Реферат по предмету "Религия и мифология"


Отношение современной молодежи к религии

Молодежь и религия
В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста,
и тьма над бездною,
и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
Все мы знаем, что так начинается самое главное писаниехристианства – Библия. Православие сыграло большую роль в истории нашей странытак и в формировании культуры. В данной статье мы попытаемся проанализироватьотношение современной молодежи к религии на примере христианства и частичнозатронем и другие верования.
Почему именно мы рассматриваем молодежь? Ведь именносовременная молодежь будет носителем культуры в том числе и религиозной в ближайшеевремя. Более старшее поколение от на все же немного отличается. Сегоднямолодёжь России — это 39,6 миллиона молодых граждан, 27 % от общей численностинаселения страны. В соответствии со стратегией государственной молодёжнойполитики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Понять особенности сознания иповедения верующей и неверующей молодежи в России можно, лишь учитывая наличиедвух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, это повышение популярностирелигии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов, с другой — развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознаниилюдей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей иидей.
В последнее время часто проводились исследованиярелигиозности молодежи. Одной из первых в постперестроечный период (февраль 1997 г.), всероссийских исследований религиозности современной российской молодежи стала работа С.А.Григоренко «Молодежные организации России и религия», в которой автор отмечал,что к верующим себя относят 39-46 % молодых россиян. Он указывал на размытостьрелигиозных представлений, но не выделял, во что именно верят молодые люди.
В конце 1990-х гг. Российским независимым институтомсоциальных и национальных проблем было проведено три общероссийскихисследования: первое — в ноябре-декабре 1997 г., два других — в октябре 1998 г. и апреле 1999 г. Они проводились с целью изучения религиозных взглядов молодежидо и после экономического кризиса 1998 г. в России. Верующими себя назвали 32,1 % опрошенных, колеблющимися между верой и неверием — 27 %, 13,9 %безразлично относятся к религии, неверующих -14,6 %. В отличие от предыдущегоисследования, в этом очевидно разделение респондентов на конфессиональныеподгруппы. Согласно этому исследованию, идентифицирующих себя как православныхможно найти не только среди колеблющихся (56,2 %), верующих всверхъестественные силы (24,1 %), но и среди индифферентных (8,8 %) и дажесреди 2,1 % неверующих.
Ретроспектива экономического кризиса 1998 г. в России позволяет нам делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данномэтапе, ведь, как известно, в 2008 г. вновь начался экономический кризис, причемуже мирового масштаба. С.А. Зутлером сделан вывод, что кризис августа 1998 г. и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственномировоззренческие — религиозные или атеистические — воззрения групп молодежи,но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическимсобытиям, экономическим и нравственным реалиям.
В 2000-х гг. религиозная ситуация сильного изменения непретерпела, результаты сопоставимы с исследованиями 1990-х гг. Согласнополученным Центром социального прогнозирования данным (2005 г.) наблюдаются рост религиозности (44,5 % молодых респондентов заявляют о вере в Бога),ослабление позиции сознательного безверия (8,8 % молодых респондентов не верятни в какие сверхъестественные силы). Однако религиозное мировоззрение узначительной части молодых верующих — особенно тех, кто склонен, следуясвоеобразной «моде», к внешней, показной религиозности — отличается размытостью,неопределенностью, отсутствием ясного содержания.
В это же время, в 2006 г., лабораторией проблем молодежи НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ было проведено исследованиерелигиозности молодежи, результаты которого рассмотрены Н.В. Клинецкой:верующих в Бога, но не соблюдающих религиозные обряды и правила, по России 58,2%, однако глубоко верующих — всего 2,3 %. При этом 80 % молодежи считают себяверующими в той или иной степени, но только половина из них являютсяприверженцами какой-либо конфессии, более 90 % склонны отдавать предпочтениеправославию. Н.В. Клинецкая отмечает, что среди многочисленных исследований,проводимых лабораторией проблем молодежи, данный опрос впервые зафиксировалвлияние религиозности молодежи на чувство патриотизма. В целом, как видим, запоследние 15 лет религиозность молодежи выросла. Если в 1997 г. С.А. Григоренко предоставляет данные о 39-40 % процентах верующей молодежи, то уже в 2006 г. Н.В. Клинецкая называет 58,2 % верующих в Бога.
Как показывают исследования религиозность выросла. Но это всеисследования, которые я, да и Вы лично не проводили. Давайте сами попробуемпроанализировать ситуацию. У многих есть бабушки и дедушки, да и родителикоторые ходят в церковь, соблюдающие церковные обряды. Кто слышал от них: «Неделай так, а то боженька накажет». Они нас учили, что надо ходить в церковь,благодаря этому молодежь до сих пор есть в церквях. Но редко кого туда тащили волоком,сами шли. Да и Библию, нам на ночь не читали, как то само получается, что мыинтересуемся церковью сами по себе. Кое-что мы переняли у старших поколений безособого давления с их стороны. Значит нам это надо. Мы сохранили веру,пронесенную русским народом через многие испытания, выдержали проверкусоветской атеистической эры и обеспечившей непрерывное единство и целостностьроссийской истории. Отсутствие сломанного моста с прошлым, обеспечившеерелигиозную преемственность посредством коллективной религиозной памяти, можнорассматривать в качестве необходимого условия религиозного ренессанса.
Но та ли это религиозность которую нам проповедуетправославная церковь? Религии предписывают человеку определенные нормыповедения и ограничения. чтобы следовать какому-то из вероисповеданий,требуются усилия длиной в жизнь. как правило, каждое из них считает свои нормылучшими, единственно спасительными и правильными. Сейчас же молодежной среде срелигией происходит любопытная трансформация. Во время сессии некоторыестуденты бегут в церковь, чтобы поставить свечку об успешной сдаче экзаменов.Затем они вновь ведут типично «студенческий» образ жизни, не отличающийся отобраза жизни средневековых студиозусов.
Отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным,высокодуховным. Так было во времена языческих богов, их пытались задобрить наудачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Молодежь начинает себя вестиблагочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том чтопри повседневной жизни не соблюдая церковных канонов. А те кто себя считаютневерующими, не смотря ни что отмечают такие церковные праздники как пасха ирождество.
Студенты отмечают в религии, в частности в христианстве,прежде всего «красоту». Для молодежи венчание – красивый обряд, и сегодня оностановится все более и более популярным. По мнению религиоведа, «венчание –торжественный обряд, и эта торжественность, когда звучат песнопения и когдамолодожены выходят из церкви под звон колоколов, привлекает молодых людей.Другой момент – венчание якобы «делает брак крепче», это обряд «на всякийслучай», «на удачу». Впрочем, как показывает статистика, церковные браки стольже легко распадаются, как и браки без венчания».
Для молодежи религия сейчас становится частью некой новойкультуры. Причем часто многое просто заимствуется из западных традиций. Кпримеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День святогоВалентина, Хэллоуин и День святого Патрика. Об этих праздниках спорят,духовенство называет их «кощунственными», а для молодежи они – лишь повод дляочередной вечеринки. При этом имена святых становятся «знаками без значения»,совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу.
Получается религия стала прагматичной, хотя на мой личный взглядона такой и была, только изменилась цель. Сейчас это для того, что это «хорошо»само по себе. А раньше этим пытались себе вымостить дорожку в рай.
А на самом деле……
Хочу оставить свое, сугубо личное мнение, которое вряд ликого интересует, но статья то моя, потому что хочу то и пишу: Из-за того чтопридумали рай и ад, религия оказалась кассой где за хорошие поступки продаютбилетики в хорошую загробную жизнь, а это есть – эгоизм, пусть и в несколькоиной форме. Бог может и есть, не знаю, но наверняка ему не надо былопреклонение и постоянное внимание с нашей стороны, у него и без того много дел.И если он, как говорит библия, нас любит, то он хотел бы, что мы жили хорошо.Так что давайте, давай те будем добрыми, честными, щедрыми, любящими и т.д. не длятого что бы попасть в рай, а сделаем здесь свой. Мир Вам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр
Реферат Изучение материала по теме Гидростатика
Реферат Поэма "Реквием" Анны Ахматовой как выражение народного героя
Реферат Своеобразие психологического анализа в романе Тургенева "Отцы и дети"
Реферат Мятежный дух лирики Лермонтова
Реферат Личность
Реферат В. Шекспир «Гамлет»
Реферат 2. описание проекта переселения «средняя карелия»
Реферат Мы наш, мы новый мир построим
Реферат Налоговое администрирование
Реферат 14 сочинений по литературе
Реферат Понятие и виды экономических споров. Подведомственность и подсудность
Реферат Влияние психодинамических особенностей личности на поведение в конфликтных ситуациях
Реферат А. С. Пушкина Государственный Литературный музей Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева международная научная конференция: «И. С. Тургенев и франция» (Москва, 24-27 ноября 2010г.) Программа
Реферат Особенности сказок Салтыкова-Щедрина