План
Ведение
Глава 1. Сотворение мира
Глава 2. Промысел Божий
Заключение
Список литературы
Введение
Остановись. Оглянись. Чтоты слышишь? Что ты видишь? Вокруг тебя все дышит, копошится, бегает, журчит.Это миллионы маленьких жизней, поддерживают пульс нашей планеты. И все этотечет в строгой закономерности. И невольно спрашиваешь себя, откуда всевзялось? Где начало всему, как появилась наша Земля? По чьему замыслу все четкоустроено в нашем мире. По чьим законам стоит?
«Невозможно говорить озаконах и порядке вселенной без признания того, что в ней должен бытьизначальный замысел и должна быть цель» В.Фон. Браун
Много теорий существует овозникновении жизни на земле.Одна из них — жизнь появилась путем сотворения. Другая – эволюционным путем,известная нам как теория Дарвина. «Что есть человек?» Этот вопрос интересовалчеловека и тысячу и две тысячи лет назад. Человек – это высшее животное или можетбыть нечто большее? Этот вопрос всегда актуален.
Мы не всегдасуществовали. Сторонники эволюции считают, что человек не был сотворен, апроизошел в процессе развития от низших организмов. «Какой-то вид обезьян, подвоздействием неблагоприятных условий существования вынужден был спуститься сдеревьев и приобрести привычку ходить по земле на двух ногах. Это привело ксильным изменениям всего организма, укрепились и удлинились ноги, стопа ногиутратила хватательную способность, укоротилось лицо, резцы приняли вертикальноеположение. Четверорукая обезьяна превратилась в «двуногую», которая постепеннорасселилась по земле. Постепенно формировалось сознание, стала развиваться речь»Ж.Ф. Ламарк.
На что бы ни посмотрелимы: от самого простого, до сложного мира микроскопических клеток, «невидимыхатомов» и неизмеримой протяженности космоса, везде мы видим порядок, строгийрасчет и действие природных законов. Мы смотрим вокруг себя и видим порядок,закономерность и смысл творения. Произошло ли творение само по себе? Попробуемв этом разобраться и обратиться к самим истокам.
Глава 1. Сотворение Мира
В начале сотворил Богнебо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носилсянад водою (Бытие)
Первые слова Бытияуказывают на то, что земля могла существовать уже миллиарды лет до «первогодня» сотворения, хотя и не говориться как долго. «И сказал Бог: да будет свет. Истал свет. И увидел Бог свет, что он хорош и отделил Бог свет от тьмы. И назвалБог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Бытие 1:3-5)
Свет включает в себяэлектромагнитный спектр, а не только ту полосу цветов, какую мы видим. В неговходят все энергетические формы. Это явление Господом энергии – движениеатомов, электронов. И вся вселенная пришла в движение. Свет является основойвсего мироздания. Это тот первоисточник, до которого простирается человеческоепознание в начале мира. Таким образом, первый день – это день творенияпервоосновы всего – света. И сказал Бог: «Да соберется вода, которая под небом,в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, асобрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: дапроизрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее породу своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля…зелень, траву, сеющую семя по роду ее и дерево приносящее плод, в котором семяего по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: деньтретий» (Бытие 1:9-13)
Здесь мы представляемнашу землю с морями и сушей, на которой по замыслу Бога начинает произрастатьзелень, трава и дерево с плодом его. В этот «Третий день» ожила мертвая земля. Зазеленелиее просторы. Это произошло до того, как появилось солнце и другие небесныесветила. Когда Творец искусно создавал весь набор растений, на землю изливалсяблестящий свет Его Самого. Любое растение запрограммировано на то, чтобыпроизводить свое семя. В каждом, самом крошечном семени заложена чудесная силапродолжения жизни. Зерно может лежать годами и казаться мертвым, стоит емутолько попасть в землю и оно оживает. Только растения могут брать из земли сокии превращать их в пищу. Животные на это не способны. В этом главная причина,почему Бог сотворил растения. Кроме пищи растения дают текстильные волокна,пиломатериалы, масла и много-много других полезных продуктов. И все этопроисходит безболезненно, самым эффективным образом, без всякого шума, безприменения сложного оборудования. И все это продолжается, начиная с «третьегодня» сотворения. Если бы не было растений, мы были бы обречены на смерть. Онивырабатывают необходимый нам кислород, а мы даем им углекислый газ. Какоемудрое равновесие системы, созданной Творцом!
«И сказал Бог: да будутсветила на тверди небесной, для отделения дня от ночи и для знамений, и времени дней, и годов. И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светитьна землю. И стало так! И создал Бог 2 светила великие, светило большее, дляуправления днем, и светило меньшее, для управления ночи, и звезды. И поставилих Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю и управлять днем и ночью, иотделять свет от тьмы, и увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро:день четвертый». (Бытие 1:14-19)
Библия нам честноговорит, что эти светила появляются на небе, чтобы светить. Значит, до этоговремени земля освещалась как-то иначе. И с этого момента начинается «отделениедня от ночи и дней от годов». Попросту говоря, начинается отсчет времени.
«И сказал Бог: дапроизведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею потверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животныхпресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую породу ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесьи размножайтесь и наполняйте воды в морях, и птицы да размножайтесь на земле. Ибыл вечер, и было утро. День пятый».
По эволюционнымпредставлениям жизнь на земле зародилась 2 миллиарда лет назад, и все это времяразвивалась от «простых» форм к более «сложным». Когда мы понимаем обнеобыкновенно сложном замысле даже так называемой «простой клетки» намстановится ясно, что простой жизни не бывает. Не так давно живую клетку назвали«простой клеткой». Но в 1963г. Дж. Пэлейд обнаружил в ней удивительно сложнуюсистему. Тело клетки буквально пронизано лабиринтом тончайших трубок. Теперьученые утверждают, что организация живой клетки сложнейший организм. Тысячи составляющихчастей выполняют определенные функции. Тонко и мудро создал Творец всякую «душуживую» и произвела их вода. И вышли из вод, и начали ползать, кишеть, летать повелению Творца. Самые разнообразные, самые причудливые формы из классапресмыкающихся рептилий наполнили землю: динозавры, напоминающие легендарныхчудовищ. В морях кишели рыбы и китообразные чудовища. Воздух был наполненптицами. Вся тварь, повинуясь слову Божьему, размножалась. Интересно отметить,что нечеловеческие существа, которыми должна была кишеть вода, называются«живыми душами». Это выражение применимо также к птицам.
«И сказал Бог: дапроизведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по родуих. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их и скотов по роду его, ивсех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог:сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют онинад рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею,и над всеми гадами, пресмыкающими по земле. И сотворил Бог человека по образуСвоему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их. Иблагословил их Бог и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю,и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными,и над всякими животными, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот я дал вамвсякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которойплод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всемптицам небесным, и всякому пресмыкающему по земле, в котором душа живая, дал явсю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что он создал, и вотхорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Бытие 1:24-31)
Сотворение человекаявляется неоспоримым результатом высшего деяния всемогущего Творца.
Многие полагают, чточеловек – это наиболее развитое животное, вершина эволюции животного мира – онсмертен, и его жизнь не имеет высшего смысла. Библия не спорит, не доказывает,она просто повествует о том, что человек сотворен по воле Бога и в соответствиис Его планом. Библейское представление о человеке заключается в том, чточеловек – это Божье творение, созданное по образу Божьему для определеннойцели, которую человек должен понять и сознательно выполнить. С тех пор, каждыйчеловек, приходящий в мир несет в себе образ Божий, который позволяет ему, каки Богу взаимодействовать с другими людьми, мыслить, чувствовать и осуществлятьсвободный выбор. Человек наделен атрибутами личности, которыми обладает СамБог, и которыми не обладают ни животные, ни растения, ни другие существа. Человекпоявляется как завершение всего Творения, как венец Творения особым творческимактом Божиим для обладания и владычества над всеми живыми существами и над всеюземлею.
Человек был поставлен наруководящее положение, главенствующее над животным миром и даже над всейземлей. Человек еще не был сотворен, а Бог уже объявил, для какой цели Онтворит его «Сотворим… и да владычествуют…» (Бытие 1:26) «И совершил Бог кседьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех делсвоих, которые делал» (Бытие 2:2) Закончились дни Творения. Человек стал венцомТворения и определил Бог великое назначение человеку: быть царем всякой твари ижить в Раю. И дал Бог такой великий разум Адаму, что он мог назвать по именивсякую тварь и дать ей назначение. Адам по библейскому повествованию человек нерожденный, а сотворенный непосредственно Богом. Он был сотворен бессмертнымцарем, и повелителем всякой твари, жившей в Раю, как на земле, так и в воде, ив воздухе. Адам не знал ни болезни, ни смерти. В Раю Бог установил дивный миропорядок,покорив человеку всякое живое существо. В этом царстве благодати водворялсямир, где не лилась кровь перед лицом бессмертного Адама, не было насильственнойсмерти среди животного мира. «Ибо дал Господь всем в Раю всякую зелень и плоды»Дал Бог благословение Свое людям размножаться, населять землю и обладать ею ивсякими живыми существами на ней, распространяя на весь мир царство благодати. Такимобразом, мы можем подытожить, что Бог создал совершенный мир, совершенного человека,который может жить в Раю вечно, наслаждаясь жизнью, природой, красотойсозданного. Так продолжалось до грехопадения Адама. Совсем иным стали сам Адампосле изгнания из Рая.
Глава 2. Промысел Божий
«Один только Бог вприроде
благ и мудр, и как благой
Он промышляет, ибо кто не
Промышляет, тот не благ»
(Иоанн Дамаскин)
Бог не может бытьбезучастным к жизни творения, к миру, который Он Сам сотворил. Промысел Божий –есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией,которым Бог сохраняет бытие. Бог направляет «живые твари» к благим целям, иустраняет зло через пресечения его, Бог невидимо присутствует в мире,удерживает его в бытии, и сохраняет его порядок.
В существованииБожественного Промысла нас убеждает молитва. Молитва как живое общение с Богом.Бог не только знает все о нас, Он также любит нас такими, какие мы есть. Нам ненужно лукавить пред Господом, ибо он знает нас и все о нас.
Нравственным существамсодействие Божие бывает только тогда, когда они свободно избирают и творятдобро. Во всех же тех случаях, когда они по своей воле избирают и творят зло,бывает одно только попущение Божие, а не содействие. Поэтому И.Златоуст говоритнам: «Все управляется промыслом Божиим; но одно бывает по допущению Бога, адругое при Его содействии»
Управление тварями естьтакое действие Божие, которым бесконечно-Премудрый направляет их, со всею ихжизнью и деятельностью, к предназначенным им целям, исправляя и обращая повозможности, самые плохие дела их к добрым последствиям.
Промысел Божийразделяется на 2 вида: на промысел общий и промысел частный. Общий – это тотпромысел, который объемлет весь мир, с действующими в нем силами и законами.Частный – простирающий на частные предметы, явления и отдельные существа.Естественный промысел, это промысел от Бога установленный, действует только поднадзором Божиим: «Ты поставил землю и она стоит». Это то, что устроил, создалБог, даже сотворение целого мира. О солнце, о звездах и всех родах существговорится, что Бог поставил их на веки и веки «дал устав, который не пройдет».Сверхъестественный это промысел и управление миром посредством чудес. Чудеса –это действия или события, которые совершаются в сверхъестественном действииБожием, для достижения важных целей. Чудеса в писании обозначаются словами «силы»и «знамения». Слово «силы» указывает нам на проявление силы Божьей, слово«знамение» указывает на значение чудесных действий. Без Промысла Божия в мирене могло бы существовать и сохраняться порядка, какой замечаем: наоборот, всепревратилось бы в хаос.
Мир – это великая книга,а все творения от Ангела и человека до малейшей травинки, как буквырасположенные в подобающих им местах рукою Великого Творца, который один знаетСвою вечную мысль и совокупность Своего мудрого дела! Одним из свойствБожественной природы является святость. И путь, который предлагает Бог каждомуразумному творению своему это путь святости. Поэтому, чтобы увидеть Бога в его Промысле,нужна чистота разума, сердца и тела. А для достижения чистоты, необходимо житьпо заповедям Божиим. Наше нынешнее падшее состояние таково, что даже самыесвятые люди могут постичь Промысел Божий лишь частично. Полное познаниеПромысла Божия станет возможным только в жизни будущего века. Как Бог знает нассейчас, также все судьбы Божии будут открыты нам в будущем. Когда вечностьраскроется нам, она оправдает то, что кажется нам теперь несправедливым наземле. Вечность объяснит все тайны. А пока нам надлежит жить по заповедям. Ипомнить о самом главном: «Бог есть любовь». Любовь Божья безусловна, абсолютнаи всеобъемлюща как и Сам Бог. Его любовь подобна солнцу, которое всходит и надправедными и над неправедными, над добрыми и злыми. Бог всегда открывается людямкак человеколюбивый и многомилостивый Бог. Бог любит нас вопреки, нашейгреховности, злу и преступлениям, совершаемыми нами. Грех закрывает нам глазана Божью любовь. Божья Любовь является одним из самых трудных, для нашегопонимания качеств Бога. Бог полон заботы о Своих детях. В своей предвечнойлюбви и мудрости Бог отдал Сына Своего единородного «дабы всякий верующий внего не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн 3:16) Бог послал Сына своего в мир,чтобы оправдать грешников, спасти их от смерти, зная, что они не в состояниисделать это сами. Иисус Христос принес Себя в жертву. Крест Голгофы естьнаивысшее выражение любви Бога к грешному человеку, Бог любит человека и ждетего ответной любви. Есть ли в нашем сердце любовь, радость и благодарность Богуза то, что мы спасены, и так Богом любимы? И если мы так любимы, то вся нашажизнь должна стать живым, постоянным знаком благодарности Богу за то, что Онесть, за то, что Он так умеет нас любить! Божественная любовь – за пределами человеческогопонимания. «Среди действий Его нет ни одного, которое не было бы исполненомилости, любви и сострадания» это есть начало и конец Его отношения к нам.Именно Божественная любовь была главной причиной сотворения мира и являетсяглавной движущей силой тварного бытия. Любовь Божия проявила себя во всейполноте при сотворении мира. Как в своем сострадании Бог заботиться обо всем,руководит всем, и как сострадателен Бог, и как терпелив Дух Его, и как любит онэту тварь, и как переносит ее снисходительно терпя ее сущность, грехи,различные злодейства, неимоверные богохульства, демонов, и злых людей. ПромыселБожий не нарушает свободы человека. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Попопущению Божию, по произволу тварей явилось зло со всеми последствиями его: попопущению Божию, по собственному произволению пали ангелы, пал человек, неприняли Бога и отступили от Бога». Промысел Божий о тварях выражается в том,что он хранит их, содействует или попускает им, и управляет ими. ПромыселБожий, объемлющий собою весь мир, простирается и на человека. Всеблагой Творецблаговолит являть промышление о человеке. Спаситель сказал своим ученикам: «Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, не жнуть, не собирают в житницы, аОтец Ваш небесный питает их: не вы ли паче лучше их есте»
Жизнь и судьба всехнародов на земле в деснице Вседержителя. Евангельская проповедь – это призыв,подразумевающий свободное согласие а не насилие. Как и в первый день Сотворениячеловек свободен в своем выборе. Христос нам говорит: «Если кто хочет последоватьза мной»
Потребность человека нетолько в материальных запросах, но и в запросах вечных, духовных.Предназначенность для высшего, духовного мира очень ярко проявляется в такихспособностях человека как воображение, творчество, религиозность. Толькочеловек обладает языком, как способом самовыражения, совестью, моралью.Несмотря на то, что люди были сотворены по образу Божьему, этот образ былискажен в результате грехопадения. Конечно, остатки и признаки того образаостались в нас, но сегодня мы не то, что Бог замышлял о нас. Последствиягрехопадения видны на каждом уровне нашего существа: в теле, в душе и духе.Если Адам и Ева могли сравнивать свою жизнь до грехопадения с жизнью последующей,то их потомки такой возможности не имели. Они уже рождались мертвыми дляобщения с Богом. Люди жили без Бога в условиях полной свободы и дошли до полногорастления. «Земля растлилась пред лицом Божьим, и наполнилась землязлодеяниями» (Бытие 6: 11-13). Богу пришлось уничтожить все развратившеесячеловечество потопом (Бытие 7). Людей второго мира Бог произвел от праведникаНоя (Бытие 6:9, 9:1). Бог дважды от праведников производит народ, и этот народполучает Божьи благословения и пользуется плодами праведности родоначальников. Бог,любя человека и не желая его гибели, открыл ему путь спасения, послал СынаЕдинородного в мир. Иисус Христос стал посредником между Богом и людьми. Онумилостивил гнев Бога за грех человека, расплатился за грехи, во все времена. Темсамым удовлетворил Божью святость и справедливость. Судьба всего человечестварешилась в двух людях. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут»(Первое послание к Коринфянам. Святой Апостол Павел 15:22) В Адаме, когда онсогрешил определилась дальнейшая судьба всех людей. Все мы сделались врагамиБогу, по своему расположению к злым делам. Адамов грех перешел в наснаследственным образом. Вторым человеком, в котором решилась судьба всегочеловечества является Иисус Христос. Как в одном человеке все согрешили, так другимчеловеком все оправданы.
Заключение
Многие утверждают, что воснове повествования о сотворении мира лежат мифы. Но наше рассмотрениепоказывает, что сообщение книги Бытие о сотворении выступает как убедительныйдокумент. Версия ученых, что все началось с «большого взрыва» весьма сомнительна.После взрыва возможна только разруха и хаос. Все же, что мы видим вокруг нас,устроено гармонично, в определенном порядке и не перестает удивлять нас. Всесотворено для жизни, для радости, для красоты. Каждый человек, взирая наокружающий мир, на мириады звезд в ночном небе, на щедрое солнце, которое неоскудевает, даря жизнь нашей планете, на красоту гор, морей, рек, на все, чтонаполняет землю, сам наполняется радостью жизни, любовью и счастьем. Яубеждена, что все, что окружает нас, имеет свое назначение и своего Творца.Удивительно прекрасный и внутренне разумно устроил Бог весь мир для нас, ибо мывершина творения Божия. Но вернемся опять к Раю. В Библии сказано: « НасадилБог Рай в Эдеме на Востоке и поселил там человека, которого создал». Но ничегоне говорится о том, какие живые существа населяли Рай. Но с уверенностью можносказать, что в пределах Рая все твари были покорны Адаму и Еве. Эта печатьпокорности сохранилась в домашних животных, которых Бог оставил Адаму послеизгнания из Рая. Домашние животные биологически отличаются от таких же диких.Загадка? После изгнания Адам поселился «против» Рая. Желание Адама остатьсяпоблизости Рая вполне понятно. При Ное случился потоп. Далее повествуется о«десяти допотопных царях», от Адама до Ноя. Потоп произошел примерно в 1656г.от сотворения Мира. Как мудро Бог устроил, что никто из праведников не погиб вводах потопа. Если учесть продолжительность жизни «допотопных» людей, тополучается что все они жили одновременно. Адам вполне мог беседовать с отцомНоя Ламехом в течение 60 лет, и сам мог им рассказывать все, что знал о Рае и сотворенииМира. Делаем вывод из Библии: Адам жил почти тысячу лет, и весь народ слышалего рассказы о Боге, Творце неба и земли, о Рае, о грехопадении, об изгнании изРая». Чем дальше углубляемся в чтение Писания о Сотворении, Сотворение становитсянеопровержимым фактом. Сама мысль о том, что весь изумительный порядок, безучастия Создателя нелепа и надумана. Все в мире говорит, дышит, кричит нам, чтосоздано по замыслу Божию. «Кто во всем этом не узнает, что рука Господасотворила Сие» (Иов 12:9)
Слова Адама звучат состраниц Библии о сотворении, о Рае и об изгнании как предостережение инапоминание нам, живущим сегодня. Мы ведь тоже ответственны перед Богом, передсобой за природу и за мир в целом. Мы разрушаем все, что сотворено для нас. Мызагрязняем некогда чистый Рай. Продолжительность нашей жизни по сравнению сАдамитами, да и с после потопными людьми сократились во много раз. Ныне мыживем в страхе, болезнях, страданиях, грехах позабыв о Боге. Мы забыли заповеди,главная из которых «Возлюби».
Остановись. Оглянись.Разве не постараешься человек, уберечь удивительно-прекрасный Богом, созданныйэтот мир?
Список литературы
1. Библия. Бытие. — М.2000г.
2. Основы Современногоестествознания – О.
3. ОсновыХристианской веры – О. 2006г.