Всебог(Ра-М-Ха, Вышний) — Единый Бог, Непознаваемая Верховная Сущность, связан спонятием Великой Силы. Всебог просыпается (что одновременно и пробуждение ирассыпание на части) в Мир своими ипостасями — Богами. Изображений или кумировВсебога никогда не существовало, поскольку Абсолют невозможно изобразить. Такжек Нему никогда не обращались напрямую (обращались всегда к конкретной Егоипостаси). Однако все же сохранились некоторые свидетельства, говорящие о том,что Славяне (вопреки утверждениям некоторых современных ученых) знали о ЕдиномБоге: «Между различными божествами, во власти которых состоят поля и леса,печали и наслаждения, славяне не отрицают и единого бога на небесах, повелевающегопрочими. Он самый могущественный, заботится только о небесном; а прочие боги,исполняющие возложенные на них обязанности, происходят от его крови, и чем ктознатнее, тем ближе к этому богу богов» (Гельмольд).
Род- воплощение творческой Силы Всебога, неотличимый от Него. Персонификация всехБогов и Предков Славян. Един и множественен одновременно: «Род — ОтецБогов, Род и Мать Богов...» Если Всебог — суть Великая Сила в потенциале,то Род — процесс истечения сией силы и порождения Мира. В общем же случае граньмежду Всебогом и Родом весьма призрачна.
Белобог- одно из проявлений Великой Силы (Рода), как Силы Живы (жизни). ПротивостоитЧернобогу. И, вместе с тем, это противостояние можно назвать«Борьба-единство», так как только благодаря извечной борьбе этихначал существует Мир. «А эти вот Два находятся во Сварге, и с обеих еесторон Белобог и Чернобог сражаются. Вот ведь, то и Сваргу держит, чтобы томуСвятовиду не быть повержену» («Влескнига», Дощечка 11а).
Чернобог- проявление Великой Силы в аспекте Силы Мораны (смерти). Чистый изначальныйХаос. Является символом смерти и разрушения, но вместе с тем не следуетпонимать его исключительно как силу Зла ибо Славянам были чужды понятияАбсолютного Добра и Зла. Чернобог скорее Слепая Стихия, обладающая огромнойсилой, но не имеющая Высшей Мудрости.
Святовит- Божество, олицетворяющее Свет Яви и Прави одновременно. Он как бы связующеезвено между нашим миром и Сваргой Пречистой. По свидетельствуСаксона-грамматика в богатом арконском капище стоял огромный куммир Свентовида,выше роста человеческого, с четырьмя бородатыми головами (Свентовид такжепочитался за ипостась Сварога) на отдельных шеях, обращенными в четыре разныестороны; в правой руке держал он турий рог, наполненный вином. Как и у Сварогачетыре головы Свентовида обозревали четыре стороны Света Белого. В левой рукедержал он меч-молнию; как владыка небесных громов, он выезжает по ночамсражаться с демонами тьмы. «Святки» — игры в честь Бога Свентовида — были широко распространены у восточных славян.
ПатарДий (Дый, Див) — Бог ночного, звездного Неба. Отец Богов и людей, правительПоселенной (Вселенной). Хранитель жизненной силы Матери-Земли и создательмолний. Также считается хранителем Мудрости Богов и покровителем Слави (СветлойНави). Патар Дий несет в себе колдовское, жреческое начало, он Бог магии иобряда. Но магия жрецов Патар Дия более «темная», навья, посколькуони черпают свою силу из недр Матери-Земли.
Сварог- светлый лик Патар Дия. Верховный владыка Вселенной, родоначальник светлыхБогов (Асов\\Ясуней), Великий, Старый Бог, Прабог, в отношении к которому вседругие Боги — его дети. От него родились Боги солнца, ветров, огня и вод.Сварог, как олицетворение неба, то озаренного солнечными лучами, то покрытоготучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Во мраке туч онвозжигал пламя молний и таким образом был творцом небесного огня; земной жеогонь, по древнему преданию, был божественный дар, ниспосланный на землю в видемолнии. У Сварога было четыре главы, которыми он обозревал стороны света и такследил за порядком и исполнением Законов Прави.
Лада(Матерь Сва) — женская ипостась Рода, супруга Сварога, Богородица, матьбольшинства Светлых Ясуней, она же старшая Рожаница. Покровительница свадеб изамужних женщин. Считается, что именно Лада сохраняет и оберегает брачныесоюзы. Священное дерево Лады — береза.
Триглав- Триединое Божество, выражающее таинство связи трех миров: Прави — Яви — Нави(ибо тайна та велика есть: как Сварог и Перун — есть в то же время и Световит.«Велесова книга», Тригл. 12.). У разных народов в Триглав (имеетсяввиду Великий Триглав) входили различные Боги (в Новгороде IX века ВеликийТриглав состоял из Сварога, Перуна и Световита; в Киеве, видимо, — из Перуна,Даждьбога и Стрибога), кроме того, по всей видимости, вхождение того или иногоБога в Великий Триглав обуславливалось конкретной зодиакальной эпохой.Божества, стоящие на ниже на иерархической лестнице также объединялись в МалыеТриглавы.
ОгъньСварожич (Крес, Агни, Царь-Огонь) — Бог-хранитель и воплощение ЖивогоИзначального Огня Мроздания — Креса. Он представляет собой ту Изначальную Силу,что вдохнула Жизнь во Вселенную. Отображением Огъня в нашем Мире всегдасчитался неугасимый Священный Огонь, горящий в капищах Богов. За поддержаниесего Огня жрец отвечал своей жизнью, ибо его угасание сулило великие беды.
Кощей(Вий, Кащей, Вей) — Бог Пекельного Мира, управляющий Смертью. Вместе с тем,Кощей связан с землей и плодородием, ибо любая смерть в то же время дает началоновой жизни. Само имя Кощея связано также с понятием Судьбы (ср.: кошь — жребий). Описание святилища Кощея дает Аль-Масуди: "… в нем (здании начерной горе) они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна,представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает костимертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородныхмуравьев, а под левой — пречерных воронов, черных крыльев и других, а такжеизображения странных хабашцев и занджцев".
Симаргл(Семаргл, СемЕръгл, Огнебог, Семиглав) — один из семи Верховных Боговдревнерусского пантеона. Древнейшее Божество, восходящее к берегиням.Воплощением Симаргла является священный крылатый Волк Симуран, охраняющийсемена и посевы, яростно сражающийся с хворями и болезнями в человеке. Симарглимеет способность исцелять, ибо он принес с Неба на Землю побег Древа Жизни.Обладает и демонической натурой. Симаргл путешествует в сопровождении своихверных спутников (ипростасей) — крылатого волка Симурана, способного сжигатьболезни своим огненным дыханием и огненного сокола (петуха, крылатого змия)Рарога, изображавшегося с искрящимся телом и сиянием, вырывающимся из клюва.Симарглу возводили семиспиралевые жертвенники, а также вешали в домахсемилопастные подвески в виде перевернутых петушинных гребней.
Макошь(Мокошь, Макоша, Макеша) — Одна из главных Богинь восточных Славян. Имя еесостояло из двух частей: «ма» — мать и «кошь» — жребий.Макошь — Небесная Богиня Судьбы. Вместе со своими дочерьми Сречей и Несречейсплетала Она судьбы всех людей и Богов. Тем, кто следовал Стезею Правой Онасплетала добрую удачу, а того, кто нарушал веления Совести своей оплетала своейнитью Богиня Несреча. Также Макошь считалась покровительницей ткачества ирукоделия. В ведении Макоши была и судьба урожая. И по сему почиталась она какБогиня итогов хозяйственного года, Богиня урожая, подательница благ.Обязательным атрибутом при ее изображении был Рог Изобилия или егосимволическое изображение — Небесный Ковш из Семи Звезд (Большая Медведица,которая у Славян именовалась Макошью).
Среча(Доля) — Дочь и помощница Макоши, ткет счастливую судьбу. Представляется воблике красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять неможет, ходит по свету — преград нет: болото, река, лес, горы — Среча вмгодолеет. Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотяпоначалу дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого, злогочеловека уйдет.
Несреча(Недоля) — Дочь и помощница Макоши, сия Богиня сплетает тонкую да непрочнуюнить Судьбы для тех, кто живет не по Прави, творит бесчинства и беззакония.Коли навестит тебя Несреча, то пойдут по жизни лишь неудачи да неприятности.
Велес- Один из эпитетов Велеса «Скот», в древности означал богатство,поэтому незнающие люди почитали Велеса, как Бога материального достатка,хранителя и защитника всего живого. Один из атрибутов Велеса — Рог Изобилия,представлялся им наполненным всяческими материальными благами, которые«Скотий Бог» раздавал всем живущим на земле. Лишь посвященные втаинство Бога волхвы (Велесовы внуки), почитали Велеса как хранителя ДревнейМудрости. Для них Рог был наполнен священной Сурицей — Солнечным НапиткомМудрости. Также Велес был связан с Загробным миром — Светлой Навью и ВыриемНебесным. Он считался судьей душ умерших: «Зри Велеси не убегти»(«Боянов гимн», 56).
Перун(Впаруна, Перен, Перкун) — Бог-громовержец, молнии его оружие — меч и стрелы;радуга — Его лук; тучи — одежда или борода и кудри; гром — далеко звучащееСлово, Глагол Божий, раздающийся свыше; ветры и бури — дыхание; дожди — оплодотворяющее семя. Перун — Бог грозы и войны. Он оживляет явленное, даетжизнь всему сущему. Он Бог, следящий за миропорядком, за восходом и заходомСолнечного Золотого Колеса, за вращением Небесного Коло. «Да и Богу Перуну- Громовержцу и Богу Сражения и Борения, — нарекаем Его мы Живящим Явленным иречем Ему не прекращать вращать Кола — и Который ведет нас стезею правою набрани и на тризны великие о всех павших, которые идут к жизни вечной в войскеПеруновом» («Влескнига», Дощечка 11а). Перун — грозный Бог, ноОн же — Бог милостивый и всеправедный. Перун милостив к почитающим Его и грозендля врагов Руси.
Индрик(Индрик Зверь, Индра, Интра, Ондер) — Темный лик Перуна, хранитель мечейсправедливого возмездия. Предводитель небесного воинства. Индрик — грозныйсудия и каратель, разрушитель, мчащийся по небу в Златой колеснице и мечущиймолнии, уничтожающий всякую скверну. По преданию Индрик освободил Мировые Водыи утвердил Жизнь на Земле. «Он копал рогом Сыру Мать-Землю, Выкопал онключи все глубокие Доставал он воды все кипучие, Он пускал их по быстрым рекам,И по маленьким ручейкам, По глубоким большим озерам...» («Глубиннаякнига», 24).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl