Реферат по предмету "Религия и мифология"


Тридентский собор: реакция или обновление?

Тридентский собор: реакция илиобновление?
Справка:Триентский собор, вселенский собор католической церкви, заседавший в 1545-47,1551-52, 1562-63 в г. Триент [нем. Trient, лат. Tridentum, современный Тренто(итал. Trento)], в 1547-49 — в Болонье. Был созван в связи с успехамиРеформации по настоянию многих прелатов и императора Карла V (стремившегосяпокончить с религиозными раздорами в империи и реформировать церковь в духетребований соборного движения). Открыт римским папой Павлом III. Наметились 2лагеря: лагерь, возглавлявшийся императором, настаивал на реформе церкви,искоренении злоупотреблений духовенства, считал допустимыми некоторые уступкипротестантам в области догматики; лагерь папы настаивал на укреплениицерковного единства в борьбе с реформационным движением, на решениидогматических вопросов в строго ортодоксальном и традиционном духе, отвергалмалейший компромисс в вопросах доктрины. Т. с. закончился победой папскойпартии. Его постановления закрепили все традиционные догматы католическоговероучения. Т. с. усилил организационно католическую церковь: подтвердилверховенство папы над собором, увеличил власть епископов в пределах их диоцезов(расширив право надзора за духовенством), укрепил дисциплину монашескихорденов. Важнейшим результатом Т. с. было усиление гонений на протестантов,введение строгой церковной цензуры, расширение деятельности инквизиции.Стремясь подчинить своему влиянию духовную жизнь общества, католическая церковьобязала духовных лиц и профессоров католических университетов присягатьобнародованному в 1564 «Тридентскому исповеданию веры», закреплявшемусредневековые догматы католицизма. Постановления Т. с., формально обязательныедля всех католиков, были официально приняты в Савойе, Португалии, Венеции,Польше (с 1577), Испании (с оговорками о сохранении прав короля на назначениеепископов и на вмешательство в деятельность церковного суда). Во Франции они небыли приняты официально, но французское духовенство в 1615 объявило о своёмподчинении им. Решения Т. с. надолго определили деятельность католическойцеркви эпохи Контрреформации.
(БольшаяСоветская Энциклопедия)
Эссе
Стремясь наверстатьупущенное, папство использовало методы самых разных направлений. Так,Контрреформация не только объявила войну гуманизму, но и освоила его достижения– разумеется, в теологической редакции. Можно сказать, что после Тридентскогособора церковь перестала быть средневековой: противостояние Ренессанс – Средниевека утрачивает почву под ногами. В XVII веке иезуиты будут утверждать в своихшколах культ образцовой гуманистической латыни. Впрочем, уже в XVI многое изгуманистического наследия было поставлено на службу католицизму иезуитскимишколами. Вообще орден иезуитов стал одним из наиболее действенных орудийпапства именно потому, что не был средневековым орденом. И. Р. Григулевич сполным основанием определил Общество Иисуса как орден Нового времени.
Иезуиты играли огромнуюроль в идеологической политике папства: идеологическое воздействие черезпроповеди, исповеди и советы лицам, чьими духовниками состояли; укреплениепозиций католицизма с помощью уступок в морали через теорию пробабилизма;борьба с инакомыслящими собственными сочинениями; и, что самое важное,образование молодежи – все это способствовало подчинению сознания людей.
В качестве превентивныхмер в университетах использовалась схоластика, чтобы уменьшить возможностьотклонения студентов и преподавателей от «истинного» пути. Схоластикабезраздельно господствовала в католических университетах, находящихся подконтролем иезуитов. В таких высших учебных заведениях богословие, и до тогобывшее главным предметом изучения, решительно вытесняло естественные ифилологические науки.
Риму было ясно, чтобудущее церкви во многом зависит от подрастающего поколения, поэтому важнойчастью его политики было воспитание молодежи в традиционной католическойморали. Все, обязанные заботиться об университетах и ходе наук, должныстараться, чтобы университеты всецело (integre) принимали декреты и правилаСобора, а магистры, доктора и другие университетские ученые сообразовывались быс ним во всем, касающемся веры и в начале года торжественно присягали в этом.Если что-либо в университетах окажется требующим исправления и преобразования,то должно быть исправлено и устроено на полном религиозном и церковномблагочестии. Университеты, подчиненные непосредственно надзору папы, он сампостарается преобразовать на вышеуказанных основах, смотря по тому, сколькопризнает это полезным.
Многие орденаспособствовали проведению в жизнь данного направления папской политики, ноособо в этом преуспели иезуиты. В их новициатах (низших школах) и коллегияхобучалась не только аристократическая молодежь, но и дети буржуа-протестантов,соблазненных бесплатным образованием, что позволяло иезуитам влиять на этисемьи и растить из детей ярых католиков. О том, насколько популярным средибуржуазии и купечества были иезуитские коллегии, можно понять из «Новеллы обеседе» Сервантеса, где один из героев рассказывает о сыновьях купца, 12 и 14лет, обучающихся латыни в школе общества Иисуса, в которую ходили «очень пышно:с дядькой и двумя слугами, таскавшими книги и так называемый vademecum».Иезуиты поддерживали тщеславие среднего сословия, приобретая в лице юношей,поступавших для обучения, верных последователей, используя различныепсихологические методы воздействия на молодежь.
В 50-х годах XVI векадесятки тысяч молодых людей различных стран систематически подвергалисьизощреннейшим моральным пыткам. Именно моральным, так как телесные наказания всредневековье не сыграли бы такой роли: обучение в пансионах и школах мира шлотогда при помощи розог и плетей; пороли даже юных монархи; для того, чтобыизбавить принцев от розги, появились специальные «мальчики для битья» (ибо,согласно тогдашней педагогике, порка была обязательна!), и то далеко не всекоронованные лица избегали в детстве побоев. Нередко в школах и училищахнаказывали не за какую-нибудь вину, а просто потому, что считалось полезнымвыпороть ребенка. «Розги и палки, — писа один из ученых педагогов, — являютсятеми мечами школы, которые Господь Бог после грехопадения дал в руки учителям,чтобы ими наказывать безбожников. Они являются также скипетрами школы, передкоторыми юношество должно склонить свою голову».
Поэтому в коллегияхиезуитов основную роль уделяли не телесному воздействию, а психологическому,что само по себе было серьезным новшеством. Духовная муштра делала из нихфанатиков, верных папе. В результате в 1588 году в руках иезуитов оказалась«конгрегация семинаров, университетов и исследований», направлявшаядеятельность всех католических школ.
Надо отметить, что этонаправление папской политики оказалось одним из наиболее перспективных, так какформировало будущий оплот католицизма и подрывало будущие позиции не толькопротестантов, но и вообще всякого инакомыслия.
Сильнейшим средствомвоздействия на верующих была исповедь, благодаря которой им внушалось, как надомыслить и верить, что любить и ненавидеть, каких держаться политическихвзглядов, к чему стремиться и чего чуждаться (и, наконец, что читать, а чтонет).
Важной частьюидеологической политики оставалась проповедь, причем на Тридентском соборе былорекомендовано «тонкие и спорные вопросы, особенно те, от которых не бываетникакой пользы благочестию», исключить из народных проповедей.
Кроме того, усилилсянадзор за паствой со стороны церкви.
Чтобы не ослаблялсянадзор над прихожанами, пастыри обязаны стали лично присутствовать при своихпаствах, и постановлялось, что они «могут оставлять их только тогда, когда тоготребует христианская любовь, настоятельная необходимость, должностноеповиновение и очевидная польза церкви или обществу. Такие законные причиныотсутствия должны быть письменно засвидетельствованы папой, или митрополитом, или,за его отсутствием, исполняющим его должность (суффраганом); засвидетельствование нужно тогда, когда причины будут неизвестны или внезапны».Без всяких засвидетельствований дозволялось только трехмесячное отсутствиедозволяется.
Кроме того,постановлением Тридентского собора было приказано не допускать к должностямсвященников бродяг, неизвестных, бывших преступников (можно представить, какойсостав священослужителей был до собора!); совершать таинство причащения непрежде, чем прихожане будут благочестиво вести себя; изгонять непристойныемузыку и пение, пустые разговоры, прохаживания, шум, крики (из чего становитсяясна обстановка в храмах); убеждать народ к посещению Церкви по крайней мере ввоскресенье и праздничные дни».
Одним из важнейшихнаправлений идеологической политики, чьи направления были определены наТридентском соборе, стало создание по возможности в каждом епископствеинститута (семинарии) по подготовке священослужителей, способных проводить вжизнь дух и реформы собора, то есть с подготовкой католических священниковнового типа, которые и в моральном отношении, и с точки зрения своихтеологических знаний могли бы помериться силами с протестантскимипроповедниками.
Как известно, до этогокатолические священники особой грамотностью не отличались, в отличие отначитанных протестантов. Были священники, которые разумели латинский языкнемногим более, чем их паства, и едва могли различать буквы. Почти всесвященники читали по слогам.
Современники отмечали,что при назначении священников для епископов было достаточно, если прелат могответить, «какая часть речи слово Господь, и отличить [на латыни] «да» от «нет».Многие необразованные священники сами плохо разбирались в теологии, а потомусеяли «заблуждения» и «ереси». Даже те немногие пастыри, которые не были чуждысхоластическому образованию, для своих паств приносили немногим более пользы,чем совсем невежественные служители Церкви, поскольку занимались исключительносхоластическими толкованиями.
Для утверждения наукисреди священников были учреждены епископские семинарии; интересно, чтосовременники утверждали, что если бы учреждение епископских семинарий было быединственным решением собора, то его было бы достаточно, чтобы признать соборчрезвычайно полезным м плодотворным.
«Самый важный идейственный канон послужил для реставрации католицизма быть может более, чемвсе остальные постановления Тридентского собора, вместе взятые», — считает М.Филипсон. Действительно, новые священослужители могли понять сутьидеологической политики папства и активно претворять в жизнь ее положения.Новое поколение священников могло успешно бороться с идеологическими идеями протестантизмаи гуманизма, и, возвращаясь к теме нашей работы, разъяснять пастве, какие книгичитать и как относиться к тем или иным идеям, чтобы не впасть в ересь.

Литература
 
1.        Возрождение иРеформация / Под ред. И. АВ. Алябьевой и др. М., 2000.
2.        Гергей Е. Историяпапства. М., 1996.
3.        Григулевич И. Р.История инквизиции. М., 1980.
4.        ИсторияТридентского собора (из чтений Московского общества Любителей ДуховногоПросвещения). Кн. V и VI. С. 206.
5.        Лозинский С. Г.История папства. М.,1986.
6.        Савельева Н. В.Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII столетиях. СПб., 1842.
7.        Филиппсон М.Религиозная контрреволюция в XVI веке. СПб ., 1902.

Приложение 1. Заключительноезаседание Тридентского собора 1563
 
/>

Приложение 2. ДекретТридентского собора о каноне Св. Писания (4-ая сессия – 8 апреля 1516 г)
Священный вселенский ивсеобщий Тридентский собор, законно собравшийся в Духе Святом подпредседательством трех легатов Апостольского Престола — неизменно полагая своейцелью сохранить в Церкви, после устранения заблуждений, саму чистоту Евангелия:то, что было обещано ранее через пророков в Свящ. Писании (Рим 1 3; ср Евр 1 1сл), Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, сначала провозгласил Своими устами,затем велел Своим Апостолам проповедовать всей твари (см Мф 28 19; Марк 16 15)как источник полной спасительной истины и правило нравственности: сознавая, чтоэта истина и правило содержатся в написанных книгах и неписанных преданиях,которые были приняты Апостолами из уст Самого Христа или же внушены Св. Духом идошли до нас, переданные ими как бы собственноручно: следуя примеруправославных отцов, все книги, как Ветхого, так и Нового Завета, ибо единый Богесть Создатель их обоих, а также само Предание, относящееся и к вере и кнравственности, так как оно дано либо устно Христом, либо внушено Духом Святыми сохранено непрерывной преемственностью в католической Церкви — с одинаковымчувством благочестия и благоговением принимает и почитает.
Собор постановилперечислить в этом декрете все свящ. книги, чтобы не могло возникнуть никакогосомнения относительно того, какие книги он принимает.
Эти книги следующие:Ветхого Завета — пять Моисеевых, т. е. Бытие, Исход, Левит, Числ, Второзаконие;И. Навина, Судей, Руфь, 4 кн. Царств, 2 кн. Паралипоменон, 1 Ездры и 2-ая,называемая Неемии, Товита, Иудифи, Есфири, Иова, 150 Псалмов Давида, Притчей,Екклесиаста, Песнь Песней, Премудрости, Премудрости Иисуса, сына Сирахова,Исайи, Иеремии, Варуха, Иезекииля, Даниила; Двенадцати пророков, т. е. Осии,Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии,Малахии, две книги Маккавейские, первая и вторая.
Нового Завета: четыреЕвангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; кн. Деяний Апостолов, написаннаяевангелистом Лукой; четырнадцать посланий ап. Павла: к Римлянам, два кКоринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два к Фессалоникийцам,к Титу, к Филимону, к Евреям, два послания ап. Петра; три послания ап. Иоанна;одно ап. Иакова; одно ап. Иуды; и Апокалипсис ап. Иоанна.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы исчисления налогов с юридических лиц
Реферат Сослагательное наклонение как "окно" в иные миры
Реферат Darwin Research Essay Research Paper Darwin was
Реферат Абрамова Марина Александровна, к э. н., заведующая кафедрой «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика» Опрограмме программа
Реферат «Возможна ли модернизация при современной системе регулирования налоговых правоотношений: взгляд профессионального сообщества на пути решения проблемы»
Реферат С физикой — от счетов к современным компьютерам
Реферат Взгляды Макса Вебера на актуальные политические события в Германии конца XIX - начала XX в.в.
Реферат Периферическая нервная система Черепно-мозговые нервы животных
Реферат Освіта України як складова світового і європейського простору
Реферат Тайные сообщества, ордена и их влияние на мировую политику (отредактированный вариант)
Реферат Влияние механизма формирования полимерно-мономерных частиц на кинетические закономерности эмульсионной полимеризации акриловых мономеров
Реферат «Теория рисков: управление и способы минимизации»
Реферат Вертолет
Реферат Учредительное собрание Проблемы современного переосмысления
Реферат Создание бренда изнутри путем вовлечения сотрудников