СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Государственные и общественные программы социальной защиты. 3. Социальная благотворительность. 4. Виды социальной защиты. 5. Заключение. 6. Список литературы. 11 ВВЕДЕНИЕ Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод.
Социальная защита - система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Социальная защита это экономические, социальные, правовые гарантии соблюдения и реализации
прав и свобод человека. Социальная защита обеспечивает гражданам достойный уровень и качество жизни. Складывающийся в России в условиях формирования рыночных отношений механизм социальной защиты включает комплекс мер по обеспечению гарантии в области занятости, вознаграждения и оплаты труда, компенсации потерь от инфляции, помощи престарелым и инвалидам и т. д. К сожалению, этот механизм крайне несовершенен, он не обеспечивает полную и постоянную защиту населения.
Государственные и общественные программы социальной защиты. Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин социальная защита имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин социальное обеспечение, использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую
непосредственно государством. В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин социальная защита, который давно использовался в мировой практике. Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело
с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в
форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты
может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью. Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи,
социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан. Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что, хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной
степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института. Государство реализует политику социальной защиты населения через социальные программы и систему социального обслуживания населения через сеть учреждений.
В настоящее время в России осуществляется более 80 федеральных программ, в том числе социальных Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 2000 гг. Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда, 1998-2000 гг. Федеральная комплексная программа Социальная поддержка инвалидов Федеральная целевая программа Старшее поколение на 1997 1999 гг. продлена
Президентская программа Дети России Программа пенсионной реформы в России и др. Система социального обслуживания населения формируется в рамках Федерального закона Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. 195-ФЗ. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию
социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Социальные услуги населению оказывают различные типы учреждений социальной защиты комплексные центры социального обслуживания территориальные центры социальной помощи семье и детям социально-реабилитационные центры для несовершенно- летних социальные приюты для детей и подростков дома ночного пребывания геронтологические
центры и т. д. Перечисленные учреждения занимают важное место в системе общественных отношений. Учреждение социальной защиты в дальнейшем УСЗ является не только организационной структурой комплексной системы социальной защиты населения, но и действующим субъектом в системе общественных отношениях государства. Поэтому оно подвергается воздействию многочисленных факторов, определяющих жизнь общества в целом. Для УСЗ эти факторы являются факторами окружающей среды, которые оказывают на него прямое или косвенное
воздействие. К числу таких факторов относятся идеология, политика, культура, экономика, демография, финансы, право, технологии, социальная организация общества, природно-климатические условия и другие . Кроме того, на деятельность учреждений социальной защиты оказывают свое воздействие конкуренция, а также такие постоянные субъекты рынка, как клиенты и поставщики. В переходный период многие факторы внешней среды существенно изменяются.
Эти изменения требуют, в свою очередь, изменений как в самом учреждении, так и в его деятельности. С другой стороны, деятельность учреждений социальной защиты может косвенно оказывать свое воздействие на различные факторы окружающей их среды, влияя на характер развития политики, права, экономики и других общественных институтов. Социальная благотворительность. Есть такие замечательные категории, понятия, свойства людей как доброта, сострадание, сочувствие, отзывчивость,
участие в чужой беде. Принято считать, что человек отличается от животных наличием разума. Но, кроме того, не менее важного для человека как высшего существа наличие чувства любви к ближнему. Недаром одна из важнейших заповедей христианства гласит Люби ближнего своего яко самого себя. Самые благородные и уважаемые в мире люди утверждали, что счастье человека заключено в том, чтобы сделать счастливыми как можно больше других людей, что давать приятнее
чем брать. Если и провозглашались иногда социалистические заклинания типа человек человеку - друг, товарищ и брат, то ничего, кроме формального лозунга в них не содержалось. В итоге в обществе возникло стойкое убеждение, что забота о других людях забота государства, а каждый должен заботится только о себе, своей семье близких и родных. Это не означает, что доброта, взаимопомощь были вообще изъяты из обихода.
Сердобольные люди всегда были и оставались в любом обществе, милосердие проявлялось во многих жизненных ситуациях. Но наблюдалось оно от случая к случаю и никоим образом не было государственно почитаемым образом и стилем поведения. Такова была и во многом остается социальная нравственность. Следует хорошо усвоить положение, что никакое государство не в силах само, с помощью законов, выделения средств, оказания государственных форм социальной помощи справится с проблемами социальной экономики.
Всегда за чертой, границей официальной узаконенной, обязательной государственной помощи будут находится тысячи людей, котором способен эффективно помочь только ближний, непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадание к бедствующим, нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно. Поэтому социальная благотворительность, проявляющаяся в том, что одни люди бескорыстно, по внутреннему душевному позыву помогают другим, чем могут деньгами, вещами, услугами, советами, заботой, лечением,
утешением самый яркий признак благородства, совести человека. Отсюда вовсе не следует, что надо обязательно помогать вся и всем, подавать, образно говоря, каждому, кто протягивает руку. Это даже при желании просто невозможно. Каков же критерий разумных действий в этом отношении Обращаться в подобных ситуациях нужно не только к разуму, но и к сердцу.
Зов души, совесть, внутреннее убеждение подскажут вам, когда нельзя пройти миом, следует проявить сочувствие, оказать помощь, если ваша душа не очерствела. Полезными могут оказаться и советы людей, стремление следовать примеру других, но надо твердо усвоить мысль, согласно которой добро лишь в минимальной степени творится по повелению, указанию извне, оно должно проистекать из собственной воли, желания внутреннего позыва. Виды социальной защиты. В настоящее время институт социальной защиты каждой страны характеризуется
совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм и в общем виде может быть представлен в виде матрицы, в которой строками показываются виды социальной защиты, а столбцами организационно-правовые формы, в которых эти виды осуществляются см. табл Таблица Виды и организационно-правовые формы социальной защиты Виды социальной защиты Организационно-правовые формы социальной защитыСоциальное страхованиеСоциальная
помощьГосударственное обеспечениеОбязательные накопленияЧастные формыБолезнь медицинская помощь и обеспечение по временной нетрудоспособностиСтарость Инвалидность Смерть кормильца Материнство Содержание семьи Безработица Несчастные случаи на производстве Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего
обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг средств реабилитации, оплаты жилья, лечения. Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер. Одной из государственно-правовых форм социальной
Защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органа- ми государственной власти. Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.
Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования. Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях.
В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство. В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования. Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть провиденные фонды обязательное
принудительное накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах Азии и Африки, которые были колониями и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка.
Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы. Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес.
Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других. Таким образом, социальная защита в любом государстве это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого
уровня жизни семьи. Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Социальная политика это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, реализующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных
социальных групп населения. Социальная политика российского государства должна быть направлена не только внутрь страны, но и вовне. Российское государство должно приложить максимум усилий для социальной защиты не только своих граждан имеющих российские паспорта, но и всех русскоязычных, проживающих в ближнем зарубежье, добиваясь дипломатическими и иными средствами соблюдения прав человека в этих государствах. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1 Основы социальной работы Учеботв. ред.
П.Д. Павленок. ИНФРА М, 2001 395с. 2 Холостова Е.И. Социальная политика Учеб. пособ. М ИНФРА М, 2001 204с. 3 Социальная политика Учебпод общ. ред. Н.А. Волгина. М изд. ЭКЗАМЕН, 2003 736с. 4 Социальная политика в России уроки 90 х М Гелиос АРВ, 2000 336с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |