Реферат по предмету "Религия и мифология"


Сотериология пятидесятников

прот. Олег Корытко
Концепцияспасения согласно учению пятидесятников.
Большинстворазделов богословия данного религиозного течения представляет собой изложениедогматических взглядов традиционных протестантских церквей. Наиболееоригинальна в этом отношении как раз сотериология, в тесном смысле этоготермина, т.е. учение о процессе личного спасения христианина. Тем не менее, длясоздания общей картины необходимо будет кратко описать доктрины пятидесятниковнапрямую соотносящиеся с заявленной в названии работы темой.
Антропология пятидесятников.
Пятидесятникидовольно либеральны в отношении взгляда на устроение человека. Они готовы признатьоснованными на Библии как трихотомистический, так и дихотомистический взгляды, хотяприоритет отдается тому учению, которое сами они называют монизмом. В данномслучае этот термин имеет исключительно антропологический смысл.
Сутьуказанной точки зрения на природу людей состоит в том, что человекрассматривается как единое целое. Такие понятия как «дух», «душа», «тело» — вуказанном контексте получает значение различных аспектов человеческой природы.Тимоти Муньон, один из авторов «Систематического богословия» пишет: «Библейскоеучение о греховной природе падшего человечества включает в себя человека вцелом, а не его отдельную составляющую».
Обычнопятидесятнические богословы указывают на две цели, преследуемые монистическимподходом:
1)указать на тот факт, что изменение одной составляющей человеческой природывлияет в целом на все человеческое существо,
2)декларировать библейское понимание спасения всего человека в полноте егоприроды, в противовес заимствованному из античной философии представлению отеле, как «темнице души», о чем говорилось выше.
Чтобы проиллюстрировать то и другое положение укажем на следующие суждения, заимствованныеиз официального богословского издания Христиан Веры Евангельской: «В Библиичеловек показан как единое целое, и «что прикоснется к его части, повлияетна него в целом», и далее: «В процессе освящения Святой Дух обновляет всегочеловека. И мы становимся „новыми тварями“ во Христе Иисусе» (2 Кор.5, 17).
Цельсоздания человека, согласно доктринам пятидесятников, может быть уяснена изследующей фразы: «Бог создал Вселенную для того, чтобы общаться с человечествомв вечности». Происхождение человечества мылиться, как акт божественной воли.Однако будучи буквалистами по мировоззрению, пятидесятники стараются нерассуждать слишком много по вопросам подобного рода в виду того, что Библия несодержит прямого и точного указания в отношении данной проблемы.
СогласноБиблейскому тексту человек был сотворен по образу и подобию Божиему (Быт. 1, 26).Пятидесятники разводят эти понятия.
ОбразБожий есть «отражение сущности бога в человеческой натуре» (Здесь вероятно невполне удачный перевод английского «nature», удобнее было бы, по всей видимости,перевести: «в человеческой природе» — O.K.).
Приэтом считается, что: «Образ Бога в нас состоит из двух образов: нату¬рального иморального, но не физического». Обращает на себя внимание последняя фраза, гдеявно отрицается отражение Божественного образа в телесном составе человека, этоособенно заметно на фоне «антропологического монизма».
Теперьнам необходимо вернуться к двоякому пониманию пятидесятниками образа Божия в человеке:
Натуральныйобраз подразумевает обладание такими свойствами, как интеллект, разум, воля.Все перечисленные атрибуты присущи так же и Богу, на этом соответствиисобственно и зиждется указанное понимание Божественного образа.
«Моральныйобраз — согласно тексту одного из учебников по богословию — включает в себяволю и сферу свободы, в которой мы можем упражнять наши силы всамоопределении». Если попытаться выразить ту же мысль, не перелагая буквально(как это сделал переводчик) английский текст, то можно сказать, что моральныйобраз предполагает обладание свободной волей и самосознанием, что всовокупности дает человеку возможность самоопределения по отношению к Богу.Иначе говоря, моральный образ есть способность поступать нравственно, и именноэта способность делает возможным исполнение Божиих Заповедей.
Вотличие от образа Божия, подобие согласно представлениям Пятидесятников естьзаложенное в человеке стремление к совершенству. Эти качеством в полнотеобладали Адам и Ева, однако они не смогли использовать в полноте данную имвозможность, т.к. согрешив, подпали под власть дьявола. Здесь мы подошли кследующей теме, которую условно можно обозначить как амартологияпятидесятников.
Амартология пятидесятников.
Происхождениегреха понимается в соответствии с 3-й главой книги Бытия, как результатуклонения от воли Божией. Определение природы греха выводится из текста ПервогоСоборного Послания ап. Иоанна: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; игрех есть беззаконие». (1 Ин 3, 4) Из указанного стиха Писания делаетсяобобщающий вывод: «Какой бы ни был грех, по сути это нарушение Божьего закона».Или говоря более абстрагировано, «зло это вопрос отношения, а не предмет».
Описаниесамого акта грехопадения воспринимается буквально в соответствии Библейскимтекстом. Дьявол в образе змия соблазнил Еву, внушив ей мысль о возможностислужения самой себе, а не Богу. Затем Ева провела Адама тем же самым путем, которыйпрошла сама. Поскольку прародители были прельщены дьяволом, то вследствие этогосатана получил полную власть над миром, а так же и над человеком.
Дьяволузурпировал власть Адама над материальным миром, а вместе с тем и над самимчеловеком, добровольно, хотя и вследствие обмана, подчинившимся ему в актенарушения Божественной Заповеди: «Когда же в таком случае королевская властьперешла к дьяволу? Это случилось, когда Адам и Ева нарушили заповедь Божию, поверивсоблазнительным словам древ¬него змея. Адам повиновался дьяволу, подчинив емусвою волю, и в результате общение Адама с Богом было прервано. Человек непросто стал слугой дьявола, — он вручил себя самого и всю землю, вверенную егопопечению, сатане».
Другимследствием грехопадения было нарушение единства с Богом, понимаемое юридическив «классических» традициях протестантского богословия.
СвятостьБожия, проявляемая в мире, как справедливость, т.е. ненависть ко греху (злу) иблаговоление к добру, требовала от Бога во-первых наказания для преступников, аво-вторых возмещение причиненного ущерба, состоявшего в оскорбленииБожественного Величия и Святости.
Вина,тяготевшая над первым человеком Адамом, перешла на весь род человеческий, какего потомков. Поскольку грех и наказание за него воспринимается юридически, возникаетнеобходимость объяснения факта перехода греха Адама на все его потомство (Рим.5, 12).
Данныйвопрос в рамках пятидесятнического богословия можно рассматривать в двухаспектах:
Грехи ответственность за него (вина) переходят на всех людей в соответствии с темобщественным принципом, согласно которому дети должника несут на себеответственность за долги родителей. Формальным юридическим основанием для этогослужит Завет, заключенный Богом с Адамом. Замечательно, что по букве о такомЗавете в Писании нигде не говориться, существует лишь косвенное указание вкниги пророка Осии: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет». (Ос.6, 7)Гипотетическое соблюдение Завета означало бы счастливое благоденствие Адама иего детей, нарушение же Завета привело к противоположному результату. Данныйтезис демонстрирует нам влияния социальной эпохи, в которую зародился и получилсвое первоначальное развитие протестантизм.
ПреступлениеАдама привело его к разрыву личного единства с Богом. Без поддержки которого онне мог далее воздерживаться от греха и пребывать в святости (т.е. в совершенномисполнении Божественной воли). Или выражаясь более традиционным языком:грехопадение привело к искажению человеческой природы. «Искаженная природа, котораяпорождает такое же потомство, — это наилучшее объяснение, которое можно датьвсеобщему греху».
Грехопадениечеловека было результатом его свободного выбора. Однако Бог по предведениюСвоему прежде создания мира предопределил некоторые средства для восстановленияутраченного состояния. Средства эти суть следующие:
Допришествия в мир Спасителя примирение с Богом достигалось ветхозаветнойпрактикой жертвоприношений, сопряженной с исполнением Закона. Данное средствобыло действенно в силу того, что за грехи определенных людей страдалоневиновное животное, от чего жертва получала некоторую мистическую ценность, иГосподь, внемля этой жертве, переставал вменять человеку его грех. Тем не менее,средство это было крайне ограниченным и временным: ограниченным, потому чтоочищало грехи только одного человека (или группы людей, напр.; народа Израиля),и притом только совepшeнные лично, исключая первородный грех, а временным, потомучто имело силу только в соотнесении с грядущей Жертвой Христовой.Несовершенство ветхозаветных жертв следует так же из факта их повторяемости, согласносвидетельству ап. Павла (Евр. 7, 27-28).
Соответственнополным и окончательным средством для победы над грехом и восстановленияразорванного с Богом общения явилось воплощение и страдание Спасителя, завершенныеЕго Воскресением.
Учение об Искуплении.
Искупление,совершенное Господом и Спасителем Иисусом Христом понимается в соответствии собщей юридической установкой уже означенной отчасти выше. О явных недостаткахподобных теорий мы говорили в свое время при описании вероучения баптистов.Пятидесятничеству не свойственен оригинальный взгляд на указанную доктрину.Можно сказать, что учение о сути совершенного Христом Искупления, содержимоеданной деноминацией, по всем пунктам совпадает с изложенной выше баптистскойдоктриной Искупления.
Аименно:
1)Спаситель воспринимается сектантами, как замещающий объект праведного гневаБожьего,
2)в связи с чем, Жертва Христа есть также и умилостивление Отца,
3)и потому прямым и самым непосредственным следствием Искупительного Подвигаследует считать примирение Бога и человека.
Дляподтверждения указанных суждений приведем свидетельства из оригинальныхисточников.
Вот,что пишет по поводу Искупления Йонги Чо — человек, чье мнение пользуетсяавторитетом, как в харизматической, так и пятидесятнической среде: «Для Богаединственным способом спасти род человеческий, порабощенный дьяволом, былонайти такой путь, с помощью которого Он мог бы на законном основании (выделеномной O.K.) простить и первородный грех, и собственные грехи людей». Этим«законным основанием» явились страдание и смерть Сына Божия: «Рожденный отнепорочной Марии, Иисус пришел в этот мир без первородного греха. Он жил жизньюбез греха и обмана. Как безгрешный человек Он стал совершенным заместителем(O.K.) грешника. Будучи праведным, Он был распят за неправедных и через три днявоскрес из мертвых. Своей смертью Он заплатил (O.K.) и за наш первородный грех,и за грехи, которые совершили мы сами».
Посколькуза человеческие грехи уплачено сполна у Бога более нет оснований для враждыпротив человека и потому происходит восстановление добрых отношений или, говоряиначе, человек вновь может ощутить на себе милость Божию: „Работа Христапо примирению возвращает нам обратно милость и благосклонность Бога.“
Понятно,что в данном случае превалирующее значение получает смерть Богочеловека, вущерб искупительному значению Его Воплощения и жизни, и даже самому Воскресению,что, впрочем, декларируется открыто:
«Христианствонаходит свое самое полное выражение не в жизни и учении его Основателя, какимибы важными они ни были, но в Его смерти (O.K.) ».
Завершаяописание представления пятидесятников об искуплении, необходимо сделатьпромежуточный вывод о сути данного учения. Подобно баптистам пятидесятникивидят в совершенном Христом подвиге, прежде всего, уплату выкупа Отцу засовершенный человеком грех. Данный поступок Спасителя позволяет Отцуудовлетворить свою справедливую ярость, и, вместе с тем, простить всем людям икаждому человеку в отдельности все совершенные грехи начиная от греха Адама.Необходимость принесения столь великой жертвы проистекает для пятидесятников, какмы смогли убедиться, из правовых отношений, существующих между Богом ичеловеком. Для того, что бы человек мог быть спасен, Богу необходимо найтидостаточное с юридической точки зрения основание для решения конфликта междуНим и Его творением, что и было сделано благодаря Голгофской Жертве.
Учение о личном спасении.
Представленияпятидесятников об оправдании.
Вприложении к конкретной человеческой личности все вышесказанное означает, чтоосновная задача человека — «принять Христа как своего личного спасителя» и темсамым открыть Богу дверь в свое сердце, что бы Он, вменив нам крестные заслугиСпасителя, оправдал нас от грехов и восстановил то общение с Собою, котороебыло утрачено в Эдемском саду. Схема эта хорошо известна, поскольку отражаетобщий протестантский взгляд на таинство спасения.
Однаков связи с тем, что пятидесятники видят свою историческую миссию ввосстановлении подлинного понимания библейских истин, а развитие деноминациипроисходило исключительно на протестантской почве, то данные обстоятельстваспособствовали тому, что нередко с их стороны выдвигаются обвинения поотношению к традиционным протестантским конфессиям в забвении изначальныхпринципов реформации. Вот для примера одна из таких претензий: «Ясное пониманиеэтой истины Мартином Лютером (о спасении исключительно верою O.K.) привело кначалу Реформации в Европе. Увы, для протестантизма! Миллионы протестантовсейчас находятся во тьме неведения относительно этой истины и стараются»стать достаточно хорошими для спасе¬ния" — стараясь спасти себяцеликом или частично, вместо того чтобы в своей беспомощности положиться наТого, Кто один может спасти (Рим. 10, 2-4).»
Нашазадача состоит в том, что бы попытаться увидеть то, что отличает представлениепятидесятников о спасении от сотериологических доктрин прочих деноминации.Отличия эти лежат главным образом в учении о субъективной стороне спасения, или,говоря иначе, в вопросе о том, каким образом осуществляется в жизни каждогохристианина указанная доктрина.
Спасениесогласно представлениям пятидесятников есть акт благодати Божией, исключающийвсякую временную протяженность. «Оно происходит мгновенно в жизни истинногоискателя Бога в момент, когда он или она действительно верят». Уверованиевозможно только по вдохновению Духа Св., который действует на человека какправило через слышание или чтение Слова Божия. Данное представлениеосновывается на словах ап. Павла: «Итак, вера от слышания, а слышание от словаБожия». (Рим. 10, 17)
Непременнымиатрибутами подлинного спасения являются: осознание своих грехов и раскаяние вних, сопряженное с убеждением в том, что Христос есть в подлинном смысле мойличный Спаситель, что Он пострадал вместо меня на Голгофе, чем в полнотеискупил все мои грехи.
Логическиеследствия акта спасения — суть возрождение, оправдание, усыновление истойкость. Поясним перечисленные термины.
Возрождениеесть мгновенное действие Св. Духа, когда Он обновляет природу человека. Это тосамое рождение свыше, о котором Христос говорил Никодиму во время их тайнойбеседы (Ин.3, 3). Человек в данном случае есть не более чем пассивный материал.Дух же Божий лепит из него все Ему благопотребное. Возрождение — началопознания Бога и изменение нравственного состояния уверовавшего.
Понятие«оправдание» признается юридическим, введенным в богословие из областиюриспруденции. Это «судебный термин, означающий «объявить человека невиновным»,а в отношении христианина — он означает, что «Бог засчитывает и относит Своюправедность на наш счет и вменяет ее нам».
Усыновление- это установление качественно новых отношений с Богом. Термин так же считаетсяюридическим на том простом основании, что в человеческом сообществе официальноеусыновление дарует усыновленному все права и привилегии родного сына.Употребление термина в религиозном контексте означает, что «Бог дарует намсемейные привилегии через работу искупления Своего Сына, который не стыдитсяназывать нас братьями (Евр.2, 11)».
Последнийлогический аспект акта спасения — стойкость, или уверенность в своем спасении.В данном вопросе пятидесятническое богословие пытается найти золотую серединумежду двумя традиционно противоположными для протестантства точками зрения научение о возможности потери спасения, дарованного при обращении. Имеется в видупозиция кальвинистов, исповедующих безусловную невозможность погибели дляпредопределенных к спасению, и арминиан, полагающих, что личными усилиямичеловека дело божественного промысла может быть расстроено. Как всегда бывает вподобных случаях, позиция примирения противоположностей достигается посредствомупотребления наиболее общих слов по дискутируемому вопросу. Приведем дляпримера следующую фразу одного из пятидесятнических богословов: «Вдействительности эта уверенность дается всем истинным верующим Святым Духом, которыйживет в нас, то есть благодатью через веру мы пребываем во Христе, Кто являетсянашим искуплением и праведностью, и поскольку находимся в Нем, то мы вбезопасности. Это относится как к кальвинистам, так и веслиано-арминианцам. Обеэти стороны соглашаются в том, что Библия учит, что мы не должны предполагать ине должны бояться».
Завершающийэлемент спасения — водное крещение. Оно декларационно в своей основе или, говоряиначе, представляет собой публичное исповедание веры крещаемого, сопряженное с«обещанием Богу доброй совести» (1 Пет. 3, 21). Пятидесятники отрицают всякуюмистическую действенность этого таинства, приписывая ему отвлеченный (знаковый)символизм. Крещение в их представлении — символ начала духовной жизни.Поскольку все указанные требования не могут быть в полноте приложимы кмладенцам, то возможность крещения детей категорически отрицается.
Заметимпри этом, что поскольку спасение мгновенный акт, а крещение водой лишь егоподтверждение, то оно не может привнести ничего существенного в жизнь человека.Сами пятидесятники вполне согласны с этим:
«Мыполучаем прощение грехов и спасение тогда, когда раскаиваемся и верой принимаемЕвангелие. Мы также должны стараться как можно скорее получить водное крещение,так как оно является видимым, внешним знаком нашего спасения. Но сделать изэтого вывод, что, не будучи крещенными водою, вы не можете получить ни прощениягрехов, ни крещения Духом Святым, — значит идти против учения Библии».
Следуетпризнать, что подобный подход исключает возможность разумного объясненияустановления Христом таинства крещения, хотя бы да же мы и ограничили сферуприложения этого повеления Спасителя исключительно взрослыми людьми.
Учениеоб освящении.
Пятидесятникиотдают себе отчет в том, что после наступившего обращения (спасения) духовнаяжизнь человека не заканчивается. То, что происходит с христианином послеприобретения веры, называется процессом освящения. Для определения этоготермина можно использовать слова одного из протестантских, (хотя и нехаризматических богословов) на мнение которого пятидесятники ссылаются как нанаиболее авторитетное в данном вопросе:
«Освящение- это продолжение того, что было начато при возрождении, когда в верующеговошла и стала обитать в нем новизна жизни. В частности, освящение — этоприменение Святым Духом к жизни верующего работы, исполненной Иисусом Христом».
Терминосвящение неразрывно связан с понятием святости. Следует сказать, что упятидесятников, так же как и у прочих протестантских групп господствуетветхозаветное понимание святости, как выделение из общей среды и посвященияБогу.
Обычнопятидесятники выделяют три типа освящения: а) позиционное, b) действительное, с)окончательное.
Позиционноеосвящение приобретается в момент обращения и представляет собой вменениегрешнику крестных заслуг и праведности Христа. Тем не менее, христианин нестановиться в результате этого совершенным исполнителем Божественных заповедей,поскольку праведность его исключительно внешняя, приписываемая ему Богомединственно в результате заслуг христовых.
Действительноеосвящение и является освящением в собственном смысле слова, то есть постепеннымвозрастанием в святости, в постоянном противостоянии греху и приобретениинавыков исполнения воли Божией. Таким образом, данный аспект святости согласнопятидесятническому пониманию можно определить как бесконечный путь ксовершенству. Путь этот хотя и проходиться человеком, но основной его движущейсилой является не воля человека, а Святой Дух, которому человек подчиняется. Вданном отношении интересны выражения, которыми сами сектанты пытаютсяопределить рассматриваемый термин: «это упорная борьба между живущим в насДухом Божьим и старой греховной природой, которая по-прежнему живет в нас ипостоянно проявляет себя».
Окончательноеосвящение — суть состояние прославленного человека после Второго ПришествияСпасителя. Другое наименование данного раздела учения об освящении — доктрина опрославлении.
Следуетотметить, что на самом деле, «освящения» и «святость»достигается у пятидесятников не благодаря пребывающему в человеке Святому Духу,а за счет тварных энергий самого человека, так как учение о Благодати, какЭнергии Божества, сектантами полностью отрицается.
Учениео крещении Св. Духом.
Всевышеперечисленные области богословия пятидесятников в большей или меньшей мересходны с соответствующими разделами баптистского вероучения в связи с чем, мыне давали их подробного описания в предыдущих главах, чтобы избежатьповторения. Теперь же мы подошли к самой оригинальной части пятидесятническойсотериологии.
Можносмело сказать, что именно учение о крещении Духом Святым делаетпятидесятничекое богословие в собственном смысле пятидесятническим, так как спрочими взглядами этой деноминации могли бы согласиться и другие протестантскиесообщества, на что мы уже постарались указать. (В связи с чем, автор счелуместным рассмотреть данное учение в отдельной главе, выделив его из общегосотериологического раздела.)
Водноекрещение формально вводит человека в сообщество верующих, Церковь, объединяющуюсобой всех кто един в вере и уповании. При этом остается открытым вопрос одействительности спасения. Ведь если крещение только символ, а подлинноеспасение совершается в момент обращения, то реальность спасения приобретаетформу крайне субъективных ощущений. Уже отцы современного пятидесятничествапрекрасно понимали эту проблему. В частности Чарльз Пархем активно призывалсвоих последователей к изучению Писания с целью обнаружения объективныхсвидетельств спасения. Собственно итогом этих поисков и явилось появлениеизучаемого движения.
Согласнопредставлениям, бытующим на сегодняшний день в среде пятидесятников кромекрещения в воде, существует так же так называемое «крещение Духом Святым». Вкачестве основания для подобных взглядов обычно указывают на слова Писания:«… вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». (Деян 1,5) Кроме указанного наименования употребляются еще несколько терминов (менеераспространенных) для обозначения того же явления: «исполнение Духом», «излияниеСвятого Духа», «получение Духа» и «сошествие Духа».
Приэтом следует отметить, что указать точное время, в которое происходит данноесобытие в жизни каждого христианина невозможно. Оно может наступить сразу послекрещения в воде, или через неопределенное время; может произойти одновременно сводным крещением и даже ранее его. Единственно чему не может предшествоватькрещение Святым Духом, так это возрождению, то есть самому моменту уверования, чтовполне закономерно с точки зрения пятидесятнического богословия. Ведь еслиспасение приходит в сам момент обретения веры, то нет более ничего такого, чтомогло бы привнести нечто существенное в участь человека. И менее всего в этомсмысле значимо водное крещение, о чем мы уже говорили выше.
Приэтом само возрождение и крещение Духом строго различаются:
«Возрождение— это не то же самое, что крещение Духа Святого (или Духом Святым). Конечно, возрождениеи крещение Духом могут произойти одновременно, но иногда между этими двумясобытиями может пройти более или менее длительный отрезок времени».
КрещениеДухом не считается пятидесятниками и некоторым этапом процесса освящения.«Крещение Святым Духом происходит, главным образом, не для развития святости вотдельно взятом человеке (хотя это возможно и должно быть), оно дает силу дляслужения». Другой видный пятидесятнический богослов пишет: «Крещение в ДухеСвятом предполагает, что верующий чист в глазах Бога, и освящение отличается открещения в Духе Святом, как очищение сосуда отличается от наполнения его. Прикрещении Духом Святым мы целиком наполняемся Божественным присутствием».
Каквидно из приведенных цитат, оно рассматривается не как элемент личной духовнойжизни, но скорее как акт поставления на служение Церкви, совмещая в себе те функции,которые в православном богословии отводятся таинствам миропомазания исвященства. Здесь мы видим замечательную по своей сути попытку восстановитьсвоими собственными силами потерянное в результате разрыва с Древней Церковьюприсутствие Святого Духа в жизни христиан, так очевидно осознаваемое вправославном Предании. Для того чтобы не быть голословным укажем несколькопримеров православного понимания вопроса.
Чтокасается священства, то здесь никогда не возникало сомнений в смысловомзначении Таинства. Суть происходящего во время его совершения вполнеопределенно выражена в словах архиерея, возглашаемых при возложении рук наголову посвящаемого: «Божественная благодать всегда немощная врачующая иоскудевающая восполняющая проручествует (имярек) благоговейнейшего диакона вопресвитера, помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Пресвятого Духа.»
Посколькуже пятидесятники, как и большинство протестантских конфессий, отрицаютсвященство как институт, обладающий определенными харизматическими дарованиями,то логическим следствия этого явилось отрицание и самого Таинства священствакак такового. Большее значение в данном случае приобретает учение ПравославнойЦеркви о Таинстве Миропомазания, всегда сопряженном в Восточной традиции сКрещением.
ПравославнаяЦерковь безусловно относит к каждому из своих членов слова Священного Писания:« Вы имеете помазание от Святаго и знаете все». (1 Ин. 2, 20) Так же, как ислова апостола Петра: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой,люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы вчудный Свой свет». (1 Пет. 2, 9) Вполне очевидно, что признание каждогоПравославного имеющим помазание Святого Духа и обладающего «царственнымсвященством» означает, что вступление в Церковь через Крещение и Миропомазаниеозначает так же получение всех упомянутых качеств. Действительно, существуетряд неотъемлемых атрибутов Крещения и Миропомазания, указывающих на поставлениекрещеного в царственно-священническое достоинство посредством совершения надним указанных Таинств. К таковым относятся в частности священнодействия, близкиепо форме и значению с теми, что совершаются при Хиротонии, имеются в виду:  возложениерук, хождение вокруг купели, облачение в белые одежды, помазание елеем и миром,через которое поставлялись ветхозаветные цари и священники, а ныне обрядпомазания елеем во время поставления во епископа сохранился в Римо-КатолическойЦеркви.
ПравославноеПредание сохранило свидетельства о практике Древней Церкви в отношении данноговопроса.
СвятительИпполит Римский в «Апостольским Предании», описывая таинство крещения, упоминаето факте возложения рук (O.K.) епископа на голову крешаемого. Этому сопутствуетследующая молитва: «Господи Боже, Который счел рабов Твоих достойными прощениягрехов через баню пакибытия, сделай их достойными преисполниться Твоим ДухомСвятым и пошли им Твою благодать, чтобы они могли служить Тебе (O.K.) согласно Твоейволе, ибо Тебе слава Отцу и Сыну и Св. Духу во святой Церкви ныне и присно и вовеки веков. Аминь.» Тертуллиан свидетельствует: «Вышед из купели, мыпомазываемся благословенным помазанием, по древнему чину, как обыкновеннопомазываемы были на священство (O.K.) елеем из рога… Телесно совершается нанас помазание, но духовно плодоносит, как ив самом Крещении телесно действие, когдапогружаемся в воду, но духовные плоды, когда очищаемся от грехов. За темвозлагается рука (O.K.), призывающая и низводящая чрез благословение Св. Духа.»
Современноепоследование чина Крещения содержит следующую молитву, читаемую над разрешаемымот крещальных одежд: «Владыко Господи Боже наш, купелию небесное осеяниекрещаемым подаваяй, паки родивый раба Твоего новопросвещенного водою и Духом(O.K.), и вольных и невольных грехов оставление тому даровавый, возложи на негоруку Твою державную (O.K.) и сохрани его в силе Твоея благости, некрадомообручение сохрани и сподоби его в жизнь вечную и в Твое благоугождение».
Дляполноты картины приведем слова одного из известнейших православных богослововнашего времени, хорошо знакомого с харизматическим движением, епископа Каллиста(Уэра):
«Миропомазаниеесть продолжение Пятидесятницы: тот же Дух, который видимым образом сошел наапостолов в огненных языках, ныне нисходит на новокрещеного невидимо, но неменее реально и действенно. Через миропомазание каждый член церкви становитсяпророком и приобщается к царскому священству Христа; все христиане равнымобразом, в силу миропомазания, призваны сознательно свидетельствовать обИстине.»
Подытоживаявсе вышеизложенное можно сказать, что Православная Церковь с самых первыхвремен своего существования утверждала действительное и действенное присутствиеДуха Святого в каждом православном христианине. В этом смысле каждый членЦеркви Христовой подлинно является крещенным Святым Духом, что видно, например,из цитируемой молитвы Таинства Крещения (если конечно употреблять обсуждаемыйтермин в его библейском значении, не придавая ему пятидесятнического звучания).
Пятидесятникиотдают себе отчет в том, что само по себе утверждение о крещении человека ДухомСвятым не является объективным доказательством харизматического дара.Необходимо указать на объективное свидетельство духовного крещения, чтобысделать полученное спасение очевидным.
Здесьмы стоим перед необходимостью рассмотреть вопрос о так называемом«первоначальном физическом доказательстве крещения Святым Духом», под которымпонимается способность говорения на иных языках. Именно глоссолалия считаетсяосновным атрибутом Духовного крещения.
Составнойчастью проблемы является вопрос о значении возложения рук апостолов дляисполнения крещеного Духом Божиим. В большинстве случаев, описанных в Библии, сообщается,что после крещения в воде, на крещеных были возлагаемы руки апостолов. Нонекоторая сложность состоит в явном указании на имевший место факт схожденияСвятого Духа без возложения рук. Имеются в виду два следующих случая: крещениеФилиппом евнуха Эфиопской царицы (Деян, 8, 39), и обращение сотника Корнилия(Деян. 10, 44-47).
Кромекниги Деяний излюбленным местом заимствования цитат для пятидесятников являются12-14 главы первого послание апостола Павла к Коринфянам, где Апостол многоговорит о дарах Святого Духа и в частности о глоссолалии.
Следуеттак же остановиться на вопросе соответствия принципов, определенных апостоломПавлом в употреблении языков, с практикой пятидесятнических молений. Средипрочих его предписаний находиться в частности следующее; «Если кто говорит нанезнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй»(1 Кор. 14, 27). В соответствии с приведенной цитатой необходимо полагать, чтохаризматики должны говорить на языках по очереди, причем не все члены собрания,а лишь некоторые, при том, что один из присутствующих объясняет смыслпроизнесенного. Однако всякий, кто имел возможность видеть пятидесятническиемоления, знает, в каком вопиющим противоречии находиться практика харизматиковс требованиями Апостола. Действительно, сторонний наблюдатель, попавший насобрания, скорее может ассоциировать свои впечатления с другими словами апостолаПавла: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомымиязыками, и войдут к вам незнаюшие или неверующие, то не скажут ли, что выбеснуетесь?» (1 Кор. 14, 23). Именно эти слова приходят на память, когда видишьпроисходящее на собрании пятидесятнической общины. Впечатление еще болееусиливается, если соотнести утверждение Апостола: «И духи пророческие послушныпророкам» (1 Кор 14, 32) со свидетельством самих пятидесятников о глоссолалии, являемойна их молитвенных собраниях:
«ДухСвятой находится в верующем для того, чтобы быть разумом, волей и чувствамиБога, и производит народ, который думает так же, как Бог; имеет те же желания, чтои у Бога; ту же волю, что и у Бога»… Другой пятидесятнический автор пишет:«Он (Дух Святой — O.K.) овладевает духом, душой и телом, которые теперьполностью подчинены Его воле и силе, и Он использует язык сверхъестественнымобразом». Перед нами разительное противопоставление христианской свободы принципуподчинения человека овладевающему им духу.
Врассматриваемых нами главах содержится еще один аргумент против утверждения овсеобщей способности древних христиан к говорению на иных языках. Имеются ввиду слова апостола Павла: «Все ли говорят языками?» (1Кор. 12, 30). Очевидно, данныйстих содержит риторический вопрос, подразумевающий отрицательный ответ.
Пятидесятникипытаются обойти указанные слова Апостола указанием на различие функцийглоссолалии, как свидетельства и как дара, считая, что в данном случае речьидет о втором явлении. При этом предполагается, что в самый момент КрещенияДухом христианин все же имел «внешнее свидетельство», однако в качествепостоянного дара языки не были ему ниспосланы.
Данныесоображения основаны на произвольной дифференциации явлений одного рода. Нельзяопираясь исключительно на библейский текст указать на их существенное различие.Непонятно почему способность говорения на языках дарованная в качествесвидетельства исполненности Духом Божиим затем должна иссякнуть и впоследствииможет быть восстановлена в ином качестве, как особый дар Божий.
Укажемпопутно, что разделение указанных явлений не только произвольное, но и весьмаусловное. Условность эта проистекает из несоответствия перечисленныхбогословских конструкций религиозной практике харизматиков. Фактически невозможнопредставить себе практикующего пятидесятника, который стал бы утверждать своюнеспособность к говорению на языках. Следовательно, необходимо полагать, чтовсе члены пятидесятнических общин (может быть за ничтожным исключением)обладают указанной харизмой. Подобное же утверждение вступает в явноепротиворечие со словами апостола Павла, в общем-то, игнорируя содержащийся вних риторический вопрос.
Справедливостиради заметим: пятидесятники хотя и акцентируют внимание на даре говорения наязыках, но, тем не менее, признают в соответствии со словами апостола Павла (1Кор. 12, 4-11) следующие дары: дар слова мудрости, дар слова знания, дарразличения духов, дар иных языков, дар истолкования языков, дар пророчества, дарверы; дар исцеления, дар чудотворения. Однако очевидно, что самое большоезначение придается тем дарам, которые имеют эффектное внешнее выражение (кромедара языков, чаще других указывается на дар исцелений).
Попутнонеобходимо сделать замечание: пятидесятники придерживаются традиционного для западногобогословия учения о природе Божества. Проще говоря, они не признают принятого вПравославной Церкви учения о различении в Боге сущности и энергий, что приводитк результатам весьма парадоксальным. Признавая наличие у себя некоторогоБожьего Дара, харизматики не могут объяснить каким образом дар этот былниспослан, и самое главное каким образом он в них действует.
АпостолПавел, сам говоривший на языках, дал следующим поколениям христиан ясноеуказание на то, что «пророчества прекратятся, и языки умолкнут» (1 Кор. 13, 8).Следовательно, для него было очевидным прекращение в будущем тех исключительныхдаров Божиих, которые были свойственны апостольскому веку. Апостол не видел вэтом трагедии, лишь подчеркивая исключительное значение христианской любви, которая«никогда не перестает» (1 Кор. 13, 8). Желание же пятидесятников искусственнымисредствами возродить дух апостольского века приводит к результатам весьмаприскорбным, что является свидетельством непонимания значения харизматическогопериода для истории Христианской Церкви, и на нечувствие того плачевногосостояния, в котором они пребывают.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.