Реферат по предмету "Социология"


Анализ отношений в семье

Содержание
1. Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака.Конфликт в современной семье
2. Развод каксоциально-психологический феномен. Семья как источник психических травм
3. Для понимания семьикак социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений всемье. Что такое понятие «семейная роль», чем определяются «семейные роли»?
Заключение
Список используемойлитературы

1.Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт всовременной семье
Люди,создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей — в любви, вдетях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становлениесемьи — это не только реализация идеальных представлений о браке, которыесложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и несколькихлюдей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывныепереговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодолениетрудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.
Неудачув браке во многом предопределяют ошибки в выборе партнера: избранник вреальности либо не обладает необходимыми личностными чертами, либо совокупностьего психофизиологических особенностей, взглядов и ценностей не соответствуетпредставлениям и потребностям избирающего.(4)
Рассмотримважнейшие факторы семейного неблагополучия (благополучия).
1.Психобиологическая совместимость. Речь идет о «неопределимой внутреннейсимпатии», в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищениеталантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешним эстетическимидеалом. Брак без спонтанного влечения обычно не гарантирует удачногосупружества.
2.Гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность кактивному участию в жизни общества, способность материально обеспечить своюсемью, долг и ответственность, самообладание и гибкость
3.Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни.Важно знать, какими были супружеские отношения родителей избранника, каковсемейный уклад, материальный уровень семьи, какие негативные явлениянаблюдаются в семье и в характере родителей. Даже небольшая семейная травмачасто оставляет глубокий след, формируя у ребенка отрицательные взгляды ипозиции. Подчас непреодолимые конфликты неизбежны там, где партнерыдиаметрально отличаются по своему мировоззрению.
4.Образование. Высшее образование не всегда повышает уровень стабильностисемейных отношений. Даже в браке, заключенном между двумя молодыми людьми,окончившими высшие учебные заведения, могут возникнуть конфликты, которые, еслиих своевременно не решить, дадут повод к разводу. Однако интеллектуальныйуровень и характеры партнеров не должны чрезмерно отличаться.
5.Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью,чрезмерной неудовлетворенностью, неспособностью налаживать длительныеотношения.
6.Возраст. Определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность квыполнению супружеских и родительских обязанностей. Наиболее оптимальнымсчитается возраст 20-24 года. Наиболее естественная разница в возрасте супругов1-4 года. Устойчивость так называемых неравных браков во многом зависит нетолько от характера обоих партнеров, от их взаимного чувства, но и отподготовленности к возрастным особенностям, от умения противостоять «злословию»окружающих и т.д.
7.Продолжительность знакомства. За период знакомства важно хорошо узнать другдруга не только в оптимальных условиях, но и в трудных ситуациях, когда яркопроявляются личные качества и слабости характера партнера.
Всеэти факторы создают предпосылки возникновения супружеской совместимости инесовместимости. Психологическая несовместимость — это невозможность вкритических ситуациях понять друг друга. В браке каждый из супругов можетвыступать как «психотравмирующий фактор», например, когда один из супруговявляется препятствием в удовлетворении потребностей другого. Психологическаясовместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению исовместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании — сходстве иливзаимодополнительности — ценностных ориентаций, личностных ипсихофизиологических особенностей. (7)
Особеннобольшую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная ипсихофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости илинесовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легкоизменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи. Психофизиологическая, ив частности сексуальная, несовместимость способна привести к распаду брака. Арассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневныхконтактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и супружескихвзаимоотношений.
Прианализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество,супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.
Молодоесупружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов — от 18 до 30 лет. Вэтот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода,часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Современем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строитсясобственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которыхвозникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них.
Супружествосреднего возраста длится 6-14 лет. В этот период люди экономически активны,занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимостиприобретения квартиры, мебели и т.д
Супружествозрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослыедети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитыватьвнуков.
Длясупружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда иувеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен.Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между нимитакие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время ужетяжело что-либо менять.
Кризиснаяситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов,обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, безвмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личностиодного у супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризиснойситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаютсярасхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущениеобманутости и упреки. (5)
Естьдва основных критических периода в развитии супружеских отношений.
Первыйнаступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается вблагоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы:
— исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведениипартнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;
— рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и немогут прийти к согласию;
— более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности вотношениях между партнерами.
Второйкризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годамисовместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться нескольколет. Его возникновение часто совпадает:
— с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости,страхами, появлением различных соматических жалоб;
— с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей;
— с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводубыстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себяна стороне «пока еще не поздно».
Такимобразом, кризисные ситуации имеют определенные закономерности, лежащие восновах супружеских отношений. Для эффективного решения возникающих проблем неследует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров.
Ни одна сферажизни человека не свободна от конфликтов. Исключением не является и семья.Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человекаобуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неистребимы, онипоявляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождениядо самой смерти. Конфликты социально обусловлены и опосредствованыиндивидуальными особенностями психики людей.
Семейныеконфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иныепотребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересовпартнера. Причин для этого очень много. Это и различные взгляды на семейнуюжизнь, и нереализованные ожидания и потребности, грубость, неуважительноеотношение, супружеская неверность, финансовые трудности и т.д. Конфликт, какправило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых условно можновыделить основную — например неудовлетворенные потребности супругов.
Избежатьмногих ошибок позволяет соблюдение основных принципов совместной супружескойжизни. (5)
— Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака и после его заключения.
— Не строить иллюзий, чтобы не разочароваться, так как настоящее вряд ли будетотвечать тем нормам и критериям, которые были заранее спланированы.
— Не избегать трудностей. Совместное преодоление трудных ситуаций — прекраснаявозможность быстрее узнать, насколько оба партнера готовы жить по принципудвустороннего компромисса.
— Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать друг друга,приспосабливаться, а также уметь «угождать» друг другу.
— Знать цену мелочам. Небольшие, но частые знаки внимания более ценны и значимы,чем дорогие подарки, за которыми порой кроется равнодушие, неверность и др.
— Быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится некоторых своих ошибок ине любит вспоминать о них. Не следует напоминать о том, что однажды нарушиловзаимоотношения и что следовало бы забыть.
— Уметь понимать и предугадывать желания и потребности партнера.
— Не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера.
— Понимать пользу временной разлуки. Партнеры могут надоесть друг другу, аразлука позволяет понять, насколько сильно любишь свою вторую половину и как еев настоящее время не хватает.
— Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают неприязнь и могутповлечь за собой серьезные последствия.
— Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно воспринимать критику.Важно подчеркивать в первую очередь достоинства партнера, а потом вдоброжелательной форме указывать на недостатки.
— Осознавать причины и последствия неверности.
— Не впадать в отчаяние. Столкнувшись со стрессовой ситуацией в супружескойжизни, было бы неверно «гордо» разойтись и не искать выхода. Но еще хужесохранять хотя бы внешнее равновесие путем унижений и угроз.

2.Развод как социально-психологический феномен. Семья как источник психическихтравм
Проблемаразвода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современнойсемье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений.Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом,экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизниобоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что ипосле их прекращения психологические аспекты последствий расставания не толькосохраняются, но и выходят на первый план. (2)
Известныйотечественный социолог Н. М. Римашевская считает, что проблема развода и судьбысемьи в переломный момент жизни общества приобретает необычайно серьезноезначение. В последние годы в нашей стране растет число разводов приодновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводитк увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, около половинымужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два изкаждых пяти зарегистрированных браков. Более 30 % разводов приходится намолодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет.
Причиныразводов можно подразделить на четыре группы: (2)
— причины,связанные с неустойчивостью или неразвитостью личности (легкомысленный брак,вредные привычки, грубость, измена и т.п.);
— причины,связанные с условиями жизни семьи (жилищными, материальными и т.п.);
— причины,связанные с объективной невозможностью продолжать совместную жизнь (душевноезаболевание, бесплодие и т.п.);
— массовыйалкоголизм, экономический кризис, безработица, чувство нестабильности идепрессии как характерные черты состояния Российского общества.
Однако всеэти причины разводов являются лишь внешними показателями, сигнализирующими окризисных процессах, протекающих в институте семьи, о комплексе проблемвнутрисемейного взаимодействия, накопившихся за время существования брака.
Помнению отечественных социологов, основные условия, предопределяющие развод, — это урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны,эмансипация женщин. Эти факторы снижают уровень социального контроля, делаютжизнь людей в значительной степени анонимной, у них атрофируются чувстваответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге. Но этолишь фон: каждый развод имеет собственные основные и сопутствующие причины имотивы.
Важнымусловием исследования является принцип нетождественности мотивов развода егопричинам. Чаще всего выделяются следующие мотивы разводов:
— отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия),
— несоответствие (несовместимость) характеров,
— нарушение супружеской верности,
— отсутствие или утрата чувства любви, любовь к другому,
— легкомысленное отношение к супружеским обязанностям,
— плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников),
— пьянство (алкоголизм) супруга,
— отсутствие нормальных жилищных условий, половая неудовлетворенность.
Подмотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в бракене могут быть удовлетворены в данном брачном союзе.
Спсихологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающихи разрушающих брак. К поддерживающим факторам можно отнестиморально-психологическую и отчасти экономическую заинтересованность друг вдруге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальныенормы, ценности, санкции. К факторам, разрушающим брак, — проявления взаимногонедовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторытакже стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятностина работе, противоречия с родственниками и соседями, связи адюльтерногохарактера).
Разводне происходит внезапно. Ему, как правило, предшествует период напряженных иликонфликтных отношений в семье. Мысли о разводе отражают степеньудовлетворенности взаимоотношениями в семье. Исследование, проведенноероссийско-американским коллективом социологов, показало, что 45% (из 706)женщин-респондентов и 22 % (из 696) мужчин думают о разводе. Мысли о разводе,как у мужей, так и у жен, коррелируют с возрастом. Особенно часто онипоявляются в 30-39 лет, а в 20- 29 лет этим озабочены менее всего.
Намерениеразвестись не связывают с уровнем образования и материальными доходами. Однакосуществует возрастная закономерность. Чаще задумываются о разводе супруги,состоящие в браке от 12 до 21 года, а также женщины, прожившие замужем от 6 до11 лет, мужчины, женатые менее 6 лет, как правило, не озабочены разводом.
Еслиожидания благополучия и интимного счастья в молодые годы высоки, то любыесерьезные конфликты могут привести к мыслям о разводе. Ранние разочарования всемейной жизни, вероятно, связаны и с ранним возрастом рождения детей: в России60-90 % всех женщин регистрируют брак и реализуют свои репродуктивные планы к25 годам. Ранние браки менее стабильны в связи с проблемами детей,экономическими сложностями и отсутствием полного представления о желаемом партнере,которое окончательно складывается к 25 годам.
Семьякак источник психической травмы. Психическая травма — это прежде всегопсихическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональноесостояние.
Психотравмирующеепереживание — это состояние, сильно воздействующее на личность в силувыраженности (остроты), длительности либо повторяемости. Травмирующими являютсяне любые сильные или потрясающие переживания, а лишь такие отрицательныепереживания, которые могут быть причиной определенной клинической патологии. Важноеместо в учении о психической травме занимает понятие о патогенной ситуации — совокупности факторов, наиболее непосредственно обусловливающихпсихотравмирующее переживание.
Патогеннаяситуация может возникнуть в самых различных взаимоотношениях индивида:служебных, трудовых, учебных и т. д. Семейные отношения, как правило, выступаютв роли наиболее важных, значимых для индивида. Отсюда — их ведущая роль вформировании патогенных ситуаций личности и далее психических нарушений. (10)
Ведущаяроль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживанийобусловливается рядом обстоятельств:
1.Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. Семья наранних, наиболее важных для дальнейшего развития, этапах жизни являетсяединственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп, в которыевключен индивид. Семейные события гораздо в большей степени «принимаются близкок сердцу», чем внешне аналогичные события в сфере трудовой деятельности,соседских отношений и др.
2.Многосторонностью семейных отношений и их тесной взаимосвязью. Домашнеехозяйство, досуг, эмоциональные взаимоотношения, сексуально-эротическая сфера жизнисемьи — все они теснейшим образом взаимосвязаны. Любая попытка внести более илименее значительное изменение в одну из них вызывает «цепную реакцию» измененийво всех других. В силу этой особенности семьи от семейной травмы «труднееуйти», т. е. у члена семьи при попытке избежать травматизации возникает большесложностей.
3.Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различнымвнутрисемейным влияниям, в том числе и трав-матизирующим. В семье индивиднаиболее доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостаткиего проявляются наиболее открыто.
Психическиетравмы в семье, как и любые другие, могут быть единичными и повторными,короткими и длительными. В то же время сама длительность семейных отношенийсоздает особенно благоприятные предпосылки для длительно действующих, закономернои часто повторяющихся психических травм.
 
3. Дляпонимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевыхотношений в семье. Что такое понятие «семейная роль», чем определяются«семейные роли»?
 
Для понимания семьи как социального институтабольшое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – одиниз видов социальных ролей человека в обществе.
Семейнаяроль – это соответствующий принятым в семье нормам способ поведения человека взависимости от позиции, занимаемой им в системе семейных отношений. (12)
Семейныероли определяются местом и функциями одного человека в семейной группе и ихраспределения: на супружеских (жена, муж), родительских (мать, отец), детских(сын, дочь, брат, сестра), межпоколения и внутримежпоколения (дед, бабушка,старший, младший) и т.д. Выполнение семейной роли зависит от выполнения рядаусловий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.
Длятого чтобы сформулировать образ своего поведения, человек должен точноопределить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, можетли она исполнять роль раздела семьи, вообще или, в частности, главногораспорядителя материального приобретения семьи.
Дляуспешного формирования семьи важное значение также имеет чувствительность кситуативным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевогоповедения, которая оказывается в способности без особенных затруднений выходитьиз одной роли, включаться в новую сразу, как этого затребует ситуация.Например, тот или другой богатый член семьи играл роль материальногопокровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, иизменение ситуации сразу же требует смены его роли. Ролевые отношения в семьи,которые образуются при выполнении определенных функций, могут характеризоватьсяролевым согласием или ролевым конфликтом.
Всовременной семье ролевые конфликты бывают самыми частыми свойственные женскойроли. Это касается случаев, когда роль женщины предусматривает сочетаниетрадиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, и так далее)с современной ролью, которая допускает ровное участие супругов в обеспечениисемьи материальными средствами. Конфликт может углубиться, если жена занимаетвысший статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевыефункции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях оченьважная способность супругов к гибкому переключению ролей. Особенное место средипредпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоениемроли, связанные с такими особенностями лиц супругов, как недостаточная моральнаяи эмоциональная зрелость, неподготовленность к выполнению супружеским и,особенно, родительским ролям.
Приведемпример: Знакомая женщина (Жена) имеет семью – она, муж и ребенок (3 года). Женазарабатывает значительно больше Мужа и в основном одна содержит семью –жилищные условия, досуг, питание, одежда и др. Распоряжается бюджетом в семьетакже она. Муж больше занимается ребенком, и домашними делами, так как Женеприходится чаще быть на работе. В данной семье ее роль Хозяина, именно по ееправилам живет Муж. Можно также сказать они (Муж и Жена) как бы поменялисьролями. Ведь «по стандарту» женщина – домохозяйка, а мужчина – кормилец. Вданном случае – наоборот и всех это устраивает в этой семье.
Всовременном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социальногоинститута, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семьятеряет свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и вдругих важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнеехозяйство, рожала и воспитывала детей, а мужчина был хозяином, частоединоличным владельцем имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельностьсемьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин встранах с христианской и буддийской культурами стали принимать участие впроизводственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи ипринимать ровное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Этосущественно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой рядпозитивных и негативных для общества последствий.
Содной стороны, замена ролей способствовала росту самосознания женщины,равенства, в супружеских отношениях; с другой стороны, усилила конфликтнуюситуацию, начала влиять на демографическое поведение, приводя к снижениюрождаемости и увеличению уровня смертности. Понятие социального институташироко используется как у нас, так и за рубежом. Относительно семьи оноиспользуется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняетопределенные социальные функции. Или же понятие социального институтарассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, котораясоздана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей ифункций.
Социальныероли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее иожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфическихсоциальных потребностей.
Семьяанализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (илинесоответствие) образа жизни семьи, ее функций, современным общественнымпотребностям.

Заключение
Семейнаяжизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть иобманывает себя, думая, что видит его целиком.
Некоторыедогадываются, что айсберг – несколько больше, но не знают, что же именнопредставляет собой его невидимая часть. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можнонаправить ее опасным курсом.
Итак,проблема семейного благополучия связана в первую очередь с тем, насколькопсихологически совместимыми оказываются друг с другом члены семьи.Совместимость как многоуровневый феномен связана не только с актуальнымсостоянием и личностными особенностями супругов, но также и с их опытом прошлойжизни, опытом межличностных отношений в родительской семье. Наиболееоптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношенийсупругов носят в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны, непротиворечат общесоциальной системе правил и норм взаимодействия ивзаимоотношений.
Брачныйсоюз в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся так называемыминормативными кризисами. Общий характер этих кризисов, однако, не определяет ихостроту и серьезность. Многое зависит от желания и культуры межличностныхотношений супругов, их способности пересматривать свои ошибочные взгляды,стремления поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения сдругими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное с партнеромразвитие, своевременное обнаружение изменений во взаимоотношениях позволяютсупругам корректировать свое поведение. Невнимание к процессам развития другдруга, изменениям потребностей и интересов партнера ставит семью на граньраспада. Развод как крайний вариант решения возникающих семейных противоречийможет стать конструктивным опытом, если человек осознает необходимостьизменения собственных представлений о себе, других людях, семейной жизни.

Списокиспользуемой литературы
1. Социология. Учебникдля вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА,2004.
2. Социология семьи.Учебник под ред. проф. А.И. Антонова. 2е изд., М.: ИНФРА, 2007.
3. Социология. Курслекций. Учебное пособие./Ю.Г. Волков (и др.) Изд. 2е. Ростов Н/Д.Феникс, 2006.
4. Радугин А.А., РадугинК.А. Социология: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.
5. Зритнева Е.И.Социология семьи: учебное пособие. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
6. Антонов А.И., МедковВ.М. Социология семьи. Учебное пособие для вузов. М., 1996.
7. Борисов В.А. Деградацияинститута семьи./Семья в России. 1995, № 1, 2/.
8. Синельников А.Б.Социально-одобряемые разводы в прошлом и настоящем./Социологическиеисследования. 1992, № 2/.
9. Гурко Т.А.Трансформация института современной семьи./Социологические исследования. 1995,№ 10/.
10. Здравомыслова О.М.,Арутюнян М.Ю. Российская семья на европейском фоне (по материаламмеждународного социологического исследования). М., 1998.
11. gortes.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.