Реферат по предмету "Социология"


Метод опроса и его составляющие

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет Кафедра социологии и гуманитарной подготовки КУРСОВАЯ РАБОТА Метод опроса и его составляющие Исполнитель студентка группы СЦ-21 Ванецян Л.Х. Руководитель Кузьмина С.В. к. соц. н Владивосток 2003 ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Введение 3 Глава 1.

Метод опроса 5 Глава 2. Анкетирование 10 Интервью 16 Заключение20 Список использованной литературы 21 Приложение 22 Введение. История социологии свидетельствует о сложном пути становления, развития и обогащения методов изучения социальной реальности. На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками -философией,

правом, историей. Однако и на этом этапе, что нашло особенно яркое воплощение в позитивизме - социология ориентировалась на изучение конкретных данных, осязаемой информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию. Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований. Отдельные документы, опросные листы, интервью, анализ документов получили завершенную целостную интерпретацию

в основном в 20-е годы двадцатого века, когда можно было говорить о более или менее научно обоснованных методах, процедуре, методике и технике, дающих возможность всесторонне проанализировать изучаемое явление, что резко повышало научную и практическую значимость социологии. Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода.

В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. Методология науки это дисциплина, изучающая и технические, процедурные вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории.

Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования. В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью

получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, а тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью. В рамках основных методов социологии, имеют место и конкретные методы, с помощью которых проводятся эмпирические социологические исследования. К ним относятся методы сбора социологических данных опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент и методы обработки и обобщения социологической информации.

В курсовой работе мы остановимся конкретно на опросных методах исследования. Метод опроса В настоящее время можно с уверенностью сказать, что этот метод является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. Его популярность можно объяснить тем, что вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Практика социологических исследований показывает, что вербальная

информация в целом надежнее, чем невербальная. К достоинствам этого метода следует отнести его универсальность. При опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности. Многие социологи-практики отмечают, что информация полученная методом опроса, дешевле информации полученной другими методами. Так же, умелое применение закрытых вариантов вопроса позволяет использовать при обработке и анализе информации, полученной методом опроса, вычислительную технику.

Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов. Во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской

программы, четкое определение целей, задач, понятий категорий анализа, гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования. Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов опросный лист, служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа. Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если

ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение паспортички, куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной. Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером лицом, его проводящим и респондентом опрашиваемым. Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил 1.

Респондент знает, кто и зачем его опрашивает. 2. Респондент заинтересован в опросе. 3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации говорит, что думает на самом деле. 4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса. 5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов. 6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.

7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов. 8. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента. 9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства. 10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него. 11. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем

в равной степени. 12. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его. 13. Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач. Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях. Метод опроса используется в ряде случаев

Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют. Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения. Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д. В качестве контрольного дополнительного метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых

характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами. Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.

Опрос по формам и условиям общения социолога с респондентом различаются 1. по характеру опрашиваемой совокупности массовые экспертные Массовые - при проведение опроса, респондент выступает от собственного имени, как выразитель своего мнения. Число опраши- ваемых людей может быть от 100человек до 10000 человек. Экспертные - при проведение опроса, респондент выступает как выразитель мнения группы людей, или как специалист в определенной области. Число опрашиваемых людей может быть от 1 до несколько десятков.

2. по связи исследователя и респондента очные заочные Очные вопросник раздается самим исследователем, но он может присутствовать или отсутствовать. Заочные вопросник раздается по почте или печатается в прессе. Но при таком опросе идет маленький процент возврата анкет, примерно 5 и низкая скорость возврата анкет. 3. по степени охвата, изучаемой совокупности сплошной выборочный

Сплошной есть определенная группа до 200 человек, и опрашивается вся совокупность людей. Выборочный так же существует группа людей, но опрашивается определенная часть людей. 4. по частоте проведения разовые панельные Панельные применяется при изучение общественного явления в динамике развития. Одна группа вопросов известна, а другая изменяется по мере изменения общественных явлений. 5. по месту проведения по месту жительства по месту работы или учебы

По месту жительства это могут быть вопросы, связанные с семьей, по благоустройству или по медицине. По месту работы или учебы - опрос может быть на производственную или политическую темы. 6. по степени формализации стандартизированные нестандартизированные Стандартизированные проводятся по заранее подготовленному плану. Нестандартизированные свободные. 7. в зависимости от характера получения информации письменные устные

Письменные это анкеты Устные интервью 8. специфическим видом опроса является, отрос экспертов специалистов по исследуемой области. Можно было назвать и другие принципы классификации опросов. Но здесь указаны только основные. В этой работе особое внимание мы уделим только двум наиболее распространенным и наиболее популярным видам опроса это анкетирование и интервью. Анкетирование Как ни коротки слова да, нет, вс же они требуют самого серьзного размышления.

Пифагор Одним из самых распространенных является анкетирование. Анкетный опрос это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов. Это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях а когда нужно спросить большое число респондентов за относительно

короткое время. б респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Анкетирование редко бывает сплошным охватывающим всех членов изучаемой общности, гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки. Анкета или опросный лист, заполняется респондентом самостоятельно, и поэтому все, что касается работы

с ней должно быть понятно респонденту. Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме. На первом месте всегда стоит вводная часть. В ней указывается, кто проводит опрос с какой целью проводится опрос дается инструкция заполнения анкеты указывает способ возврата заполненных анкет. Вводная часть анкеты чаще всего располагается на титульном

листе. На втором месте основная часть. Она содержит вопросы их блоки, направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить конкретные вопросы простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах.

Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов. В анкете можно и нужно ставить 1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса. 2. как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию Что Вы думаете о или Ваше мнение по поводу и т.д. Так и косвенные согласие или несогласие с позиций

других людей вопросы Некоторые специалисты полагают, что А как Вы думаете 3. вопросы - крючки, ставящиеся для того, чтобы респондент клюнул, т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты. 4. вопросы - фильтры, позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за фильтром вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным. 5. контрольные вопросы, проверяющие устойчивость

и непротиворечивость мнений респондентов. 6. вопросы - ловушки, являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов. 7. наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего более важного вопроса 8. дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключа- ющих друг друга варианта ответа типа да - нет. 9. вопросы - меню, т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание

вариантов ответов 10. вопросы - диалоги, ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц. 11. шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо. 12. табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы. 13. закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению.

14. открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты. 15. полузакрытые, точнее, частично закрытые или частично открытые вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант. На третьем месте стоит паспортичка, в которой содержаться вопросы для выявления социально-

демографических характеристик респондентов. Некоторые социологи утверждают, что спрашивать респондента о некоторых его данных в начале анкеты не только не этично, но и нецелесообразно с точки зрения получения достоверной информации, поскольку эти вопросы могут насторожить респондента, спугнуть его. В паспортичку чаще всего включают вопросы, раскрывающие следующее содержание пол, возраст, образование, профессию, место учебы или работы, социальное происхождение, семейное положение.

В зависимости от цели и задач исследования количество вопросов паспортички может быть несколько увеличено или уменьшено. Затем следуют контактные вопросы. Их цель заинтересовать респондента, облегчить ему включение. Основным но не единственным инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и паспортички, но и из преамбульно - инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, так как в условиях заочного общения с респондентом преамбула

- единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой. Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных.

Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме меню, шкал, таблиц, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок. Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но

и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов. Постановка в анкете контрольных вопросов в том числе ловушек не освобождает ее составителя от логической выверенности последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе от общего к частностям, при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению

к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом - от частностей к общему. Характеристика анкет будет довольно не полной, если не сказать несколько слов о времени. Время заполнения анкеты зависит от сложности вопросов и от их количества. Вопросы должны быть простыми и понятно сформулированы. Практика социологического исследования показывает, что время заполнения анкеты должно быть в пределах 4510

минут. Виды анкетирования В современных конкретных социологических исследованиях используется несколько видов анкетирования анкетирование раздаточное, почтовое, прессовое. Наиболее распространенным является раздаточное анкетирование, при котором респондент получает анкету непосредственно из рук социолога. Этот вид опроса в настоящее время является наиболее надежным. Он гарантирует добросовестное заполнение анкеты, почти полный их возврат.

Почтовое анкетирование распространение анкет путем почтовой рассылки. Список респондентов список всей генеральной совокупности или список выборочной совокупности. Недостатком является низкий процент возврата анкет, что снижает ценность исследования. Для увеличения процента возврата почтовых анкет социологи вместе с анкетой вкладывают сопроводительное письмо, которое не отличается по содержанию от обращения к респонденту.

Так же при почтовом опросе искажается выборочная совокупность, что так же влияет на достоверность получения информации. Лучше всего почтовое анкетирование использовать при опросе экспертов. Прессовое анкетирование- вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Но как показывает практика исследований, что процент возврата анкет при таком опросе не превышает 5. Интервью Также в современных конкретных социологических исследованиях широкое распространение получил

другой вид опроса интервью. Интервью это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента. этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам

в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы. опытный социолог может видеть, искренне или неискренне отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации. Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервью - сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного,

социально-психологического влияния интервьюера и респондента. Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем.

Когда интервьюер почувствовал, что полностью вошел в беседу, оно может приобретать более сложный характер. Здесь возможны и указания на противоречия в суждениях респондента. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений. Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенность и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки

вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования. Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки путеводителя с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой

исследования проблем. Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос правда, в нескольких вариациях, а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным. Только опытные социологи да и то не всегда применяют свободное и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую

исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации. Разведывательное интервью другое его обозначение - глубинное используют при определении иили уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того,

какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы. Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться а однократно или панельно многократно через определенный временной интервал б в межличностной интервьюер-респондент, личностно-групповой группа интервьюеров - респондент или, наоборот, интервьюер - группа респондентов и группо-групповой форме когда

группа интервьюеров беседует с группой респондентов. Диапазон требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском и иных отношениях. Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость

данных. Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования. Однако в большинстве случаев исследователь может прибегать к другому методу сбора информации наблюдению. В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке.

Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить

или от их умения отвечать на вопросы. В конкретных социологических исследованиях эти методы могут дополнять друг друга. Заключение В нашей работе было рассказано о наиболее популярных методах опроса. Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. Особенность социологического метода, исследования заключается в двух принципиальных моментах первое - он позволяет формализовать метод сбора социальной информации.

То, на что другие гуманитарные дисциплины тратят долгие годы труда и средств, социолог может сделать за несколько дней, и при этом получить относительно дешевую и объективную информацию. Второе - социологический метод исследования позволяет путем понятийного фиксирования явления в процессе его развития, проверить полученные концептуальные построения, хотя и относительно его прошлого этапа, т.е. фиксирования как постфактум. Но это позволяет довольно успешно прогнозировать, а соответственно,

и планировать свою деятельность и даже проектировать некоторые социальные процессы. Список использованной литературы 1. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом, Москва, 1989 2. Горшков М.К, Шереги Ф.Э. Как провести социологическое исследование Москва, Политиздат, 1990. 3. Павленок П. Д. Краткий словарь по социологии. Москва, ИНФРА , 2000. 4. Лекции по методике конкретных социологических исследований.

Москва,1972 5. Ноэль Э. Массовые опросы Москва, 1978 6. Маслова О.М. К вопросу о проектирование социологических анкет Социс, 19811 приложение Анкета Мы, Компания Saulоte основной распространитель алкогольной продукции в стране N, приглашаем вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым нами с целью, выявления потребительского

спроса жителей города N на алкогольную продукцию. Ваши ответы помогут обозначить предпочтения жителей, а также существенно повлияют на ценовую политику магазинов. Анкета проводится анонимно. Инструкция к заполнению анкеты. Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением квадратик, который находится рядом с тем вариантом ответа, который соответствует

Вашему мнению или впишите свой ответ. Кроме того, Вы можете предложить ответы непредусмотренные нами. Заранее благодарим Вас за участие в исследовании 1. Какому алкогольному напитку Вы отдате предпочтение 2. Где Вы приобретаете алкоголь 3. По какому признаку Вы выбираете напиток 4. Как часто Вы употребляете алкоголь 1.

Нечасто 2. Только по праздникам 3. Всякий раз когда появится повод 4. Всякий раз когда появляется желание 5. 5. Чувствуете ли Вы особую тягу к алкоголю 1. Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить 6. Часто ли ваши неудачи заставляют вас прибегать к бутылке 1. Часто 2. Не часто 3. Никогда 4. Затрудняюсь ответить 7.

Как Вы думаете наличие дешвых алкогольных напитков влияет на рост потребления алкоголя 8. Есть ли по Вашему мнению положительные стороны в употреблении алкогольных напитков 1. Да 2. Нет 9. Влияет ли реклама на Ваш выбор 10. Удовлетворены ли Вы тем ассортиментом, который предлагают магазины города 11. Случалось ли Вам сталкиваться с такой ситуацией, когда требуемого

Вам алкогольного напитка не оказывалось в наличии 1. Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить 12. Какой обьм алкогольного напитка Вы приобретаете чаще всего 1. 0.2 2. 0.35 3. 0.5 4. 0.7 5. 1 л 6. более 1 л 13. Какие товары Вы обычно приобретаете вместе с алкоголем 14. Как Вы оцениваете качество произведнного в Латвии алкоголя 1.

Высокое 2. Невысокое 3. Среднее 4. Низкое 5. Очень низкое 15. Как Вы оцениваете качество ввозимого в Латвию алкоголя 1. Высокое 2. Невысокое 3. Среднее 4. Низкое 5. Очень низкое 16. Какова Ваша норма в употреблении алкоголя 1. 0.2 2. 0.3 3. 0.5 4. 0.7 5. 1 л 6. более 1 л 7. затрудняюсь ответить 17. Где Вы предпочитаете употреблять алкоголь 1.

Дом 2. Бар, ресторан, клуб 3. Работа 4. На природе 5. 18. С кем Вы предпочитаете употреблять алкоголь 1. Семья 2. Друзья 3. Коллеги 4. Случайные знакомые 5. В одиночестве 6. 19. В чм Вы видите альтернативу алкоголя 20. Как Вы относитесь к Сухому закону 1. Положительно 2. Отрицательно 3. Затрудняюсь ответить 21.

Назовите причину, по которой Вы бы отказались от употребления алкогольной продукции Просим вас сообщить некоторые данные о себе 22.Ваш пол 1. Женский 2. Мужской 23. Ваш возраст 1. 18-25 2. 25-30 3. 30-40 4. 40-55 5. 55-70 6. старше 70 24. Район города в котором Вы проживаете на данный момент 25. Вы учитесь или работаете 1. Работаю 2. Учусь 3. Работаю и учусь 4. 26.

Ваш доход в месяц 1. 60-150 2. 150-300 3. 300-600 4. 600-1000 5. 1000 2000



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Национально-теократическая концепция Святой Руси А.В.Карташева
Реферат Особенности государственной структурной политики в условиях глобализации
Реферат George Washington Essay Research Paper Washington George
Реферат Ответы на вопросы к госу по МПИ
Реферат Mountain Gors Essay Research Paper Mountain gorillas
Реферат Влияние коксохимического предприятия ООО Алтай-Кокс на окружающую среду Заринского рай
Реферат Тактические приемы в управлении инвестиционным проектом ООО Санта
Реферат Роль физической и медицинской реабилитации в процессе восстановления
Реферат Совершенствование коммерческой деятельности производственного предприятия
Реферат Разработка диэлектрической стержневой ФАР
Реферат Приокско-Террасный заповедник
Реферат Крымская война 1853-1856гг.
Реферат Эффект и влияние парной бани в процессе сгонки веса и восстановления работоспособности дзюдоисто
Реферат Образ Евгения в поэме Александра Пушкина Медный всадник
Реферат Корпоративный имидж 3