Содержание
Введение
1.Понятиеи принципы христианского социального учения
2.История эволюции социального учения церкви
2.1Эволюция социальных взглядов в эпоху средневековья
2.2Новоевремя
2.3Развитие социального учения от Французской революции до энциклики LaboremExercens
2.3.1Социальные изменения в XVIII и XIX веках
2.3.2Отношение Католической церкви к Французской революции
2.3.3Либеральные католики
2.3.4Отношение Ватикана к либерализму
2.3.5Социальное учение церкви и Второй Ватиканский Собор
2.3.6Социальное учение Иоанна Павла ІІ
3.Социальноеучение церкви и его влияние на мир на современном этапе
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Католицизм (от греч. katholikós–всеобщий, вселенский), одно из основных (наряду с православием ипротестантизмом) направлений в христианстве. Самая массовая по численностиконфессия насчитывающая в 2009 году 1 миллиард 200 миллионов человек.Католическая церковь оказала огромнейшее влияние на европейскую цивилизацию ина всю мировую историю в целом. Особенно большое количество католиковсконцентрировано в Европе (Италия, Испания, Польша, Венгрия и др.) и ЛатинскойАмерике. Главой Католической церкви является папа римский, возглавляющий СвятойПрестол и город-государство Ватикан в Риме. С 2005 года Папой Римским являетсяБенедикт ХVI.
Хоть роль церкви внашем мире уменьшилась, она до сих пор играет важную роль в мировой политике.Поэтому большой интерес для изучения вызывает Социальное учение Католическойцеркви. Также после развала Советского Союза Римско-Католический Костёл началвозрождаться и в Беларуси. Католицизм является второй по численности в нашейстране конфессией и его роль с каждым годом увеличивается. Поэтому вопросизучения его учения с каждым годом всё актуальней.
В данной курсовойработе мы рассмотрим историю, сущность, роль и актуальность в современныхусловиях, и конечно же, само Социальное учение.
1. Понятие и принципыхристианского социального учения
Христианское социальноеучение – это не перечень практических указаний для решения «социальноговопроса» и не удачная подборка определенных знаний из области современнойсоциологии, пригодных для христианско-социального обучения, а «интегративнаясоставная часть христианского учения о человеке» (1).
Особое значение имеетХристианское социальное учение, провозглашенное церковью «с первых столетий» (1),в эпоху индустриализма, что подтверждается крупными энцикликами по социальнымвопросам «Rerum novarum» (1891), «Quadragesimo anno» (1931), «Mater etMagistra» (1961), «Pacem in terris» (1963), «Populorum progressio» (1967) и«Laborem exercens» (1981), а также Пастырским Постановлением ВторогоВатиканского Собора «Gaudium et spes» о роли Церкви в сегодняшнем мире. Спустя20 лет после «Populorum progressio» Иоанн Павел II в энциклике «Sollicitudo reisocialis» (1987) вновь выражает социальную озабоченность Церкви по поводуподлинного развития человека и общества (2) в изменившихся условиях. Сотаягодовщина «Rerum novarum» стала поводом для появления «Centesimus annus»(1991), его, пожалуй, самой значительной энциклики по социальным вопросам.
Христианское социальноеучение охватывает как онтологические, так и нормативные дисциплины, при этомоно пользуется социально-философскими и социально-теологическими методами. Наупрек, будто социальная философия не типично «христианская», следует возразить,что, согласно учению Второго Ватиканского Собора, задачей Церкви является«возвещать истину, которая является Христом, и аутентично учить ей, иодновременно авторитетно разъяснять и утверждать принципы нравственного строя,которые вытекают из самой сущности человека»(3). Христианское социальное учениеисходит из того, что основы естественного права и истины Откровения непротиворечат друг другу а дополняют друг друга и имеют одно основание от Бога.
Целью Христианскогосоциального учения – прежде всего в его общественно-политическом,социально-этическом и социально-педагогическом аспектах – является не земнойрай и не прославление «светского мира», а тот социальный строй, при которомчеловек может выполнять волю Бога и вести христианский образ жизни. Следуяучению нужно отвергать как социал-утопизм, так и замкнутое христианство,которое не хочет признавать за христианской верой преобразующей силы в областиобщественной жизни и хочет бросить мир на произвол судьбы.
2. История эволюциисоциального учения церкви
2.1 Эволюция социальныхвзглядов в эпоху средневековья
Социальное учениеРимско-католической церкви представляет собой довольнопеструю мозаику общественно-политических, экономических и этических концепций.Следует заметить, что у его истоков находится учение Фомы Аквинского (1225-1274гг.), а точнее, его этика Закона. Суть его учения можно свести к следующему:
Области науки и веры уАквинского совершенно ясно определены. Задачи науки сводятся к объяснениюзакономерностей мира. Однако над царством философского познания находитсядругое царство, которым занимается богословие. Философия должна служить вере,теологии тем, что религиозные истины представляет в категориях разума, и тем,что опровергает как ложные аргументы против веры. Фома пытается синтезироватьмораль и религию. Этика Ф. Аквинского тем не менее внутренне глубокопротиворечива, что является результатом исходной установки. По сути дела, всеэтические построения Фомы опровергают его замысел и доказывают невозможностьгармонии религии и морали, союз которых может утверждаться лишь путемподчинения, а не равенства.
Ф. Аквинский показал,что мораль и религия образуют различные сферы, что человеческие добродетели негарантируют подлинного блаженства, а без божественной благодати не можетсостояться добродетельная жизнь, Фома Аквинский фактически обосновывает ихнесовместимость. В этом заключается один из важнейших, имеющих историческоезначение уроков этики Фомы Аквинского. Фома Аквинский считал, что в религиинаходят «разрешение» те проблемы, перед которыми в беспомощностиостанавливается мораль. Религия как бы черпает силу из бессилия морали, изнеспособности людей справиться с трудностями своего бытия. Родившаяся изчеловеческих страданий, религия задает страдальческое отношение к жизни (4).
В последней четвертиXIX в. это учение итальянского доминиканца было принято в качестве официальнойфилософско-теологической доктрины католической церкви. В энциклике «AeterniPatris» (1879 г.) Папа Лев XIII объявил Фому Аквинского вечным и непререкаемымавторитетом. Но как было сказано выше, это учение получило свою популярностьтолько лишь в XIX-XX веках.
До учения Ф. АквинскогоЕвропа никогда не была, более единой, и более разобщенной, чем в XII веке.Главным фактором единства было христианство со всей его культурой и языком,каким была латынь. Это находило выражение и в политической сфере в виде идеиsacrum imperium и призывов к освобождению из-под власти неверных (реконкиста,крестовые походы). С этим соединялась идея братства христианских народов иразные формы политического миссионерства. Объединяюще действовала в какой-тостепени и феодальная система и даже торговля, которая охватывала определеннымивидами товаров всю Европу и даже начала выходить за ее пределы.
При этом, однако,Европа того времени чудовищно разобщена и разделена. Идея sacrum imperiumколеблется между цезарепапизмом и папоцезаризмом и в результате становитсяскорее идеологией завоевания языческих стран, чем основой единения христианскихнародов. Церковь не только не в состоянии сохранить мир, но и сама ведет войныза право на собственную реформу и организует крестовые походы, которые были,возможно, неким предохранительным клапаном, необходимым для того, чтобы снижатьнапряжение внутри христианства, хотя не это, наверное, было их главным мотивом.Папа раздает короны и в то же время вынужден бороться за право назначатьепископов. Монастыри реализуют идею ухода от мира и требуют от своих членовобетов послушания и отрешения от земных благ, но, может быть, именно поэтому почтис каждым днем они становятся и экономически, и политически все более мощнойсилой, а их реформы одна за другой не достигают прочного успеха.
Зарождается движениевозврата к истокам, к изначальному евангельскому рвению (vita evangelica).Растет число сторонников добровольной бедности, среди людей так хорошо ужепознавших вкус богатства. Новые нищенствующие ордена, поставившие себе цельюраспространение учения Христа, преобразование христианской жизни в Европе,сыграли огромную роль в углублении христианизации нашего континента. Это былоособенно важно в период, когда целые народы принимали христианство из чистополитических соображений и когда совершалось насильственное обращение в веру.Это было важно и потому, что для христианства в это время появилась угроза состороны ислама, и защита христианства и реконкиста с оружием в рукахпредставлялась всем, не исключая святых (вспомним здесь хотя бы св. Бернара),делом вполне естественным. В 1414 году ректор Краковского университета ПавелВлодковец представил свой знаменитый трактат De potestate рарае et imperatorisrespectu infidelium, где впервые научно сформулировал права человека. В нем онотстаивает жизненные права языческих народов и отказывает христианам в правесилой обращать их в веру. Влодковиц более чем на сто лет предваряет известноеучение о праве народов, которое проповедовал теолог из Саламанки Франсиско деВиториа.
Зрелые и взвешенныеположения Влодковица, предвосхищавшие новую модель международных отношенийпосле распада единства Европы, провала концепции sacrum imperium. Глубокиекультурные, политические и экономические изменения совершались в Европе неменее двух веков, а бурные теоретические споры по этим вопросам разгорелись вПариже уже в начале XIV века. Непосредственным политическим поводом к нимпослужила полемика между французским королем Филиппом Красивым и папойБонифацием VIII, но, несомненно, они были выражением политических процессов,которые привели к дезинтеграции европейского сообщества христианских государствпри одновременной политической интеграции отдельных стран на фоне наметившихсянациональных различий и общностей. В Европе шёл процесс формированиянациональных государств и борьба по вопросу кто должен править. Право языческихгосударств на существование и национальное развитие никто не рассматривалпоэтому в этом отношении Влодковиц несомненно является провозвестником новоговремени и пришедшего с ним учения о естественном и международном праве.
2.2 Новое время
католическаяцерковь утопический социальный
На развитие христианскойобщественной мысли нового времени несомненное влияние оказали три историческихфакта, определенным образом соотносящихся между собой. Говоря о фактах, мыимеем в виду не единичные события, а определенные исторические процессы.
1. Первым из них былРенессанс, который нес с собой натуралистическое понимание всех аспектов жизни,даже тогда, когда его представители были людьми религиозными. В общественнойсфере натурализм проявляется не только в тенденции к высвобождению политическойжизни из-под влияния религии, что мы уже наблюдали во взглядах ИоаннаПарижского, но и из-под влияния этики. В результате это привело к выработкеконцепции интересов государства и утвердившемуся убеждению, что единственнымкритерием оценки политической, а затем и хозяйственной деятельности являетсяуспех − эффективность методов и средств действия. В этом легко узнается,с одной стороны, концепция макиавеллизма, а с другой -разные формыэкономического либерализма.
2. Другим таким фактомбыл протестантизм, парадокс и трагедия которого состоит, в частности, в том,что, желая освободить религию от опасного для нее влияния окружающейдействительности возрастающего в связи с обмирщением Церкви, реформаторыполностью подчинили ее государству. Государство реформаторы считаютсовершеннейшим творением Бога, что на деле ведет к абсолютизму, а провозглашаятеорию профессии-призвания, они санкционируют экономический успех как знак Божьегоблагословения.
3. Третий факт – всеуглубляющаяся политическая дезинтеграция Европы, возникновение национальныхгосударств, их внутреннее сближение в организационном, административном иэкономическом отношении. В связи с административной централизацией упорделается на техническую сторону управления, хозяйственная интеграция приводит кмеркантилизму и колониализму. Это сопровождается также развитием доктриныгосударственного суверенитета, вплоть до крайнего ее выражения.
В XVI и XVII веках вЕвропе появляются «христианские» утопические теории, авторами которых былиТоммазо Кампанелла и известный философ Френсис Бэкон, со своими работами «ГородСолнца» и «Новая Атлантида». Этим работам приписывается христианский характер,но сама церковь так не считает. На опасность ухода в утопию указал, в одном изсвоих документов папа Павел VI (5).
Какова же позицияЦеркви в отношении утопических идеологий и почему ни одну из них Церковь нехочет принять как соответствующую христианскому учению? Прежде всего этообъясняется христианской концепцией человека. Ибо в основе утопическихидеологий любых типов и толков так или иначе лежит представление о почтибезграничных возможностях человека. Это убеждение вызвано либо оптимистическимвзглядом на человека, либо, наоборот, неверием в возможности человеческойличности.
Первая точка зренияисходит из принципиально положительного взгляда на природу человека, ипредполагается, что если устранить всего лишь внешние препятствия иограничения, то человек легко достигнет огромных успехов в социальной сфере и вхозяйственной деятельности – образно говоря, до всеобщего счастья рукой подать.Условием этого является лишь свобода действий и хорошая организация труда сучетом естественных склонностей человека.
Чаще, однако,присутствует пессимистический взгляд на человека и порождаемое этим убеждение внеобходимости насильственного его осчастливливания – путем соответствующеговоспитания и применения специальных стимулов, не исключая и средствпринуждения. В итоге это приведет каждого человека к пониманию социальнойнеобходимости и примирению с нею, то есть к некоему роду социальнойудовлетворенности, даваемой человеку извне. И именно ввиду того, чтоосчастливливание должно прийти извне или вообще не будет достигнуто, всесредства манипуляции убеждениями людей становятся в таких идеологияхдопустимыми. Не исключены не только политические манипуляции, социальная ипсихологическая обработка, но и использование средств биологическоговоздействия на людей, чтобы из них легче было построить идеальное общество.
Христианское учениестоит на позиции трезвого отношения к человеку и его возможностям в состояниигрехопадения, которое он в настоящее время переживает. Нельзя построитьидеальное общество, основываясь на самопроизвольном ходе общественногоразвития, так как человеческая натура подвержена порче и нуждается восновательном оздоровлении, в глубоком нравственном очищении. Тем более нельзястроить совершенное общество ценой ущемления достоинства человека, его свободыи естественных прав, так как это не приносит счастья человеку, а приводит его кдеградации. Это препятствует совершенствованию человека и осуществлению им егодуховного призвания.
Поэтому Церковьвыступает против всяких утопических идеологий, даже таких, которые относят себяк христианским. Эти идеологии отличаются тем, что обещают в неопределенномбудущем идеальное общество, а иногда внушают даже необходимость принести вжертву одно или несколько поколений ради построения светлого будущего.Христианство же следует убеждению, что право на человеческое достоинство ивечное счастье имеет каждый человек, искупленный Кровью Христовой, и ни один изних не может быть принесен в жертву сомнительному счастью будущих поколений.Ибо нельзя строить счастливое будущее ценой отчуждения от человека современнойему жизни, дегуманизируя современную цивилизацию.
Таким образом, длясоциального учения католичества закрыт путь, ведущий к утопии, так как передним стоит одна важнейшая задача: неустанно подчеркивать естественное и духовноедостоинство человека и его права, критически оценивать любые решения социальныхпроблем, которые противоречат принципам этого учения, и искать с учетом условийместа, времени и человеческих возможностей такое решение этих проблем, котороеспособствовало бы совершенствованию и развитию человека, во всяком случае, незакрывали бы перед ним путь к вечному блаженству. Это может быть достигнуто нетолько путем теоретического анализа конкретных общественных и экономическихусловий, но и путем реформы нравов и социальных институтов, которая должнапроисходить постоянно.
Появление на рубеже XVIи XVII столетий «христианских» социальных утопий и последовавшее заэтим развитие утопизма было верным симптомом того, что потребность в реформестала особенно актуальной.
2.3 Развитиесоциального учения от Французской революции до
энциклики LaboremExercens
2.3.1 Социальныеизменения в XVIII и XIX веках
Уход в утопию – это,несомненно, выражение кризиса и даже оскудения общественной мысли. Оносопровождало этот уход, возможно, даже предварило его и явилось своего родасимптомом упадка богословия, все более абстрагирующегося от реальности.Симптомы этого надлома проступают уже в теологии Контрреформации, которая, содной стороны, была оборонительной, а с другой, не способна была своим анализомвскрыть сами истоки Реформации. Ведь известно, что хотя Реформация быларелигиозным и даже богословским движением, она, несомненно, имела своюсоциальную и политическую почву. Представители Контрреформации обычно не виделиэтого и в своей полемике с реформаторами ограничивались чисто богословскимиаспектами. Тем самым Реформация, скорее, отвлекла внимание католиков от социально-экономическихи общественно-нравственных проблем, что должно было неблагоприятно отразитьсяна самой теологии и вызвало упадок католической общественной мысли.
Причина этого не тольков оборонительной позиции католиков, но и в том, что богословские методы анализасоциальной действительности оказались недостаточны, а другие методы или не быливыработаны вовсе, или приводили к результатам, неприемлемым для теологов.
Тем временем процессысоциально-экономических и идеологических перемен, начавшиеся уже всредневековье, на самом его исходе, становились все более стремительными, а те,кто старался дать картину этих процессов, не способны были трезво и объективноих оценить – наоборот, они пытались обобщенно представить наблюдаемые факты,возводя эти скороспелые обобщения в ранг принципа. Возникающие в результатеэтого идеологии и самостоятельные общественные дисциплины постепенно отдалялисьот теологии, а тем самым, сознательно или бессознательно, и от католичества.
Безусловно, развитиюобщественной мысли в католических странах не благоприятствовала мнимаясоциально-политическая стабилизация. Церковь в этих странах теснейшим образомбыла связана с государством, поскольку монархи были заинтересованы в том, чтобыохранять интересы церкви, являвшейся несомненным фактором социальнойустойчивости и порядка, а высшее духовенство было связано с придворными иправящими кругами, из которых оно пополнялось и с которыми, несмотря нанекоторые второстепенные противоречия, имело общие интересы. Низшеедуховенство, ближе стоявшее к народу, не имело ни необходимого влияния, нисоответствующей подготовки, чтобы высказываться по социальным вопросам, а темболее отстаивать какую-либо определенную позицию.
Однакосоциально-политическое спокойствие было чисто внешним. Оно напоминалостереотипное для средневековья представление о сословном обществе, в которомкаждый должен довольствоваться своим социальным положением, не завидуя высшим ине притесняя низших, но такое сходство было лишь кажущимся. Фактически гнетусиливался, а европейскими обществами уже давно начали овладевать идеи, имевшиемало общего с общественно-нравственными принципами христианства. Носителями новойфилософии относились такие личности как Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж.Локк, Вольтер, Жан Жак Руссо, И. Кант, наконец, а А.Смит.
Эти идеи, ставшиепопулярными во второй половине XVIII в. и выражавшие дух эпохи Просвещения, неимели, конечно, ничего общего с христианством. Представителями этих идейнередко были и католические священники, подверженные духу рационализма ипросветительства. Зато они способствовали отрицанию социального учения церкви ипренебрежению им, если не полному его забвению. Поскольку одновременно всяческиуказывалось на связь между церковью и существующим состоянием общественнойжизни, нуждавшимся в безотлагательной реформе, острие всех общественных атакпротив существующего положения вещей как бы само собой направляется противЦеркви и ее учения. Это забвение учения Церкви, во всяком случае задержка егоразвития, приводила к тому, что даже те, кто хотел бы его отстаивать, были кэтому не готовы и просто бессильны.
Результатом кризиса ипротиворечий в обществе явилась Великая Французская Буржуазная Революция,которая изменила не только политическую сферу, но и основой к общественным ихозяйственным сферам, экономическим процессам, которые произошли или лишьначали происходить в конце XVIII в.
Существовавший дореволюции социальный порядок несомненно был тормозом такого развития, посколькуон сковывал отношения собственности и персональные отношения, ограничивалсвободный обмен людьми между городом и деревней, сдерживал развитие буржуазии ирост ее богатства. Следовательно, революция совершилась прежде всего винтересах буржуазии, которая стремилась не только к ликвидации монархии ижесткой сословной структуры, но и к слому всего обветшалого социального укладаи обеспечению себе неограниченной свободы действий.
Все это предпринимаетсяво имя принципов индивидуализма и либерализма, то есть доктрин, которыеформировались и проповедовались почти весь XVIII в., а в прошлом столетииприобрели себе фактически не оспариваемое право гражданства во всех областяхжизни: в политике, экономике, социальной, семейной жизни и даже в сфере морали.Они восходят к эпохе гуманизма и Реформации, к эпохе перехода от средневековьяк новому времени.
2.3.2 ОтношениеКатолической церкви к Французской революции
Революция не могла неповлиять на католическую общественную мысль, можно сказать, что она ее дажеоживила, так как заставила католиков определить свою позицию по отношению кпровозглашаемым ею лозунгам и особенно к ее практическим последствиям. Ибонесмотря на то, что идеи свободы, равенства и братства бесспорно берут начало вхристианстве, способ их понимания и воплощения оказался не только сомнительным,но и совершенно чуждым духу Евангелия. Католики не могли согласиться с такимпониманием этих лозунгов и их осуществлением, которое они наблюдали в ходереволюции и в общественно-экономической жизни XIX века.
И если до революции этиидеи находили своих сторонников среди представителей католичества и дажедуховенства, то теперь католическая мысль относится к ним критически, хоть и невсегда однозначно. Католики как бы вспомнили об общественной значимостиЕвангелия и о социально-нравственном характере христианства; они заметили, чтов нем таятся идеи, способные разрешить самые существенные проблемы общественнойжизни того времени. Христианская общественная мысль, отодвинутая на задний планучебников нравственного богословия, начинает как бы вновь пробуждаться в условияхсоциальной дестабилизации, порожденной революцией.
В этих условияхпоявляются новые поиски христианской общественной мысли и работы такихмыслителей как Шатобриан и Фодере.
Шатобриан считаетхристианство идеей «будущего и человеческой свободы», поскольку наряду спринципом равенства и морального долга оно проникнуто демократическиминстинктом, который представляет корректив и регулятор общественной жизни.
Шатобриан говорит оновых задачах, которые стоят перед папами: это касается обновления христианстваи придания ему вновь социального характера. «Если Рим осознает свои задачи, – пишетон, – то поймет, что никогда еще он не имел больших надежд и более высокогопредназначения». Ибо в христианстве, по его мнению, дремлет генийсовременности. Оно в состоянии преобразовать «физического человека» в «человекаморального». Говоря об общественном значении Евангелия, он подчеркивает, чтоего заповеди формируют настоящего гражданина. Конечно, он, прежде всегописатель, и нельзя ожидать от него ни точных научных формулировок, нисоциальных реформаторских программ. Но заслуга его в том, что он старалсянапомнить миру о социальном характере христианства и определить роль, которуюоно может и должно сыграть в общественной жизни (6).
Франсуа-ЭммануэльФодере, врач и общественный деятель, профессор медицины в Страсбурге. В своейкниге Essai historique et morale sur la pauvrété des nations, lapopulation, la mendicité, les hospitaux et les enfants trouvés(1825) он старается указать французам на общественные потребности своеговремени и предложить решение наиболее жгучих социальных проблем. При этом онобращает внимание на социальное учение церкви и ее задачи, хотя в это времяцерковь еще только борется за свое существование.
Фодере остро ощущаетобщественную обстановку, социальное расслоение, нищету низших слоев и стараетсявозвысить голос в их защиту. Интересна его характеристикасоциально-экономического положения Франции и подобных ей стран. Бедны, по егомнению, страны, в которых при всем великолепии зданий, экипажей, фабрик,мануфактур и изобилии товаров большинство семей трудящихся живет в крайнейбедности. Бедны страны, которые кажутся богатыми благодаря плодородию своейземли и обилию урожаев, но в которых все до такой степени сосредоточено в рукахкрупных владельцев, что работники не имеют никаких перспектив и настолькопредоставлены самим себе, что могут надеяться лишь на милосердие, потому чтоземлевладельцы хищнически ведут хозяйство, не вкладывая средств в его развитие.Бедны и жители городов, все существование которых зависит от возможноститрудиться на фабриках, создаваемых нерационально, а к самым бедным людямотносятся так, как будто у них вовсе нет души.
Но он не ограничиваетсяобличениями, а призывает к реформам и прогрессу, условие которого он видит вовсеобщем обучении и нравственном возвышении. Он призывает богатых, особенноаристократию, подать добрый пример и придать жизни христианский характер. Ондобивается принятия законодательства о труде и требует, чтобы государстворуководило экономикой на благо всех, а не только некоторых социальных слоев.Таким образом, его социальные требования довольно прогрессивны, но вобщественно-политических взглядах он консерватор-традиционалист.
На волне противостояниямежду консерваторами, отвергающими революцию и ее лозунги, и революционнымидемократами, делающими акцент более на самой революции, чем на ее лозунгах,появляются так называемые либеральные католики, принимающие основные принципылиберализма, но учитывающие все его последствия и необходимость преодолениятрудностей, которые возникли в XIX в. в результате Французской революции иосуществления некоторых ее лозунгов. Они составляют самую многочисленнуюгруппу, поскольку натиск лозунгов либерализма казался неотразимым, а опасностьгосударственного абсолютизма слишком реальной, чтобы можно было легкоотказаться от принципа свободы в экономике.
2.3.3 Либеральныекатолики
Ещё до Французскойреволюции не только во Франции, но и в других странах, в том числе в Польше (ив Беларуси также), свободолюбивые идеи, исходящие из философских принциповиндивидуализма и рационализма, имели своих приверженцев не только средикатолических идеологов, но и среди священников.
Ничего удивительного,что и после революции не было недостатка в католиках, которые видели в нейпереломный момент, начало новой эры, эры свободы народов. При этом они пыталисьне только совместить идеи Французской революции с христианством, но и прямовывести их из него, рассматривая свободу как высшую социальную ценность, какнеобходимое условие христианства. Их называют либеральными католиками. Вобласти экономики они слепо верили в самопроизвольность экономических процессови видели отрицательные последствия капитализма, но и в этой области ониотстаивали необходимость либерального подхода, выступали против так наз.позитивного вмешательства государства в экономические процессы, а единственноелекарство от все возрастающей нищеты видели в христианском милосердии.
Главные положения,исповедуемые либеральными католиками, сводятся к следующему:
а) Провозглашаемая вXIX в. идея свободы народа может содействовать его материальному и духовномублагу.
б) Ценности и заповедихристианской морали стоят выше идеи личной свободы. Занятие хозяйственнойдеятельностью должно быть подчинено требованиям морали.
в) Нет необходимости прибегатьк широко понимаемому вмешательству государства, чтобы предотвратить зло,вызванное машинизацией и господством права свободной конкуренции. Этовмешательство должно быть лишь негативным по своей функции, ограничиваться лишьпредотвращением частых и разительных злоупотреблений; его целью должна бытьтолько защита слабых.
г) Целесообразным иэффективным средством, достаточным для предотвращения экономического зла,должно быть милосердие. С этим сочетается идея так наз. патроната, то естьпокровительственной функции предпринимателя, на которого особенно возлагаетсядолг милосердия.
д) Дорога к социальномумиру – нравственное возвышение масс.
е) Средствомэкономического, социального и нравственного возвышения масс является взаимноесодействие в рамках свободных рабочих объединений, которые явились бы чем-товроде благотворительных организаций взаимопомощи. Следовательно, они непреследовали бы цель борьбы с предпринимателями за права трудящихся. И это непрофсоюзы в классическом их понимании. (8)
Окончательно взглядылиберальных католиков были сформулированы лишь в 1890 г.
2.3.4 ОтношениеВатикана к либерализму
Упадок христианскойобщественной мысли в XVIII в. привел к тому, что католики не в состоянии былизанять единую позицию по отношению к тем идеям и преобразованиям, которые неслас собой Французская революция. Рационалистический и позитивистский образмышления до такой степени овладел сознанием людей того времени, что в оценкесоциальных явлений и проблем католики не могли апеллировать к незыблемымсоциально-моральным принципам даже тогда, когда они требовали приоритета моралив экономике и политике и когда для решения практических вопросов они ссылалисьна заповеди Евангелия. Недоставало более общих концепций, и прежде всегореальных методов претворения в жизнь справедливых, как правило, постулатов.
С принципиальнымивысказываниями о либерализме выступают в дальнейшем папы Григорий XVI, Пий IX иЛев XIII. Первый из них, Григорий XVI (1831-1846), обратился в 1832 г. с энцикликой Mirari vos, направленной против либерализма. Папа осуждает в ней:
а) тезисы онеобходимости возрождения Церкви в духе либерализма и отделения ее отгосударства;
б) идею союза слиберализмом в целях получения большей свободы действий для Церкви и болееширокой свободы для католиков;
в) одобрение революции;
г) слишком широкопонимаемую, неограниченную свободу слова и прессы (9).
Потребовались целыедесятилетия, теоретические исследования и осмысления, а также практическая деятельностькатоликов и исходящие из принципов Евангелия, чтобы католики оправились от тогошока, каким была и сама Французская революция как социально-политическоеявление, и особенно порожденные XVIII веком и недостаточно критическиосмысленные в свое время лозунги и доктрины либерализма. Следует признать, чтолиберальные католики внесли немалый вклад в это дело. Во второй половине XIXвека в Германии зарождается так называемое «социальное католичество»,котороеотважилось занять критическую позицию как по отношению к либерализму, так и ксоциализму, без колебаний заимствуя и у того, и у другого направления все то,что могло оказаться полезным при разработке собственной программы, что к концуконцов привело к Фрибурской унии и появлению энциклики Rerum novarum.
2.3.5 Социальное учениецеркви и Второй Ватиканский Собор
Вторая мировая война ипослевоенный период вызвали такие большие перемены в политической,общественной, хозяйственной, культурной жизни, что это должно было повлиять насодержание и характер проповедуемого церковью социального учения. И дело здесьзаключалось не только в том, чтобы регистрировать происходящие изменения ипредупреждать о возникающих в связи с ними социально-нравственных проблемах, ав том, чтобы придать динамичность самому учению, развить его способность чуткореагировать на эти изменения, чтобы не только от случая к случаю напоминатьхристианские принципы, но и подвергать анализу меняющуюся действительность,оценивать проводимые преобразования и предлагаемые решения все новых проблем.
Второй ВатиканскийСобор, в католической традиции «21-й вселенский» проходил 11 окт. 1962 по 8 дек. 1965. Проходил в базилике св. Петра в Риме; состоялось 4 сессии, 168генеральных конгрегаций. В Ватиканском Соборе участвовали 3058 епископов игенеральных настоятелей монашеских орденов и конгрегаций, присутствовали такжемиряне, наблюдатели других конфессий, дипломатический корпус. Собором былиприняты 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации.
Социальное учение современногокатоличества было раскрыто Вторым Ватиканским Собором в следующих документах:пастырской конституции о Церкви в современном мире «Gaudium et spes»,догматической конституции о Церкви «Lumen Gentium», декларации о религиознойсвободе «Dignitatis humanae», декрете об апостольстве мирян «Apostolicamactuositatem» и декрете о средствах массовой коммуникации «Inter mirifica».Накануне Собора и к 70-летию 1-й энциклики, касающейся социальной темы, «Rerumnovarum», папа Иоанн XXIII опубликовал послание о новом развитии социальноговопроса в свете христианского учения «Mater et Magistra» (15 мая 1961). На соборную концепцию миссии Церкви в современном мире оказала влияние энциклика папыПавла VI «Ecclesiam suam», в которой утверждалось, что наука, техника и вособенности труд являются для Церкви предметами живейшего интереса, говорилосьо необходимости диалога с современным человеком. Собор предпринял попыткуопределить место проблем общественного развития в спасительной деятельностиЦеркви.
Конституция «Gaudium etspes» определяет место человека в современном сложном общественно-экономическоми культурном мире, пытается рассмотреть весь комплекс проблем, оказывающихвлияние на личность человека в его земном пути. В «Gaudium et spes» речь идет ометодах и способах подхода к решению возникших проблем. На фундаменте краткоизложенных основ христианской антропологии (10. 12-22) Собор строит учение очеловеческом сообществе: об общественном характере призвания человека; овзаимозависимости личности и общества; о содействии общему благу; о сущностномравенстве людей и т. п. (10. 23-32). «Бог сотворил людей не для того, чтобы онижили поодиночке, но ради осуществления социального единства» (10. 32). Богуугодно было спасать людей не по отдельности, но составить из них народ (11. 9).Уже с самого начала он избрал людей не только как отдельных лиц, но и какчленов общины. «Этот общинный характер совершенствуется и завершается в делеИисуса Христа» (10. 32). Христос освятил семейные отношения между людьми (бракв Кане Галилейской), из которых возникают общественные связи, Он основал «новоебратское общение в Его Теле».
Христианская концепциятруда исходит из того, что субъект деятельности, человек, совершает свой трудне только под сенью греха, но и в уповании искупления. В результате такогоподхода все области человеческой жизни соотносятся со спасительной миссиейХриста; ее продолжением является деятельность Церкви. Миссия Церкви и мирскиедела оказываются взаимопроницаемыми, хотя и не тождественными.
Высказав желание«сочетать свет Откровения со всеобщим опытом» (10. 33), Ватиканский Собор изложилтеологию труда, опирающуюся на 5 положений: рассмотрение значения человеческойдеятельности в плане творения; определение норм, призванных регулироватьразличные аспекты трудовой деятельности; последствия первородного греха длячеловеческого труда; искупление мира через профессиональный труд и миссия мирянв свете этого искупления; смысл и плоды труда после Второго Пришествия Христа(труд в эсхатологической перспективе). Задача мирян – следуя своему призванию,заниматься мирскими, светскими делами, в том числе трудом, и «успешносодействовать тому, чтобы блага, созданные по воле Творца и свету Его Слова,возделывались человеческим трудом, техникой и культурой на пользу всехлюдей...» (11. 36). Им надлежит так устраивать все мирские дела, с которыми онитесно связаны, чтобы эти дела совершались согласно Христу. Миссия Церкви в мирезаключается не только в том, чтобы нести людям весть о Христе, но и чтобы«пронизывать и совершенствовать порядок преходящих вещей евангельским духом»,-эту миссию Церкви призваны исполнять миряне (12. 5).
Собор утверждаетавтономию («собственную ценность», «естественную доброкачественность») порядкапреходящих вещей, включая присущие ему цели, законы, средства, все егокомпоненты – блага жизни и семьи, культура, экономика, искусства, профессии,установления политического общества, международные отношения и т.п… Обязанность мирян – обновление преходящего порядка и апостольство всоциальной сфере.
Ватиканский Соборспециальное внимание уделил служению Церкви в современном мире, взаимоотношениюЦеркви и мира, связи между земной деятельностью человека и его духовнымпризванием.
Собор рассмотрел рядважнейших проблем современного общества: вопросы семьи, культуры, экономики,политики и международных отношений. Проблемы семьи, всегда находящие отражениев социальном учении Церкви, получили новое освещение: особый акцент делается натеологии семьи, религиозный ранг семьи возвышается до «домашней Церкви». В«Gaudium et spes» были сформулированы положения христианской теории культуры вцелом, охарактеризован современный этап ее развития, определено отношениегуманитарной и технической культуры к религии, прежде всего к христианству (10.53-62).
Уделив большое вниманиеполитической и международной жизни, вопросам войны и мира (10. 78-82), Соборотметил, что Церковь, не занимаясь проведением государственной и партийнойполитики, может сыграть роль защитника и организатора мира, указать методмирного решения конфликтов – диалог между людьми в духе уважения свободы идостоинства каждого из них; Церковь «может, исходя из принципа своейуниверсальности, олицетворять собой связь между сообществами и народами» (10.42).
В декрете о средствахмассовой коммуникации «Inter mirifica» подчеркивается значение техническихсредств общения для социальной жизни в целом (12. 8), делается попыткаопределить их значение для пастырской деятельности и выработать соответствующиенаставления и рекомендации в этой области. Сам термин «communicatio»,относящийся к духовному обмену, указывает на значение этих средств вобщественной жизни и социальных взаимоотношениях.
2.3.6 Социальное учениеИоанна Павла ІІ
ПонтификатИоанна Павла II начинается в очень сложное время, когда возрастает политическаянапряженность между Востоком и Западом и усиливаются социальные и экономическиепротиворечия в общечеловеческих масштабах, называемые иногда противоречиямимежду Севером и Югом. Впрочем, эти две системы противоречий тесно связаны междусобой, хотя выявить и распутать эти связи вовсе не так легко. Кроме того, этопериод, когда происходит развитие науки и техники не только в естественной, нои в гуманитарной области и когда исследования в сфере гуманитарных наукначинают обращаться против человека. Разработка методов психологического исоциального воздействия в сочетании с дальнейшим прогрессом техники, особенноэлектроники и развивающихся на ее основе средств массовой информации и средствуправления, создает возможность прибегать к различным методам социального иполитического манипулирования в широком масштабе. И вместо того, чтобы служитьосвобождению человека, широкая массовая технология грозит ему закабалением. Вотпочему главной заботой папы становится человек, и именно в таком плане следуетподходить к проповедуемому им социальному учению.
Папа видитчеловека в перспективе спасения, а значит, в свете миссии Церкви (которая самапереживает значительные трудности), и поэтому неизменно рассматривает его в аспектеотношения к Христу, так как «тайна человека по-настоящему проясняется лишьв тайне Воплощенного Слова».Человек в представлении Иоанна Павла IIолицетворяет собой не только концепцию, но и действительность, котораяконкретизируется как бы в двойном социальном плане: в плане включенности его вразличные сообщества и объединения и в плане труда и всего его совокупногорезультата, то есть в плане культуры, которую он формирует и посредствомкоторой формируется сам.
«Труд – призваниекаждой личности; в нем человек выражает и осуществляет себя, труд даетвозможность выразить человеческое достоинство». Эта тема получила достаточнояркое развитие уже в первой энциклике Иоанна Павла II – «Laborem Exercens»(«Трудом своим») (1981), затем продолжена в 1987 г. в энциклике «Sollicifidi Rei Socialis». Свободный рынок есть экономическое следствиехристианского понимания человеческой природы и предназначения. Эта мысльпронизывает многие выступления главы католической церкви, особенно его послание«Cenfesimus Annus», представляющее наибольший интерес прежде всего потому, чтоименно здесь Иоанн Павел II высказывает новейшие взгляды католичества насоциальные проблемы, а также потому, что взгляды выражены в этой энцикликенаиболее последовательно и глубоко. Идеал Иоанна Павла II является прямымпродолжением того, что Лев XIII называл обществом дружбы, Пий XI – социальныммилосердием, а Павел VI – цивилизацией любви.
При всех этих, казалосьбы, далеких от жизни идеалов, идеал Иоанна Павла II достаточно земной иконкретный. Тот справедливый хозяйственный порядок, который одобряеткатолическая церковь в лице ее главы, есть «экономическая система, котораяпризнает важнейшую и положительную роль дела, рынка, частной собственности ивытекающей из этого ответственности за средства производства, а также свободнойи творческой деятельности на ниве экономики». Папа критикует системы,отрицающие свободный и личностный человеческий труд. Он определенно выступаетпротив такой системы, «где свобода в экономической сфере не подчинена строгимнормам закона, которые ставили бы ее на службу человеку во всей его полноте исчитали бы ее лишь особым аспектом человеческой свободы, основанной нанравственности и религии».
Свободная экономикаполучила полную поддержку со стороны католической церкви, хотя, как утверждаютее нынешние апологеты, экономика бизнеса никогда не будет ее нравственноудовлетворять. Сама по себе погоня за прибылью не может встретить сочувствиецеркви, у рынка как такового нет своей нравственности, он просто зеркальноотражает нравственность или безнравственность своих участников. И все же, какпишет Папа Иоанн Павел II, прибыль необходима, чтобы свободная экономикафункционировала. Он осуждает потребительство, настаивает на том, что этика икультура первичнее экономики; для него религиозное, духовное является высшейреальностью. И если Иоанн Павел II предлагает вернуть экономике ее подлиннуюценность, то его критика направлена скорее не на экономическую, а на этическуюи культурную систему.
С именем Иоанна ПавлаII связана целая эпоха – эпоха крушения коммунизма в Европе, – и для многих вмире именно он стал её символом. На своём посту Иоанн Павел II проявил себянеустанным борцом как против коммунистических идей, так и против негативныхсторон современной капиталистической системы – политического и социальногоугнетения народных масс. Его публичные выступления в поддержку прав и свободчеловека сделали его символом борьбы против авторитаризма во всём мире. Сампапа был активным противником абортов, средств контрацепции, гомосексуальныхбраков, эвтаназии рукоположения женщин; был сторонником целибата.
Центром всей егодеятельности был человек. Каждую человеческую жизнь он считал величайшейценностью, что, следовательно, внесло свой вклад в развитие социального учения.«Миром должна управлять любовь»,- так говорил Иоанн Павел II.
При Иоанне Павле IIначался межконфессиональный диалог. Он стал первым папой посетившийангликанскую, лютеранскую церкви, синагогу и мечеть. При нём католическаяцерковь попросила прощение у евреев за гонения, за ошибки которые церковьсовершила за свою историю (крестовые походы, пассивная позиция во ВторойМировой войне, за гонения на язычников и т. д.).
Иоанн Павел II оченьлюбил молодёжь. Именно при нём начали организовываться всемирные встречимолодёжи, которые собирали от 1 млн. (Париж, Рим) до 5 млн. (Манила) человек.Впервые молодёжь из советского союза попала на эти встречи в 1991 в Честохове.100000 советских молодых людей побывали на встрече с Папой Римским.
Смерть Папы 2 апреля 2005 года была большой трагедией во всём мире. 1 мая 2011 в Ватикане состоялась беатификация Иоанна Павла II.
3. Социальное учениецеркви и его влияние на мир на современном
этапе
25 октября 2004 г. в пресс-центре Святого Престолакардинал Ренато Рафаэле Мартино, председатель Папского Совета«Справедливость и Мир», представил журналистам Компендиум СоциальногоУчения Церкви. Работа над книгой, ответственность за которую несет ПапскийСовет «Справедливость и Мир», была выполнена по поручению Папы ИоаннаПавла II и длилась пять лет. В ней впервые предпринята попыткасистематизировать и унифицировать основные идеи социального учения КатолическойЦеркви, развивающегося уже более ста лет (от энциклики Льва XIII Rerum novarum,опубликованной 15 мая 1891 г., и вплоть до наших дней).
Социальное учениепредставлено в многочисленных документах, многие из которых не доступны широкойпублике. Поэтому с определенного времени возникла потребность разработатьсинтез многочисленных и столь разрозненных документов, в котором бы четко иясно излагаются основные вопросы социальной доктрины. Так родился Компендиум(или Свод) Социального учения церкви. Его цель – «представить комплексно исистематически, хотя и в сжатой форме, социальное учение, плод глубокихразмышлений Учительства и постоянных забот Церкви, которая верна Благодатиспасения Христова и с любовью печется о судьбах человечества».
Социальное учениецеркви в первую очередь предназначено для, всей христианской общины, ведь накаждого верующего возложена определенная ответственность перед обществом.Особым образом оно обращается к мирянам, которые, в силу своего призвания,занимаются разрешением политических и административных задач, секулярных посвоей природе. Социальное учение имеет также «универсальноезвучание», будучи " явным образом обращено ко всем людям добройволи": к нему прислушиваются представители других церквей и церковныхобщин, последователи других религиозных традиций и люди, не входящие, ни вкакую религиозную группу.
Сам Компедиум состоитиз трёх частей и двенадцати глав.
В Компендиумеперечислены четыре незыблемые принципа социального учения Католической Церкви:достоинство человеческой личности, общее благо, принцип вспомогательности(субсидиарности), солидарность.
Именно человеческаяличность – фундаментальный принцип социального учения Католической Церкви, втом смысле, что оно «строится на принципе, утверждающем неприкосновенноедостоинство человеческой личности». Ценность и достоинство человеческойличности уязвлены грехом, «личным и социальным»: грех не только ранитконкретную личность, но также имеет социальные последствия, питающие«греховные структуры». Всеобщим равенством людей перед Богом (всесотворены по Его образу и подобию) обусловлены достоинство человеческойличности и права человека, первое из которых – право на жизнь с момента зачатияи до момента естественной смерти. Справедливое общество можно построить толькопри уважении к трансцендентному достоинству человеческой личности, поэтому«ни в коем случае человеческую личность нельзя использовать для целей,чуждых ее собственному развитию». Человек должен поступать по свободе,однако эта свобода не безгранична и связана с истиной. «Реализация свободыпредполагает обращение к естественному нравственному закону, имеющему всеобщийхарактер, предваряющему и объединяющему все права и обязанности».Естественный закон – ни что иное, как свет разума, дарованный нам Богом.Благодаря ему мы познаем, как следует поступать и чего следует избегать.
Основные требованияобщего блага и солидарности – всеобщее предназначение материальных и духовныхблаг, а также преимущественное внимание к бедным. Принцип вспомогательностипредполагает участие граждан в общественной жизни (демократия).
Вторая часть Компендиумачрезвычайно актуальна, т.к. в ней рассматривается семья, утверждается ееприоритет по отношению к обществу и Государству (стр. 149-179), и изучаютсяпроблемы брака. Моногамный нерасторжимый брак назван единственной аутентичнойформой семьи.
Церковь отрицаетсовременные гендерные теории, согласно которым мужская и женская природа – всеголишь культурное или социальное явление. Стабильность и нерасторжимость брачногосоюза не должны опираться исключительно на обязательность отдельных лиц,поэтому браку необходимо придать институциональный характер посредствомпубличного, социально и юридически признанного акта. Введение развода вгражданское законодательство укрепило релятивистский взгляд на супружеские узы.Церковь не покидает тех, кто вступил в повторный брак после развода; со своейстороны, эти люди, поскольку они крещены, могут и даже должны участвовать вцерковной жизни. Фактические союзы основаны на ложном представлении о свободевыбора; законодательное уравнивание семьи и «фактических союзов»привело бы к дискредитации семейной модели. Следует уважать достоинствочеловека с гомосексуальной ориентацией, что, все-таки не означает ниузаконивания поведения, не соответствующего нравственному закону, ни признанияправа на брак между людьми одного пола, с последующим уравниванием такого союзас семьей.
Говоря о многочисленныхпроблемах в сфере человеческого труда, Компендиум утверждает достоинство трудакак основного права и блага человека, которое государство должно обеспечивать изащищать. Признается право на забастовку и важность профсоюзов, которые вусловиях глобализации призваны обрести новую форму. Экономика должна иметьнравственную подоплеку. В связи с глобализацией, которая «порождает новыенадежды, но ставит и тревожные вопросы», Компендиум отмечает ряд проблем,в первую очередь, углубление экономического и социального неравенства междустранами (180-214).
Говоря о проблемахполитического сообщества, Компендиум осуждает смертную казнь: современноеобщество способно успешно бороться с преступностью методами, которыеобезвреживают преступника, но не окончательно лишают его возможности изменитьсвою жизнь. (стр. 255)
Далее социальное учениеназывает одну из основных опасностей для современной демократии – этическийрелятивизм, который заставляет отрицать существование объективного иуниверсального критерия. Называя обмен информацией «одним из главныхинструментов демократического участия», Компендиум привлекается внимание кфеномену концентрации печатных и телевизионных каналов как к одной из угроздемократической системе (стр. 269-273).
Огромное место уделенопроблеме международного сообщества. Для разрешения конфликтов, возникающих вразличных политических сообществах, необходимо обращаться к общим правилам,решительно отказываясь от мысли прибегнуть к военным действиям (стр. 282-297).Обширная глава посвящена охране окружающей среды (стр. 298-318).
XI глава Компендиумапосвящена теме защиты мира, который назван «всеобщей ценностью и всеобщейобязанностью», «плодом справедливости и любви». Насилие«недостойно человека», потому что " разрушает то, что якобызащищает: достоинство, жизнь, свободу людей". Решительно осуждаютсягеноцид, гонка вооружений и накопление оружия массового уничтожения, т.е.,биологического, химического и ядерного оружия; вовлечение детей и подростков ввооруженные конфликты. Безоговорочно осуждается терроризм, который ничем неможет быть оправдан, тем более, не может быть оправдан именем Бога:«Профанация и богохульство – объявлять себя террористами во имя Божие:Называть „мучениками“ тех, кто умирает, совершая террористическийакт, – значит извращать понятие мученичества» (стр. 336-337).
Третья частьКомпендиума посвящена вкладу учения Церкви в созидание общества. ИнкультурацияЕвангелия в социальную жизнь – дело христиан-мирян, чье присутствие всоциальной сфере есть «служение, знак и выражение любви» (С. 343-367).Вот почему важно, чтобы социальное учение стало неотъемлемой частью воспитаниямирян, ведь для них политическая деятельность – ни что иное, как выражение итребование христианского долга служить другим людям.
Компендиум завершаетсяутверждением: Церковь своим социальным учением стремиться содействоватьсозиданию «цивилизации любви», сделав любовь «постоянной ивысшей нормой всякого действия» (С. 375).
Социальное учениеЦеркви играет большую роль в мире. В последние годы Католическая Церковьпреуспела в утверждении идей своей социально- политической доктрины в сознанииразличных слоёв населения. Во многих европейских странах в результатебанкротства буржуазных партий, скомпрометировавших себя сотрудничеством снацизмом, возникли демохристианские партии и группировки, выступившие заумеренные демократические преобразования (В качестве примера можно привестиПольскую Партию «Право и справедливость». Эта национал-консервативная икатолико-клерикальная политическая сила. Партия имеет тесные связи скатолической церковью и неоднозначно оцениваемой евангелистской радиостанцией«Радио Мария. Не следуют путать с крайними националистами, которые не имеютничего общего с христианством). Они провозгласили себя последователямикатолической социальной доктрины, что обеспечивало им поддержку церковной иерархии,а также предпринимательских кругов, которые предпочитали их левым силам.
За демохристиан сталиголосовать крестьяне, в ряде стран – традиционно находящихся под влияниемкатолической церкви, средние слои, опасающихся резких социальных перемен, изначительная часть рабочих. Почти во всех странах где распространенокатолическое вероисповедание, сегодня имеются профсоюзы, в той или инойстепени, ориентирующиеся на католическое социальное учение.
Так же активнопроявляют себя такие организации, как Христианская рабочая молодёжь, Рабочеекатолическое действие и др.
Заключение
Итак, христианская веране чужда миру и истории, но способна внести огромный вклад в созидание того,что Папа Павел VI назвал «цивилизацией любви» Церковь никогда нестремилась и не стремится создавать и навязывать кому бы то ни было готовые,идеальные модели общественного устройства. Она всегда отстаивала свои принципыи побуждала к поиску оптимальных решений, отвергая лишь те, которые считаланесовместимыми с основными принципами морали, так как они наносили вредчеловеку. В первую церковь отстаивает интересы и права человека. Учение созданодля того чтобы помочь всему человечеству вместе находить решения на насущныепроблемы и вместе идти к всеобщему благосостоянию. Церковь всегда заниматьнепримиримую позицию по отношению к любым усилиям, направленным на ущемлениеправ человека, выступать против всякой политики, которая угрожала бы человеку,кто бы ее ни проводил. Можно сказать, что оппозиционность Церкви сводится ктому, что она не имеет друзей на стороне врагов человека. Именно такой подход итакую политику можно было бы назвать моральной оппозицией. Католическая Церковьпризывает верующих заниматься общественной, хозяйственной, политической икультурной деятельностью, но в оценке их деятельности она руководствуется темиже принципами и критериями, с какими она подходит ко всякой другой социальнойдеятельности. Она никогда не встает на сторону католиков, совершающихнеправедные действия, и готова поддержать каждое доброе начинание, от кого быоно ни исходило.
Социальное учениекатолической Церкви не является, таким образом, ни католической теориейсоциального действия, ни католической моделью общественного устройства, никатолической социальной идеологией. Это и не политическая теология, хотя внекотором смысле она является теологией общественной деятельности, посколькууказывает католику, занимающемуся такой деятельностью, как он может найти путьк собственному спасению и, действуя на благо ближних, создавать условия,облегчающие спасение другим людям.
Сегодня перед намистоит проблема не столько признать богатство социального учения КатолическойЦеркви и его способность содействовать созиданию «цивилизации любви»,о чем прекрасно сказано в Компендиуме, но сделать его «действенным»,т. е., воплотить его в практику. Компендиум социального учения Церкви получитширокое распространение, прежде всего, среди тех, кто хочет заниматьсяполитикой, экономикой и социальной деятельностью. Но еще важнее, чтобы любойчитатель Компендиума спросил себя: а как именно я могу на деле воплотить вжизнь социальное учение Церкви.
Следует ещё разподчеркнуть, что своим социальным учением Церковь не собирается ни создаватьновых общественных систем, ни вставать на сторону какой бы то ни было системы –она стоит на стороне человека.
Список использованныхисточников
1. Иоанн XXIII,энциклика «MateretMagistra»http://www.vatican.va/holy_father/john_xxiii/encyclicals/documents/hf_j-xxiii_enc_15051961_mater_sp.html
2. Иоанн Павел II,энциклика «Sollicitudorei socialis»http://www.vatican.va/edocs/ITA1224/_INDEX.HTM
3. Заявление о религиозной свободе«Dignitatis humanae» (Второй Ватиканский Собор).
4. Учение Фомы Аквинскогоhttp://www.abccba.ru/abc23.php
5. Павел VI. Апостольское послание «Octogesimaadveniens»http://www.vatican.va/holy_father/paul_vi/apost_letters/documents/hf_p-vi_apl_19710514_octogesima-adveniens_sp.html
6. Де Шатобриан Ф.Р. Гений христианства.(Lagenie du christianisme) − М.,1998− с.87.
7. Франсуа-Эммануэль Фодере www./2311.html
8. Бонек И. История Католической церкви.− Варшава: Літэра, 2005.
9. Григорий XVIэнциклика «Mirari vos»http://www.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/justpeace/documents/rc_pc_justpeace_doc_20031115_martino-leo-xiii_it.html
10. Конституция «Gaudium et spes» / Пер.с лат. М. Барткова, А. Кузмич. – Мн.:Про Хрысто, 2008.
11. Конституция «Lumen Gentium» / Пер. слат. М. Барткова, А. Кузмич. – Мн.:Про Хрысто, 2008.
12. Декрет об апостольстве мирян«Apostolicam actuositatem». / Пер. с лат. А. Наумова, М. Пашука. – Мн.:Про Хрысто, 2008.
13. Libreria Editrice Vaticana«Компедиум социального учения церкви». / Пер. В. Тимофеева. – М.:Паолине, 2006.
14. Мельник В.А. Политические Идеологии.– Мн.: Вышэйшаяшкола, 2009.
15. Ровдо В., Чернов В., КазакевичА. МировыеПолитические Идеологии. – Мн.: Тонпик, 2007.
16. Журнал «Любите друг друга». −Познань, №4, 2003.
17. Журнал «Диалог».Слоним, №7, 2009.
18. Янг Дж. Христианство. − М.,2001.
19. История Христианства.– М.: Проспект, 1998.
20. Ленсу М.Я., Яскевич Я.С.,Кудрявцев В.В. Религиоведение. – Мн.: Новое Издание, 2008.