Реферат по предмету "Социология"


Осмовы социального программирования в муниципальном управлении

Министерство образования Российской Федерации Пензенский государственный университет Контрольная работа по предмету: Основы социального программирования Тема: Особенности социального прогнозирования и программирования в муниципальном управлении Выполнил: студент четвертого курса, группа 99ЗГС1 Женарь Владимир Васильевич Ульяновская область, р.п. Николаевка, ул.

Комсомольская 29- 4 Проверил: Преподаватель: Балаев Борис Григорьевич Пенза 2002 г. ПЛАН: 1. Введение 2. Особенности социального прогнозирования и программирования в муниципальном управлении 3. Заключение Введение В Законе РФ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" зафиксировано, что: "

Программа социально-экономического развития Российской Федерации -комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров". В организационном аспекте программа социально-экономического развития - это система документов, мер и действий, объединяющая в единый комплекс процесс формирования целей и способ их достижения с процессами

организации, регулирования, учета и контроля практического выполнения мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Более того, целевая программа определяет организационную структуру органов местного самоуправления, призванных реализовать поставленные цели и задачи, координируя деятельность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования. Можно согласиться, что целевая комплексная программа представляет собой адресный документ, в котором

сбалансирован по ресурсам, исполнителям и срокам завершения полный комплекс научно-исследовательских, социальных, экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких народнохозяйственных проблем. Целевая комплексная программа характеризуется четко выраженными конечными результатами в виде набора программных показателей, определяемых исходя из целевых нормативов.

Таким образом, программа развития муниципального образования позволяет, во-первых, увязать действия участников воспроизводственного процесса независимо от их ведомственной подчиненности, а во-вторых, учесть технические, материальные и трудовые ресурсы, необходимые для достижения целей развития муниципального образования. Целевые программы могут классифицироваться по различным критериям: • по характеру и специфике проблем и целей (социально-экономические, научно-технические, региональные, производственно-технологические,

экологические, организационно-хозяйственные); • по временному горизонту (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные); • по уровню и составу сферы влияния и сферы реализации (межгосударственные, национальные, межотраслевые, отраслевые, региональные, субрегиональные, локальные, сублокальные). Большое методологическое и практическое значение для программирования развития муниципального образования приобретает решение задачи соотношения программы и стратегического плана.

Целевая программа и долгосрочный план-прогноз должны быть тесно связаны между собой. Программа конкретизируется в плане и реализуется через план. Стратегический план - необходимое средство реализации программы, поскольку он обладает директивностью, конкретностью и направленностью. Об этом свидетельствует длительный опыт государственного планирования не только в нашей стране, но и опыт индикативного планирования во

Франции, Японии, США и других странах. Основное содержание долгосрочной программы составляют наиболее значимая цель, а также характеристики комплекса мероприятий и ресурсов, используемых для ее достижения. Стратегический план включает характеристики множества целей, функций и ресурсов, обеспечивающих их реализацию. Долгосрочный план имеет ряд аспектов, отражающих содержание каждой конкретной программы. Таким образом, разрабатываемые и утверждаемые местным сообществом комплексные целевые программы являются

исходной предпосылкой формирования долгосрочного стратегического плана, а программы выступают как предплановые документы. Целевая программа муниципального образования не может быть реализована без взаимодействия с системой государственного регулирования и государственных ресурсов федерального и регионального уровней. Она представляет собой элемент этой системы. Вот почему для реализации программ социально-экономического развития города или района в современных условиях необходимо налаживание системы государственного регулирования

на основе усиления экономических функций государства. Эти функции должны быть связаны не только с прогнозированием, программированием и с косвенным регулированием, по и с долгосрочным индикативным планированием. Однако здесь необходимо четко разграничить функции всех уровней управления. Следует отметить, что, несмотря на довольно-таки длительный период применения территориальных программ, общепринятой их структуры пока не существует, что объясняется недостаточной

научно-методической разработкой проблемы социального программирования. Генеральная цель социальной программы развития муниципального образования - противодействие снижению уровня и продолжительности жизни населения и обеспечение его роста, выход на научно обоснованный уровень удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей малообеспеченных слоев населения, осуществление коренных преобразований в условиях и содержании труда работников производственной сферы муниципального

образования. Реализация генеральной цели определяет собственно структуру целевой комплексной программы. В первом разделе программы даются характеристики прогнозов и основных пропорций экономического развития, динамики численности различных слоев населения и трудовых ресурсов муниципального образования. Изменение показателей этого раздела во многом обусловливается влиянием внешних факторов, поэтому установка целевых ориентиров в данном разделе не предполагается.

Во втором разделе социальные цели и задачи программы разворачиваются сначала через обобщенные показатели эффективности ее реализации, обобщенные характеристики уровня жизни населения, а затем конкретизируются в комплексе показателей, отражающих деятельность, направленную на противодействие снижению уровня удовлетворения социальных и культурно-бытовых потребностей малообеспеченных, бедных и нищенствующих слоев населения. Целевым ориентиром здесь служит достижение необходимых условий жизнедеятельности населения, что предполагает

социальную защиту детей и малоимущих жителей, создание условий для получения образования, профессиональной подготовки и переподготовки лиц в трудоспособном возрасте, а также определенные сдвиги в решении жилищных проблем. Социальные ориентиры, характеризующие условия проживания, предполагают охрану здоровья населения, улучшение торгового и бытового обслуживания, обеспечение нормальных условий для отдыха, спорта, туризма, развития культуры и искусства. Остальные разделы программы обосновывают обеспечение ресурсами и мероприятиями

достижения целевого блока. Так, выделяются структурный блок, в котором даются характеристики основных мероприятий для достижения социальных целей, ресурсный блок, где указывается потребность в материальных и финансовых ресурсах для выполнения мероприятий программы, и блок технико-экономических обоснований, где составляются необходимые балансы для обеспечения потребностей за счет собственных ресурсов города, привлечения средств инвесторов и средств населения.

Методической основой составления служат конкретные плановые методы, такие как метод балансов, нормативный, вариантный, итеративных приближений, необходимые для достижения качественно и количественно структурированных целей. Проработка целей, приоритетов и задач в развитии социальной инфраструктуры города или района предусматривает предварительную разработку соответствующих прогнозных документов о динамике уровня удовлетворения социально-бытовых и социально-культурных потребностей населения города, районов и концепции социально-

экономического развития территории. Технология разработки данного раздела программы состоит в следующем: • на основе социально-экономического анализа сложившихся тенденций и определения гипотезы развития территории формируется система прогнозов динамики уровня удовлетворения основных жизненных потребностей населения; • с использованием экспертного метода и социального анализа осуществляются тенденции и основные ориентиры, которые разворачиваются в концепции социально-экономического развития муниципального образования,

качественно и количественно структурирующей систему целевых показателей; • на основе метода декомпозиции генеральная цель разукрупняется в динамическую систему подцелей различных уровней. Тем самым строится эталонная модель развития муниципального образования, достижение которой характеризуется необходимой траекторией будущего развития муниципального образования. Путем использования балансового и статистических методов, методов прямых плановых расчетов и корреляционного

анализа определяются значения показателей целевого блока и объемов всех видов ресурсов, необходимых для их достижения. Система примерных критериев, характеризующая основные стороны социально-экономического развития города или района может быть представлена следующим комплексом взаимоувязанных показателей: • увеличение средней продолжительности жизни населения в МО; • положительная динамика естественного прироста населения; • сокращение детской смертности и смертности

населения в трудоспособном возрасте; • повышение обеспеченности населения жилой площадью по категориям жилья и уровню его благоустройства; • повышение уровня реальной заработной платы населения; • снижение заболеваемости; • динамика удовлетворения других социально-культурных и бытовых потребностей населения. Система мероприятий, разрабатываемых для достижения прогнозируемых целей и потребности в ресурсах, определяется по каждому из направлений или условий жизнедеятельности населения.

В частности, подсистема структурного обеспечения целевого блока для решения жилищной проблемы включает адресную программу основных мероприятий по строительству и капитальному ремонту ветхого жилья, их стоимостную оценку. Подсистема ресурсного обеспечения удовлетворения потребностей в жилье характеризуется такими показателями, как: потребность в общей жилой площади; необходимые затраты на строительство жилья и капитальный ремонт, на текущий ремонт и эксплуатационные расходы; ввод общей жилой площади; ввод жилой площади за

счет нового строительства (ведомственного, муниципального, частных инвесторов, кооперативного); ввод жилой площади за счет капитального ремонта (ведомственного, муниципального, частных инвесторов); затраты на ввод общей жилой площади за счет нового строительства и капремонта (из госбюджета, от частных инвесторов, из средств населения); затраты на текущий ремонт и эксплуатационные расходы; необеспеченная потребность в общей жилой площади; необеспеченная потребность в финансовых ресурсах.

Справочными показателями могут быть общая площадь жилого фонда города, а также его структура по формам собственности, в частности площадь муниципального, ведомственного, частных инвесторов, кооперативного приватизированного жилого фонда и т.д. Подсистема обеспечения развития материальной базы народного образования предусматривает разработку целевой программы создания и реконструкции объектов народного образования с указанием инвесторов, сроков выполнения мероприятий и стоимости работ.

Подсистема ресурсного обеспечения развития народного образования характеризуется такими показателями, как объем необходимых затрат на строительство общеобразовательных школ и мест в них, объем необходимых затрат на текущие расходы, количество вводимых общеобразовательных школ и мест в них, объем затрат на строительство школ из госбюджета и частных инвесторов; объем затрат на текущие расходы, потребность в строительстве детских дошкольных учреждений, необходимые затраты на их строительство, текущие и эксплуатационные

расходы; ввод мест в ДДУ, необходимые затраты на строительство ДДУ, на текущие и эксплуатационные расходы и т.д. Кроме того, эта подсистема предусматривает необходимые финансовые затраты на обучение и переподготовку высвобожденных работников, выделяемые затраты на обучение и переподготовку высвобожденных работников; необеспеченную потребность в финансовых ресурсах для развития материальной базы народного образования и переподготовку кадров.

Аналогично строятся подсистемы структурного обеспечения социальной защиты, мероприятия, входящие в систему структурного обеспечения социальной защиты, здравоохранения, культуры и др. Программа стабилизации социального развития муниципального образования опирается на разработку целого ряда предплановых документов: социального паспорта города или района, стабилизационных программ развития предприятий и организаций, а также результатов изучения общественного мнения и социологических опросов

населения. Необходимо отметить, что каждый раздел и подраздел программы должен составляться в единой форме, предусматривающей: • основные показатели; • мероприятия, направленные на обеспечение целевого блока; • ресурсное обеспечение (потребность в финансовых ресурсах и источники ее покрытия); • технико-экономическое обоснование. Постановка генеральной цели социально-экономического развития в соответствии с приоритетами, развертывание этой цели в систему подцелей, конкретизация их количественными значениями

показателей являются одной стороной проблемы. Другая - не менее, а возможно, и более важная задача-формирование критериев достижения поставленных целей. Для оценки степени достижения целей могут быть использованы критерии: • нормативности, предполагающий сравнение достигаемых целей с нормативной моделью; • эффективности использования вовлекаемых ресурсов; • экономической эффективности выполняемых мероприятий программы; • соотношения общей суммы инвестиций по программе к объему централизованно выделяемых бюджетных ресурсов.

Успешная реализация программы предполагает согласованность и координацию ее с государственными органами регионального управления, а также согласованность с другими программами, разрабатываемыми в муниципальном управлении (научно-технического развития, транспортной и т.д.). Заключение Решение таких объемных задач, как переход к более высокому качеству жизни, требует оценки ситуации, возникшей в социальной сфере, определения приоритетных направлений дальнейшего развития социально-

культурных отраслей, нуждающихся в привлечении дополнительных ресурсов. В реализации этих направлений необходимо учитывать возможность диверсифицированного их финансирования как из государственных, так и из частных источников. Участие всех заинтересованных лиц в финансировании социальной сферы делает необходимым определение их места и роли в этом процессе, так же как и определение места и роли других субъектов: организаций,

предприятий, населения. Такой подход требует разработки соответствующего механизма организации и управления процессами развития социальной сферы. Очевидно, что программно-целевой метод является в этих условиях необходимым инструментарием в управлении таким сложным объектом, как социальная сфера, формой и средством подчинения субъектов хозяйствования целям и задачам социального развития. Список литературы 1. Закон РФ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического

развития Российской Федерации"/ Российская газета. 1995, 26 июня. 2. Территориально-отраслевые комплексные программы интенсификации производства Кулибанов B.C.: Уч.пособие М: Высшая школа, 1990. 3. Тенденции развития и потенциал системы местного самоуправления. Копылов Ю.М. ISBN В. 2002 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ финансовой деятельности и бухучет на предприятии "АРНИКА" г.Гомель
Реферат Роль, функции и показатели системы национального счетоводства. Создание системы национальных с
Реферат Себестоимость (на примере кавминводских санаториев)
Реферат Совершенствование производственно-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ОАО "Пуховичский пищекомбинат")
Реферат Базовое составление строительной сметы
Реферат 31. 62. 9 – послуги з монтажу технічного обслуговування І ремонту електроустаткування (послуги з технічного обслуговування автоматичних установок охоронної сигналізації корпусів університету)
Реферат Климат и погода Земли
Реферат Мой любимый поэт современности Александр Петрович Межиров
Реферат Аудит налогообложения
Реферат Клиент TCP
Реферат Формирование представлений об антонимах у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Реферат Расстройства в системе кровообращения
Реферат Консервация морских скважин
Реферат Подвижные игры как средство развития психофизических качеств у детей 6-7 лет (на примере МДОУ д/с №10 "Теремок")
Реферат Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в организации