Реферат по предмету "Религия и мифология"


Преподобный Нил Сорский

Перевезенцев С. В.
ПреподобныйНил Сорский (в миру Николай Майков) (ок. 1433–1508) — монах-скитник, основательскита на реке Сори, религиозно-философский мыслитель, писатель, проповедник«нестяжательства».
Родилсяв крестьянской семье. Впрочем, по некоторым другим данным, он происходил издворян. Иноческий постриг принял в Кирилло-Белозерском монастыре. В поисках«душевной пользы» совершил паломничество по святым местам: побывал в Палестине,Константинополе, в центре восточно-православного монашества — на Афоне. Глубокоизучил мистико-аскетическую монашескую практику, уделял внимание идеямвнутреннего самосовершенствования. Вернувшись на Русь, Нил основал скит в 15верстах от Кирилло-Белозерского монастыря, на берегу реки Сори. По имени этойреки он и получил свое прозвание — Сорский. Вскоре рядом со скитом НилаСорского поселились и другие монахи, ставшие его последователями и прозванные«заволжскими старцами». Важное отличие монашеского жития«заволжских старцев» от других русских монастырей того периодасостояло в том, что они не жили ни по особножительскому, ни по общежительскомууставу. Стремящийся к максимальному уединению, Нил Сорский проповедовал именноскитский вид монастырского жития. Скитники не имели никакого общего имущества,не вели общей хозяйственной деятельности. Но каждый из проживающих в ските, помере сил, обеспечивал свое существование собственным трудом, основное же времяпосвящал исключительно молитвенной практике.
Изнаписанных собственноручно Нилом Сорским книг сейчас известны три томасоставленного им и отредактированного «Соборника», содержащегопереводные с греческого жития святых, а кроме того — выписки из сочиненийвизантийских писателей-аскетов, конец Скитского устава и начало егособственного «Предания». Еще в прошлом веке А.С. Архангельскийпредполагал, что перу Нила принадлежит 12 сочинений и 5 отрывков. Позднее М.С.Боровкова-Майкова, Я.С. Лурье и Г.М. Прохоров и другие исследователи это мнениеопровергли, и теперь считается, что Нил Сорский является автором«Предания», «Завещания», «Скитского устава»,четырех «Посланий», двух молитв. Интересен тот факт, что древнейшийиз сохранившихся списков «Просветителя» Иосифа Волоцкого, взначительной степени написан рукою Нила Сорского. Этот факт очень важен, ибосвидетельствует о совершенно иных отношениях между двумя крупнейшимимыслителями этого периода, нежели они представлялись ранее.  
Всеэти произведения показывают Нила Сорского как глубокого знатока Евангелия,святоотеческой и другой христианской литературы. Особое влияние на егомиросозерцание оказали труды синайских и египетских иноков III–VII вв., а такжесочинения Исаака Сирина (VII в.), Симеона Нового Богослова (949—1022) иГригория Синаита (ум. в 1346 г.).
Необходимоотметить, что этот факт позволил некоторым исследователям сделать вывод о том,что Нил Сорский был последователем исихазма. Более того, утверждается, что«исихазм глубоко вошел в русскую культурную традицию», а Нил Сорскийявлялся «крупнейшим мыслителем, применившим теорию исихазма к практикесоциальной действительности».  
Конечно,проблема влияния исихазма на древнерусскую религиозно-философскую мысль ещедалека от полного решения. Однако столь однозначные заявления, думается,излишне категоричны. Во всяком случае, необходимо делать серьезные различиямежду двумя формами исихазма: паламизмом, созданным в XIV столетии ГригориемПаламой, и традиционным мистико-аскетического учением, возникшим еще в первыевремена существования восточного монашества и закрепленного в практике и трудахСимеона Нового Богослова и Григория Синаита. Григорий Палама создал учения,согласно которому, совершая «внутреннюю», «безмолвную»молитву, достигается некое сверхразумное состояние, в котором молящийся удостаиваетсяБожественных видений. А высшей ступенью богоявлений может стать видение«божественной энергии» или «Фаворского света» — сияния,которое окружало Иисуса Христа во время его посмертного явления апостолам нагоре Фавор. Симеон Новый Богослов и, позднее, Григорий Синаит большее вниманиеуделяли аскетической практике «изтязания плоти» совокупленной свнутренней «молитвой внимания» к себе и Богу. А вступивший на путьвнутреннего нравственного перерождения — «уподобления Творцу» —христианин приобретал возможность узреть «сияние наподобие луча» —божественный свет как Божию благодать.
Исследователиотмечают, что идеи византийского исихазма в форме паламизма так и не получилираспространения на Руси, о чем свидетельствует отсутствие трудов егоприверженцев в монастырских библиотеках. Не знал трудов Паламы и Нил Сорский,во всяком случае, в его произведениях нет ни одной ссылки на сочинения этоговизантийского мыслителя. Вообще же, основу мировоззрения Нила Сорскогосоставляет стремление к возрождению евангельских заветов и сам преподобныйпостоянно напоминает об этом. Относясь же с глубоким уважением к афонскомуподвижничеству, взяв его за идеал, Нил Сорский проявил, как отмечаютисследователи, значительную самостоятельность. А.П. Кадлубовский, считает, что далеко«не во всех представителях афонской исихии он видел своихруководителей». И если необходимо «признать влияние на Нилапредставителей византийского аскетизма», то также необходимо«признать за ним и значительную самостоятельность, проявлявшуюся по преимуществув выборе, в оценке авторитетов и их писаний».
Еслиговорить об отечественных мыслителях, то наибольшее влияние на Нила Сорскогооказали идеи, выраженные преподобным Сергием Радонежским. Особенно это заметнов проповеди Нилом Сорским задач внутреннего самосовершенствования. Однако, вотличие от великого троицкого игумена, идее и практике «общего жития»Нил Сорский предпочел «скитничество».
Ивсе же, Нил Сорский многое почерпнул на Востоке. В своих произведениях онвыступает как последовательный проповедник идей и практики индивидуальногомистико-аскетического иноческого подвига. Полное отречение от всего мирского,уход из мира, отказ даже от того, что может дать мир иноку, — эти принципылежали в основе скитского бытия «заволжских старцев». Даже количествосовместно проживавших скитников ограничивалось, а идеальным случаем Нил Сорскийсчитал уединенное отшельничество, или же безмолвное житие с одним или с двумябратьями: «Или уединенное отшельство, или с единемъ, или множае со двемабезмолвствовати».
Важнейшимусловием исполнения аскетических принципов было «нестяжательство» —т.е. нищелюбие, принципиальный отказ от владения имуществом: «Стяжания же,яже по насилию от чужихъ трудовъ собираема, вносити отнюдь несть нам на пользу:како бо можемъ сохранити заповеди Господни, сия имеюще?» «Нестяжаниевышши есть…» — повторяет Нил Сорский слова Исаака Сирина. И еще: «Вкеллияхъ нашихъ сосуды и прочия вещы многоценны и украшенны не подобаетимети». Даже храмы, по мнению преподобного, не должны быть богатыми, иботак завещали святые отцы и знаменитые иноки прошлого: «Того ради и намъсосуды златы и сребряны, и самыя священныя, не подобаетъ имети, такожды ипрочая украшения излишняя, но точию потребная церкви приносити». 
«Сребролюбие»же преподобный Нил называл одним из главных душевных недугов, который, когда онукрепляется в человеке, становится злее всех недугов («всехъ злейшийбываетъ»). «Аще повинемся ему, въ толику пагубу ведетъ, — пишет НилСорский, — яко Апостол нарещи его не токмо корень всему злу, гневу и скорби, ипрочиимъ, но и идолослужение именовати». При этом «нестяжание»,бедность, по убеждению преподобного Нила, это не только идеал личной жизниинока, но и жизненный идеал всей обители. Ведь, по его мнению, владение любымимуществом становится причиной нравственной деградации монашества. В то жевремя Нил Сорский считал, что монастыри должны содержаться за счетгосударственной и, в частности, великокняжеской казны. Кстати, именно завеликокняжеский счет содержались и «заволжские» скиты.
Следуяотечественной традиции, идущей от Сергия Радонежского, Нил Сорский неконцентрирует свое внимание на идее «истязания плоти». По его мнению,физическое истязание вторично по сравнению со стремлением к внутреннемудуховному совершенству — к «осветлению души» и к «чистотесердца». Поэтому примером для него служили святые отцы, которые,«подвизавшеся чувственне и мысленне, делаша въ винограде сердца своего, иочистивше умъ от страстей, обретоша Господа и стяжаша разумъ духовный».Более того, по убеждению «заволжского» подвижника, излишнее истощениетела может воспрепятствовать совершенствованию души, ведь слабое тело может невыдержать испытаний. Не в том цель, чтобы уморить себя голодом или инымиистязаниями, главное соблюдать разумную меру. Даже пост, учил Нил Сорский,должен быть умеренным, «по возможности»: «Здравии и юнии даутомляютъ тело постом, жаждею и трудомъ по возможному; старии же и немощнии дауспокояютъ себе мало».
Почвадля иноческого подвига во славу Господа — мысль и сердце. Именно мысль и сердце,согласно Нилу Сорскому, являются ареной «мысленныя брани» — борьбычеловека с «помыслами». В «Скитском Уставе» Нил Сорскийвыстраивает целую иерархию «помыслов», с которыми обязан бороться нетолько инок, но и всякий человек вообще. От «прилогов» (простых«помыслов»), последовательно возрастая, «помыслы», через«сочетание», «сложение» и «пленение», могутпревратиться в «страсти». И тогда «страсти» способны ужеполностью пленить человеческую душу и покорить ее дьявольскими искушениями.
Чтобыне поддаться искушениям инок должен следовать учению об «умномделании». «Умное делание» — это внутренний духовный процесс,совершающийся в глубоких тайниках человеческого духа и распадающийся на триотдельные акта: безмолвие, умную молитву и созерцание (или видение).
Безмолвие— одно из первых условий достижения полной отрешенности ума и сердца от всякогорода «помыслов», даже и благих. Освобождение же от страстейприготовляет душу к умной молитве.
Умнаямолитва — отрешённое от всех помыслов безмолвное самоуглубление («зретиприсно во глубину сердечную»), соединенное с постоянным повторениеммолитвенных слов: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя,грешнаго!». Умная молитва безразлична к внешнему положению молящегося —находится ли он в храме или в келье, лежит ли, стоит или сидит. Единственноетребование — «затворить» ум в сердце и удерживать, сколько возможно,дыхание. Причем, на определенной стадии молитва произносится не словами, нонеким внутренним голосом. Таким образом, сосредоточив все усилия души на мыслио Боге, умная молитва заставляет «искати въ сердце Господа». Поэтомув сердце вселяется радость, и молящийся принимает Бога как бы внутрь себя.Следовательно, умная молитва — это главное дело инока, ибо она является«добродетелемъ источнике». Впрочем, молящийся должен избегать искуса«мечтаний же зрака и образа видений», ибо «мысленнаяпарения» доступны далеко не каждому, а только после трудного, изнуряющегомолитвенного труда.
Однаков определенный момент наступает состояние «видения молитвы» — «ине молитвою молится умъ, но превыше молитвы бываетъ». Видение —предельная, высшая ступень умной молитвы, на которой молящийся удостаиваетсясозерцания Господа, таинственного соединения с Ним. Душа, находящаяся в этомсостоянии, отрешается от всего земного, сознание умолкает, забывая и себя, ивсех сущих здесь, и даже о том, что живет на земле: «Егда убо действомъдуховнымъ двигнется душа ко Онем Божественнымъ, и подобна Божеству уставленабудетъ непостижнымъ соединениемъ, и просветится лучею высокаго света въ своихъдвижениихъ; и егда сподобится ум почувствовати будущаго блажентсва: забываетъ осебе, и всехъ сущихъ зде, и не ктому возимать движение въ чемъ».  
Главнойцелью всего «умного делания» является познание Божественной любви:«Любовь бо Божия сладчайши живота, и иже по Бозе разумъ сладчайши меда исота, от негоже любовь раждается. Но сия суть неизреченна инеизглаголенна…» Нил Сорский с восторгом пересказывает слова СимеонаНового Богослова, рассказавшего об этом чудесно-восторженном состоянии: «Любитъже мя и Он, и въ Себе Самомъ приемлетъ мя, и на обятияхъ сокрываетъ: на небесиживый, и в сердце моемъ есть, зде и тамо зритмися».  
Именнов учении Нила Сорского идея евангельской, Христовой любви достигает своегоглубочайшего толкования в древнерусской религиозно-философской мысли. Высшаязадача — познание любви к Богу. Ведь именно ради любви к Богу, преподобный Нили покинул мир, полностью сосредоточился на постижение Божественных тайн,достигая таинственных глубин религиозно-мистических учений. Вторая задача —«ко ближнимъ нашымъ… любовь имети, и аще близъ насъ обрящутся, словомъ иделом показати, аще возможемъ сохранити и Божию». Кроме того, любовь кближнему есть условие объединения людей и избавления их сердец от многихгрехов. Таким образом, в толковании Нила Сорского, евангельская любовьприобретает характер универсальной мировой силы и главного средствапреображения человека.
ВедьНил Сорский был глубоко уверен, что человек обязан сам себя держать в руках иисправлять свою природу исключительно нравственными средствами,самовоспитанием, полным проникновением в заповеди Христовой любви. Ибо никакойсилой, никакими принуждениями невозможно заставить человека верить истинно,если сердце его не озарено любовью. И даже страх Божий, о котором тоже пишет НилСорский, служит лишь импульсом к духовному очищению, к тому, чтобы человекавсем сердцем возжелал познания великих евангельских истин Христовой любви.  
Такимобразом, «умное делание», открывающее людям истинную евангельскуюлюбовь, позволяют человеку, их постигшему, достигнуть состояния истинной,полной, «внутренней свободы», когда человек зависит лишь от Бога иболее ни от кого.
Учениеи практика преподобного Нила Сорского оказали огромное влияние на духовноеразвитие XVI века. Его духовные последователи, прозванные«нестяжателями», позднее попытались внести идеи преподобного Нила впрактику реальной общественно-политической жизни. Однако их усилия закончилосьнеудачей. И не только потому, что «нестяжатели» встретилисопротивление «иосифлян», которые в то время возглавляли РусскуюЦерковь. Скорее дело в том, что по самой своей сути, учение Нила Сорского — этопуть, изначально открытый для немногих, для тех, кто решил полностью отречьсяот мира и сосредоточиться на практике «умного делания». Следовательно,путь «умного делания» было невозможно применить в государственнойпрактике, и уж тем более не мог он стать основой государственной идеологии.
Косвеннымобразом это подтвердил и сам преподобный Нил Сорский, не признававший никакоймирской славы и жаждущий лишь успокоения. В своем завещании он«молил», чтобы его тело бросили в глуши, «да изъядятъ е зверие иптица». А, объясняя свою мольбу, он писал: «Мне потщание, елико посиле моей, что бых не сподобленъ чести и славы века сего никоторые, яко же вжитии семъ, тако и по смерти».
Учениеи практика преподобного Нила Сорского оказали огромное влияние на духовноеразвитие XVI в., став основанием «нестяжательства». Нил Сорскийканонизирован Русской Православной Церковью. День памяти 7 (20) мая.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Программное определение математических функций
Реферат Загрязнение гидросферы. Методы её защиты
Реферат Українська Центральна Рада
Реферат Проектирование базы данных интернет-магазина в СУБД MS ACCESS
Реферат Крупномасштабное предпринимательство и его роль в экономике страны
Реферат Проектирование корпуса системного блока
Реферат Планирование и прогнозирование развития отрасли растениеводства на примере колхоза "Россия" Илекского района Оренбургской области
Реферат Проектирование компилятора
Реферат Принципы и схемы лицензирования программного обеспечения
Реферат Риторические фигуры
Реферат Население России: Буряты
Реферат Аналіз діяльності та підвищення ефективності банківських операцій КБ ПриватБанк
Реферат Социально-политическая структура Китая в VII-VI вв. до н.э.
Реферат Финансово - хозяйственная деятельность страховой компании Росгосстрах
Реферат Отсрочка призыва на военную службу гражданам, проходящим обучение