Малков П.Ю.
ВСтрастную седмицу каждому из дней присваивается имя “Великого” (Великийпонедельник, Великий вторник и т. д.) — по причине особой значимости техвоспоминаний, что совершаются в этот период Церковью. В течение этих шести дней— с понедельника по субботу — каждый христианин как бы проходит страстной икрестный путь вместе со Спасителем, принимает участие в Его добровольныхстраданиях ради того, чтобы иметь соучастие и в Его Воскресении, в победеГоспода над смертью.
Так,в Великий понедельник вспоминается чудо с бесплодной смоковницей и изгнаниеторгующих из храма. В Великий вторник — поучения Христа в Иерусалимском храме иобличение Им иудейских начальников, жертва бедной вдовицы, речь Господа передэллинами и иудеями, пророчества и притчи Христа о Его Втором пришествии в концеземной истории. В Великую среду — пребывание Христа в Вифании в доме Симонапрокаженного, заговор иудеев против Христа и предательство Иуды. Великийчетверток (четверг) — день памяти традиционной пасхальной трапезы Христа сучениками — Тайной Вечери, — во время которой Им было установлено важнейшее изцерковных таинств — Таинство Евхаристии, и ныне почти ежедневно совершаемое вправославных храмах: во время этого богослужения, как верят христиане, хлеб ивино прелагаются в Тело и Кровь Спасителя; с этим днем связано и воспоминание огорестном молении Христа в Гефсиманском саду перед Его арестом. В Великий пяток(пятницу) вспоминается целый ряд последовавших затем евангельских событий:взятие Иисуса под стражу, Его допрос первосвященником Анной, суд Синедриона(Высшего суда евреев) над Христом у первосвященника Каиафы, отречение от Христаапостола Петра, вынесение Синедрионом смертного приговора Иисусу, самоубийствоИуды, встреча Христа с римским прокуратором (имперским наместником в Иудее)Понтием Пилатом, уничижение и избиение Спасителя римскими воинами, крестныйпуть Христа, Его распятие на Голгофском холме, смерть, снятие с Креста ипогребение. В Великую субботу поминается поставление римской воинской стражи угроба Иисуса, но главное, день Великой субботы — это уже день явногопредощущения близящегося Воскресения Иисуса.
Впонедельник, вторник и среду Страстной седмицы в храмах совершается ЛитургияПреждеосвященных Даров, которая (как это всегда бывает при ее служении)соединяется с вечерней; ей предшествуют великое повечерие, утреня и часы. В этитри дня за богослужением постепенно прочитывается почти вся Псалтырь (кроме 118псалма) и почти все четыре Евангелия (кроме окончания Евангелия от Иоанна);нужно заметить, однако, что, по существующей сегодня богослужебной практике, подобноечтение Евангелий начинается гораздо раньше — еще на предыдущих седмицах, а наСтрастной такое чтение лишь завершается.
Утромв Великий четверг — в день, когда Христом было установлено Таинство Евхаристии— совершается (в соединении с вечерней) Литургия Василия Великого. Традиционнов православных храмах в этот день больше всего, по сравнению с другими днямицерковного года, причастников — тех, кто принимает непосредственное участие вТаинстве, приобщаясь (причащаясь) Святых Даров.
Вместотрадиционной “Херувимской песни” в этот день поется особое песнопение Великогочетверга — “Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...”.За Литургией читаются отрывки из Апостола и Евангелие, повествующие об историиустановления Евхаристии (Апостол — 1 Послание апостола Павла к Коринфянам11:23-32; Евангелие — Евангелие от Матфея 26:1-20, Евангелие от Иоанна 13:3-17,Евангелие от Матфея 26:21-39, Евангелие от Луки 22:43-45, Евангелие от Матфея26:40-27:2).
Вечеромв Великий четверг (служба эта относится в церковном календаре собственно уже кпятнице) совершается утреня с чтением так называемых “двенадцати Евангелий”, тоесть двенадцати отрывков из четырех Евангелий, повествующих о событияхХристовых страстей — от Его прощальной беседы с учениками во время ТайнойВечери и до положения умершего Иисуса в гробницу-пещеру: 1) Евангелие от Иоанна13:31-18:1; 2) Евангелие от Иоанна 18:1-28; 3) Евангелие от Матфея 26:57-75; 4)Евангелие от Иоанна 18:28-19:16; 5) Евангелие от Матфея 27:3-32; 6) Евангелиеот Марка 15:16-32; 7) Евангелие от Матфея 27:33-54; 8) Евангелие от Луки 23:32-49;9) Евангелие от Иоанна 19:25-37; 10) Евангелие от Марка 15:43-47; 11) Евангелиеот Иоанна 19:38-42; 12) Евангелие от Матфея 27:62-65). Во время чтения каждогоиз Евангелий принято бить в колокол — число ударов соответствует номерупрочитываемого отрывка. Молящиеся стоят во время евангельских чтений сзажженными свечами.
Утромв Великий пяток Литургию по уставу совершать не положено и вместо нее служатсяЦарские часы. Днем в пятницу — после полудня (в современной практики около двухили трех часов) — совершается вечерня. В самом ее конце, при пении стихиры“Тебе, одеющегося светом яко ризою, снем Иосиф с древа (с Креста) сНикодимом...” и стихиры “Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое телоТвое...”, духовенство выносит из алтаря Святую Плащаницу (предварительно окадивее, лежащую на Престоле); Плащаница — это икона (как правило, на ткани) сизображением лежащего во гробе Христа. Она полагается на специальном, богатоукрашенном, возвышении — на середине храма — и перед нею совершается всеобщеепоклонение. Плащаница находится в храме почти до самого начала ночногопасхального богослужения, перед которым она переносится обратно в алтарь.
Вечеромв пятницу (по уставу — даже ночью; именно так и делается во многих храмах), совершаетсябогослужение, посвященное воспоминанию погребения Христа, так называемое“Погребение Плащаницы”. Здесь служится утреня, за которой поются “похвалы”, разделенныена три “статии” (части) — стихи из 118 псалма (иначе — 17-ой кафисмы Псалитири),перемежающиеся с припевами и стихами новозаветных песнопений. Средиособенностей этой службы можно также отметить чтение знаменитого канона Великойсубботы “Волною морскою...” — творения Косьмы Маюмского (VII-VIII века), Марка,епископа Идрунтского (VIII век) и инокини Кассии (IX век): основное содержаниеканона — те скорбь и ужас, которыми было охвачено все творение при видеумершего Сына Божия. После пения “Великого славословия” Плащаница выноситсядуховенством из церкви и обносится вокруг храма. Плащанице предшествуютсветильники и хоругви. Хор во время этого шествия поет “Святый Боже...”. Этообхождение вокруг храма совершается в память о погребении Христа; кроме того, здесьизображается также и сошествие Спасителя во ад, Его победа над смертью. Послевнесения Плащаницы в храм, читаются различные отрывки из Священного Писания:во-первых, паремия (знаменитое пророчество Иезекииля о воскресении мертвых, рисующееоткрывшуюся ему картину гигантского поля мертвых сухих человеческих костей, которые,по воле Божией, вновь возвращаются к жизни, обретая живую плоть — из книгипророка Иезекииля 37:1-14), во-вторых, соединенные вместе, “сдвоенные” отрывкииз Апостола (они свидетельствуют о том, что истинной Пасхой для верующих сталХристос, сделавшись для всех “клятвою”, то есть приняв на Себя проклятие загрех мира — 1 Послание апостола Павла к Коринфянам 5:6-8; Послание апостолаПавла к Галатам 3:13-14), в-третьих, отрывок из Евангелия (здесь повествуется отом, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Христа, приложивк нему печать — Евангелие от Матфея 27:62-65).
Утромв Великую субботу совершается Литургия св. Василия Великого — в соединении свечерней. По сути, это уже вполне пасхальное (хотя еще и не оченьторжественное) богослужение. Во время него читаются 15 паремий, в которыхсобраны ветхозаветные пророчества о страданиях и Воскресении Спасителя.
Первая(книга Бытия 1:1-13) — говорит о начальных днях творения мира, прообразовавшихбудущее благое претворение мира благодатью Искупителя-Христа. Вторая (книгапророка Исаии 60:1-16) — описывает новый благодатный мир, Новый Иерусалим, преображенныйвоссиявшей в нем Господней славой. Третья (книга Исход 12:1-11) — рассказываетоб установлении ветхозаветного обычая праздника пасхи. Четвертая (книга пророкаИоны 1-4) — повествует о пророке Ионе, три дня находившемся во чреве кита и темсамым прообразовавшим трехдневное пребывание Христа во гробе. Пятая (книгаИисуса Навина 5:10-15) — описывает явление Сына Божия, под видом Ангела, помогавшегоевреям в их борьбе за Святую Землю у стен Иерихона. Шестая (книга Исход13:20-22; 14:1-32; 15:1-19) — представляет, в качестве ветхозаветного прообразаХриста, личность пророка Моисея, проведшего евреев через расступившуюся передним пучину Красного моря. Седьмая паремия (из книги пророка Софонии 3:8-15)говорит о будущем воцарении Мессии. Восьмая (3 книга Царств 17:8:23) — овоскрешении сына сарептской вдовы пророком Илией. Девятая (книга пророка Исаии61:10-11; 62:1-5) — призывает всю Церковь к веселию, ибо Сам Господь облекаетее в ризу (одежду) спасения. Десятая (книга Бытия 22:1-18) — повествует ожертвоприношении Исаака, прообразовательно знаменующем Крестную жертву Христа.Одиннадцатая паремия (книга пророка Исаии 61:1-9) говорит о той радости иутешении что принесет миру пришествие Искупителя. Двенадцатая (4 книга Царств4:8-37) — рассказывает о воскрешении сына суманитянки пророком Елисеем.Тринадцатая (книга пророка Исаии 63:1-9; 64:1-5) вновь говорит о пришествииИскупителя как пастыря Своего стада — стада верных Ему. Четырнадцатая (книгапророка Иеремии (31:31-34) — возвещает, что Новый Завет (как новый Союз Бога илюдей) начертывается Создателем в людских сердцах и служит полному примирениюТворца и Его созданий. Наконец пятнадцатая паремия (книга пророка Даниила3:1-51) рассказывает о трех отроках, находившихся в горящей вавилонской печи, которыепрообразовали своим мученическим подвигом сошествие Христа во ад и Его победунад смертью.
Вдревней Церкви (с III века этот обычай практиковался уже в Риме и в СевернойАфрике, а с IV века — в Иерусалиме, позднее — в Константинополе) во времячтения паремий совершались массовые крещения уверовавших во Христа, которыесразу затем и причащались за Литургией.
Передчтением Апостола, говорящем уже не только о смерти, но и о Воскресении Христа(Послание апостола Павла к Римлянам 6:3-11), происходит переоблачениедуховенства из темных священнических риз в белые одежды. Также во все белоепереоблачаются Св. Престол и жертвенник в алтаре, заменяется завеса(катапитасма) у Царских врат. Этот красивый обычай был учрежден в XIX столетиив России святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским.
Впрочитываемом Евангелии (Евангелие от Матфея 28:1-20) содержится прямой рассказо Воскресении Христа. Таким образом служба приобретает здесь уже вполнепасхальный характер.
ПослеЛитургии совершается освящение хлебов и вина, которыми верующие подкрепляютсвои силы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru