Социальная структура общества есть часть социальной системы и объединяет в себе два компонента: социальные связи и социальный состав. Социальный состав это набор элементов, составляющих социальную структуру. Социальная структура-это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе
их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих основных
смыслах. В широком смысле социальная структура- это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом
классов, социальных слоев и групп. В социологии существует большое общество концепций социальной структуры общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп.
Ядром социальной структуры являются классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале XIX в. Это понятие широко использовали французские историки Ф. Гизо, О. Тьерри и английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Риккардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов.
Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу. Этот экономический подход к классам зафиксирован в знаменитом определении классов, которое сформулировал
В.И. Ленин в работе «великий почин» и которое стало хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет. Классами называют большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. «Классы – это такие
группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» ( Ленин В.И. соч. Т. 39. С. 15). Таким образом, по Ленину, главный признак класса – отношение к средствам производства. Отношения собственности, отношения к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие
и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития. Марксизм делит классы на основные и не основные. Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии
и буржуазия. Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придет на смену основным и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми
признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) и межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д. Историческим примером межклассовых слоев является «третье сословие» , в период вызревания первых буржуазных революций в Европе – городское мещанство, ремесленничество.
В современном обществе – интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннее разделение. Так, интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Таким образом, социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой. Использование понятия социального слоя, по мысли марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества, указать на ее многообразие и динамизм.
Несмотря на то, что в условиях идеологического диктата и процветания догматизма в марксистской социологии абсолютное господство имело ленинское определение классов, основанное на сугубо экономическом подходе, часть марксистских социологов осознавала, что классы – это более широкое образование. Следовательно, концепция социально-классовой структуры общества должна включать в себя политические, духовные и иные связи и отношения. При более широком подходе в интерпретации социальной структуры общества
значительное место отводится понятию «социальные интересы». Интересы – это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые обуславливают их объективное положение в социальной системе. В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности представителей тех или иных социальных общностей. Осознание интересов осуществляется в ходе непрерывно
происходящего в обществе процесса социального сравнения, то есть сопоставления жизненного положения данной группы с жизненным положением других социальных групп. Совокупность больших социальных групп (заполненных статусов) дает новое понятие – социальный состав населения. Есть большие социальные группы расположить по вертикали и выстроить их по степени различия дохода, власти, образования и престижа, то получится еще одно понятие, а именно социальная стратификация.
Таким образом, стратификация состоит из тех же статусов, но сгруппированных по иным критериям и и расположенных по «полочкам» (стратам) сверху вниз. Образец стратификации – классовое расслоение общества. Для понимания классов существенное значение имеет термин «коренные социальные интересы», который отражает наличие у крупных социальных объединений жизненно важных социальных интересов, которые определяют его, существование и общественное положение. На основе всего выше изложенного можно предложить такое определение
классов: классы – это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, свой кодекс поведения. Каждая социальная общность является субъектом деятельности и отношений. Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов программу деятельности.
Эту программу, соответствующую коренным интересам того или иного класса, вырабатывают его идеологи. Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные мощности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов. Итак, сделаем вывод: первокирпичики предмета социологии и социальной структуры – статусы . Они дают статическую картину общества. Но это не удивительно, ведь термин «структура» как раз и подразумевает ограниченное число элементов,
жестко связанных между собой наподобие кристаллической решетки. (см. рисунок). В социальной структуре общества время от времени возникают всевозможные неполадки, которые на научном языке именуются противоречиями, рассогласованиями, дисфункциями. Как для отдельных людей, так и для общества в целом они могут иметь далеко идущие и необязательно позитивные последствия.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |