Реферат по предмету "Религия и мифология"


Cвятой великомученик Лазарь, царь Сербский

“Святосавскийвсенародный идеал “Все за Христа – Христа ни за что” никто не осуществил втакой полноте как святой великомученик царь Лазарь. Он воплотил этотвсенародный идеал, избрав Царство Небесное и принеся себя в жертву на Косово, ас собой и весь сербский народ”. Прп. Иустин Попович
Отецвеликомученика царя Лазаря — Лазарь Прибац Хлебельянович — был вельможей придворе могущественного сербского царя Стефана Душана (1331 –1355). Родом он былиз города Прилепца, что на краю Ново Брдо, и имел троих детей: двух дочерей иодного сына – блаженного и славного Лазаря. Лазарь тоже родился в упомянутомПрилепце около 1329 г. С детских лет он был воспитан в христианской вере. Имеядобрый нрав, кроткий ум, храброе и благородное сердце он быстро преуспевал вучении и благочестии. Полученые от Бога таланты он изобильно преумножал ивскоре превзошел многих своих сверстников, привлек внимание самого царя иснискал его благосклонность. Лазарь был взят на царский двор в Скоплье и вскореуже принимал участие в решении государственных дел.
Придворе царя Душана молодой Лазарь стал быстро известен и всеми любим и уважаемза свою честность, мужество и искреннюю веру. Вскоре он становится царскимзятем. Душан отдал ему в супруги свою благородную родственницу Милицу, дочьвеликого князя Вратко, из рода Неманичей [Воевода Топлицкий и Полимский Вратко,иначе известен как старый Юг-Богдан. Он вел свое происхождение от Вукана,старшего сына Немани. Воспетый в народных эпосах старый Юг-Богдан привел наКосовскую битву всех своих двенадцать сыновей и героически погиб вместе с ними.–Прим.авт.]. По народному приданию, Лазарь обручился с Милицей в монастыреЙошанице, и вскоре после женитьбы был возведен в достоинство князя. Этопроизошло около 1353 года. Лазарь становится воеводой войска Душана, ибо былочень искусен в ратном деле.
Лазарьи Милица служили друг для друга примером в благочестии. Бог дал им сначалапятерых дочерей: Мару, Драгану, или Марию, Елену, Феодору и Оливеру, а затем итрех сыновей- Стефана, Вука и Добровоя, который умер совсем рано. Насколькоблагочестивой была их семья можно судить по тому, что отец, мать и старший сынбыли со временем прославлены в лике святых.
МогущественныйДушан распространил Сербскую державу на многие греческие земли и даже былпровозглашен императором в своей новой столице в Скоплье в 1346 году. Тогда жеСербская архиепископия была возведена в ранг Патриархии. В это время всебольшую угрозу для христиан на Балканах представляли турки, которые стремилисьраспространить свои завоевания из Малой Азии на Европу. Царь Душан двинулся наних со своим войском, но на пути он внезапно заболел и скончался 20 декабря1355 года. Его сын царь Урош (1355 – 1371гг.) принял престол, однако молодойправитель уже не смог удержать в повиновении большую державу своего отца.Некоторые из влиятельных сербских вельмож не желали ему покоряться, и державаДушана начала распадаться.
Правившийна юге страны деспот Углеша, стремясь защитить христиан в своей державе и навсех Балканах от нападений “нечестивых агарян”, начал вести с ними решительнуюборьбу. Он призывал к решительным действиям и других сербских правителей, ноникто не отозвался на его призыв кроме его брата Вукашина Мрнявчевича. 26 сентября1371 года в битве на реке Марице турки внезапно разбили их войско, и оба братапогибли. Для христиан южных земель бывшей державы Душана настали тяжелыевремена.
Вэто же время на севере правил Урош V. Кроткий и милостивый по своей природе, онбыл не в состоянии твердо держать под своим жезлом единство сербских земель.Оставшийся верным Урошу князь Лазарь становится его надежной опорой вгосударственных делах. Тогда же Лазарь получает сначала титул Новобрдского иТоплицко-Полимского, а затем Рудницкого и Моравского князя. Миролюбивый поприроде, князь Лазарь всем сердцем желал соединить раздираемое междуусобиямисербское царство и сплотить сербов и всех христиан для борьбы с иновернымизавоевателями. После смерти царя Уроша, 4 декабря 1371 года, Лазарь еще сбольшим усердием заботился об осуществлении своего благого намерения. Получив всвое управление Ново Брдо, Топлицу и Рудник, а затем Браничево и Мачву сБелградом, он перенес свою столицу в Моравскую область, в город Крушевац нареке Расине. Много неприятностей ему причинял непокорный и вероломный НиколаАлтоманович, который неоднократно нападал на его земли. Коварный Никола решилпогубить князя Лазаря для того, чтобы завладеть всем его имением. Однажды онпригласил безоружного князя, якобы для разговора, но когда святой Лазарь пришелв нему, один из слуг Алтомановича напал на него и ударил ножом. Лазарь упал какмертвый, но по промыслу Божьему он был спасен от смерти. Золотой крест, которыйон все время носил на груди, помешал нанести ему смертельную рану.
Послеэтого события благоверный князь заключил союз с сербским боснийским королемТвртко I (1353 – 1391) и победил Алтомановича. Вскоре он подчинил своей властиобласти Герцеговины и Баната, и стал таким образом “во Христе Боге благоверныйи самодержавный господарь Сербии и Приморья — Стефан великий князь Лазарь”.Среди сербского народа он был прозван славным царем Лазарем.
Особуюлюбовь и заботу князь Лазарь проявлял к святым Божиим храмам и монастырям, ставдля многих из них ктитором и благотворителем. Первым его благодеянием послепримирения Сербской и Константинопольской Церквей была постройка прекраснойцеркви св. Стефана в Крушевце, известной сейчас под названием Лазарица. Пословам патриарха Даниила III, этот христолюбивый правитель “горы и холмыдержавы своей наполнил обителями монашеского жития”, где поселилось немаломонахов служивших Богу в уединении и молитвенном безмолвии. Это было после 1371года, когда, спасаясь от турок, многие монахи из порабощенных областейБалканского полуострова и со Святой горы пришли в свободную державу Лазаря.Благочестивый князь с любовью принял их и разрешил поселиться в его землях.Особенно много монашествующих поселилось в окрестностях Крушевца и Сталача, гдеи по сей день сохранилось много церквей, относящихся к этому времени. Приходилик святому князю и известные монахи синаиты — ученики и последователи прп.Григория Синаита. Один из них просил Лазаря подарить им какое-нибудь уединенноеместо, где они могли бы подвизаться в тишине и удалении от мира. Вняв их мольбам,святой князь построил в тихом и укрытом месте в Жрделу на реке Млаве церковьПресвятой Богородицы и основал около нее монастырь. В 1379 году Лазарь своейграмотой снабдил монастырь необходимым хозяйством и подарил его синайскиммонахам и св. Григорию Синаиту. Сербский Патриарх Спиридон, вместе с церковнымсобором, подтвердил это княжеское дарение. Этот монастырь посвященный Введениюво храм Пресвятой Богородицы, существует до сих пор и носит название Горняк.
Вэто время в Крушевац прибыл на Афона попечитель монашеской больницыХиландарской лавры монах Герасим, который был родным братом зятя Лазаря ВукаБранковича. Он явился благородному князю и сообщил ему о том, что больные истарые монахи обители ждут от него помощи и утешения. Лазарь тут же издалграмоту (1380 г.), в которой повелевал ежегодно выдавать на содержаниехиландарской больницы сто золотых, а на пропитание и уход за больными монахамизавещал два села. Святейший Спиридон также подтвердил это своей патриаршейграмотой. Узнав от Герасима, что монастырская церковь стала мала для большогоколичества желающих посвятить себя монашеской жизни, Лазарь послал на Святуюгору зодчих и все необходимое для расширения храма. Благодаря этому к главнойцеркви короля Милутина был пристроен просторный пронаос (припрата). Так князьЛазарь вошел в число великих строителей Хиландарского монастыря. Но не забывалон и о других святогорских обителях. Так грамотой 1381г. князь пожертвовалрусскому монастырю св. Пантелеимона церковь Спаса в Хвосно и несколько сел с необходимымипривилегиями. Тогда же чельник Муса с сыновьями Стефаном и Лазарем подарилиэтому монастырю село Уларе и церковь св.Николая на Лабе. Своей грамотой Лазарьподтвердил и дарения воеводы Црепа – села Мутница и Паракинов Брод, завещанныеим лавре св.Афанасия на Святой горе.
Благочестивыйкнязь заботился и о сербских монахах на Святой Земле. По просьбе ИерусалимскогоПатриарха Михаила 31 августа 1388 г. он писал князю Дубровицкой республики,чтобы тот выплатил оставшийся налог сербским монахам в Иерусалиме, находившемсяв монастыре Архангела Михаила, задужбине свт. Саввы и св. короля Милутина.Святой князь посылал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители.
Носамой большой задужбиной святого князя Лазаря стал известный монастырь Раваница,основанный им в 1381 г. и посвященный Вознесению Господню. Строительство этойпрекрасной обители было поручено зодчему Раде Боровичу, который воздвигвеличественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле. Очевидец этогособытия патриарх Даниил III, в своем “Слове о князе Лазаре” сообщает овеликолепном убранстве храма, который был украшен “прекрасным мрамором”. Иконыи стены храма были убраны золотом и серебром. Монастырь был огражден “высокимибашнями и твердыми стенами”. В этом же году князь щедро наделил обительимениями в Поморавле, Подунавье и Посавине. Княжеская грамота гласит: “Аз, воХриста Бога благоверный князь Лазарь, ревнуя иже прежде мене бывшимблагочестивым царем, на ихже престол Богу мя вознесшу и царствия саномукрасившу, и славою от многих его дарований еже на мне, мало тому восхотехпринети, елико по силе, благоволением Отца, поспешением Сына, совршениемСветога Духа, воздвигох от основания монастир в славу Светаго Вазнесения, мнеже в ктиторию, егоже по силе моей украсив, иже в нем жительство в соединениебратием изволих, якоже Апостоли уставише и правили Светих Отец утврдише.Приложих же к потребам вса изобилне, доходке и села, винограде насадих и другекупих у Црепа и Юга…И саставих општежитие, да се држи у манастиру…И вся еликаприложих, не узех ничию баштину, не сотворих по силе, но вса са искупом и сзаменою, якоже кто хотеше”.
Первымигуменом новой обители стал Арсений “муж одаренный добродетелями, украшенныйразумом, который имеет дар Святого Духа учить многих”. В это время в Раваницеподвизался и прп. Ромил Раваницкий, который после своей кончины был похороненздесь же в храме.
КнязьЛазарь с усердием занимался строительством и восстановлением храмов. Онпроявлял отеческую заботу о сиротах и немощных, строя и содержа странноприимницыи больницы. При храмах и монастырях им устраивались школы для народа. Так вКрушевце была открыта школа, в которой учились его сыновья и дочери и другиедети из столицы. При его царском дворе собралось много ученых и мудрых мужей.Были здесь и искусные изографы и мастера-ювелиры из южных сербских и греческихземель, бежавшие от насилия “злобных измаилтян”, усиливавших с каждым годомсвои нападения.
Пословам Константина Философа видя “огнем попаленные” и разрушенные туркамигорода, “обители и церкви благочестивых” и “многие убийства и текущие рекикрови”, князь Лазарь всеми силами старался восстановить и привести в порядок,что мог, и утешить обездоленных. Но турецкая напасть все сильней терзаласербские земли. “Ибо давно уже, — с сокрушением пишет Константин Философ, — греческая держава пала, а измаилтяне умножались и растеклись уже и по западнымземлям…Измаилтянский род все больше распространялся, как некая саранча: однихиз христиан уводили, других обращали в рабство, третьих грабили, четвертыхубивали, как огонь, уничтожая и стирая все, где бы не появлялись… И незбыточнойказалась надежда изменить это для нас, грешащих и не обращающихся к Единому,который все изменяет”.
ЦарьЛазарь неоднократно боролся против этих турецких набегов. Не терпя страданийвдовиц он твердо “решил, что устранит их позор или сам примет мученическуюсмерть.“Ибо турки,- как пишет прп.Иустин Попович, — постоянно продвигалисьвперед огнем и мечем, неправдой и насилием прокладывали себе дорогу все дальшеи дальше на запад. Они уже не довольствовались выплатой дани и податей состороны христиан, но стремились всех христианские народы полностью покоритьсебе и поработить”. За несколько лет им удалось захватить большие и сильныегорода Сер (1383г.), Софию(1385г.) и Солунь (1387г.). В 1386 г. они захватили исербский город Ниш.
Воглаве огромной турецкой силы стоял султан Мурад I (1362 – 1389). Его перваявстреча с войском царя Лазаря произошла у местчка Плочник на Топлице в 1387г.(сейчас село Плочник под Прокуплем). Тогда, по сообщениям древних сербскихлетописей, Мурад отступил перед князем Лазарем. В следующем году туркипрорвались в Боснию, но там их встретил храбрый Влатко Вукович, воеводабоснийского краля Твртко, и одержал над турками героическую победу под городомБилечем.
Но,как предзнаменование надвигающихся бед, среди сербов вновь вспыхнулимеждуусобия, ссоры и предательства, порожденные властолюбием сербскихправителей. Не было среди них так необходимого перед лицом грозной опасностиединодушия и преданности князю, который должен был с мольбой призывать сербовна бой на Косово. Для этого он в Крушевце собор со своими воеводами ивельможами и оттуда направил общее обращение ко всем сербам. Но и на этотпризыв отозвались не все. Не прислали помощи и западные христиане. Лазарьустроил на своем дворе торжественный ужин, на который позвал всехприсутствовавших на соборе воевод и вельмох сербских для того, чтобы между нимивоцарился мир и согласие.
Сербскиевойска начали собираться около Крушевца и во главе с царем Лазарем и воеводамидвинулись на юг в направлении Косово, а войска Мурада двигались уже северней отСкоплье на Косово поле. На помощь князю подоспели боснийский воевода ВлаткоВукович и с ним бан Иваниш Хорват из Хорватии. Зять Лазаря Вук Бранкович,господарь Косова и Приштины тоже приготовил войско. В лень накануне битвы князьсобрал свое войско около белой церкви Самодрежи [храм св.Иоанна Предтечи], гдебыла отслужена Божественная литургия и Патриарх Спиридон причастил все сербскоевойско.
Вэто время Мурад со своими сыновьями Якубом и Баязидом, военноначальниками имногочисленными отрядами турецких эмиров из Малой Азии и Персии, ужерасположился на Косовом поле между Приштиной и реками Лабой и Ситницей.
Жестокоеи трагическое сражение произошло во вторник 15 июня 1389 г. на день памяти св.Витта — по-сербски Видовдан. В этот же день была Крестная слава князя Лазаря –память св.пророка Амоса. Перед боем царь Лазарь еще раз от всего сердцапомолился Богу и обратился с воодушевляющей речью к своим воинам. Когда разгорелсякровавый бой между христианами и магометанами, один из храбрых сербских воеводМилош Обилич сумел пробраться к шатру турецкого султана и поразить его ножом.Внезапная гибель Мурада внесла смятение в турецкие ряды, и сербы началиодолевать врага. Сам Лазарь геройски сражался и, как сообщает Троношскийлетописец, “имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что двабыли уже убиты под ним”. Но промысел Божий уготовал князю и его войску другойконец сражения. После гибели султана Мурада руководство турецким войском принялего сын Баязид. Сильной атакой и хитрыми маневрами ему удалось переломить ходбитвы. Баязид схватил и обезглавил благородного царя Лазаря и многих еговоевод.
Видяс каким достоинством принял смерть христолюбивый князь, Баязид позволил монахамвзять тело Лазаря и предать погребению в церкви Вознесения Господня в Приштине.Спустя почти год, по совету Сербского Патриарха, сыновья Лазаря Стефан и Вук,вместе с клиром и народом, открыли мощи святого великомученика и нашли тело егонетленным. Но свидетельству Печской летописи того времени оно источалопрекрасное благоухание. Так Всемогущий Господь дал нетление телу царя Лазарякак несомненное свидетельство его мученичества за Христа, богоугодной жизни исвятости. Взяв святое тело, они отправились крестным ходом в задужбинусв.Лазаря Раваницу. По дороге свернули в монастырь Нову Павлицу, задужбинуплемянников Лазаря братьев Мусичей, также погибших во время Косовской битвы. Подороге процессию встретила честная вдова Лазаря, княгиня Милица.
Святоетело великомученика Лазаря было торжественно принесено в монастырь Раваницу в1391г. и положено в храме Вознесения Господня. Здесь оно почивало вплоть до1690 г., когда во время великого переселения сербов во главе с патриархомАрсением III Чарноевичем. Тогда раваницкие монахи тоже, спасаясь от турок,покинули монастырь и перенесли тело святого князя сначала в Сент-Андрею околоБуды (Будапешт), а затем в 1697 г. на Фрушку гору, где они обновили монастырьВрдник и назвали его Новой Раваницей. В Врднике тело святого великомученикаЛазаря почивало вплоть до Второй мировой войны, когда его, 14 апреля 1942 г.,перед усташским террором обрушившимся на фрушкогорские монастыри перенес вкафедральный собор в Белграде профессор университета протоиерей РадославГруич.Тогда же были спасены и перенесены в Белград мощи св.царя Уроша и князяСтефана. Почти полвека святые мощи находились в кафедральном соборесв.Архангела Михаила в Белграде. В 1989 г во время празднования 600-летияКосовской битвы мощи святого князя Лазаря вновь были перенесены в монастырьРаваницу, где сейчас и почивают.
Благовернаясупруга Лазаря княгиня Милица с трудом управляла сербской страной, так как еесыну Стефану было еще только неполных 12 лет. К ней в Крушевац прибыло посольствоБаязида с принуждением к миру, при условии, что княгиня пришлет к нему своюмладшую дочь Оливеру. Для того, чтобы спасти Сербию от дальнейшего разорениякнягиня была вынуждена согласиться, хотя этому и противился Сербский ПатриархСпиридон. Она послала свою дочь при условии, что она никогда не переменит своейхристианской веры, что Оливера и соблюла. В 1393 г. Милица передала властьсвоему сыну Стефану, а сама поселилась в построенном ей монастыре Любостине иприняла монашеский постриг с именем Евгения. Перед смертью она приняла великуюсхиму с именем Ефросиния.
КнязьСтефан Лазаревич в 1403 или 1404 гг. пришел на славное Косово поле и в памятьсвоего отца и сербских мучеников погибших с ним установил здесь большойкаменный столб из мрамора, на котором им была написана похвала посвященнаяподвигу царя Лазаря и сербских воинов. Такие и подобные похвалы святомувеликомученику Лазарю написал не только его сын Стефан, но другие егосовременники и позднейшие писатели — клирики и миряне. Ибо весь сербский народпочитал царя Лазаря как святого Христова великомученика. Дивную похвалунаписала святому князю и благодарная монахиня Ефимия, вышив ее золотыми исеребрянными буквами на шелковом покрывале для раки с его мощами. Косовскийплач супруги и сына князя Лазаря и остальных сербов не остался без утешения.“Ибо, — как сказал прп.Иустин Попович, — силой и благодатью Божией, плач этотпревратился в похвалы и богослужебные гимны и славословия святомувеликомученику и его Подвигоположнику Христу Богочеловеку, Победителю смерти иВоскресителю жизни”.
Список литературы
1.    Андрей Шестаков. Cвятой великомученикЛазарь, царь Сербский


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.