Реферат по предмету "Религия и мифология"


Мир культуры Ислама

Содержание
Введение
1. Ислам:образ жизни и стиль мышления. Этика ислама
1.1 Истоки возникновения ислама и влияние религии на образжизнь и стиль мышления человека
1.2 Исламская этика
2. Архитектураислама
3. Суфийскаяпоэзия XI–XIV в.в.
Заключение
Библиографический список

Введение
Каждаярелигия и вероучение имеют свою неповторимую историю возникновения и развития. Исламне стал исключением. Зародившись в VII столетии на благодатной землеАравийского полуострова, ислам – как религия, распространился по миру и наданный момент исчисляется почти 1,5 миллиардами приверженцев.
Прежде чемстать одной из мировых религий, ислам прошел долгий путь к признанию ипочитанию. История исламаначинается с момента рождения Мухаммеда,который впоследствии стал великим пророком, вещавшим религиозные истины,ниспосланные Аллахом. О самом Мухаммеде сохранились скупые данные: известно,что он родился в Мекке, что его родители рано умерли и что мальчик долгое времяжил с торговцами. Жизнь Мухаммеда практически не отличалась от жизни другихжителей Аравии. Однако все изменилось в один миг, когда сорокалетний мужчина вовремя молитвы услышал голос, призывавший его нести в народ знания, какиепроповедовала новая религия – ислам.
Первымислушателями проповедей Мухаммеда стали его родственники, со временем же кругпочитателей нового учения стал расширяться. И ислам, уже религия, началраспространяться по территории всего Аравийского полуострова и за егограницами. Стоит отметить, что через Аравию в те далекие века пролегалимногочисленные торговые дороги, соединявшие Восток и Средиземноморье. А скараванами приходили разные люди, имевшие свои религиозные предубеждения.Именно поэтому возникновение исламапроисходило в условиях политеизма.Возникновение ислама проходило довольно интересно – ислам испытал на себевлияние и язычества, и христианства, и буддизма. Однако нельзя однозначносказать, что религия исламподражает другим вероучениям, образовавшимсязначительно раньше мусульманства. Ислам в первую очередь самостоятельная исамобытная религия, объединившая в себе знания, накопленные другимиверованиями, но в тоже время создавшая свои уникальные законы, следованиекоторым стало смыслом жизни для всех праведных мусульман.
Существуетпять непреложных истин, их соблюдение свято чтит ислам. Основополагающимсчитается исповедание. Признав Аллаха единым Богом, а Мухаммеда его пророком,можно стать правоверным, которому предписаны молитвы, пост, подача милостыни иобязательный хадж к святым местам.
Культураисламамногогранна, но в тоже время она,определенно, базируется на вере и религии. Религия ислам диктует правила одеждыи поведения в обществе, является советчиком в разрешении любых семейных иправовых споров. Практически все законы ислама высказаны в священной книгемусульман – Коране. Кроме того, культура ислама породила и своеобразнуюархитектуру. Архитектура исламанашла свое выражение в уникальныхсооружениях – мечетях, призванных стать священным местом для любогомусульманина, произведения искусства – в самом знаменитых трактатах писателейвостока, в том числе Омара Хаяма.
Актуальностьтемы работы состоит в том, что порой бывает сложно постигнуть что же такоеислам, ведь наряду с понятностью и кажущейся простотой, ислам остается закрытойрелигией, в которой есть свои тайны и загадки.
Цельюнаписания контрольной работы является рассмотрение культурного мира ислама.
Объектизучения в работе – религия ислам и влияние ее на мысли, стиль жизни,творчество и поэзию людей Востока, предмет – священные писания, Коран,традиции, по средством которых сформировалась данная культура.
Задачи,которые необходимо решить в процессе написания работы представляют собойрассмотрение:
1)  образа и стиля жизни в исламе;
2)  архитектуры ислама;
3)  поэзии XI–XIV в.в. в исламе;
4)  этики и морали ислама.
Методы,применяемые в работе при изучении культуры Востока в исламе – исторические.
Литература,используемая в работе – писания об исламе, труды историков и культурологов, Энциклопедиямирового искусства.
Практическаяи теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней рассмотрены основныеаспекты идеологии ислама и отражены главные моменты, способные повлиять накультуру и творчество, а также мышление людей Востока.

1. Ислам: образ жизни и стиль мышления. Этика ислама
1.1 Истоки возникновения ислама ивлияние религии на образ жизнь и стиль мышления человека
«Ислам, мусульманство(арам.) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом),возникшая в VII в. в Аравии.
Вероучение изложено вКоране. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллахизбрал своим «посланником», пророком. Основу исламского учения составляетстрогий монотеизм (единобожие – вера в Аллаха. Аллах един, всемогущ, онсоздатель вселенной), признание Корана вечной, несотворенной священной книгой,вера в воскресение мертвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и другихобрядов». [1]
Ислам как системадуховных ценностей родился на Ближнем Востоке от одного корня с иудаизмом ихристианством. Пророк Мухаммед – основатель ислама и первой общины мусульман,был хорошо знаком с обеими религиями. Благодаря этой связи в исламе, в отличиеот старых восточных религий – индуизма, буддизма – достаточно ярко выраженаидея развития. Ислам в буквальном смысле значит путь к спасению.
Возникновение ислама как монотеистической религии, провозглашенной пророкомМухаммедом и изложенной в Коране, самым непосредственным образом связано снеобычайно сложным периодом истории, который переживали народы, населяющиеАравию. Осуществлялся переход от безгосударственного к государственному строю,появлялись новые формы общественных и хозяйственных отношений, рушилисьтрадиционные связи между людьми, в борьбе, сомнениях и противоречияхскладывались новые. Прежние верования в многочисленных племенных боговпостепенно сменялись верой в единого бога – Аллаха. Культ Аллаха в конечномсчете трансформировался в идею предопределенности человеческой судьбы,покорности воле бога. Ислам – религия мусульман (от араб, «муслим» – предавшийсебя Аллаху).
Основатель новойрелигии Мухаммад сын Абдаллаха, которого мусульмане считают пророком, особоотмеченным божественной благодатью, человеком, получившим божественноеоткровение, родился в городе Мекке (центр провинции Хиджаз) около 570‑гогода.
Будучи уже зрелыммужем, Мухаммад обратился к своим землякам (они были язычниками) с проповедью отом, что мир создан единым Богом – Аллахом (слово Аллах по-арабски означает«бог»). О том, что в конце времен Аллах подвергнет человечество страшному суду,накажет нечестивцев и наградит праведников.[2]
С научной,религиоведческой точки зрения, невозможно отрицать преемственность религиознойпроповеднической деятельности, которая с первой половины первого тысячелетиянашей эры и до эпохи пророка Мухаммада развивалась среди народов семитских,родственных арабам и евреям.
Можно говорить о рядепричин, породивших ислам. Прежде всего, это причины социального, общественногохарактера: патриархальное аравийское общество, в котором жил Мухаммад,переживало период серьезных изменений, совершался переход к классовымотношениям. И этому новому нарождающемуся обществу была нужна новаяидеологическая система – ею и стал ислам.
Причины другого рода,вызвавшие появление мусульманской религии, носят культурно-историческийхарактер. Ближний Восток – родина не только ислама, но и двух других крупнейшихрелигий – христианства, которое возникло за шесть с лишним веков до ислама, ииудаизма, его корни уходят в еще более отдаленные века.
Ислам воспринялиудейско-христианскую космогоническую мифологию, а также учение о конце света.Подобно иудеям и христианам, мусульмане верят в то, что мир был создан Богом(Аллахом), что первыми людьми были Адам и Ева, обитавшие в раю, а затемизгнанные на землю. Что от них и пошел род людской. Правда, в отличие отхристиан, мусульмане не считают, что Адам и Ева были изгнаны из рая загрехопадение и что природа человеческая несовершенна.
Мусульманскиебогословы полагают, что взгляд ислама на земное бытие человечества болееоптимистичный, нежели в христианстве. Согласно мусульманскому вероучению мир, вкотором живут люди, конечен в своем существовании. В некий момент, известныйтолько Аллаху, он уничтожит Небеса и Землю. Люди, как живые на то время, так имертвые, восставшие из могил, предстанут пред Страшным Судом. И тогда грешникиокажутся в аду, где будут вечно гореть в огне, а праведники – в раю.
Согласно исламучеловек после смерти сразу же, в зависимости от своих земных деяний, обретаетопределенное место в загробном мире. Однако на Страшном Суде Аллах приметокончательное решение о том, кто из грешников останется в аду навечно, а когоон помилует.
«Для мусульманина ценность будущей загробной жизни неизмеримо выше ценностиземного существования. Критерием нравственного поведения для него являетсябогоугодность, а отсюда стремление освятить любой свой поступок именем Аллаха.В исламе, как ни в одной другой религии, существует детальная регламентацияжизни человека, особый свод предписаний, касающихся не только отправлениярелигиозных культов (молитва, пост, паломничество и др.), но и повседневныхдел, обязанностей, семейных и общественных отношений».
Ислам,распространившийся уже в средние века в результате завоеваний и миссионерскойдеятельности на огромные территории, впитал в себя многие исконные обычаи иустановления народов, которые его приняли. И это органично вошло в постепенносложившуюся и основанную главным образом на Коране и Сунне системумусульманских правовых и бытовых установлений.
Она получила названиешариат (дословно – «надлежащий путь»).[3]Шариат охватывает практически все стороны жизни мусульманина – от колыбели домогилы. Здесь и принцип построения семьи и устроения государственной власти.Помимо официального права – шариата мусульманские законоведы признают также имногие народные обычаи, традиции, которые, с их точки зрения, не противоречатисламу, – это так называемый адат. Он, например, способствует сохранению такихобычаев, как кровная месть, умыкание невесты.
«Особый интереспредставляет анализ ценностей мусульманской культуры, необычайно противоречивойв отношении восприятия человека и оценки его достоинств. С одной стороны,человек рассматривается как самое замечательное воплощение божественногозамысла, с другой – как слабое существо, зачастую неспособное устоять передсоблазном земных радостей и наслаждений. Богобоязненность и покорность самымпричудливым образом переплетаются в его характере со своеволием, гордыней,тщеславием. Вера в Аллаха, неуклонное следование заповедям и принципам Корана –залог спасения, уготованного каждому правоверному мусульманину. Моральисламской культуры – коллективистская, ориентированная на единение людей вмусульманской общине. Шариат – как свод религиозно-нравственных предписанийислама, – являясь своеобразным аналогом мусульманского права, регламентирует,по существу, все стороны жизни, как каждого отдельного человека, так и общины вцелом».
Появление в ХI‑ХIIвеках таких правовых институтов, как шариат и адат, и их дальнейшее развитиесделали мусульманскую религию не просто мировоззрением, но основой повседневнойкультуры, образа жизни исповедующих ее народов.
Как и всякая мироваярелигия, ислам породил несколько направлений. Главнейшие из них – суннизм ишиизм.[4]Сунниты считают, что после смерти пророка Мухаммада посредничество междуАллахом и людьми стало невозможным. Поэтому верующие должны руководствоватьсяисключительно Кораном и мусульманским Священным Преданием – сунной, хранителямикоторой они считают себя.
Последователи жедругого главнейшего направления в исламе – шииты считают, что дарпосредничества между Богом и людьми сохранился в роду потомков двоюродногобрата и зятя пророка Мухаммада-Али ибн Абу Талиба. Потомки Мухаммада, с точкизрения шиитов, обладают исключительными правами на управление мусульманскойобщиной.
Таковы основные чертыислама – религии, которая, как считают ее приверженцы, имеет значительныеперспективы в ХХI веке.
«Религиоведениеотносит мусульман наряду с иудеями и христианами к последователям авраамическихрелигий. Фактически это означает то, что в каждой из них присутствуетосновополагающая история (миф, представляющий идеальный образец веры) о праотцеАврааме, жившем в ХIХ веке до н. э., заключившем завет с Богом, в которомБог за послушание пообещал ему, что он будет отцом множества народов».
То есть, практическиречь идет о концептуальной и генетической близости великих религий, рожденныходна за другой в передней Азии. Действительно, их фундаментальные постулаты –взгляд на Бога как на личностное творческое начало, четкое противопоставлениеДобра и Зла, понятие об их непримиримой борьбе – идентичны.

1.2 Исламская этика
«Слово«ислам» означает «покорность». Отношение правоверного мусульманина к богу естьотношение преданного, нерассуждающего слуги, слепо выполняющего егопредначертания».
Коранявляется основным источником исламских канонов и учения. Его основные принципыкасаются нравственных проблем. Также стороны жизни мусульман получили оценку вСунне (собрании преданий о высказываниях и поступках Мухаммеда) и шариате(систематизированном своде мусульманских законов). Коран провозглашает о том,что Божественная Милость вездесуща и охватывает абсолютно все. «Наш Господьтот, кто сотворил все сущее, а потом указал ему прямой путь».[5]
Исламскаямораль берет свое начало в единобожии и завершается в нем. Вера в ЕдиногоСоздателя, не имеющего себе ни равных, ни подобных, заключена в формуле «Ляиляха иллалах» – «Нет Бога, кроме Аллаха». Аллах не похож ни на одного из своихсозданий, ни в ком и ни в чем не нуждается, никого не рождал и не был кем-либорожден. Аллах неповторим в своей сущности, качествах и действиях. ЭтоВсемогущий Творец и Правитель судеб всего Мироздания. Строгий монотеизмпредрасполагает к тому, чтобы у людей активизировалась потребность к изучению иосмыслению безграничного мира не только в масштабах Вселенной, но и своеговнутреннего, духовного мира.
Моральныенормы Корана предостерегают от дурных поступков для собственного благачеловека, от его деградации и саморазрушения. В этом заключена высшая мудрость.
ПредписаниемКорана, высшей нравственной целью является стремление заслужить любовь иблагорасположение Бога. Поступки во имя Аллаха возвращаются благом для всех.
В исламечеловек всеми узами связан с единым Вечным Творцом, дающим жизнь и смерть. Речьидет об ответственности человека перед Богом, ответственности каждого из людейза свои поступки. Истинный мусульманин постоянно помнит это не только передАллахом, но и перед своей совестью и обществом в целом.
Осуществлениемолитвы – дело совести каждого человека, определяемая степенью его веры иискренности перед Господом. Аллах запретил многие вещи, подрывающие братствомежду людьми.[6]
Идеологияислама, его нравственные и правовые нормы, зафиксированные в Коране (а позднееи в сборниках хасидов), направлены на объединение разных народов на основеосмысления единой религии, Единого Создателя, ее обрядов и жизненныхпредписаний. Коран ниспослан для человечества как руководство всем народомпланеты. Для мусульманина, признающего Одного Творца, все представители человечестваравны между собой, будучи Его творениями. Ибо в Коране сказано: «Из Егознамений – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, вэтом знамение для знающих».
Религиознаяэтика отводит известным правилам специфические функции в общей схеме жизни,характеризуя их сферы и величину воздействия. Это вносит разнообразия в условияличной и общественной жизни людей, их гражданского поведения, активности вовсех областях жизни.
Этикаислама охватывает все проблемы. Жизненные проблемы процеживаются черезнравственную нормативную сетку, что спасает человека от господства над нимэгоистических страстей и желаний. Таким образом, исламская этика способствуетсозданию личностей, обладающих высокими морально-волевыми качествами. Исламставит человека в условие добра, создавая общественный порядок без участиянегативных сил. Он не утверждает лишь благовоспитанность и человеческиедобродетели, но и рекомендует способы уничтожения плохих навыков. Восторжествованиесовести и человеческих добродетелей не является лишь его основным требованием,он гарантирует их осуществление. Все те, кто имеет положительное отношение кэтим требованиям, объединяются и называются мусульманами.

2. Архитектура ислама
/>Исламская (мусульманская) архитектура – зодчество стран Ближнего, Среднего Востока, Индии, а такжеПиренейского полуострова, принципы которого сформировались после 7 в. подвлиянием ислама как господствующей религии в регионе.
Извсех видов искусств, относящихся к мусульманской культуре, самым заметным,оригинальным и впечатляющим является архитектура. Строительство мечетей,мусульманских культовых зданий, первоначально базировалось на региональныхтрадициях, однако со временем сложился новый стиль, который, сохраняя локальнуюспецифику религиозных построек, был подчинен потребностями нового культа.
Традиционновыделяют пять архитектурных школ: сирийско-египетскую, персидскую, индийскую,магрибинскую и османскую (более мелкие, например, иракская, среднеазиатская,считаются производными).[7]
Перваямечеть была построена в Медине сразу после хиджры пророка. Тогда это былобширный двор, обнесенный стеной. С северной стороны (обращенной к Иерусалиму)на пальмовых стволах была укреплена кровля для защиты верующих от солнца. Ноэто сооружение еще не было святилищем, ибо в этот же двор выходили двери жилищаМухаммада и его жен. В первое время здесь собирались военные советы, а послебитв сюда сносили раненых, то есть, это скорее был штаб будущей мусульманскойобщины.[8]Но уже в этом примитивном сооружении просматривались контуры будущихмусульманских храмов. Действительно, уже первые мечети, которые были построеныв крупных городах завоеванных территорий, имели кровлю, которая опиралась наколонны. Иногда это были стволы деревьев, иногда для этой цели брали колонны изразрушенных сооружений греко-римско-византийского периода. После того, какМекка также покорилась исламу, в каждой мечети ставилась ниша – михраб, котораяуказывала киблу – направление на Мекку.
Обликмечетей во многом зависел от строительных материалов, находившихся враспоряжении строителей. Например, в Сирии из-за обилия базальтовых пород частоможно встретить сооружения, где в облицовке стен чередуется черный и белыйкамень (впоследствии этот тип кладки стали использовать и в других странах). Вряде стран (Иран, Ирак, Марокко, а также в Андалусии) мечети строили изкирпича, в других местах – из тесаного камня.
Первыемечети были построены с оглядкой на традиции, сложившиеся к тому времени вцерковной архитектуре Византии. После превращения церкви Иоанна Крестителя вДамаске в мечеть, на завоеванных землях стали строить мечети, повторяющие планэтого сооружения. Некоторых из них сохранялся крестообразный план, характерныйдля византийских церквей. По такому плану построена мечеть султана Хасана вКаире. Однако впоследствии подобные мечети обрастали вспомогательными службами:библиотеками, школами, бесплатными столовыми и т.д., искажая таким образомпервоначальный план.
Нарядус колонными мечетями сооружались четырехайванные здания (айван – колонный зал)с центральным куполом. Купол на тромпах (конусных «парусах» в углах сходящихсястен) нашел широкое применение в Египте в 14–15 вв. Чаще всего его сооружалинад мавзолеем. В период правления династии Фатимидов купол принимаетзаостренную форму.[9]
Важнымэлементом мечети является минарет. Минарет соборной пятничной мечетидоминировал над каждым мусульманским городом, создавая особый запоминающийсясилуэт застройки. Обычно один из минаретов выделялся своими размерами икрасотой. В средневековой Андалусии – это башня Хиральда, в Марокко – минаретКутубии, в Индии славится делийский Кутб-Минар, в Афганистане известен минаретДжама, а в Средней Азии – бухарский минарет Калян.
Какправило, каждая из архитектурных школ имеет свою, присущую ей, форму минарета.Например, магрибинские минареты выполняли две функции: они были башнями, скоторых мусульман оповещали о начале молитвы и одновременно смотровымиплощадками, откуда можно было следить за передвижениями неприятеля на большомудалении. Кроме того, они были оснащены оборонительными деталями, позволяющимив случае нападения защищаться. Зубчатые стены, узкие прорезные окна и машикули(навесные бойницы в верхних частях стен и башен) позволяли лучнику занятьудобную позицию. Типичными «оборонительными» минаретами можно назвать минаретКутубийа в Марракеше (Марокко – 1184) или минарет Хиральда в Севилье (совр.Испания, 1195).
Какправило, минареты Магриба и Андалусии строились на прямоугольном основании,иногда это увеличивающиеся кубы, стоящий один на другом. Иранский минарет 11–13вв. представляет собой высокую и тонкую, круглую в сечении башню с балкончиком,помещенным в своеобразный фонарь, увенчивающий постройку. Минарет одной изсамых старых мечетей Каира, Ибн Тулуна, напоминает минарет мечети Мутаваккиля«Мальвийа» («закрученный» – араб.) в города Самарра (Ирак), тулово которогопредставляет собой усеченный конус, вокруг которого идет спиралевидный пандус.Минареты, построенные в османское время на территории Турции и Балканскогополуострова – более стройные, снабженные каннелюрами. Как правило, в своейверхней части они имеют ажурные балкончики шюрфэ, с которых муэдзин призывалверующих на намаз.
Натерритории Средней Азии минареты обычно стоят отдельно от здания мечети, онипредставляют собой мощную башню, облицованную кирпичом, внешнее ребро которогопокрыто цветной глазурью или полихромной плиткой.
АрхитекторыСирии, Египта и Турции использовали в качестве кровли объемные купола набарабане, которые «накрывали» молельные залы. До сих пор поражает своимвеликолепием ребристый купол мавзолея Тимура «Гур-Эмир» (1404). Но были мечетис плоской и покатой кровлей. Все эти культовые сооружения должны были бытьориентированы на Мекку, направление на которую указывала кибла в обрамлениимихрабной ниши. Ниша михраба обычно оформлялась из цветного камня ипредставляла собой арку. Иногда михрабная ниша исполнен в виде одной илинескольких расположенных одна в другой стрельчатых арок, опирающихся наполуколонны. Такой же прием использован для оформления окон фасада маристана(госпиталя) султана Калауна (1284–1285) в Каире.
Сразвитием фикха в ряде мечетей стали сооружать до 4‑х михрабов (по числу мазхабов– юридических школ, принятых в исламе). Как правило, стены, в которых находитсямихраб, всегда более нарядны, так как именно к кибле устремлены взорыверующего. Подобные лицевые стены обычно сплошь украшены лепниной, резьбой иликерамической мозаикой, напоминающей ковровые изделия Востока.
Аркиразличных видов – подковообразные, «сломанные», с использованием колонн и«сталактитов» в качестве капители – излюбленный прием декорирования культовыхзданий ислама. Арки используются для оформления сводов между колоннамимолитвенного зала, для декорирования окон (в том числе и ложных). Сталактитоваякапитель обычно собиралась из разных элементов (от семи), создавая карнизколонны. Таковы сталактитовые карнизы в Львином дворике дворца Аль-Гамбра(Гранада). Там же, в зале Двух сестер, можно увидеть сталактитовый узор вверхней части стены над михрабом и расположенными выше него окнами. Иногдасталактиты украшают свод над главным входом в мечеть, как это сделано в мечетисултана Хасана в Каире (1536).[10]
Дляоформления мечетей характерны также массивные резные двери, иногда украшенныеметаллическими заклепками в виде многоконечных звезд или «одетые» в чеканныйпокров из меди, рисунок которого представляет собой пересекающиесягеометрические фигуры. Такова дверь главного портала мечети аль-Муайада вКаире.
Какдля архитектуры исламских стран крайнего запада, так и для Средней Азиихарактерна изысканная резьба по стуку – разновидности алебастра. Мастер наноситтонким резцом рисунок по слою алебастра, а затем начинает «выбирать» излишнийматериал, создавая причудливый объемный рисунок, куда в общий фон переплетенийможно внести картуши с цитатами из Корана или с затейливым цветочным узором. Досих пор поражает декоративная резьба по стуку, сохранившаяся на развалинахдворца Мутасима в Самарре, которая в 836–883 была столицей государстваАббасидов. Стуком декорированы мечети 14 в. в Исфахане, Бестаме, Абаркухе.
ВИране часто применяют звездообразные и крестообразные по форме изразцы, изкоторых выкладывали настенные панели. Иногда это геометрический узор илимногофигурные композиции.
ВСредней Азии и Индии культовые здания, как правило, снабжены мощными (высотой в2–3 этажа) порталами (пиштак – перс.). Обычно их поверхность полностью покрытамозаикой из разноцветной керамики. Таков знаменитый портал медресе «Шир-дор»(1619) в Самарканде. Эта конструкция свидетельствует о том, что на Востокемусульманского мира придерживались иного плана построения мечети. Молитвенныйзал под куполом представлял собой прямоугольник, а дополнительные службыобрамляли его по периметру, оставляя свободным пространство перед входом вмечеть. Иногда боковые помещения окаймляли дворик, в котором находились фонтанили бассейн, а также помещения для омовений. Типичным примером может служитьпогребальная мечеть султана Хумайуна (1565, Дели).
Длямусульманской архитектуры характерно использование в качестве элемента декораотрывков из текста Корана, выполненных художественными средствами с применениемразноцветной керамики, резьбы по дереву или стуку. Иногда подобный орнаментисполняет роль фриза, идущего по периметру внутреннего помещения. В Иранемастера изготовляли специальную полихромную керамическую плитку в технике«corde seka». В соответствии с фразой, которая должна была быть изображена настене, на каждой плитке размещались буква, слог или часть слова. Затем плиткуподвергали нескольким обжигам (по числу наносимых красок). Таким образом,составлялись целые фрагменты Корана, которыми украшались внутренние помещения ивход в мечеть.
Важнуюроль в зодчестве мусульманского Востока играл орнамент. В известной степениорнамент компенсировал исламский запрет на изображение живого существа, но в тоже время он являлся важным средством выражения художественного содержания.Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы, чтоявляется заимствованием из классической античности. Впоследствиираспространение получил линейно-геометрический орнамент, построенный на сложномсочетании многоугольников и многоконечных звезд. Таким образом, появился новыйтип орнаментальной композиции – арабеска, позволившая украшать как культовые,так и светские постройки. Зодчие Ближнего Востока в разработке арабескидостигли высочайшего мастерства. Бесчисленное множество композиций, котороеможно обнаружить как на внешних стенах, так и внутри мусульманских построексвидетельствует о том, что при создании очередного арабескового орнаментамастер руководствовался логически-строгим и математически выверенным узором иполетом своей фантазии, которые в рамках дозволенного исламом отнюдь не кажутсяограниченными.
Второйтип орнамента – эпиграфический, связан с арабской каллиграфией, приоритетнымвидом искусства в исламе. Эпиграфические надписи или целые фризы, вводимыезодчими в убранство своих построек, несли смысловую нагрузку, которую можносравнить с иконописью в христианских храмах. В 14–15 вв. в Магрибе ужепрактически каждая культовая постройка, словно сеткой, покрывалась тончайшимарабесковым узором. Орнамент, надписи, сталактитовые карнизы образуют изящныединамические композиции, свидетельствующие об утонченной роскоши. Практическикаждый дециметр поверхности украшен резьбой, узором стилизованных растительныхили геометрических мотивов.
Набордекоративных форм и особое значение орнамента придавали мусульманским культовымзданиям нарядный и праздничный вид. Иногда орнамент красочным ковром покрывалпорталы, стены или своды арок. Широкое применение в исламском зодчествеполучили сталактиты, которыми обычно заполняли своды или ниши. Их появлениесвязано с конструктивным приемом, который архитекторы использовали, когданеобходимо было перейти от прямых углов к кругу (например, поставить купол напрямоугольное основание). Византийские зодчие разработали этот переход через применение«паруса», исламские архитекторы стали в основном использовать сталактиты.
/>

3.Суфийская поэзия XI–XIV в.в.
Суфизм (также суфийский исламили тасаввуф (араб. تصوف‎‎), предположительно от арабского «суф» (араб.صوف‎‎) – шерсть)[11] – религиозно-мистическое течение в исламе.Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых являетсяразработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающихвозможность непосредственного общения человека с Богом. Суфии называют этопознанием истины. В суфийской терминологии «Суфий – это влюбленный в Истину,тот, кто посредством Любви и Преданности движется к Истине и Совершенству».Движение к Истине с помощью Любви и Преданности к Богу суфии называют тарикатомили Путем к Богу.
Суфизм– это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привития похвальныхкачеств духу (рух). Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит подруководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути иполучившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество.
Такоймуршид (суфийский шейх, устар.) является частью цепочки шейхов, которая восходитк Пророку. Тот, у которого нет иджаза от своего шейха на наставление мюридов,не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму(тассаввуфу, тарикату).
Всёпротиворечащее Шариату не является суфизмом, об этом писал выдающийся суфийскийшейх Имам Раббани (Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук) в «Мактубат» («Письмена»).
Существующиесо средних веков суфийские братства – ордена различались выбором своего путимистического познания, пути движения к истине. В этих суфийских братствахновичок, ученик (мюрид), должен был пройти весь путь к истине под руководствомнаставника (мюршида). Как пишет Дж.С. Тримингем: «Наставники утверждают,что в каждом человеке заложены возможности освобождения от своего «Я» исоединение с богом, но находятся они в скрытом, дремлющем состоянии и не могутбыть высвобождены без наставлений учителя, за исключением случаев, когда богдарует способность особого одарения».
Отличительнымиособенностями в суфизме являются:
1)   Проповедь бедности –факр.
2)   Утверждение призрачности(аш-шабах) окружающего мира.
3)   Отказ от мирского,отшельничество – зухд.
4)   Безмолвная молитва –таффакур.
5)   Полагание на волю Аллаха– таввакуль.
6)   Аллегорическое толкованиеКорана – та’виль.
Суфийскаялитература – это совокупность разноязычных прозаических и стихотворныхпроизведений, выражающих и проповедующих идеи мусульманского мистицизма – суфизма.[12]
Суфийскаялитература включаетв себя разнообразные и относительно устойчивые жанровые формы: комментариимистические содержания к Корану; религиозно-философские и этические трактаты:«Воскрешение знаний о вере» крупнейшего теоретика суфизма аль-Газали (умер в 1111);словари суфийских символич. терминов; агиографических производных двоякоготипа: свод жизнеописаний суфийских шейхов за несколько веков, как например«Украшение святых» Абу Нуайма аль-Исфахани, «Разряды суфиев» Абу Абдуррахмана ас-Сулами(941–1021) – на арабском языке, сочинения того же названия Абдаллаха Ансари(1006–1089), «Памятка святых» Фарид-ад-дина Аттара (1119‑год смертинеизвестен), «Дуновения дружбы из чертогов святости» Абдуррахмана Джами (1414–1092).[13]
Всемсуфийским произведения свойственна насыщенность художественными элементами,прежде всего новеллическими, однако наибольшую художественную ценностьпредставляет суфийская поэзия; увлечению суфизмом отдали дань крупнейшие поэты,и значение их творчества гораздо шире суфизма как такового; основным связующимзвеном между агиографической литературой и собственно поэзией являетсясуфийская терминология.
Суфизмразработал тончайшую градацию любовной страсти (amor dei) к Абсолюту-божеству(Истине), отражавшую всю гамму чувств реальной земной любви в целой системесублимированных категорий между двумя полюсами – «разлукой» и «свиданием» («отречение»,«надежда», «обожание», «неуверенность», «любование», «отчаяние», «самоуничижение»,«соитие», «экстаз» и т.д.).
Вдохновенноепоэтическое выражение суфийских метафор, символов и мотивов в образах живыхчеловеческих переживаний придавало произведениям наиболее выдающихся суфийскихпоэтов особое обаяние суггестивности, психологической глубины и гуманистическойидеализации порывов и потенций человеческой личности, что и определило высокоеидейно-художественное значение лучших поэтических образцов суфийскойлитературы, в которой разработана целая система символичной поэтики. В нейнередко происходило по законам поэтической метафоричности двойноепереосмысление: сначала натуралистичные образы осмысливались как метафорыабстрактных суфийских понятий, но затем эти метафоры вновь могли восприниматьсячитателем уже как высокое поэтичное выражение отнюдь не мистических, аидеализированных, высокогуманных понятий возвышенной любви или дружбы, свободычеловеческого духа и, наконец, обожествления совершенной личности. Яркимобразцом подобной, намеренной, «двойной метафоры» может служить символичныйобраз самосожжения мотылька, влюбленного в свечу. Использование этого образапередает не мистическую идею физического уничтожения в процессе растворения вбожестве («фана»), а служит в памяти потомства выражением идеи 277бессмертия человека, идущего на героическую гибель во имя своего идеала. Весьманепосредственный и типический пример двупланности суфийской поэзии – первое,согласно легенде, суфийское рубаи на фарси, приписываемое Абу Язиду (Баязиду)Бистами и выражающее 4 ступени познания гностиком (ариф) божества:
О, любовь к Тебе сразила и познавшего (арифа) и невежду,
Страсть к Тебе лишила доброго имени,
Влечение к красным устам твоим вывело прочь
Из кельи Баязида Бистамийского.[14]
Первыйкрупный представитель суфийской литературы на арабском языке – Омар ибналь-Фарид (1182–1235), в творчестве которого преобладали пантеистическиемотивы. Разработка законченной пантеистической системы принадлежит Ибналь-Араби (1165–1240) («Геммы мудрости» – «Фусус аль-хикам»), писавшему стихи исыгравшему огромную роль в развитии суфийской литературы во всех странахислама. Суфийская поэзия восходит к исполнявшимся на собраниях суфиев в Хорасаненародным любовным песням в сопровождении музыки и танцевальных ритмичныхдвижений.
На этой основе создавались мистическиеиносказательные любовные четверостишия-рубаи, приписываемые выдающимсясуфийским наставникам – шейхам Абу Язиду Бистами, Абу Саиду ибн Аби-ль-ХайруМейхенскому (умер в 1049), Ибн Бакуйе (Баба Кухи, 11 в.), Баба ТахеруОрьяну (11 в.). К начальному периоду суфийской поэзии относится такжетворчество Абдаллаха Ансари из Герата, обогатившего суфийскую поэзиюрифмованной прозой и ранней формой газели. Классические образцы поэзии созданы(в эпических и лирических жанрах) великими суфийскими поэтами 12–13 вв.Санаи (умер в 1141), Аттаром и Джалалиддином Руми (1207–1273). С 13 в.почти все поэты отдают дань суфийским мотивам в своих стихах, причем у многихэто выражается лишь во внешнем суфийствовании, за которым кроется выражениесамых различных идей – от религиозной ортодоксии до подлинного свободомыслия идаже неверия. Наиболее видные представители суфийской литературы 13–14 вв.:Абу Хамид Аухададдин Кермани (умер в 1298); азербайджанцы – Аухади МарагаиИсфахани (умер в 1338) и Махмуд Шабустари (умер в 1320), автор стихотворенийкатехизиса по суфийской символике «Розарий тайны»; хамаданец Фахраддин ИбрахимИраки (умер в 1289), автор экстатической поэмы «Книга влюбленных» и газелей;Афзаладдин Мухаммед Каши (Баба Афзал), автор прозаических трактатов ичетверостиший; поэт Мухаммед Ширин Магриби (умер в 1406), бесконечноварьировавший в своих касыдах пантеистич. идеи Ибн аль-Араби.

Заключение
Ислам –удивительно рациональная религия, обращенная к человеческому разуму,исключительно для пользы его совершенствования и устранения противоречий междудуховной и физической природой человека. Это вероучение не являетсянеопределенной, аморфной религией, довольствующейся лишь отчужденными отреальной жизни рекомендациями быть добрыми, хорошими и морально устойчивыми. Всвоем содержании эта религия утверждает логику здравого смысла, предписываясправедливость во всех сферах жизни в форме высшего закона всем людям Земли, очем прямо указано в Коране: «Ныне ваша религия обрела законный вид. Я завершилсвое благо для вас. Ислам будет вашей религией» (Св. Коран, 5:3).
Исламоказал и оказывает значительное влияние на общественное и политическую жизньразных стран и народов, проявляясь в различных сферах человеческой жизни,определяя моральные и духовные ценности. Эти нравственные ценности оказываютзначительное влияние, так как этика ислама, воздействуя на образ жизни народов,исповедующих ислам, всесторонне отражается на их психологии, менталитете ижизненных представлениях.
Трагедиячеловека в странах с современными режимами состоит в том, что во многих странахразнообразные области жизни не объединяются в единое целое. В нихатеистическое, религиозное, научное, психологическое, материальное и духовноесознание противоборствуют друг с другом. Исламу удалось внести в концепцию очеловеческой жизни ясность, целостность и гармонию. В 58-ми мусульманскихстранах земного шара население живет в рамках традиционных, пронесенных черезстолетия общественных структур. Честность, верность, стыдливость, справедливость– вечные моральные ценности, являющиеся незыблемыми устоями жизни этих народовКоран явился тем сводом морально-нравственных уложений, который породил, сформировали дал необозримо долгую жизнь государственному формированию, не имевшемупретендентов в истории.
ФилософБертран Рассел писал: «Превосходство Востока было не только военным. Наука,философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире Мухаммеда, тогда какЕвропа была погружена в варварство. Европейцы с их непростительной узостьювзглядов называют этот период «темным веком», но только в Европе он был«темным», фактически только в христианской Европе, так как Испания, котораябыла исламской, имела блестящую культуру».[15]
Такимобразом, ислам сочетает в себе основные человеческие добродетели, почитаемые иуважаемые каждым народом. Он создал эффективную систему законов этики,дозволенного и запретного. Нормативы благополучной жизни личности и обществасчитаются морально положительными – добром, а приносящие обществу вред поступкипричисляются к аморальным – ко злу. В своем стремлении уклониться от формализма,ислам связывает этические ценности с любовью к Аллаху и к людям.

Библиографический список
1.    Ахмед А. Перекрестки ислама // Родина. –2009. – №10. – С. 18–21.
2.    Валиев Р. Что такое мир ислама? // Вокругсвета. – 2005. – №11. – С. 136–150.
3.    Гуревич П.С. Культурология. – 4‑еизд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2006. – 280 с.
4.   Бертельс Е.Э.,Избранные труды, т. 3, Суфизм и суфийская литература. – М.: Просвещение,2005. – С. 164
5.   Григорян С.Н., Средневековаяфилософия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966;
6.   Иванов В.Г. История этики средних веков. – СПб.: Питер, 2002.– 302 с.
7.    Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. – 2‑е изд., доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 286 с.
8.    Кононенко Б.И. Большой толковый словарь покультурологи. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
9.    Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм //Вопросы истории. – 2007. – №1. – С. 32–41.
10. Массэ А. Ислам:Очерк истории / Пер.с франц. Н. Луцкой, Н. Кобриной. – 3‑е изд.– М.: ЮНИТИ, 2007. – 191 с.
11. Мирзахмедов А. Феномен ислама // Социс. – 2008. – №3.– С. 93–95.
12. Петрушевский И.П., Ислам в Иране в VII–XV вв. – М.: Нигма, 2007. – 265 с.
13. Пиотровский М.Б. Кораническиесказания. – М.: Наука, 2006. – 219 с., ил.
14. Толпыкина Т.В., Толпыкин В.Е. Культурология. – М.:Гардарики, 2005. – 380 с.
15. Википедия. – ru.wikipedia.org/wiki
16. Фундаментальная электронная библиотека. Литература и фольклор. – feb-web.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.