1.Индо-буддистский тип культуры
1) Периодранних цивилизаций (около 2,5 тыс. лет до Р.Х. – 1,5 тыс. лет до Р.Х.).
Хараппскаяземледельческая цивилизация сложилась к сер. 3 тыс. до Р.Х. в бассейне реки Инди Пятиречьи (Пенджабе) на северо-западе Индостана – субконтинента Южной Азии,ограниченного рекой Инд на западе, рекой Ганг с притоком Брахмапутрой – навостоке и Гималаями – на севере. С юга к полуострову Индостан примыкает островШри-Ланка. По уровню развития протоиндийская цивилизация была сравнима сдревнеегипетской. В XX веке в долине Инда и в районе Пенджаба археологами было открытонесколько десятков городов, крупнейшие из которых Хараппа и Мохенджо-Даро,насчитывавшие до 100 тысяч жителей; были водопровод, канализация; 2–3-хкомнатные квартиры. Города, скорее, были объединены, в государство, имевшеесвязи с Шумером и древним Египтом. Письменность хараппской цивилизации до сихпор не расшифрована. Обнаружены статуэтки и личные печати.
Религиозныепредставления протоиндусов восходят к неолиту: существовали культы божествплодородия: Богини-Матери (олицетворяла землю) и ее супруга, «рогатого быка»(олицетворял небо, оплодотоворяющее землю дождем). «Рогатый бог» Хараппыизображался в виде буйвола или человека в головном уборе с рогами, сидящим в «йогической»позе со скрещенными ногами в окружении зверей. В земледельческой цивилизацииХараппы почиталось все, что связано с размножением: в частности, фаллос,практиковались оргиастические эротизированные формы культа с экстатическимиплясками, возможно, практиковались человеческие жертвоприношения. Этипротоиндийские представления сохранились в шиваизме: «владыка йоги» Шиванаследовал черты бога-буйвола Хараппы, а его супруга – Богини-Матери.
Сер. 2 тыс.до Р.Х. в Индостан приходят индоевропейские племена скотоводов-кочевников,которые занимают Пенджаб. Себя пришельцы именовали ариями («благородные»), атуземцев – дасами («рабами») и темнокожими демонами. Арии разрушили остаткихараппской цивилизации и, ведя войны с местными земледельцами и дикарями, сталипродвигаться на восток и юг индийского субконтинента. Возникает смешениерелигиозных систем. Начинается новый этап культуры Индии.
2) Ведийскийпериод (ок. 1500–500 гг. до Р.Х.).
Веды («священноезнание») – священные писания индоариев. Веды первоначально бытовали в устнойформе и именовались шрути («услышанное»), а со временем – смрити («записанное»).Веды представлены стихотворными формулами – мантрами, которые заучивалисьнаизусть и декламировались с целью поддержания порядка и уравновешенностиВселенной.
К X веку до н.э.складываются Сборники священных текстов:
– Ригведа,которая разделена на 10 книг-мандал («циклов») и содержит 1028 гимнов,обращенных к разным богам – Индре, Агни, Варуне, Вишну, Соме и др. В РигведеВселенная описывается как тело огромного космического существа Пуруши (букв.«человек»). Он был принесен в жертву и из его тела был создан мир, боги и люди.Изо рта Пуруши возникли жрецы-брахманы, из его рук – раджи и кшатрии(властители и воины), из ребер – вайшья (свободные крестьяне, ремесленники икупцы), из ступеней – шудры (рабы и слуги). Эти четыре сословия(религиозно-социальных ранга) называются варнами (кастами).
– Яджурведа– содержит наставления по правильному совершению жертвоприношений.
– Самаведа– список мелодий, особые мантры, которые пелись при совершении приношений сомы,особого священного напитка.
– Атхарававеда– свод домашних обрядов и других аспектов народной культуры (заклинаний,магических формул, заговоров), фармакологических и медицинских рецептов.
– Брахманы– тексты о жертвоприношениях. В них – развитие новой космологии. Изнуренныйтрудом и аскезой (самоограничением), Пуруша Праджапати первым породил Брахмана(Священное Слово), которое стало ему основой. Брахман стал основой мироздания.Затем Праджапати из себя самого создал богов и вселенную. Ведийские боги –проявление Брахмана.
Задачажрецов-брахманов – в постоянном воссоздании и новом жертвоприношении этогокосмического тела (Пуруши) и обеспечении доступа человека к двум основнымкосмическим субстанциям: Агни (огню), поддерживающему жизнь, и Соме (растению,дающему видение высшего мира). Варна брахманов призвана воспроизводить звучаниевечного священного текста Вед и поддерживать существование мира посредствомжертвоприношений. Совершая «внутреннее жертвоприношение», брахман должен былвоспроизводить космогонический миф, отождествляя себя с Праджапати. Возникаетпонятие Атман – на санскрите буквально – «сам себя». Атман – этосамость, или сущность всех вещей и явления мира, прежде всего «я» человека. Нопоскольку сущность мира есть Праджапати-Брахман, то и Атман всего есть Брахман.Во время ритуала жрец-брахман приводил свой Атман в единство с универсальнымАтманом-Брахманом, обретая, таким образом, свое истинное «Я», свою божественнуюсущность.
– Араньяки(«лесные») – тексты для отшельников (муни).
13 ведийскихУпанишад (от глагола – «сидеть около») были созданы с VII по III век до Р.Х. Вместес «Араньяками» Упанишады составляют Веданту – «завершение вед». Тайное знаниеУпанишад сводится – к утверждениям: «все есть Брахман, а Брахман есть Атман»,«мой Атман в моем сердце, это – Брахман. В него войду я, уйдя из этого мира».Раскрытию этих формул и посвящены упанишады. Их авторы стремятся передатьпережитый ими опыт своего единства с Атманом-Брахманом, к которому они пришличерез интуитивное озарение. Упанишады передают этот опыт посредством поучений,парадоксов, образов, рассказов, диалогов.
АвторыУпанишад пришли к выводу, что поскольку все люди суть единый Пуруша-Атман, тоникто на самом деле не рождается и не умирает – это все один и тот жеАтман-Брахман меняет тела. Большинство людей, не познавшие божественность своейприроды, после смерти идут «путем предков» – вновь рождаются на свет. То, какоеперерождение ожидает человека, зависит от его прижизненной кармы (деяний). Забеззакония человека ожидает дурное перерождение шудрой, женщиной, животным.Если же человек соблюдал религиозный закон, жил согласно внутрикастовымпредписаниям, совершал жертвоприношения, то воздаянием ему будет благоеперерождение в теле брахмана, кшатрия или вайшьи. Рождение брахманом –наилучшее, потому что дает возможность стать лесным отшельником, познать своеединство с Атманом и через это самопознание достичь спасения от безначальной ибесконечной сансары («блуждания» по телам). Выход из круговорота рождений исмертей называется мокшей («освобождение») или нирваной («угасанием»,«успокоением», «безмятежностью»). Подвижники, достигшие мокши, после смертиидут «путем богов» – они воссоединяются с бессмертным Брахманом и больше неродятся в теле, которое столь тщательно умерщвляли при жизни.
К VI в. до Р.Х.формируется йога как особая методика тренировки воли, тела и сознания, имеющаяконечной целью достижение нирваны. Йогу нельзя рассматривать в отрыве отиндуистской религиозной традиции. Это не оздоровительная практика, а особаяметодика, имеющая одну цель – освободить Дух, Атман от привязанности ктелесному существованию и отделить Его от обычных проявлений психическойдеятельности, от эмоций и мышления. Йогу называют «искусством смерти». Высшеедостижение йогина – культивирование особого состояния сознания, болееглубокого, чем сон без сновидений, в котором только и доступно мистическоепереживание тождественности собственного «я» универсальному «Я»Атмана-Брахмана.
Оформлениеучения упанишад о сансаре-мокше и практики йоги пошатнуло духовную монополиюбрахманов. Знатоками и учителями становились люди, происходившие из сословиякшатриев (воинов), даже женщины.
3) Эпическийпериод (400 г. до Р.Х. – 800 г. по Р.Х.).
Расцветклассической индийской цивилизации. Создается древнеиндийский эпос –«Махабхарата» («Великое сказание о потомках Бхараты») и «Рамаяна» («ДеянияРамы»). Частью «Махабхараты» является «Бхагавадгита», одна из самых любимыхсвященных книг индусов. Формируется традиция декламации сюжетов этих циклов,воплощения их в храмовой иконографии, театральных постановках. Санскритстановится универсальным языком индийской культуры, на нем создаютсяразнообразная литература, трактаты по праву, философии, этике, грамматике,астрономии, медицине, ритуалу. С санскритской культурой начинает соперничатьтамильская цивилизация на юге Индии. Зарождаются классические философские школыИндии (миманса, санкхья, ньяя, вайшешика и др.). Становление буддизма.
Буддизм возникв середине 1 тыс. до Р.Х. В Индии появился в VI–V вв. до Р.Х., нонаибольшего влияния достиг в правлении царя Ашоки (III в. до Р.Х.) издинастии Маурьев. Буддизм возникает как проявление религиозного свободомыслия вборьбе с брахманской ортодоксией и внешней ритуальностью. Буддизм отверг какбрахманское учение о святости сословной системы, так и авторитет священных Вед,утверждая, что любой человек может стать святым-архатом или буддой. Раннийбуддизм был направлен против современной ему веры в богов и был, поэтомуразновидностью атеизма, или «адевизмом», т.е. учением, отрицающим существованиеиндийских богов (девá – это наименование индийских светлых богов). Буддасчитал, что избавление от страданий возможно без всяких богов, толькочеловеческими усилиями.
Основательбуддизма – наследный принц Сиддхартха Гаутама (563–483 до Р.Х.) из царскогорода Шакьев (Гаутама – фамильное имя, Сиддхартха – «полностью достигший цели»),которые правили небольшим государством в пригорьях Гималаев на границе Непала иИндии. Существует 5 биографий Гаутамы. Все они говорят, что в 29 лет он покинулдворец, молодую жену и сына. Судьбоносным в его жизни были несколько моментов,увиденных им: птицы выклевывают червей, похоронная процессия, прокаженный, нищий,мудрец, погруженный в созерцание. Гаутама сел в позе созерцания под баньяновоедерево (разновидность смоковницы) – священное в Индии дерево, Древо Пробуждения(бодхи), – и ему открываются 4 Благородные Истины:
1) О страдании.
2) Причина страдания – желания.
3) Прекращение желаний ведет к прекращению страданий.
4) Путь, ведущий к прекращению страданий – «восьмеричный»:правильное понимание, правильная мысль, правильная речь, правильное действие,правильный образ жизни, правильное намерение, правильное усилие, правильноесосредоточение.
Конечная цельпути – нирвана (санскр. – угасание, прекращение), после которой человекразрывает цепь перевоплощений и уже не рождается вновь. «Тот несравненныйостров, где ничем не владеют, где ничего не жаждут, я называю Нирваной,разрушением смерти и гибели» (Будда). Низшее состояние нирваны – отсутствиестраданий, высшее – состояние Будд («просветленных»), свободных от всехморальных и умственных загрязнений, мироощущение которых сливается со всембытием.
Гаутама вошелв состояние транса Океанического Отражения, его сердце уподобилось безграничнойповерхности мирового океана в состоянии полного штиля. В этот момент принцГаутама исчез, и в мире появился Будда (принцу – 35 лет) – Пробужденный,Просветленный (санскритский корень buddh – ср. в русских словах «будить, пробуждаться»).После 8 дней пребывания в трансе Будда ушел в один из религиозных центров Индии– Бенарес (Варанси), где в Оленьем Парке произнес свою первую проповедь –Проповедь о Повороте Колеса Учения. Кроме пяти аскетов, (ранее с презрениемпокинувшие Гаутаму, который однажды прервал истощение, приняв из рук девушкирисовую кашу на молоке), еще две газели, изображения которых по обе сторонывосьмирадиусного «Колеса учения» (восемь спиц – восемь этапов буддийскогоБлагородного Пути) стали символом буддизма и буддистской проповеди. Этиизображения украшают крыши буддистских храмов, в том числе исанкт-петербургского дацана. Наконец, Будда ушел в окончательную нирвану в 80лет: в местечке Кушинагара (ныне Непал) на берегу реки Найранджани недалеко отБенареса. Своим ученикам он завещал надеяться только на собственные силы, «бытьсветильниками самим себе». Подложив правую руку под голову, он погрузился всозерцание и умер. Ученики кремировали его тело. Цари соседних государствпростили дать им частицы праха, позднее эти частицы были помещены в ступы –особые культовые постройки конусовидной формы.
«Тридрагоценности» буддизма:
– Будда,
– Дхарма –его учение,
– Сангха –община его последователей, монашеская община.
ПоследователиБудды разработали учение о мире, где онтологически объяснялась суть страданий внашем мире и нирваны в случае избавления от них. Все дело в элементах мира –дхармах: колебания дхарм приводят к появлению майи – видимости существованиямира и человеческой личности. Прекращение колебания дхарм избавляет человека отстраданий и вводит его в нирвану, которую точнее сравнивать с небытием, чем,как обычно принято, с непрекращающимся блаженством. Нирвана – это не рай, этодаже не блаженство, это скорее небытие, ничто. В первых буддистских трактатахговорится о страданиях, заповедях, как жить в этом мире согласно буддийскойэтике, но не о Боге. Затем стали происходить изменения. Со временем Будданачинает приобретать характер бога, затем он входит в ведический пантеон нарядус другими богами – Вишну, Шивой т.д. Так религиозное чувство индусов не моглосмириться с безбожием – и превратило буддизм в религию.
Главнымсвященным текстом буддизма является Трипитака («три корзины»), содержащаяпоучения Будды, систематизированные комментарии к ними дисциплинарные правиладля монахов.
Буддистскиешколы делятся на:
– хинаяна («малая колесница»), восходящая к первоначальномубуддизму, понимается как узкий путь спасения, предназначенный для избранных.
– махаяна (великая колесница»), широкий путь спасения.
Современныйбуддизм Индии и Цейлона – это обычная религия со всеми ее элементами, и преждевсего с верой в бессмертного Будду и в других личных богов.
В настоящеевремя в мире насчитывается около 400 млн. исповедующих буддизм в повседневнойжизни и 1 млн. монахов-буддистов. Распространен преимущественно в странах Южнойи Восточной Азии: Индия, Китай, Япония, Монголия, Таиланд, Шри-Ланка и др.Психология и философия буддизма стали компонентами современных неоязыческих движений,старающихся привлечь человека, уставшего от давления технологическогопрогресса. Человеку предлагается достичь нирваны, где лишившаясяиндивидуальности душа должна слиться с абсолютным «ничто». В западных странахосновываются буддистские монастыри, которые ведут миссионерскую работу, главнымобразом, среди городского населения.
К этомувремени относится оформление джайнизма как одного из важных учений Индии.
Джайнизм возникв середине 1 тыс. до Р.Х. Основатель – 30 летний принц Вардхамана,который, пребывая в самосозерцании достиг киваладжняны («всеведения») и сталназываться Махавирой («великим героем») Джиной («победителем» сансары). Отсюдасамоназвание джайнизма – джайна дхарма, т.е. «учение победителей». Длядостижения мокши нужно обрести «три сокровища»:
– «правильноемировоззрение»,
– «правильноепознание»,
– «правильноеповедение».
Мир состоитиз джив– живых индивидуальных душ. Отсюда как важный элемент поведенияпринцип ахимсы – запрет на убийство живых существ; вегетарианство и отказ отпрофессий, связанных с возможными убийствами, например, земледелие (можнопогубить мелких животных во время обработки почвы). Из опасения уничтожить дажемельчайшее насекомое джайны должны процеживать воду перед питьем, не выходитьиз дома и не есть ночью, чтобы в темноте кого-нибудь случайно не раздавить и непроглотить (свет зажигать нельзя, ведь это может погубить мотыльков). Аскетыодной из сект северных джайнов всегда носят на лице марлевые повязки, чтобыслучайно не вдохнуть какую-нибудь мошку. Они также должны сметать со своегопути насекомых метелками из ниток или павлиньих перьев. В растениях тожеобитают дживы, поэтому совершенная ахимса – перестать есть вообще, и в нашидни, изредка престарелые джайнские монахи в подражание Махавире отказываются отеды и умирают. Тогда джайны с ликованием объявляют о появлении нового джины,достигшего нирваны. Джайны занимались ростовщичеством, торговлей и ювелирнымделом.
В современнойИндии джайнов около 0,4%, но они имеют значительный вес в индийском обществе:под их контролем большая часть финансового капитала и почти вся ювелирнаяторговля Индии.
4)Средневековый период (800–1750 гг.)
Доминантаиндуизма. Индуизм – термин европейского религиоведения, введенный в XIX в. Сами индуистыназывают свою религию хинду дхарма или санатана дхарма, что в переводе – «закониндусов», «вечное учение», «вечный закон».
К V в. брахманыпопытались систематизировать мифологию, возродить старые традиции, так возниклазнаменитая тримурти, триада верховных богов индуизма: Брахма (создатель),Вишну(хранитель), Шива (разрушитель мира).
В IX в. оформляетсяфилософско-религиозное учение веданты(ортодоксальный индуизм), разработанноемыслителем Шанкарой. Согласно веданте, реален только Брахман (высший разум).Преодоление майи (иллюзорного представления об окружающем мире) приводит кпониманию того, что индивидуального «я» не существует. Широкое распространение– почитание Кришны – одно из аватар («нисхождений») Вишну на землю. В этотпериод творят великие поэты, воспевающие любовь к Кришне: Тулсидас, Сурдас,Мирабаи, Кабир, Джаядева.
В VIII–XVI вв. в Индиинарастает влияние ислама. В этой связи приобретает новое значение древний видрелигиозности – бхакти. Он учит, что верующий должен посвятить себя конкретномубогу, с помощью которого он может получить избавление. Теперь бхактиприобретает монотеистическую направленность. К XIII в. мусульманеустанавливают политический контроль над страной. Как результат взаимодействияиндийской культуры (северного бхакти) и элементов ислама в начале XVI в. возникаетрелигиозное учение сикхизма, проповедующее веру в единого Бога.Основатель – гуру Нанак. Наибольшее количество сикхов – в Пенджабе.
5) Современный период
Начинается с конца XVIII в. с установления английского колониальноговладычества. В 1757 г. в битве при Плесси войска британской Ост-Индскойкомпании разгромили мусульманских правителей Бенгалии. Британское господство вИндии продлилось до середины XX в. 27.01.1947 была провозглашена РеспубликаИндия.
Воздействиезападной, европейской культуры. Английский язык – официальный языкгосударственного управления, СМИ, высшего образования. Он является одним изгосударственных языков Индии, хотя им владеет лишь 2% современного населениястраны. Тем не менее идет процесс формирования национальной элиты Индии, получившейевропейское образование.
Важнейшиеценности индийской культуры выражены в принципах великого индийского учителя,одного из лидеров национально-освободительного движения Мохандеса КарамчандаГанди (Махатмы) (1869–1948): приверженность истине, ненасилие (ахимса), жизнь вчистоте и довольствии малым, простоту, обращенность внутрь. Своим учителемГанди считал Л.Н. Толстого, с которым вел переписку. Деятельность и учениеГанди и других видных деятелей, таких как Рабиндранат Тагор (1861–1941), ШриАуробиндо Гхош (1872–1950), Сарвапалли Радхакришнан (1888–1975) повлияли наобновление индуизма.
В последнеевремя в мире появилось много миссионеров, использующих учение индуизма,стремясь приспособить его к образу мысли западного человека. В проповедях этихмиссионеров зачастую подлинная религия жителей Индии предстает в карикатурномвиде, да и сама эта деятельность служит коммерческим интересам ееорганизаторов. Например, «Общество сознания Кришны», «Трансцендентальнаямедитация», Миссия Божественного света и др.
Чтобы бытьнастоящим индусом, нужно родиться в Индии, – гласит народная индийскаямудрость. В народной религиозности современной Индии существует разнообразиеритуалов, жертвоприношений и праздников, совершающихся в святилищах и храмах,которых в Индии великое множество. В современном индуизме верят в священнуюсилу и почитают: тысячи богов и богинь, обожествленных героев эпоса, мудрецов(риши), через которых была сообщена воля богов; души предков; полубогов идухов; животных (главным образом корову, обезьяну, кобру и птицу Гаруду,поедающую змей); реки; растения; камни. В молитвах индусов упоминаются почтивсе эти священные объекты. Считается, что вернее всего исполняются те молитвы,которые совершаются во время паломничества к берегам священных рек.
Сейчас в миренасчитывается около 800 млн. последователей индуизма.
2. Конфуцианско-даосистский тип культуры
Классическаякитайская культура – сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.
Конфуцианство– социально-этическое учение о благородном муже и нормах социального поведения.Создателем духовного облика китайца был Кун Фуцзы (551–479 г. до Р.Х.), влатинской транскрипции – Конфуций. Для Китая это время было беспокойным:родовое патриархальное общество разрушалось, и на смену ему приходила власть,опирающаяся на бюрократический аппарат. Крушение устоев старины порождалоощущение хаоса. Конфуций идеализирует древние традиции, призывает следоватьгуманности и мудрости благородных мужей прошлого. Учение Конфуция дошло в видесобрания его размышлений в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). В целом, кканоническим сборникам конфуцианства относятся Пять трактатов(включаязнаменитые «Книгу песен» (Ши цзин) и «Книгу перемен» (И цзин) и Четверокнижие,в которое входят «Беседы и суждения» (Лунь Юй).
Предмет егоучения – управление государством. Это искусство Конфуций считал равнымискусству справедливости. Он ввел три категории долга: по отношению кродственникам, к общине, к государству. Основными нравственными принципамиКонфуций считал «золотую середину», «человеколюбие», «взаимность». Для егоучения характерно представление о главенстве, доминировании социального,культурного начала в отношениях между людьми. Только как творец ценностейкультуры человек обретает бессмертие, воплощает себя в позитивных делах, соответствующихтрадиционным нормам.
Идеал,созданный конфуцианской традицией, – благородный муж (цзюнь-цзы), обладающий 5добродетелями:
– гуманность(жэнь),
–благопристойность (ли) – осведомленность в обрядовых, этикетных отношениях,ритуалах,
–справедливость (ли) – способность подчинить свои субъективные потребноститребованиям долга и общественным задачам,
– мудрость(чжи),
– верность(син) – преданность своей стране, государю, начальнику, отцу, убеждениям иданному слову.
Жизньблагородного человека проявляется в пяти видах отношений:
– отца и сына
– правителя иподданного
– старшего имладшего брата
– мужчины иженщины
– друга сдругом.
В семьедолжно быть абсолютное послушание старшим, как и в государстве – начальству ивластям. Учение Конфуция о «сыновней почтительности» легло в основуобновленного традиционного культа предков, до сегодняшнего дня остающегосяважнейшим компонентом китайской цивилизации.
Большоезначение в конфуцианстве придается ритуалам, нормам поведения, чем вышечиновник – тем тщательнее он должен им следовать. Всякий, желающий занятьположение в обществе, должен был подчинить им всю свою жизнь.
Вконфуцианстве отсутствовали профессиональные священнослужители,жертвоприношения совершались главами семей, государственными чиновниками и императором.Наряду с культом Неба особенно почитается государство, возглавляемоеимператором – цивилизованный Китай, который есть Поднебесная, – противостоящая«варварам». Почитание государства выражено в социально-этических установленияхи административно-политической системе – регуляторе экономических процессов.
Конфуцийпризывал не стремится к личному благополучию: «Питаться грубой пищей, спатьподложив под голову локоть – радость в этом! А богатство и знатность, добытыебесчестным путем, – для меня это словно парящие облака»; находитьудовлетворение в самом процессе познания действительности: «Учиться и постоянноповторять изученное – разве это не радостно?».
Конфуцианствоопределило такие важные черты китайской культуры:
– доминантаэтической компоненты,
– ритаулизм,символичность поведения,
– отсутствиепсихологизма, не характерна драматизация духовной жизни,
– высокаяоценка знаний, образованности, учености, что предопределило господствоинтеллектуалов в системе административного управления традиционного Китая,
– интерес ккультуре повседневности, к традиционному, унаследованному, любовь ко всемустаринному.
Вимператорском Китае конфуцианство являлось государственной религией,уважительное отношение к этой идеологической системе сохраняется и в Китайскойреспублике на Тайване. В годы «культурной революции в КНР» (1966–1976) учениеКонфуция было признано опасным и несовместимым с коммунистическими идеямимаоизма. Однако и после смерти Мао Цзэдуна конфуцианство продолжает игратьзаметную роль в жизни китайцев. Этому способствует то, что весьсоциально-этический строй жизни не только китайского, но и другихдальневосточных обществ базируется на исторически усвоенных принципахконфуцианства.
После смертиКонфуция правитель царства Лу построил ему храм и повелел, чтобы в честь негосовершались жертвоприношения. В народе Конфуций всегда почитался как божество.Существует посвященный ему ритуал с жертвами, религиозными танцами и молитвами.
Даосизмкакрелигиозно-философская основа китайской культуры.
Первым даосскиммыслителем (и основателем даосизма) традиционно считается Лао-цзы (Ли Эр, ЛаоДань), живший, по преданию, на рубеже VI–V вв. до Р.Х. Он оставил у начальника пограничнойзаставы Инь Си (Гуань Инь-цзы) изложение своего учения под названием«Дао-Дэцзин» («Какон Пути и Благодати»), прежде чем ушел навсегда из Китая наЗапад. Однако Лао-цзы уже в древности казался фигурой полумифической, а его имя(«Престарелый Мудрец», «Престарелый Младенец») открыло широкие возможности длямифотворчества. В «Дао-Дэ цзине» речь идет о Дао (букв. «путь») – единоепервоначало всего сущего, вечная реальность, непреходящий закон мироздания,единая субстанция и одновременно абсолютная мировая закономерность. Весь мир –проявление, развертывание Дао; каждая вещь, доходя до предела своегосозревания, вновь возвращается в глубину первопринципа Дао. Смысл человеческойжизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Однако человекможет сходить с этого пути познания Дао, отступать от него, нарушаяпервозданную простоту естественности, как своего бытия, так и вселенной.Проявляется это и в приверженности к многознанию, и в создании социальныхинститутов. Поэтому «Дао-Дэцзин» призывает вернуться к изначальной природе, купрощению и естественности. Никто не должен вмешиваться в изначальный порядоквещей, необходимо, чтобы все текло само собой. Этот принцип выражен в понятии«недеяния» (у вэй). Мир сам по себе не является нашим, и поэтому мы не вправеизменять его порядок. Он наш только в том смысле, что мы в нем живем и его понимаем.Недеяние – это отказ от действий в мире по собственному усмотрению, отказ от«улучшения» мира, это следование естественному течению жизни.
Самымсовершенным образом жизни даосы считают отшельничество. Цель даосов-отшельников– достижение бессмертия. Для традиционной китайской культуры не была характернавера в бессмертие души. Реальной признавалась только единая психофизическаяцелостность живого существа. Сам дух понимался вполне натуралистически: какутонченная материально-энергетическая субстанция (ци); после смерти тела онарассеивалась в природе. К тому же даосизм унаследовал от шаманизма учение омножественности душ – животных (по) и мыслящих (хунь). Тело выступалоединственной нитью, связующей их воедино. Смерть тела приводила к разъединениюи гибели душ. Поэтому огромное значение придавалось средствам продленияфизической жизни, а долголетие (шоу) стало одной из важнейших ценностейкитайской культуры. Появилась вера в возможность обретения бессмертия черезупотребление особых снадобий растительного или минерального происхождения.Существовали представления о наличии в океане особых островов, населенныхбессмертными. А знаменитый император – объединитель Китая Цинь Шихуан (III в. до Р.Х.) дажепосылал туда морскую экспедицию. Однако истинный даосский бессмертный (сянь,шэньсянь) в процессе движения по пути бессмертия трансформировал свое тело,которое, согласно даосскому учению, приобретало сверхъестественные силы испособности: умение летать по воздуху, становиться невидимым, одновременно находитьсяв нескольких местах и даже «сжимать время». В процессе даосской медитациитрансформировалось и сознание – идея единотелесности, единосущности со всеммиром переживалась им.
Путь кбессмертию предполагал занятия сложными методами особой психофизическойтренировки (психотехники, оги), совершенствовании духа и тела. Способыполучения бессмертия: сложные методы психофизической тренировки, наподобиейоги; занятия медитацией (созерцание Дао и единства мира, единении с миром иДао самого практикующегося); специфические гимнастические (Дао инь) идыхательные (син ци) упражнения; сексуальная практика для поддержанияэнергетического баланса организма и занятия алхимией. Алхимия делилась навнешнюю (достижения долголетия посредством диет, эликсиров бессмертия (золото,киноварь (сульфид ртути) мышьяк, нефрит) и внутренняя, которая была направленана преобразование человеческой сущности посредством активной регуляцииэнергетических потоков организма: дыхательная гимнастика (ци гун), медитации,комплексы физических упражнений, зачатие мужчиной в самом себе «бессмертногозародыша». Некоторым даосам были присущи асоциальные формы поведения,пренебрежение служебными обязанностями, экстравагантность во внешнем виде ипоступках.
В даосизменаиболее полно выразилось такое важное измерение китайской культуры каквитализм– возвышение ценностей естественно-природной жизни. В недрахдаосизма получили развитие также астрология и геомантия – фэншуй («ветер иводы») – учение о взаимодействии космоса и духовного мира с земным рельефом. Спредставлениями о фэншуй связана практика биолокации (определения благоприятныхи неблагоприятных естественных зон), оформления интерьера жилища, разработкиархитектурных и строительных проектов.
До сих пордля построек китайцы используют исключительно дерево и отчасти кирпич.Излюбленная форма в архитектуре – тин – немного возвышенная, четырехскатная,подпираемая снизу короткими деревянными столбами крыша с загнутыми кверху изначительно выступающими вперед краями, напоминающая кочевую палатку. Зданияодноэтажные, исключение – дворцы, рестораны, театры. Бедность и простоту общихформ сооружений китайские зодчие маскируют обилием декоративных элементов,рассеянных повсюду: драконы, фениксы, черепахи, фантастические животные издерева или терракоты, лепятся по карнизам, краям и гребням крыши, у подножьяколонн. Китайский город в целом крайне монотонен, и его здания отличаются другот друга величиной и количеством украшений. Отступления от господствующего типасооружений – религиозные здания. Например, храм Неба в Пекине, воздвигнутый в1421 г., при императоре минской династии Юн-ло. Это скорее алтарь, а нехрам. Три террасы круглой формы, окруженные мраморными балюстрадами, лежат однана другой и служат основанием для каменного жертвенника, на котором огдыхантрижды в год торжественно совершает жертвоприношение своему прародителю. Здесьже приносились императорские жертвы и Земле, пока не был, в 1531 г.воздвигнут поблизости отдельный алтарь. Эти два храма, Неба и Земли –единственные в своем роде в Китае.
Прочие храмыофициального культа и религии Конфуция относятся к общему архитектурному типу:состоят из нескольких одноэтажных, покрытых тинами, построек, расположенныходна за другой и разделенных друг от друга внутренними дворами. Внутреннееубранство очень просто: черные доски с надписями, сделанными золотом. Нет ниживописи, ни изваяний, и только низкие столы с расставленными на них стариннымибронзовыми вазами несколько оживляют пустоту помещений. Главные – храмыКонфуция, в Пекине, и на родине философа в Цюй-фоу, в провинции Шань-Дун.Буддистские храмы в Китае роскошнее, множество статуй. Даосские храмы похожи набуддистские. Могильные сооружения схожи с первобытными надмогильными курганами.Богатые усыпальницы имеют храмы для совершения поминальных обрядов.
Живописьносит графический характер. Китайские живописцы – рисовальщики и каллиграфы.Существуют обязательные образцы, правила рисования. Живописцы больше вниманиеуделяют выписыванию деталей, не пишут тени, считая тень чем-то мимолетным,случайным и несущественным. Картины пишутся на бамбуковых пластинках, на шелкеи на бумаге водяными красками, с постоянной примесью белил; а также на фарфореогнеупорными красками. Основные художественные образы: гора, символизирующаяобиталище бессмертных, дерево, река (поток), символизирующие восхождение.
К некоторымнедостаткам китайской живописи можно отнести отсутствие чувства общей гармонии,пренебрежение анатомией человеческого тела, утрировка поз и экспрессии,граничащие с карикатурой.
Скульптураиграет роль пособницы при архитектуре, служит к украшению храмов, дворцов,киосков и частных домов. Китайская пластика характеризуется совершенствомтехнической отделки, но вычурностью форм и пустотой содержания. Например,изделия из бронзы: маленькие фигурки богов, странные и безвкусные доуродливости, в окоченелых, безжизненных позах, ломающиеся и гримасничающие;фантастические чудовища. Китайские ваятели большие искусники работать также сдеревом, слоновой костью и твердыми камнями, например, нефритом.
В эпоху Сунн (X–XI вв.), на 4 столетияраньше, чем в Европе, в Китае было изобретено книгопечатание. Совершенство вжанрах оды, песни, пейзажной («поэзии гор и вод») и любовной лирики, поэзиипридворного стиля, конфуцианской, даосской, буддистской поэзии. Развиваются прозаическиежанры. Известные китайские поэты и писатели Ли Бо, Ду Фу и др. Романы«Путешествие на запад», «Троецарствие», «Тихие заводи».
Уже во 2 тыс.до Р.Х. в Китае возникла иероглифическая письменность. В математике зналидесятичные дроби. В Китае были изобретены: лунный календарь, компас,механические часы. мачты, пушки, порох, бумага, шелк.
Открытия вмедицине: иглоукалывание, прижигание, массаж, учение о «жизненной энергии» – чи,лечебная гимнастика «ушу».
3. Мирисламской культуры
Простирающаясяна огромном пространстве земного шара от Марокко до Индонезии и Филиппин,имеющая более чем 1,5 – тысячелетнюю историю, культура исламского мира включаетв себя множество региональных, национальных и этнических культур. Объединяетэто множество разнообразных культурных феноменов система ценностей ислама,определяющая ментальность и жизненные приоритеты более миллиарда людей.
Ислам возникв VII в. в Хиджазе(Западная Аравия), основатель – Мухаммед, проповедь которого была реакцией наохватившее арабское общество острый кризис, вызванный разложением родоплеменныхотношений, подрывом соответствующих им морально-этических и религиозныхпредставлений и начавшимся складываться раннефеодальным обществом. Издревле вАравии жили племена скотоводов. Но были оазисы-посредники в торговых операцияхмежду различными странами. Одним из таких центров была Мекка. В это время средиместных культов выделились общеаравийские племена. Широкую известностьприобрели учения иудеев и христиан. Активно шел процесс этнической и культурнойконсолидации арабов, формировался единый арабский язык. Необходим был некийидеологический стержень, скрепляющий данные процессы. В таких условияхсформировался религиозно-политический союз вокруг лидера из племени курайшитов,провозгласившего себя пророком Аллаха на земле. Мухаммед был пастухом ипосредником в делах богатой вдовы Хадиджи. Именно она одна из первых поверила иубедила мужа, что некто, являющийся ему на горе есть ангел Джебраиль. Мухаммедбросил торговые дела и стал халифом, т.е. пророком-проповедником. В 622 г. Мухаммедс последователями бежит из Мекки в Медину. Год переселения стал началомлетоисчисления для всех мусульман мира. В 630 г. Мекка сдалась без боявойску Мухаммеда, и он объединил арабские племена. Пророк совершил поклонениеКаабе и разрушил находившиеся там символы и идолы за исключением «черногокамня». В 632 г. он умер в состоянии тяжелой лихорадки в комнате своей любимойжены Айши. Похоронен в Мединской мечети. У Мухаммеда было 11 жен и несколькодочерей (рождавшиеся сыновья умирали в младенчестве). Мухаммед – образец дляподражания для всех мусульман.
В IX–X вв. ислам сложилсякак непростая культурная система, состоящая из теологической основы – калам, иправовой – шариат. Коран – главная книга мусульман, имеет 114 сур (глав),считается, что ее содержание было передано Мухаммеду Аллахом через ангелаДжебраиля в месяце Рамадан. Считается, что незадолго до своей смерти пророкдважды сверял вместе с ангелом истинность и точность всего текста. Мусульманеверят, что Коран является точной копией оригинала, который находится нанебесах. Однако известно, что Коран приобрел современный вид в годы правлениятретьего преемника (халифа) Мухаммеда – Османа (644–656), после того как вКоран был внесен материал, собранный предыдущими халифами. Этот материалсостоял из проповедей пророка Мухаммеда, широко распространенных как в устной,так и в письменной форме.
Священноепредание мусульман называется сунна, и состоит из хадисов – канонизированныхсообщений о высказываниях и действиях Мухаммеда.
Мусульманскаямифология носит во многом вторичный характер: она является переработкойдревнеаравийской мифологии, мифологических представлений народов, принявшихислам, сказаний иудаизма и христианства.
Культ Аллаха– признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного Бога,от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ. У Аллаха есть противник– мусульманский сатана, шайтан Иблис, который единственный среди ангелов непожелал поклониться человеку, созданному Аллахом. Аллаху помогают верные емуангелы Джибриль, Михаиль, Исрафиль, Азраиль. Аллах велик, но он вынужденсчитаться с шайтаном и опираться на верных ангелов.
Культ Аллахаимеет в основе идею предопределенности человеческих поступков. Человек добр илизол, праведен или грешен не по своей воле – так захотел Аллах. «Мы не станем нилучше, ни хуже. Мы такие, как хочет Аллах» (О. Хайям). Аллах все знает инаправляет правоверных в их жизни, он решает судьбу каждого. Верным Аллахупредопределен рай.
Системамусульманских ценностей содержит ряд положений о человеке. Аллах сотворилпервого человека из глины и назвал его Адам, и дал ему жену Хаву. Иблиссовратил Адама и Хаву. На земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине(умме). Умма контролировала образ мыслей, быт и систему ценностей мусульманина.Отношения внутри Уммы регламентировались Шариатом (системой религиозно-правовыхнорм), разработанным в VII–XII вв. в Арабском халифате.
Для желающегоисповедовать ислам требовалось сказать при свидетелях: «Нет Бога, кроме Аллаха,и Мухаммед – пророк его». Вероотступничество каралось и карается смертью.
После смертипророка Мухаммеда его заменили халифы Абу Бекр, Омар, Осман. В общине произошелраскол. Близкие родственники полагали, что только религиозная святость даетправо на власть, а это право имеют только прямые наследники Мухаммеда. Они былипоследователями четвертого халифа Али ибн Аби Талиба, двоюродного братаМухаммеда, создав свою партию – шиитов (от арабск. шаа – «присоединяться ккому-либо»). Шиитысчитали, что власть должна сохранятся в «семьепророка» в руках верховных правителей – имамов. Имам – предводитель собранияверующих, учитель, позже – носитель «божественной субстанции».
Суннитскийислам оставался верным основным положениям Корана. Сунниты утверждали,что у религиозно-политических вождей мусульман (халифов) нет необходимостииметь родство по крови с семьей пророка Мухаммеда. Они провозглашают принцип«единодушного мнения общины» – иджму, считая хадисы основой всей деятельностимусульман.
«Пятьстолпов» ислама
1) Вера в то, что Аллах – единственный бог.
2) Обязательная молитва (салят) 5 раз в сутки.
3) Пост (сауи). Главный пост в месяце Рамадан. Все запреты: напищу, воду, плотские удовольствия снимаются ночью.
4) Хадж – паломничество в Мекку, к Каабе и др. святым местам.
5) Закят – обязательный налог на имущество и доходы, который идетна нужды общины и распределяется среди бедных и неимущих.
Кроме этого –садака – добровольное пожертвование и милостыня.
Джихад –усердие, рвение во имя Бога, полная отдача мусульманином своих сил,возможностей, а если надо и жизни, для торжества своей религии.
Происхождениеслова: арабск. «суф» – шерсть: одеяние из некрашеной шерсти отшельников,аскетов; греч. «софос» – мудрость; арабск «сафа» – чистота; арабск. глагол«срфва» – быть избранным.
Суфизм –исламский мистицизм. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, аискали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Традиционнаямусульманская теология исключала возможность постижения Абсолюта:разъединенность Аллаха и человека не оставляет для человека иного выхода, кромепринятия на веру коранического знания. Суфии же допускали возможностимистического приобщения к Богу в особом акте самопознания, который по своейсути есть прежде всего забвение, уничтожение личного «Я». Суфизм – этонеоднозначное явление. Для него характерны: теософия, гностицизм, экстаз ипантеизм. Например, суфий Абу Йазид ал-Бистами (Баязид) (IX в.), принадлежащийк пантеистической школе говорил: «Под моим плащом нет ничего, кроме Бога»,«Слава мне! Сколь велико мое величие!», «Воистину я есть Бог: нет Бога за моимипределами, а потому поклоняйтесь мне».
Первая святаяженщина-суфий – Рабийа ал-Адавийа (ум. в 802 г.) ввела концепцию молитвы как свободного и непосредственного общения с Богом, спонтанного излияния сердца. Средиее молитв есть такая: «О Господь мой, если чту я Тебя из страха перед адом,сожги меня в аду, а если чту я Тебя в надежде на рай, изгони меня оттуда. Но есличту я Тебя ради Тебя самого, не удерживай меня от Твоей Вечной Красоты».
Суфии незаботились о своем внешнем виде, хотя строго соблюдали ритуал очищения,необходимый для молитвы. Ибн Адхам, например, гордился тем, что в его одеждекишат вши. А около 900 г. служанка одного багдадского суфия вскликнула: «ОГосподь, как грязны твои друзья – среди них нет ни одного чистого!».
Мистико-пантеистическоетечение суфизма сначала подвергалось гонениям со стороны мусульманскихфанатиков-ортодоксов, но постепенно они шли на уступки. Последователи суфистовстали образовывать ордена странствующих монахов-дервишей во главе с шейхами.Эти ордена были признаны законными.
С суфизмомбыло исторически связано движение тариката (араб. тарикат – «путь»).Первоначально оно означало благочестивый путь жизни для общения с Богом. Новпоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедующих священнуювойну против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например,войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силутариката составляли мюриды – послушники, слепо повинующиеся своему духовномунаставнику.
Искусствокаллиграфии имеет сакральный смысл из-за доминирующей для мусульман идеи овоплощении слова. Каллиграфия – графическое воспроизведение божественногослова, поэтому на здании мечети обязательно присутствуют цитаты из Корана.
Мечеть –место, где божественное слово получает свое вербальное воплощение.
Запрет наизображения.
Ибн-аль-Мукаффа(сер. VIII в.) сделал арабский перевод и литературную обработку сказоки басен, восходящих к индийской «Панчатантре». Впоследствии из этого родиласьобрамленная повесть по типу «Тысяча и одна ночь».
Прекраснаарабская и персидская поэзия. Расцвет ее приходится на IX–X вв.: застольнаялирика Абу-Нуваса, философская поэзия аль Мари, торжественные лирические одыаль Мутанабби. Существовали придворные поэты, воспевающие халифов, шейхов исултанов. Так, Абулькасим Фирдоуси (934–1030), великий персидский поэт, создалбессмертную эпопею «Шахнамэ» («Книга царей»). В ней он воспевал иранских царей– мифических и исторических, но в центре находится эпический герой Рустам, сынсвоего народа. Нередко сами ханы устраивали поэтические состязания между собой,устроившись в дворцовой беседке, где царила прохлада и журчала вода:
Ночью слезы,сна не зная, льет печальная свеча.
От страданьяразгораясь, тает плавная свеча.
Понимая, чтонет счастья без любимого лица,
Какизраненное сердце, пьет отчаянье свеча…. (Газайи, хан Газы II Герай).
Персидскийпоэт, математик, философ Омар Хайям (1048–1131) никогда не писал хвалебных одправителям. Он даже отклонил предложение сельджукского султана Низама-ул-Мулькауправлять одной из областей султанской империи. Мудрые четверостишия (рубайи)Хайяма полны юмора, лукавства и грустной иронии:
Много летразмышляя над жизнью земной,
Непонятногонет для меня под луной.
Мне известно,что мне ничего неизвестно –
Вот последняяправда, открытая мной.
Арабо-мусульманскаяцивилизация по преимуществу городская. Типы культовых зданий – мечеть, медресе,мавзолей.
Частные жилыездания, как правило, скрыты внутри домов, а на улицу обращены лишь высокиеглухие заборы. Мечеть состоит из ориентированного на Мекку молитвенного зала, ккоторому примыкает мида, где перед молитвой совершают малое омовение. В заднейстене молитвенного зала помещается михраб – ниша, указывающая верующимнаправление, куда надо обращаться во время молитвы. Это самое украшенное место.Справа от михраба в главных мечетях (пятничных) размещается кафедра – минбар, скоторой читают пятничную проповедь. Над зданием мечети возвышается минарет(башня с балконом), с которого возглашают призыв на молитву.
Мухаммедобъявил науки «обязанностью каждого мусульманина и мусульманки», об учебеговорил как о непрерывном процессе – «от колыбели до могилы», требующего отчеловека поисков мудрости «даже в далеком Китае».
В VIII в. началось«переводческое движение», в котором проявился интерес арабов кгреко-эллинистической научно-философской культуре. С греческого языка были переведеныПлатон, Аристотель, Гален и Гиппократ, Евклид и Птолемей. Библиотеки исламскогомира насчитывали до 100 тыс. книг. Фараби (870–950 гг.) развивал идеиАристотеля, разрабатывал учение об идеальном обществе. Ибн-Сина (Авиценна) (XI в.) – автор фундаментальныхтрудов по философии и медицине. Его наследие оказало большое влияние наразвитие мировой науки.
В IX–XII вв. Багдадстановится научным центром мира. Достижения в области математики: позиционнаянумерация с десятью цифрами, открытие десятичных дробей, разработкаприближенных методов извлечения квадратных и кубических корней, развитиеалгебры (арабск. – ал-джабр).
Списокиспользованных источников
1. Религия в истории икультуре: учебник для вузов / ред. проф. М.Г. Писманик. – М.: Культура испорт, ЮНИТИ, 1998. – 430 с.
2. Токарев О. Религия вистории народов мира / Токарев О. – М., 1964.
3. Миронова М.Н. Религияв системе культуры / Миронова М.Н. – М.: «Наука», 1992
4. Белла Р. Основныеэтапы эволюции религии в истории общества / Белла Р. – М., 1986