Реферат по предмету "Религия и мифология"


Близнечные мифы

Близнечныемифы — мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов, частовыступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Б.м.можно разделить на мифы о
близнецах-братьях(соперниках или позднее — союзниках),
близнецах- брате и сестре,
близнецах-андрогинахи
зооморфныеБ.м.
Вмифах о братьях-близнецах, характерных для дуалистических мифологий (в частности,индейцев Северной и Южной Америки и народов Океании), один из братьевсвязывается со всем хорошим или полезным, другой — со всем плохим или плохосделанным. Между братьями-близнецами с самого их рождения начинаетсясоперничество: в Б.м. североамериканского индейского племени кахуилла один изблизнецов (Мукат, создавший людей и Луну) спорит за первенство с другим(Темайауитом), уходящим в подземный мир. В Б.м. ирокезов и гуронов Иоскеха — создательСолнца и всего полезного на земле, а его младший брат-близнец Тавискарон — создательскал, вредных животных, шипов и колючек, он вызвал первое землетрясение.Тавискарон противодействует всем благим начинаниям Иоскехи, и в результатебратья вступают в единоборство, после которого раненый Тавискарон спасается вподземном мире, а Иоскеха после сражения с братом удаляется на небо.
Внекоторых дуалистических Б.м. братья-близнецы не антагонистичны друг другу, авоплощают лишь два начала, каждое из которых соотнесено с одной из половинплемени. Таковы Возлюбленные близнецы у североамериканского индейского племенизуни, которые разделили племя на фратрии — людей зимы и людей лета. ОбаВозлюбленных близнеца выступают в роли культурных героев, которые выводят людейиз пещеры на солнце и дают им орудия и оружие. В Б.м. этого типа близнецы частодублируют функции друг друга, оба полезны, а не вредны для людей, оба заняты ихлечением (ср. Ашвины). Однако в Б.м. этого типа, как правило, обнаруживаютсяследы более архаических представлений о взаимной вражде близнецов.
Мифо близнецах — брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак, известен впочти одинаковой форме во многих древних культурах (египетский миф об Осирисе иИсиде, древнеиндийский миф о Яме и Ями). В индоевропейской мифологииблизнецы-братья, называемые «детьми (сыновьями) бога неба» (Диоскуры,Ашвины, литовские и латышские «сыновья бога»), ухаживают за своейсестрой — дочерью Солнца. В некоторых индоевропейских традициях след этого мифаостался в представлении о кровосмесительном браке нескольких братьев с ихсестрой (у хеттов, древних ирландцев и индо-иранцев) или об инцесте брата исестры (в «Ригведе»).
Представленияо браке двух (или нескольких) близнецов — брата и сестры — является одной изформ символизации в Б.м. объединения двух мифологических противоположностей. Вафриканских обрядах, связанных с Б.м. и культом близнецов, распространенораскрашивание каждой стороны лица и тела в разные цвета. В африканском мифеньоро близнец Мпуга Рукиди с одной стороны был белым, а с другой — чёрным (ср.Б.м. у кахуилла, где чёрный цвет связан с одним близнецом, а белый — с другим).Двойной цвет Мпуга Рукиди совпадает с символикой белого и чёрного цветов вблизнечных обрядах (смена тёмного и белого времени). Особенностью многихафриканских Б.м. является совмещение обоих рядов мифологическихпротивоположностей в одном мифологическом образе, который включает в себя обачлена (близнечные существа — двуполые существа). У догонов герои Б.м. Лис иНоммо выступают одновременно и как близнецы и как андрогины. Такие же представлениясвязаны с двумя демиургами Маву и Лиза в мифологии фон в Дагомее, выступающимикак андрогин, одна часть которого (Маву) воплощает ночь, Луну, радость, другая(Лиза) — день, Солнце, труд. Другие боги в мифологии фон представляются в видепар близнецов, а божественная сила — радуга — описывается и как андрогинноесущество, и как близнечная пара. Египетские боги Гор и Сет иногда изображалисьв виде одной фигуры с двумя лицами, что позволяет дать гипотетическуюандрогинную интерпретацию и первоначальному мифу о кровосмесительной их связи.Миф о двуполом существе, связанный с близнечным, отражается в древнегреческойорфической традиции и в диалогах об Атлантиде Платона.
Наиболееранний пласт близнечных представлений прослеживается в зооморфных Б.м., предполагающихучастие в близнечном рождении животных или родство между животными иблизнецами. У многих народов был распространён обряд убийства близнецов послеих рождения, которых обычно относят в воду болота или в лес, отправляют насъедение животным, как бы возвращая той нечеловеческой (часто — водной) среде, скоторой связывают их рождение. Согласно представлениям догонов, у каждогочеловека есть свой близнец — животное (сами же близнецы у догонов состоят в«союзе» со скорпионом). В Древней Индии Ашвинов представляли в видедвух птиц или птиц-коней. Связь двух почитаемых близнецов с конями сохраняетсяв качестве пережитка и у древних германцев, и в балтийской мифологии. С конямисвязывали и Диоскуров.
ИстокиБ.м. можно видеть в представлениях о неестественности близнечного рождения, котороеу большинства народов мира считалось уродливым (а сами близнецы и их родители — страшными и опасными). Обычай отделения родителей близнецов от всего племени(часто с позднейшим переосмыслением в духе сакрализации близнецов и ихродителей) известен у йоруба, тонга, басабеи и многих других народов Африки.Эти ритуальные представления находят параллели у многих народов мира, и ихследует считать исключительно древними.
Переосмыслениеархаических форм Б.м. и соответствующих им обрядам происходит благодаряпризнанию сакрального характера как самих близнецов, так и их родителей, вособенности матери. Сами близнецы и их мать рассматривались как существа, соприкоснувшиесясо сверхъестественной силой, ставшие её носителями. На этом этапе развитияблизнечного культа суть ритуала отделения близнецов и их родителей от всегоплемени уже заключается не просто в избавлении племени от опасности, но и восознанном обособлении носителей сверхъестественной силы (не только опасной, ночасто и благодетельной) от коллектива, их почитающего.
Переосмыслениеблизнечных обрядов и Б.м. в духе сакрализации происходит, в частности, сразвитием представления о связи близнецов с плодородием. Поэтому в обществах, почитающихблизнецов, обычны обряды, связывающие их культ с символикой плодородия, вчастности, со священными мировыми деревьями (см. Древо мировое). Существеннымрастительным символом близнечного плодородия является сдвоенный плод растения.К примеру, на Фиджи близнечный («двойной») плод хлебного дерева вмифологических песнях выступает в качестве символа безмерного изобилия.
Издругих символов, связывающихся с культом близнецов, следует отметить символикукрасного цвета (с этим символом связана и красная нить на руке одного изблизнецов, упоминаемая в Библии; Быт. 38:28-30). Близнецы часто считаютсядетьми грома (их бесчинство может вызвать гром). В мифах о происхождении племён(или городов) их часто возводят к двум близнецам-основателям: Ромул и Рем — вРиме, близнецы — сыновья Димука — в Северной Нигерии и т.д. Особую рольблизнечный культ играет в религии обществ с ярко выраженными следами дуальнойорганизации (например, у инков в Перу). В XIX в. в Дагомее традиция связываладуальный характер царской власти с совместным правлением двух близнецов. ВЕгипте «ка» (олицетворение жизненной силы, «душа») считалсядвойником-близнецом фараона.
Помере трансформации близнечных представлений, утрачивается антагонизмбожественных близнецов, позднее из мифа устраняется один из близнецов (ср.явную несущественность Эпиметея по отношению к его близнецу Прометею). Краннему Б.м. английский исследователь Р.Харрис возводил комплекс представлений,связанных с Фомой в евангелической литературе и в апокрифах (имя Фомы восходитк общесемитскому названию близнеца).
Темаблизнечества последующей культурной традиции связывается с темой двойникачеловека (или его тени; ср. европейскую романтическую литературную традицию отА.Шамиссо до Е.Шварца). В мифологическом истолковании с явными ссылками наантичные представления тема близнецов продолжается в поэзии XX в.
Осмыслениефеномена Б.м. играет важную роль в осознании оккультного принципа дуализма иего роли в астрологии.
Список литературы
Источник:Астрологическая энциклопедия Дениса Куталёва
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.1astrolog.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема адаптации
Реферат Кошки. Семейство кошачьих
Реферат Використання смартфонів і комунікаторів в судово медичній експертизі
Реферат Социология гендерного равенства
Реферат Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства. Часть 2
Реферат Materialism In Society Essay Research Paper Effects
Реферат What Is Ebola Hemorrhagic Fever Essay Research
Реферат Формирование личности при слепоглухоте в свете проблемы искусственного и естественного интеллекта
Реферат Решение проблем и принятие решений
Реферат Градополов, Константин Константинович
Реферат Підвищення платоспроможності підприємств України з позиції ТОВ "Таргет"
Реферат Проектировка цифровой АТС
Реферат Операционная система MS DOS. Приглашение MS DOS. Диалог Пользователя с MS DOS
Реферат Между смыслом и ценностью. Проблема единства культуры у Романа Ингардена
Реферат Туристична інфраструктура Києва