Инок Григорий (Круг)
Кричатмне с Сеира: сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но ещеночь.Исаия 21,11-12
Почитаниеикон в Церкви — как зажженный светильник, свет которого никогда не угаснет. Онзажжен не человеческой рукой, и с тех пор свет его не истощался никогда. Онгорел и горит и не перестанет гореть, но пламя его не неподвижно, оно горит торовным светом, то почти невидимо, то разгорается и превращается в нестерпимыйсвет. И даже когда все, что враждебно иконе, ищет угасить этот свет, одев егопокровом тьмы, не иссякает и не может иссякнуть. И когда от потери благочестияиссякают силы в создании икон и они как бы теряют славу своего горнегодостоинства, и тут не иссякает свет и продолжает жить и готов опять явиться вовсей силе и наполнить торжеством Фаворского Преображения. Думается, что и мысейчас находимся в преддверии этого света, и хотя еще ночь, но приближаетсяутро.
Почитаниеикон Православной Церковью покоится и неизменно утверждено на догматевоплощения Сына Божия. В этом исповедании Сына Божия — Света от Света, Богаистинна от Бога истинна, единосущна Отцу, воплотившегося от Духа Свята и МарииДевы — берет свое живоначальное основание тот неисчерпаемый источник, которыйнаполняет почитание икон, он берет свои истоки в самой тайне вочеловеченияХристова, истоки эти так же в существе своем непостижимы, как непостижиморождение Бога Слова.
Образи подобие Божие, вложенное Богом в человека при его создании, есть то условие,которое позволяет Творцу ощутимым, доступным созерцанию путем, выявить Себя вобразе человеческом. Эта некоторая Богообразность и Богоподобие человека,данные ему в самом его сотворении, есть уже некоторая первообразная икона,богоданный образ, неиссякаемый источник святости. Образ и подобие Божие,которые в самом человеческом падении не могут истлеть и должны неиссякаемообновляться, оживать, очищаться действием благодати и человеческого усилия,подвига, непрестанно как бы писаться в глубинах духа. Подвигом — преподобием — пишется образ Божий внутри человека, и это созидательное усилие, непрерывное инеотъемлемое, является основным условием жизни человека, как бы неустаннымнапечатлением образа Христова на основе души Бог Славы вочеловечился, принял насебя все человеческое от Приснодевы Марии, чтобы спасти и восстановить образБожий, вложенный в человека от его создания и непрестанно омрачаемый растлениемпадшей человеческой природы, пораженной грехом. И Христос в воплощении Своем являетсявосстановителем образа Божия в человеке, и, можно сказать, — более чемвосстановителем, — полным и совершенным исполнением и осуществлением образаБожия, иконой икон, источником всякого святого образа — Нерукотворным образом,Живым Иерусалимом. Вот отчего Церковь в защите и утверждении почитания иконнеизменно опирается на догмат воплощения Христова, на полноту вочеловеченияБога Слова, и иконой, освящающей всякое святое изображение, полагаетНерукотворный образ Христа, отпечатленный Самим Господом на убрусе.
Итак,образ, чудесно напечатленный Самим Спасителем на убрусе, стал свидетельствомнеложности вочеловечения Христова — живой иконой истины Боговоплощения,изображением самого догмата воплощения Божия. И всякая икона находится вовнутренней зависимости от Нерукотворного Образа, как вода реки имеет своимначалом родник, который рождает эту реку. Нерукотворный образ становитсякраеугольным, ключевым в ряде других икон, и именно поэтому Церковь избралаэтот краеугольный камень как знамя своего торжества. Она, как икона, венчаетцерковное исповедание Христа воплотившегося, и вслед за ним и всякая иконаговорит и свидетельствует о том же.
Изнамя это, поднятое церковно, делит мир пополам, разделяет его на двенепримиримые части. По определению ап. Иоанна Богослова, «всяк, ижеисповедает Бога, пришедшего во плоти, от Бога есть». Несокрушимой печатьютакого исповедания и является икона Христа, равно как и Матери Божией, и иконаСвятой Троицы. И Церковь призывает всех встать под это победоносное знамя. Отвергающиеего, а вместе и почитание всякой иконы, могут не выдержать испытания иоказаться вне исповедания полного и совершенного вочеловечения Христова. Апотеряв это исповедание, становятся вне спасительного града и до концасовлекаются победы. «Всяк, не исповедующий Христа, пришедшего во плоти,несть от Бога, но есть антихристов». Так икона Христа, а равно и МатериБожией, Пресвятой Троицы и святых, становится радостью для всех, принявших ее,и оградой и знамением победы, победившей мир.
Можносказать, что свет Преображения Христова наполняет иконы собою, освещает их,является для них тем созидательным началом, которое определяет саму природуиконы, придает ей то, без чего она не может в полном смысле слова именоватьсясвятой иконой. Без этой действенной силы Преображения икона не может стать тем,чем она должна и призвана быть. Седьмой Вселенский Собор (787 г.) очень твердоопределяет природу почитания икон, которое должно быть в Церкви. Определениеобраза переносится на Первообраз. К этому основанию отцы Собора возвращаютсянеоднократно. Определение это, по основному смыслу, нельзя отнести копределениям временным, имеющим относительное, преходящее значение.
Перенесениемчести, воздаваемой образу, на Первообраз уже определяется и природа самогообраза. Образ, чтимый Церковью, должен быть сообразен Первообразу. Он не можетзаменить Первообраз или препятствовать восхождению молитвенного сознания кнему, но должен быть причастен этому нескончаемому бытию, долженсвидетельствовать о Божественной Славе, Трисолнечном Свете Божества.
Иконаявляется святым завершением неокончательно поврежденных человеческих усилийсоздать образ-изображение. Икона стремится возглавить всякое чистое усилие,выраженное в искусстве. Усилие запечатлеть, сохранить для жизни все, что дорого,и, думается, — в первую очередь черты человеческого лица, человеческого облика.Потому что святая икона, положенная в основу всех изображений, — это иконавочеловечения Божия, Нерукотворный Лик Христа.
Ивсякое изображение человеческого лица возводится или ищет подняться к образуХристову и получает эту возможность силою снисхождения Христова, силоювочеловечения Божия. Воплощение Бога Слова и вочеловечение, как дано этодвойное определение в Символе Веры, и является для всякого человекавозможностью приобщения к божественной жизни, приобщения ко Христу.
Именноснисхождение Божие породило восхождение человеческого рода к Богу. Человечествовостекает к иному образу бытия. И все человеческое, отмеченное исканием бытие,имеет надежду приобщиться к божественной жизни. И все проявления человеческие,не только возвышенные, но подчас и едва видимые и совершенно незначительные,носят в себе частицу Божественного Света. И то, что в человечестве лишено этогоСвета, томится и мучается, и неведомо для себя ищет одеться в этот Свет иизмениться таинственным божественным изменением.
СедьмойВселенский Собор не определяет, какое вещество должно быть взято для создания идля написания иконы, только указывает, что материал, избранный для нее, долженбыть прочен. Собор благословляет писать иконы на стенах, красками и мозаичнымиплитками, и на досках, делать изображения на металле и на камне и инымиспособами. И в этом смысле дает всякому искусству послужить созданию икон иблагословляет и освящает всякий материал, различное мастерство и различные видыискусства. Церковь не отвергает краски, растертые на воске, какой была живописьпервых веков, или на яичном желтке, — об особо избранный способ иконописания,освященный церковной традицией. Церковь благословляет и иконы, написанныекрасками, растертыми на масле и на различных видах смол, на лаках и навсевозможных составах. Все это богатство применяемых в иконах веществ можетстать достоянием Церкви и освятиться и благословиться...
АпостолЛука, написавший первые иконы, — Божией Матери со Спасителем Младенцем на рукахи Спасителя, по преданию, написал их воском — способом энкаустики. Он не создалкакого-либо нового способа живописи, до него не существовавшего, но написалтак, как было принято в его время. Написал тем способом, который былраспространен в античном мире. Апостол Лука не отнесся с пренебрежением к тому,что было создано в языческой, чуждой откровения, почти лишенной света культуре,но использовал приемы этого искусства и освятил их.
Неслучайно Церковь, начиная от апостольского времени, восприняла приемы некультового искусства, не искусства, связанного с изображениями,предназначенными для языческих храмов, но искусства простого, которое былосвязано непосредственно с жизнью. Быть может, наиболее близкими иконе изображениямибыли портреты, и в особенности портреты, которые писались для того, чтобысохранить черты покойного человека. По обычаю, сложившемуся еще до РождестваХристова, в склепах помещали надгробные портреты усопших. Особенно многосохранилось портретов Александрийской школы, написанных способом энкаустики.Несколько таких портретов, прекрасно сохранившихся, находится в Лувре, и, глядяна эти портреты, сразу и невольно думаешь о ранних иконах. Так близки, таксродни им эти портреты. Видимо, и апостол Лука, первый в Церкви иконописец, накотором почило, по преданию, благословение Божией Матери, был в приемах своегоискусства очень недалек от современных ему портретистов, и близость эта неслучайна.
Донас не дошли иконы, непосредственно написанные апостолом. Хотя многие древниеиконы приписываются апостолу Луке, но надо думать, что они ведут своевозникновение от икон, написанных апостолом Лукой, приближаются к ним,сохраняют некоторое преемство, однако вряд ли какая-либо из дошедших до насикон является непосредственным трудом святого апостола и евангелиста.
АпостолЛука был образованным в античном смысле человеком, видимо, изучал он исовременную ему живопись. Надо думать, что когда он писал Матерь Божию иХриста, то придерживался правил и приемов того искусства, которому был обучен.Судить об этом, хотя бы отчасти, можно по тем священным изображениям, которыесохранились от первых веков христианства. Думается, что такая преемственностьиконы от живописи античного мира была, и преемство это бесконечно драгоценно.Так благословилась, так не осталась чуждой Церкви культура, не знавшая полнотыОткровения, так не было отвергнуто усилие многих поколений создать достойноеизображение человеческого лица, изображение человека, которое почти всегда донекоторой степени является священным, вернее, являет в себе, едва зримымобразом, эту возможность.
НаСедьмом Вселенском Соборе неоднократно упоминалось изображение Христа в виденебольшого памятника, который был поставлен исцелившейся от течения кровиженой, упомянутой в Евангелии. В Риме существовал обычай ставить памятники темлюдям, которые оказали особое благодеяние, и женщина, освободившаяся от течениякрови прикосновением к одеянию Спасителя, поступила так же. Вернувшись к себе,она обратилась к художнику с просьбой сделать памятник, изображающий Христа.Так скромный памятник стал одной из первых икон Христа, он освятился тем, чтоизображал не просто человека, но воплощение Слова Божия, и на памятник этотизлилась Божественная благодать. К нему стали приходить, ища исцеления, иполучали исцеление от болезней. Предание говорит о том, что у основанияпамятника стала расти трава, и она также имела целебное свойство. Ее собирали иисцелялись ею.
Историяпамятника приоткрывает тайну изображения. В самом обычае отблагодарить того,кто заслужил благодарность, уже кроется некоторое благословение, и оно неосталось праздным, оно увенчалось, освятилось действием Божиядомостроительства. Из множества таких памятников один стал избранным, на негоизлилось благословение, и тем освятился весь обычай, освятился и трудхудожников, и усилия тех, чьей волей ставились эти памятники. Все, что былодоброго, освятилось, коснувшись Церкви, стало путем к незаходящему светубудущего дня.
Какчасто священные изображения, почти не отличаясь своим видом друг от друга, вделе домостроительства несут совершенно различное служение.
Знамена-хоругви,внесенные в храм, вливаются в поток литургического действия, становятсядостоянием богослужебной жизни.
Знамяже, стяг, собирающий войско, совершенно иначе (но так же благословенно)участвует в жизни народов, определяя их судьбы на полях брани.
Такмы видим образ Знамения Божией Матери, догматически выражающий воплощение БогаСлова, в запрестольном своде алтаря, в пророческом чине иконостаса, нахоругвях, государственных печатях и, наконец, на монетах, в особенностиотчеканенных по повелению византийских императоров. Так иконы, назначениекоторых служить молитве, осуществляют свое спасительное действие в миру, могутпокинуть храм, оказаться в музее или у любителя искусства, попасть на выставку.Такие несоответствующие для иконы условия не случайны, не бессмысленны. Этодействие неустанной божественной заботы о мире, ищущей привлечь, собратьрасточенное и возвести низверженное. Этим действием пламенной любви Божией кпадшему наполнена вся Церковь, наполнено и почитание икон, и в свете этогоблагодатного произволения, и только в нем, становится понятным отсутствие раз инавсегда отмеренных границ в жизни священных изображений.
Такиногда скромное, лишенное высоких художественных достоинств изображение, посвоему стилю более близкое светской живописи, чем иконам, Божиим смотрениемвозводится на высоту полного богослужебного почитания.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/