Задание 1
«Смотрите, не творитемилостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас… когда творишьмилостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах,чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. Утебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делаетправая. Что бы милостыня твоя была втайне» (Евангелие от Матфея, гл.5, ст.1-4).
Обоснуйте верную илиневерную форму подачи милостыни. Какую награду должен ожидать подающиймилостыню: от окружающих, от нищего в качестве благодарности, от себя вкачестве повышенной самооценки или по какой-нибудь другой причине?
Темаподачи милостыни ставит перед человеком несколько вопросоводновременно, в нескольких плоскостях, и можно легко отыскать убедительныеаргументы как «за», так и «против» подачи милостыни. Кто-то может демонстративнодавать деньги на улице – как будто укоряя тех, кто находится рядом и этого неделает, а кто-то может давать значительные суммы, например, на реставрацию храми никто из его близких об этом может и не знать. />
Почему люди помогают (хотятпомогать) милостыней? Если человек верующий, то должен знать, что никакимидобрыми делами он не сможет купить место в раю – оно даётся лишь по благодати,а значит, милостыней не суметь приобрести некое особое расположение Создателя.Давать милостыню в религиозных целях – это всё равно, что покупатьиндульгенцию, мысленно убеждая себя, что такой поступок зачеркнёт несколькогрехов. Отсюда вывод: материально помогать нуждающимся можно только от чистогосердца, не преследуя никаких практических целей и не ожидая никакой награды.
Осознание того факта, чтопопрошайничество в крупных городах является формой бизнеса, пришло, наверное, кбольшинству. Это и пожилые люди, и инвалиды, и вымогатели-животноводы.Спонсировать жуликов не имеет никакого смысла – успешный бизнес всегда толькоразвивается и расширяется. Вопрос, конечно, риторический, ведь среди сотниподдельных нищих может промелькнуть один настоящий, но помог ли подающий тому,кто действительно нуждается?
Мне импонирует мнениешоумена Сергея Стиллавина по этому поводу. Приведу цитату: «В несколькихисточниках я встречал мысль примерно такого содержания: «Никогда не просите –сами придут и дадут!» (у Булгакова это точно было, да и в Библиипопрошайничество особо, кажется, не одобряется). Так вот, я и решил однажды,что надо помочь тому, кто об этом не просит, но, судя по виду его, сильнонуждается. Я был в храме, и вдруг мне захотелось помочь какой-то бабушке,которая молилась – с очень светлым лицом, старенькая, сгорбленная, но ни на чтоне роптавшая. Тогда я подошёл и просто дал ей денег: она сперва опешила, но японял, что деньги эти ей были далеко не лишними. И мне кажется, что именнотаким образом и нужно реализовывать своё желание помочь кому-то – не совать набегу мелочь первому, кто тянет ручонку, но помогать тем, кто, быть может, ужеотчаялся облегчить своё положение»[1].
Я считаю, что еслипомогать кому-то, то нужно с кем-то объединиться и оказать конкретную помощь.Причем не просто дать денег, а, например, купить то, что необходимо и т.п.
«А нужно ли даватьмилостыню – это вопрос для ленивых, кому просто неохота организовываться и ктохочет откупиться от своей совести на бегу»[2].
Задание 2
«Когда будешь жать наполе твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть оностанется у пришельца, сироте и вдове.
Когда будешь обиватьмаслину твою, то не пересматривай за собой ветвей; пусть останется пришельцу,сироте и вдове.
Когда будешь сниматьплоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою; пусть останетсяпришельцу, сироте и вдове» (Второзаконие, гл.24, с.10-21).
В чемсоциально-педагогический смысл этих, казалось бы, бытовых правил? Можно липредставить выполнение этих правил в нашем обществе? Напишите подобные правила,возможные для выполнения в наше время.
Эти правила перекликаютсяс первым заданием данной контрольной работы. Этот вопрос касается милостыни.Закон Божий поощрял людей к щедрости по отношению к неимущим[3].
Выполнение этих правил внашем обществе, как ни странно, но можно представить, конечно, в слегкаизмененном виде. Может быть, «собирая урожай на даче – оставь…», хотя у нашихдачников получается зачастую наоборот – им оставляют. Наверное, реальным былобы взять за правило сдавать регулярно какие-то ненужные вещи (одежду, мебель ит.п.), например, в приюты, приемники, детские дома и дома престарелых « — пустьостанется пришельцу, сироте и вдове».
Задание 3
«Если в собрание вашевойдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный вскудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебехорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у моихног, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худымимыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог бытьбогатыми верою и наследниками Царствия, которые он обещал любящим? Не богатыели притесняют вас? И не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброеимя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию:возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете. Но если поступаетес лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Послание Иакова, гл.2, ст.1-10).
Что значит – поступатьс лицеприятием? Согласны ли вы с утверждением, что нужно оказывать большеуважения богатым, чем бедным?
В этих стихах дана оценкаапостолом Иаковом лицеприятию. Есть несколько толкований этих строк.Относительно лиц, в отношении которых допускалось лицеприятие, одни толкователипонимают христиан, другие нехристиан. Большинство за то, что это были христиане,ибо они специально посещают христианские места богослужения. Произвольнопредставлять богатых нехристианами, а бедных христианами. Видимо, естественнопредположить, что это были приезжие христиане-гости (торговцы илипутешественники), которым и надо было указать места в христианской синагоге, вхристианском собрании. И появление именно таких христиан, полагают, дало поводк лицеприятию. Человек с золотым перстнем, блестящая одежда (признак богатствапо Библии) – и после такого поверхностного благосклонного взгляда проявилосьто, что он осуждает: тебе удобно здесь, а тебе вот там. Апостол Иаков, конечно,имел ввиду свое время, но если бы он был сейчас, он бы выразился еще резче. Сточки зрения христианства, это характеризовало веру христиан в прославленногоГоспода. В целом, с точки зрения апостола Иакова, лицеприятие, обнаруженное вхристианском собрании, свидетельствовало о помрачении в какой-то степени верычитателя, может быть даже о каком-то колебании, они стали судить по-земному,чисто по-человечески, а не по Божьему. Он указывает на факт, что Бог избралсебе учеников преимущественно среди бедных, и этот факт должен был их, по мыслиИакова, удерживать от пренебрежительного отношения к бедным.
Общий смысл такой: Богнаделил бедных богатством, которое заключается в их вере, дающей им право наполучение небесных благ. Вера бедных является их богатством, которое откроет имдверь в Царство славы.
Апостол Иаковрассматривает лицеприятие с точки зрения любви к ближнему. Здесь, видимо,апостол опровергает своеобразную увертку читателей, что они так поступают,якобы, по предписанию закона о любви к ближнему, и в словах «хорошоделаете» слышится ирония апостола Иакова. Вряд ли апостол Иаковиронизировал, да и вряд ли читатели могли прикрываться заповедью о любви кближнему, поэтому предлагают другой смысл: вы, во всяком случае, согласны стем, что, если поступаете по Писанию: возлюби ближнего, – то делаете хорошо, новы, в то же время, должны согласиться, что поведение с лицеприятиемнеправильное, даже греховное. Т.е. если верно первое положение, то правильно ивторое, ибо лицеприятие есть нарушение закона любви, царского закона[4].
И я, конечно, тоже немогу согласиться с утверждением, что нужно оказывать больше уважения богатым,чем бедным.
Задание 4
«Что пользы, братиямои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вераспасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, акто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст импотребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама посебе» (ПосланиеИакова, гл.2, с.14-17).
Разделяются ли вхристианстве добрые намерения и добрые дела? Можно ли назвать верой идею,которая не подкрепляется делами?
Все апостолы говорят овере и добрых делах, но более обстоятельно в своих писаниях вопрос осоотношении веры и добрых дел затронули апостол Иаков, начиная с 14 стиха по 26стих 2-й главы. Некоторые считают, что здесь апостол Иаков простоосторожно выражается, но выражает ли эта осторожность отсутствие веры,большинство считают, что нет, потому что в последних словах 14 стиха: «можетли эта вера спасти его», видно, что он имел ввиду веру, но верутеоретическую, умозрительную, не подкрепленную добрыми делами, и одна такаявера не могла его спасти. Поэтому большинство считают, что логическое ударениев этой фразе надо делать не на слово «говорит», а на слова «чтоон имеет веру, а дел не имеет». Вопроса два, ответ один – от одной верыпользы нет, нужны дела[5].
В 15-16 стихах апостол Иаковнарочито указывает на отсутствие необходимой одежды и необходимой пищи, чтобыподчеркнуть бесполезность таких голых фраз, голых увещаний без реальной помощи.Ясно, что, по апостолу Иакову, говорить голодным и полуголым хорошие слова,высказывать разные благопожелания, давать наставления без оказания конкретнойпомощи есть нечто бессмысленное, нечто праздное, бесполезное. Это даже можетсчитаться своеобразной издевкой. Проводя такую параллель, какими являются этибесполезные голые слова, такой же бесполезной является и теоретическая,абстрактная вера. Т.е., по апостолу Иакову, вывод сам по себе ясен, понятен.
Здесь апостол оченьсильно выражается о бесполезности веры, когда она не подкреплена делами.
Список литературы
1. Библия: Ветхий иНовый завет. – М., 1994.
2. Рекомендации поорганизации учебного процесса в воскресных школах. // Журнал МосковскойПатриархии. — 1991. — № 5. С. 51-54.
3. Сухотский Н.Н.Социально-педагогическая деятельность Белорусской Православной Церкви //Сацыяльна-педагагічная работа. — 2006. — № 1. С. 26-31.
4. Сухотский Н.Н. Социально-педагогическая деятельносьсовременных православных воскресных школ. // XII МеждународныеКирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности икультуры (Минск 24-26 мая 2006 г.): Материалы чтений «Церковь и социальныепроблемы современного общества» / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла,Бел. гос. ун-т культуры и искусств; отв. ред. и сост. А. Ю. Бендин.– Минск:Ковчег, 2007. – 358 с.
5. Традиционныевероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси: Пособие для рук. учрежденийобразования, педагогов, воспитателей / Сост. А.И. Осипов; Под ред. А.И.Осипова. — Минск: Беларусь, 2000.