МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных исоциально-экономических дисциплин
Дисциплина: Религиоведение
/>Реферат
по теме №2: «Ранние и национальныерелигии»
Подготовил:
Студент 454 группы
Ровный Р.А.
Проверил:
Преподаватель
кафедры Г и СЭД
Стеклов Л.Г.
Белгород – 2008
План Реферата Страницы Вступительная часть 3 Учебные вопросы: 1. Религии Древнего Китая. 4-9 2. Индуизм. 10-17 Заключительная часть (подведение итогов) 24
Введение
Можно выделить национальные религии двух типов.
Религии первого типа рассматривают национальную принадлежность исопутствующую ей социальную организацию как существенный или даже определяющийаспект своей конфессии (в том числе и на доктринальном уровне). К этим религиямотносятся иудаизм (вера в богоизбранность иудеев и замкнуто-общинный характерэтой религии, смягчавшийся лишь в краткий период прозелитизма в эпоху раннегоэллинизма и резко усилившийся в талмудический период), индуизм (в строгомсмысле быть индуистом означает принадлежать к определенной варне и касте, т.е.родиться в Индии, в индийской семье) и синтоизм, ориентированный исключительнона Японию даже в своей «священной географии».
Национальные религии второго типа не связаны так жестко с национальнойпринадлежностью и социальными институтами общества своего происхождения итеоретически при определенных условиях могли бы стать мировыми. Причины, неприведшие к этому, как правило, имеют субъективный характер: историческаяобстановка в данное время и в данном месте, отсутствие миссионерскойдеятельности, конкуренция со стороны мировой религии.
Для примера можно привести джайнизм, зороастризм и манихейство (последнеевесьма успешно распространялось в III— IV вв. в Римской империи, но невыдержало конкуренции с христианством). К таковым можно также отнестиконфуцианство и даосизм.
Вопрос №1. Религии Древнего Китая
КОНФУЦИАНСТВО. Каждая из великих религий вырастает из страха. Китайпереживал период потрясений, междоусобных войн (4 – 3 век до н.э.), когдагруппа племен оказалась перед лицом смерти. Этот период получил названиеЧжань-го (воюющие государства).
Конфуций (Кун-цзы, 551-479г. до н.э.), бродячий наемный чиновник, родилсяи жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китайнаходился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя– вана давно ослабла, разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицахгибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта,междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страданияпростого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступивс критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этогопротивопоставления создал свой идеал совершенного человека — цзюнь-цзы.
Высокоморальный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в егопредставлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие «гуманность»(жень) — включало в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие,любовь к людям и т.п. Жень – это почти недосягаемый идеал, совокупностьсовершенств, которыми обладали лишь древние.
Из современников он считал гуманным лишь себя и своего любимого ученикаЯнь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно.Он должен был обладать еще одним важным качеством – чувством долга. Долг – этоморальное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелейнакладывает на себя сам.
Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, ноне расчетом. “Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится овыгоде”, – учил Конфуций. Он также разработал и ряд других понятий, включаяверность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний иобрядов (ли).
Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы,и, таким образом, “благородный человек” Конфуция – это умозрительный социальныйидеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал становился обязательнымдля подражания, приблизится к нему было делом чести и социального престижа,особенно для тех, представителей высшего сословия ученых-чиновников,профессиональных бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань (III в. до н.э.) стали управлять китайскойконфуциальной империей.
Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося завысокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением егоучения в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма,проявлявшаяся в демонстрации преданности старине, уважения к старшим, напускнойскромности и добродетели.
В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированыопределенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости отзанимаемого места в социально-чиновничьей иерархии. В любой момент жизни, налюбой случай, при рождении и смерти, поступлении в школу и при назначении наслужбу – всегда и во всем существовали строго фиксированные и обязательные длявсех правила поведения. В эпоху Хань был составлен свод правил – трактатЛи-цзы. Все записанные в этом обряднике правила следовало знать и применять напрактике, причем тем старательнее, чем более высокое положение в обществе человекзанимал.
Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала,сформулировал основы того социального порядка, который хотел бы видеть вподнебесной:
“Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник –чиновником”, т.е. все станет на свои места, все будут знать свои права иобязательства и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образомобщество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов – тех, ктодумает и управляет и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделенияобщества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и небогатство, а степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы. Формально этоткритерий открывал путь наверх для любого.
Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгоеповиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – этоэлементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамкахгосударства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, чтогосударство – это большая семья, а семья — малое государство.
Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа специальногопорядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуцийразработал учение о сяо, сыновьей почтительности. Смысл сяо – служить родителямпо правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертву по правиламли.
Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культасемьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намногопревосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к ростусемьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к совместномупроживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскиминаклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и родичей, державшихся другза друга и населявших порой целую деревню.
И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный главасемьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальнуюединицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределыкоторых было невозможно: это означало бы “потерять лицо”, а потеря лица длякитайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, иникакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайскиеконфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующеговоспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.
Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое нашкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным иобязательным для всех.
В центре учения Конфуция находится доктрина исправления имен – каждыйчеловек должен соответствовать своему имени. Земледелец должен бытьземледельцем, Отец – отцом, Чиновник – чиновником, Государь – государем.
Смысл истины – в обществе должно быть жесткое разделение труда. Каждыйдолжен заниматься строго своим делом и тогда в «Поднебесной» воцарится мир ипорядок, прекратятся смуты, междоусобные войны. Каждый к своей работе долженотноситься как к профессиональному долгу и занимать положенное ему место нетолько в человеческом обществе, но и во всей природе, потому что таков законНеба.
Небо – сверхъестественная, сверхземная, божественная реальность. Конфуцийотказывался говорить, что такое Небо. Небо дает указ людям, Небо безлично – вэтом глубокий смысл, если бы Небо было личностью, оно могло бы изменить закон всоответствии с прихотями, а так безлично и закон изменить не может. Посколькувсе заняты своим делом, за дело в обществе отвечает государь – император.Власть императора не ограничена юридически, он сам дает стране законы. Государь– сын Неба, посредник между божественным Небом и Землей. Его фигураобожествляется.
Весь Китай – одна большая семья во главе с отцом – императором.Конфуцианство имеет пантеон богов, к которым причислен и Кун-цзы. Практикуютсяжертвоприношения. Значительное место занимает культ предков и вера в духов.
Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе,приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм,нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, вочтобы то ни стало сохранить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь игратьособо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец,конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с Небом и,от имени неба, с различными племенами и народами, населявшими мир. Отсюда былтолько шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров,прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одногоисточника – из центра Мира, Китая.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим,нежели просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и административнаясистема, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – словомэто основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации.В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувствакитайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие,на их быт и уклад жизни. До 1949г. конфуцианство было идеологией Китая.
ДАОСИЗМ возник в чжоуском Китае практически почтиодновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Уистоков даосизма стоит китайский мудрец Лао-цзы (учитель Лао), который современнымиисследователями считается фигурой легендарной, т.к. о нем нет достоверныхисторических и биографических сведений. Согласно легенде, он ушел из Китая, носогласился оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение Дао-дэ-цзин (IV-IIIвек до н.э.). «Даодэцзин» в переводе означает «Книга о пути идобродетели». «Дао» означает «путь», «русло реки»,«дэ» — закон поведения, образец нравственности. Книга «Даодэцзин»состоит из афоризмов, в которых проводится параллель между законом естественностии закономерностью человеческого поведения — дэ. Трактат состоит из двух частей:в первой больше говорится о природе, во второй — о человеке.В этом трактатеизлагаются основы даосизма, философия Лао-Цзы.
В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщемзаконе и абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Егоникто не создавал, но все происходит от него. Дао – первооснова мира. Невидимоеи неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянноеи бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небоследует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель исчастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию — через Дэ, и если Даовсе порождает, то Дэ все вскармливает.
Из этого видно, что даосизм ставит перед собой цель раскрыть передчеловеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти и становится понятно,почему он возник.
Лао-цзы делает вывод, что перед лицом смерти все ничтожно, из-за всегосуществующего проглядывает НИЧТО. НИЧТО – это и есть первооснова мира, из НИЧТОвсе возникает. НИЧТО – путь вещей, явлений, процессов, потому что из НИЧТО всевытекает и в НИЧТО все возвращается. Для того, чтобы познать все вещи, явления,которые происходят в мире, человек должен угасить свое Я. Приобщиться к этомуНИЧТО человек может путем медитации, гася свое Я. Постигая НИЧТО, человекпостигает все остальное, потому что, когда ты утратишь свое Я, ты можешьпревратиться во что угодно (петуха и т.д.).
Одним из самых привлекательных пунктов в учении Дао, как для простогонарода, так и для знати, была проповедь долголетия и бессмертия для людей,познавших Дао. Эта идея настолько увлекала, что императоры даже снаряжалиэкспедиции за эликсирами бессмертия и финансировали работы даосских магов по ихизготовлению. Таким образом, даосизм смог выжить и укрепиться в условияхгосподства конфуцианства.
При этом даосизм довольно сильно изменился, идея о Дао и Дэ былаотодвинута на задний план, а на передний выдвинулись многочисленные маги,знахари, шаманы, примкнувшие к даосизму, которые умело синтезировали некоторыеидеи даосизма с крестьянскими суевериями, и таким образом получившие над ними(крестьянами) очень большую власть. Подтверждением этому стало крестьянскоедаосское восстание, произошедшее во время кризиса власти после конца династииХань, которым руководил даосский маг Чжан Цзюнэ. Он ставил своей задачейсвержение существующего строя и замену его царством Великого Равенства(Тайпин). Он объявил год восстания началом эпохи нового ‘’Желтого неба’’,поэтому его приверженцы носили желтые повязки. Восстание было жестоко подавленосам Чжан Цзюнэ убит, а остатки его приверженцев скрылись на западе, в горныхприграничных районах, где действовала другая даосская секта Чжан Лу.
Эта, теперь объединенная, секта после падения династии Хань превратиласьв самостоятельное теократическое образование, которое так же называютгосударством даосских пап-патриархов. Впоследствии с ними считались дажеофициальные власти. Власть в этом «государстве в государстве» передавалась понаследству, само оно состояло из 24 общин, возглавляемых епископами. Жизнь вэтих общинах была организованна таким образом, чтобы каждый мог очиститься,покаяться и, пройдя через серию постов и обрядов, подготовить себя к бессмертию.
Согласно Дао, тело человека представляет собой микрокосм — это скоплениедухов и божественных сил, результат взаимодействия мужского и женского начал.Стремящийся к достижению бессмертия должен прежде всего постараться создать длявсех этих духов-монад (их около 36 000) такие условия, чтобы они не стремилисьпокинуть тело. Даосы предполагали достичь этого за счет ограничения в еде,специальных физических и дыхательных упражнений. Так же чтобы достичьбессмертия, кандидат должен был совершить не менее 1200 хороших поступков, ипри этом один плохой поступок сводил все на нет.
Сам факт перевоплощения почитался настолько священным и таинственным, чтоего никто не мог зафиксировать. Просто был человек — и нет его. Он не умер, ноисчез, покинул свою телесную оболочку, дематериализовался, вознесся на небо,стал бессмертным.
Даос – это отшельник, ему наплевать на государство. Конфуцианскиечиновники не любят даосистов.
На протяжении веков даосизм переживал взлеты и падения, поддержку игонения, иногда становился официальной идеологией какой-либо династии. Но темне менее он был нужен как образованным верхам, так и необразованным низамкитайского общества. Образованные верхи обращались чаще всего к философскимтеориям даосизма, к его древнему культу простоты и естетественности, слияния сприродой и свободы самовыражения. Часто отмечалось, что китайский интеллигент(любой), будучи в социальном плане конфуцианцем, в душе всегда был немногодаосом.
Необразованныенизы искали в даосизме другое. Их привлекали социальные утопии с уравнительнымраспределением имущества при жесточайшей регламентации жизненного распорядка.Эти теории играли свою роль в качестве знамени в ходе средневековыхкрестьянских восстаний. Кроме того, с народными массами даосизм был связанобрядами, практикой гадания и врачевания и т.п. Именно на этом, низшем уровнедаосизма складывается тот гигантский пантеон, которым всегда отличалась религиядаосов. В этот пантеон наряду с главами религиозных доктрин мог попасть любойнезаурядный исторический деятель, даже простой чиновник, оставивший после себяхорошую память. Даосизм в Китае, как и буддизм, занимал скромное место всистеме официальных религиозно-идеологических ценностей, однако в периодыкризисов, когда централизованная власть приходила в упадок, даосизм выходил напередний план, проявляясь в народных восстаниях, которые двигали утопическиеидеи даосизма.
Вопрос №2. Индуизм
К середине III тысячелетия дон.э. в долине реки Инда сложилась Индийская цивилизация, на базе которойсформировалась оригинальная религиозно-культовая система – индуизм.
Индуизм неявляется единой религией. Различают различные исторические формы индуизма.
Генезиссамого раннего этапа индуизма, как и всей индийской культуры, связан сПротоиндийской цивилизацией и реликтами иных, доарийских верований.Протоиндийская цивилизация была значительным звеном в цепи древнихземледельческих цивилизаций, образовывавших «плодородный полумесяц».Созданная дравидоязычным населением, она имела высокоразвитую культуру сосложной религиозно-мифологической системой воззрений, типичных для всейраннеземледельческой полосы, но, при этом, обладала ярким местным колоритом.
Развитым и выразительным был культ плодородия, воплощенный в образахбогинь-матерей (семантическая близость образа женщины и земли, женщины идерева, космологическая характеристика образов, их связь с фундаментальнымипредставлениями о происхождении мира и его устройстве). Мужской аспект плодородиябыл связан с рогатым богом-буйволом, восседающим на троне в окружении зверей.
Образ Великой Матери отразился в последующей индуистской традиции вомножестве женских культов. Рогатое божество на троне рассматривается какпрообраз Шивы, верховного индуистского бога: к его культу возводят кругпредставлений, связанных с аскетизмом и йогической практикой.
Культы деревьев и животных, священных рек и камней, змей и лунныхсозвездий, практика ритуальных жертвоприношений и омовений засвидетельствованыв глубокой архаике и сохраняются до наших дней. Архаические элементы позже нераз всплывали из доисторических глубин и проявлялись в разных культах.
Вероучение индуизма
Основы вероучения индуизма заложены в ведической религии, которуюпринесли на территорию полуострова Индостан племена ариев, вторгшиеся туда в серединеII тысячелетия до н.э.
Протоиндийская цивилизация в это время клонилась к упадку, и арии егоускорили. Они осели в бассейне Инда (современный штат Пенджаб) и отсюдапродвигались на северо-восток, смешиваясь с местным населением.
Ариямпринадлежат самые ранние из дошедших до нас памятников индийской словесности.Их объединяют под общим названием ведийского канона. В него входят тексты,разнородные по времени создания, структуре, смысловой направленности, функции вкультуре. Тем не менее, они представляют собой единое целое, так как в индуизмевыполняют роль авторитетных священных текстов.
Наиболее распространенной классификацией текстов канона являетсядвучленная. Она делит их на две масштабные группы: шрути (букв. «услышанное»,т.е. откровение) и смрити (букв. «запомненное», т.е. предание).
Традицию шрути (откровение) открывают четыре веды: Ригведа, Самаведа,Яджурведа и Атхарваведа. Они представляют собой сборники (самхиты) гимнов,песнопений, жертвенных формул и заклинаний. Три первые веды относятся к«священному знанию». В них запечатлена вся совокупность знанийдревних ариев об окружающей мире и о месте в нем человека.
Ригведа считается самой древней и авторитетной среди вед. Ключом к еепониманию служит отраженная в ней мифология, прежде всего, космогония.Космогонические гимны Ригведы посвящены поискам первопричины бытия. Ее видят тов боге-творце Вишвакармане, то в жертвоприношении первочеловека Пуруши, то вЗолотом зародыше и т.п. Причастен к сотворению космоса и Индра.
Сотворенный космосом представлялся ариям состоящим из трех миров илисфер, населенных богами, людьми и иными существами. Центральным обрядомведийской религии было жертвенное возлияние ритуального напитка сомы.
Ключевым мифо-ритуальным символом всего круга явлений является мировойдрево и сопутствующие ему образы. Ведийская космогония оперировала понятиямияджня (жертва), тапас (жар, тепло), майя (магическая сила) и т.п. Из ведийскоймифологии, наложившейся на еще более древнюю протоиндийскую, вырославпоследствии вся сложная мифология индуизма. Многие идеи и представленияведийского мировоззрения получили в индуизме долгую жизнь.
Яджурведа была руководством для жрецов-адхварью, совершавших обрядовыедействия и сопровождавших их чтением жертвенных формул-яджусов.
Сложная ритуальная система связана с календарем, созданным жрецами. В нейописаны жертвоприношения, совершаемые в дни ново- и полнолуний,жертвоприношения предкам, церемония сооружения жертвенного алтаря Агни, обряды,посвященные Индре и другим богам. С помощью Яджурведы можно восстановить инекоторые царские обряды, например, жертвоприношение коня (ашвамедха) и выявитьих космологическую семантику.
Главная сфера действия Атхарваведы — домашние обряды, сконцентрированныевокруг домашнего очага. В ней собраны заговоры на долгую жизнь и здоровье,лечебные, против болезней и одержимости демонами, заговоры на процветание,искупительные, женские и т.п. Кроме заговоров, в Атхарваведу входят гимны,которые исполнялись с магическими целями. Собранный в Атхарваведе текстовыйматериал помогает понять строение и особенности древнеиндийских заговоров,реконструировать древние магические процедуры, увидеть действие «законасимволической эквивалентности», свойственного магическому отношению кмиру. Таким образом, древнеиндийская магия может быть понята как особаястратегия поведения в мире и обществе.
Традиция смрити (предание) противостоит традиции шрути (откровение),прежде всего, семантически. Она представлена классом текстов-ведант,составляющих вспомогательную часть вед. Они посвящены ритуалу, фонетике,метрике, грамматике, этимологии и астрологии. Впоследствии, из них развилисьсамостоятельные науки.
В эту же традицию входят эпос (Рамаяна и Махабхарата) и пураны(псевдоисторические сказания).
Индийский эпос колоссален по объему и уникален во многих отношениях.Эпические произведения Рамаяна и Махабхарата почитаются как священные книгииндуизма. На протяжении веков они способствовали вырабатываниюрелигиозно-философских идеалов и принципов. Их роль сопоставима с ролью НовогоЗавета в христианстве.
Сюжетный ход ихарактеры главных персонажей определяет именно мифология. Запечатлел эпос иразные грани религиозного мышления.
В эпическое повествование вставлены философские и этические доктрины. Внем встречаются постулаты всех ортодоксальных школ и упоминания о некоторыхнеортодоксальных взглядах.
В 6-1 книге Махабхараты помещена Бхагавадгита — текст, от пониманиякоторого зависит понимание индуизма. Это — религиозно-философское наставление ввиде беседы Арджуны, одного из пяти братьев Пандавов, главных эпических героев,и его возницы Кришны, за скромной внешностью которого скрывается могучий богВишну, снизошедший на землю, чтобы восстановить пошатнувшуюся дхарму.
Наибольшийавторитет и распространение среди текстов смрити дхармашастр (наука о дхарме)получили «Закон Ману» (Манава-дхармашастра или Манусмрити), относимыйко II в. до н.э. — II в. н.э. В них изложен индуистский стандарт поведения,сопряженный с четырьмя стадиями жизни индуиста: ученика (брахмачарин),домохозяина (грихастха), лесного отшельника (ванапрастха) и аскета (санниясин).
Божества ведического этапа в развитии индуизма
Индуизм, как и другие ранние национальные религии, политеистичен.Первоначально – это множество богов, устойчивой иерархии между которыми еще неустановлено. Наиболее часто в Ригведе упоминается о подвигах бога бури Индры,бога солнца – Сурая, бога огня – Агни и др. Считалось, что боги обитают нанебесах и одно из их названий – дева ассоциируется со словами, обозначавшиминебо, дневной свет. Отдельные описания богов свидетельствуют, что индуизм взначительной мере отошел от тотемических верований и представлял своих богов вчеловекообразном облике, но конкретного описания этого облика нет.
Наряду с деви в Ведах упоминается и другая группа богов – асуры. ЭтоВарун – верховный бог, Митра – солнечный бог и защитник людей. Впоследствиидэвы стали у индуистов называться добрыми духами, а асуры – злыми. Со злымидухами ведет борьбу Индра и другие добрые боги.
Брахманский период в развитии индуизма
В I тысячелетии до н.э. наступает второй- брахманский период в развитии индуизма.
Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местнымнаселением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. Всвою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление,либо принимали их образ жизни, став членами их общества. Его состав усложнялся;постепенно сложилась кастовая система, ставшая неотъемлемой частью индуизма. Религияосвящала и закрепляла существование кастовых различий и правил. Они же, в своюочередь, сохраняли незыблемость религиозных основ.
Первостепенная роль в индуистском обществе отводилась брахманам — знатокам вед и исполнителям обрядов. Они помнили древние гимны и толковали их:ведийский язык становился непонятным для большинства людей и темным даже длянекоторых жрецов.
Ведийский ритуал с каждым столетием становился все более сложным,громоздким и запутанным, усложнялся и видоизменялся пантеон и т.п. Брахманыстарались приспособить древнее ведийское наследие к новым условиям жизни,убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимыхграницах. Все изменения происходили на старом фундаменте ведийских верований.Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественностиявлений природы и феноменального мира к некоей единой сущности. Упорядочивалисьтакже космогония теология, пантеон.
Основным вероучительным источником этого периода является сборник гимнов– Упанишады.
Упанишады (свыше 200 произведений) как особый класс текстов завершаютведийский корпус. Они создавались в течение длительного периода и во многомопределили характер классических философских систем в древней Индии.
Самые древние и авторитетные упанишады — Брихадараньяка и Чандогья. Онипредставляют собой тексты-поучения, адресованные ученикам и построенные вдиалогической форме. Способ изложения в упанишадах может показаться нарочитобессистемным и непоследовательным, но они имеют, скорее, интуитивную, чемлогическую последовательность, а то, что мы воспринимаем как беспорядочность,скорее, относится к особенностям языка.
Тексты упанишад служили своеобразным «учебным пособием», помогаяадептам традиции восходить по пути, ведущему к истинному знанию. Диалогимоделировали перестройку сознания тех, кому они предназначались. Как и многиедругие древнеиндийские тексты, упанишады анонимны, хотя отдельные фрагменты ицелые тексты освящены именем того или иного авторитета. Самые популярные измудрецов-упанишад — Шандилья, Яджнявалкья и Уддалока.
Божества брахманского периода в развитии индуизма
Важнейшими из многочисленных богов объявляется троица – Тримурти –Брахма, Шива и Вишну, разделивших между собой основные функции верховногобожества – созидательную, разрушительную, охранительную. С этого временииндуизм делится на два основных направления – вишнуизм и шиваизм.
В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива. В культе Шивы напервый план вышел созидательный момент – культ жизненной силы и мужскогоначала. Атрибут Шивы – бычок Нанди. Каменные изваяния – лингемы в храмах идомашних алтарях символизируют животворящие потенции Шивы. На лбу Шивы – третийглаз, глаз гневного разрушителя. В этом своем облике Шива внушает ужас. Шиваимеет женскую ипостась – Шакти, богиня плодородия. Культ богини Шакти виндуизме носит относительно самостоятельное значение. На его основесформировалось целое направление – шактизм.
Во втором направлении индуизма – вишнуизме образ бога Вишну представляетпрежде всего как хранителя мирового порядка. Выполняя эту функцию, бог Вишнуявляется в мир в различных земных ипостасях – аватарах. Основными иособопочитаемыми являются герой индийского эпоса Рамаяна – воитель Рама и геройиндийского эпоса Махабхарата – Кришна.
Третий член троицы высших божеств индуизма Брахма рассматривается какпервопричина мира и творец человечества из различных частей которого произошлиразные касты:
- из уст – Брахманы– священники, жрецы (самые чистые души, если хорошо себя ведут, то души к ним ивернутся);
- из рук – Кшатрии– воины, одновременно и правители;
- из бедер – Вайшьи– преобладающая страсть – корысть (земледельцы, купцы, ремесленники);
- из ног – Шудры –много страстей, которые борются между собой и ими надо управлять; это слуги,делают то, что им приказано, отверженные.
Это исходные касты Индии.
Таким образом, индуизм как религиозно-культоваясистема обуславливает социальную структуру индийского общества. Положениекаждого сословия определяется его местом в религиозно-культовой системе. Чтобыстать полноправным членом одной из первых трех каст, необходимо было не толькородиться в ней, но и пройти церемонию посвящения и специального обучения в домеучителя – брахмана. Во время посвящения на мальчика надевали священный шнур,что рассматривалось как второе рождение. Шудрам не дозволялось проводитьпосвящение. «Дважды рожденные» и особенно брахманы старались тщательнособлюдать строгие предписания ритуальной чистоты. Это пищевые ограничения,общение людей должно быть ограничено своим социальным кругом, запрещены бракисовместное принятие пищи между членами различных каст, а также смена кастовойпрофессии.
Такбезопасность человека и его место в обществе зависело от принадлежности к тойили иной социальной группе, исключенные из касты либо должны были вымолитьпрощение, либо упасть на самое дно социальной иерархии. Каста определяет месточеловека в индийском обществе, его права, поведение, включая одежду, знаки налбу, украшения которые он носит.
Можносказать, что индуизм не является конфессиональной, логически организованнойсистемой, специфические черты которой можно легко перечислить и, тем самым,выявить его своеобразие. Индуизм — конгломерат самых разнообразных идей,течений, сект, направлений, которые сосуществуют в пределах некоего целостногообразования и радикально не противоречат его базовым установкам.
В индуизме нет и не может быть еретических форм (в привычном намхристианском смысле), противостоящих истинной ортодоксальной вере. В нем нет идоктринальных ересей, так как нет четкой зафиксированной единой центральнойдоктрины. Каждая форма и каждый культ обладает известной этической ценностью.
Представления о мире в индуизме
Основу вероучения индуизма составляет идея, что мир представляет собой неслучайное, хаотичное сочетание вещей и явлений, а универсальный космическийпорядок – Рта. Он властвует над всеми и ему подчиняются боги. Этот порядокизначален и вечен. Индуизм называет этот всеобщий и вечный порядок,сохраняющий, удерживающий вселенную как единое целое – дхарма.
Дхарма – это некая безличная закономерность Вселенной, которая находитсяв самих вещах и явлениях. Все подчинено этой закономерности: боги, природа,люди. Благодаря ей устанавливается место каждого явления, каждой частицымироздания в целом.
Важное место в вероучении индуизма занимает учение о переселении душ(сансара). Смысл существования человека состоит в том, чтобы понять, чтомножественность мира – это обман, ибо есть одна жизнь, одна сущность, одна цель– мировая душа – Брахма. И задачей каждого человека является получитьвозможность объединить индивидуальную душу – атман – с мировой душой — Брахмой.
В достижении этой цели индуисты видят величайшее благо и высшееназначение. Совокупность средств, с помощью которых можно постичь духовнуюоснову мира и слиться с ней, называется йога. Индуизм разработал сложнейшуюсистему упражнений и медитаций, которые позволяют человеку овладеть своимифизиологическими и психологическими потенциями, достичь высокого уровнядуховности.
Круговорот перерождений, повторных рождений и смертей, считают индуисты,продолжается до тех пор, пока индивид не освободится от всех страстей, от всехжеланий. Этот круговорот подчиняется общему закону – Карме.
Карма — это один из ключевых принципов вероучения индуизма. В широкомсмысле Карма – это общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков иих последствий, которые определяют характер его нового рождения, то естьдальнейшего существования. Каждой группе людей, каждому индивиду предписанасвоя норма поведения, своя карма, которая соответствует конкретному пути иследование которой делает возможным переход к более высокому этапу. Закон кармыисходит от Брахмана. Он неизменен. Это закон воздаяния и долга. Это твойперсональный долг. Если вел себя скверно, то по карме твоя душа упадет наразряд ниже.
Культовая деятельность
На раннем этапе индуизма, в ведический период, основу культовых действийсоставляли жертвоприношения. Постоянных мест проведения культовых действий –храмов еще не было. Для особо значимых ритуальных действий сооружалисьспециальные постройки – алтари.
В эпохубрахманизма начинается храмовое строительство и храмовое богослужение.Важнейшей частью праздничных церемоний являлись торжественные шествия ипроцессии, во главе которых несли изображение божества. Жертвоприношенияживотных и растений постепенно заменялись более символичными формами почитаниябожества: надеванием на его изображение цветочных гирлянд, курением благовоний,зажиганием светильников и возлиянием воды. Эти действия часто сопровождалисьтанцами, пением эпических поэм.
Бхакти (причастность, преданность богу) — одно из центральных понятий виндуизме. Оно означает особый путь богопочитания, состоящий в безграничной ибезраздельной преданности божеству, ежеминутной памяти о нем и внутреннемсозерцании его (бхагти-марга, наряду с путем знания джняна-маргой и путембескорыстного действия карма-маргой). Термин в этом значении впервыеупотребляется в Бхагаватгите.
Религиозные организации в индуизме
С точкизрения привычных европейских стандартов, индуизм выглядит логическинеорганизованным и бессистемным. Но, с точки зрения традиционной индийскойкультуры, он имеет системность совершенно особого рода: она связана смифологическим субстратом и сохраняет во многом колорит архаической эпохи.
Индуизм можно трактовать как систему знаков и символов культуры, несущихв себе древние традиции, развивающие и сохраняющие их в разных историческихусловиях. В индуизме не были «забиты» последующими культурнымитрадициями и наслоениями многие принципы организации архаической культуры с ееглавным акцентом на ритуально-магической стороне и приверженностью кмифологическому мышлению. Эта особенность индуизма сквозит во многих его чертахи проявляется, в частности, в его ярком игровом начале.
Индуизм не знал, и по сию пору, не знает единой организации (наподобиехристианской церкви) ни в местном, ни в общеиндийском масштабе. Храмы, которыестали строить в Индии, примерно, в конце периода древности, были автономнымиобразованиями и не подчинялись какому-либо высшему духовному лицу, облеченномусаном. Разного рода жрецы, учителя-ачарьи, наставники-гуру обслуживали и сейчасобслуживают отдельные семьи, секты, царей, частных лиц и т.п., но они никогдане были организационно связаны между собой; не являются таковыми и сейчас. Завсю историю существования индуизма никогда не созывались всеиндийские соборы,которые устанавливали бы общие нормы, принципы и правила поведения или кодифицировалитексты.
Индуизм в современном мире
По числу приверженцев (их насчитывается свыше 700 млн.), индуизм — однаиз самых распространенных религий мира. Его адепты составляют около 80%населения Индии. Последователи индуизма живут также в других странах Южной иЮго-Восточной Азии: в Непале, Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке, Индонезии, в ЮАРи др. странах. К концу нынешнего столетия индуизм перешагнул национальныеграницы и стал популярен в ряде стран Европы и Америки, претендуя на признаниеего в качестве одной из мировых религий.
Заключение
Конфуций(Кун-цзы, 551-479г. до н.э.) выступив с критикой своего века и высоко ставявека минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеалсовершенного человека — цзюнь-цзы («благородного мужа»).
Не будучирелигией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просторелигия. Конфуцианство – это так же и политика, и административная система, иверховный регулятор экономических и социальных процессов – словом это основавсего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. До 1949г.конфуцианство было идеологией Китая.
Даосизм возник в чжоуском Китае практически почтиодновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Уистоков даосизма стоит китайский мудрец Лао-цзы (учитель Лао).
В центредоктрины — учение о великом Дао, всеобщем законе и абсолюте. Дао господствуетвезде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создавал, но все происходитот него. Дао – первооснова мира. Невидимое и неслышимое, недоступное органамчувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало,имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао,следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляетсяже Дао через свою эманацию — через Дэ, и если Дао все порождает, то Дэ всевскармливает.
Основу вероучения индуизма составляет идея, что мир представляет собойуниверсальный космический порядок – Рта. Этот порядок изначален и вечен,сохраняет вселенную как единое целое – дхарма. Дхарма – это некая безличнаязакономерность Вселенной, которая находится в самих вещах и явлениях. Всеподчинено этой закономерности: боги, природа, люди. Благодаря ейустанавливается место каждого явления, каждой частицы мироздания в целом.
Список используемой литературы
1. Васильев Л.С.История религий Востока. – М., 1998.
2. Иллюстрированнаяистория религий: В 2т. /Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. – М., 1992.
3. История религии:В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – Т.1. – М., 2004.
4. Лобазова О.Ф.Религиоведение. – М., 2003.
5. Малерб М. Религиичеловечества. – М.-СПб, 1997.
6. Мифы народовмира: Энциклопедия: В 2т. /Гл. ред. С.А. Токарев. – М., 2004.
7. Основырелигиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 2004.
8. Энциклопедия длядетей. Т.6. ч.1. Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм./Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М., 2002.