Реферат по предмету "Сексология"


Основные этапы формирования сексуальности

Психосексуальное развитие человека начинается с первыхмесяцев жизни. В его процессе формируются половое самосознание, половая роль ипсихосексуальные ориентации. Условно можно выделить следующие возрастныепериоды становления и динамики сексуальности.
1. Парапубертатный период (1—7 лет), в течение которогоформируется половое самосознание (I этап психосексуального развития).
2. Препубертатный период (7—13 лет) характеризуется выбороми формированием стереотипа полоролевого поведения (II этап психосексуальногоразвития).
3. Пубертатный период (12—18 лет) — самый бурный всексуальном развитии организма, во время которого происходят половое созреваниеи формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуальноголибидо (первые две стадии III этапа психосексуального развития).
4. Переходный период становления сексуальности (16—26 лет)характеризуется началом половой жизни, мастурбационной практикой, сочетаниемсексуальных эксцессов (последняя стадия III этапа психосексуального развития изавершение формирования сексуального либидо).
5. Период зрелой сексуальности (26—55 лет) отличаетсярегулярной половой жизнью с постоянным партнером.
6. Инволюционный период (51—70 лет) — снижение половойактивности и ослабление интереса к сексуальной сфере, сочетающееся с регрессомлибидо (до уровня эротической, а затем и платонической стадий).
Психосексуальное развитие охватывает первые четыревозрастных периода, а его окончание знаменует вступление в период зрелойсексуальности. При этом формируются половое самосознание и поведение,психосексуальные ориентации, в соответствии со становлением которых можновыделить три этапа психосексуального развития.
1. Формирование полового самосознания, осознаниепринадлежности к полу (1—5 лет). Формируется сознание половой принадлежностисобственной личности и окружающих, уверенность в ее необратимости, после чегопопытки изменить половое самосознание ребенка оказываются малоуспешными. В этомвозрасте происходит формирование речи, появление способности сопоставлять ипротивопоставлять объекты и их образы, становление самосознания (выделение себяиз окружающего мира). Детское любопытство направлено на выяснение причин появлениядетей на свет и изучение половых признаков (строение тела, половых органов и т.д.). Дети рассматривают половые органы и демонстрируют их друг другу, играют вдоктора в возрасте 4—8 лет и даже в 11—12 лет. В норме в завершающей фазе этогоэтапа при определении ребенком пола окружающих его лиц равнозначную роль играютвсе признаки половой принадлежности (внешний вид, одежда, строение тела иполовых органов).
Микросоциальная среда в этот период ограничивается близкимиродственниками, среди которых особую роль играет мать, и небольшим кругомсверстников. Контакт с матерью, развитие наиболее сильной привязанности к нейкрайне необходим ребенку с 6—7 мес. приблизительно до 3 лет. В процессеформирования привязанности к матери закладывается основа адекватных взаимоотношенийс окружающими, и лишение матери в этом возрасте приводит в дальнейшем креагированию на незнакомых людей страхом и агрессией. Дети, воспитанныеприемными родителями и даже в приюте, но получившие достаточно ласки ивнимания, могут вырасти гармоничными личностями.
2. Формирование стереотипа полоролевого поведения. На этомэтапе (5—12 лет) происходит выбор половой роли, наиболее соответствующейпсихофизиологическим особенностям ребенка, обучение общению со сверстниками,совершенствуются эмоциональные реакции, формируется характер. Родители и ихвзаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания. Онивоспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образецвзаимоотношения полов.
В общении со сверстниками, в первую очередь в полоролевых,“семейных”, играх, требующих выполнения определенной роли — жениха, невесты,отца, матери, ребенка и т. д., закрепляется выбранная половая роль, отражающаяразличные аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальных. Такогорода “семейные” игры могут отражать широкий диапазон полоролевого поведениявзрослых: от подражания поведению родителей (чтение отцом газеты передтелевизором, выполнение матерью работ по дому) до имитации полового акта. Приучастии в играх детей разного возраста младшие сначала выполняют роль дочки,сына, а по мере взросления и обучения переходят на роли матерей и отцов. Споступлением в школу появляются новые образцы для подражания, возрастает рольобщения со сверстниками. На этом этапе типично разделение коллектива ипротивопоставление друг другу по половому признаку. Благодаря этому антагонизмувозрастают требования к проявлениям мужественности или женственности, почтиполностью исключаются компромиссы в выборе половой роли.
3. Формирование психосексуальных ориентации. Если первыедва этапа протекают на относительно “спокойном” гормональном фоне, то на этомэтапе (12—26 лет) начинается и достигает максимума функционирование эндокриннойсистемы, в частности половых желез. На основе индивидуальных особенностейтемперамента и характера формируется личность. Происходит пересмотр привитыхдогм и своего положения в семье и обществе, эмансипация от семьи;вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высшие эмоции.Формируются общественные представления и социальное сознание, адекватная оценкасвоих способностей.
Специфика этапа — формирование психосексуальных ориентации,которые обусловливают в последующем выбор объекта влечения (человек, животное,фетиш) с его индивидуальными особенностями (половая принадлежность, внешнийвид, телосложение, поведение и т. д.), необходимость для реализации влеченияопределенной ситуации и ряда последовательных действий, подчас составляющихнастоящий ритуал. Этот этап развития можно условно разделить на три стадиисоответственно формированию платонического, эротического и сексуального либидо.Они охватывают два возрастных периода: пубертатный и переходный.
Каждому этапу и стадии свойственна фазность, котораяявляется закономерностью психосексуального развития. В первой фазе (выработкаустановки) накапливается информация: на I и II этапах — о существовании попов,о половой роли, на III этапе — об особенностях полового поведения, его внешнихпроявлениях и сущности. Полученная информация усваивается и перерабатывается всоответствии с индивидуальными особенностями и нормами микросоциальной среды.Индивидуальную ориентацию в данной фазе можно считать завершенной только приналичии внутренней готовности к реализации сформированных тенденций. Во второйфазе (научение и закрепление установки) первых двух этапов в игровых ситуациях(“на практике”) происходит научение определению полов и полоролевому,поведению, на III этапе — реализации полового влечения. В процессе наученияапробируются и закрепляются выработанные в первой фазе установки. Социальнаяизоляция, в первую очередь лишение общения со сверстниками, ведет к искажениюсексуального поведения, нарушениям реализации влечения не только у человека, нои у животных.
Платоническое влечение проходит первую фазу — “детской” влюбленности,желания духовного общения — и вторую фазу, когда происходит их реализация. Наплатонической стадии вполне достаточно совместного приготовления уроков, учебыза одной партой, занятий в одном кружке, просто внимания со стороны объектавлюбленности. В этом возрасте начинают постепенно распадаться однополые группыи коллективы. При гармоничном развитии в платоническую влюбленность включаютсясначала отдельные элементы эротического фантазирования (желание остатьсянаедине, стремление к прикосновениям и ласкам), которые затем нарастают, ихдиапазон расширяется, и они занимают значительную часть свободного времениподростка. При переходе от платонической стадии к эротической у подросткавозникает интерес к интимной стороне взаимоотношения полов, эротическойлитературе. В художественных произведениях становятся привлекательными сценысвиданий, объяснений в любви и т. д. Даже описания, в которых взрослый человекне найдет и намека на сексуальность, возбуждают воображение подростка, толкаютк эротическому фантазированию. Однако вторую фазу эротической стадииформирования полового влечения нельзя считать наступившей при ярком эротическомфантазировании и интересе до тех пор, пока они не реализуются с партнером.Только стабильная реализация завершает формирование эротической стадии.
На эротической стадии реализация влечения чаще бывает безоргазма, что в плане биологического развития является прогрессивным, так какприводит к дальнейшим действиям, форсирует переход к сексуальной стадии. Нарядус этим имеются формы эротической реализации, подкрепляемые оргазмом. Долгопрактикуемые, они могут привести к своевременной задержке формирования либидо.К подобным формам относится петтинг, который реализуется с партнером, и каксуррогатная форма половой активности — мастурбация, но образ партнера можетприсутствовать в фантазиях, подчас нереальных, содержащих элементы отклоненияот нормальной сексуальности. При длительной задержке формирования либидовозможна фиксация на подобных формах активности вследствие подкрепления оргазмом.В этих случаях в эротическую стадию тесно вплетается сексуальноефантазирование. Основной критерий завершенности стадии — закрепление напрактике, т. е. вторая фаза. Пока нет реализации и подтверждения фантазий,подросток “зависает” между стадиями: платонической реализацией и первой фазойэротической стадии, эротической реализацией и первой фазой формированиясексуального влечения, иногда даже между сексуальным фантазированием и толькоплатонической реализацией. Платоническое либидо должно иметь вторую фазу —научения и закрепления установки, т. е. реализации. Влюбленному приходится нетолько страдать и мечтать, но и реализовать хотя бы минимум: уж если не удастсякрасиво умереть на глазах возлюбленной, то хотя бы дернуть за косу, спрятатьпортфель или еще каким-либо образом обратить на себя внимание. На этой оченьзначимой фазе формируется умение знакомиться, обращать на себя внимание иобщаться уже не просто со сверстниками, но именно с объектом любви,увлеченности, к которому появилось необъяснимое, иногда даже пугающее влечение.Если на этой фазе формирования либидо не происходит его реализации, то любовьостается не только безответной, но и незамеченной. Все трудности, сомнения инеуверенности стадии формирования платонического либидо перенесутся на болеепоздние стадии. Пока нет реализации сексуального либидо в половом акте,существуют возможности отклонений от нормального психосексуального развития,которые впоследствии затрудняют проведение гетеросексуального коитусавследствие отсутствия или искажения либидо. Чем меньше временной разрыв междуначалом фантазирования и реализацией, тем гармоничнее стадия формирования тогоили иного компонента влечения; напротив, чем дольше откладывается реализацияфантазий и мечтаний, тем более вычурными и труднее выполнимыми они становятся.
В результате повышенной склонности к фантазированию изадержек реализации либидо, обусловленных социальными факторами, женщины болееподвержены отклонениям в психосексуальном развитии.
Провести границу между этими фазами трудно еще и потому,что в течение стадии возможны неоднократные возвраты от второй фазы к первой.Каждый новый переход первой фазы либидо во вторую означает все большее сужениедиапазона ориентировочного поиска и качественно новый уровень в формированиитого или иного компонента сексуальности. Этапу формирования полового влечения внорме свойственны по-детски наивная, воспринимаемая взрослыми как ветреность илегкомыслие, смена влюбленностей и идеалов, сосуществование несколькихувлечений. Однако это лишь нормальное проявление “проигрывания” и отбораметодом проб и ошибок тех признаков, особенностей и нюансов платоническихувлечений, эротических предпочтений и сексуальных ориентации, которые впоследующем будут включать механизм “неподвластного разуму” полового влечения.При широком выборе такого рода признаков в периоде становления сексуальностиоблегчается адаптация в последующем. Возводимые в идеал и социально одобряемыепостоянство, “любовь с первого класса” и длящаяся годами безответная любовьстановятся часто признаками слишком узкого диапазона приемлемости, “застывшего”выбора, что проявляется очень узким, резко ограниченным индивидуальным выборомпри вступлении в зрелую сексуальность. Если ориентации оказались“неправильными” и не соответствуют потребностям личности, то выбранныетенденции и установки отбрасываются и происходит возврат к первой фазе, но ужес запасом новой, полученной “на практике” информации. Выработанные установкимогут не реализоваться, а оставаться лишь тенденциями, а в дальнейшем — затухают,сменяются другими или держатся на прежнем уровне.
Для всех этапов психосексуального развития, а также длякаждой стадии III этапа существуют общие закономерности, первая из которых —фазность. Второй закономерностью является изменение соотношения биологическогои социального, их роли в становлении сексуальности.
Преемственность и взаимосвязь этапов (стадий), а также ихнарушений представляет собой третью закономерность психосексуального развития,причем на каждом этапе (стадии) становления сексуальности имеются задаткипоследующего. Образуется как бы сцепление этапов (стадий), и выпадение по темили иным причинам любого из них искажает течение последующих и в итогестановление всей сексуальности. Отсутствие или нарушение ранних этаповпсихосексуального развития приводят к грубым деформациям, затрагивающим ядроличности, которые по аналогии с психопатиями можно назвать “ядерными”.Воздействие патогенных факторов на завершающем этапе становления сексуальностиведет к поверхностным, легким, “краевым” нарушениям.
Разделение психосексуального развития на этапы условно, таккак половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации тесновзаимосвязаны и представляют собой динамичные структуры, меняющиеся не только впроцессе их формирования, но и в течение всей последующей жизни, хотя основывсех компонентов сексуальности закладываются при их становлении.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы ссайта sex.strussa.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.