Заокская духовная академия
Богословскийфакультет
Курсоваяработа
На тему: Апокалипсис первой трубы(Откр.8:7)
Студент богословского
факультета, 3 курс: А.А.Мохаткин
Научный руководитель: А.Н.Севрюков 4.05.2003
Введение
Когда человек послечтения «простых» евангельских историй и апостольских посланий приступает кОткровению, он чувствует себя перенесенным в неведомый мир насыщенныймножеством странных символов. Эта книга вовсе непохожа на остальные книгиНового Завета. Откровение не только отличается от других новозаветных книг, онабыла и остается чрезвычайно сложно для понимания книгой. В течении всейхристианской эпохи многие великие мыслители, поэты, художники обращались к этойкниге: в эпоху патристики, в эпоху кризиса Средневековья, в эпоху Возрождения ив конце XIX века, да и ХХ веке эта книга не была обделена вниманием. Именнотогда, когда наступали кризисы, люди вдруг вновь обращались к этой старинной,но неувядающей книге – Апокалипсис.
В любом реквиеме любогокомпозитора, будь то знаменитый реквием Моцарта или реквием Дворжака, естьмузыкальная глава, которая называется «Dies Irae», «Деньгнева», «День суда». Эта музыка также вдохновлена образамиАпокалипсиса.
Судный день, деньрасплаты, день справедливости. День, которого одни страшатся, а другие ждут каквожделенного мгновения, когда зло получает возмездие, когда посеянные горькиесемена дают ростки, а потом ужасные плоды. Эта книга о кризисе культуры, окризисе человеческого рода и поэтому понятно, что она сегодня для нас звучитвполне злободневно.
Но книга Откровение — этоне просто набор мрачных антиутопий или каких-то жутких картин, способныхпосеять только отчаяние и панику в душах людей. Апокалипсис насыщен надеждой.Это, несомненно, величайшая книга надежды, ибо, чем чернее историческаяперспектива, которую пророк там дает, тем удивительнее звучат победные трубы, трубысветлого мира, который приходит на смену тьме.
Греческое слово«Апокалипсис», т.е. «Откровение», означает в буквальномсмысле слова «снимать покрывало с чего-либо», а на языке религиознойлитературы это слово означает «Открытие будущего».Постановка проблемы
Семь труб Откровенияявляются доказательством того, чтобы быть среди наиболее трудных мест во всемСвященном писании. Они заполнены причудливыми и загадочными символами, которыесопротивляются разъяснению. Первые шесть труб (8:7-9:21) кажутся фактическилишенными типичных новозаветных тем. На исследуемый нами отрывок Откр.8:7 вхристианском мире существуют разнастороние противоположные взгляды, в том числеи среди адвентистких исследователей нет единого мнения. Например:футуристическая школа говорит, что события от Откр.4 главы и примерно до 19главы соответствует семилетнему периоду перед вторым пришествием Христа;историческая школа (традиционная точка зрения церкви АСД) соотносит первые шестьтруб к описанию варварских нашествий на Римскую империю(первая труба-это первоенаказание Западно –Римской империи полчищами Алариха в 410 г. н.э.) имусульманские завоевания; другие (либеральное богословие) считают, что этипророчества не относятся к определенным историческим событиям, а только имеютотношение к духовной жизни. Целью нашего исследования состоит в том, чтобы датьболее полный обоснованный ответ на значение этого отрывка.
Методология
При исследовании отрывкамы будем использовать историко-грамматическим метод. Сравнивая исследуемыйтекст с контекстом книги Откровения, В.З. фоном и Н.З.контекстом, рассмотримвсе необходимые параллели: вербальные, тематические, структурные. Структурнойявляется параллель, когда раздел В.З. параллелен разделу Откровения. В случаесоответствия тем в ВЗ и НЗ отрывках можно говорить о тематической параллели.Вербальной является параллель, когда отрывок LXX и отрывок НЗ имеет по крайней мере два одинаковыхслова. Эти слова могут быть объединены в одной фразе или разделены[1].Необходимо заметить, что степень вероятности использования НЗ авторомконкретного ВЗ отрывка возрастает по мере выявления большего числатематических, вербальных и структурных параллелей в исследуемом НЗ отрывке.Важно также подчеркнуть, что если НЗ отрывок использует уникальный язык иобразы, присущие только отдельному ВЗ тексту, между ними, можно говорить освязи с достаточно большой степенью вероятности[2].1. Историко-контекстуальный анализ
1.1 Авторство.
Автор книгинеоднократно называет себя Иоанном (Откр. 1, 1; 1, 9; 21, 2; 22, 8 ). Этообыкновенное еврейское имя, которое очень часто встречается в книгах ВетхогоЗавета. Имя автора говорит о том, что он был иудеем. На основании многих фактовможно сказать, что имя «Иоанн» было его настоящим именем, а непсевдонимом, к чему часто прибегали многие иудейские и христианские писатели.Первое, что обращает на себя внимание — это то, что называя себя Иоанном, авторОткровения не делает никакой попытки выставить себя, как человека, занимающегокакое-то положение в церкви. Его скромное свидетельство о себе как Иоанне,«вашем брате», свидетельствует о подлинности его имени, чтобы вызватьдоверие ко всему тому, что он написал в книге Откровения. Кто такой Иоанн? ВНовом Завете мы встречаем ряд лиц, носящих это имя, как, например: ИоаннКреститель, сын Заведеев, который был одним из учеников, затем Марк, прозванныйИоанном, а также родственник первосвященника Анны /см. Деян. 4, 6/. Конечно,автор книги не мог быть Иоанном Крестителем, который умер до распятия Христа; ородственнике первосвященника Анны нет никаких данных, что он когда-либо сталхристианином. А что касается Марка-Иоанна, также мало оснований полагать, чтоон является автором этой книги. Теперь наше внимание сосредотачивается наИоанне, сыне Заведеевом, брате Иакова. Он был не только одним из двенадцати, нотакже принадлежал к кругу близких друзей Иисуса. И вся христианская церковьпочти единогласно признает его автором книги Откровения. Все христианскиеписатели, жившие до середины столетия по рождеству Христову, чьи трудыпродолжают распространяться до настоящего времени, считали Иоанна, сынаЗаведеева, автором этой книги. Как например: « Иустин, мученик в Риме/100-165/, Климентий из Александрии, умерший в 220 году по Р.Х. Все этиписатели в своих трудах выражали твердое убеждение в том, что автором книги«Откровение» является Иоанн. Однако в III в. епископ ДионисийАлександрийский, сравнив стиль и тематику книги Откровение с Евангелием отИоанна, пришел к заключению, что эти книги, возможно, принадлежат разнымавторам. И все же, наиболее вероятно, что автором книги Откровение являетсяапостол Иоанн. При этом в самой книге подчеркивается, что все, что сообщается вней, изначально исходит от Иисуса Христа и от Бога Отца (1,1.10.11; 22,16.20).Откровение, таким образом, обладает полнотой Божественного авторитета(22,18.19)»[3].Согласнонекоторым христианским традициям, определенные годы жизни Иоанна были связаны сгородом Ефесом. Так, Иереней в своих трудах говорит, что, будучи еще юношей, онвидел престарелого Поликарпа из Смирны, который беседовал со многими, видевшимиХриста. Среди них был Иоанн, который оставался в Ефесе до дней царствованияТрояна (98-117 гг. по Р.Х.). В вопросе касающееся авторства существуетразногласие, но несомненным остаётся более важное: ни для какой другой книгиБиблии идентификация автора не является столь же существенной, как дляОткровения. Эта книга – не «Откровение Иоанна», но «Откровение Христа», котороедал ему Бог. Содержание книги представляется как «Слово Божие и СвидетельствоИисуса Христа» (1:2).«Важно не определение авторства, который записал сутьоткровения, но суть его произведения, которое по провидению Божьему, завершаетСвященное Писание на кульминационной ноте»[4].
1.2 Время написанияоткровения
Существует два источникадля установления время его написания. С одной стороны — церковные предания. Ониуказывают на то, что в эпоху римского императора Домициана Иоанн был сослан наостров Патмос, где ему и было видение; после смерти императора Домициана он былосвобожден и вернулся в Эфес, где и записал его. Викторин писал где-то в концетретьего столетия в комментарии к Откровению: «Когда Иоанн видел все это,он находился на острове Патмос, осужденный императором Домицианом на работу вшахтах. Там он и видел откровение… Когда он впоследствии был освобожден отработ на шахтах, он записал это откровение, которое получил от Бога».[5]Иероним из Далмации останавливается на этом более подробно: «Вчетырнадцатый год после гонений Нерона Иоанн был сослан на остров Патмос инаписал там Откровение… После смерти Домициана и отмены сенатом его указов,вследствие их крайней жестокости, он вернулся в Эфес, когда императором былНерва»[6].Историк Церкви Евсевий писал: «Апостол и евангелист Иоанн поведал эти вещицеркви, когда вернулся из изгнания на острове после смерти Домициана».[7]По преданию ясно, что видения были Иоанну во время ссылки на остров Патмос;одно только не установлено вполне — и это не имеет особого значения, — записалли он их во время изгнания, или по возвращении в Эфес. С учетом этого не будетошибкой сказать, что Откровение было написано около 95 года.
Вторым свидетельствомслужит материал самой книги. В ней мы находим совершенно новое отношение к Римуи к римской империи. Как следует из Деяний святых Апостолов, римские суды частобыли для христианских миссионеров самой надежной защитой от ненависти иудеев иразъяренных толп народа. Павел гордился тем, что был римским гражданином и неоднократнотребовал для себя прав, которые были гарантированы каждому римскому гражданину.[8](Деян. 16,36-40;18,1-17;19,13-41;23,12-31;25,10.11). В Послании к РимлянамПавел убеждает своих читателей быть покорными властям, ибо власти — от Бога, иони страшны не для добрых, а для злых дел (Рим. 13.1-7). Петр дает такой жесовет быть покорными начальству, царем и правителям, потому что они исполняютволю Божью. Христиане должны бояться Бога и чтить царя (1 Пет. 2,12-17). ВОткровении же видна лишь одна непримиримая ненависть к Риму. Рим — это Вавилон,мать блудницам, упоенная кровью святых и мучеников (Отк. 17,5.6). Иоанн ожидаетлишь его окончательное уничтожение. Объяснение этой перемены лежит в получившемширокое распространение поклонение римским императорам, которое в сочетании ссопровождавшим его гонениями на христиан является фоном на котором написаноОткровение. В эпоху возникновения Откровения культ кесаря был единственнойвсеобщей религией римской империи, и христиан преследовали и казнили именно заих отказ выполнять ее требования. Согласно этой религии римский император,воплощавший дух Рима, был божественным. Каждый человек должен был один раз вгоду являться перед местной администрацией и возжигать щепотку благовонийбожественному императору и возглашать: «Кесарь — господь». Сделавэто, человек мог идти и поклоняться любому другому богу или богине, если такоепоклонение не нарушало правила приличия и порядок; но он обязательно должен былисполнять эту церемонию поклонения императору.[9]Причина была проста. Рим представлял теперь разнородную империю, простиравшуюсяот одного края известного мира до другого, со множеством языков, рас итрадиций. Перед Римом стояла задача объединить эту разнородную массу вединство, имеющее какое-то общее сознание. Самая прочная объединяющая сила — это общая религия, но ни одна из тогдашних народных религий не могла статьвсеобщей, а вот почитание обожествленного римского императора могло. Это былединственный культ, который мог объединить империю. Отказаться сжечь щепотьфимиама и сказать: «Кесарь — господь» не был актом неверия, а актомнелояльности; вот почему римляне так жестоко обращались с человеком,отказывавшимся сказать: «Кесарь — господь», а ни один христианин немог назвать Господом кого-нибудь, кроме Иисуса, потому что это было сутью егокредо веры. Почитание кесаря не было навязано людям сверху. Оно возникло внароде, даже можно сказать, несмотря на все попытки первых императоровостановить, или, по крайней мере, ограничить его. Следует также отметить, чтоиз всех народов, населявших империю, лишь иудеи были освобождены от этогокульта. Поклонение кесарю началось, как спонтанный взрыв благодарности Риму.Народы в провинциях хорошо знали, чем они обязаны ему. Имперское римское правои судопроизводство заменили самовольного и тиранического произвола.Безопасность пришла на место опасных положений. Великие римские дорогисоединили разные части мира; дороги и моря были свободны от разбойников ипиратов. Римский мир был величайшим достижением древнего мира. Как выразилсявеликий римский поэт Вергилий, Рим видел свое назначение в том, чтобы«щадить падших и низвергать гордых». Жизнь обрела новый порядок.Провинциалы могли под властью римлян вести свои дела, обеспечивать свою семью,посылать письма, в безопасности путешествовать благодаря сильной рукеРима". Культ кесаря начался не с обожествления императора. Он начался собожествления Рима. Дух империи был обожествлен в богине под именем Рома. Ромасимволизировала мощную и благотворительную силу империи. Первый храм Роме былвоздвигнут в Смирне еще в 195 г. до Р. Х. Было несложно представить себе духРима, воплощенным в одном человеке — в императоре. Поклонение императоруначалось с Юлия Цезаря уже после его смерти. В 29 г. до Р. Х. император Августдаровал провинциям Асия и Вифиния право воздвигнуть в Ефесе и Никее храмы дляобобщенного поклонения богине Роме и уже обожествленному Юлию Цезарю. Римскихграждан призывали и даже увещевали поклоняться в этих святилищах. Потом былпредпринят следующий шаг: император Август дал жителям провинций, не имевшимримского гражданства, право воздвигнуть в Пергаме в Асии и в Никомидии вВифинии храмы для поклонения богине Роме и самому себе. В начале, поклонениецарствующему императору считалось допустимым для жителей провинции, не имевшихримского гражданства, но не для тех которые обладали гражданством. Это имелонеизбежные последствия. Человеку свойственно поклоняться богу, которого можновидеть, а не духу, и постепенно люди стали больше поклоняться самомуимператору, вместо богине Роме. В то время все еще нужно было специальноеразрешение сената на построение храма в честь царствующего императора, но ксередине первого столетия это разрешение давалось все проще. Культ императорастановился универсальной религией римской империи. Возникла каста священников ипоклонение организовалось в пресвитериях, представителям которых оказываласьвысочайшая честь. Этот культ вовсе не стремился к полной замене других религий.Рим вообще был очень терпимым в этом отношении. Человек мог почитать кесаря исвоего бога, но со временем почитание кесаря все более становилось испытаниемблагонадежности; оно стало, как выразился некто, признанием господства кесарянад жизнью и душой человека. Проследим развитие этого культа до написанияОткровения и непосредственно после этого. Император Август, умерший в 14 г.,разрешил поклоняться Юлию Цезарю, своему великому предшественнику. Он разрешилжителям провинций, не обладавшим римским гражданством, поклоняться и себе, нозапретил это своим римским гражданам. Заметим, что он не проявил никаких насильственныхмероприятий в этом. Император Тиберий (14-37 гг.) не мог остановить культкесаря; но он запретил строить храмы и назначать священников для установлениясвоего культа и в письме в город Гитон в Лаконии решительно отказался отвсяческих божеских почестей для себя. Он не только не поощрял культ кесаря, нои отговаривал от него. Следующий император Калигула (37-41 гг.) — эпилептик и сумасшедшийс манией величия, настаивал на божеских почестях для себя, попытался навязатькульт кесаря даже иудеям, которые всегда были и оставались исключением в этомотношении. Он намеревался поместить свое изображение в Святое святыхиерусалимского храма, что обязательно привело бы к возмущению и мятежу. Ксчастью, он умер, не успев осуществить своих намерений. Но в его правлениепоклонение кесарю стало требованием во всей империи. Калигулу сменил императорКлавдий (41-54 гг.), совершенно изменивший извращенную политику своегопредшественника. Он писал правителю Египта — в Александрии проживало околомиллиона иудеев, — полностью одобряя отказ иудеев называть императора богом идавая им полную свободу в отправлении ими своего богослужения. Вступив на престолКлавдий писал в Александрию: «Я запрещаю назначать меня первосвященником ивоздвигать храмы, потому что не хочу поступать против моих современников, и ясчитаю, что священные храмы и все такое во все века были атрибутами бессмертныхбогов, как и особо оказываемая им честь». Император Нерон (54-68 гг.) неотносился серьезно к своей божественности и не делал ничего для закреплениякульта кесаря. Он, правда, преследовал христиан, но не потому, что они непочитали его как бога, а потому что ему были нужны козлы отпущения за большойпожар Рима. После смерти Нерона за восемнадцать месяцев сменилось триимператора: Гальба, Оттон и Вителий; при таком смятении вопрос о культе кесарявообще не вставал. 7. Следующие два императора — Веспасиан (69-79 гг.) и Тит(79-81 гг.) были мудрыми правителями, не настаивавшими на культе кесаря. 8. Всерадикально изменилось с приходом к власти императора Домициана (81-96 гг.). Он,словно, был дьяволом. Он был хуже всего — хладнокровным гонителем. Заисключением Калигулы, он был единственным императором, серьезно воспринявшимсвою божественность и требовавшим соблюдения культа кесарю. Различиезаключалось в том, что Калигула был безумным сатаной, а Домициан — умственноздоровым, что гораздо страшнее. Он воздвиг памятник «божественному Титу,сыну божественного Веспасиана», начал кампанию жесточайших преследованийвсех, кто не почитал древних богов — он назвал их атеистами. Особенновозненавидел он иудеев и христиан. Когда он появился с супругой в театр, толпадолжна была кричать: «Все приветствуют нашего господина и нашугоспожу!» Домициан провозгласил самого себя богом, известил всехправителей провинций, что все правительственные сообщения и объявления должныначинаться словами: «Наш господь и бог Домициан повелевает...» Всякоеобращение к нему — письменное или устное, — должно было начинаться словами:«Господь и бог». Вот таков фон Откровения. Во всей империи мужчины иженщины должны были называть Домициана богом, или умереть. Культ кесаря былсознательно осуществляемой политикой. Всем надлежало говорить: «Император- господь». Другого выхода не было. Что оставалось делать христианам? Начто они могли надеяться? Среди них было не много мудрых и могущественных. У нихне было ни влияния, ни престижа. Против них восстала мощь Рима, которой не смогсопротивляться ни один народ. Христиане оказались перед выбором: кесарь илиХристос.
1.3Цель написания иадресат.
Откровение было написано,в первую очередь для того, чтобы вдохновлять христиан в те тяжелые времена.Несмотря на то, что преемник Домициана император Нерва (96-98 гг.) отменилдикие законы[10],христиане оставались вне закона, а Откровение оказалось тем трубным зовом,которое призывает христиан не поклоняться императору, а хранить верность царюцарей Иисусу Христу до самой смерти, чтобы получить венец жизни. Которыйявляется истинным Господом Богом и который вскоре придет, воздав каждому поделам их на Своем праведном Божьем суде.
Но Откровение такженаписано и для христиан всех эпох. Особенно для живущих накануне второгопришествия Христа, когда борьба между Христом и сатаной достигнет своегоапогея.
2.Текстуальный анализ
GreekNT4thRevisedEdition «Kai. o` prw/toj evsa,lpisen\ kai. evge,neto ca,laza kai. pu/rmemigme,na evn ai[mati kai. evblh,qh eivj th.n gh/n( kai. to. tri,ton th/j gh/jkateka,h kai. to. tri,ton tw/n de,ndrwn kateka,h kai. pa/j co,rtoj clwro.jkateka,h».
В критическом аппарате Greek NT 4th RevisedEdition, не указаны какие-либо разночтениямежду манускриптами исследуемого отрывка (Откр. 8:7). Поэтому мы переходим канализу переводов.
Русский Синодальныйперевод: «ПервыйАнгел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землюи третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела».
NewKingJamesVersion: «Первый Ангел издал звук и град иогонь последовали, смешанные с кровью, и они брошены на землю. Треть деревьевсгорела и вся зеленная трава сгорела».
NewLivingTranslation: « Первый Ангел дунул в свою трубу иград и огонь, смешанные с кровью, брошены на землю, и одна треть земли былаподдожена. Одна треть деревьев сгорела и вся трава сгорела».
NewJerusalemBible: «Первый дунул в свою трубу и послеэтого град и огонь, смешанные с кровью, швырнул на землю. Третья часть землибыла сожжена и третья часть всех деревьев, и каждый стебель травы был сожжен».
В рассмотренных переводахнет каких-либо серьезных разночтений, доктринальных установок и расхождений сконтекстом. Все рассмотренные переводы несут одинаковую смысловую нагрузку.
Собственный перевод сгреческого: « Ипервый протрубил, и появилось град и огонь, смешанные с кровью, и бросил наземлю, и треть деревьев сгорела, и вся трава зеленная сгорела».
3. Грамматико –синтаксический анализ
3.1. Ключевые слова
evsa,lpisen– протрубил, нач.форма salpi,zw-трубить. Глагол используется в изъявительномнаклонении, активный залог, 3 лицо, ед.ч, время — аорист, При переводе В.З. на LXX девять еврейских слов, шестьсуществительных:
1.hr«c.cox]-hasoserah, труба длинная прямая труба, обычноиз серебра или бронзы, звуковое отверстие было шире чем у lylix' и, заисключением формы, она напоминала современную трубу (Числ.10:2,10);
2.lbeAy-yobel,1. баран, овен; 2. юбилей, юбилейный год; 3. рог,используемый как труба (Исх.19:13);
3.!r
4.rp'Av-sopar, рог, музыкальный инструмент используемый как труба(Исх19:19);
5.[:AqT'-taqoa, труба (Иез7:14);
6.h['WrT.- teruah, 1. тревога, сигнал; 2. трубныйзвук; 3. крик радости, восклицание, ликование (Числ.10:5);
итри глагола:
1. [;Wr –rua, закричать, воскликнуть, трубить.
2.Rccx-hasoser, трубить;
3. [q;T'- taqa, дуть,хлопать, ударять, издавать звук; были переведены двумя греческими словами ( sa,lpigx, σαμασια).[11]
evge,neto – появилось, нач.форма — gi,nomai— быть, случаться, происходить, становиться, делаться, являться, рождаться. Глагол используется в изъявительном наклонении,медиальный залог, 3 лицо, ед.ч., время – аорист.
evblh,qh– бросил, нач.форма- ba,llw– бросать, кидать, класть, вставлять,жертвовать, наполнять, сеять. Глагол используется в изъявительном наклонении,пассивный залог, 3 лицо, ед.ч., время – аорист.
kateka,h– сгорело, нач.форма— katakai,w– сжигать, истреблять огнем( в пассиве: гореть,сгорать). Глагол используется в изъявительном наклонении, пассивном залоге, 3 лице,ед.ч., время – аорист.
Всеглаголы используются в аористе, что указывает на законченность действий, значитвсе происходящее в повествовании будет происходить после завершения того илииного действия.
3.2.Механическаяразбивка
A Kai. o` prw/toj evsa,lpisen\ сигнал к действию
B kai. evge,netoca,laza язва
kai. pu/r memigme,naevn ai[mati
kai. evblh,qheivj th.n gh/n(
C kai. to. tri,ton th/jgh/j kateka,h разрушения
kai. to. tri,ton tw/n de,ndrwn kateka,h
kai. pa/j co,rtoj clwro.j kateka,h.
4.Литературный анализ
Даный отрывок написан вжанре апокалиптики ( как и большая часть книги Откровения) насыщенный символамисуда, в котором последовательно одно за другим развиваются события на чтоуказывает аористная форма глаголов (протрубил, и произошло, и бросил, исгорело).
5. Литературно-контекстуальныйанализ
5.1Непосредственныйконтекст
Вводной части 8 главы(Откр.8:2-6) показана сцена во святилище, ходатайственное служение возлежертвенника курений, где фимиам восходит с молитвами святых. В ответ — кадильницабросается в низ на землю и начинают поочередно звучать трубы.
5.2Расширенныйконтекст
Структура книгиОткровение по Стренду:
Введение(1:1-1:10)
A Борющаяся церковь (1:10-3:22),обещания победителю.
B Постоянная активность Божья (4:1-8:1),трон-4 существа-24старца-Агнец.
C a Семь труб (8:2-11:18), мотив «Выход из Египта» и «ПадениеВавилона».
C b Агрессивность злых сил (11:19-14:20) -----//-----
C’a Семь последних язв (15:1-16:17) -----//-------
C b Суд над злыми силами(16:18-18:24) -----//-----
B’ Завершение суда(19:1-21:4),трон-4старца-24существа-Агнец.
A’Триумфирующая церковь (21:5-22:5), исполнение обещанияпобедителю.
Заключение (22:6-22:21)
Мы видим, что семь трубпараллельны семи язвам и находятся в центре структуры книги Откровение иявляется мотивом Египетских язв и освобождения народа из Вавилонского пленения.Структурная параллель показывает, что подобно семи язвам, которые падают нанечестивых, трубы также имеют отношения к нечестивым.
Первая труба поражает 1/3часть территории, т.е частично, не всю землю как в первой язве(Откр.16:2).Ограниченные действия труб объясняется в Откр.9:20-21:«Прочие же люди, которыене умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы непоклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам,которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они вубийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни вворовстве своем»; т.е. действие труб имело цель привести людей к покаянию.
Контекст также показываетнам связь между трубами и пятой печатью. В Откр6:10 мученики обращаются свопросом к Богу: «доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишьживущим на земле за кровь нашу?» Ответа на этот вопрос нет в печатях, но ответмы находим трубах.
В Ветхом Завете мынаходим, что святые тоже молились о мщении и эти молитвы записаны в Псалмахпроклятия (Пс.34;68;108). В ответ на молитвы Израиля, который находился вЕгипетском рабстве, Бог послал язвы на их притеснителе. (Исх 3:7-9).
Вывод: трубы являютсячастичным наказанием нечестивых, чтоб привести их к покаянию.
5.3Контекст Библии
В виду специфичнойлексике в выбранном нами отрывке мы рассмотрим текст в контексте всей Библии.
В первой трубеприсутствуют шесть эхо, каждая из них имеет отношение к В.З., но автор ихиспользует независимо от каждого контекста, в котором они находятся. Мыпроследим В.З. фон из шести эхо, чтобы установить основное, которое они имеливо дни Иоанна.
5.3.1 ВЗ фон изшести эхо
«град» (ca,laza-haladza). Его значение мы можем найти в Египетских язвах(Исх. 9:23-26). Это оружие Господа (Пс.77:47,48), которым он уничтожает своихврагов (Иов 38:22-23) и освобождает свой народ (Пс. 17:13), уничтожает убежищелжи (Ис.28:17) и ложных пророков в Израиле (Иез.13:11-16). Град предсказываетбольший суд над не покаявшимся народом (Аг. 2:17). Поэтому град символизируетгнев Божий (Ис. 28:2). Те же кто оставался верным, защищены Господом от градаЕго гнева (Ис. 32:18-19).
«огонь»(pu/r-pur). Это слово используется в В.З. 100 раз. Подобно граду значениеогня может происходить с язв града на Египет. В жизни Израиля — наказание огнемневерных священников Надава и Авиуда (Лев 10:1,2,6)- огонь становиться символомБожьего суда даже против неверных Израиля и Иуды (Пс.79:8-11,15,16;Иер.11:16,17; Иез.5:1-4, Иоиль.1:19-20), а также против врагов Израиля: Ассирии(Ис.10:16-20), Вавилона (Иер. 51:24-25). Огонь – это оружия Господа дляуничтожения его врагов и избавления верных Ему. (Пс. 15:5, Ис. 29:1-6, Ам. 1:4).Огонь- это символ гнева Божьего (Иер. 4:4, 21:12-14) и верные Яхве не подверженыогню (Ис. 43:2,19-21).
«кровь»(ai[mati-imati). Кровь — это символ жизни (Лев. 17:11).
Пролить кровь –уничтожить жизнь (Иез. 14:19), таким образом, кровь становиться символом насильственноголишения жизни
(Быт.3:5,6;1Цар2:5; Пс.78:3; Мих3:10).Объединив эту идею с присутствием в египетских язвах, мы приходим к выводу, чтокровь является признаком бедствия (Иез.38:22; Иоиль2:30,31).
«земля»(gh/n---------gen). Земля – это пригодная для жизни часть планеты, в отличии отнеспокойного моря, таким образом Земля символизирует живущих на ней. Живущие наземле подвержены судам Божьим (Ис.28:2). Земля символизирует упорядоченный мирв контрасте с миром, не упорядоченным морем. Море часто представляет силы,противоречащие Богу, силы зла (Ис.57:20). Не редко сухая земля символизируетнаказуемого Израиля. Земля изнурена по причине неверности народа Божьего.Земля, как символ народа Божьего подвержена судам Божьим. (Лев. 26; Втор. 28; Иер.9:10-12). «деревья» (de,ndrwn-dendron). Деревья – часто символизируетлюдей в ВЗ. Они представляют гордость, могущество правителей (Ис.2:13; Дан.4),врагов Бога и его народа (Ис.2:13-Ассирия; Ис.10:16-20-Ливан), а также Израиль(Иер.11:16-17; Иез.20:47-48). Верный народ представлен зеленеющим деревом (Ис44:3-4). Когда деревья плодовиты, хорошо орошаемы – это символ верного Израиля(Пс 1:3;51:8; Ис 61:3).
«зеленная трава» (co,rtoj clwro.j-hortos hloros). В 2 Цар. 23:4 Давид использует траву как символ своегоцарства, которое греется под светом мудрого царя, таким образом контраст междутравой и деревьями показывает, что трава символизирует простых людей в отличииот высокомерных и могучих деревьев. Также трава является символом человеческойуязвимости и быстротечности ( Пс.89:5-7;91:7; Ис.40:6-8). Когда трава зеленная исочная она символизирует верный Богу народ (Ис.44:3,4). Трава сухая – символнечестивых, неверных завету с Богом (Пс.36:1,2).
Обобщение:Поздние пророки показывают, что гради огонь — это символы Божьих судов над Израилем, потому что он нарушил завет.
Иер 11:16-17 «Зеленеющеюмаслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, пришуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветвиее. Господь Саваоф, Который насадил тебя, изрек на тебя злое за зло домаИзраилева и дома Иудина, которое они причинили себе тем, что подвигли Меня нагнев каждением Ваалу»
Иер 21:12-14«Дом Давидов!так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого отруки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась попричине злых дел ваших до того, что никто не погасит. Вот, Я — против тебя,жительница долины, скала равнины, говорит Господь, — против вас, которыеговорите: `кто выступит против нас и кто войдет в жилища наши? Но Я посещу васпо плодам дел ваших, говорит Господь, и зажгу огонь в лесу вашем, и пожрет всевокруг него»
Иез 15:6-8«Посему такговорит Господь Бог: как дерево виноградной лозы между деревами лесными Я отдалогню на съедение, так отдам ему и жителей Иерусалима. И обращу лице Мое противних; из одного огня выйдут, и другой огонь пожрет их, — и узнаете, что ЯГосподь, когда обращу против них лице Мое. И сделаю эту землю пустынею за то,что они вероломно поступали, говорит Господь Бог».
5.3.2 Значение труб вВЗ
Вгреко-римском мире существительная форма слова ( sa,lpigx- salpinx)по отношению к инструменту, глагольная форма ( salpi,zw-salpidzo) указывало звучание. Трубы обычно неиспользовались как музыкальный инструмент. Они использовались в сражении, чтобыпугать врагов, а также использовались в культовом значении.[12]Группа слов «трубы» используется в LXX 144 раза в пяти основных значениях: молитва в рамках завета (впоклонении-56 раз или во время войн завета-24 раза), в других сражениях-25 раз,предупреждение-24 раза, во время воцарения -9 раз, и теофании-6 раз.[13]Преобладающееиспользование труб в В.З. в духовном контексте завета (80 из 144) ясноуказывает на духовное значение труб. Трубный звук в некотором смысле являетсясимволом молитвы завета. В трубы могли трубить только священники и когдасвященники трубили в трубы (Числ.10:8-10) они обращались к Богу, чтобы Онвспомнил свой завет со своим народом. В Н.З. слово « трубы» используется 22раза: в контексте пришествия Христа(Мф.24:31)-3 раза, теофании(Евр.12:19)-3раза и 14 раз в Откр. 8-11 главах, 2 раза в других случаях(Мф.6:2;1Кор.14:8).
Итак, возможноиспользование семи труб в Откр.8-11 главы подразумеваются в В.З. теологическомзначении: молитва в рамках завета. Прежде всего семь труб представлены вводнойчасти 8 главы (Откр.8:2-6), где фимиам восходит с молитвами святых. В ответ — кадильницабросается в низ на землю и начинают поочередно звучать трубы.
Paulein пишет: «Сильная тематическаяпараллель с Числ.10гл. доказывает, что трубы в Откр.8-11 главах должны бытьпоняты как поклонение и молитвы в В.З.».[14]
5.3.3. ВЗ фон :
Вероятные аллюзии
Исх. 9:23-26« И простер Моисей жезл свой к небу,и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле;и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огоньмежду градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетскойсо времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было вполе, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и вседеревья в полеполомал ».
Вывод: источником обоихязв (египетской и первой трубы) с небес включают смесь огня и града и все этопадает на землю, огонь уничтожает растительность и все деревья.
Мы наблюдаем тематическуюпараллель: суды Божьи над врагами народа Божьего.
Ис. 10:16-20«За то Господь, Господь Саваоф, пошлетчахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Свет Израиля будет огнем, и Святый его — пламенем, которое сожжет и пожреттерны его и волчцы его в один день; и славный лес его и сад его, от душидо тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. И остаток дерев леса еготак будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись. И будет в тотдень: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться натого, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева,чистосердечно».
Иез 5:1-4«А ты, сын человеческий, возьми себеострый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и побороде твоей, и возьми себе весы, и раздели волосы на части. Третьючасть сожги огнем посреди города, когда исполнятся дни осады; третьючасть возьми и изруби ножом в окрестностях его; и третью часть развей поветру; а Я обнажу меч вслед за ними. И возьми из этого небольшое число, изавяжи их у себя в полы. Но и из этого еще возьми, и брось в огонь, и сожги этов огне. Оттуда выйдет огонь на весь дом Израилев».
Вывод: текст описывает разрушение Иерусалимаво время захвата его вавилонянами. Мы видим вербальную и тематическую параллелисуда.
Иез 38:22 «И буду судиться с ним моровою язвоюи кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые сним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу;»
Вывод по ВЗ фону: аллюзиина ВЗ в первой трубе символизируют Божий суд над Его врагами, причемуничтожение растительности говорит о том, что уничтожаться будут те, кто ранеебыл верен завету, а теперь отвернулся от Яхве и повернулся к иным богам. Землясимволизирует народ и в частности Израиль. Земля становится пустыней, когданарод нарушает завет. Зеленеющая растительность символизирует народ Божий,тогда как сохнущая трава – символ наказания неверных. Трава и деревья вместе символизируютруководителей и простых людей.
5.3.4. НЗ фон:
Мф. 3:10«Уже и секира при корне дерев лежит:всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».
Лк. 23:28-31«Иисус же, обратившись к ним, сказал:дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибоприходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, исосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам:покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?»
Христос себя сравнивает сзеленеющим деревом, а Израиль с сухим. Сухое дерево, Израиль, будет наказаноРимом подобно тому, как это произошло с Зеленеющим деревом (с Иисусом).
Иуда 11-12 «Горе им, потому что идут путемКаиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, какКорей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, безстраха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья,бесплодные, дважды умершие, исторгнутые».
Вывод: Здесь бесплодныедеревья символизируют лжеучителей.
5.3.5Толкованиепервой трубы:
Параллели на ВЗ и НЗ показывают, что язва первой трубы падает на враговБога. Бог использует свое оружие град и огонь, чтобы покарать Своих врагов.Язва падает на треть земли, на треть дерев и на всю траву. Первая труба – этоязва против народа Божьего, которая падает на Его же, но уже не верный народ. Этидерева и трава когда-то были Божьими, а теперь нарушили завет и отпали. Трава идеревья символизируют Израиль, который отверг Иисуса как мессию, потерялблагодать и подпал под гнев Божий. Скорее всего, в первой трубе представленМессианский суд над Иерусалимом и Иудеей совершенный римскими войсками в периодс 65 года н.э. по 135 год н.э. (Мф.24:15-21; Лк.21:20-24).
Иудейская нация – это первый преследователь церкви Божьей. Христосиспользует земных правителей как Свой инструмент наказания. Подобное Богсовершал в прошлом, используя царей Ассирии (Ис.10:5,6), Вавилона (Иер25:8-11),Персии (Ис.44:28;45:1). Бог начинает Свое правосудие с собственного народазавета (Иез.9:6).
В ВЗ мы имеем параллели, когда святыемолились об отмщении. Эти молитвы названы молитвами проклятия врагов(Пс.34,68,108).Еслиучитывать, что язвы Исхода являются сильнейшей структурной параллелью семитрубам, то необходимо сказать, что молитвы Израиля низвели на Египет язвы(Исх3:7-9).Страдания Египтян явились судами в ответ на угнетение Израиля(Исх.6:6;7:4). Подобно и язва первой трубы над отступившем Израилем являетсяответом на молитвы святых мучеников (Откр.6:10; 8:2-6).
6.Теологический анализ
Для первых читателейкниги Откровение, данный текст нес ободрение, что Бог слышит вопли мучеников.Ведь когда Иоанн писал книгу Откровение, римская армия продолжала опустошатьИудею до 135г.н.э., а это являлось исполнение суда а ответ на молитвы умирающихза Христа.
Несмотря на то, что междубогословскими школами существует много споров относительно толкования труб, мыв своем толковании находим поддержку в пророчестве Христа об Иерусалиме (Мф.24:15-21; Лк21:20-24).
Иоанн использует знакомыедля христиан язык завета и символы святой божьей войны с отступившими (Числ10:9;Соф1:16; Иер4:5,21; Иез.7:14). Трубы изображают как Христос, Лев из коленаИудина (Откр5:5), посылает предупредительные суды, используя обычные средстваСвятой войны: огонь, град и т.д.
Какая же весть для нассодержится в этом тексте? Руководители и народ Израиля были ответственны за своеневерие в Агнца. Христос предупреждает нас, что если мы подобно Израильскомународу будем «бесплодной смоковницей»(Мф.21:19), то нас постигнет таже участь(Лк.19:44). Но как и прежде Бог по Своей милости предлагает Своему народу правовыбора: « …жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Изберижизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Егои прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобыпребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму,Исааку и Иакову дать им»(Втор.30:19,20).
7.Гомилетическийанализ
Используя этот отрывок впроповеди мы должны показать, что первая труба, подобно Египетским язвам,говорит нам о том, что это не естественные бедствия, но это Божий суд на Еговрагов. Несмотря на то, что Христос совершает ходатайственное служение на небе,в которое входит и искупительное долготерпение к Его врагам. Первая трубаобъявляет, что долготерпение Божье имеет свои пределы. Огонь, брошенный с жертвенникана землю (Откр.8:5) как огненное испытание, уничтожает нечестивых и защищаетверных Богу. Огненное испытание было в ВЗ: Быт.19:24-29, Числ.16:35,Дан.3:19-23. Огненному испытанию подвергся Иерусалим в 70 г.н.э. (Мф.22:7),когда отвергнувшие Христа подверглись ужасному бедствию, в то время какхристиане были удалены от наказания ( Лк.21:20-23). Сегодня проверяется нашаверность Богу. Испытание огнем подвергнется жизнь каждого человека на Божьемсуде в конце времени земной истории, о чем предупреждает нас апостол Павел(1Кор3:13, 10:26-29).
Заключение
Проведя экзегетическоеисследование, мы пришли к таким выводам:
1.В Откр.8:7 Иоанниспользует язык и символы завета
2.Действие первой трубыне относится к какому-то неопределенному будущему и не является наказаниемРимской империи варварами.
3.Первая труба являетсяисполнением суда Божьего над Израильским народом, нарушивших завет с Ним,отвергнув Христа и став гонителем Христин в I веке.
Библиография:
1.Баркли У.«Откровение Иоанна».PS,USA.
2. Гатри Д.«Введение в Новый Завет». СПб .«Богомыслие».1996.
3.Новыйбиблейский комментарий, С-Пб «Мирт», 2001 г
4.НоваяЖеневская Учебная Библия. Комментарии к откровению.
5.Русская Синодальная Библия
6.GreekNT 4th Revised Edition
7.NewJerusalem Bible
8.NewKing James Version
9.NewLiving Translation
10. Paulеin, Decoding Revelation’s Trumpets,Andrews University Seminary Dissertation Series, v.11 (Andrews UniversityPress: Berrien Springs, MI, 1988)
Введение Постановка проблемы
Методология 1. Историко-контекстуальный анализ
1.1 Авторство
1.2 Время написания
1.3Цель написания и адресат.
2.Текстуальный анализ
3. Грамматико – синтаксический анализ
3.1. Ключевые слова
3.2.Механическая разбивка
4.Литературный анализ
5. Литературно-контекстуальный анализ
5.1Непосредственный контекст
5.2Расширенный контекст
5.3Контекст Библии
5.3.1 ВЗ фон из шести эхо
5.3.2 Значение труб в ВЗ
5.3.3. ВЗ фон
5.3.4. НЗ фон
5.3.5Толкование первой трубы
6.Теологическийанализ
7. Гомилетический анализ
Заключение
Библиография