1. Семья, ее особенности и функции. Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. Ее объект изучения – социальный институт семьи – в истории человечества играет ведущую роль. Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социально культурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно
восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом. Семья в качестве социального института отнюдь не обречена
на пассивность, а способна через -изменение семейной и демографической структуры оказывать самостоятельное воздействие на ход социально-исторического развития. Семья представляет собой сложное социальное образование и поэтому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны,
понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности. Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья – это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.
Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связанны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному
социологу А.Г. Харчеву. Семью создает отношение родители — дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи: жилище, дом, собственность и экономическую основу семьи — общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.
Таким образом, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность
семейных групп, бывших, прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер). Наличие трех отношений (семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего
большинства семей страны, примерно у 60—70%} Из общего числа семей следует исключить «временно» бездетных молодоженов (15-20%) и супругов, оставшихся бездетными (5-9%), а также семьи с одним родителем (10-15%). С другой является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», т.е. это люди, ведущие совместное домохозяйство и объединяемые только родством, либо родительством
или супружеством. Обычно «ядром» семьи считают супружескую пару и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавлениям «ядру» детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать. наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, — а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше с тем, что в последние годы как в общественном
мнении, так и в социологии семьи (и на Западе, и в нашей стране) стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего — к супружеству и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи Марвина Сасмена и Сьюзан Стенмец ряд глав посвящен «альтернативным формам» семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже партнерству
или сожительству. Функции семьи Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идёт об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль
данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции главные, однако, необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению
которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание и социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку «всегда» остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации
рождения и социализации детей, причем, в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественно-значимых функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни — без всякого внешнего принуждения и давления. Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечении к браку и семье - очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях,
и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные на принуждении, не на личных мотивах людей, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, соответствующем всем известным из истории типам семей. С другой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и «вынашивания» плода вне
материнского организма, в «пробирке», будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной и даже интимной формы удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения. Вышесказанное характеризует потенциальную возможность такого изменения общественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве населения приходит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм социального поведения. Насколько реалистична подобная парадоксальная перспектива на это как раз
и должна ответить социология семьи. В принципе возможно такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам социального поведения личности, что противоречат личным влечениям. (К ним, в частности, следует отнести и «пробирочные», конвейерные формы, организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы казарменным государством во избежание угрозы депопуляции). Вероятность подобного исхода определяется
Тем, что исторически убывает потребности семьи в детях. Будущее семьи как гармонии между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках зависит от способности, социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций. Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и
досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого, и др - эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются,
сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе. В начале ХХ столетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального, статуса (индустриальный наемный труд). Уильямом Отборном все эти факты были обобщены в теории «перехвата» семейных функций, утверждающей «прогрессивный»
характер этого процесса. Подобная «прогрессистская» точка зрения не стала всеобщей. Питирим Сорокин видел в уменьшении и сворачивании социокультурных функций семьи, в т.ч. специфических, негативное воздействие индустриально-урбанистской цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и женщин «где дом будет местом ночных встреч для сексуального обогащения» 2. Политология, ее значение для изучения общественно политической жизни.
Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая, духовная. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками. Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществления государственного управления обществом в целом
(от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук - экономической теории, права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука - политология. Политология - наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть
наука о политической системе общества. Структура политической системы. В составе политической системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая. Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы
законной, исполнительной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы. Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность
политических институтов и функционирование политической системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества. Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования
политической системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются политические институты и организации, политические лидеры, представители политической элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: ее завоевание, удержание, реализацию. Политико-идеологическая подсистема включает политические концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-политических институтов, политико-правовых
норм, совершенствования политических отношений и всей полит системы. Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в политической системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных
странах. Некоторые функции политической системы. Главная функция политической системы общества - управление обществом, функция политического руководства государством. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации политического курса. Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем.
Регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию политического поведения и политических отношений в государстве. Она связана с выработкой и обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, политические институты, проблемы разделения властей и т д.
Второй комплекс рассматриваемых в политологии вопросов связан с государством, как политическим институтом: формы государства, политические режимы, гражданское общество. Третий комплекс - политическое лидерство, политическая элита, то есть субъекты политической власти, ее носители. Четвертый комплекс - политической партии и движения. Пятый комплекс - современные избирательные системы.
