Реферат по предмету "Религия и мифология"


Проповедь о человеческих судьбах

Святитель свт. Николай Сербский (Велимирович),,перевод С. Луганской
«недве ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землюбез воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мтф. 10, 29-30)
Вмире нет ничего интереснее и поучительнее человеческих судеб. Всякая тварь наднашими главами и под нашими ногами приводит нас в восхищение. Думаю, что извсех слов, которые произносили человеческие уста со времен сотворения мира, трислова – что? как? и почему?, встречаются чаще других. И к одному другомупредмету они не обращены так часто как к самому человеку и его судьбе. Почемучеловеческие судьбы такие разные? По капризу богов – отвечал языческий мир. Послучайности – отвечают некоторые наши, даже христиане, современники. Междуэтими двумя заблуждениями кроется истина. Между суеверия и неверия прокладываетсебе путь Божия вера, с многомиллионным воинством, многими племенами инародами, которые хранят веру в Бога Живого как единственный светильник наперепутанных жизненных дорогах. Поистине, неизвестно, что ничтожнее и темнее, — вера в ложных богов или вера в случай. Там тени суеверия, здесь грубое неверие.Там идолы, глухие к человеческой беде, здесь призрак материи, слепой к людскомугорю. Человек не может без слез читать трагедии Софокла и Эврипида, в которыхвыражены все отчаяние и беспомощность живших тогда людей, которые не видели всвоих судьбах ничего кроме жестокой фатальности. На так называемых боговчеловеческое сердце не надеялось, ибо не было в них ни доброты ни милосердия, аэтого не было потому что не было самих богов. О едином Боге, Который бы сошел клюдям и явил безграничную доброту, и милость к человеческому роду даже немечтали. А только такая вера могла отвалить надгробную плиту фатализма отчеловеческих душ и оживить их. От пришествия Христа и до конца временчеловечество не сможет верить в некого бога, который не страдал с человеком иза человека. А что сказать о вере в случай? Она, если не хуже, то равнозначнадревнему языческому суеверию. В наше время в особенности веру в случай можноназвать совершенным безумием.
Великийанглийский ученый Томсон сказал – «вы не можете тронуть ни одного цветка, нетронув при этом звезд». В свете изобретения радио и телевидения, мне кажется,многим будет легче понять слова Христа, что за каждое праздное слово человекответит в День Суда. Следовательно, слова, произносимые нами, переносятся вдуховный мир и хранятся там до того дня, когда все выйдет на свет и предстанетна суд по вечной правде. И не только слова, но и помыслы, и не только дела, нои намерения и чувства. Все находится под высшим и совершенным контролем: все куда-топереходит, все где-то хранится, за все когда-нибудь придется дать ответ.
Подэтим высшим вечным контролем Творца находятся человеческие судьбы, полностьюнезависимые от каких-то капризов призрачных богов и случая. Священное Писаниесамый верный источник света, как мощный прожектор бросающий свет на разныесудьбы разных людей, как в древние времена, так и сейчас. Согласно Священномуписанию два фактора определяют судьбу всех и каждого: человеческое сердце иПромысл Божий. Воздаст тебе Господь по сердцу твоему, говорится в этой Книгесудьбы. Завистливые братья продали Иосифа египетским торговцам. Но за то, чтосердце Иосифа было беззлобно и чисто, Промысл сделал Иосифа- рабаИосифом-правителем Египта, а затем попустил голод Иосифовым братьям и голодом вынудилих идти к своему брату в Египет, чтобы он дал им хлеба и вернул добром за зло,а их казнил угрызениями совести и стыдом, который жег их, как уголь. Прочтитееще раз, и не раз, эту библейскую притчу, которая, действительно, словнопрожектором освещает судьбы всех двенадцати сыновей Иаковлевых, но не только ихсудьбы, а судьбы всех завистливых братьев на свете, которые не любят своегобрата, который лучше их. Вот и в наше время случилось так, что один себялюбивыйбрат лукавством лишил доли наследства своего лучшего брата и вынудил егопокинуть родной очаг и бежать на чужбину. Он много работал и много страдал, носо временем разбогател, а его злобный брат настолько обнищал, что ему пришлосьотдать своих детей на службу брату, чтобы прокормить их и себя. Так Господьопределили судьбы обоих братьев согласно их сердцам.
Двоихпастухов, Моисея и Давида, которые не помышляли ни о чем другом, кроме как доконца жизни пасти скот, Господь поставил вождями и правителями народа.Единственным их участием в такой своей судьбе было сердце, исполненное любовьюк Богу и преданностью своему народу. Все остальное – Божие. В этом свете выможете читать судьбы многих ваших предков, крестьян из Устанка, которые хотя ибыли неграмотными, но Помысл Божий поставил их вождями и правителями народными.Какое у человека сердце, такая и судьба у него от Господа.
Выслышали о царе Агаве, его сердце и сердце его жены Иезавели было нечистым иалчным, чаша их богатства была полна до краев, но они хотели долить в нее еще.Возжелали они виноградника бедного Навофея и злодейски убили его и присоединилиего виноградник к своему имению, прибавив еще одно вопиющее беззаконие кмножеству своих беззаконий. Этим коронованные звери определили свою судьбу.Вскоре Агав принял постыдную смерть, а его скверная жена была сброшена с крышидома на землю. И псы лизали кровь Агава и ели мясо Иезавели, ибо никто непришел похоронить мертвецов.
Этодревний библейский рассказ, но в его свете прочтите то, что случилось в нашидни. В одном нашем городке умер человек и оставил несовершеннолетнюю дочьсироту. Перед смертью он назначил двух своих друзей ее опекунами. Вместе сдругим имением оставил он и лотерейный билет, на который выпал главный выигрышв сто тысяч динар. Было это до Первой Мировой войны и эта сумма цениласьнамного больше чем сейчас. Опекуны польстились на деньги и договорили поделитьденьги между собой, ничего не сказав законной наследнице. Несчастные думали,что если об этом никто не знает, их преступление останется нераскрытым! Новидел его Тот, Который сотворил глаза и дал им зрение и по их беззаконию решили судьбу их. Сначала два беззаконника очень разбогатели, купили себе дома илавки и стали «первыми» гражданами в городе. Но со временем они стали падатьвсе ниже и ниже. Сыновья одного из них пропили и проиграли все имение отца, какнеправедно, так и честно заработанное, отца они ненавидели и избивали. Когданемцы оккупировали Сербию они заявили на отца вражеской власти, как нанеблагонадежного человека и он был уведен в плен, в Австрию, где умер отголода. А второго возненавидела жена и выгнала из дома и он скитался по чужимхлевам и конюшням, а к дверям собственного дома приходил просить хлеба у слугсвоей жены. Однажды зимним утром его нашли замерзшим насмерть на улице. Вотсудьбы не по воле капризных божеств или слепого случая, а от злых человеческихсердец и правды Божией.
Мызнаем подобные случаи и в мусульманской истории. Хулага-хан, потомок грозногоЧингисхана напал на Багдад. А в Багдаде тогда правил султан, известный своимсребролюбием и жестокими набегами на другие страны. Когда монгольский ханокружил Багдад, султан не смог дать ему должного отпора, потому что войско егобыло голодным и плохо вооруженным. Хулага захватил Багдад, ворвался во дворецсултана и забрал его в плен.
Когдапобедитель открыл подвалы дворца и увидел, что они наполнены золотом, он оченьудивился и спросил плененного султана, почему, имея такое богатство, он неподготовил войско и не защищался? Султан молчал. Хан разгневался на своегосребролюбивого пленника и отведя его в подвал, сказал – если ты золото любишьбольше, чем родину и честь, сиди на нем и наслаждайся! Запер подвал, а султанаоставил умирать с голода среди золотых россыпей. Подобная судьба постигаетвсех, кому неправедное и чрезмерное богатство дороже всего на свете, на земле ина небесах. Если не найдется какой-нибудь Хулага-хан и не уморит их голодом,придет болезнь или другое страдание и то же сотворит с ними, отдаст ихсокровище в чужие руки, а их души пустые и грешные, падут в бездну проклятия. Воткак говорит Иоанн Златоуст: « Нередко имение сребролюбца делят между собоймногие, а грехи его только он один с собой уносит». Мир страдает не столько отбогатых, как ослепленных богатством, которые думают о том, как еще обогатиться,а не о том, как употребить свое богатство на добро. Спросите того, кто нечестнобогатеет, как он собирается использовать свое богатство и вы смутите его. Он немного размышлял об этом. Но проследите его судьбу до конца и увидите, чтобогатство послужит ему не для спасения, а для погибели. Бог смотрит на сердцечеловека и от каждого ждет служения, и богатые не исключение. Кто не несетслужения – пострадает, кто не страдает несет служение. богач, избегающийслужения Богу и людям, неминуемо пострадает, или от болезни или от грабителей,или от расточительных наследников, или от угрызений совести или от всегоодновременно.
Кромемерзкой страсти к обогащению, есть и другие, которым люди обязаны своей злойсудьбой. Борис Годунов преступно взошел на московский престол. Вы знаете, какодно преступление неизбежно толкает властолюбцев в другое и царь Борис взял заобычай приглашать своих противников на трапезу и травить их, но однажды, втяжкую минуту, он сам испил из той же чаши, из которой поил своих недругов.Свято и во веки истинно слово – Кто поднимет меч, от меча погибнет. Это общееправило, из которого мало исключений, когда речь идет о сокрушенных и кающихся.Одного английского разбойника трижды пытались повесить, но всякий раз веревкаобрывалась и его оставили в живых. Он увидел в этом необычайную милость Божию иглубоко покаялся. Несколько лет находясь в тюрьме, он постоянно читал СвященноеПисание и молился. Когда его освободили, он без остатка предался проповедованиюверы Божией народу, рассказывая всем, что с ним случилось. И стал известныммиссионером. Тысячи разных судеб определяет Господь людям, согласно тому, чтонаходит в их сердцах. Великий шведский писатель Стринберг, ведомый тщеславием ижеланием литературной славы, долго был безразличен к вере и практическиневерующим. Но, читая книги Достоевского, он обратился к Священному Писанию итак полюбил Христа, что завещал на своем могильном кресте выбить надпись – «Окресте, единственное упование мое!»
Посмотритена судьбу святого Саввы! разве можно подумать, что монахи святогорцы случайнопришли на двор Немани? И что слепая случайность оставила их на несколько днейнаедине с князем Растко Неманичем в беседах о жизни подвижников и отшельниковна Афоне? Нет, не случайность, а Промысл Божий, ибо по сердцу юного РасткоВсевидящий определил его судьбу, предназначив его быть отцом целого народа намногие века и для многих поколений. Разные человеческие судьбы складываются взависимости от качеств человеческого сердца и по непостижимому творчествуСоздателя. Чадо, дай Мне сердце твое!, говорил Господь людям через пророка. АСпаситель сказал — «не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна изних не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове всесочтены». Вот два обстоятельства, которые определяют судьбу человека. Наш долгисправить сердце, а остальное устроит всесильная власть Божия. Тот, кто погордости все в своей судьбе приписывает только себе, отрицает власть Божию; ате, кто все ответственность перекладывает на Бога, отрицает своюответственность.
Стоитчеловеку изменить свое сердце, меняется и его судьба. Мы часто говорим опеременчивости судьбы, но редко исследуем причину этой переменчивости. Однако,причина — наше сердце. Неустойчиво и переменчиво наше сердце, поэтому ТворецСудеб меняет Свои методы, подобно тому, как врач меняет способ лечения по мереизменения состояния больного.
Однаждыпришел ко мне один молодой горожанин, он был очень подавлен. Была у негостаршая сестра, единственный близкий ему человек на свете, она любила его, таккак только может любить сестра своего единственного брата, но он был с нейдерзок и груб, обижая ее. Сестра скоропостижно умерла и когда брат собственнымиглазами увидел безжизненное тело единственного в мире существа, которое с такойзаботой любило его, в нем что-то перевернулось. Он сильно страдал из-за потерисестры и оттого, что обижал е. Он оставил все и пришел к нам, чтобы принятьмонашество.
Встречасо смертью потрясла душу многим гордецам, многих беспечных побудила к переменежизни, многих неверующих обратило в веру, а через это произошло изменение ихсудеб. Думаю, что представители власти, которые запрещают похоронные процессиив больших городах, как будто из-за транспорта, очень слабые психологи. Еслидвижение транспорта немного замедлится, вред от этого будет меньше, чем оттого,что многие праздношатающиеся не увидят проводы умершего и не вспомнят о своейсмерти и не опомнятся.
Иболезнь может быть серьезным фактором перемены человеческой судьбы. Вопрекибытующему мнению, что болезнь чистое зло, Церковь опытно знает, что болезньтела служит лекарством для души. Один известный в войну вор впал в безумие.Прежде он высмеивал своих благочестивых знакомых, которые говорили, что войнаэто страшное чистилище и что на войне, солдат должен вести себя чисто и свято.Он называл таких «водяными мозгами», а сам тащил из неприятельских домовденьги, ковры, посуду. Женские украшения, тащил с жадностью барсука или полевоймыши. Вернувшись домой, он подал в отставку с государственной службы, говоря,что у него достаточно средств, чтобы мирно и счастливо жить и наслаждаться. Иначал веселиться и упиваться легкой жизнью. Но спустя несколько месяцев егоразбил паралич. Он лежал в постели полностью неподвижный. Прошло восемь лет,все награбленное имущество, предназначенное для пожизненной праздности ивеселья он издержал на пожизненную болезнь. Когда он за лекарства отдал ипродал, его бедные соседи Христа ради приходили и служили ему.
Егопродолжительная физическая болезнь принесла плоды, она исцелила его бесстыднуюдушу. Два последних года он постоянно плакал и молился Богу. Исповедывал своигрехи каждому посетителю, говоря – эта болезнь к моему спасению, без нее яникогда бы не узнал о Бога и о душе. Он считал свою болезнь не наказанием, абожественным лекарством. Причастившись святых Тайн, он, тихо, с выражениемкакого-то светлого блаженства на лице, отошел ко Господу.
Когдаговорится о судьбах, обычно имеется ввиду видимое течение человеческой жизни.Но нельзя забывать о душевной драме, которая всегда важнее, насыщеннее и глубжевнешней жизни человека. святой Василий Великий дал человеку определение такимисловами: «Человек невидимое существо». Этим он напоминает о внутреннем духовномдвигателе, от которого зависит судьба человека, все внешние перемены, всепроисходящие с нами события, плохие и хорошие, пути на которые направляет насПромысл Божий, все это согласно качеству этого внутреннего двигателя,внутреннего и главного нашего существа. Существует две невидимые силы, которыевластно определяют наших душ, одна – качество нашего сердца, другая – силаГоспода Промыслителя.
Ноя не могу удержаться от того, чтобы не сказать вам как на изменение судьбыотдельных людей воздействуют сны. И здесь, как и всюду, истина лежит междудвумя заблуждениями. Одно заблуждение в суеверии по отношению к снам, а другое– полное отрицание значения снов. В Библии описано несколько чудесныхсновидений, которые имели большое реальное значение. Вспомните сны фараона оботкормленных и тощих коровах и о полных и пустых колосьях. Эти сны сталипричиной введения особой государственной программы Египетского царства –аграрной программы. Вспомните сны, которые пророк Даниил толковал вавилонскомуцарю Навуходоносору. Один из этих снов касался многих царств и народов, другойсудьбы самого гордого царя Навуходоносора. И со временем сны исполнились, так,как их толковал пророк.
Напервых страницах Нового Завета упоминаются сны праведного Иосифа. Благодаряодному из них Спаситель-младенец. Избежал меча Ирода. Придавать всем снамодинаковое значение неразумно, но также неразумно и отрицать значение всехснов.
Три-четырегода назад в прессе публиковалось открытое заявление одного из самых известныхживых философов о том, что он был вынужден отречься от многих своих прежнихутверждений и заключений. Как одну из причин он привел свой сбывшийся сон. Якратко опишу его. У одной из родственниц этого философа умер муж. Жена была вотъезде и не успела вернуться к погребению. Когда она вернулась домой,гробовщик показал ей место, где похоронен ее муж. Два дня она плакала на его могилеи подавала поминания. Она сразу же хотела поставить на этом месте памятник, ново сне ей явился муж и сказал, что он похоронен в другом месте и нельзя ставитьему памятник на чужой могиле. На следующий день женщина пришла к своемуродственнику философу и рассказала свой сон. Философ покачал головой и как мог,утешил родственницу. Но умерший супруг дважды явился во сне жене и показал накладбище место своего погребения. Женщина снова пришла к философу и рассказалао повторившемся сне. Последствием было вскрытие обеих могил. В первой былонайдено тело неизвестного человека, а во второй ее мужа. Это событие настолькоповлияло на философа, что он опроверг все прежде написанные книги, в которыхутверждал, что со смертью тела гибнет душа и сознание и жизнь душипрекращается.
Нетчисла средствам и способам, которые использует Господь в управлении судьбычеловека к добру. Иногда растения, камни и животные служат орудиями БожьегоПромысла. На духовную перемену пророка Ионы подействовало растение, а нагадателя Валаама повлияла его ослица и он из языческого гадателя обратился впророка Бога живого. Не замечаете ли вы иногда и в себе необычные мысли,светлые как огоньки? Это Бог действует на вас через ваши мысли. Или не удивлялоли вас иногда то, что вам вдруг кто-то, как бы вскользь рассказал о судьбечеловека, который страдал теми же тайными грехами и пороками, что и вы? Ислушая его рассказ смущалась ваша душа и трепетала совесть; вы внутреннегневались почему ваш посетитель именно вам рассказывает эту историю и делаетевид, что вы здесь ни при чем. А это посланник Божий, братья, хотя он и сам тогоне ведает. Не случайно он рассказал вам то, что должно послужить знаком ипредостережением и это главное ради чего он пришел к вам, послан благимПровидением, ибо чаще всего Бог действует на людей через людей.
Всеэто заставляет нас быть бесконечно осторожными и мудрыми и словно бдительнаястража непрестанно бодрствовать над всем, что происходит вокруг нас и в нас. Ненапрасно Христос многократно повторял Свою заповедь: бодрствуйте, трезвитесь,чтобы не впасть в напасть. Сонного стражника легко пленяет враг, сонные души вплену страстей, людей, бесов, мира и его обмана. Наш мир – мир символов изнаков. Тяжкая судьба ждет тех, кто, словно неграмотный смотрит и не видит и какглухой слушает и не слышит. Часть нашей судьбы в нашей власти, самаязначительная часть. Древний философ Эпиктет, современник апостола Павла,поделил все предметы на две категории, на те, что в нашей власти и на те, надкоторыми мы не властны. В нашей власти, говорит он, мысли, желания, намерения,а не властны мы над здоровьем, имением, славой и положением. Подобно Эпиктету,но намного глубже и сильнее, сказал святой Максим Исповедник: «В нашей властипричины, но не их последствия». Он хотел сказать следующее: последствия нашейвидимой судьбы приятные и неприятные, зависят от нас самих. И это единственное,что зависит от нас самих, а то, что последует из этих причин, во власти Того,Кто все создал и всем владеет. Эта чисто евангельская мысль возвышает нашедостоинство, как существ свободных, но и увеличивает ответственность.
Аесли все так, брат, возьми крепко в свои руки, причины добра, а причины злабыстро отбрось от себя, как отбросил бы из-за пазухи змею. Не дай своему сердцунаполниться нечистотой, ибо от него будет полниться нечистотой твой дальнейшийпуть. Нет на свете такой ямы, в которую могло бы вместиться нечистоты больше,чем в человеческое сердце. Наполни свое сердце страхом Божиим, верой имилостью, и не замедлят благие последствия и прорастут из такого семени сладкиеплоды. И от благоухания твоего сердца весь твой путь наполнится благоуханием,наполнится миром, покаянием, мужеством и стремлением ко всему, что добро в очахТворца твоего. И исполнится на тебе народная мудрость о добром человеке,которая говорит – благоухают и следы его! Не копи ненужного сокровища, а еслинакопил, потрать его на добро многих ради имени Христова, ибо задушит твоебогатство тебя и твоих любимых. Сестра, тебе сейчас говорю, слушай и запомни,не истребляй детей, который Господь посылает тебе как драгоценный дар, чтобы неотнялись у тебя дети, которые тебе раньше дарованы.
Аты дитя, не отчаивайся над своей судьбой, загляни в свое сердце и посмотрикакое семя ты в нем посеял. Не избегай служения, не бойся страданий. Не верь вслепую случайность. Чаще вспоминай слова Христа — у вас же и волосы на головевсе сочтены, и ободрись. Твой Бог – Бог всезнающий и всемогущий. Верь Ему,очищай свое сердце и надейся на добро, только на добро. Твой Бог не похож навымышленных языческих богов, которые ради собственного удовольствия углублялинесчастье несчастных, а самолюбивой беспечностью доводили человеческий род досамоубийственного отчаяния. Твой Бог дал Себя распять на кресте из любви ктебе. Такого Бога не может заменить ни один другой «бог», ибо другого быть неможет. Даже, если бы был другой и иной бог, он был бы не нужен и бесполезен длялюдей. Еще твой Бог – Бог чуткий, Он всегда слышит и непрестанно отвечает.Между небом и землей существует невидимый телеграф, который работает днем иночью, с тех пор как Адам возник из праха и был Духом оживлен. Отделение этоготелеграфа на земле, это – сердце человека, а центр на небесах это – Бог. И твоесердце одно из таких отделений, с которым Всевышний сообщается. Не говори встрадании – Господь меня не видит! Разве может не видеть Тот, Который сотворилоко? И не говори в искушении – Бог не слышит меня! Разве может не слышать Тот,Который сотворил слух? И никогда не говори – Бог меня не любит! Разве может нелюбить Тот, Который из любви сотворил все и для Кого нет иного побуждения кромелюбви? Если бы он не любил тебя, разве сотворил бы тебя и хранил на этой аренежизненной борьбы? Не говори и так – я слишком грешен и нечист, чтобы Богзаботился обо мне! Бог верит в тебя, верь и ты в Него! И потому что Он верит вто, что ты очистишься и исправишься, Он хранит твою жизнь и ждет. Уповай наГоспода, ибо Он полагает на тебя надежду. Если бы Он не имел надежды на то, чтооднажды ты поднимешься и отряхнешь пепел греха с божественного очаг в себе,разве Он бы держал тебя среди живых? Ведь Бог твой не избегал мертвых, неотворачивался от прокаженных, не презрел женщины грешницы, не отверг разбойникана кресте. И тебя господь не презреет и не отвергнет. Отдай Ему сердце сове иОн отдаст тебе свое. Дитя, ты принадлежишь народу, который не отчаивается.
Ведьнаш народ не по мелководью путь держит, по великим глубинам жизни плыл нашкорабль на протяжении многовековой истории. Со всех сторон одолевали его бури,но не смогли разбить. Кораблем нашим правил не фантастический Нептун, ноистинный Бог, пострадавший на кресте. Наши предки отдали свою судьбу в Его рукии Он вел нас путем, подобным тому, каким Он Сам ходит когда-то, о какая честьдля нас! Узким и тернистым путем вел Он нас, чтобы сделать нас причастникамиСвоих страданий и Своей славы.
Молчание– путь к мудрости. Неужели пятьсот лет молчания не пробудили в наши разум исердце и открыли нам сущность судеб людей и народа и виденья божественного вэтих судьбах? Неужели за пятьсот лет молчания мы не собрали никакого духовногои нравственного сокровища, которое могло бы стать вкладом в сокровищницу всегомира? Неужели пятьсот лет мы вели молчаливые разговоры с Христом, приносили кподножию креста Его боль народа на этой земле, пропитанной кровью и слезами,ради того, чтобы сейчас пройти мимо Него и учиться азбуке жизни от тех, ктообъясняет судьбу слепой и глухой случайности? Какой стыд! Какое падение!
МолисьБогу, дитя, невидимому и долготерпеливому Кормчему судьбы нашего народа,молись, чтобы отвратил Он сыновей и дочерей народа от темной дорогихристоборчества. Христе, многострадальный и победоносный Боже, прости, помилуйи спаси нас! Аминь.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.