Реферат по предмету "Социология"


М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"

Московский ГосударственныйСоциальный УниверситетИнститут Социологии Реферат М. Вебер Протестантская этика и дух капитализма Студента 3 курса факультета социологииИванова Михаила СергеевичаМосква 1998М. Вебер 1884 - 1920 -виднейший немецкийсоциолог. Одной из основных его работ считается Протестантская этика идух капитализма , в продолжении которой

Вебер написал сравнительный анализнаиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономическихусловий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данноепроизведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является однойиз лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.В начале своейзнаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных,отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях.

На основание данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит квыводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателейи высших квалифицированных слоев рабочих. Кроме того,совершенно очевидны различия в образовании. Так, если среди католиковпреобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов,готовящихся, по мнению Вебера, к буржуазному образу жизни большелюдей с техническим образованием.

Он объясняет это своеобразным складом психики,складывающийся в процессе начального воспитания.Так же Веберзамечает, что католики, не занимая ключевых постов в политике и коммерции,опровергают тенденцию о том, что национальные и религиозные меньшинства,противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой господствующей группе . концентрируют свои усилия в областипредпринимательства и торговле. Так было с поляками в России и Пруссии, сгугенотами во

Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.Он задаетсявопросом, с чем связанно столь четкое определение социального статуса вовзаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что действительно существуютобъективно-исторические причины преобладания протестантов среди наиболееобеспечнных слоев населения, он все же склоняется к тому, что причинуразличного поведения следует искать в устойчивом внутреннемсвоеобразии , а не только в историко-политическом положении.

Далее следуетпопытка дать определение так называемого духа капитализма ,вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующие комплекс связей, существующих в исторической действительности, которыемы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения. Автор приводитцелый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является неким пропагандистомфилософии скупости. В его понимании идеальный человек - кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать

приумножениесвоего капитала как самоцель . На первый взгляд речь идет о чистоэгоистичной, утилитарной модели мира,когда честность полезна только потому, что дает кредит . Но высшее благо этой этики в наживе, приполном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. Вданном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразнойэтике. Так же можно сказать, что такая позиция является прекрасным этическимоснованием

теории рационального выбора. Вебер считает, что честность, если онаприносит кредит столь же ценна как и истинная честность.Вебер замечаеттакую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрениямарксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае,Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современногокапитализма. Там всегда была жажда кнаживе, деление на классы, но не былонацеленности на рациональную организованность

труда.Так, южныештаты Америки были созданы крупными промышленниками для извлечения наживы, нотам дух капитализма был менее развит,нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах. Исходяиз этого, Вебер разделяет капитализм на традиционный и современный , по способу организации предприятия. Он пишет, чтосовременный капитализм повсюду натыкаясь на традиционный, боролся с егопроявлениями. Автор приводит пример с введением сдельной оплаты труда насельскохозяйственном предприятии в

Германии. Так как сельхозработы носятсезонный характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая интенсивностьтруда, то была проведена попытка стимулировать производительность труда за счетвведения сдельной заработной платы, и соответственно, перспективы ее повышения.Но увеличение заработанной платы привлекало человека, порожденного традиционным капитализмом, гораздо менее чем облегчение работы. Вэтом сказывалось докапиталистическое отношение к труду.

Веберсчитал, что для развития капитализма, необходим некоторый избыток населения,обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая заработаннаяплата отнюдь не тождественна дешевому труду Даже чисто в количественномотношении производительность труда падает в тех случаях, когда не обеспечивает потребностейфизического существования. Но низкаязаработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех случаях,когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании.

Т. е. там, где необходимо и развитое чувство ответственности, и такой строймышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду несвойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания. Такимобразом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом нев технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду. Традиционный человек Современный протестант Работает, чтобы жить

Живет, чтобы работать Профессия -бремя Профессия- форма существования Простое производство Расширенное производство Не обманешь- не продашь Честность -лучшая гарантия Основной вид деятельности - торговля Основной вид деятельности - производство Идеальный тип капиталиста, ккоторому приближаются некоторые немецкие промышленники того времени, Веберобозначал так ему чужды показная роскошь и расточительство,

упоениевластью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность .Богатство дает ему иррациональное ощущение хорошо исполненного долга. Поэтому этот тип поведения такчасто осуждался в традиционных обществах, неужели нужно всю жизньнапряженно работать, чтобы потом все свое богатство унести в могилу ? Далее Веберанализирует современное общество и приходит к выводу о том, чтокапиталистическое хозяйство

не нуждается больше в санкции того или иногорелигиозного учения и видит в любом если это возможно влиянии церкви нахозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства.Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и социальной политики.Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасываетненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старыесредневековые формы регламентирования хозяйства

только в союзе соскладывающейся государственной властью, он, может быть использовал ирелигиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепциянаживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох. Отношениеносителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам икрупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, чтоони делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь,опасаясь грядущего после смерти, старались

задобрить Бога, посредством церкви,подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и послесмерти.Вебер проводитглубокий анализ эволюции взглядов на занятие мирской деятельностьюпредреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этическихреформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасениедуши, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. Этическиевоздействия их учений были лишь следствием религиорзных мотивов.

Вебер считает,что культурные влияния реформ в значительной своей части были непредвиденными идаже нежелательными для самих реформаторов.Вебер проводитморфологический разбор слова призвание в немецком и английском языках. Этослово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всехсветских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то,что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшаянравственная задача человека.

В этом утверждении находит подтверждениецентральный догмат протестантской этики в противу католицизму, отвергающийпренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагаетвыполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека егоместом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е.декларируется равенство всех профессий перед Богом.Основныезначимые догматы протестантизма 1. .Человекизначально грешен2.

Доначала жизни все предопределено3. Знако том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в своей профессии.4. Послушаниевластям5. Отрицаниепревосходства аскетического долга над мирским.6. Примирениесо своим местом в мире.Протестантскаяцерковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и человека были определеныпредельно жестко - есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя,но можно почувствовать себя избранным.

Для этого необходимо, во-первых,тщательно исполнять свой профессиональный долг, а во вторых, избегать наслаждений- и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появилсявеберовский предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный впотребностях, любящий деньги ради самих денег. Списокиспользованной литературы 1. М.Вебер Избранные произведения , М. Просвящение, 1990



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.