КИЇВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
ОДЕСЬКА ФІЛІЯ
Реферат
по культурологии
НА ТЕМУ: «Религиозные воззрениядревних римлян»
Підготовив: студент 3 курсу
заочного відділення
за фахом „Дошкільне виховання”
Гр.№9
Логвинова Н.Ф.
Перевірив: Шатухина Л.Н.
г. Одесса
2011 г.
План
Введение
1.Во что верили римляне?
2.Культ мёртвых и домашних божеств.
3.Общая характеристика Богов древних римлян.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения
Введение
В данном реферате будетраскрыта тема: «Религиозные воззрения древних римлян». Мы рассмотрим такиевопросы, как во что верили древние римляне, культ мёртвых и домашних божеств. Будетдана общая характеристика Богов древних римлян. В заключении будут даныпреимущества и недостатки мифологии и религии древних римлян.
1.Во что верилиримляне?
Начать разговор окультуре Древнего Рима мне хотелось бы с его мифологии, так как она, на мойвзгляд, дает нам наиболее четкое представление о духовном мире человека тоговремени. Также она связана с развитием многих направлений искусства(литературой, архитектурой и т. д.). Кроме того, она напрямую связана с религиознымиверованиями людей, а влияние религии на развитие государства и его обществанеоспоримо.
На начальном этапеверования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах исказания навеки закреплен обряд основания Рима. Позднее традиционные верованиязаменяет древнейшая римская религия.
В древнейшей римскойрелигии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целикомпоглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову кборозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пассяего скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам.Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своимитайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С негодостаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и вближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, онувидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранныезеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошаларастущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенныемаслом.
Повсюду мерещилоськакое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этойстране легче встретить бога, чем человека.
По убеждению римлянина,человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчиняласьвласти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагузависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс,могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множествоменее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни ихозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли,росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Бог Ватиканоткрывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели,Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и естьпосле отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели впостель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статанучил его стоять, а Фабулин — говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когдаон первый раз выходил из дома.
И так было во всем.Каждая неудача, хотя бы самая пустячная, каждый успех, хотя бы самый ничтожный,были проявлением гнева или благосклонности божества. Римлянин знал богинюлихорадки — Фебрис, бога Вермина, насылающего паразитов на скот, он отмечалпраздник моли и мышей, ставил часовню богине кашля. Эта суеверная мелочностьнеоднократно вызывала насмешки. «Каждый в своем доме, — говорит Августин, —имеет одного привратника, и этого в общем достаточно, так как он человек. Ноони поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли —богине Кардеа, а порог — богу Лименту. По-видимому, этот Форкул неумел одновременностеречь петли и порог».
Все эти божества былисовершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью,что он знает настоящее имя бога или что он может различить — бог это илибогиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: «ЮпитерПреблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другимименем». А принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж ли ты илиженщина». На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен ДревнийРим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончиваяформула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны былирешать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.
Римские боги неспускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Онидержались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь,никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов, во мраке храмов, либо втишине полей слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых боги подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда не доходилодо близости.
В древнейшем Риме всезнания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какуюминуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная системажертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Онипредставляли себе богов подобными преторам (Претор — одно из высших должностныхлиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, каки у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях.Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно былонайти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любоенарушение сводило на нет результаты богослужения.
Римлянин все времяпребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно быломалейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапнойзаминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во времяжертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи,когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялосьбезупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить затем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его внесоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним словов слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается.Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, иодновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя былоуслышать, кроме слов произносимой молитвы.
Столь же осторожно итщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большоезначение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначалаузнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать иразъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапноечихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии напубличной площади — все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиесяв необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования.Самым излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должныбыли принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир,обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом,подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а вполночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом кюгу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какойстороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет лизадуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управлялимогущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны былиподчиняться их капризам.
Эту первобытную религиюназывали религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которомуприписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была оченьпроста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом видеона продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседнихнародов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшиминаслоениями.
Чужие боги легкоприживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоеваниякакого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужитьих расположения и уберечься от их гнева.
До того как римляненепосредственно столкнулись с греками, которые оказали такое подавляющеевлияние на их религиозные представления, другой народ, более близкийтерриториально, обнаружил перед римлянами свое духовное превосходство. Это былиэтруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которогосохранилась поныне в тысячах памятников и обращается к нам не непонятном языкенадписей, не похожем ни на один язык мира. Они занимали северо-западную частьИталии, от Апеннин до моря, — страну плодородных долин и солнечных холмов,сбегающую к Тибру, реке, которая соединяла их с римлянами. От них онизаимствовали письменность и многие религиозные представления, которые, однако,переиначивали по-своему.
Свое влияние на римскуюмифологию оказала греческая. Дмитриева Н. А. дает такую оценку этому факту:«Первоначальная римская мифология, в отличии от греческой безобразна ипрозаична. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав имтолько другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита – Венерой, Арес – Марсом и т.д. «Плененная Греция победила своего некультурного победителя» (Гораций)».
На дальнейшее развитиеримской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества,обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство сболее развитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложныевзаимоотношения. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческиедолжности, а должность главы культа — великого понтифика — выборной, всоединении с запрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться нижреческой касте, ни ее оплоту — храмовому хозяйству. Высшим авторитетом сталасама гражданская община.
Идеологическим жеобоснованием сплоченность гражданского общества стало почитание предков ибогов. Причем отношение с богами в новом обществе подверглись столь жепредельной рационализации, как и отношения людей между собой. Традиции, уистоков которых стояли боги, были важнейшим ориентиром, обеспечивающимстабильность жизни. Таким образом, право коллектива получило как быбожественное освящение. Вот почему римская имперская власть, возникшая дляподдержания порядка в среде римского общества, сразу же приступила к самообожествлению.Культ императора должен был олицетворять единство римских граждан, рассеянныхпо громадной державе, одновременно выступая ориентиром для не имевшихгражданства провинциалов. По сути это был культ не личности, а такого жесимволического знака общественной потребности, каковыми были все языческиебоги.
Древнейшая римскаярелигия коренным образом отличалась от греческой. Трезвые римляне, убогаяфантазия которых не создала народного эпоса, подобного «Илиаде» и «Одиссее», незнали также и мифологии. Их боги безжизненны. Это были персонажинеопределенные, без родословной, без супружеских и родственных связей, которыегреческих богов объединяли в одну большую семью. Зачастую они даже имели ненастоящие имена, а лишь прозвища, как бы клички, определяющие границы их властии действий. У них не рассказывали никаких легенд. Это отсутствие легенд, вкотором мы теперь усматриваем известный недостаток творческого воображения, древниесчитали достоинства римлян, слывших самым религиозным народом. Именно от римлянпошли и получили впоследствии распространение во всех языках слова: религия — поклонение воображаемым сверхъестественным силам и культ — означающая спереносном смысле «почитать», «ублажать» и предполагающее выполнениерелигиозных обрядов.
2. Культ мертвыхи домашние божества
Духи предков назывались уримлян манами — чистыми, добрыми духами. В этом названии было больше лести,чем, чем действительной веры в доброту душ умерших, которые во все времена и увсех народов вызывали страх. Каждая семья чтила души собственных предков, и вдни 9, 11 и 13 мая повсюду проводились Лемурии — праздники мертвых. Тогдасчитали, что в эти дни души выходят из могил и блуждают по свету как вампиры,которых называли лемурами или ларвами. В каждом доме отец семейства вставал вполночь и босиком обходил все комнаты, отгоняя духов. После этого он мыл руки вродниковой воде, клал в рот зерна черных бобов, которые затем перебрасывалчерез дом, не оглядываясь назад. При этом он девять раз повторял заклинание:«Это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких». Невидимые духи шлиследом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьиснова омывался водой, брал медный таз и бил в него изо всех сил, прося, чтобыдухи покинули дом.
21 февраля был другойпраздник, называемый Фералии, в этот день для умерших готовили трапезу. Духи нетребуют слишком многого, нежная память живущих приятнее им, нежели обильныежертвы. В дар им можно принести черепицу с увядшим венком, хлеб, размоченный ввине, немного фиалок, несколько зерен пшена, щепотку соли. Самое главное — помолитьсяим от всего сердца. И следует о них помнить. Однажды во время войны забылипровести Фералии. В городе начался мор, а по ночам души целыми толпами выходилииз могил и громким плачем оглашали улицы. Как только им принесли жертвы, онивернулись в землю и мор прекратился. Страной умерших был Орк, как у греков Аид,- глубокие подземные пещеры в недоступных горах. Так же назывался и властелинэтого царства теней. Мы не знаем его изображения, так как он никогда его неимел, как не имел никаких храмов и никакого культа. Однако на склоне Капитолиябыл найден храм другого бога смерти, Вейовиса, имя которого как бы означалоотрицание благотворной силы Юпитера (Йовиса). В близком родстве с духамипредков находятся гении, представляющие жизненную силу мужчин, и юноны — что-товроде ангелов-хранителей женщин. Каждый человек в зависимости от пола имеетсвоего гения или свою юнону. В момент появления человека на свет гений входит внего, а в час смерти покидает, после чего становится одним из манов. Генийнаблюдает за человеком, помогает ему в жизни, как может и умеет, и в тяжелуюминуту полезно обращаться к нему, как к ближайшему заступнику.
Некоторые, однако,считали, что, рождаясь, человек получает двух гениев: один склоняет его кдобру, другой направляет на злое, и в зависимости от того, за кем из них онпойдет, человека после смерти ждет благословенная судьба или кара. Однако этобыло уже скорее богословское учение, нежели всеобщая вера.
В дни рождения каждыйприносил жертву своему гению. Гения изображали в виде змеи или римскимгражданином, в тоге, с рогом изобилия.
К этому же семействудухов-покровителей относятся лары, которые опекают поле и дом крестьянина. ВРиме не было культа более популярного, чем культ ларов. Каждый в своем домемолился им и почитал этих добрых божков, так как приписывал им все успехи,здоровье и счастье семьи. Уезжая, римлянин прощался с ними; возвращаясь,здоровался прежде всего с ними. Они с детства смотрели на него из своейчасовенки (в сущности это был особый шкафчик, в котором хранились изображенияларов. Называли его — ларариум), установленной возле домашнего очага,присутствовали при каждом ужине, со всеми домашними делили их радости и печали.Как только семья садилась за стол, хозяйка дома прежде всего отделяла порциюларам, в особые посвященные ларам дни в жертву им приносили венок из живыхцветов. Сначала чисто семейный, культ ларов распространился потом на город, егоучастки и все государство. На уличных перекрестках стояли часовни участковыхларов, и местные жители относились к ним с большим почтением. Ежегодно в первыедни января отмечался праздник участковых ларов. Это было большой радостью дляпростого люда, так как в праздновании участвовали комедианты и музыканты,атлеты и певцы. Праздник проходил весело, и не один кувшин вина выпивался заздоровье ларов.
В той же самой часовенкевозле домашнего очага вместе с ларами обитали также благодетельные божества — пенаты. Они опекали кладовую.
Для того, чтобы понятьпервичный культ ларов и пенатов, необходимо представить себе древнейший римскийдом, хижину земледельца с одной главной комнатой — атриумом. В атриуменаходился очаг. На нем готовили пишу, и одновременно он согревал домочадцев,собиравшихся главным образом в этой комнате. Перед очагом стоял стол, вокругкоторого все садились во время еды.
За завтраком, обедом иужином для пенатов на очаг ставили мисочку с едой в благодарность за домашнийдостаток, стражами которого они были. Благодаря этой жертве все блюда тожестановились как бы священными, а если на землю падала, например, даже крошкахлебы, ее следовало бережно поднять и бросить в огонь. Так как государствосчиталось большой семьей, то были также пенаты и государственные, чтимые водном храме с Вестой.
Родственная самим именемгреческой Гестии, Веста (Приложение 1) была олицетворением семейного очага. Еепочитали в каждом доме и в каждом городе, но более всего в самом Риме, где храмее был как бы центром столицы, а следовательно, и всего государства. КультВесты был древнейшим и одним из самых важных. Храм вместе с рощей находился насклоне Палатинского холма возле Форума, у самой Виа Сакра — священной дороги,по которой проходили триумфальные шествия победоносных вождей. Форум — площадь,рынок, вообще место, где собиралось много народа; центр экономической иполитической жизни. В Риме таким центром стал Римский Форум (Форум Романум).Рядом находился так называемый атриум Весты, или, монастырь весталок.Неподалеку располагалось жилище верховного жреца — Регия, или «царский дворец».Его называли «царским дворцом» потому, что там некогда жил царь (Рекс), абудучи верховным жрецом, он одновременно был и непосредственным главойвесталок.
Сам храм, маленький,округлый, напоминал своим видом первобытные глиняные лачуги древнейших, ещесельских жителей Рима. Он делился на две части. В одной пылал вечный огоньВесты, эта часть днем была доступна для всех, однако ночью туда нельзя быловходить мужчинам. Другая часть, как бы «святая святых», была скрыта от людскихглаз, и никто толком не знал, что там находится. Хранились там некиетаинственные святыни, от которых зависело счастье Рима. В самом храме не былостатуи Весты, она находилась в реддверии, выполненная по образцу греческойГестии.
Службу в храме неслишесть весталок. Их выбирал верховный жрец (понтифекс максимус) из лучшихаристократических семей. Девочка поступала в монастырь между 6 и 10 годамижизни и оставалась в нем в течение тридцати лет, сохраняя невинность иотрекшись от мира.
Главной задачей весталокбыло поддерживать вечный огонь на алтаре богини. Они следили за ним днем иночью, все время подкладывали новые щепки, чтобы он никогда не угасал. Еслиогонь гаснул, это было не только преступлением нерадивой весталки, нопредвещало неизбежное несчастье для государства.
Разжигание огня зановобыло очень торжественной процедурой. Добывали огонь трением двух палочек друг одруга, то есть самым первобытным способом, уходящим к каменному веку ивстречаемым теперь лишь у народов, затерянных в дальних углах земли, куда ещене достигла цивилизация.
Культ Вестынеукоснительно сохранял формы быта древнейшей Италии, поэтому все орудия вхраме — нож, топор — должны были быть бронзовыми, а не железными. Весталки неимели права уходить из города, они обязаны были находиться всегда поблизости отсвященного огня. Жрицу, по вине которой погас огонь, запарывали насмерть
Весталки были окруженыбольшим уважением. Если одна из них выходила на улицу, впереди нее шествовалиликторы, как перед высшими чиновниками. Весталкам предоставлялись почетныеместа в театрах и цирках, а в суде их свидетельство имело силу присяги. Ведомыйна смерь преступник, встретив одну их этих одетых в белое девиц, мог припасть кее ногам, и если весталка возглашала помилование, его отпускали на свободу. Молитвамвестальских дев придавали особое значение. Они ежедневно молились за успехи ицелостность римского государства. В девятый день июня, в торжественный праздникВесталий, римские матроны совершали паломничество к храму Весты, неся вглиняной посуде скромные жертвы. В этот день мельницы украшали цветами ивенками, а пекари шумно веселились.
3.Общая характеристикаБогов древних римлян
Римская религия в своемпервоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. вере в одушевление природы.Древние италийцы поклонялись душам умерших, причем главным мотивом поклонениябыл страх перед сверхъестественной их силой. Этот религиозный страх,составлявший существенную черту римского характера в историческую эпоху, придалримской религии несколько серьезный и мрачный характер, приведя к тому формализмув культе, который отличает ее от религий других арийских народов. Для римлян,как и для семитов, боги представлялись страшными силами, с которыми надо былосчитаться, умилостивляя их строгим соблюдением всех обрядов. Всякую минутусвоей жизни римлянин боялся нерасположения богов и, чтобы заручиться ихблагосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы иустановленных формальностей. Вследствие такой тесной связи религиозныхпредставлений с обыденною жизнью, религия у римлян более чем у других народовфигурировала в создании форм общежития. Культ предков и священный огонь, каколицетворение душ умерших, служили, в эпоху создания гражданской жизни,внутренней связью между членами одной родственной группы. Эта домашняя религиябыла первой школой нравственности и установительницей древнейшего права; онаосвятила первоначальные основы общежития и подготовила почву для создания форм общественногобыта, развившихся из семейного начала. Римляне знали еще религию природы, сбесконечным рядом божеств, олицетворяющих ее силы. Эти божества также былитесно связаны с практической жизнью и требовали только поклонения. Римлянин немог отрешиться от прозы жизни и не искал в своих религиозных представленияхидеализации внешнего мира. Не отличаясь подвижной силой воображения и ума,лишенный фантазии, житель древнего Лациума трезво смотрел на окружающую природуи не сумел воплотить видимое в художественные образы. Этому способствовалабедная событиями, замкнутая жизнь земледельца, возделывавшего поля и пасшегостада. В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римлянене имели народной эпической поэзии; религиозные их представления, всецеловылившись в культе, выразились в немногочисленных, однообразных и скудныхсодержанием мифах. Не в мифологии, а в строго формальном культе заключаласьсуть римской религии — этого чисто римского понятия (religio — слово римскогопроисхождения и означает связь), сделавшегося впоследствии достоянием всегомира. В богах римляне видели только волю, которая вмешивалась в человеческуюжизнь.
Римские боги не имели нисвоего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны — под видомзмей, Юпитер — под видом камня, Марс — под видом копья, Веста — под видом огня.Первоначальная система римской мифологии — судя по модифицированным под самымиразличными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература — сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, подпокровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; неменее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлялдревнейшую основу семейной религии.
На второй стадии мифологическихпредставлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли,как производительницы всего живого.
Далее идут божестванебесного пространства, божества смерти и преисподней, божества — олицетворениядуховных и нравственных сторон человека, а также различных отношенийобщественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои.
В честь Юноны и Гения вдень рождения приносились жертвы, их именем клялись. Позднее были приданыкаждому семейству, городу, государству, для охраны, свои Гении. С Гениямиродственны Лары, покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома. В каждойсемье был свой лар, охранявший очаг и дом (позднее их было два).
Кроме того, были особыебоги очага (собственно покровители кладовой) — пенаты, к которым причислялись,между прочим, Янус, Юпитер, Веста; наряду с пенатами домашними существовалиобщественные.
Божества, подпокровительством которых находилась вся человеческая жизнь во всех её проявлениях,назывались внутри действующие или внутри живущие боги.
Их было столько же,сколько различных деятельностей, т. е. бесконечное множество; каждый шагчеловека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особымибогами, списки которых были составлены в IV веке до Р. X. понтификами, сподробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной формулой и в какихслучаях жизни надлежит обращаться. Так, были боги, оберегавшие человека современи зачатия до рождения, помогавшие при рождении, охранявшие мать и ребенкатотчас после родов, заботившиеся о детях впервые года детства, боги возрастания,боги покровители брака. Кроме того, были божества деятельностей, особенно земледелияи скотоводства и мест.
При дальнейшей эволюциимифологических представлений, некоторые из этих божеств болееиндивидуализировались, к основным их атрибутам присоединялись другие имифологический образ становился рельефнее, приближаясь к человеческому, причемнекоторые божества были соединены в брачные пары.
На этой ступени развитиярелигиозных представлений выступают божества природы — боги и богини воднойстихии, полей, лесов, а также некоторых явлений человеческой жизни.
Божества источников(обыкновенно — богини) почитались в рощах и обладали еще даром предвещания ипесни, а также были помощницами при родах.
Представителем водной стихиибыл Нептун (Приложение 2), позднее, через отожествление с Посейдоном,сделавшийся богом моря (с 399 г.).
К богам, деятельностькоторых проявлялась в природе и жизни и которые имели более яркуюиндивидуальность, относятся Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие богиплодородия и деятельности в растительном и животном царстве.
Веста олицетворяла собойогонь, горевший в очаге как общественном, так и частном.
Вулкан (Приложение 3) — противоположность Весте, олицетворявшей благодетельную силу огня. Вулкан илиВолкан был представителем разрушительной огненной стихии. Как бог стихии,опасной для городских построек, он имел храм на Марсовом поле. Он призывался вмолитвах и вместе с богиней плодородия, Майей, и считался божеством солнца имолнии. Позднее он был отожествлен с Гефестом и стал почитаться, как богкузнечного искусства и вулканов.
Сатурн (Приложение 4)(бог посева) – был одним из богов, покровительствовавших земледелию. ПозднееСатурн был отожествлен с греческим Кроном, причем многие особенности греческогокульта были внесены в римский культ этого бога.
Земледелию и скотоводствупокровительствовали также другие боги лесов и полей, символизировавшие собойсилы природы и почитавшиеся в рощах и у источников. Их атрибуты и божественныесвойства были столь же просты, как и сама жизнь и обстановка их почитателей. Завсе, что было дорого и приятно земледельцу и скотоводу, они считали себяобязанными божествам, посылавшим свое благословение. Сюда относились, вчастности, Фавн (Приложение 5), с женой Фавной, — благодетельный бог, отожествленныйпозднее с царем Эвандром. Сильван (лесной бог, леший), пугавший одинокихпутников вещими голосами, был покровителем границ и собственности; Либер иЛибера- чета, олицетворявшая плодородие полей и виноградников — былиотожествлены позднее с греческой четой Диониса и Персефоны; Вертумн и Помонаохраняли сады и фруктовые деревья; Ферония считалась подательницей обильнойжатвы;
Флора (Приложение 6) былабогиней расцвета и плодородия; Палес охраняла пастбища и скот. Дианапокровительствовала плодородию, на что указывает, может быть, совместностьпраздника ее (13 августа) с жертвоприношением в честь Вертумна. Кроме того,Диана охраняла рабов, особенно тех, которые искали убежища в её роще (близ Тускула,у Ариции), помогала женщинам при родах, посылала плодородие семействам; позднееона отождествилась с Артемидой, сделавшись богиней охоты и луны.
Марс (Приложение 7) такжеотносился к божествам, посылавшим плодородие, он один из наиболее почитаемых италийцаминациональных богов, быть может древнее божество солнца. К нему обращались смолитвами о ниспослании плодородия полям и виноградникам; в честь его былаустановлена так называемая священная весна. Он был также богом войны; военныеатрибуты его (священные копья и щит) указывают на древность культа. ТотемМарса, дятел, с течением времени сделался богом лесов и лугов, покровителемземледелия.
Могущественнее всехупомянутых божеств были боги небесного и воздушного пространства, Юпитер иЮнона.
Юпитер (Приложение 8) — как бог дневного света, Юнона — как богиня луны. Гроза приписывалась Юпитеру,как у греков — Зевсу; поэтому Юпитер считался самым могущественным из богов.Его оружие — молния; в древнее время в особых культах он даже называлсямолнией. Он же посылал оплодотворяющие дожди и почитался как бог-подательплодородия и изобилия. В честь его были установлены праздники, связанные сосбором винограда; он был покровителем земледелия, скотоводства и молодогопоколения.
Напротив, атмосферныеявления, приносящие опасность и гибель людям, приписывались Вейовису — зломуЮпитеру. Как помощник в битвах, Юпитер назывался как податель победы — Виктор;в честь его была учреждена коллегия фециалов, которые требовали удовлетворенияу неприятелей, объявляли войну и заключали договора с соблюдением известныхобрядов. Вследствие этого Юпитер призывался в подтверждение верности слова, как- бог клятв. В связи с этим Юпитер был также покровителем границ и собственности.
Божества подземного миране имели той яркой индивидуальности, которая поражает нас в соответственномотделе греческой мифологии; у римлян не было даже царя этого подземного мира.Богом смерти был Оркус; наряду с ним упоминается богиня — покровительницаумерших — Теллус, — принимавшая тени в свое лоно. Как мать ларов и манов, онаназывалась Лара — она олицетворяла собой ужас смерти. Те же религиозныепредставления, которые создали ряд божеств — представителей отдельныхчеловеческих действий и деятельностей, — вызвали ряд божеств, олицетворявшихнравственные и духовные отвлеченные понятия и человеческие отношения. Сюдаотносятся Фортуна (Судьба), Конкордия (Согласие), Либертас (Свобода), Клементия(Кротость) и др. В императорскую эпоху почти каждое отвлеченное понятиеолицетворялось в образе женщины, с соответствующим атрибутом.
Были, наконец, еще боги,усвоенные римлянами у других народов, главным образом у этрусков и греков.Греческое влияние выразилось особенно сильно после того, как были привезены вРим из Кум Сибиллины книги — сборник греческих изречений оракула, сделавшийсякнигой откровения римской религии. Греческие религиозные понятия и особенностигреческого культа твердо водворились в Риме, или сливаясь с родственнымиримскими или вытесняя бледные римские представления. К числу иноземных божествотносятся этрусская Минерва.
Минерва (Приложение 9) — богинямышления и разума, покровительница ремесел и искусств. Благодаря сопоставлениюс Палладой, Минерва вошла в капитолийскую триаду и имела в капитолийском храмесвою целлу. Отличие Минервы от Паллады состояло лишь в том, что первая не имелаотношения к войне.
Венера (Приложение 10)(ср. venustus — очаровательный) вероятно была древней италийской богинейпрелести и расцвета, но в культе слилась с греческой Афродитой.
Меркурий (Приложение 11) первоначальнобыл известен как — покровитель торговли (merx, mercatura), но позднее, черезсопоставление с Гермесом, принял атрибуты греческого бога.
Геркулес (Приложение 12) (переделкана лат. лад греч. Ήρακλής) стал известен вРиме с установлением лектистерний (см.); сказания о нем целиком заимствованы изгреческой мифологии.
Церера (Приложение 13) (Ceres)с 496 г. до Р. Х. под её названием была известна греческая Деметра, культкоторой оставался в Риме совершенно греческим, так что даже жрицами при еехраме были гречанки.
Аполлон (Приложение 14) иDis pater — также чисто греческие божества, из которых последний соответствовалПлутону, на что указывает сопоставление латинского имени с греческим (Dis =dives — богатый = Πλούτων).
В 186 г. в Риме уже существовал греческий праздник в честь Диониса (Приложение 15) -Либера – Вакханалии.Одно из имён бога Диониса — Бахус; затем из Александрии перешли в Рим культыИзиды и Сераписа, а из Персии — мистерии солнечного бога Митры.
Римские боги былинравственнее греческих. Римляне сумели подчинить дисциплине все силы человека иобратить их к одной цели — возвеличению государства; сообразно с этим, иримские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, правасобственности и др. человеческих прав. Оттого нравственное влияние римскойрелигии было велико, особенно в период расцвета римской гражданственности.Похвалы набожности древних римлян мы встречаем у большинства римских игреческих писателей, особенно у Ливия и Цицерона; сами греки находили, чторимляне — наиболее благочестивый народ во всем мире. Хотя их благочестие и былонаружное, однако, оно доказывало уважение к обычаям, а на этом уважениипокоилась основная добродетель римлян – патриотизм.
Главные особенностиримской религии оставались незыблемыми во все продолжение ее существования,причем на первый план всегда выступала обрядовая сторона. В древнейшую пору римской истории религиозныеучреждения и культ находились под охраной государства, которое сосредоточило вруках царя, бывшего в то же время понтифексом, как гражданскую власть, так идуховную. С установлением республиканской формы правления гражданская властьотделилась от религиозной, но культ продолжал стоять под защитой государства,допускавшего совмещение религиозных должностей с гражданскими и позволявшегокаждому своему гражданину быть жрецом и носителем духовных функций. Вследствиеэтого между духовной и гражданской властью не было антагонизма, и римскоеправительство не сделалось теократией. Представители гражданской и духовнойвласти понимали, что закон управляет действиями людей, а не мыслями их: онипредписывали только обряды, не касаясь догматов и верований. Совершителемкульта в семье, был отец семьи, в государстве — сперва царь, затем магистратыили жрецы. Семейный культ обнимая собой семью, фамилию и род, состоял впочитании богов, покровителей домашнего начала — Пенатов и Ларов. Кроме семейногокульта был культ родовой, объединявший членов рода и состоявший в признании общихгробниц и общих обрядов. Отдельные роды имели своих особых богов покровителей.
Древнейшим памятникомримской религии является календарь, составление которого лежало на обязанностипонтификов. Римские общественные игры были тесно связаны с религиознымипредставлениями и культом римлян. Первоначально это были бега, в честь Марса иКонса, покровителей лошадей и мулов; существовал также древний обычайпраздновать, обыкновенно в честь Юпитера. Эти последние празднества так частоповторялись, что сделались регулярными. К концу республики существовало 7 такихигр, занимавших 65 дней в году; во II в. после Р. Х. играм было посвящено 135дней, в 354 г. — 175. Ритуал игр был столь же строг, как ритуал в другихпроявлениях римской религии; часто, вследствие какой-либо случайности,требовалось повторение если не всего праздника, то по крайней мере празднествтого дня, в который правильное течение праздника было нарушено. Наблюдение заиграми лежало на жреческих коллегиях, смотря по тому, в честь какого богасовершалось празднество; если обет устроить игры был дан государством, тозаведование ими лежало на магистратах (консулах, эдилах, а после Августа — преторах).
Кроме семи ежегодных игр,существовали еще игры в честь подземных богов, учрежденные в 449 г. и праздновавшиеся каждые сто лет (иногда с перерывами). Древнейшие игры происходили в цирке исостояли в конных и гимнастических состязаниях. После 364 г. до Р. Х. были введены драматические состязания, перешедшие в Рим из Этрурии; с 240 г. эти театральные представления сделались постоянными. Гладиаторские состязания, такжезаимствованные у этрусков, распространились после 264 г.; первоначально они устраивались на частных похоронных или других торжествах. Римляне до такойстепени пристрастились к играм, что они составляли для них такую жепотребность, как хлеб насущный; на устройство их тратились громадные деньги;изыскивались самые удивительные и редкие, подчас весьма бесчеловечныеразвлечения, чтобы угодить избалованной толпе.
Заключение
древний римрелигия мифология
Судить о древнейшемпериоде римской мифологии чрезвычайно трудно, так как источники относятся кболее позднему времени (1 в. до н. э. — 4 в. до н. э.) и часто содержат сложныеэтимологии имен богов и интерпретации их функций. В науке долгое времягосподствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясныепредставления о богах как о неких определенных, индивидуальных персонажах — вмире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы — нумина,свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческихкнигах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян,цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша,рождения ребенка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой, ит. д., имена которых образованны от названия отдельных актов.
На основе немногих источников,а также отдельных упоминаний у позднейших авторов можно полагать, что верованияу римлян в древнейший период были аналогичными стадиально близким верованиямдругих народов.
Мир богов представлялсяустроенным по образу мира людей; они имели своего царя Юпитера, наиболеепочитаемые из них именовались, как и сенаторы, отцами, имели своих божественныхслуг и, видимо, аналог весталок — божественных дев, обслуживавших их очаг. Ониделились на богов небесных, земных и подземных, однако и те же боги могли действоватьво всех трех мирах. (например Юпитер, Диана, Меркурий.). Мифы богов, людей имертвых были разграничены и в месте с тем взаимосвязаны. Люди не начинали ниодного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги. Отсюда сложная наукаавгуров и гаруспиков, читавших волю богов по полету и поведению птиц,внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Отсюда жепостоянное стремление истолковать необычное рождение уродов у людей и животных,появление в городе волков, на небе двух солнц, комет, влаги на статуях богов ит. п., понять не знак ли это неудовольствия богов, чем оно вызвано и как егоискупить.
На дальнейшее развитиеримской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества,обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с болееразвитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложныевзаимоотношения. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности,а должность главы культа — великого понтифика — выборной, в соединении сзапрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреческойкасте, ни ее оплоту — храмовому хозяйству. Высшим авторитетом стала самагражданская община, а четкость социальной структуры (полноправные граждане, содной стороны, полностью бесправные, удерживаемые только силой рабы, — сдругой) делала бесполезным какое-либо вуалирование ее божественной санкцией.
Чужеземные религииуживались в Риме довольно мирно как между собой, так и с римской религией;каждый культ заимствовал у других то, что могло содействовать его собственномууспеху — не только обряды, но и богов, изображения которых помещались в храмахвокруг главного божества. Влияние иноземных культов испытала и сама римскаярелигия. По внешности, ее боги остались теми же, какими были и прежде, нопредставления, связанные с их именами, в большинстве случаев изменились подвлиянием атрибутов восточных богов; изменились также и обряды. В свою очередь,римская религия влияла на восточные, вводя в них более точное соблюдение обрядови форм и сглаживая свойственные им крайности и увлечения. Таким образом в IIIв. нашей эры возник языческий синкретизм, который и был настоящей религиейримлян до окончательного падения язычества.
Наряду с такого родабессознательным народным синкретизмом существовал еще синкретизм сознательный,философский, созданный неоплатониками, которые стремились открыть единуюрелигиозную истину в тех разнообразных видоизменениях, в которых она является влегендах языческих народов. В эту эпоху охватившего всех необычайногорелигиозного одушевления проявилась с особенной силой склонность римлян ксуевериям; все более и более распространялась страсть к таинственному ичудесному. Религия сделалась выражением стремлений души, стала более живой,более близкой к человеку. Верующие перестали относиться формально и безучастнок своим богам, начали любить их и проводить как можно более времени в общении сними. Богам молились не только о счастье здесь на земле, но и о спасении вбудущей жизни. Наконец, религиозное чувство стремится к нравственномусамосовершенствованию, к святости, к аскетизму, развивающемуся под влияниемдуалистических воззрений на материю, как на источник всего дурного игреховного. В связи с развитием этических идеалов стояли многочисленные реформы,произведенные законодательным путем: улучшение положения рабов и детей,расширение прав женщин и т. д.
С другой стороны,смешение и сближение религий уменьшило отличавшую их прежде национальнуюзамкнутость и создало новые общественные связи. К эпохе Северов относитсянесколько попыток реформ язычества, сделанных частью с целью объединить его,частью с намерением найти противовес христианству. Филострат, член кружкаимператрицы Юлии Домны, старается создать новый религиозный идеал святости инравственного совершенства в лице Аполлония Тианского, жизнь которого описанаим и которого он, по мнению некоторых ученых, хотел противопоставить Христу.Далее следует неудачная попытка императора Гелиогабала заменить все культыпочитанием эмезского бога Эла-Габала, жрецом которого он сделался сам и имякоторого принял. Особенность этой попытки заключалась в подчинении всех культоводному культу, признанному высшим. Религия Александра Севера имела характервполне эклектический; он смешивал в своем обожании богов и выдающихся людей,героев.
Все это религиозноеброжение III века имело огромное значение, так как оно подготовило путьхристианству, окончательная победа которого относится к эпохе Константина Великого.Последний, миланским эдиктом (313 г.), даровал всем жителям империи свободуисповедывать любую из религий, признав, однако, христианство господствующейрелигией. Терпимость по отношению к язычникам существовала недолго; христиане,добившись господства и влияния на императора, старались склонить его к мерампротив ненавистного им древнего культа. Уже сыновьями Константина, Констанциеми Константом, издаются законы, запрещающие отправлять языческое богослужение,под угрозой строгих наказаний. Констанций продолжает, однако, выплачиватьжалованье представителям запрещаемого культа, вероятно опасаясь их все ещемогущественного влияния. Эта непоследовательность лишь раздражила сторонниковязычества и привела за собой реакцию против христианства при Юлиане,религиозная философия которого представляла соединение античных легенд cвоззрениями неоплатоников. Для более успешной борьбы с христианством онорганизовал более правильную жреческую иерархию и предписал жрецам излагать вхрамах значение древних легенд.
Несмотря на все усилияЮлиана, ему не удалось возродить язычество. Валентиниан возвратился к политикеКонстантина, вновь провозгласив свободу совести. Ни в чем не стесняя языческиекульты, он не соглашался даровать им права, отнял у них имущество, возвращенноеим Юлианом, и присоединил его к императорской казне; он восстановил законыпротив тайных гадателей и прочих шарлатанов, но не коснулся гаруспиков;уничтожив ночные церемонии, он оставил неприкосновенными елевсинские мистерии.Сын его, Грациан, эдиктом 382 г. объявил, что государство не берет на себя издержекпо совершению жертвоприношений и религиозных церемоний и по содержанию жрецов.Он приказал вынести из сената статую Победы, несмотря на двукратные просьбыСиммаха, явившегося представителем языческой партии и сената. Одновременно сэтим на Востоке Феодосий издал в 381 и 385 гг. эдикты, запрещавшие совершатьжертвоприношения с целью предугадывать будущее. Этим были нанесены последниеудары умирающему язычеству.
Античное христианствосумело заместить этот культ потому, что не было связано с различием междугражданами и негражданами. Это произошло тогда, когда в правах были уравненывсе жители империи.
Появление раннегохристианства было обусловлено тем, что Рим постепенно захлестывала волнавсевозможных сектантских учений, философских школ, мистических культов, идущихс Востока. И тенденция установления единобожия была очень сильна. На единую,общую для всей империи религию надеялись как на средство сохранить империю,предотвратить ее распад. Однако было уже поздно, и даже установление единойрелигии не спасло бы раздираемое противоречиями государство.
Список использованной литературы
1. Балла О. Мифология мифа // Знание –сила.- 1999.-№9/10.- с.36-39,42.
2. Боринская С.А. Мифы далёкого прошлого//Химия и жизнь.- 2006.-№3.- с.45-47.
3. Герман Н. Ю. и др. Очерки культурыДревнего Рима. М.: «Просвещение», 1990.- 154 с.
4. Мертлик Р. Античные легенды исказания.- М.: «Высшая школа», 1992.- 364 с.
5. Мифологический словарь.- Л.:«Учпедгиз», 1959.- 226 с.
6. Мифы народов мира. В 2-х т. Т.2:энциклопедия.- М.: «Советская энциклопедия», 1982.- с.380-382.
7. Парандовский Я. Мифология. М.:«Советский писатель», 1971.- 271 с.
Приложения
/>
Приложение 1. Богиня Веста
/>
Приложение 2. Бог Нептун
/>
Приложение3. Бог Вулкан
/>
Приложение 4. Бог Сатурн.
/>
Приложение 5. Бог Фавн.
/>
Приложение 6. Богини Флора и Весна.
/>
Приложение 7. Бог Марс.
/>
Приложение 8. Бог Юпитер.
/>
Приложение 9. Богиня Минерва.
/>
Приложение 10. Богиня Венера и купидон.
/>
Приложение11. Бог Меркурий
/>
Приложение 12. Бог Геркулес.
/>
Приложение 13. Богиня Церера.
/>
Приложение 14. Бог Аполлон.
/>
Приложение 15. Бог Дионис ( Бахус)