Реферат по предмету "Социология"


Американская модель социальной защиты

Модельсоциальной работы, функционирующая современных Соединенных Штатах Америки,вместе с британской относится к одному, западноатлантическому, виду социальнойзащиты. Их характеризует преобладание либеральной направленности в социальнойполитике. Однако, в отличие от британской, американская модель не предполагаетстоль активного влияния государства на социальную сферу и соответствующегоучастия в социальной защите. Кроме того, приоритетное место в организациисоциальной работы здесь отводится не муниципалитетам, а благотворительным инекоммерческим (ассоциативным) организациям. Все это позволяет определятьамериканскую систему социальной защиты как либерально-ассоциативную.
Американскоймодели социальной работы свойственна система признаков. К числу важнейших изних следует отнести:
— наличие сильного либерального компонента в социальной политике;
— преобладающее значение ассоциативных организаций в сфере социальной помощи иподдержки при финансовой поддержке со стороны государственных структур;
— важная роль страховых механизмов социальной защиты;
— децентрализация системы социальной работы.
Сильнаялиберальная составляющая американской социальной политики проявляется вкоммерциализации сферы социального обслуживания, наличии значительного частногорынка страхования, в действиях, ограничивающих помощь государства на рынке труда(рестриктивная политика), в меньшем охвате населения социальными гарантиями ипособиями, чем в странах Западной Европы. В США большое число частных агентствзадействовано в социальной работе и широко распространена практика платныхсоциальных услуг. Более того, на принципах коммерциализации здесь строитсядеятельность очень многих социальных учреждений. По данным ряда исследователей80 % американских домов для нетрудоспособных приносят прибыль концернам,которые ими владеют. В зависимости от величины выплаты в частных пансионатахдля инвалидов и престарелых предоставляются услуги различного уровня.Состоятельные клиенты проживают в роскошных условиях с многочисленнымобслуживающим персоналом, а малообеспеченные лица получают минимум услуг, живяс несколькими жильцами в одной комнате.
Платноеобслуживание осуществляется и в частных домах для престарелых семейного типа.Такие дома предназначены для тех, кто не в состоянии жить самостоятельно илишен возможности проживать в семье. Домом семейного типа для пожилых можетбыть благоустроенное жилье частного лица, изъявившего желание за определенноеденежное вознаграждение обслуживать престарелого человека. Лицам, работающим всемейных домах, обычно платят из личных средств клиентов, из их пенсии,пособий.
ВСША возрастает число социальных услуг, которые становятся платными. Наряду ссоциальными учреждениями, обслуживающими нетрудоспособных, на платной основедействуют службы, помогающие детям в получении образования, в их реабилитациипосле насилия и других случаях. Такие службы работают также с молодежью,склонной к наркомании, помогают в решении семейных конфликтов. Коммерциализациясоциальной работы не только инициируется, но и поддерживается государственнымиорганами США. Для стимулирования деятельности частных учреждений и социальныхагентств федеральное правительство периодически предоставляет целевые субсидии,реализуемые на уровне штатов в виде конкретных социальных программ.Государственные органы сохраняют за собой право выдачи лицензий частнымсоциальным службам и контролируют соответствие уровня их услуг нормативнымтребованиям.
Либеральныйаспект социальной политики выражается и в расширении частного рынкастрахования. Это особенно наглядно просматривается на примере пенсионногострахования. Американцы, реформируя пенсионную сферу, продолжают сохранятьраспределительную систему пенсионного обеспечения как главную государственнуюпенсионную программу. Она по-прежнему обеспечивает население страны тем уровнемпенсионных выплат, на который оно имеет право по закону.
Частныйрынок пенсионного страхования в США увеличился в конце ХХ века многократно. Помнению ряда специалистов именно приток пенсионных инвестиций в значительнойстепени обеспечил беспрецедентный экономический рост в этой стране в 80 – 90-егоды ХХ века.
Системачастного пенсионного обеспечения американцев состоит из двух основных видов:частные пенсионные системы (планы) по месту работы и личные пенсионные счета.Во второй половине 90-х годов 48 % работников в возрасте от 25 до 44 лет и 56 %в возрасте от 45 до 64 лет были участниками частных пенсионных планов. Такоемасштабное участие населения страны в частном пенсионном страховании позволилообеспечить огромные инвестиции. Из пенсионных планов по месту работы наиболеепопулярной является система с установленными взносами, которая обычнофинансируется предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этомкаждый участник такого плана имеет свой персональный счет в пенсионном фонде иправо выбора между различными инвестиционными программами, которыепредусматриваются управляющими компаниями.
Широкоеразвитие в США получила и система личных пенсионных счетов. Размеры ежегодныхвзносов здесь ограничены верхним пределом в 2 тысячи долларов. Средства сосчета нельзя снять до достижения 59,5 лет, а после достижения 79,5 лет счетзакрывается в обязательном порядке. За 11 лет с середины 1980-х по середину1990-х годов накопления на этих счетах выросли с 200 до 1347 миллиардовдолларов, что также способствовало значительному росту инвестиций в экономикустраны. Благодаря участию в частных пенсионных системах многие американцыобеспечивают себя не одной государственной, а двумя дополнительными пенсиями(частной по месту работы и частной индивидуальной путем открытия личногопенсионного счета), что позволяет им уверенно смотреть в будущее.
Курсна коммерциализацию сферы социальных услуг, развитие самообеспечениядополняется в сфере занятости жесткой рестриктивной политикой на рынке труда.Она проявляется в крайне малом сроке выплаты пособий по безработице (6месяцев), относительно небольшом размере самого пособия, дифференцированного поразным штатам. Кроме того, около четверти американских рабочих вообще не былиохвачены страхованием по безработице. В случае закрытия предприятия имприходилось обращаться за поддержкой в государственные органывспомоществования, призванные оказывать хотя бы минимальную социальную помощь.
Ограничиваяразмеры бюджетного финансирования, направляемого на решение проблемтрудоустройства, государственные структуры США стимулируют участие в этом делечастных корпораций. Они, получая от государства налоговые и иные льготы длятрудоустройства социально уязвимых групп населения, расширяют найм на работулиц с ограниченной трудоспособностью, трудоустраивают длительно незанятых,внедряют гибкие графики работы, расширяют программы подготовки и переподготовкиперсонала и другие. Однако далеко не всегда такая политика стимулированиячастных компаний компенсирует снижение участия самого государства в организациии финансировании деятельности в сфере занятости. Рестриктивные мерыоборачиваются обострением некоторых проблем на рынке труда. Так, в течениедовольно длительного времени в США не удается существенно снизить уровеньмолодежной безработицы. В конце 90-х годах он составлял 16-17 %, а средичернокожих американцев 16-19 лет – 32 % при общем уровне безработицы по странев 5-6 %. Серьезной проблемой остается трудоустройство отдельных категорийинвалидов.
Сегодняв мире лишь США имеют такую разветвленную сеть ассоциативных организаций,охватывающих столь большое число людей. Различные объединения добровольческихгрупп, клубов, общинных коллективов, благотворительных структур составляютнекоммерческий сектор смешанной и многоукладной экономики этой страны. Вреальной жизни он активно взаимодействует с рыночным и государственнымсекторами, что проявляется в государственном финансировании специальныхпрограмм, в помощи ассоциациям многих ведущих американских компаний. Интересно,что в 1990-е – начале 2000-х годах в общем объеме помощи со стороны компанийзначительное место занял добровольческий труд их служащих, используемыйпреимущественно на тех территориях (в общинах), где фирмы размещают своепроизводство. Соотношение денежных пожертвований и добровольческих услуг,оказываемых работникам. В 1980-е годы такое соотношение выражалось в цифрах 80к 20’.
Внекоммерческий сектор в той или иной степени вовлечено около 100 миллионовамериканцев, в том числе свыше 8 миллионов – оплачиваемые работники. По даннымроссийского ученого А.А. Шлихтера, специально исследовавшего эту проблему,число некоммерческих организаций всех типов составляло в США на рубеже ХХ – XXIвеков более 1,5 миллионов, из которых 22 тысяч – общенациональные структуры. Вуказанном секторе функционирует в настоящее время более 60 % общего числа агентствсоциального обслуживания, действующих в стране. Следовательно, именно здесьсосредоточено очень много социальных работников. На профессиональном уровне ониоказывают помощь и в медицинских учреждениях, большинство которых входит в тотже некоммерческий сектор (более 70 % больниц общего профиля).
Кчислу некоммерческих организаций относятся и благотворительные фонды. В начале2000-х годов их насчитывалось в США более 54 000. Относительно всегоколичества некоммерческих организаций 1,5 миллиона эта цифра кажетсянезначительной. Однако по сравнению с другими странами здесь самая большаячисленность благотворительных фондов.
Американскиенекоммерческие организации охватывают своей деятельностью различные аспектысоциальной сферы. Основными из них являются образование, здравоохранение исоциальные услуги.
Отличительнойчертой американской модели социальной работы является децентрализация системысоциальной помощи. А это значит, что реальная организационная деятельность пообеспечению социальных федеральных программ осуществляется непосредственно науровне штатов и муниципалитетов. Именно здесь, во взаимодействии с органамиобщественного самоуправления, проводят основную работу и многочисленныеассоциативные организации. Власти штатов, например, осуществляют доплату кфедеральной пенсии по старости, а местные самоуправления устанавливают скидкина проезд в городском транспорте для пожилых и инвалидов, которые, как правило,составляют 50 % стоимости билета.
Процессдецентрализации американской системы социальной поддержки предполагаетосуществление ряда социальных программ на основе паритетного принципа ихфинансирования федеральным центром, органами власти штатов и муниципальнымиорганами самоуправления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.