Реферат по предмету "Религия и мифология"


Вселенские соборы в православной традиции

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И  ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ФАКУЛЬТЕТФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРАРЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Контрольнаяработа на тему:
ВСЕЛЕНСКИЕСОБОРЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ
 Выполнил:
 магистрантгр. ФиР 04
 Халиков Р.Х.
 Научныйруководитель:
 доц. И.А.Козловский
Донецк 2008

СОДЕРЖАНИЕ
ВВедение
Раздел 1. Основные характеристикивселенского собора
РАЗДЕЛ 2. Историческийаспект семи вселенских соборов
ВЫВОДЫ
Списокиспользованной литературы

ВВедение
Первоначально вхристианстве собором называлось любое церковное собрание, однако в III векетермин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотяприсутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самые первыеиз известных местных соборов проводились во II веке, а к 300 собрание епископовпровинции стало привычным способом церковного управления. После того как КонстантинI провозгласил терпимость относительно христиан (313) и преследованиязакончились, епископы из многих провинций получили возможность собраться вобщем соборе. Церковь в общеимперском масштабе начала проводить вселенские соборы, что подразумевалоучастие представителей всех поместных церквей, — обычно по инициативе ромейскихимператоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениямстатус государственных законов, нарушение которых c конца IV века каралось вуголовном порядке. Значение феномена вселенскогособора для христианской традиции очень велико – это единственный церковныйорган, уполномоченный безошибочно утверждать вероучительные и нравоучительные догматыот имени Святого Духа (ситуация не слишком изменилась даже после I Ватиканскогособора, где подобными полномочиями был наделён также папа римский [2, с.63]).Цель данной работы – определение основных характеристик вселенского собора, а также освещение семи соборов,признаваемых в католической и православных традициях. Объектом исследованияявляется феномен вселенскогособора в ортодоксальной христианской традиции. Предмет исследования –существенные черты вселенскогособора, взятые в историческом и нормативном аспектах. При этом данная работакасается только первых семи вселенскихсоборов – признанных таковыми в рамках православной и католической традиции. Вработе использована литература по истории христианской церкви, какконфессиональная, так и научная, что позволяет рассмотреть феномен и снаружи, иизнутри традиции.

Раздел1. Основные характеристики вселенского собора
Вселенский собор – это собрание преимущественно епископата христианскойЦеркви в её вселенской полноте, на котором обсуждаются вопросы и выносятсярешения доктринального (догматического), церковно-политического исудебно-дисциплинарного характера. Соборы со статусом вселенских проводятся с IV века. «Форма разрешения спорныхвопросов путем, так называемых вселенскихсоборов была не теоретически, не предумышленно, а эмпирически нащупана поповоду особо широких и особо острых потрясений в толще именно восточнойполовины Церкви. В западной половине, благодаря централизующему авторитетуримской кафедры, нужды в Соборах Вселенских не чувствовалось» [3, с. 4]. Приэтом высокий авторитет римского епископа позволяет до сих пор католическойтрадиции признавать вселенский статус всех соборов, где принимал участие папаримский или его легаты. Таким образом, Римская католическая церковь насчитывает21 вселенский собор, православныецеркви признают лишь семь первых вселенскихсоборов, проводившихся до разделения церквей (начало которому было положено втретьей четверти IX века), нехалкидонские церкви признают из них только первыетри (их расхождение с остальными христианскими церквами началось сХалкидонского собора, осудившего монофизитство), несторианские церкви – толькорешения двух первых соборов.
Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки. Квнешним признакам вселенских соборов относятся:
— «участие в соборе представителей всех поместных церквей в лицепредстоятелей их и епископов или заместителей их, уполномоченных и посланных (легатов)от них» [1, с. 385];
— признание собора вселенскимвсеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нем,так и теми, от которых на нем не было представителей;
— каноническая правильность в порядке созыва, состава участников, веденияи объявления определений собора.
Внутренние признаки вселенского собора:
— соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскомупреданию, вероучению и правилам вселенскойцеркви всех предшествующих веков;
— единодушное выражение на нем вероучения, которого все поместные церквидержались и держатся везде и всегда;
— свойственная в церкви только вселенскимсоборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложениедогматов).
«Главный и исключительно свойственный церкви предмет деятельностиВселенского собора есть составление символов веры и изложение догматов взначении неизменяемых образцов вероучения … обязательных для усвоения всемичленами церкви» [1, с. 386]. В разрешении вопросов об истинах вероучения инравоучения вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как органвселенской церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и канонывселенских соборов помещаются в«Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».
Таким образом, суть Вселенского собора заключается в том, что этот органпризван устранять расхождения в вопросах вероучения и нравоучения в церкви,вынося решения, которые опираются на предшествующую традицию, определяют единоеучение, необходимое к принятию всеми членами ортодоксальной церкви. Вселенскийсобор является единственным «законодательным» собранием внутри церкви,поскольку как совет епископов выступает от имени Святого Духа, обретаяполномочия в силу непогрешимости третьей ипостаси Троицы. Институт Вселенскихсоборов возник как реакция на появляющиеся в церквах разногласия повероучительным и административным вопросам и выступил агентом, позволяющим еслине решить споры, то выработать ортодоксальную позицию по существенным вопросам,чтобы данная позиция стала ориентиром для дальнейшего развития церкви.

РАЗДЕЛ 2. Исторический аспект семи вселенских соборов
I Никейский собор — прошёл в июне 325 в городе Никея (ныне Изник, Турция);продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в историихристианства. Собор был созван императором Константином Великим по поводу спорамежду епископом Александром и пресвитером Арием/>. На Первом Вселенском Собореприсутствовало 318 епископов, а также пресвитеры и диаконы. император Константин, приурочившийзаседания Собора к двадцатилетию своего пребывания на троне,председательствовал на собрании. Папа Сильвестр делегировал на собор двухпресвитеров. На собор прибыли делегаты от территорий, не входивших в составимперии: из Питиунта на Кавказе, Воспорского царства, Скифии, Армении, Персии./> Протоколы Первого Никейскогособора не сохранились (А.В. Карташёв считает, что они и не велись [3, с. 33-34]).О решениях, принятых на этом соборе, известно из более поздних источников, втом числе из деяний последующих Вселенских соборов. Собор осудил арианство,утвердил постулат о единосущии Сына Отцу и предвечном рождении Сына. Также былсоставлен Символ Веры из семи пунктов, который впоследствии стали называтьНикейским, зафиксированы преимущества епископов четырёх крупнейших епископскихкафедр: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-йканоны). Собор также установил время празднования Пасхи в первое воскресеньепосле первого полнолуния после весеннего равноденствия.
I Константинопольский собор — созван в 381 году императором Феодосием I (379—395) вКонстантинополе. Утвердил догмат об исхождении Святого Духа от Отца, оравенстве и единосущии Бога Духа Святого с прочими лицами Пресвятой Троицы —Богом Отцом и Богом Сыном; дополнил и утвердил Символ веры в редакции,получившей название Никео-Константинопольской (Никео-Цареградской). Кроме того,установил статус епископа Константинопольского как епископа Нового Рима,второго по чести после Римского, вместо епископа Александрийского, до тогосчитавшегося первым на Востоке и носившего титул «папа» (правило 3-е). Врезультате образовалась так называемая пентархия — пятёрка главных епископскихкафедр христианского мира: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия иИерусалим.
На соборе присутствовало 150 православных епископов. Феодосий пригласилна собор также 36 македонианских епископов во главе со старейшим епископомЕлевсием Кизикским, надеясь, что они согласятся в исповедании веры справославными. Но епископы Македонии и Египта прямо заявили, что не допускают ине допустят «единосущия» и покинули собор. Папу Римского Дамасия I (из империиГратиана) император Феодосий об открытии собора даже не извещал. Папа принялсимвол веры, но не каноны, по крайней мере, канон о старшинстве Константинополяпосле Рима. Тем самым было положено начало церковно-правовой полемике, а фактически– великому разделению церковного Востока и Запада. (Рим принял старшинствоКонстантинополя после Рима только во времена латинской империи Константинополя,созданной в XIII веке во время Четвертого крестового похода).
Второй Вселенский собор издал Послание, которое впоследствии былоразделено на 7 правил; />/>осудил и предал анафемеереси (1-е правило собора): евномиан, аномеев, ариан, евдоксиан, полуариан или духоборцев(пневматомахов), савеллиан, маркеллиан, фотиниан, аполлинариан; ввёл запрещениеепископам одних поместных церквей вмешиваться в дела других церквей./>/>
Догматическая деятельность собора нашла свое выражение в составлении символа,известного в истории церкви под именем Никео-Цареградского (принят на основе утвержденногона Римском соборе исповедания веры, которое папа Дамасий I прислал епископуАнтиохийскому Павлину. До восьмого члена, то есть до изложения учения о СвятомДухе, символ Второго Вселенского собора представляет собою Никейский символ,измененный и дополненный собором для опровержения ересей, которые вызвалинеобходимость созыва Второго Вселенского собора. В учении о Боге Отце вНикейском символе собор после слова «Творца» ввел слова «неба иземли». В учении о Сыне Божьем были заменены после «рожденного от Отца»слова «из сущности Отца, Бога от Бога» словами «прежде всех веков».При наличии в символе слов «Бога истинного от Бога истинного» выражение «Богаот Бога» являлось в некотором роде повторением, которое было исключеноиз текста. При этом опустили выражение «на небе и на земле»,идущее за словами «чрез Которого все произошло». В учение о Сыне Божием,содержащееся в Никейском символе, собором вставлены некоторые слова (выделеныжирным шрифтом), яснее выражающие православное учение о плотском естествеБогочеловека. Никейский символ оканчивался словами «(Верую) и в ДухаСвятого». Второй Вселенский собор дополнил его, присоединив к нему учение оСвятом Духе, о Церкви, о крещении, о воскресении мертвых и о жизни будущеговека; изложение учения об этих истинах веры и составляет содержание 8, 9, 10,11, и 12 членов Никео-Цареградского символа. В заключение собор постановилформу церковного суда и принятия еретиков в церковное общение после раскаяния,одних через крещение, других через миропомазание, в зависимости от тяжестизаблуждения (7-е правило Собора). Хотя в греческих, славянских и русскихизданиях II Вселенскому собору приписывается 7 правил, но в действительностиему принадлежат только первые четыре, о которых упоминают и церковные историкиV века. Правила же 5-е и 6-е составлены на Константинопольском соборе 382 года,7-е представляет собою сокращение послания, сделанного Трулльским собором (692 г) от лица Константинопольской церкви к Антиохийскому епископу Мартирию.
Эфесский (Ефесский) собор — проходил в городе Эфесе (Малая Азия) в 431 году поинициативе императора Феодосия II. На нём присутствовали около 200 епископов.Поводом для созыва Эфесского собора был конфликт между КонстантинопольскимПатриархом Несторием, который трактовал учение о воплощении Сына, разделяя в Нёмсоединение двух естеств и называя Марию не Богородицей, а Христородицей, иКириллом Александрийским, который стоял на позициях термина«Богородица» и за соединение двух естеств. Переписка не привела кположительным результатам, и тогда Кирилл написал против Нестория своианафематизмы. С самого начала на соборе наметился раскол – антиохийская и александрийскаяделегация стали заседать раздельно. Несторий председательствовал на заседанииАнтиохийской делегации, Кирилл – на заседании александрийской, до прибытияримских легатов будучи и представителем римского епископа. Позже к немупримкнула римская делегация. Таким образом, каждая из противостоящих сторонвыступала от имени двух патриархов (Антиохийский и Константинопольский с однойстороны, и Александрийский и Римский с другой). Антиохийская делегация призналаКирилла еретиком, и низложила его. То же сделала александрийская делегация с Несторием.Спор был решён императором Феодосием II, который утвердил постановлениеАлександрийской делегации. Те, кто признал постановление Антиохийскойделегации, основали несторианскую церковь, подвергшуюся преследованиям на всейтерритории Империи. Даже в Антиохии вскоре утвердились противники Нестория – монофизиты.
Первые шесть правил, составленных собором, касаются вероисповедныхвопросов, связанных с ересью Нестория, не имея дисциплинарного значения. Соборкроме Нестория в своем определении осуждает «Келестиево мудрование». Келестийили Целестий проповедовал ересь Пелагия, отрицая значение первородного греха инеобходимость благодати для спасения. 7-е правило говорит о том, как следуетхра­нить неповрежденной никейскую веру. В изложении Аристина правило имееттакой вид: «Епископ, проповедующий другую веру, кроме Никейской, лишаетсяепископства, а мирянин изгоняется из Церкви. Тот, кто, кроме веры, составленнойсвятыми отцами, собравшимися в Никее, предлагает иной нечестивый символ наразвращение и на пагубу обращающихся к познанию ис­тины из эллинства илииудейства или от какой бы то ни было ереси, если мирянин, должен быть предананафеме, а если епископ или клирик, должен быть лишен епископства и служения вклире». Впоследствии канон использовался православными полемистами противлатинского искажения Никео-цареградского символа добавлением в него «filioque».8-е правило собора утверждает авто­кефалию Кипрской Церкви, котораяоспаривалась Антиохийской кафедрой, притязавшей на юрисдикцию над Кипром. Вканонические сборники Римской Церкви правила Ефесского собора не вошли. В отдельныхлатинских руко­писях встречаются лишь отрывки из соборных определений, иные,чем те, которые получили канонический авторитет на Востоке.
Халкидонский собор — созван императором Маркианом по согласию с папой Львом I в Халкидоне(совр. Кадикой, район современного Стамбула) в 451, по поводу монофизитства.Заседания Халкидонского собора происходили в храме св. мученицы Евфимии. Соборбыл открыт 8 октября 451 и продолжался до 1 ноября; проведено семнадцатьпленарных заседаний. Согласно эдикту императора, епископы собрались в Никею, носкоро вызваны были в Халкидон, поближе к столице, где император имелвозможность присутствовать на соборных заседаниях, которыми руководили императорскиечиновники: главнокомандующий Анатолий, префект претория Востока Палладий ипрефект Константинополя Татиан. Диоскор, патриарх Александрийский, продолжаядело своего предшественника Кирилла на Эфесском соборе 431 г. в борьбе с несторианством Антиохийской богословской школы, на Эфесском соборе 449 г. решил поставить окончательную точку в догматической борьбе с несторианством — в результате«излишне двойственная» несторианская природа Христа была заменена в решениисобора «монолитной» монофизитской. Такая формулировка расходилась с Epistoladogmatica, отправленном к архиепископу Флавиану, главе Константинопольскогопатриархата и собору в 449 г папой Львом I Великим. Сам Лев I на соборе неприсутствовал, однако прислал легатов, которые не отстояли его формулировки, ирешения собора были утверждены императором Феодосием II. Смерть Феодосия,сестра которого, Пульхерия, носившая титул Августы, стала женой сенатораМаркиана и возвела его на трон, изменила обстановку: Пульхерия была сторонницейЛьва I. Председателем собора был Анатолий Константинопольский. Число всехприсутствовавших на соборе отцов, включая и уполномоченных лиц пресвитерскогосана, замещавших того или другого епископа, можно полагать между 600—630. ПапаЛев, желавший, чтобы собор созван был в Италии, прислал все-таки своих легатовна Халкидонский собор. Прежде всего, отцы собора занялись рассмотрением деянийт.н. «разбойничьего» собора 449 года в Эфесе, и судом над Диоскором.Обвинителем был Евсевий Дорилейский… Собор осудил Диоскора и низложил его,кроме того был осуждён «разбойничий» собор и Евтихий. На Соборе изложено учениео двух естествах в лице Иисуса Христа, снимающее крайности несторианства имонофизитства. Приняв за образец православного учения изложение веры КириллаАлександрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание Льва римского к Флавиану, участникиопределили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств [3, с.343]. Число подписавших решение было приблизительно на 150 человек меньше числасобравшихся на собор. Когда донесли Маркиану, что все сделано, он прибыл сПульхерией на собор в 6-е заседание, произнес речь, в которой выразил радость,что все сделано по общему желанию и мирно/>. Собор оставил 30 правил.Главные их предметы — церковное управление и церковное благочиние. Важнейшеезначение имело правило 28-е, устанавливавшее верховенство кафедры епископаКонстантинополя на Востоке/>После собора император издал строгие законы относительно монофизитов. Диоскор иЕвтихий сосланы были в отдаленные провинции.
ВторойКонстантинопольский собор — созван в 553 году, в городе Константинополе, при императоре ЮстинианеI. Отверг учения богословов Феодора Мопсуэстийского, Феодорита Кирского и ИвыЕдесского (т.н. «антиохийская школа»), близкие несторианству. Собор был созванпо поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. На заседанияхприсутствовало 165 епископов. Главный предмет споров – сочинения Феодора,Феодорита и Ивы, где ясно выражались несторианские позиции, и о которых наХалкидонском соборе ничего не было упомянуто. Несториане в споре с евтихианами(монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлоготвергать четвёртый Вселенский собор. учениеОригена о предсуществовании человеческих душ встретило осуждение и порицание состороны богословов и святых отцов Церкви и было осуждено на соборе. Осужденыбыли также еретики, не признававшие общее воскресение мертвых. Собор осудил всетри сочинения и самого Феодора, как не раскаявшегося, а относительно двухостальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами жеони были помилованы, так как отказались от своих мнений.
Третий Константинопольский собор — проведен в 680 году в Константинополе при императоре КонстантинеПогонате, созван был против учения монофелитов, которые, хотя признавали в ИисусеХристе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После 5-гоВселенского собора волнения, производимые монофелитами, продолжались и грозилиимперии большой опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонитьправославных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать вИисусе Христе одну волю при двух естествах. Против этого выступили СофронийИерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник. На шестом соборебыло около 170 отцов, среди них легаты Римского епископа, а при составленииправил 240. Шестой Вселенский собор отверг учение монофелитов, «утвердилправила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил св. Апостолов,правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных соборов и правила 13отцов Церкви» [3,с. 497]. Через 11 лет собор вновь открыл заседания в царских палатах называемыхТрулльскими, для решения вопросов, по преимуществу относящихся к церковнойдисциплине. На Востоке решения Трулльского собора входят в каноническиесборники как решения Шестого Вселенского собора.
Второй Никейский собор был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине(вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов, представлявших почтиисключительно Восток. Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшейза 60 лет до собора, при императоре Льве Исавре. Движение продолжалась при егосыне Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре. Седьмой Вселенский соборопределил употреблять в храмах и домах иконы Господа Иисуса Христа, БожиейМатери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением (но не таким, какоеприлично Богу), целованием, возжжением перед ними светильников и фимиамом. Ибочесть, воздаваемая образу, переходит к первообразу, а поклоняющийся иконепоклоняется лицу, изображенному на ней. Решения этого собора вызвали возмущенияу франкского короля Карла Великого (будущего императора), и в 792 г. он послал папе список из 85 ошибок, которые были допущены на этом соборе. Карл считалодобрение византийской формулы о том, что «Святой Дух исходит отОтца» — главнейшим «грехом», и настаивал на прибавлении слов:«и от Сына» (filioque). Этим был продолжен старый догматический спормежду восточной и западной церквами. Богословские споры о филиокве были частьюшироких противоречий между Западом и Востоком./> Собор не смог остановитьдвижение иконоборцев. Это было сделано только на Константинопольском соборе 843года при императрице Феодоре.
Последующие соборы имеют статус Вселенских только для западной традиции,где основным требованием является присутствие не всех епископов, а тольконаходящихся в единстве с папой римским [2, с. 68]. Описанные же семь признаны врамках всей ортодоксальной традиции, основанием которой они и являются. Говорясловами М.Э. Поснова: «Никейский и халкидонский век есть период выработки иустановления вселенской ортодоксии, т.е. учения о Святой Троице, овочеловечении и богочеловеческой природе Иисуса Христа» [5, с.353]. Извышесказанного видно, что в ходе борьбы между разными богословскими школами инаправлениями, отражённой в деятельности Вселенских соборов,выкристаллизовались вероучительные и административные границы, определилосьортодоксальное христианское учение, а также установился сам порядок приданиянекоторым вероутверждениям статуса ортодоксальных и общеобязательных.

ВЫВОДЫ
Вселенский собор – это исторически обусловленное явление в христианскойтрадиции, связанное с периодическим возникновением разногласий в трактовкевероучительных и нравоучительных позиций на общецерковном уровне, когдапоявляется необходимость выделить среди соперничающих позиций ортодоксальную.Вселенский собор как раз обладает статусом уполномоченного Святым Духом инепогрешимого, что позволяет авторитетно выносить решения по поводу тех илииных догматических, церковно-политических и судебно-дисциплинарных разногласий.Статус вселенскости предполагает присутствие на соборе наиболее значимыхепископов или их представителей, признание решений собора всеми поместнымицерквами, непротиворечивость решений собора относительно традиции. Разныетрадиции внутри христианства насчитывают разное количество Вселенских соборов,но описанные в данной работе приняты в качестве таковых поместными православнымии католической церквами, их решения признаны в рамках ортодоксальной традицииобязательными, хотя отдельные трактовки этих положений расходятся. НаВселенских соборах выработаны фундаментальные христологические догматы,установлен статус главных епископских кафедр и их место в диптихе, отсеяны иобъявлены вне закона учения, признанные еретическими. Вселенские соборы имеют,таким образом, важное значение в развитии христианской церкви, позволяютсохранять единство доктринальной и административной традиции в общецерковныхмасштабах, разрешать

Список использованной литературы
1.   Горчаков М.И.Вселенские соборы // Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т.: т.1: А –К / Ред. кол.: С.С.Аверинцев (гл. ред.) и др. – М.: Большая РоссийскаяЭнциклопедия, 1993. – С. 385 — 387
2.   Ерде П.Церковне конституційне право / Пер. з угор. П. ґерґелі. – Львів:Свічадо, 1998. – 156 с.
3.   Закон Божий. –М.: Молодая гвардия, 1991. – 724 с.
4.   КарташевА.В. Вселенские соборы. – Клин, Христианская жизнь, 2002. – 686 с.
5.   Поснов М.Э.История христианской Церкви. (До разделения Церквей – 1054 г.). – М.: Высшая школа, 2005. – 648 с. – (Классика философской мысли).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.