Шестой комплекс - политический процесс, его содержание, структура и формы, особенности принятия и реализации управленческих решений. Седьмой комплекс - политическая культура общества, ее формирование и развитие. Задачи политологии. Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них является: исследование общих и специфических условий возникновения и развития
политической системы общества в целом и составляет его политических институтов, политических отношений, политических процессов; создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы в целом и ее основных элементов; анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии политической системы и путей их урегулирования; аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества; выработка практических рекомендаций
по созданию условий стабильного развития политической системы общества. Политическая система и политика. Политика - социальная деятельность в политической сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти. Политическая система - одна из крупнейших сфер жизни общества. Политика - это деятельность, важная, необходимая, сложнейшая.
Ее невозможно понять и осмыслить вне политической системы общества. В определенном смысле политика есть функция политической системы, а также средство и механизм ее функционирования. Некоторые специалисты говорят, что политика - это наука, другие утверждают, что это искусство. Правы и те и другие. Приемы, подходы и методы, используемые в политологии. Институциональный подход ориентирован на изучение политических институтов: государства, его органов,
правительственных программ и других средств регулирования полит деятельности, политических партий и иных общих организаций. Сравнительный подход направлен на сравнительный анализ различных политических систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и политических режимов. Исторический подход основан на изучении политических явлений в их развитии. Социологический подход направлен на выяснение зависимости политических процессов от развития
общества в целом, от его социальной структуры, от системы экономических отношений, от идеологии и политологии культуры общества. Нормативно-ценностный подход - выяснение значения для общества тех или иных политических процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости. Системный подход – политическая система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся. Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, которые позволяют политической системе
достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде. Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения политической системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами. Бихевиористский подход основывается на рассмотрении политической системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития. Антропологический подход базируется на обосновании политики природой человека.
Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа: анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала. Существуют и два общих концептуальных методологических подхода - диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает свои собственные причинно-образующие факторы, которые не всегда вписываются в известные закономерности). Политическая власть. Определение власти. В своем общем значении понятие “власть” означает право и возможность
одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства. Политическая власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками являются: верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех других видов власти; всеобщность, то есть публичность.
Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества; легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений; широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти. Легитимность политической власти. Легитимность власти - это общественное признание, доверие и поддержка,
кот оказывают ей общество, народ. В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности полит власти: в соответствии с традицией (монархия); харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личности политической деятеля); рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.
Структура политической власти. Как и любое отношение политическая власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие (субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект). Ресурсы политической власти. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и др. Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания.
Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности политической власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения. Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система
благотворительных организаций и т д. Информационные ресурсы - это средства массовой информации. Основные функции, формы и уровни политической власти. Основная функция политической власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей.
Вторая функция - функция оптимизации самой политической системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот пришли к власти. Третья функция - обеспечение стабильности в стране. Существуют две формы политической власти: индивидуальная и институализированная. В системе политической власти различают три функциональных взаимодействующих ее уровня: высший уровень
- макро политическая система высших органов власти; средний, или промежуточный уровень - это аппарат политической власти среднего звена, бюрократия разных рангов; третий уровень - это микроуровень политической власти. Он включает непосредственное политическое общение людей, малых групп. Политические партии и партийные системы. Задача политических партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес.
Понятие “политическая партия”. Политическая партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания политической власти или участия в ее осуществлении. Функции и структура. Важнейшими функциями принято считать следующие: социальные представительства; социальные интеграции и социализации; борьбы за власть; политические рекрутирования, формирования правящей элиты; разработки и осуществления политического курса.
Партии имеют сложную внутреннюю структуру: высший лидер и штаб, выполняющий руководящую роль; стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей группы; активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входящие в бюрократию; пассивные члены партии, которые примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности; лица, которые поддерживают партию, не являясь ее членами и меценаты. Классификация политических партий. Классифицировать партии можно по многим критериям.
Массовые партии имеют сложную организационную структуру и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования является членские взносы. Центр парт власти находится не в парламенте, а в самой партии. Кадровые партии немногочисленны, и состоят из пользующихся авторитетом деятелей. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов.
Кадровые партии действуют преимущественно в период избирания кампаний. Мобилизующие партии. Их цель - мобилизовать население на выполнение каких-либо задач. Патронажные партии создают преимущества для лидера и его окружения. Классово-сословные партии направляют свою деятельность на защиту интересов определенных социальных слоев или групп. По отношению к существующей действительности партии подразделяются на консервативные,
реформистские и революционные. Есть партии с индивидуальным или коллективным членством. По месту в политической системе - правящие и оппозиционные. По характеру политических действий - умеренные, радикальные и экстремистские. По месту в политическом спектре - левые, центристские и правые. Партийные системы. В зависимости от положения политической партий в политической системе, взаимодействия
между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Итальянский политолог Дж. Сартори предлагает семиступенчатую классификацию: система с одной партией; система с партией, осуществляющей гегемонию; система с преобладающей партией; двухпартийная система; система ограниченного плюрализма; система крайнего плюрализма; система атомизирования.
Классификацию Сартори целесообразно дополнить двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами. Общественно-политические движения. Одной из форм современного выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных
граждан общества являются общественно-политические движения. В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями политической партий, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социологически политическими интересами. Политическое движение представляет собой солидарную политическую активность большой группы граждан,
направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Избирательные системы. Избирательная система - это совок правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос представительных органов политической власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, которая детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны.
Типы избирательных систем. Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. Мажоритарная характеристика тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50% + 1 голос и более). Мажорит система относительности большинства означает, что побеждает на выборах тот,
кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников. Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Существуют два вида пропорциональных систем: пропорциональная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избирательные округа не выделяются; система, основывающаяся на многомандатных округах.
В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах. Политическая культура. Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях
и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей. Функции политической культуры. Познавательная функция - формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности. Интегративная - достижение на базе общепринятых политическо-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя.
Коммуникативная функция позволяет установить связь между участниками политического процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали” в соответствии с иерархией политической системы. С коммуникативной тесно связана функция обеспечения социального прогресса. Это означает, что политическая культура создает условия для эффективного развития политической системы и общества в целом. Нормативно-регулятивная функция заключается в формировании и закреплении в общественном
сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения. Воспитательная функция дает возможность сформировать личность, гражданина. Политические субкультуры. Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры - субкультуры, которые существуют во всех странах.
Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: региональные, социо-экономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные. Типология политической культуры. Дифференциация политических культур осуществляется в соответствии с тем или иным критерием. Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа политической культуры: интегрированную (однородную)
и фрагментарную (разнородную). Другим критерием выделения типов политической культуры являются базовые ценности, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе. В соответствии с этим можно выделить три типа политической культуры. Культура высокой гражданственности. Базовая ценность - человек с его потребностями и интересами. Политическая система в целом и все ее структурные элементы носят демократический характер.
Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока политическая активность участников политического процесса. Элитарная политическая культура. Базовая политическая ценность - власть или властные структуры (государство, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, которые ставит политическая элита. Архаическая политическая культура. Главная ценность - интересы этноса, к которым они принадлежат (род,
племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности. В качестве еще одного критерия выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках полит системы (рынок, государство). Приоритетное использование того или иного механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры - рыночной или бюрократической. Основные пути формирования политической культуры.
Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса. Ими является: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность государства, политической партий, общественных организаций и движений, церкви,
СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам. Факторы, влияющие на формирование политической культуры. Известно, что страны, имеющие аналогичные социально-политические системы, могут значительно отличаться друг от друга в политическо-культурном отношении. Эти различия предопределены, помимо всего прочего, и так называемого “внешними”, неполитическими, факторами: спецификой исторического развития, геополитического
положения страны и в особенности экономическими факторами. Современные концепции политической культуры. Психологический подход (школа Г.Алмонда): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы. Комплексный, обобщающий подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): политической культуре приписывается все происходящее в политике.
Она либо идентифицируется с политической системой, либо сводится к политическим отношениям, а в конечном счете не имеет специфического содержания. Объективистская (нормативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол). политическая культура определяется как совок принятых политической системой норм и образцов политического поведения. Эвристическая концепция (С.Хантингтон): политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желаемого поведения.
Список используемой литературы 1. Основы социологии. Курс лекций. Издание 2-е. Испр. ЧастьII. Ответственный редактор доктор философских наук А.Г. Эфендиев. М.: Об-во «Знание» России, 1994. – 160 с. Тираж 10 0000 экз. 2. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростоав н/Д: «Феникс», 1996. 544 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |