РЕФЕРАТ
«Проторелигии:тотемизм, анимизм, фетишизм и магия»
покультурологии.
Москва 2011
Содержание
Введение
1. Религия и культура
2. Возникновение религии
3. Древние формы религий
3.1 Тотемизм
3.2 Анимизм
3.3 Магия
3.4 Фетишизм
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вопрос о происхождениирелигии — один из центральных вопросов религиоведения и культурологии. Собраномножество достоверной информации, убеждающей в том, что религия — этоисторическая категория культуры и её истоки сосредоточены в земных реалияхбытия человека первобытного общества. Как и другие духовные феномены,возникавшие в те далёкие времена, древняя религия — порождение начального этапастановления культуры человечества, отражение формирующихся общественных,семейных и производственных отношений, примитивного состояния психики, чувств,разума и знаний первобытного человека о себе и окружающем мире.
Что такое религия? Как икогда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Отвечать на такие вопросынелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найтирациональное объяснение причин возникновения столь специфической,иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления. Ш. Де Бросс, Э.Б. Тайлор,Г. Спенсер, М. Мюллер, Р. Маррет, Л. Леви-Брюль, Э. Дюркгейм, выдающиесяотечественные исследователи Л. Штернберг, С. Токарев, И. Крывелёв, Ю. Францев идругие внесли заметный вклад в учение о происхождении религии и в исследовании еёранних форм.
Взрыв общественногоинтереса к этой теме в настоящее время не случаен. В наши дни, считать себячеловеком верующим, реже действительно таковым являясь, означает идти в ногу современем. Понятие «духовное возрождение» все чаще связывают с возрождениемкультуры, а возрождение культуры – с религией. Между тем наши современники восновной массе ничего не знают не только о религии своего народа, но и о другихрелигиях мира и тем более о древних религиях. Как никогда будет актуальнымрассмотреть вопрос о возникновении религии, представить по возможности полноеописание древних форм религий, а так же сделать попытку определения основныхпричин ее возникновения.
Ведь знание прошлого — ключ к пониманию и настоящего и грядущего. Человек, не знающий и не любящийпрошлого, не имеет и будущего. Крайне важно услышать голос предков,почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегосятысячелетиями.
1. Религия и культура
В настоящее времяотсутствует общепринятое определение религии. В научной и учебной литературечасто приводится следующее определение: религия — (от лат. religio — благочестие, святыня, набожность,предмет культа; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть,соблюдать, вновь обдумывать) представляет собой мировоззрение и мироощущение, атакже соответствующее поведение и специфические действия, которые основываютсяна вере в существование бога, богов, сверхъестественных сил. Американскийантрополог К. Гирц, исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ееопределение также как системы символов, «которая способствует возникновению улюдей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируяпредставления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям, ореолдействительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутсяединственно реальными».[1]
Единого мнения осоотношении культуры и религии у ученых нет. Можно выделить два основныхподхода, диаметрально противоположных и, следовательно, взаимно исключающихдруг друга.
Первая культурологическаяконцепция — богословская, или религиозная (научная). Практически все еепредставители объявляли религии основой культуры. Эту точку зрения со всейполнотой выразил известный английский этнограф Дж. Фрезер. Он считал, что «всякультура – из храма»[2].С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческомсознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия начеловека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становленияи развития религии приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, ФомаАквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и другие.
Такому подходупротивостоит другой — атеистический, вообще исключающий религии из понятиякультуры, считающий их явлениями противостоящими друг другу. Истоки такихвзглядов восходят к « просветительской концепции» (Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламерти,Файербах и другие). Согласно ей религия противостоит духовному процессу.Файербах полагал, что религия возникает «лишь во тьме невежества, нужды,беспомощности, некультурности» и, следовательно, поэтому заключает в себеэлементы, существенно противодействующие образованию.[3]
Однако соотношениерелигии и культуры в то древнее время не может объясняться только изъянами впознании людей. Исторические факты свидетельствуют о том, что истоки первыхрелигиозных представлений предков современного человека тесно связаны свозникновением у них ранних форм духовной жизни. Эти факты в данном вопросепоставляют различные исторические науки: археология, антропология, этнография,сравнительное языкознание и т. д.
Истоки искусства – вчеловеческой практике, в той ее стороне, где находит свое проявлениечеловеческая инициатива. Ибо свобода творчества есть выражение развивающейся иуглубляющейся трудовой деятельности, в процессе и в результате которой человексоздает орудия труда, осваивает мир, углубляет общение с подобными себе,реализует себя, свои возможности, эстетически осваивает мир.
Истоки религии — вчеловеческой практике, в той ее стороне, которая отражает несвободу,зависимость человека от окружающего мира. Именно тогда у него появилось желаниеприбегнуть к помощи иных, более могучих, чем он сам сил. Отсюда возникли магия,фетишизм, анимизм, тотемизм и другие первобытные верования. Возникнуводновременно, магия и искусство слились и переплелись друг с другом. Этонаблюдалось в первобытных обрядах. С одной стороны, они служили средствоммагического воздействия на окружающий человека мир, а с другой – средствомудовлетворения эстетических потребностей.
Итак, можно согласиться смнением ученых, что религия существует с тех пор, как существует человексовременного типа, человек разумный, и человечество само сформировалось впроцессе эволюции. Следовательно, сформировалась и религия как частьчеловеческой жизни, его культуры. Все вместе они явились художественнымотражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности — охоты,земледелия, собирательства. Сначала, очевидно, появился танец, представлявшийсобой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов,затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитациипроцессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство,направленное на умилостивление духов.
религия культура первобытный
2. Возникновение религии
Этот вопрос являетсяодним из самых дискуссионных, поскольку, решая эту проблему, необходимообращаться к такому периоду жизни человечества, сведения о котором зачастуюносят отрывочный, фрагментарный и вероятностный характер.
Религия в своем развитиипрошла длительный и сложный путь формирования. Безусловно, основой длявозникновения самых первых религиозных верований человека были природныеинстинкты, заложенные в нём, прежде всего, инстинкт самосохранения. Впервобытных религиях запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимостиот природных сил. Так как уровень развития был еще низким, человек не отделяясебя от природы, переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытнойобщине (кровнородственные связи, раннеродовые связи, взаимоотношения полов,бессилие перед болезнями, смерть сочлена родовой общины, угрожающая её целостии благополучию, межплеменная рознь). Объектом религиозного восприятиястановятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своейповседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно-важноезначение. Непонимание сути многих природных явлений, бессилие человека передприродой вызывало чувство страха перед её таинственными силами и непрестанныепоиски средств воздействия на них. Очевидно, что наличие у человекабиологических инстинктов и осознание им грозного превосходства природы никак независело от места его обитания, что само по себе подтверждает то, что первыемифологические представления у разных племён были почти одинаковыми.
Выживание древнихчеловеческих общностей было невозможно без общественно целесообразногоповедения их членов. Целесообразная деятельность человека же возможна в томслучае, если ее мотивы выходят за рамки его потребностей и забот как смертногосущества, но связываются с интересами всего общества, жизнь которогопредставляется бесконечной. Так возникают идеалы и ценности, которые заполняютразрывы в сознании смертного человека: другая «высшая» реальность, Абсолют,бессмертие, особые вечные ценности, превосходящие интересы конечного индивида.
Обратимся к фактам.Исторические факты свидетельствуют о том, что на протяжении длительноговремени, около полутора миллионов лет происходил процесс становлениячеловечества. Этот процесс прошел ряд важных этапов. Примерно 35—40 тысяч летназад завершился формированием современного типа человека, человека рода Homosapiens (разумного человека). Этот человек достаточно резко отличался от своихпредшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками,был способен к общению с помощью языка, регулировал свои отношения на основеопределенных социальных норм.
Раскопки захороненийдревнего человека, датируемые временем 80-40 тыс. лет назад, указывают на то,что люди ещё не задумывались о существовании какого-то иного мира, чем видимыйими вокруг (в могилах нет вещей для жизни).
В захоронениях, сделанных30-10 тыс. лет назад, уже появляется оружие, предметы домашнего обихода,украшения, плоды, тела умерших покрывали красной краской — охрой, что свидетельствуето мыслях человека о возможности жизни и после смерти. Он стал рассматриватьсмерть, как длительный сон, после которого человек проснётся, и ему могутпонадобиться предметы повседневного быта. Это представление способствовало изакреплению племени в местах обитания, поскольку соплеменники должны быть рядоми поддержать проснувшихся от долгого сна. Поскольку предки, похороненные вмогилах или сожжённые, становились невидимыми, то они переходили в разрядсверхъестественных существ, подобных тем, которые метали молнии и грохоталигромом, а следовательно, появляется необходимость отводить тем и другим особыеместа, где бы можно было с ними общаться. Так появляются специальные места длярелигиозных действий, которые еще более привязывают человека к месту егообитания (это происходит примерно 10 — 7 тыс. лет назад). Возникают уникальныесвятилища. Например, Стоунхендж в Великобритании, поставленные в круг камни,расположенные с учётом движения Солнца и вращения Земли или статуи длинноухихгигантов с острова Пасхи.
Археологами также былиобнаружены наскальные рисунки, на которых изображались люди и животные, иногдалюди изображались ряженными в звериные шкуры, а иногда — какполузвери-полулюди. На основе всех этих находок учеными были сделаны выводы, чтов этот период истории можно говорить о существовании религии.
3. Древние формы религий
Необходимо отметить, что древниеверования не появлялись в строгом порядке, один на основе другого, но онисвязаны между собой по сложной схеме, поэтому, думаю, будет разумнорассматривать каждую форму религии отдельно.
3.1 Тотемизм
Тотемизм – одна из раннихформ религии, в основе которой лежит вера в существование особого родамистической связи между какой — либо группой людей (племя, род) и определеннымвидом животных или растений (реже — явлениями природы и неодушевленнымипредметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова«ототем», которое на зыке североамериканских индейцев оджибве означает «родего». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесносвязано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством иохотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать,становились объектом поклонения. На первых этапах развития тотемизма такоепоклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных ирастений в пищу. Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится кдалекому прошлому, и о её существовании свидетельствуют лишь древние предания идошедшие до исследователей устойчивые языковые обороты. Позднее в тотемизм былипривнесены элементы социальных, в первую очередь кровно — родственныхотношений. Члены родовой группы стали верить в то, что родоначальником ипокровителем их группы является определенное тотемное животное или растение ичто их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладалисверхъестественными возможностями. Это вело с одной стороны, к усилению культапредков, с другой стороны к изменению отношения к самому тотему. Например,возникли запреты на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев,когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах иправилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов,которые назывались табу.
В наиболее чистом иудобном для исследования виде тотемизм был обнаружен у индейцев СевернойАмерики, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки.
Тотемизм с его верой вобладающего сверхъестественными возможностями тотемного первопредка, с культомсвоих в противовес чужим, системой запретов — табу оказался исторически однойиз первых форм религиозных представлений возникающей социальной общности — родовой общины. На раннем этапе формирования человеческого общества тотемизмвыполнял основные функции религии — интегрирующую, регулирующее — контролирующуюи даже в определенной степени компенсирующую. Правда, эту последнюю функциюзначительно более полно выполняла в то далекое время другая ранняя формарелигиозных верований и представлений — анимизм.
3.2 Анимизм
Одним из распространенныхверований и, связанных с ними символических действий первобытного человека,является анимизм (от лат. anima – дух, душа) — вера в существование духов идуши. Термин анимизм был введен английским этнографом Э. Тайлором. Он считал,что анимизм — это исходная, элементарная форма религии, которая развиваласьзатем в более сложные религиозные представления и действия.[4]Однако такое утверждение противоречило фактам, поскольку этнографами былоустановлено, что многие древние верования, не содержат в себе анимистическихпредставлений, таинственные силы, с которыми связаны эти представления, немыслятся как душа.
По моему мнению, анимизм — это не первоначальная основа религий, некая «прарелигия», а довольносамостоятельная система верований и символических действий, которая, как и вседругие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними.Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существоватьотдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способныхсоединяться с ними и их покидать.
Наиболее ранней формойанимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами.Этнографы склонны объяснять появление этого мира духов вполне естественнымипричинами. Появление этого мира обусловлено, по их мнению, своеобразнымистолкованием первобытным человеком целого ряда оптических и акустическихявлений: теней, эха, отражений, шумов, в реальности которых он не имел никакихоснований сомневаться, поскольку об их существовании свидетельствовали егочувственные восприятия. Эти восприятия заставляли его прийти к заключению, чтов окружающем мире наряду с обычными телесными, вполне осязаемыми вещами исуществами имеется еще ряд таких же реальных, как и он сам, существ, которыеобладают свойством быть неуловимыми в своей телесности. Эти существа — духи.Для первобытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестественного,они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явленияприроды. Их единственный отличительный признак — способность быть неуловимыми,принимать вид любого предмета, дерева, камня. Мир духов — это невидимый мир.Позднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, пошлоразграничение на добрых и злых духов. Высшей формой развития анимизма являетсявера в относительно самостоятельное существование души. По мнению этнографов,различные физиологические явления (сон, сновидения, обмороки, а также явлениясопутствующие смерти) привели к мысли, что функциями жизни управляют особыесущества (души), от воли которых зависела вся жизнь человека. Эти души могутбыть самой различной природы. Одни из них, как, например, кровь, дыханиесоставляют видимые части или функции тела, другие, как душа, покидающая тело вовремя сна и вновь возвращающаяся к нему, представляют собой все признаки духа.Эта душа может переселяться в других людей, животных, в растения, предметы. Вконце концов, развитие анимистических верований привело к признаниюсуществования души как двойника конкретного человека, как той части егоорганизма, которая оживляет его, а в последствие было признано, что иодухотворяет его.
Таким образом,анимистические и тотемистические верования и обряды сливались в практикепервобытного коллектива в единый не расчленяемый комплекс, в рамках которогосуровые реалии повседневного быта и нелегкой борьбы коллектива за существованиенаходили свое отражение. Это отражение было иллюзорно-фантастическим, причемфункция приведения его в соответствие с реальной жизнью выпадала на долю магии.
3.3 Магия
Значительное место вжизнедеятельности первобытного человека занимала магия (греческого мagica-колдовство, чародейство, волшебство) — совокупность представлений и обрядов, воснове которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путемопределенных символических действий, возможно оказать влияние на людей,предметы, ход событий в нужном для человека направлении. На магию впервые обратилособое внимание английский религиовед и этнолог Д. Фрэзер. Он отмечает, чтомагическое мышление основывается на двух принципах. [5]Один из них он называет гомеопатической магией, или законом подобия, другой –контагиозной магией (законом контакта), в него он включает колдовские приемы,основанные на законе соприкосновения. Он считал, что магия не являетсярелигией, а представляет собой элементарный способ мышления человека,своеобразную форму «примитивной науки», свойственной человеку на самом раннемэтапе развития.
Однако такая точка зренияподверглась критике со стороны других антропологов и этнографов. Значительноевнимание исследованию этого явления уделил Б. Малиновский в работе «Магия,наука и религия». Б. Малиновский справедливо указывал, что магия, как и всякаярелигия, предполагает символический образ действий.[6]Во время магического обряда человек совершает определенные действия, которые непрямо, а косвенно направлены на достижение определенного результата.Эффективность этих действий связана не с материальными манипуляциями,воздействиями, а теми скрытыми смыслами, которые стоят за ними. Примермагического действия хорошо описан в романе А. Дюма «Королева Марго». Героиняэтого романа для того, чтобы заставить полюбить себя человека, который преждеее отверг, приглашает колдунью. Та изготавливает восковую фигурку этогочеловека и протыкает ее в районе сердца иглой, которая символизирует «стрелуАмура». При этом произносятся определенные заклинания. Совершающие этидействия, уверены, что в сердце человека, пронзенном «стрелой Амура», подвоздействием заклинаний возгорится любовь к заказчику этого действа.
Это пример любовноймагии. По целям воздействия магия может быть вредоносной, лечебной,промысловой. Первобытный человек предварял свое участие в охоте на зверя целойсистемой магических обрядов. Так, перед охотой на медведя или оленя совершалисьмагические репетиционные действия, в процессе которых охотники стреляли вчучело или иное изображение этого зверя. И если они удачно стреляли в этиизображения, то верили, что в реальной охоте у них будет положительныйрезультат. Во время этих репетиционных действий совершались ритуальные танцы,имитирующие телодвижения охотника во время выслеживания зверя, погони. При этомвыкрикивались определенные заклинания.
Магия пронизывала всесферы жизнедеятельности человека. Однако магические действия применяются там,где деятельность в большей мере носит вероятностный или опасный характер. Так,в рыболовстве магические приемы практикуются при промысле акул и других крупныхрыб, при ловле же мелких рыб магические действия считаются излишними.Строительство лодки сопровождается магическим обрядом, строительство дома — невсегда. На основании этих фактов можно сделать вывод, что магическиепредставления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своихсилах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столькоот него самого, сколько от множества привходящих факторов. Именно этазависимость и заставляет человека полагаться на помощь таинственных сил исовершать символические действия.
3.4 Фетишизм
В магии таинственнойсилой наделяются конкретные действия людей. Но первобытные люди также верили,что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы — фетиши(от португальского feitico — амулет, магическая вещь). Объектом поклонения могстать любой предмет, поразивший воображение человека: необычный камень, кусокдерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие.
Как отмечал российскийэтнограф Л. Штернберг: «У первобытного человека фетиши встречаются везде: онивстречаются на каждой тропинке, у каждого брода, на каждой двери, они висят ввиде амулетов на шее каждого человека, они предохраняют от болезни, илинаоборот, причиняют ее в случае пренебрежения к ним, приносят дождь, наполняютводоемы рыбой, ловят и наказывают воров, придают храбрость, приводят в смятениенеприятеля и т. д.».[7]Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонство. Идол — этоматериальный предмет, которому придана форма человека или животного. Этотпредмет наделяется таинственной силой воздействия.
Обращение людей с фетишамиговорит о том, что они не всегда относились с должным почтением к выбранномуими предмету. За оказанную помощь благодарили, за беспомощность наказывали. Вэтом плане интересен африканский обычай истязания фетишей, причем не только дляих наказания, но для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш,африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучшезапомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их. Если фетиш невыполнял возложенные на него функции, то он выбрасывался или заменялся другим.Очевидно, в глубокой древности люди не наделяли избранные ими в качестве фетишапредметы сверхъестественными свойствами и даже не одухотворяли их.
Суть заключалась в том,что человек усматривал в поразивших его воображение предметах свойства, которыене усматривались при помощи обычных органов чувств. Поступая так, первобытныйфетишист делал предметы «чувственно-сверхчувственными», причем сверхчувственныесвойства приписывались им либо на основе случайных ассоциаций, либо на основеневерно понятых причинно-следственных связей.
Заключение
Тридцать тысяч летархаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы,символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Тотемизм, табу, магия,фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Ноэто не значит, что они существовали только в первобытном обществе. В этомобществе они только возникли и являлись господствующими формами религиознойстороны жизнедеятельности первобытного человека. Но существовали они всегда, напротяжении всей истории человеческой культуры, Различные формы их проявлений мыможем четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе ив современных религиях. Они также существуют в виде суеверий и другихпережитков прошлого в сознании людей. Пищевые запреты, причастие — отдаленныйотголосок табу и тотемизма. Вера в амулеты, талисманы, в другие священныереликвии живет в сознании современного человека. Магические символическиедействия — составная часть всей современной обрядности. Вера в заговоры, порчу,гадания — никогда не исчезала из сознания и практики людей. Может быть, стоит прислушатьсяк мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боаса: «Во многихслучаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказываетсяскорее кажущимися, в действительности основные черты ума одинаковые. Главныепоказатели интеллекта являются общими для всего человечества».
Огромное количестворелигий у разных народов существует сейчас на Земле и однозначно оценить еероль, возможности и перспективы попросту невозможно. В любой из них надприродой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом. В основекультурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальныеобщечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда,справедливость. Сегодня, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения,религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность вступить вдиалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственнойсостоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития.
Список использованной литературы
Зубов А.Б. История религии. Книгапервая. М.: МГИМО-Университет, 2006.- 436 с.
Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь.М.: Академический Проект, 2007.- 637с.
Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: АСТ,ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2003.- 781с.
Малиновский Б. Магия, наука ирелигия. М.: Рефл-бук, 1998.- 288с.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура:пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.- 573с.
Тайлор. Э. Б. Миф и обряд впервобытной культуре. С.: Русич, 2000.-624 с.
Штернберг Л. Я. Основы первобытнойрелигии. В кн.: Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Издательствоинститута народов Севера ЦИК СССР 1936.-584 с.
Токарев С.А. Ранние формы религии. М.:Издательство политической литературы, 1990г.-
Гирц К. Интерпретация культур. М.: РоссПЭН,2004.- 522 с.
Токарев С.А. Религия в историинародов мира. 5-е изд. М.: Республика, 2005. — 543 с. Материалы с сайта www.krugosvet.ru,Энциклопедия «Кругосвет», раздел: Религия.