеинституты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящиеперед объектами социальной работы, можно дифференцировать по разным основаниям,в том числе учитывая составные части социальной работы: практическуюдеятельность, науку и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальнойработы).
Субъектами социальнойработы являются:
1) прежде всегоорганизации, учреждения, социальные институты общества:
— государство со своимиструктурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разногоуровня;
— различные социальныеслужбы: территориальные центры социальной помощи семье и детям;социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям,оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей иподростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей иподростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстреннойпсихологической помощи по телефону и др.;
— администрациигосударственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и ихподразделения;
2) общественные,благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения ДетскогоФонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.
3) люди, занимающиесяпрактической социальной работой профессионально или на общественных началах.Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальнойработы. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы иисполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственнуюпомощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителейуже рассмотренных нами объектов социальной работы.
4) преподаватели, атакже те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководителистуденческой практики, наставники, практические социальные работники и другиеработники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) вразличных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.
5) исследователисоциальной работы. Научные работники анализируют состояние социальной работы,используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующиеи зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги,статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играюткафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационныесоветы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальнойпроблематики.
Не будет лишнимзаметить, что в России практически уже создано несколько исследовательских школсоциальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Ихпредставители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особоезначение отдельным ее направлениям.
Функцией обычноназывают внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системеотношений или роль, которую выполняет определенный институт, или процесс поотношению к целому. Поэтому при рассмотрении функций социальной работыдопустимы статически-позиционный и динамический подходы.
Статически-позиционныйподход дает возможность выделить следующие функции социальной работы поотношению к объекту: гуманистическую, социально-правовую,социально-экономическую, социально-бытовую, социально-медицинскую,психолого-педагогическую, социально-психологическую,агитационно-пропагандистскую.
Гуманистическая функцияявляется целевой, она отражает ценностное предназначение социальной работы.Остальные функции связаны с управлением процессами использования ресурсов.
Социально-правоваяфункция состоит в применении правового статуса индивида при разрешении труднойжизненной ситуации; социально-бытовая и социально-медицинская функциивосполняют недостаток физического ресурса. Психолого-педагогическая функциянаправлена на развитие способностей индивида, формирование активной жизненнойпозиции, позитивного самоотношения, организацию освоения социального опыта.
Социально-экономическаяфункция ориентирует социальную работу на поддержание имущественного статусаличности, семьи, группы и т. д.
Социально-психологическаяфункция связана с регулированием межличностных отношений в процессе преодолениятрудной жизненной ситуации. За изменения социального статуса того или иногообъекта (индивида, семьи, социальной группы) или явления отвечаетагитационно-пропагандистская функция социальной работы.
В рамках данногоподхода социальная работа выполняет определенные функции по отношению кгосударству. Она является инструментом предупреждения и разрешения социальныхпроблем (социальной разрядки). Выделяются следующие функции: профилактическая,фасилитирующая, обеспечения социальной справедливости.
Профилактическаяфункция содействует сохранению и укреплению нормального состояния, порядка вгосударстве. Она реализуется путем выявления «зон социального риска» (которыемогут стать источником общественной нестабильности) и адресного воздействия нафакторы опасностей.
Функция фасилитациипредполагает облегчение (уменьшение трудностей) деятельности государства вцелом, и отдельных управленческих структур, упрощение выполнения государствомего обязанностей перед гражданами, успокоение и умиротворение представителейлокальных сообществ или всего населения.
Функция обеспечениясоциальной справедливости служит предотвращению резкого обнищания идискриминации отдельных социальных групп, обострения социальных противоречий.Социальная справедливость обеспечивается путем создания относительно равныхвозможностей для социальных слоев, испытывающих те или иные трудности.
Динамический подход копределению функций социальной работы исходит из трактовки функций какэлементов процесса функционирования. Поэтому динамический подход может бытьосуществлен с точки зрения классического управленческого цикла: диагностика,прогнозирование (целеполагание), планирование, осуществление, анализ.
1.2 Организациясоциальной работы
Сегодня в Россииактивно развивается адресная социальная помощь, то есть система мер по оказаниюпомощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения дляпреодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социальногостатуса и полноценной жизнедеятельности. Конечно, можно говорить о еенедостаточности, о том, что она не позволяет людям перешагнуть черты бедности,но она, в отличие от периода 1990-2000 годов действительно, предоставляется(нет задержек и т.п.), хотя во многом и обусловлена низкимсоциально-экономическим положением в стране и угрозами безопасности граждан.
Основные виды и формыадресной социальной помощи устанавливаются на региональном уровне с учетомимущественного и социального положения и фактора нуждаемости граждан. Онивключают:
— денежную помощь:единовременные пособия; пособия для оплаты транспортных услуг; оказание помощипри экстремальных ситуациях, повлекших крупные единовременные расходы (пожар,наводнение, покупка жилья и др.); помощь в оплате жилья и коммунальных услуг;
— дотация на оплатупитания и лечения; льготные ссуды и кредиты;
— натуральноеобеспечение: предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания,обуви, одежды и пр.); осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделениелекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания; предоставлениетоплива;
— гуманитарную помощь;
— услуги и льготы:направление в реабилитационные центры, центры социально-психологической помощи,дома-интернаты; устройство в пансионаты для престарелых; организация надомногосоциально-бытового обслуживания на платной и бесплатной основе; прикрепление кмагазинам по продаже продуктов питания и предметов первой необходимости посоциально низким ценам; предоставление льгот по оплате коммунально-бытовыхуслуг; организация бесплатного ночного проживания бездомных граждан;обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими людьми; организацияпомощи семьям с «лежачими» больными; создание специальных аптек или отделов ваптеках для малоимущих граждан.
Также возможнопредоставление других видов помощи (правовой, психологической, информационной,профориентационной и т.д.), в которых остро нуждаются клиенты системысоциального обслуживания.
Адресная социальнаяпомощь предоставляется в соответствии с установленными критериямималообеспеченности, на основе социального мониторинга. Критерии адреснойсоциальной помощи базируются на социальных нормативах, включающих показателиуровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и другихусловий жизнедеятельности человека.
Критериямипредоставления социальной помощи могут быть:
а) совокупный семейныйили среднедушевой доход ниже суммы установленных на региональном уровнепрожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группамили соответствующей величины регионального прожиточного минимума (ниже уровняминимальной заработной платы, минимальной пенсии и другое);
б) отсутствие средств ксуществованию;
в) одиночество инеспособность к самообслуживанию;
г) материальный ущербили физические повреждения вследствие стихийных бедствий, катастроф,террористических актов, а также в результате исполнения служебных обязанностей.
Названная формасоциальной работы несомненно является одной из тех, где достижения видны вбольшей степени. Однако, адресная социальная помощь не может полностью заменитьсобой систему социальной работы (в том числе существовавшую во времена СССР).Поэтому сегодня в стране принимается значительное число законодательных актов,направленных на развитие этой работы. Рассмотрим наиболее значительные из них.
Одной из важнейшихпроблем, существующих сегодня в России и требующих незамедлительноговмешательства государства является проблема миграции. На сегодня мигрантынаходятся в достаточно сложных условиях в связи с трудностями приобретениястатуса беженцев и регистрации на территории России. В то же время граждане РФне защищены от посягательств нелегальных мигрантов на их жизнь, свободу иимущество. Однако и в этом направлении можно найти значительные «подвижки» врамках социальной работы с этой категорией населения. Так, создана Федеральнаямиграционная служба России (ФМС России) – специализированное правительственноеучреждение РФ, призванное осуществлять государственную политику в областимиграции населения и координировать работу в данном направлении Федеральных ирегиональных органов исполнительной власти, неправительственных отечественных изарубежных организаций, заинтересованных общественных объединений.
Приоритетныминаправлениями деятельности ФМС России и ее региональных служб является защитаправ и интересов граждан РФ, независимо от места их проживания, а такжегосударства в целом; управление миграционными процессами; оказание помощибеженцам и вынужденным переселенцам, содействие их социально-экономическойадаптации и интеграции в российское общество; осуществление сотрудничества смировым сообществом в области миграции.
11 августа 1995 годаутвержден Федеральный закон «О благотворительной деятельности иблаготворительных организациях». Это нормативный акт, устанавливающий основыправового регулирования благотворительной деятельности, определяющий формы ееподдержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Благотворительнаядеятельность характеризуется как добровольная деятельность граждан июридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)передаче гражданам имущества, в т.ч. денежных средств, бескорыстному выполнениюработ, предоставлению услуг, оказание иной поддержки.
Цели благотворительнойдеятельности в России по сравнению с законодательствами ведущих стран миратрактуются значительно шире. Например, среди направлений благотворительнойдеятельности в России определены такие, как: содействие укреплению престижа ироли семьи в обществе; подготовка населения к преодолению последствий стихийныхбедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращениюнесчастных случаев; оказание помощи пострадавшим от социальных, национальных,религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;содействие защите материнства, отцовства и детства, укреплению мира, дружбы исогласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозныхконфликтов.
Однако по сравнению сведущими странами мира в российском Законе отсутствуют такие направленияблаготворительной деятельности, как защита общечеловеческих и гражданских прав,содействие развитию промышленности и коммерции, поддержка различных религиозныхтечений и конфессий.
Обязательнымкомпонентом социальной работы как системы является содержание. Ононепосредственно вытекает из функций работы. В самом общем ее плане функциямиявляются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная,психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая.
Свою деятельностьсоциальный работник начинает со сбора сведений о её объекте. Выясняет пол,возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельнообеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейноеположение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Однимсловом, занимается информационной работой.
На основе собранныхсведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»:оценивает объём, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы методы,составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические иматериальные затраты и пр.
Параллельно с«диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности:трудно – легко ему будет работать, сможет ли или нет оказать действеннуюпомощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придётсязаниматься с «пациентом» и т.п.
В зависимости отхарактера социальной помощи (оказание, к примеру, социально-бытовой помощиодинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы,определяется ее содержание и вид практической помощи. Независимо от того,является ли социальный работник организатором или практическим работником, емув той или иной мере приходится заниматься управленческой деятельностью.Управление социальной работой также составляет важный и необходимый компонентее содержания.
Социальная работаосуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы,орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются целидеятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие еесредств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово, и авторучка, испециальные учетные бланки, и телефон, и деловые связи, и приемы психотерапии,и личное обаяние и т.д. Важно иметь в виду, чем богаче арсенал средств, которымирасполагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее егодеятельность. Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит отхарактера и особенностей объекта социальной работы. Одно дело лежачий больной,другое – кормящая мать-одиночка. Набор средств в этих случаях существенноразличается.
Социальная работынемыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценкусостояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль,координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор,подготовку и воспитание кадров социальной работы.
При этом необходимоособо подчеркнуть, что управление социальной работой имеет дело с особойкатегорией людей нуждающихся в поддержке, не способных зачастую жить безпосторонней помощи. Если в случае со здоровым человеком решение вопроса можноотложить, то в отношении больного, инвалида, человека, перенесшего тяжёлыйстресс, откладывание недопустимо, так как оно может стать причинойнепоправимого последствия.
Перечисленныекомпоненты (объект, содержание, средства, управление, субъект) составляютструктуру социальной работы. Но структура – это ещё не система. Деятельностьстановится системой, когда её компоненты связываются в единое целое с помощьюфункций и целей. О функциях речь уже была.
Что представляют собойцели? Цель – образ предмета, который человек хочет получить в результате своейдеятельности. Можно еще сказать, что цель – это желательное для человекасостояние предмета его деятельности.
Каким же хочет видетьчеловека социальный работник, оказывая ему ту или иную помощь? Видимо,удовлетворённым в своих потребностях. Значит, самая общая цель социальногоработника – удовлетворить потребности своих клиентов. Этой цели подчиняется всядеятельность субъекта, в соответствии с ней складывается содержание,организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методысоциальной работы. Цель, как видно, связывает компоненты социальной работы вединое целое, делает единой системой.
Ту же объединяющую рольвыполняют и функции. Информация, оценка, прогноз, организация, управление – всёэто касается буквально каждого компонента, соединяет их в единый действующийорганизм.
Таким образом, еслирассматривать социальную работу как особую систему деятельности, необходимоиметь в виду, что она состоит из субъекта, содержания, средств, управления,объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций.
Это общее представлениео системе социальной работы имеет большое практическое значение. Какой бы видсоциальной работы не пришлось рассматривать (помощь больному, социальную защитуработающих или безработных, патронаж многодетной семьи и т.п.), всякий разнеобходимо определить особенности объекта, подобрать особый субъект, выбратьсоответствующие средства, адекватное управление, формулировать особенные цели,отдавать предпочтение конкретным функциям. Одним словом, обозначенный наборкомпонентов системы социальной работы является необходимым. Исключение одногоиз них ведет к нарушению, ослаблению, а то и к разрушению системы.
Многие трудности,ошибки в современной социальной работе России вызваны именно тем, что старая,далеко не совершенная система социальной работы, была в значительной мереразрушена, а новая, в ее полном объеме, не создана. В ее объекте возникла такаяновая категория людей, как безработные. Но не оказалось ни работников,способных быстро и эффективно помогать безработным в поисках работы, ниорганизационной структуры, которая учитывала бы и предлагала достаточный выборпрофессий, ни системы переподготовки и переквалификации работников, нифинансовых, материальных средств, ни управления процессом регулированиябезработицы. Новой системы социальной работы, которая удовлетворяла бы острые инеотложные потребности большого количества людей, до сих пор не создано.
Самое главное, чего нехватает в складывающейся системе, – это подготовленных кадров социальныхработников. А без них, разумеется, никакая система эффективно работать неможет.
Рассматривая системусоциальной работы, важно понимать, что она сводится к системе деятельности. Ееможно и нужно рассматривать как систему и в других аспектах.
Очень важным аспектомявляется система учреждений и организаций социальной работы в их вертикальном игоризонтальном срезах. Сейчас активно формируется такая система. Ее возглавляетМинистерство труда и социального развития Российской Федерации. В краях,областях, городах, районах также имеются соответствующие им управления иотделы. А в них службы социального обеспечения, страхования, комиссийсоциальной помощи и защиты в органах здравоохранения, народного образования,общественного порядка, спорта и т.п. Наряду с государственными органамисоциального обслуживания населения функционируют многочисленные общественныеорганизации и учреждения, также имеющие пронизывающую общество сверху донизувертикальную структуру.
Все эти государственныеи общественные организации на каждом горизонтальном уровне (республика, край,округ, город, район, село) связаны между собой, взаимодействуют друг с другом,помогают (а нередко и мешают) друг другу.
Знание этой системыучреждений и организаций позволяет социальному работнику строить свою работунаиболее эффективным образом. Плохое представление о ней снижает ееэффективность.
В течение последних летв России социальная работа как институт, ее технологии, организационные формыпретерпевают существенные изменения. Несмотря на всевозможные, прежде всего,экономические трудности растет число социальных учреждений. Ниже приведенырезультаты изучения обеспеченности населения социальными услугами, а такжеинновационных подходов в социальном обслуживании населения, представленные вмарте 2001 года на Всероссийской конференции «Реальная социальная политика впериод модернизации в России» д.и.н., профессором Е.И. Холостовой /12/.
По данным этого автора,за последние шесть лет в России численность учреждений социального обслуживаниясемьи и детей возросла в 21 раз и составляет в настоящее время около 2300учреждений, предоставляющих более 23 млн. различных видов социальных услуг.
Быстрыми темпамиразвиваются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (ростсоставил более чем в 5 раз за 6 лет), реабилитационные центры для детей иподростков с ограниченными возможностями, их численность выросла в 2 раза.
Появились новые типыучреждений: кризисные центры для женщин, центры для мужчин, центры длянесовершеннолетних мам. Однако нормативы обеспеченности населения социальнымиуслугами остаются низкими. Так, обеспеченность населения социально-реабилитационнымицентрами для несовершеннолетних детей в среднем по России составляет – 6,7%. В24 регионах учреждения данного типа отсутствуют.
Обеспеченностьсоциальными приютами составляет 10,4%, центрами помощи семье и детям – 6,4%,домами-интернатами для пожилых людей и инвалидов – 60%.
Уровеньудовлетворенности населения различными видами социальных услуг имеетсущественную дифференциацию по субъектам Российской Федерации. В столице ирегионах постоянно ведутся поиски наиболее приемлемых для конкретных условийформ и методов социальной работы. В Москве, к примеру, ведется интересныйпроект по восстановительной юстиции, задачей которой является не наказаниеподростков совершивших правонарушение, а примирение его с жертвой и возмещениеущерба.
Многие трудности,ошибки в современной социальной работе России вызваны именно тем, что старая,далеко не совершенная система социальной работы, была в значительной мереразрушена, а новая, в ее полном объеме, не создана.
Самое главное, чего нехватает в складывающейся системе, – это подготовленных кадров социальныхработников. А без них, разумеется, никакая система эффективно работать неможет.
Знание этой системыучреждений и организаций позволяет социальному работнику строить свою работунаиболее эффективным образом. Плохое представление о ней снижает ееэффективность.
1.3 Нормативно-правоваябаза социальной работы
Вопросы правовогообеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания вРоссии очень актуальны.
В статье 7 КонституцииРФ говорится: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,устанавливается территориальный минимальный размер оплаты труда, обеспечиваетсягосударственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов ипожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаютсягосударственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты" /1/.
Этот переченьсоциальных гарантий является “открытым”, то есть может быть дополнен и расширензаконом.
Федеральный закон от 10декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения вРоссийской Федерации» содержит ряд принципиальных положений, раскрывающихпонятие «социальные службы».
В Законе сформулированыпонятия «социальные услуги», «клиент социальной службы»,«трудная жизненная ситуация». В нем определены системы социальныхслужб: государственная, муниципальная, деятельность предприятий и учрежденийиных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательскойдеятельностью по социальному обслуживанию населения.
31 декабря 2007г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон №199-ФЗ «Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации всвязи с совершенствованием разграничения полномочий». Изменения и дополнениявнесены в 33 федеральных закона, затрагивающих деятельность субъектовРоссийской Федерации и органов местного самоуправления /10/.
Пункт 1 статьи 4Федерального закона от 31 декабря 2007 г. №199-ФЗ «О внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации в связи ссовершенствованием разграничения полномочий» дает органам государственнойвласти субъектов Российской Федерации полномочия по установлению региональныхстандартов медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи,установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функциипо выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию всфере здравоохранения. Вместе с тем данные стандарты будут распространяться ина услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями в области первичноймедико-санитарной помощи /10/. Это правильное, по сути, решение, на наш взгляд,не доработано в части его финансового обеспечения, так как в подобной редакциионо вступает в противоречие с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 6октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации», который гласит, что федеральные законы, законы субъектовРоссийской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходовза счет местных бюджетов /9/. На наш взгляд, в условиях разграничения полномочийпри установлении региональных стандартов медицинской помощи должны бытьпредусмотрены механизмы их финансового обеспечения на муниципальном уровне, втом числе за счет средств субъекта Российской Федерации.
Статья 31 Федеральногозакона от 31 декабря 2007 г. №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованиемразграничения полномочий» /10/ вносит изменения в статью 154 Федерального законаот 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилоговозраста и инвалидов» /4/ и уточняет порядок разграничения имущества междуорганами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации и органами местного самоуправления, а также устанавливает порядокразграничения имущества между типами муниципальных образований – муниципальнымирайонами, городскими округами и поселениями. Однако, несмотря на определенныйпрогресс в установлении процедур разграничения имущества, достигнутый в новойредакции статьи 154 Федерального закона от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «Осоциальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» /4/, она, на нашвзгляд, все же не решает концептуальной проблемы разграничения имущества междуорганами государственной власти и органами местного самоуправления, оставляяправо принятия окончательного решения за федеральными органами государственнойвласти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации какпо порядку передачи имущества из государственной в муниципальную собственность,так и наоборот.
В условиях обновлениязаконодательства о разграничении полномочий между федеральными органамигосударственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местногосамоуправления закономерно встает вопрос о функционировании системы социальнойзащиты. С принятием в 1993 году новой Конституции установилась модельгосударственного устройства, сформированная на принципах не толькодецентрализации управления, но и децентрализации власти, то есть разграничениеполномочий (прав и ответственности) разных уровней власти. Однако, пока она неполучила широкого практического применения, в частности, это касаетсясоциальной сферы. Пока процесс децентрализации, прежде всего, коснулсяпрактической реализации программ, и в гораздо меньшей степени он затронулсистему их разработки и финансирования.
Огромный объемзаконодательной базы, с большим количеством непродуманных, нескоординированных,противоречивых нормативно-правовых актов просто объективно не может датьхороший результат. В связи с этим, считаем правильным решение Правительствасоздать Социальный Кодекс РФ.
В первую очередьнеобходимо разработать единую интерпретацию основных понятий, например, таких,как «социальная политика», «социальная помощь», «социальная защита»,«социальная выплата», «льгота», «социально уязвимая категория» и т.п. Сегодняэто дискуссионный вопрос даже среди специалистов-ученых. Положительно, что в Минтрудесобираются писать Социальный кодекс, используя структуру Европейской социальнойхартии/28/.
В 1997 году вышли«Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания гражданпожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях» и «Правовоеобеспечение организации и функционирования системы социального обслуживаниясемьи и детей». В них содержатся документы, имеющие отношение к сфересоциального обслуживания населения и отражающие три уровня правовой системы:международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации.
1 группа– «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правахребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защитыдетей» и др.
2 группа– Конституция РФ, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы «Обосновах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (15.02.95),«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (17.05.95)и др.
3 группа– нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектахРоссийской Федерации.
На данный периодвремени можно говорить о двух уровнях правового обеспечения социальногообслуживания почти во всех субъектах Российской Федерации. Но не везде сформировалосьдостаточное правовое поле и «правовая технология», т.е. определенасфера действия права в области социального обслуживания применительно кконкретной социально-экономической обстановке и произведен отбор правовыхструктур и средств, способствующих рациональному и устойчивому развитию сетиучреждений социального обслуживания.
К сожалению, наличиенормативной базы еще не обеспечивает эффективности социального обслуживания.Практически еще не утверждены и не разработаны государственные стандарты социальногообслуживания населения, хотя такие попытки и предпринимались.
Анализ содержанияфедеральных законов и подзаконных актов, принятых в 1995-1996 г.г. показывает,что в современной России происходит поэтапное становление правовой нормативнойбазы социального обслуживания населения, широкое внедрение различных видовсоциальной работы.
Этот процесс связан спринятием системы юридических норм, определяющих организационное строениетерриториальных социальных служб, порядок финансирования системы управлениясоциальным обслуживанием, виды и формы социальных услуг, а также регламентация,основывающаяся на совокупности ведомственных нормативных актов, давших жизньотдельным учреждениям социального обслуживания семьи, женщин и детей и онаобусловлена системой нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельныхспециалистов по социальной работе, права и обязанности работников социальныхслужб. Все эти компоненты выполняют свои специфические функции и поэтомуотносительно самостоятельны.
Итак, социальные службыосуществляют бесплатное и платное социальное обслуживание, основание длякоторых перечислены в ст. 16 Федерального закона «Об основах социальногообслуживания населения».
В ст. 39 Конституции РФговорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, вслучае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иныхслучаях установленных законом» /1/.
Сущность права насоциальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставлениедостаточных средств для жизни гражданам, лишенным (полностью или частично)способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а такжепомощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.
Практически онозакрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных в мировойпрактике видов социального риска, т.е. риска утраты, неполучение заработка илиего недостаточности по объективным причинам.
Вообще Конституцияориентирует законодательство и социальную практику на всемерное развитиенегосударственных форм социального обеспечения.
Поощрение развитиянегосударственных форм социального обеспечения не означает ограничение сферыдействия или снижение качества государственной системы социального обеспечения.Именно она составляет основу материального благополучия и определяет общийсоциально-экономический статус миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан.Необходимость ее развития предопределена статьей 7 Конституции, в соответствии,с которой целью деятельности государства является создание условий длядостойной жизни и свободного развития человека. Средством достижения этой целив отношении лиц, по уважительным причинам не участвующих в активнойэкономической жизни, является совершенствование государственного социальногострахования и обеспечения. Что касается негосударственных форм обеспечения, тоони в связи с достаточно узкой сферой действия и невысокими размерами выплат ив перспективе будут играть дополнительную, вспомогательную роль в формированииуровня и качества жизни пенсионеров, складывающихся на основе обеспечения поканалам государственной системы.
Пути достижения новогокачества социальной работы и системы социального обслуживания в целомпредполагают полную и всеобъемлющую реализацию принятых федеральных законов иподзаконных актов, касающихся улучшения социального обслуживания и социальногообеспечения различных категорий населения, создание надежного правовогомеханизма их реализации.
Таким образом, дляработников социальных служб и отдельных специалистов по социальной работепостепенно создается правовое поле, которое позволяет успешно выполнять своиобязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различныхкатегорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.
2. Анализ деятельностиорганов местного самоуправления по
социальной работе снаселением
2.1 Основныехарактеристики отдела по социальной работе с
населением на примерег. Хабаровска
социальныйблаготворительный местное самоуправление
Социальная работабазируется на социально-психологических, виталистических исоциально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.
Для оказания содействиялюдям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальнойзащите, в городе функционирует специальный институт социальной работы исоциальные службы.
Комитет социальнойзащиты населения администрации города Хабаровска, именуемый в дальнейшем«Комитет», является самостоятельным структурным подразделениемадминистрации, наделенным правами юридического лица, имеющим смету расходов исвои счета в банках, печать со своим наименованием и изображениемгосударственного герба РФ и штамп. Комитет обладает полномочиями,предусмотренными Уставом местного самоуправления в г. Хабаровске.
Комитет осуществляетисполнительную и распорядительную деятельность в сфере социальной защитынаселения, направленную на исполнение законов, указов Президента, актовПравительства РФ, актов вышестоящих органов государственного управления,принятых в пределах его компетенции, решений городской Думы, постановлений ираспоряжений мэра города. Комитет в своей деятельности непосредственноподчиняется мэру города. По вопросам, отнесенным к ведению соответствующихвышестоящих органов управления, комитет подконтролен соответствующимвышестоящим органам.
Комитет обеспечиваетсоциальную поддержку проживающих на территории города малообеспеченных гражданпожилого возраста, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и другихкатегорий населения, взаимодействуя с краевым департаментом социальной защитынаселения, краевыми и городскими службами и ведомствами, государственными ичастными предприятиями и учреждениями, общественными и другими организациями.
Комитет,подведомственные ему социальные муниципальные учреждения, в также органысоциальной защиты в районах входят в единую систему социальной защиты населениягорода.
Комитет самостоятельнорешает вопросы управления, отнесенные к его ведению, руководит подчиненными емуучреждениями при соблюдении гарантий их самостоятельности, установленныхзаконодательством.
В структуру комитетавходят:
— административно-управленческийаппарат комитета;
— городской Центрсоциального обслуживания населения с филиалами в районах и отделениями:социальной помощи на дому, дневного пребывания, службой срочной социальнойпомощи, и др.;
— городской Домветеранов войны и труда;
— городской Центрсоциальной адаптации несовершеннолетних;
— другие, вновьсоздаваемые социальные муниципальные учреждения и службы, финансируемые изсредств местного бюджета, учредителем которых является комитет.
Структура и штатноерасписание комитета утверждаются мэром города.
Основными задачамикомитета являются:
1) выявление гражданпожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной защите;
2) создание банкаданных категорий малообеспеченных нетрудоспособных граждан и семей снесовершеннолетними детьми;
3) подготовкапредложений городской Думе, мэру города по осуществлению мер социальной защитынаселения;
4) защитаконституционных прав граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с несовершеннолетнимидетьми и других категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке.
Комитет осуществляетследующие основные функции:
а) изучает, анализируетдемографические показатели, характеризующие социально-экономические условия иуровень жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с несовершеннолетнимидетьми и других категорий населения, нуждающихся в социальной защите;
б) разрабатываетмероприятия, методические рекомендации по социальной защите малообеспеченныхнетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми на основе анализаи прогнозирования условий и уровня их жизни; организуют работу по поиску иапробации новых подходов в решении проблем социальной защиты населения;
в) отрабатываетмеханизмы по распределению социальной помощи малообеспеченным нетрудоспособнымгражданам и семьям с несовершеннолетними детьми;
г) изыскивает источникипривлечения внебюджетных средств на финансирование мероприятий по социальнойзащите малообеспеченных нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетнимидетьми;
д) обеспечиваетэффективное функционирование единой общегородской системы социальной защитынаселения, нуждающегося в социальной поддержке; изучает потребности населения всоциально-бытовой, реабилитационной, профилактической и иной помощи;
е) создаетфинансируемые из средств местного бюджета муниципальные учреждения и службысоциально-бытовой помощи, учредителем которых комитет является;
ж) содействует созданиюи организации деятельности негосударственных предприятий и учрежденийсоциальной защиты населения;
з) организует икоординирует разработку и внедрение в систему социальной защиты населенияединых информационных технологий, а также создание в перспективекомпьютеризированной системы обработки информации, по вопросам социальнойзащиты граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьмии других категорий населения, нуждающихся в социальной защите;
и) используетвозможности средств массовой информации, издательств для информирования гражданпо вопросам, социальной защиты и обслуживания населения;
й) координирует работурайонных комитетов социальной защиты населения, городских Центров социальногообслуживания населения и социальной адаптации несовершеннолетних, Домаветеранов и других служб социального обслуживания граждан; разрабатываетрекомендации для их деятельности, содействует в повышении квалификации кадров,организации обмена и распространения передового опыта;
к) оказываеторганизационно-методическую помощь районным комитетам, социальным муниципальнымучреждениям по вопросам, связанным с реализацией прав и льгот граждан, согласнодействующему законодательству.
Руководство комитетомосуществляет председатель, назначенный мэром города. Освобождение председателяот занимаемой должности осуществляется мэром города в соответствии сдействующим законодательством Российской Федерации.
2.2 Преимущества инедостатки сложившейся системы социальной
работы
В России актуальнойявляется проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненныхусловиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимотерриториальным органам социальной защиты совместными усилиями с другимизаинтересованными службами решить проблемы организации домов ночногопребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа впомощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.
В различных территорияхРоссии отмечаются разительные отличия в материальном положении работниковнепроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения ипоиска адекватного решения.
В условиях глубокоготрансформационного спада производства в России первые шаги по восстановлениюранее достигнутых объемов производства при благоприятной внешнеэкономическойконъюнктуре послужили основанием для выводов о вступлении экономики страны вфазу подъема и роста. Критически оценивая качество официальных прогнозовразвития экономики, нельзя не подчеркнуть, что практика разработки рядасценариев создает иллюзию большой свободы выбора альтернативных вариантов.Неблагополучная стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегииразвития, реалистической оценки вариантности. По заданию властных структурРоссии были разработаны три сценария развития, с учетом которых принималисьэкономические решения при формировании экономической и бюджетной политики наближайший период: инерционный, экспорториентированный, инвестиционно-активный(табл. 1) /7/.
Обязательствагосударства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. Втех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснитьлюдям причины и возможные решения проблемы.