Введение
Триста лет назад Россияисповедовала одну христианскую, православную веру и составляла одну истиннуюправославную Церковь. Не было тогда в Русской Церкви ни ересей, ни расколов, нираздоров.
И каким же образом наРусь пришла православная вера?
До Xв. на Руси христианство не было распространено, а принимало больше единичныйхарактер, но с приходом князя Владимира ситуация изменилась. Распространив своювласть практически на все славяно-русские земли, Владимир неизбежно должен былпридерживаться какой-то, как сказали бы сегодня, «общенациональной» политическойпрограммы, которая, по условиям того времени, выражалась в религиозной форме.
К религиям(теистическим системам мировоззрения), оказавшим существенное влияние наситуацию в Восточной Европе в Xв., следует отнести православие, католичество и ислам. Русские «искатели веры»должны были представлять и вполне представляли себе различия этих основныхрелигий. Последнее не удивительно: киевские купцы и воины постоянно бывали вКонстантинополе, сражались на Крите и в Малой Азии, торговали с египтянами исирийцами, ездили в Волжскую Булгарию и Хорезм. Принятие определенной верыавтоматически приводило и к ориентации на вполне определенные группировкивнутри страны. Поэтому предстоявший князю Владимиру «выбор веры» легким неназовешь.
Сами обстоятельства«выбора веры» Владимиром широко известны и изложены в « Повести временных лет».В соответствие с версией Нестора, князь, желая понять разные исповедания,отправил своих посланцев в соседние земли и затем принял представителей всехтогдашних учений. Насколько реальны эти подробности, нам не столь важно, ибокуда большее значение имеет приведенная Владимиром мотивировка своего решениякреститься по греческому обряду.
Военно-политическиеследствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только далВладимиру сильного союзника – Византию, но и примирил его с населениемсобственной столицы. Некоторое сопротивление крещению оказали на первых порах,предпочитая язычество, Новгород и Чернигов. Но язычники Новгорода были сломленывоенной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со Смоленском такжеприняли христианство. Теперь перед киевским князем оставались лишьвнешнеполитические проблемы.
Истинную Христову веруна Руси не могли поколебать никакие покушения врагов, которые не раз делалипопытка подчинить себе или расколоть Русскую Церковь: страшное иго татарское,более двухсот лет тяготевшее над Русской землей, не смогло уничтожить илиисказить православия. Не раз папы римские стремились подчинить Русскую Церковьсвоему престолу, но всегда безуспешно. Верный своей истинной православнойцеркви, русский народ всегда давал отпор католикам.
Так же безуспешны былипопытки внести еретические искажения чистоты христианского учения. Наиболеезначительными из них были ереси «стригольников» и «жидовствующих» возникшие вXIV–ХVвв. в Новгороде.
«Стригольники» отрицалинеобходимость духовенства и проповедовали, что и миряне могут руководитьверующими; они отвергали св. таинства и постановления вселенских соборов.«Жидовствующие», отвергали догматы о св. Троице, божественности Исуса Христа,отрицали монашество, св. иконы и многие церковные обряды. Эти еретики быстроисчезли.
Все эти покушения наединство и святость Русской Церкви привели к тому, что русский народ ещевнимательнее, еще строже стал охранять свою православную веру.
В 1439 г. во Флоренции(Италия) был созван церковный собор по вопросу соединения церквей – западной ивосточной. Этого соединения желали византийский император и патриарх для того,чтобы заручиться помощью от римского папы в борьбе против турок, все болеетеснивших Византию. На Флорентийском соборе была принята уния (союз), покоторой папа признавался главою обеих церквей: католической и православной,причем последняя должна была признать и католические догматы. За православнойцерковью сохранялись лишь ее богослужебные обряды. На собор во Флоренцию прибыли московский митрополит Исидор, грек, присланный незадолго перед соборомконстантинопольским патриархом. Он открыто примкнул к унии. По возвращении митрополитаИсидора в Москву состоялся собор русского духовенства, который нашел действиямитрополита неправильными, и он был низложен с кафедры митрополита. После чегособором русских епископов был избран в митрополиты архиепископ рязанский Иона,который был поставлен в 1448 г. уже без утверждения константинопольскогопатриарха. С этого времени русские митрополиты стали избираться соборомрусского духовенства самостоятельно, без утверждения и хиротонии византийскимпатриархом. Таким образом, Русская Церковь приобрела независимость от церквигреческой.
В 1551 году при цареИоанне Васильевиче Грозном в Москве состоялся знаменитый церковный собор,получивший название Стоглавым, так как сборник постановлений его состоял из стаглав. Этот собор подтвердил правильность старых церковных книг, указав толькона незначительные по грешности в знаках препинания и на некоторые описки, атакже привел к единству уставы и наложил строгие церковные наказания на тех,кто нарушает правила святых апостолов, противится совершению службы поцерковному уставу и нарушает обряды и предания св. Церкви.
П.1 Истоки раскола
В XVIIстолетии Россию ждали события, потрясшие духовную основу государства – Церковь.Ранее, в XV-XVIвв., уже доводились конфликты, связанные с борьбой между иосифлянами инестяжателями.
Во время Смуты Россияпережила острейшее столкновение с западным миром. Впервые часть ее территориинадолго оказалась под властью католической Польши и протестантской Швеции.Протестанты и католики вступили в то время в смертельную схватку. В Европегорели костры, сжигавшие еретиков, и она стремительно приближалась кТридцатилетней войне. Отзвуки этой борьбы доносились и до России… Запорожскиеказаки, шведские, немецкие и английские специалисты и наемники, польскиешляхтичи в годы Смутного времени побывали в самых захолустных уголках России.Хотя официально проповедь иной веры была запрещена, многие русские теснообщались с иностранцами, перенимали их обычаи, читали их книги. Из Новгорода,более 10 лет пробывшего под властью Швеции, распространялись протестантскиевеяния.
После Смутного времени,начиная с 1620-х годов, когда в Речи Посполитой начались открытые гонения направославие, мощный поток идей и людей устремился на Русь и оттуда.Западнорусские священники поднаторели в богословских спорах. Они по опытузнали, что без хорошего образования противостоять иезуитам в спорах по вопросамверы совершенно невозможно. Из Киева давно раздавались призывы открывать вМоскве школы, переводить и печатать книги. В Москве, остро чувствовавшей недостатокпросвещения, откликались созданием учебных заведений и все более широкиминтересом к греческой и латинской образованности. Многим казалось, что ицерковь, наряду со всей страной, нуждается в исправлении и новом устройстве.
Естественно, что послеСмуты реформа Церкви стала самой насущной проблемой. Реформу проводили неархиереи, а священники: протопоп Иван Неронов, духовник юного царя АлексеяМихайловича Стефан Вонифатьев, знаменитый Аввакум.
П.2 Московский кружок ревнителейблагочестия
С воцарением АлексеяМихайловича, при московском дворе возник небольшой, но влиятельный кружокревнителей благочестия. Душой кружка был протопоп Стефан Вонифатьев, царскийдуховник, поклонник киевских ученых и убежденный грекофил, человек выдающийсяпо своему уму, высоким нравственным качествам, ревности к благочестию, и притомпользовавшийся большим влиянием на царя, своего духовного сына. Членами кружкабыли: один из образованнейших русских людей того времени боярин Ф.М. Ртищев,сестра его Анна Михайловна, царский воспитатель боярин Морозов и архимандритНовоспасского монастыря Никон, будущий патриарх. Единомышленным с ними был имолодой царь, вообще относившийся к делам, касающимся церкви, всегда: и вмолодости, и в зрелые годы — с живым сочувствием и интересом.
Надо отметить, что самцарь Алексей Михайлович был убежденным грекофилом. В обширной переписке свосточными патриархами вполне определенно высказывается цель АлексеяМихайловича — привести русскую церковь в полное единение с греческой.Политические взгляды царя Алексея, его взгляд на себя как на наследникаВизантии, наместника Бога на земле, защитника всего православия, который, бытьможет, освободит христиан от турок и станет царем в Константинополе, тожезаставляли его стремиться к такому тождеству русской и греческой веры. Так, в1649 г. иерусалимский патриарх Паисий в свой приезд в Москву, на приеме уцаря прямо высказал пожелание, чтобы Алексей Михайлович стал царем вКонстантинополе: «да будеши Новый Моисей, да освободиши нас от пленения».
Эти «ревнителиблагочестия» действовали по двум направлениям. Во-первых, в области«социального христианства», под которым подразумевались устные проповеди инепосредственная работа среди паствы: закрытие кабаков, устройство богаделен,приютов для сирот. Во-вторых, они занимались исправлением обряда и собственнобогослужебных книг.
Именно из-за исправленияобрядов и богослужебных книг начал разрастаться конфликт. Его обусловилиразличия в московском и греческом обряде, прежде всего в перстосложении:великороссы крестились двумя перстами, греки — тремя. Эти различия привели кспору об исторической правоте. Фактически спор свелся к выяснению вопроса отом, появился ли русский церковный обряд — двуперстие, осьмиконечный крест,богослужение на семи просфорах, сугубая аллилуйя», хождение посолонь, то естьпо солнцу, при совершении обрядов и так далее — в результате искаженияневежественными переписчиками богослужебных книг или нет.
Но к середине XVIIв. обстоятельства радикально изменились. Уходила в прошлое «светлая Русь» с ееотносительным единством в мировоззрении и поведении людей. Стране предстоялтроякий выбор: изоляционизм (путь Аввакума); создание теократическойвселенскоправославной империи (путь Никона); вхождение в «концерн» европейскихдержав (выбор Петра) с неизбежным подчинением Церкви государству. ПрисоединениеУкраины сделало проблему выбора еще актуальнее, ибо приходилось думать оединообразии церковного обряда. Появившиеся на Москве еще до присоединенияУкраины киевские монахи, самым замечательным из которых был ЕпифанийСлавинецкий, стали настаивать на исправлении церковной службы и книг в соответствиисо своими представлениями.
П.3 Избрание новогопатриарха
В этот острый моментумер патриарх Иосиф (1652). Нужно было избрать нового патриарха; безпатриаршего благословения в ту пору на Москве никакого государственного, а ужтем паче церковного мероприятия провести было невозможно. Сам царь АлексейМихайлович, человек благочестивый и набожный, был сильно заинтересован вскорейшем избрании патриарха и хотел видеть на патриаршем престоле своего«собинного друга» — новгородского митрополита Никона, которого очень ценил и скоторым всегда считался.
Вопрос об избранииНикона на патриарший престол был решен заранее, так как многие бояре поддержалижелание царя, и в пользу кандидатуры Никона высказались в своих посланияхправославные патриархи Востока: константинопольский, иерусалимский,антиохийский и александрийский. Никон получил огромную власть и аналогичныйцарскому титул «Великого государя» (1652).
П.4 Личность патриархаНикона
Типичный человекакматической фазы, будущий патриарх московский Никон был человеком крайнетщеславным и властолюбивым. Происходил он из мордовских крестьян и в миру носилимя Никиты Минича. Сделав головокружительную карьеру, Никон прославился твердымнравом и суровостью, характерной не столько для церковного иерарха, сколько длясветского властителя.
Никон лишен былправильного систематического образования и, как большинство его современников,не умел отделить в делах веры существенное от несущественного, веру и учениецеркви от церковного обряда и установленного чина. В этом отношении он ничем неотличался от своих противников; как те, так и он был в сущности типичный старыймосковский начетчик, подчас очень односторонний и узкий в деле понимания веры иблагочестия. Первоначально он сам держался старых обычаев, но позже, подвлиянием кружка ревнителей и знакомства с киевскими учеными и наезжавшими вМоскву греками, изменил прежний взгляд, сделался поклонником всего греческого исо свойственной ему энергией, страстностью и увлечением стал проводить в жизньновые воззрения. Глубоко религиозный, с душой, жаждущей деятельности, он сливалв своем представлении обряд с верой и всякое изменение формы, в какую онаотлилась, понимал как искажение веры, нечестивое и преступное.
Вот почему чем ближе друг к другу стояли Никон и сторонники старых обрядов вложном понимании и смешении этих обрядов с сущностью православной веры, темрезче разошлись они, тем непримиримее стало их взаимное ожесточение. И Никон, истарообрядцы одинаково горели чистой, пламенной верой, но, лишенные истинного просвещения,они не сумели подняться над формой и породили, при пагубном участии греков, тотразлад, который до сей поры разделяет нашу церковь, создав из одной две церкви:одну — господствующую, принявшую реформы Никона, другую — старообрядческую,отказавшуюся от них, а между тем и та и другая одинаково православные,одинаково правильно исповедуют веру Христову, согласно учению и постановлению 7вселенских соборов.
Помимо всего, духовная распря приняла особенно острый характер вследствиеличных недостатков Никона. Это был человек крутого нрава, властный, деспот вдуше, горячка, не умевший владеть собой. Облеченный громадной властью, он несносил сопротивления и не знал меры в наказании. Вводя свою реформунасильственно, Никон забывал, что в делах веры победу одерживает не насилие, аубеждение, и что гонение лишь усиливает сопротивление, превращает гонимых вжертву, придает им ореол мученичества и лишь увеличивает число их сторонников.
Говоря о особенностяхрелигиозности Патриарха Никона и его современников Н. Костомаров замечал:«Пробывши десять лет приходским священником, Никон, поневоле, усвоил себе всюгрубость окружавшей его среды и перенёс её с собою даже на патриарший престол.В этом отношении он был вполне русский человек своего времени, и если былистинно благочестив, то в старом русском смысле. Благочестие русского человекасостояло в возможно точном исполнении внешних приёмов, которым приписываласьсимволическая сила, дарующая Божью благодать; и у Никона благочестие не шлодалеко за пределы обрядности. Буква богослужения приводит к спасению;следовательно, необходимо, чтобы эта буква была выражена как можно правильнее».
П.5 Как произведена былацерковная реформа (1653 —1667)
Став патриархом, Никонпредписал в начале 1653 г.:
1) при чтении великопостноймолитвы Ефрема Сирина («Господи, Владыко живота моего») земных поклонов кластьвсего только четыре, а в пояс — двенадцать, взамен прежних, исключительноземных;
2) совершать крестноезнамение не двумя перстами, а тремя.
Получив это предписание,Иоанн Неронов, бывший в ту пору протопопом Казанского (в Москве) собора,призвал Аввакума и других обсудить дело. Впечатление получилось потрясающее.Ведь еще на Стоглавом соборе было постановлено: «Да будет проклят тот, ктокрестится не двумя перстами!» «Видим, — писал впоследствии Аввакум, — что зимахочет быть: сердце озябло и ноги задрожали».
На резкую критику своихдействий Никон ответил суровыми мерами: Неронова лишили скуфьи, Логина иДаниила растригли, и всех троих сослали; сослан был и Аввакум, но отрастрижения его спасло заступничество царя Алексея. Однако сильноепротиводействие, оказанное ею новшествам, показало Никону, что в дальнейшихсвоих мероприятиях ему необходимо опереться на высший авторитет церковногособора. Созванный в 1654 г., собор постановил, сообразуясь с видами Никона,заново пересмотреть церковные книги и исправить их, согласно древнимхарактерным русским и греческим книгам. Щекотливый вопрос о двоеперстии невозбуждался; Никон ограничился рассмотрением второстепенных и менее жгучих: отом, когда на литургии держать царские двери открытыми, в котором часу начинатьсаму литургию; кто имеет право читать и петь на амвоне и т.п.
Также остро стоялвопрос о так называемом многогласии.
П.6 Единогласие и многогласие
Церковный устав,введенный в Русскую церковь, был позаимствован из восточных, самых строгихмонастырей; там он применялся только в монастырях, у нас же его ввели, крометого, в приходских церквах. Согласно этому уставу, необходимо было вычитать ипропеть без всяких пропусков все, что в нем полагалось. Церковная службапоэтому была очень длинная, утомительная, и, во внимание к немощи мирскихлюдей, ради снисхождения к их житейским заботам, стали совершать ее разом,несколькими голосами: стали употреблять многогласие, т.е. единовременно петьположенное по уставу в несколько голосов сразу: «Один пел, другой в это времячитал, третий говорил эктении или возгласы, или читали сразу в несколькоголосов и каждый свое особое, не обращал внимания на других, и даже стараясьперекричать». Устав при этом, действительно, соблюдался полностью, в нем ничегоне пропускалось, но такая служба вместо назидания приучала к механическому,бессмысленному отправлению. «Многие из народа стали смотреть на посещение церкви,как на одну формальность, и не только во время богослужения держали себя крайненепристойно, что чуть ли не сделалось общим правилом, но и старались ходить вте именно церкви, где служба, ради многогласия, совершалась с особой скоростью.Со своей стороны, духовенство, желая заманить в свои храмы побольше народудоводило скорость церковных служб до крайности, дозволяя в храме читатьединовременно голосов в шесть и больше». Введенное Никоном единогласие удлинилоцерковную службу, зато сделало ее благопристойнее и осмысленнее. Единогласиевосторжествовало.
патриарх никон старообрядческий икона
П.7 Гонение на иконы
Тогда же воздвиг Никонгонение на иконы франкского письма, т.е. писанные по западным, латинскимобразцам. В надругание над ними и в поучение народу он велел соскабливать сдосок лики святых и в таком виде носить их по улицам, напоказ. Наконец, внеделю православия (1655), в Успенском соборе при торжественной обстановке вприсутствии патриархов антиохийского и сербского объявлено было запрещение, подстрахом отлучения, писать и держать у себя такие иконы. Для вящего вразумленияНикон брал эти образы в руки, показывал их молящимся и с силой бросал один задругим на пол, разбивая их на куски о железные плиты, и только снисходя кпросьбе царя, ограничился приказанием зарыть разломанные куски, а не сжечь, какпервоначально хотел было. Грубое выступление Никона против икон возмутилоблагочестивых людей, дав новое орудие против него. Патриарха стали называтьиконоборцем, даже хотели убить его. В бедствиях моровой язвы, которая в ту порууносила много жертв в городе Москве и вызвала панику в народе, видели перстБожий и наказание за никоновские новшества.
Тогда же в Москвуприбыл горячий поклонник (а после столь же горячий противник) Никона —антиохийский патриарх Макарий, и в стране было официально объявлено о введениитроеперстия, а те, кто продолжал употреблять при молитве двоеперстие, былипреданы церковному проклятию. Позднее (1656) церковный собор подтвердил такойпорядок, в пути Никона и его бывших друзей разошлись окончательно.
Таким образом, реформыНикона свелись к простому обряду и букве. Само исправление книг, правильнозадуманное и вполне необходимое, ничем не расширило религиозного сознаниярусского человека, оставив его на прежнем уровне духовного просвещения. Обрядзаслонил перед Никоном гораздо более важное — нравственно-религиозную ицерковную жизнь тогдашнего общества, в частности, духовенства: эта жизньнуждалась в реформе больше, чем простой обряд. Для веры и благочестия былорешительно все равно, крестятся ли люди двумя перстами или тремя, двоят илитроят аллилуйю, отправляют ли церковную службу по новоисправленным или постарым дониконовским книгам: замена одного обряда другим еще не избавляла отнестроения в жизни церковной. И, действительно, Русская церковь и после реформыосталась с прежними несовершенствами, а русское общество — с прежними порокамии недостатками, как и раньше, столь же далекое от истинного понимания духа исмысла христианского учения.
Так совершился расколрусского православи: сторонники «древнего благочестия» оказались в. оппозиции кофициальной политике, а дело церковной реформы было поручено украинцу ЕпифаниюСлавинецкому и греку Арсению.
П.8 ПостановлениеСобора 1667г
На соборе 1667 г. видное участие принимали греческие иерархи с двумя восточными патриархами во главе. Импринадлежало там первое место и первый голос. Греки воспользовалисьблагоприятным случаем восстановить авторитет своей церкви, поколебленный вглазах русских еще со времен Флорентийской унии, и показать, что подозрения инарекания на нее неосновательны. Под их давлением собор разрешил от клятвыСтоглавого собора троеперстников и троивших аллилуйю — клятвы, якобы наложенной«нерассудно, простотой и невежеством», и, в свою очередь, наложил анафему надвуперстие и сугубую аллилуйю. Таким образом, старообрядцы были поставлены наодну доску с еретиками и тем положено начало печальному явлению в русской жизни— расколу.
П.9Главнейшие обрядовые отличия старообрядческой церкви отпреобразованной согласно постановлениям Собора 1667г
1. Крестноезнамение при осенений самого себя крестом: двуперстное вм. троеперстия.
2. Аллилуйя. Сугубаявм. трегубой.
3. Крест. Исключительно8-конечный; собор же
1667 г. допускает три формыбезразлично: 4-х, 6-ти и 8 -конечную.
4. Число просфор напроскомидии. Семь вм. пяти.
5. Крестныйход. Посолонь вм. хождения против солнца. 1В. Собор 1667 г. допустил, однако, и посолонь, но исключительно при бракосочетании (когда жениха и невестуобводят вокруг аналоя).
6. Поклоны при чтениивеликопостной молитвы Ефрема Сирина. Исключительно земные вм. введенных Никоном4 земных и 12 поясных.
7. Иконы. Допускаютсяисключительно старого образца, т.е. писанные до времен Никона, или же, еслипозднейшие, то по старым образцам.
8. Бритье бороды.Старообрядцы придерживаются постановления Стоглавого собора, который призналбритье бороды латинской ересью, запретил поэтому отпевать брадобрийцев посмерти, творить по ним сорокоуст, приносить по ним в церковь свечи и просфоры.
9. «И огнем». Ещезадолго до патр. Никона книжный справщик, архимандрит Троицкого монастыряДионисий поплатился за то, что (правильно) выкинул из водосвятной молитвы слова«и огнем»: «Освяти воду сию Духом Твоим и огнем». Ему поставили в вину желание«вывести огонь из мира» (1618). На этой вставке, вошедшей во все требники,держался обычай, при освящении воды, погружать в нее зажженные свечи. Указаннаявставка была признана неправильной и вычеркнута, но сам обычай опусканиязажженных свечей держался еще некоторое время, пока собор 1667 г. не отменил его окончательно.
П.10 Отличия в текстебогослужебных книг
10. Молитва Господня.«Отче наш… и остави нам долги наша, яко и мы оставляем… и невоведи нас воискушение». Вместо: «якоже и мы… и не введи нас во искужение».
11. Символ веры. «Веруюво единого Бога… И во единого Господа Исуса Христа… рожденна, анесотворенна… и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося отДуха Свята и Мария Девы… Распята же за ны… и воскресша во третий день пописаниих. Его же царствию несть конца… И в Духа Святого истинного иживотворящего». Вместо: «Иисуса Христа… рожденна, несотворенна… сшедшего снебес… Марии Девы… Распятого за ны… и воскресшего в… по писаниям… Еюже царствию не будет конца… И в Духа Святого животворящего».
12. Молитва Деве Марии.«Богородица, Дево, радуйся обрадованная Мария… яко родила еси Христа Спаса». Вместо:«Богородица, Дево, радуйся, благодатная Мария… яко Спаса родила еси».
13. Исус (по Стоглаву)— Иисус (собор 1667 г.).
14. Псалом «Давоскреснет Бог». «Да воскреснет Бог и разыдутся врази его» вм. «да расточатсяврази его».
15. Пасхальнаямолитва. «Христос воскресе из мертвых смертию на смерть наступив и гробнымживот даровав» вм. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».
16. На ектений: Деньвесь совершен, снят, мирен, безгрешен испросивше себе и друг другу и весь животнаш Христу Богу предадим»; и еще: «единение веры и причастие Св. духаиспросивше себе и друг другу и весь живот наш Христу Богу предадим», вместо:«сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим» (в обоих случаях).
Можно указать на дванововведения патр. Никона, не удержавшиеся и собором 1667 г. отмененные:
1. Молитва Иисусова.Старую форму: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» Никон заменилбыло другой: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».
2. Освящение воды напразднике Крещения Господни (6 января) совершалось дважды: накануне, внавечерии, в церкви, и потом в самый день праздника, на реке.
Никон же постановилосвящать ее только один раз, накануне, и притом на реке.
П.11 Закат правленияНикона
Именно в установлениивселенского характера русского православия состоит историческая заслугапатриарха Никона. Но, к сожалению, крутой нрав Никона продолжал сказываться,постепенно создавал ему много противников среди бояр. Последние всяческистремились испортить отношения патриарха и царя и преуспели в этом. Началосьвсе вроде бы с мелочей. В 1658 г., во время очередного праздника, царскийокольничий, прокладывал, по обычаю, дорогу для государя, ударил палойпатриаршего человека. Тот начал возмущаться, называл себя «патриаршим боярскимсыном», и тут же получил еще один удар палкой — по лбу. Никон, узнав об этомслучае, пришел в крайнее негодование и потребовал у Алексея Михайловичарасследования и наказания виновного боярина. Но расследование не было начато, авиновный остался безнаказанным. Видя изменившееся отношение царя к себе, Никонрешил еще раз прибегнуть к приему, уже испытанному им при восшествии напатриарший престол. После обедни в Успенском соборе он снял с себя патриаршие ризыи объявил, что оставляет место патриарха и уходит жить в свой любимыйВоскресенский монастырь под Москвой, называемый Новым Иерусалимом. Попыткинарода остановить патриарха были безуспешны. Несмотря на то, что народ выпряглошадей из его кареты, Никон не изменил своего решения и ушел в Новый Иерусалимпешком.
Патриарший престолостался пустым. Никон рассчитывал на испуг Алексея Михайловича, но просчитался.Царь не приехал к нему. Начались долгие годы борьбы Никона за патриаршийпрестол. Царь старался добиться от Никона окончательного отказа от патриаршегозвания и возвращения патриарших регалий, чтобы можно было избрать новогопатриарха. Никон же стремился доказать, что он волен вернуться на патриаршийпрестол в любой момент. Такое положение было, конечно, абсолютно нетерпимым.
Тогда АлексейМихайлович прибег к посредничеству вселенских патриархов. Однако дождаться ихприезда оказалось нелегко: только в 1666 г. в Москву прибыли двое из четырех патриархов: антиохийский и александрийский, — имевшие, правда, полномочия отдвух других православных патриархов: константинопольского и иерусалимского.Несмотря на все уловки и сопротивление Никона, он все же предстал перед судомпатриархов и был лишен своего сана. Однако тот же собор 1666—1667 гг.подтвердил правильность всех церковных реформ, предпринятых Никоном.Нововведения патриарха получили официальное утверждение, но самому Никонусуждено было наблюдать торжество своей политики простым монахом, сосланным вотдаленный северный монастырь.
Заключение
Кпрогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести: освящение, тоесть религиозное обоснование и оправдание различных форм сопротивления властиофициальной церкви; разоблачение репрессивной политики царской и церковной властейпо отношению к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальнойцеркви; оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащиххристианскому вероучению.
Эти чертыидеологии движения и преобладание в составе его участников крестьян и посадскихлюдей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали расколу характерсоциального, антикрепостнического по своей сути движения, что выявили народныевыступления последней трети семнадцатого века. Так что борьба царских ицерковных властей в то время была прежде всего борьбой против народногодвижения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии.
События техвремен показали, что, отстаивая свои политические интересы, церковная властьпревратилась в серьезное препятствие на пути прогресса. Она мешала сближениюРоссии с западными странами. Усвоению их опыта и проведению необходимыхперемен. Под лозунгом защиты православия церковная власть добивалась изоляцииРоссии. На это не пошли ни правительство царевны Софьи, ни правление Петра I. Витоге на повестку дня был поставлен вопрос о полном подчинении церковной властии ее превращении в одно из звеньев бюрократической системы абсолютной монархии.
В заключенииможно сделать вывод, что реформа Никона была в то время необходима. Она увелаРусскую Православную Церковь от изоляции и объединила с Вселенской ПравославнойЦерковью. Ввела Московское государство в общность Европейских стран. Такимобразом создала предпосылки для реформ Петра I. А также дала предпосылки дляразвития и появления духовной теологической мысли на Руси.
Список литературы
1. Л.Н. Гумилев « От Руси до России ».
2. П.Г.Дейниченко « Начало правления Романовых. От Петра Iдо Елизаветы ».
3. Е.Ф.Шмурло « Мир русской истории».