Реферат по предмету "Религия и мифология"


Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди мусульман Российской империи

С. А. Каримова
Нижневартовский государственный педагогическийинститут
Сдавних времен миссионерство являлось одной из основных задач христианскойцеркви. В Российской империи миссионерская деятельность была исключительнойпрерогативой Русской православной церкви, все остальные религиозные организациине имели права привлекать неофитов.
Вто же время, миссию среди нехристианского населения России нельзя рассматриватькак чисто церковную инициативу. В значительной степени она направляласьгосударством, которое ставило перед церковью определенные задачи в рамках своейвнутренней политики. Правительство желало ускоренной русификации (понятия“русский” и “православный” считались синонимами) и рассматривало церковнуюмиссию именно с этой точки зрения.
Но,исходя из текущих политических интересов, Русское государство нередкопрепятствовало обращению в православие отдельных нехристианских народов, в т.ч.и мусульман.
Миссионерскаядеятельность Русской православной церкви среди мусульман Российской империи небыла предметом специального исследования в историографии.
Однаков работах дореволюционных, советских и современных авторов, посвященных историиконфессиональной политики, в той или иной степени затрагивались проблемы,связанные с миссионерской деятельностью церкви среди мусульманского населения.
Особенностьюдореволюционной историографии было то, что большинство ее представителейявлялись идеологами миссионерской деятельности и священнослужителями(миссионерами) [1]. С одной стороны, это несомненно повышает источниковуюценность их работ, так как авторы использовали собственные наблюдения. Сдругой, объясняет недочеты их трудов: непосредственные участники событий немогли быть вполне объективными.
Вместес тем, следует отметить, что дореволюционные исследователи в своем большинствебыли далеки от идеализации миссионерской деятельности среди мусульманРоссийской империи. Значительное внимание в их работах было посвящено неудачами ошибкам этой работы. В то же время, одной из характерных черт дореволюционнойисториографии, можно считать гипертрофированное ожидание будущих успеховмиссии.
Вособую группу следует выделить работы историков Русской церкви: А.П.Доброклонского, Н. Тальберга, А.В. Карташева, И.К. Смолича [2].
Трудыэтих авторов носят, как правило, компиляционный характер, т.к. представляютсобой учебные пособия по истории Православной церкви. Миссионерскаядеятельность, в контексте данных исследований, освещена как одна их основныхзадач христианской церкви.
Всоветской историографии проблема миссионерской деятельности разрабатываласькрайне незначительно [3]. Характерной чертой подобных исследований становиласьрезко негативная оценка миссионерства, а также искажение исторических реалий вугоду конъюктурным соображениям.
Висториографии современного периода по рассматриваемой проблеме четкопрослеживаются три основных направления.
Представителипервого (Ф. Брайен-Беннингсен, С. Фаизов, Л.А. Ямаева) придерживаются тогомнения, что миссионерская деятельность среди мусульманского населения оказалапагубное воздействие на развитие мусульманского сообщества. [4]
Ихоппоненты, которые в большинстве своем являются деятелями Русской православнойцеркви (С. Бородин, Л.Картавенко, П.Рязанов), полагают, что православная миссиянесет миру, в том числе мусульманскому, спасение, соответственно дело ее“благое” и “богоугодное” [5].
Представителитретьего направления (Р.Г. Ланда, А.В. Малашенко, Е. Воробьева), стараются датьобъективную картину (основанную на широком круге источников) православноймиссионерской деятельности среди мусульман Российской империи [6].
Несмотряна убежденность христианских миссионеров в том, что “в странах, где мусульманенаходятся под христианским владычеством, деятельность миссионеров возможна,поскольку ислам не в состоянии оказывать миссионерам полного сопротивления”[7], возможности православной миссии среди мусульманского населения Российскойимперии оказались крайне незначительными в силу факторов внешних и внутренних.
Кпервым можно отнести несовершенство законодательства, которое не учитывалонасущных проблем миссии и конкретных условий местности; недостаточностьматериальной поддержки со стороны государства и общественности; непопулярностьв российском обществе идеи миссионерского служения.
Многообразиефакторов внутренних позволяет представить их в виде нескольких групп:
отсутствиеразработанной программы действий миссии;
нехваткаслужителей миссионерскому делу, которые бы отвечали требованиям православногоблагочестия;
спецификамиссионерской работы среди мусульманским населением, а именно:
А)Негативное восприятие христианства как религии завоевателей, так какраспространение православия среди мусульман России находилось в связи спокорением Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств;
Б)Сложность христианской догматики для мусульманина. По мнению одного изтеоретиков миссионерской деятельности Н.П. Остроумова, “…мусульманину болеевсего затрудняет переход в христианство – христианская догматика. Еще самМухаммед внушал своим приверженцам, что христианское учение о троичности лицбожества есть многобожие, и никогда еще не удавалось убедить мусульманина впротивоположном” [8].
В)Опасение агрессивной реакции со стороны многомиллионного мусульманскогонаселения, которое, заставляло “считаться с … далеко не спокойным настроениеммагометан России, чтобы не создать в ближайшем будущем нового политическоговопроса татарско-магометанского”[9].
Систематическаямиссионерская работа Русской православной церкви среди мусульман Российскойимперии берет начало с середины XYI в. после завоевания Казанского ханства. В1555 г. была основана Казанская архиепископия, ставшая центром обращения вправославие не только мусульман Поволжья, но и всей России. Каких либозначительных отличий в миссионерской работе среди мусульман в этот период ненаблюдалось. В отношении всего неправославного населения использовалсястандартный набор методов: от прямого принуждения до материальноговознаграждения.
Покровительственнаяпо отношению к исламу политика, проводимая Екатериной II, оградила мусульман отадминистративного и государственного принуждения в духовных делах. Сликвидацией в 1764 г. Казанской новокрещенной конторы вся миссионерская работасреди мусульман была лишена государственной поддержки. Вплоть до середины XIXв. миссионерская деятельность среди мусульманского населения оставалась скорееличным почином отдельных епископов и монастырей, а не целенаправленнойдеятельностью церковной и гражданской власти. Более того, в отдельных регионах,например, в казахских землях, священникам было запрещено крестить казахов безспециального разрешения российской колониальной администрации [10]. Кромеэтого, невзирая на уголовную ответственность за отпадение от христианства, с60-х гг. XYIII в. наметилась тенденция к возвращению новообращенных в прежнююверу.
Такимобразом, миссионерская деятельность среди мусульман Российской империи в периодс последней трети XYIII в. и до середины XIX в. практически не велась.
Расцветактивности в “деле ко утверждению вере христианской” пришелся на вторуюполовину XIX в. “Полнейшее отречение новокрещенных от христианства”, о которомсообщалось в отчетах епархиальных архиереев с самого начала XIX в., вызывалоопасения не только православной церкви, но и правительства империи и такимобразом стало одним из факторов развития подвижнической деятельности.
Огромнуюважность для развития методологической базы миссионерской деятельности Русскойправославной церкви дало осознание необходимости специфических приемов исредств при работе с мусульманами.
Вплотьдо первой трети XIX в. различий между исповеданиями миссионеры не проводили[11]. Первые миссии для отдельных мусульманских народов появились в 30-е гг.XIX в. в Вятской, Пермской, Самарской и Оренбургской епархиях.
Однаков атмосфере либерализма, установившейся после 1861 г. непосредственнаямиссионерская деятельность среди мусульман была малоуспешна. В качествеальтернативы миссия развернула активную работу среди крещеных из мусульман,направленную на ограждение их от влияния ислама.
Вовторой половине XIX в. появился ряд организаций и институтов, которые готовилимиссионеров, способных вести антиисламскую дискуссию. Так, например, Казанскаядуховная академия в 1854 г. открыла “Миссионерский противомусульманский отдел”.В то же время важно отметить незначительность результатов деятельностиакадемии. Они сводились к публикациям православной литературы и разработкерекомендаций миссионерам по методике религиозной полемике с мусульманами.
Организационноеоформлении антимусульманской миссии завершилось основанием Православногомиссионерского общества (1865 г.). В помощь миссионерскому обществу на местахучреждались епархиальные комитеты. За первые 25 лет деятельности обществакомитеты появились в 43 епархиях [12].
Развитиюантиисламской деятельности способствовало появление большого количестваантиисламской миссионерской литературы, в том числе периодической (журналы“Миссионерское обозрение”, “Православный благовест”, “Православный собеседник”и др.)
С1887 г. стали проводиться миссионерские съезды. Одним из наиболее важныхсъездов, посвященных проблеме действия православной миссии среди мусульманскогонаселения, был миссионерский съезд в Казани, проходивший с 18 по 26 июня 1910г. На съезде высказывались требования отмены льгот и привилегий местной знати,порывающей с христианством и возвращающейся в ислам. Также рассматривалсявопрос о прекращении доступа турецким и иранским агентам, осуществляющимрелигиозную пропаганду. В секции противомусульманской прессы обсуждались мерыпротиводействия панисламистской и пантюркистской пропаганде как в русскойпечати, так и в печати на местных языках. Помимо этого съезд принял решение онеобходимости привлечения в миссию женщин для работ среди мусульманок. Былопризнано целесообразным распространять православие через женские монастыри, гдемусульманок можно было бы обучать помимо прочего и сельскому хозяйству. Крометого, съезд требовал от правительства большего внимания мусульманскому вопросуи поощрения миссионерской деятельности среди мусульман [13].
Важностьпротивоисламской пропаганды подчеркивалась и в отчетах о деятельностиепархиальных комитетов. Так, существовал особый раздел, посвященный “успехам”противомусульманской миссионерской деятельности.
Вотчете Оренбургского епархиального комитета за 1898 г. сообщалось, что “деломиссии против ислама, начавшееся очень недавно… в настоящее время окрепло, стоитна почве твердой и может без опасения смотреть на будущее” [14].
Наиболееуспешным методом антиисламской пропаганды признавалось школьное образование (в1898 в миссионерских школах при станах Оренбургской епархии обучалось около 180детей “не только поселенцев, но и “киргизов и других инородцев” [15].
Для“укрепления” бывших мусульман в новой вере миссионеры и идеологи миссионерствапредлагали выделять крещеных “инородцев” в особые общества с принадлежащими имземельными наделами” [16], а также улучшать их экономическое положение, вплотьдо открытия обществ взаимопомощи.
Всвязи с тем, что русское руководство в мусульманских районах, в частности вТуркестане, старалось “как можно менее входить во внутренний распорядок(местного населения — С.К.), предоставив им ведаться своими обычаями и своимивластями”[17], характерным было стремление церкви привлечь к делу миссии иадминистративные ресурсы.
Так,в начале XX в. священник С. Багин писал: “нужна дружная работа не толькодуховенства и специальных миссионеров, и всех вообще деятелей народногопросвещения, но и гражданской власти”[18].
Вреальности миссионеры, работающие с мусульманским населением применяли двегруппы методов: методы “непосредственные” и “посредственные”.
Методынепосредственные выражались в “многочисленных и продолжительных разъездахмиссионеров по … аулам со словом проповеди” [19].
Ккомплексу методов косвенных или, как они тогда назывались, “посредственных”относились: “поднятие религиозно-нравственного уровня русского населения”,“проведение религиозно-нравственных чтений в здании миссионерской школы”,“учреждение церковно-приходских обществ трезвости”, “разработка проектов,соответствующих местным условиям, а также организация миссионерскихцерковно-приходских братств для борьбы с исламом” [20].
Насодержание миссии расходовались значительные суммы: по нашим подсчетам,основанным на анализе статистических данных, приведенных в “Обзоре деятельностиведомства Православного исповедания за время царствования императора АлександраIII”, на крещение одного мусульманина в среднем затрачивалось около 267 руб., вто время как в целом по России этот показатель равнялся 77 руб. [21].
Анализотчетов епархиальных комитетов за вторую половину XIX в. позволяет утверждать,что “организацию широкомасштабного наступления на ислам” православная церковьсчитала делом будущего.
Главнойже задачей православной миссии в упомянутое время, как отмечалось вмиссионерской литературе, было “сохранение в стаде инородцев христиан” [22].
ИзданиеМанифеста 17 Апреля 1905 г. “свело миссионерскую деятельность почти до нуля…”[23]. Возможность перехода из одного вероисповедания в другое, предоставленнаяроссийским гражданам, была использована многими бывшими мусульманами.
Насегодняшний день не существует точной информации о численности мусульман,“отпавших” от православия. По сведениям Н.А. Смирнова, за 1905-1907 гг. изправославия в ислам вернулось около 36 тыс. крещеных татар и башкир [24]. Поданным, представленным Ф. Брайн-Беннингсеном, примерно 50 тыс. татар оставилиправославную церковь сразу же после издания Манифеста 1905 г. [25]. Кроме того,можно предположить, что отпавших от православия было намного больше, т.к.далеко не все регистрировали изменение веры в полиции.
Помимоэтого, после 1905 г. изменилась сама цель миссии. Если в конце XIX в. онапредставляла собой “укрепление в вере” крещеных из мусульман, привлечениенеофитов и противодействие “мусульманской пропаганде”, то после изданияМанифеста она свелась до удержания крещеного населения в лоне православнойцеркви и “охраны” новообращенных от влияния исламской пропаганды [26]. Какпризнавали сами миссионеры, их деятельность в начале ХХ в. приобрела характер“оборонительный, а не наступательный” [27].
Список литературы
СпасскийН. Потребность православной миссии для Букеевской орды. М., 1895; Остроумов Н.Колебания русского правительства во взглядах на миссионерскую деятельностьправославной русской церкви. Казань, 1910; Архиепископ Серафим (Соболев)Русская идеология. СПб., 1992; Багин С. Об отпадении в магометанство крещеныхинородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления. Казань,1910; Матвеев С. Два дня среди крещеных и отпавших инородцев (из дневникамиссионера). М., 1902, и др.
ДоброклонскийА.П. Руководство по истории Русской церкви. М., 1999; Карташев А.В. Очерки поистории Русской церкви. М., 1997; Смолич И.К. История Русской церкви: В 8 т.М., 1997; Тальберг Н. История Русской церкви. М., 1997.
ГороховВ.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань,1941; Климович Л.И. Ислам в царской России. М., 1936.
Брайен-БеннингсенФ. Миссионерские организации в Поволжье во второй половине XIX в. //Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Отв. Ред.Абдуллин Я.Г. Казань, 1994; Фаизов С. Ислам в Поволжье: VIII – XX вв. М., 1999;Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999.
См.журнал “Миссионерское обозрение”, газету “Мирт”
ВоробьеваЕ. Политика России среди мусульман. СПб., 1999; Ланда Р.Г. Ислам в историиРоссии. М., 1995; Малашенко А.В. Мусульмане СНГ. М., 1997.
ОстроумовН. Исторический очерк взаимных отношений между христианством и мусульманством.СПб., 1888. С. 47.
Тамже. С.46.
ОстроумовН. Колебания русского правительства… С. 8-11.
ГорбуноваС.В. Политика Российской империи в Младшем Казахском жузе. М., 2001. С.175-185.
См.:Смолич И.К. История … С. 213.
Обзордеятельности ведомства Православного исповедания за время царствованияимператора Александра III. СПб., 1901. С. 363.
СмирновН.А. Миссионерская деятельность церкви (Вторая половина XIX – 1917 г.) //Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 450-451.
Отчето деятельности Оренбургского епархиального комитета Православногомиссионерского общества за 1898 г. Оренбург, 1899. С. 25.
Тамже.
Современноедвижение в среде русских мусульман. Исследование Епископа Алексия, ректораКазанской Духовной Академии. Казань, 1910. С. 39.
Материалыпо истории политического строя Казахстана (со времени присоединения Казахстанак России до Великой Октябрьской Социалистической революции). Алма-Ата, 1960. Т.1. С. 251.
БагинС. Об отпадении в магометанство … С. 35.
Отчетыо деятельности … за 1898 – 1905 гг. Оренбург, 1899-1906.
Тамже.
Обзордеятельности … С. 237-239.
Брайен-БеннингсенФ. Миссионерские организации…С. 135.
БагинС. Об отпадении в магометанство … С. 23.
СмирновН.А. Миссионерская деятельность … С. 397.
Брайен-БеннингсенФ. Миссионерские организации … С. 123.
БагинС. Об отпадении в магометанство … С. 20.
Тамже.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sciteclibrary.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Смешение красок Основные характеристики и свойства цветов
Реферат Труднощі періоду адаптації п'ятикласників до нових умов навчання
Реферат Оценка факторов риска и их влияние на формирование устойчивости к кислородной недостаточности
Реферат The Snake Pit Essay Research Paper The
Реферат Помол зерна, его сортировка и получение кукурузной крупы
Реферат Развитие творческих способностей учащихся на основе использования инновационных технологий в образовательном
Реферат 12. Основные подходы к пониманию и исследованию мышления в психологии. Характеристика основных видов и процессов мышления. Индивидуальные особенности мышления
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «мировая экономика и международные экономические отношения» Направление подготовки 080100. 62 Экономика
Реферат Внешняя политика стран Скандинавии в конце XIX – начале XX в.
Реферат Влияние ультрафиолетовых лучей на организм человека
Реферат Ren Descartes Essay Research Paper Prove
Реферат Аналіз регуляторного впливу проекту тарифів на послуги централізованого водопостачання, які надає кп «Терпіннівське»
Реферат Проблемы сознания в феноменологии
Реферат Моделирование среды воспитания духовно творческой личности дошкольника
Реферат Страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним