Социальные факторы поступления в вуз в г.Ростове-на-Дону» Выполнила: Студент 3 курса ОЗО факультета Социологи и политологии Тимошенко Ирина Петровна Проверил: Астапенко Георгий Парфимович г.Ростов-на-Дону 2007 г. Раздел 1. Обоснование темы исследования. Исследование по данной теме представляется целесообразным в связи с наличием следующих факторов:
1. Реформа высшего образования в связи с вступлением России в Болонский процесс и ее первые результаты. 2. Становление рыночных отношений в российском обществе как причина изменения приоритетов российских абитуриентов. 3. Изменение социального состава студенчества как результат изменения социальной структуры российского общества. 4. Нарастающее усиление имущественной дифференциации общества как причина изменения намерений
абитуриентов и зависимость возможности абитуриента поступить в вуз от социально-экономического статуса его семьи. 5. Введение ЕГЭ как возможного средства повышения доступности высшего образования для разных социальных слоев. 6. Уход государственной политики от принципов общедоступного бесплатного высшего образования и становление вузов на «коммерческие рельсы». «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная правительством Российской
Федерации в декабре 2001 года, развивает основные принципы образовательной политики в России, определенные в Законе Российской Федерации «Об образовании» и раскрытые в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 и Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы»*. Механизм, обеспечивающий поступление в вуз, сформировавшийся (во многом стихийно) в 90-е годы, кардинально
изменил социальные условия доступности высшего образования, имевшие место в советские годы, когда для представителей семей рабочих и крестьян, молодых рабочих и колхозников выделялись определенные квоты. В виду недостаточного учета специфики функционирования образования как социального института, степени социально-экономической дифференциации российского общества произошла определенная вульгаризация конкурентно-демократических начал в сфере высшего образования.
Во многих случаях материально-экономические факторы стали приобретать определяющее значение. Сформировавшийся в 90-е годы социальный механизм доступности высшего образования искажает конкурентно-демократические принципы поступления в вуз и в другом (достаточно значимом) социальном аспекте – он существенно затрудняет миграцию абитуриентов, усложняет доступ в вузы жителей села, малых городов данного региона, ставит дополнительные препятствия на путях межрегиональной миграции абитуриентов.
Вузы, в особенности престижные, создают дополнительные препятствия для тех, кто не прошел специальной платной подготовки на курсах при вузе (или у репетиторов) в виде непомерного усиления специфических требований к знаниям абитуриентов. Это закрывает дорогу тем, чьи знания соответствуют общероссийским требованиям, т.е. всем приезжим, что, по сути, дезорганизует единое образовательное пространство Российской Федерации. Теоретическая основа исследования.
Существуют различные теории образования: теория человеческого капитала, теория сигналов, теория «пробок», теория страхования от риска и неопределенности. Данное исследование опирается на теорию человеческого капитала, согласно которой поступление в вуз представляет собой инвестиции в человеческий капитал. Эти инвестиции делаются потому, что от них есть отдача (рост производительности и доходов). Принятие решений о размере инвестиций происходит в соответствии со следующим принципом: ожидаемая отдача
должна быть выше ожидаемых издержек (прямых или альтернативных). Неравенство доступа к образованию состоит в разном объеме инвестиций в человеческий капитал детей и в разном объеме самого человеческого капитала, получаемого при одинаковых инвестициях, в зависимости от способностей и усилий детей. «Объемы инвестиций семьи различаются, по гипотезе Г.Беккера, так как инвестиции – это затраты ресурсов семьи (материальных, времени, человеческого капитала
родителей), и они тем меньше, чем больше ограничены ресурсы семьи. Доход положительно влияет на образование детей, количество детей – отрицательно. Чем выше человеческий капитал родителей, тем больше знаний и навыков они могут передать детям, тем больше инвестиции (родителей) в человеческий капитал детей. К моменту поступления в вуз дети уже обладают некоторым собственным человеческим капиталом, полученным
в школе и дома (он зависит от уровня школы и знаний культуры, переданных родителями)»1. В нашем исследовании мы будем изучать влияние социального (связанного с социальными отношениями и социальными сетями) и культурного (уровень образования абитуриента и его родителей) капиталов на шансы абитуриента поступить в вуз. 1 «Проблемы доступности высшего образования», Независимый институт социальной политики, М 2003 г 45 стр. *
Раздел 2. Формулирование проблемы исследования. При сложившемся механизме отбора студентов в вуз растет вероятность деформации общественной функции высшего образования как института, формирующего интеллектуальную элиту на основе культурно-интеллектуальной селекции. Все это угрожает не только формированию интеллектуальной элиты общества, но и общественной структуре общества в целом, а также здоровью общества. Так как ущемление интеллектуального потенциала достаточно
широких слоев общества ведет к росту алкоголизма, наркомании и социальной аномии в целом. Уменьшение культурно-интеллектуальных притязаний малоимущих слоев ставит под угрозу процесс формирования рядового работника, чья компетенция должна соответствовать притязаниям информационного общества. Если сложившийся механизм не изменится, малоимущие жители сел и малых городов будут все более отдаляться от вузов, а зажиточные городские жители будут пополнять ряды студентов, что приведет к значительному
снижению интеллектуально уровня высшего образования, его примитивизации. Итак, сложившийся социальный механизм доступности высшего образования таит в серьезные явные и латентные угрозы, последствия которых уже проявились или проявятся в будущем. Итак, проблема данного исследования заключается в том, что степень доступности высшего образования напрямую зависит от социального статуса индивида и практически не зависит от уровня образования индивида.
Механизм доступности высшего образования в г.Ростове-на-Дону нельзя назвать эффективным, т.к. основным фильтром, на основании которого он действует, является социальный статус индивида, а не уровень его образования и уж тем более не его талант. Таким образом, общество недополучает талантливых высококвалифицированных кадров, которые в связи с неполучением высшего образования заняты в видах деятельности, не требующих высокой квалификации.
Раздел 3. Определение целей и задач исследования. Основными задачами данного исследования являются: 1. Определение факторов, влияющих на доступность высшего образования для абитуриентов Ростовской области в наше время, и степень их влияния. 2. Изучение мнений и представлений абитуриентов, студентов и экспертов о проблемах доступности высшего
образования для жителей г.Ростова-на-Дону. Для чего кроме анкетного опроса абитуриентов и студентов, будет проводится интервью с экспертами. Цель исследования - определение социальных факторов, влияющих на поступление в высшее учебное заведение, и степень их влияния на данный процесс. Раздел 4. Определение предмета и объекта исследования. Предмет данного исследования составляют социальные факторы, влияющие на поступление в вуз абитуриентов
г.Ростова-на-Дону, а именно: - Ценностные ориентации учащихся; - Использование «неформальных практик» при поступлении в вуз; - Уровень образования абитуриента; - Состав семьи; - Уровень образования родителей; - Социальное положение; - Степень информированности абитуриента о возможности получения высшего образования.
Существуют другие социальные факторы, влияющие на поступление в вуз, такие как, например, правовое положение абитуриента или региональные различия в количестве вузов и т.п но в рамках данного исследования они не актуальны, так как эти факторы имеют межрегиональный или межгосударственный уровень дифференциации. В рамках одного города мы не можем определить дифференциацию положения абитуриентов по данным признакам. Объект исследования – абитуриенты (учащиеся 11-х классов), учащиеся средних специальных учебных заведений,
студенты первых курсов вузов. Нам необходимо наличие среди респондентов студентов, так как только с их помощью возможно определение степени влияния каждого социального фактора на поступление. Раздел 5. Определение теоретических понятий исследования. Обозначу алгоритм выбора способа определения теоретических понятий исследования: 1) Наиболее приоритетными для исследования предполагаются социологические словари, так как в них можно
найти наиболее подходящие определения нужных терминов, которые чаще всего состоят из нескольких слов, а потому их трудно найти в обычных толковых словарях. 2) Если определить понятие с помощью социологических словарей (энциклопедий) оказывается невозможным, необходимо попытаться найти в толковых словарях такие определения терминов, которые в сочетании будут давать адекватное для исследования определение термина.
Например, для термина «ценностная ориентация» найти определение слов «ценность» и «ориентация» и, совместив их, дать окончательное определение теоретическому понятию. 3) Если предыдущая процедура не приводит к необходимому результату, необходимо дат самостоятельное определение. 1. Ценностные ориентации учащихся. Ценностная ориентация – осознания человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных
норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. В ценностной ориентации непосредственно отражаются интересы индивидов и групп, которые в конечном счете определяются системой социально-экономических отношений данного общества. (Российская социологическая энциклопедия, под ред. Осипова, М 1998 г стр.609). 2. Уровень образования абитуриента. Образование – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно,
либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях (Российская социологическая энциклопедия, под ред. Осипова, М 1998 г стр.327). Уровень образования абитуриента – уровень совокупности систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных абитуриентом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. 3. Использование «неформальных практик» при поступлении в вуз – использование связей, «взяток» и других подобных практик при поступлении (самостоятельное определение).
4. Состав семьи. Состав – совокупность частей, элементов, образующих какое-нибудь целое (Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов 1935-1940). Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе (Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред.
Д. Н. Ушакова М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов 1935-1940). Состав семьи – совокупность группы людей, состоящей из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. 5. Уровень образования родителей. Образование – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно,
либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях (Российская социологическая энциклопедия, под ред. Осипова, М 1998 г стр.327). Уровень образования родителей – уровень совокупности систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных родителями самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. 6. Социальный положение – соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы (Российская социологическая
энциклопедия, под ред.Осипова, М 1998 г стр.345). Социальное положение родителей – соотносительное положение родителей в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. 7. Степень информированности абитуриента о возможности получения высшего образования – использование или не использование абитуриентом информационных каналов, дающих представление о предлагаемых услугах в сфере высшего образования (самостоятельное определение).
Раздел 6. Эмпирическая интерпретация теоретических понятий. 1. Ценностные ориентации учащихся. Ориентация ценностная – осознания человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. В ценностной ориентации непосредственно отражаются интересы индивидов групп, которые в конечном счете определяется системой социально-экономических отношений данного
общества (Российская социологическая энциклопедия, под ред. Осипова, М 1998 г стр. 354). Данный фактор нас интересует в аспекте места ценности «высшее образование» в системе ценностей личности. Определить ценность высшего образования мы можем по тому, какую функцию последнее выполняет для респондента и чем из важных своих потребностей (комфорт, личная жизнь, финансовая обеспеченность, возможность отдыха). он сможет пожертвовать в пользу высшего образования на период его
получения. Метод получения необходимой информации – метод опроса. Формируем вопрос: 1) Высшее образование необходимо Вам для того, чтобы o Повысить свой общественный статус; o Получить высокооплачиваемую работу; o Получить высокую квалификацию, которая будет соответствовать Вашим интеллектуальным запросам; o Повысить уровень собственного развития; o
Приобрести необходимые знакомства; o Оправдать ожидания родителей; 2) Если бы Вам необходимо было отказаться от чего-нибудь ради продолжения обучения в вузе, чем бы Вы могли пожертвовать из перечисленного ниже: o Проживание в комфортных для Вас условиях; o Личная жизнь; o Достойное питание; o Отдых с друзьями (дискотеки, клубы и т.п.); o Поездки на отдых на каникулах. o
Всем: согласен(на) жить как угодно и где угодно, главное для меня - получить высшее образование. 2. Уровень образования абитуриента – уровень совокупности систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных абитуриентом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В рамках исследования нас интересует фактор уровня образования абитуриента в соотношении с необходимым уровнем образования для поступления в вуз, для чего будем определять его с помощью следующих показателей:
а) количество времени, необходимое абитуриенту для качественной подготовки к поступлению в вуз; б) количество времени, которое абитуриент тратит на подготовку к поступлению в вуз (в том числе затраты времени на выполнение домашнего задания по предметам, знание которых необходимо при поступлении в вуз); в) способности абитуриента. Оценку способностей учеников предполагается оценить в соответствии с количеством выбранных «сложных» предметов из 11 школьных предметов.
Предполагается, что чем способнее ученик, тем меньшее количество предметов он оценит как «сложные». Шкала оценки сложности будет содержать 3 деления, где значение «один» будет означать наиболее легкий предмет. Мы вынуждены принять такой относительный метод (так как оценка сложности предмета еще зависит от уровня его преподавания) оценки способностей в связи с неоправданной в рамках исследования сложностью применения других методов оценки способностей абитуриентов (тест
IQ и т.п.). Формируем соответствующие вопросы: а) Сколько часов в день в среднем, по Вашему мнению, Вам необходимо тратить для качественной подготовки к поступлению в вуз? o Не больше одного часа в день; o Два - три часа в день; o Четыре – пять часов в день; o Не меньше шести часов в день. б) Сколько часов в день в среднем Вы затрачиваете на подготовку в вуз (в том числе затраты времени на выполнение
домашнего задания по предметам, знание которых необходимо при поступлении в вуз)? o Не больше одного часа в день; o Два - три часа в день; o Четыре – пять часов в день; o Не меньше шести часов в день. в) Оцените следующие предметы по степени сложности для Вас по шкале от одного до трех, где значение «один» означает самый наиболее легкий предмет, а «три»
- наиболее сложный. Соответствующие числовые значения поставьте в квадратике справа от наименования предмета: - Математика - Русский язык - Литература - История - Иностранный язык - Физика - Химия - Биология - Информатика - География - Обществоведение 3. Использование «неформальных практик» при поступлении в вуз – использование связей и «взяток» при поступлении.
Возможность наличия данного фактора будет измеряться посредством завуалированных вопросов. Формируем три вопроса: 1) Насколько приемлемым для себя Вы считаете поступление в вуз с полной или частичной помощью третьих лиц (знакомых или других лиц, способных помочь в этом)? o Считаю вполне приемлемым; o Считаю приемлемым в случае крайней необходимости; o Считаю приемлемым в случае, если смогу воспользоваться такого рода помощью; o
Считаю неприемлемым; o Ни один ответ не подходит. 2) Осуждаете ли Вы людей, которые, будучи не в состоянии поступить в вуз своими силами, прибегают к даче взятки лицам, способным им помочь?  Да, так как в результате этого способные, но не прибегающие к таким способам достижения цели абитуриенты, обречены на провал при поступлении.  Нет, если человек хочет учиться, но у него недостаточно знаний выдержать конкуренцию. 
Затрудняюсь ответить. 3) Считаете ли Вы, что в достижении такой высокой цели, как высшее образование, все средства хороши? o Да; o Нет; o Не знаю. 4. Состав семьи – совокупность группы людей, состоящей из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Для измерения состава семьи нам необходимо измерить: а) количество детей в семье; б) наличие (отсутствие) отца в семье; в) наличие (отсутствие) матери в семье.
Метод измерения информации – метод опроса. Формируем два вопроса: 1) Вы проживаете с матерью и отцом? o Да, я живу с обоими родителями; o Нет, я живу с мамой; o Нет, я живу с папой; o Нет, меня воспитывают другие родственники (бабушка, дедушка, тетя и т.п.); o Нет, я живу в детском доме (приюте и т.п.). 2) Сколько в Вашей семье детей, включая Вас? o Я один ребенок в семье; o
Нас в семье двое детей; o Нас в семье трое; o Нас в семье четверо (и больше). 5. Уровень образования родителей. Образование – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. Уровень образования родителей абитуриента – уровень совокупности систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных родителями абитуриента самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных
учебных заведениях. Уровень образования родителей напрямую измерить невозможно, поэтому мы будем определять его по формальному индикатору – статус полученного родителями образования. Следовательно, нам необходимо получить информацию о том, какое учебное заведение закончил каждый из родителей абитуриента. Формируем два вопроса: 1) Укажите, пожалуйста, что из перечисленного окончила Ваша мать? o Девять классов в общеобразовательном учебном заведении; o
Одиннадцать классов в общеобразовательном учебном заведении; o Техникум, колледж, училище и т.п.; o Высшее учебное заведение (три курса в высшем учебном заведении); o Ни один ответ не подходит; o Ничего. 2) Укажите, пожалуйста, что из перечисленного окончил Ваш отец? o Девять классов в общеобразовательном учебном заведении; o Одиннадцать классов в общеобразовательном учебном заведении; o
Техникум, колледж, училище и т.п.; o Высшее учебное заведение (три курса в высшем учебном заведении); o Ни один ответ не подходит; o Ничего. 6. Социальное положение родителей. Социальный положение – соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. Сформируем соответствующий вопрос: 1) Укажите, пожалуйста, к какой из перечисленных ниже категорий
относится профессия Вашей матери (Поставьте галочку слева от наиболее подходящей категории)? o РЯДОВОЙ РАБОТНИК: рабочий (сантехник, слесарь, токарь и т.д.), шофер, дояр(ка), механизатор, продавец, парикмахер, лаборант, библиотекарь, секретарь-машинистка, швея, вахтер, няня, медсестра, воспитатель детского сада, домработница и т.д. o РУКОВОДИТЕЛЬ НИЗШЕГО ЗВЕНА производственных коллективов (как правило, без высшего образования): бригадир, помощник мастера,
начальник участка, автоколонны, заведующий фермой, заведующий мастерских, заведующий отделением (секцией) магазина или небольшим магазином, начальник отделения связи, заведующий детским садом и т.д. o СПЕЦИАЛИСТ (с высшим образованием) производственных, финансовых и торговых предприятий, фирм, банков, учреждений образования, здравоохранения, культуры, юридических учреждений и фирм, органов государственно-муниципального управления: преподаватель школы, ПТУ, техникума, вуза (в т.ч. доцент, профессор), врач,
инженер, менеджер, программист, экономист, юрист, планово-финансовый работник, агроном, зоотехник, работник суда, адвокат, нотариус, служащий органов государственно-муниципального управления федерального, республиканского, краевого, городского, районного уровней и т.д. o РУКОВОДИТЕЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ производственных, финансовых, торговых предприятий, фирм, банков, учреждений образования, здравоохранения, культуры, органов государственно-муниципального управления: начальник
цеха, отдела завода, руководитель отдела департамента фирмы, банка, директор школы, заведующий кафедрой, заведующий отделением больницы, поликлиники, заведующий дома культуры, главный агроном хозяйства, главный зоотехник, главный механизатор хозяйства, начальник отдела департамента органов государственно- муниципального управления федерального, республиканского, краевого, городского, районного уровней и т.п. o РУКОВОДИТЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (бывших колхозов, совхозов),
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛКА, СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА o ВЫСШИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЬ) государственных производственных предприятий и государственных учреждений в сфере образования, культуры, здравоохранения, государственно- муниципального управления: директор завода, ректор вуза, главный врач больницы, руководитель театра, высший руководитель (его заместитель) 6 6 федеральных, республиканских, краевых, отраслевых органов управления, высший руководитель
(его заместитель) городских, районных администраций и т.д. o ВЛАДЕЛЕЦ, РУКОВОДИТЕЛЬ достаточно крупного негосударственного промышленного предприятия, банка, организации в сфере образования, культуры, здравоохранения, юридических фирм; o САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ МЕЛКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ: владелец (или совладелец) фирм в сфере мелкого бизнеса, индивидуал, «челнок», самостоятельный крестьянин, владелец (или совладелец) фермерского хозяйства; o
ОФИЦЕР вооруженных сил, правоохранительных органов, подразделений МЧС; o СВЕРХСРОЧНИК (контрактник) вооруженных сил, правоохранительных Органов; o ПЕНСИОНЕР (неработающий); o БЕЗРАБОТНЫЙ, ДОМОХОЗЯЙКА. 2) Укажите, пожалуйста, к какой из перечисленных ниже категорий относится профессия Вашего отца (Поставьте галочку слева от наиболее подходящей категории)? o
РЯДОВОЙ РАБОТНИК: рабочий (сантехник, слесарь, токарь и т.д.), шофер, дояр(ка), механизатор, продавец, парикмахер, лаборант, библиотекарь, секретарь-машинистка, швея, вахтер, няня, медсестра, воспитатель детского сада, домработница и т.д. o РУКОВОДИТЕЛЬ НИЗШЕГО ЗВЕНА производственных коллективов (как правило, без высшего образования): бригадир, помощник мастера, начальник участка, автоколонны, заведующий фермой, заведующий мастерских, заведующий отделением (секцией)
магазина или небольшим магазином, начальник отделения связи, заведующий детским садом и т.д. o СПЕЦИАЛИСТ (с высшим образованием) производственных, финансовых и торговых предприятий, фирм, банков, учреждений образования, здравоохранения, культуры, юридических учреждений и фирм, органов государственно-муниципального управления: преподаватель школы, ПТУ, техникума, вуза (в т.ч. доцент, профессор), врач, инженер, менеджер, программист, экономист, юрист, планово-финансовый работник, агроном, зоотехник,
работник суда, адвокат, нотариус, служащий органов государственно-муниципального управления федерального, республиканского, краевого, городского, районного уровней и т.д. o РУКОВОДИТЕЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ производственных, финансовых, торговых предприятий, фирм, банков, учреждений образования, здравоохранения, культуры, органов государственно-муниципального управления: начальник цеха, отдела завода, руководитель отдела департамента фирмы, банка, директор школы, заведующий кафедрой,
заведующий отделением больницы, поликлиники, заведующий дома культуры, главный агроном хозяйства, главный зоотехник, главный механизатор хозяйства, начальник отдела департамента органов государственно- муниципального управления федерального, республиканского, краевого, городского, районного уровней и т.п. o РУКОВОДИТЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (бывших колхозов, совхозов), ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛКА, СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕННОГО
ПУНКТА o ВЫСШИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЬ) государственных производственных предприятий и государственных учреждений в сфере образования, культуры, здравоохранения, государственно- муниципального управления: директор завода, ректор вуза, главный врач больницы, руководитель театра, высший руководитель (его заместитель) 6 6 федеральных, республиканских, краевых, отраслевых органов управления, высший руководитель (его заместитель) городских, районных администраций и т.д. o
ВЛАДЕЛЕЦ, РУКОВОДИТЕЛЬ достаточно крупного негосударственного промышленного предприятия, банка, организации в сфере образования, культуры, здравоохранения, юридических фирм; o САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ МЕЛКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ: владелец (или совладелец) фирм в сфере мелкого бизнеса, индивидуал, «челнок», самостоятельный крестьянин, владелец (или совладелец) фермерского хозяйства; o ОФИЦЕР вооруженных сил, правоохранительных органов, подразделений
МЧС; o СВЕРХСРОЧНИК (контрактник) вооруженных сил, правоохранительных Органов; o ПЕНСИОНЕР (неработающий); o БЕЗРАБОТНЫЙ, ДОМОХОЗЯЙКА. 7. Степень информированности абитуриента о возможности получения высшего образования – использование или неиспользование абитуриентом информационных каналов, дающих представление о предлагаемых услугах в сфере высшего образования. Выделим следующие информационные каналы: приемная комиссия, различного
рода справочники для поступающих в вузы или собственные справочники университетов и дни открытых дверей университетов, консультации со школьными учителями (репетиторами и т.п.), сверстники. Формируем вопрос: - Укажите, пожалуйста, какими из следующих источников Вы пользовались для получения информации о вузе, в который хотите (хотели) поступить (Поставьте галочку слева от соответствующего источника)? o Приемная комиссия; o
Дни открытых дверей вузов или факультетов; o Справочник(и) для поступающих в вузы; o Справочник вуза, в который Вы хотите (хотели) поступить; o Сверстники; o Консультации со школьными учителями (репетиторами и т.п.). Раздел 7. Разработка гипотез исследования. Можно отметить следующие исследования, проведенные социологами в области влияния социальных факторов на возможность поступления в вуз:
1. «Доступность высшего образования для социально уязвимых групп» Е.Л.Омельченко, Н.В.Гончаровой, Е.Л.Лукьяновой. 2. «Социальные детерминанты неравенства доступа к высшему образованию в современной России» Я.М.Рощиной, М.А.Друговой. 3. «Неравенство доступа к образованию: что мы знаем об этом?» Я.М.Рощиной. 4. «Анализ доступа высшего образования»
Д.Л.Константиновского, М.Д.Красильниковой, Т.М.Малеевой, Я.М.Рощиной, С.В.Шишкиной. Основной вывод проведенных исследований. Наиболее влиятельным фактором в отношении поступления в вуз является социально-экономическое положение. Влияние места проживания (принципиально различие между жителями областных центром и ближайшего пригорода и всеми остальными), использования «теневых» практик при поступлении, уровня знаний, состояния здоровья,
состава семьи как социальных факторов тоже значимо, но в основном является производным от социально-экономического положения. На основании данного вывода можно предположить, что социально-экономическая дифференциация в отношении возможности поступления в вуз имеет не только отрицательное влияние, так как: 1) Массовое стремление к получению высшего образования обусловлено не резким ростом интеллектуальных способностей населения или стремлением к саморазвитию, а необоснованной потребностью рынка труда в кадрах
с высшим образованием. Работодатели (особенно это касается рынка труда регионов) требуют наличие дипломов с высшим образование при приеме на такие должности как секретарь, менеджер по продажам, помощник бухгалтера, то есть на те профессии, которым хорошо обучают и в средних специальных учебных заведениях. Таким образом, для решения данной проблемы реформировать нужно не систему высшего образования, а регулировать рынок труда. Но это не является предметом нашего исследования.
2) Существует определенная (достаточно высокая) нижняя граница коэффициента интеллекта, при котором студент способен освоить программу вуза. По данным исследований в нашей стране стремятся получить высшее образование более 90 % абитуриентов, притом, что статистически возможность успешно освоить программу вуза есть максимум у половины. Социально-экономическая дифференциация здесь играет скорее положительную, чем отрицательную роль, т.к. науке известен тот факт, что социально-экономический статус родителей
и коэффициент интеллекта их детей соотносятся в прямой пропорции. 3) Социально-экономическое положение является дифференцирующим, но не исключающим фактором в доступности высшего образования. Гипотеза. Опираясь на результаты указанных исследований, можно предположить следующую иерархию социальных факторов, влияющих на поступление в вуз абитуриентами г.Ростова-на-Дону: - Ценностные ориентации индивида; -
Социальное положение; - Уровень образования абитуриента; - Использование «неформальных практик» при поступлении в вуз; - Состав семьи; - Степень информированности абитуриента о возможности получения высшего образования; - Уровень образования родителей. Раздел 8. Определение выборки. Генеральная совокупность исследования – выпускники общеобразовательных учреждений (учащиеся 11 классов)
Ростовской области, учащиеся средних специальных учебных заведений и студенты первых курсов государственных и негосударственных вузов г.Ростова-на-Дону. Опрос следует проводить непосредственно в учебных заведениях, так как это значительно облегчит поиск респондентов. Таким образом генеральная совокупность имеет подсовокупностей: 1. Учащиеся общеобразовательных школ. 2. Учащиеся специализированных школ, гимназий, лицеев и т.п.
3. Учащиеся средних специальных учебных заведений. 4. Студенты первых курсов государственных (муниципальных) вузов. 5. Студенты вторых курсов государственных (муниципальных) вузов. 6. Студенты первых курсов негосударственных вузов. 7. Студенты вторых курсов негосударственных вузов.
Имеет смысл определять выборку по каждой группе отдельно, чтобы обеспечить ее репрезентативность в исследовании. По данным Управления госстастистики в г.Ростове-на-Дону насчитывается: а) 150 общеобразовательных школ, в которых в выпускных классах обучаются примерно 10000 человек; б) 20 специализированных школ, гимназий, лицеев и т.п в которых в выпускных классах обучаются примерно 1000 человек; в) 57 средних специальных учебных заведений, в которых на последнем
курсе обучаются примерно 5000 человек; г) 26 государственных вузов, в которых на первых курсах обучаются примерно 25000 человек; д) 22 негосударственных вуза, в которых на первых курсах обучаются примерно 15000 человек1. Следовательно: 1. Необходимо опросить 385* учащихся общеобразовательных школ. Для этого включим в выборку по 24 (385:16) ученика из 16 общеобразовательных школ (по 2 из каждого района г.Ростова-на-Дону). Будут опрошены ученики школ №:
1 и 7 (Пролетарский р-н), 39 и 55 (Ленинский р-н), 89 и 65 (Кировский р-н), 41 и 46 (Первомайский р-н), 35 и 23 (Октябрьский р-н), 63 и 10 (Железнодорожный р-н), 86 и 80 (Советский р-н), 55 и 30 (Ворошиловский р-н)2. 2. Необходимо опросить 286* учащихся специализированных школ, гимназий, лицеев и т.п по 72 выпускника (286:4)
гуманитарных, технических, математических и лингвистических учебных заведений (будем включать по 2 учебных заведения каждой группы). Таким образом, в выборку планируется включить учащихся: технических лицеев при ДГТУ и РАУ, математических гимназий № 5 и № 80, юридического лицея при РГУ и гуманитарного лицея при ИУБиП, лингвистической школе № 14 и № 36. 3. Мы включим в выборку 372* выпускников средних специальных учебных заведений, по 62 выпускника (370:6),
обучающихся на гуманитарных, точных, естественно-научных, медицинских, инженерных и лингвистических специальностях. В выборку включим обучающихся в: ПТУ № 13 (инженерные специальности), ПТУ № 9 (медицинские специальности), Техникуме информатики и связи (точные специальности), Колледже иностранных языков (лингвистические специальности), Юридического колледжа при РГЭУ (гуманитарные специальности),
Гидрометеорологического техникума (естественно-научные специальности). 4. Планируется включить в выборку 378* студентов первых курсов вузов, по 63 (380:6) студента, обучающихся на гуманитарных, точных, естественно-научных, медицинских, инженерных и лингвистических специальностях. Предполагается опросить студентов Южного Федерального Университета, Донского Государственного Технического
Университета, Ростовского Государственного Медицинского Университета и Ростовского Государственного Экономического Университета. В ЮФУ планируется опросить студентов первых курсов: А) Естественно-научные специальности: - биолого-почвенного факультета, 21 человек; - физического факультета, 21 человек; - химического факультета,
21 человек; Б) Точные специальности: - факультета механики, математики и компьютерных наук, 32 человека; - факультета высоких технологий, 31 человек; В) Лингвистические специальности: – романо-германского отделения филологического факультета РГУ, 32 человека; - факультета иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета, 31 человек. В ДГТУ планируется опросить студентов первых курсов факультетов: -
Конструкторский (инженерные специальности), 32 человека; - Технология машиностроения (инженерные специальности), 31 человек. В РГМУ планируется опросить студентов факультетов: - лечебного, 32 человека; - педиатрического, 31 человек. В РГЭУ планируется опросить студентов факультетов: - юридического, 32 человека; - менеджмента, 31 человек. Из двух любых групп факультета опрашивается 15 -
16 человек, чтобы в сумме получилось 63 опрошенных3. В рамках каждого факультета (отделения, школы, лицея, гимназии и т.п.) производится случайная выборка, т.е. опрашиваются все студенты (учащиеся), согласившиеся участвовать в опросе и подпадающие под требуемые в рамках исследования квоты. 1 Сведения не соответствуют реальным, выбраны произвольные цифры, так как их точность в рамках данной учебной программы не предполагается обязательной.
2 Номера школ выбраны произвольно в целях описания стратегии выборки. * Объем выборки определяется по принципу, предлагаемому В.А.Ядовым в книге «Стратегия социологического исследования», глава 2, п.7 «Программные требования к выборке» Список используемой литературы: 1. В. А. Ядов, Стратегия социологического исследования, 1998 г. 2.
Г.С. Батыгин, Лекции по методологии социологических исследований, М 1995. 3. Проблемы доступности высшего образования, Независимый институт социальной политики, М 2003. 4. Е.В. Петрова, Анализ доступности высшего образования для разных групп населения Республики Бурятия, 2003. 5. Решетникова К.В Эфендиев
А.Г Кондрашова М.В Жиркина М.Г Оценка социальной структуры состава студентов вузов, поступающих на основе ЕГЭ. Приложение № 1. Раздел 9. Анкета. Уважаемые студенты и абитуриенты! Мы, социологи, просим Вас ответить на несколько вопросов о Вашей учебе и семье. Ваши ответы помогут нам понять принципы выбора вузов различными группами абитуриентов. Мы гарантируем, что сведения, которые Вы нам сообщаете, будут использоваться исключительно в рамках
исследования. Спасибо, что согласились поучаствовать в нашем опросе. Заполнять анкету нетрудно, для этого: - внимательно прочитайте, пожалуйста, вопрос и все варианты ответа к нему; - обратите внимание на то, каким образом авторы просят Вас ответить на каждый вопрос; - выберите тот вариант ответа, который более остальных совпадает с Вашим мнением; - обведите в кружок номер подходящего
Вам ответа. ВНИМАНИЕ! Блок 1. В данном блоке мы обсудим Ваши предпочтения, касающиеся обучения в вузе. № Вы собираетесь поступать (поступили) в: 1) Университет классический; 2) Медицинский; 3) Технический; 4) Сельскохозяйственный; 5) Гуманитарный; 6) Архитектурно-художественный; 7) Финансово-экономический; 8) Юридический; 9) Педагогический;
10) Другое № Вы планируете учиться (учитесь) в: 1) Государственном вузе 2) Аккредитованном коммерческом вузе 3) Не аккредитованном коммерческом вузе 4) Другое № Какой специальности в вузе Вы хотели бы обучаться? 1) Программист; 2) Юрист; 3) Инженер; 4) Государственный служащий; 5) Политик; 6)
Социолог; 7) Математик; 8) Экономист; 9) Физик; 10) Химик; 11) Биолог; 12) Военный; 13) Переводчик; 14) Милиционер; 15) Сотрудник спецслужб; 16) Другое № На какой форме обучения Вы планируете обучаться (обучаетесь)? 1) Очная; 2) Вечерняя; 3) Дневная. 2.Высшее образование необходимо
Вам для того, чтобы: 1) Повысить свой общественный статус; 2) Получить высокооплачиваемую работу; 3) Получить высокую квалификацию, которая будет соответствовать Вашим интеллектуальным запросам; 4) Повысить уровень собственного развития; 5) Приобрести необходимые знакомства; 6) Оправдать ожидания родителей; 7) Ни один ответ не подходит. 3. Если бы Вам необходимо было отказаться от чего-нибудь ради продолжения
обучения в вузе, чем бы Вы могли пожертвовать из перечисленного ниже: 1) Проживание в комфортных для Вас условиях; 2) Личная жизнь; 3) Достойное питание; 4) Отдых с друзьями (дискотеки, клубы и т.п.); 5) Поездки на отдых на каникулах. 6) Всем: согласен(на) жить как угодно и где угодно, главное для меня - получить высшее образование. Внимание! Блок 2. Теперь мы переходим к обсуждению того, как
Вы готовились к поступлению в вуз. 4. Сколько часов в день в среднем, по Вашему мнению, Вам необходимо тратить для качественной подготовки к поступлению в вуз? 1) Не больше одного часа в день; 2) Два - три часа в день; 3) Четыре – пять часов в день; 4) Не меньше шести часов в день. 5. Сколько часов в день в среднем Вы затрачиваете на подготовку в вуз (в том числе затраты времени
на выполнение домашнего задания по предметам, знание которых необходимо при поступлении в вуз)? 1) Не больше одного часа в день; 2) Два - три часа в день; 3) Четыре – пять часов в день; 4) Не меньше шести часов в день. 1. Укажите, пожалуйста, какими из следующих источников Вы пользовались для получения информации о вузе, в который хотите (хотели) поступить?
1) Приемная комиссия; 2) Дни открытых дверей вузов или факультетов; 3) Справочник(и) для поступающих в вузы; 4) Справочник вуза, в который Вы хотите (хотели) поступить; 5) Сверстники; 6) Консультации со школьными учителями (репетиторами и т.п.). ВНИМАНИЕ! Блок 3. Сейчас мы просим Вас ответить на несколько вопросов о Вашей школе (гимназии, лицее, училище). 6. Оцените следующие предметы по степени сложности для
Вас по шкале от одного до трех, где значение «один» означает наиболее легкий предмет, а «три» - наиболее сложный. Соответствующие числовые значения поставьте в квадратике справа от наименования предмета: 1) Математика 2) Русский язык 3) Литература 4) История 5) Иностранный язык 6) Физика 7) Химия 8) Биология 9) Информатика 10) География 11) Обществоведение 1.Вы закончили (заканчиваете):
1) общеобразовательную школу; 2) общеобразовательную школу с углубленным изучением предметов; 3) гимназию; 4) лицей; 5) среднее специальное учебное заведение. Внимание! Блок 4. Переходим к новому блоку вопросов. Здесь мы просим Вас выразить свое мнение относительно выбора стратегии поступления Вашими сверстниками. 7. Насколько приемлемым Вы считаете поступление в вуз с полной или частичной помощью
третьих лиц (знакомых или других лиц, способных помочь в этом)? 1) Считаю вполне приемлемым; 2) Считаю приемлемым в случае крайней необходимости; 3) Считаю приемлемым в случае, если есть возможность воспользоваться такого рода помощью; 4) Считаю неприемлемым; 5) Ни один ответ не подходит. 8. Осуждаете ли Вы людей, которые, будучи не в состоянии поступить в вуз своими силами, прибегают к
даче взятки лицам, способным им помочь? 1) Да, так как в результате этого способные, но не прибегающие к таким способам достижения цели абитуриенты, обречены на провал при поступлении. 2) Нет, если человек хочет учиться, но у него недостаточно знаний выдержать конкуренцию. 3) Затрудняюсь ответить. 9. Считаете ли Вы, что в достижении такой высокой цели, как высшее образование, все средства хороши? 1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю. ВНИМАНИЕ!
Блок 5. А теперь давайте немного поговорим о Вашей семье. 10. Вы проживаете с матерью и отцом? 1) Да, я живу с обоими родителями; 2) Нет, я живу с мамой; 3) Нет, я живу с папой; 4) Нет, меня воспитывают другие родственники (бабушка, дедушка, тетя и т.п.); 5) Нет, я живу в детском доме (приюте и т.п.). 11.
Сколько в Вашей семье детей, включая Вас? 1) Я один ребенок в семье; 2) Нас в семье двое детей; 3) Нас в семье трое; 4) Нас в семье четверо (и больше). 12. Укажите, пожалуйста, что из перечисленного окончила Ваша мать? 1) Девять классов в общеобразовательном учебном заведении; 2) Одиннадцать классов в общеобразовательном учебном заведении;
3) Техникум, колледж, училище и т.п.; 4) Высшее учебное заведение (три курса в высшем учебном заведении); 5) Ни один ответ не подходит; 6) Ничего. 13. Укажите, пожалуйста, что из перечисленного окончил Ваш отец? 1) Девять классов в общеобразовательном учебном заведении; 2) Одиннадцать классов в общеобразовательном учебном заведении; 3) Техникум, колледж, училище и т.п.; 4) Высшее учебное заведение (три курса в высшем учебном заведении);
5) Ни один ответ не подходит; 6) Ничего. 14. Укажите, пожалуйста, характер основной работы Вашего отца: 1) СПЕЦИАЛИСТ (с высшим образованием) производственных, финансовых и торговых предприятий, фирм, банков, учреждений образования, здравоохранения, культуры, юридических учреждений и фирм, органов государственно-муниципального управления: преподаватель школы, ПТУ, техникума, вуза (в т.ч. доцент, профессор), врач, инженер, менеджер, программист, экономист, юрист,
планово-финансовый работник, агроном, зоотехник, работник суда, адвокат, нотариус, служащий органов государственно-муниципального управления федерального, республиканского, краевого, городского, районного уровней и т.д. 2) РУКОВОДИТЕЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ производственных, финансовых, торговых предприятий, фирм, банков, учреждений образования, здравоохранения, культуры, органов государственно-муниципального управления: начальник цеха, отдела завода, руководитель отдела департамента фирмы, банка, директор школы, заведующий
кафедрой, заведующий отделением больницы, поликлиники, заведующий дома культуры, главный агроном хозяйства, главный зоотехник, главный механизатор хозяйства, начальник отдела департамента органов государственно- муниципального управления федерального, республиканского, краевого, городского, районного уровней и т.п. 3) РУКОВОДИТЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (бывших колхозов, совхозов), ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛКА, СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕННОГО
ПУНКТА 4) ВЛАДЕЛЕЦ, РУКОВОДИТЕЛЬ достаточно крупного негосударственного промышленного предприятия, банка, организации в сфере образования, культуры, здравоохранения, юридических фирм; 5) ОФИЦЕР вооруженных сил, правоохранительных органов, подразделений МЧС; 6) СВЕРХСРОЧНИК (контрактник) вооруженных сил, правоохранительных Органов; 7) ПЕНСИОНЕР (неработающий); 8) БЕЗРАБОТНЫЙ,
ДОМОХОЗЯЙКА. 15. Укажите, пожалуйста, характер основной работы Вашей матери: 1) СПЕЦИАЛИСТ (с высшим образованием) производственных, финансовых и торговых предприятий, фирм, банков, учреждений образования, здравоохранения, культуры, юридических учреждений и фирм, органов государственно-муниципального управления: преподаватель школы, ПТУ, техникума, вуза (в т.ч. доцент, профессор), врач, инженер, менеджер, программист, экономист, юрист,
планово-финансовый работник, агроном, зоотехник, работник суда, адвокат, нотариус, служащий органов государственно-муниципального управления федерального, республиканского, краевого, городского, районного уровней и т.д. 2) РУКОВОДИТЕЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ производственных, финансовых, торговых предприятий, фирм, банков, учреждений образования, здравоохранения, культуры, органов государственно-муниципального управления: начальник цеха, отдела завода, руководитель отдела департамента фирмы, банка, директор школы, заведующий
кафедрой, заведующий отделением больницы, поликлиники, заведующий дома культуры, главный агроном хозяйства, главный зоотехник, главный механизатор хозяйства, начальник отдела департамента органов государственно- муниципального управления федерального, республиканского, краевого, городского, районного уровней и т.п. 3) РУКОВОДИТЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (бывших колхозов, совхозов), ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛКА, СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕННОГО
ПУНКТА 4) ВЛАДЕЛЕЦ, РУКОВОДИТЕЛЬ достаточно крупного негосударственного промышленного предприятия, банка, организации в сфере образования, культуры, здравоохранения, юридических фирм; 5) ОФИЦЕР вооруженных сил, правоохранительных органов, подразделений МЧС; 6) СВЕРХСРОЧНИК (контрактник) вооруженных сил, правоохранительных Органов; 7) ПЕНСИОНЕР (неработающий); 8) БЕЗРАБОТНЫЙ,
ДОМОХОЗЯЙКА. ВНИМАНИЕ! Блок 6. И, наконец, несколько вопросов «для статистики». № Ваш возраст: 1) 16-18 лет 2) 19-21 лет 3) больше 21 года № Ваш пол: 1) мужской; 2) женский.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |