Реферат по предмету "Религия"


Типы и классификации религий

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ИНСТИТУТГУМАНИТАРНОГООБРАЗОВАНИЯ

Специальность:“Журналистика”

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

“Ктознает однурелигию – незнает ни одной.”(Макс Мюллер)
Типыи классификациирелигий

Реферат

2001 год
Оглавление
Стр.
Введение2
1.Первобытныеверования3
1.1.Тотемизм 3
1.2.Анимизм 4
1.3.Фетишизм 5
2.Национальныерелигии 6
2.1.Древние национальныерелигии 6
2.2.Индуизм 7
2.3.Даосизм 10
2.4.Конфуцианство11
2.5.Синтоизм 12
2.6.Иудаизм 13
3.Мировые религии15
3.1.Буддизм 15
3.2.Ислам 17
3.3.Христианство19
3.3.1.Православие19
3.3.2.Католицизм21
3.3.3.Протестантизм22
Заключение24
Списокиспользованнойлитературыи источников26

Введение

Религиясуществуетмного веков, по-видимому, также долго, как существуетчеловечество.Своеобразныерелигии существовалив древнем миреу египтян, греков, вавилонян, евреев и другихнародов. В настоящеевремя широкоераспространениеполучили такназываемыемировые религии.Мировыми религиямипринято обычноназывать те, которые, хотяи зародилисьв одной этническойсреде, перешагнулиоднако за еерамки и распространеныв настоящеевремя срединародов разныхгосударстви разных языков.Таких религийизвестно всеготри: христианство, ислам, буддизм.Помимо нихпродолжаютсуществоватьнациональныерелигии, которыесложились врамках определенныхгосударстви этническихобщностей итак и не вышлиза эти рамки.Таковы былирелигии государствдревнего Востокаи античногомира – египетская, вавилонская, сирийская, финикийская, иранская, греческая, римская и другие.В настоящеевремя сохранилисьлишь немногиенациональныерелигии, почтивсе они в странахАзии: это даосизми конфуцианствов Китае, синтоизмв Японии, индуизмв Индии, зороастризмсреди потомковдревних иранцев, иудаизм средиевреев, и некоторыедругие.
Религиясопровождалаисторию всехнародов с истоковцивилизациии пронизывалаедва ли не всесферы человеческогобытия, проникаяв глубины сознанияи даже подсознаниялюдей. Религия– особая сторонадуховного мира, главный признаккоторой – верав сверхъестественныесилы и существа.Религиознаявера неизменносвязана с поклонениемсвятыням, божествам, служением импри помощиособых, верованиямиустановленныхсакральныхдействий-ритуалов.Религиознаявера и ритуалысоставляюторганическоеединство, безкоторого неможет бытьрелигии. Верования, специфическиедля каждойрелигии, составляютих духовноеядро. Все остальноев них – осуществлениеэтого духовного, идеальногоначала.
Длябольшинстваверованийхарактерномногобожие, политеизм, нонекоторые, особенно развитыерелигии, отличаетмонотеизм. Богв них выступаеткак верховное, над миромвозвышающеесясущество, твореци управительмироздания.Идея Бога (илибожеств) составляетсамо средоточиеверований.
Вучениях великихмировых религийесть чертысходства. Особенноэто относитсяк монотеистическимрелигиям –иудаизму, христианству, исламу. Единаих мировоззренческаяоснова и оченьблизки междусобой формыcуществования.Это устные илиписьменныесказания, предания, мифы и легендыо божественныхсилах и существах, изредка чудовищныхи звероподобных, чаще человекоподобных.
Религия, которая считаетсебя самуединственнымподленником, оказываетсяв тупике. Глубиныкаждой религииедины в истинном, так же, как вселюди едины вБоге, но единстворелигий ещене означаетих равенства, равенства всехтечений. Вовсякой мировойрелигии естьнекое духовноеядро, естьтруднодоступнаяглубина. Этоглубинное ядрокаждой религиигораздо ближек глубинномуядру другоймировой религии, чем к своейсобственнойпереферии. Ив каждой религиипуть открываетсятолько великомуличному усилию.
Религияявляется закономернымрезультатомразвития культуры, ее необходимойсоставнойчастью на всехэтапах развитиячеловечества.Различныевероисповеданияаккумулировалив себе достижениямировой культурыи в значительноймере являютсяхранителямикультурногонаследия народови государств.Поэтому людидолжны признаватьправа на существованиеи равноценностьиной мировоззренческойсистемы, иноготипа мышления, иных ценностныхустановок, проявлятьтерпимость, уважать взглядыи позиции другдруга и, конечно, отказатьсяот любых видовсилового давленияи иных формвоздействия.

1. Первобытныеверования

1.1.Тотемизм

Однойиз самых раннихформ религииявляется тотемизм, который обычноопределяюткак веру всуществованиеродственнойсвязи междукакой-либогруппой людейи определеннымвидом растений, животных илииных явленийприроды. Источниктотемизма –вера в духовноеединство человекаи природы. Основнойпризнак тотемизмазаключаетсяв том, что тотемсчитаетсяродоначальникомданной социальнойгруппы, и каждыйиндивид тотемногокласса кровнымродственником.Члены группы, тотемом которойбыл, например, кенгуру, считалисебя кенгуруи всех кенгуручленами своейгруппы. Тотемическиепредставленияобусловливаютопределенныеотношения междулюдьми. Ониделят всехлюдей на «своих»и «чужих».
Тотемизм– это вера внекую безымяннуюили безличнуюсилу, обитающуюв каждом изэтих существ, не смешиваясьпри этом ни скем из них. Никтоне обладаетею целиком, новсе имеют к нейотношение. Онанастольконезависимаот отдельныхсубъектов, вкоторых воплощается, что и предшествуетих появлениюи живет послених и остаетсянеизменной.
Стотемическимиверованиямии обрядами впервобытномобществе тесновзаимодействует, можно сказать, даже являетсяих определеннойстороной, системаспецифическихзапретов –табу. Табу –религиозно-магическийзапрет, нарушениекоторого караетсяболезнью илисмертью, насылаемымилибо абстрактнойсверхъестественнойсилой, либоконкретнымидухами и богами.Объектами табумогли бытьвещи, слова, действия, места, животные, людии т. д. Многочисленныпищевые табу– от запретаесть тотемныхживотных доотработаннойсистемы постовв мировых иряде национальныхрелигий. Запретыхарактерныдля всех раннихи развитых формрелигии. Нарушениеих ассоциировалосьс понятиемгреха и следующихза ним разныхформ покаяния, искупленияи т. п.
Выступаяв тотемизмемагия жизнии смерти проявляетсяв обряде повторногорождения, винициационнойреинкарнации(переселениидуши из одноготела в другое), совершаемойв тесной связис вселяющимся, вечно живущимтотемом. Представлениео реинкарнации, о возможномперевоплощениичеловека, вчастностиумершего предка, в его тотем иобратно привелок усилениюкульта мертвыхпредков и верыв их сверхъестественныевозможности.

1.2.Анимизм

Вкачестве другойранней формырелигиозныхпредставленийи верованийследует назватьанимизм – верув существованиедухов, одухотворениесил природы, животных, растенийи неодушевленныхпредметов, приписывающейим разум исверхъестественноемогущество.Если тотемизмориентированна внутренниепотребностиданной родовойгруппы, на ееотличия отдругих, тоанимистическиепредставленияимеют болееширокий и всеобщийхарактер, понятныи доступны всеми каждому ивоспринимаютсявполне однозначно.Это естественно, ибо первобытныелюди обожествлялии одухотворялинебо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию, горы и реки, холмы и леса, камни и ручьи.Все они в представлениипервобытныхлюдей имелидушу, разум, могли чувствоватьи действовать, причинятьпользу иливред. Следовательно, ко всем этимявлениям природынеобходимоотноситьсяс вниманием– приноситьопределенныежертвы, совершатьв их честьмолитвенныеобряды и культовыецеремонии.
Анимизмвыражал тотфакт, что первобытныйчеловек былспособен ксозданию абстрактныхпонятий, в томчисле и понятиядуши, что в сознаниитогдашних людейпоявилосьпредставлениео существованииреального, земного мираи наряду с нимпотустороннегомира. Люди стремились«привести всоответствие»эти два мира, средствомтакого привидениявыступаламагия.
Магия– это совокупностьпредставленийи обрядов, воснове которыхлежит вера втаинственныесилы, с помощьюкоторых путемопределенныхсимволическихдействий возможнооказать влияниена людей, предметы, ход событийв нужном длячеловека направлении.Магия пронизывалавсе сферыжизнедеятельностичеловека, амагическиепредставленияи действиявозникалитогда, когдачеловек не былуверен в своихсилах, когдаон сталкивалсяс проблемами, решение которыхзависило нестолько от негосамого, сколькоот множествавнешних факторов.Именно этазависимостьи заставлялачеловека полагатьсяна помощьтаинственныхсил и совершатьсимволическиедействия.
Магиявозникла параллельнос тотемизмоми анемизмомдля того, чтобыс ее помощьюможно былоосуществитьвоображаемыесвязи с миромдухов, предков, тотемов. Помере развитиямагическогомышления человекустало казатьсявсе более очевидным, что желаемыйрезультатзависит нестолько отцеленаправленногодействия, сколькоот окутанныхмагией внешнихобстоятельств.В итоге этопривело к тому, что многиеконкретныепредметы иявления началивосприниматьсяв качественосителеймагическойсилы. Возникпервобытныйфетишизм.
1.3.Фетишизм

Сутьфетишизмасостоит в том, что отдельнымпредметамприписываетсямагическаясила, способностьвлиять на ходсобытий и получениежелаемогорезультата.Фетишизм проявлялсяв созданииамулетов, талисманови идолов, в которыхвидели носителейтого сверхъестественногомогущества, которое приписывалосьмиру духов, предков и тотемов.
Фетиши, то есть священныепредметы, сопровождаютвсю жизньпервобытногочеловека. Этоможет быть икамень, и зубживотного идаже черепродственника.В них обитаютдухи, и человекобладающийфетишем, заручаетсяих поддержкой.Как и тотемизм, вера в фетишине есть какая-тоособая религия.Иногда какой-нибудьфетиш приобретаетзначение талисмана.Он противопоставляетсиле – силу, вредоносномувлиянию – свое, защитное. Верав значениетаких амулетовпроходит черезвсе века человеческойистории.
Фетишистскиепредставленияобразуют неотъемлемуючасть любойрелигии. Едвали есть хотьодна из них, вкоторой фетишистскиеверования незанимали быболее или менеезаметные места.
Первобытныеверования –порождениеначальногоэтапа становлениякультурычеловечества, отражениеформирующихсяобществ, семейныхи производственныхотношений, примитивногосостоянияпсихики, чувствительногоразума и знанийдревнего человекао себе и окружающеммире. Основнымиобъектамипоклоненияв этих религияхбыли природныеобъекты. Духовныесущества восновном носилибезличныйхарактер. Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, входякак элементыв ту или инуюрелигию, никогдаи нигде каждыйв отдельностине составлялицелой религии, однако онихарактеризуютверования иобряды древнихлюдей. Это неозначает, чтоони существовалитолько в первобытномобществе. Вэтом обществеони тольковозникли иявлялисьгосподствующимиформами религиознойстороны жизнедеятельностипервобытногочеловека. Носуществовалиони всегда, напротяжениивсей историичеловеческойкультуры. Различныеформы их проявлениймы можем четкообнаружитьво всех последующихрелигиозныхсистемах, в томчисле и в современныхрелигиях.

2. Национальныерелигии

2.1.Древние национальныерелигии

Формированиегосударствозначало становлениенационально-государственныхрелигий, принадлежностьк которымопределяетсяпринадлежностьюк данномугосударству.
Однимиз первыхгосударственныхобразований, возникших вдолине рекиНил во IIтысячелетиидо н. э. – ДревнийЕгипет. Согласноверованиямдревних египтян, каждый человекпредставляетсобой синтезтрех основныхсубстанций: его физическоготела, его духовногодвойника и егодуши. Толькосовместноесуществованиеэтих трех субстанцийможет дароватьбессмертие, то есть посмертноесуществование.Поэтому египтянепридавалибольшое значениепосмертномусохранениютела. Отсюдаважнейшеезначение приобрелобычай мумификацииумерших и захоронениямумий в гробницах.
Египтянепоклонялисьмногочисленнымбожествам исчитали, чтоосновой взаимоотношенийлюдей с богамиявляютсяжертвоприношения.Приношениебогам жертвявлялось главнойпривилегиейи обязанностьюфараонов. Вообщефараонам врелигиознойкультовойсистеме ДревнегоЕгипта принадлежалацентральнаяроль. Во времяжизни ему воздавалисьвсе божественныепочести, воздвигалисьгробницы-пирамиды.Фараон рассматривалсякак живой бог.
ВМессапотамиине было стабильныхцентрализованныхгосударств, они периодическисменяли другдруга: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия. Поэтомуздесь шел процессвзаимовлияниярелигиозно-культовыхсистем: отмиралиодни боги иисчезали посвященныеим храмы, на ихсмену приходилидругие, которымприписывалисьфункции и заслугиуже отмершихбогов.
Согласномифологиишумеров, вавилонян, аккадов жизньво Вселеннойпроисходитпо божественнымустановлениям.Пантеон боговМессапотамииимел прямоеотношение кпредставлениямо строенииКосмоса, исходнымпунктом которогоявлялся зодиак.В эпосе о созданиимира, земляпостроенанаподобие неба.Зодиак – этоцарство нанебе, где живутбоги и открываютсебя людям вобразе семивеликих светил.В мессапотамскойрелигии загробнаяжизнь не игралазначительнойроли. Вавилонянинмолился о земныхблагах, смертьже наполнялавсе его существоужасом, обозначаласущественноеухудшениеусловий егобытия.
Религиознаясистема Мессапотамиине была тотальной, то есть немонополизировалавсю сферу духовнойжизни. Она оставляламесто для взглядов, поступков идействий, несвязанныхнепосредственнос религией.

2.2.Индуизм

Основойвсех религиозныхверований Индии– брахманизма, джайнизма и, наконец, индуизма– стала ведическаярелигиознаясистема. Еевозникновениеотносят к X– VIIвв. до н. э. Веды– это собраниегимнов, молитвенныхзаклинанийи обрядов. Ведантаотрицаетдвойственностьмира. Единственнаяи абсолютнаяреальность– это Брахман.Он вне качестви атрибутов, он един и неделим.Вещный мир –не более чемиллюзия. Дляслияния необходимонравственноочиститься, отказатьсяот желаний истрастей.
ВIтысячелетиидо н. э. наступаетбрахманскийпериод в индуизме.Основнымвероучительнымисточникомэтого периодаявляется сборникгимнов Упанишады.Брахманизмвырабатываетопределеннуюсистему взаимоотношениябогов. Важнейшимииз многочисленныхбогов объявляютсятроица – Тримурти– Брахма, Шива, Вишну.
ВфилософииУпанишад существует6 школ-направлений: санкхья и ведантапосвященысобственнофилософии; ньяя, вайшешикаи миманса излагаютосновы религиозногоритуала и, наконец, йога разрабатывалапрактику физическогои нравственногосовершенствованиячеловека. Согласносанкхье, существуетдва активновзаимосплетенныхначала – пракрити
(материали энергия) ипуруша (духовноеначало). Взаимосвязьпуруши и пракритиявляетсяпервопричинойвозникновенияи существованиявсего феноменальногомира. Пуруша, словно магнит, воздействуетна материюпракрити, наделяяее формой идухом. Взаимодействиеэтих двух начал– источникмногообразияявлений и свойствмироздания.Таким образом, санкхья проповедуетсвоеобразныйфилософскийдуализм. Длябрахманизмахарактерныпредставленияо непрочности, зыбкости и даженереальностижизни отдельногочеловека и обабсолютнойустойчивости, целостности, организованностиобщества, коллектива, государства.
Жизнь, согласно философиибрахманизма, есть бесконечнаяцепь перерождений, стремлениек Абсолюту. Позакону кармыперерождениенеизбежно.Карма – этосовокупностьхороших и плохихпоступков, совершенныхчеловеком втечение жизни.В зависимостиот того, какиепоступки преобладают, человек послесмерти рождаетсяили в болеесовершенномкачестве, либов состоянииболее низкогосущества (животного, растения, насекомогои т. д.). Закон кармыдля верующегоявляется своеобразнымстимулом длясамосовершенствования.
Глобальнымсинтезом, итогомразвития религиознойсистемы в Индииявляется собственноиндуизм. Высшийобраз, бог виндуизме мыслитсяодновременнои единым, ибесконечныммножеством.Он как бы играетс самим собойи играя, творитмир. Священнаяигра (лила) иволшебство, иллюзия (майя)– одни из центральныхпонятий индуистскойтеологии. Важнейшимииз многочисленныхбогов индуизма, так же как и вбрахманизме, считаютсяБрахма, Вишнуи Шива. Ониолицетворяюткруговоротприроды – творение, развитие исмерть. Брахмарассматриваетсякак первопричинамира и творецчеловечества, из различныхчастей которогопроизошлиразные касты.Вишну предстаетв качествехранителямирового порядкаи имеет множествообликов (аватар).А Шива являетсяразрушителеммиров.
Основувероученияиндуизма составляетидея, что мирпредставляетсобой не случайное, хаотическоесочетание вещейи явлений, ауниверсальныйкосмическийпорядок – Рта.Он властвуетнад всеми и емуподчиняютсябоги. Этот порядокизначален ивечен. Индуизмназывает этотвсеобщий ивечный порядок, сохраняющий, удерживающийвселенную какединое целое– дхарма. Дхарма– это некаябезличнаязакономерность, которая находитсяв самих вещахи явлениях. Всеподчинено этойзакономерности: боги, природа, люди. Благодаряей устанавливаетсяместо каждогоявления, каждойчастицы мирозданияв целом.
Вранний ведическийпериод учениео дхарме носилокосмологическийхарактер. Вбрахманскийпериод делалсяакцент на дхармекаждого отдельновзятого существаи сословия, ккоторому онпринадлежит.Дхарма понимаетсякак долг –совокупностьрелигиозныхи общественныхобязанностейкаждого человекаи каждого сословия.
Индуизмне может бытьпонят без обращенияк его основнымрелигиознымдоктринам: атмана, кармы, сансары, мокшии нирваны. Податманом в индуистскойрелигиозно-философскойтрадиции понимаетсяоснова психическойжизни, чистыйсубъект («я»), который ни прикаких обстоятельствахне может бытьобъектом. Атман– абсолютныйи субстанциональныйсубъект. Индуизмутверждаетизначальноеединство атманаи абсолюта, мирового духа(Брахмана). Доктринакармы тесносвязана с идеейсансары, тоесть мира постоянночередующихсяи взаимообусловленныхпоследовательныхсмертей-рождений, их «колеса».Положениеживотногосущества всансаре в каждуюиз его жизнейобусловливаетсяего кармой.Сансарическоесуществованиепо сути своейявляется страданием.Мокша (нирвана)– освобождениеиз круговоротасансары, выходза пределычередованиясмертей и рождений, обретениесовершенства.В индуизмеосвобождение, как правило, понимаетсякак достижениеединства илидаже тождестваатмана и Брахмана, индивидуальногои мировогодуха.
Виндуизме материальныймир не являетсятворениемперсонифицированногобога, а скореепредставляетсобой видбессознательногопроявлениябожественности.Поэтому Вселеннаяне имеет началаи, как полагаютнекоторые, бесконечнаи нереальноиллюзорна, таккак единственнаяреальность– это Брахма.Индуисты считают, что вселенная«пульсирует», периодическиразрушаетсяи воссоздаетсяс интерваломпорядка четырехмиллиардовлет. Мир представляетсяогромной сериейповторяющихсяциклов, каждыйиз которыхявляет собойпочти точнуюкопию предыдущего.Человек вынуждениграть своюроль в этомогромном, иллюзорноми утомительноммире. Душа каждогочеловека такжене имеет началаи прошла рядперевоплощений.
Жизньиндуизм рассматриваеткак страдание, временно прикрытоеземными наслаждениями.Но под всейэтой нереальностьюи страданиемчеловеческаядуша тождественнаверховнойБрахме, котораяне являетсячастью этогоскорбного мира.Конечной цельюспасения виндуизме являетсяуход от бесконечногокруговращениярождения, смертии перерождения.Это может означатьвечный покой, растворениеличности вневидимой инепостояннойреальностиБрахмы.
--PAGE_BREAK--
2.3.Даосизм

Основоположникомдаосизма являетсяЛао-цзы. Однаиз основополагающихсвященных книгдаосизма – «Даоде цзин», однаконаряду с нейканоническимиявляются идругие тексты, число которыхвелико. В основе«Дао да цзин»фундаментальныедля всей классическойкитайской мысликатегории Даои Де.
Даов какой-то мереблизок символубога Неба, ноему приданболее абстрактныйвид. Дао – своегорода законбытия, космоса, универсальноеединство мира, некий божественныйАбсолют. ВеликогоДао никто несоздал, но всепроисходитиз него, чтобызатем, совершивкругооборот, снова в неговернуться. Даоне толькопервопричинавсего сущего, но и его конечнаяцель, завершениебытия. Его невозможно воспринятьчувствами ивыразить словами.Дао – это нетолько Абсолют, но и «путь», покоторому следуетвсе в этом мире, в том числе ивеликое Небо.Каждый человек, чтобы статьсчастливым, должен встатьна этот путь, попытатьсяпознать Даои слиться сним. Согласноучению даосизма, человек – микрокосм,– также как иуниверсум –макрокосм –вечен. Физическаясмерть означаеттолько то, чтодух отделяетсяот человекаи растворяетсяв макрокосме.Задача человекав своей жизнидобиться, чтобыпроизошлослияние егодуши с мировымпорядком – Дао.
Даонеразрывносвязано с Дэ.Именно черезДе и проявляетсяв каждом индивидеДао. Но эту силунельзя истолковыватькак усилие, анаоборот, какстремлениеизбегать всякогоусилия. Деподразумевает«недеяние»(у вэй) – отрицаниецеленаправленнойдеятельности, идущей в разрезс естественнымпорядком. Данныйпринцип, однако, не означаетполное бездействие, он предписываетчеловеку такоеповедение, прикотором ондолжен стремитьсяк гармонии вобществе и вприроде, отказатьсяот несообразнойс природой, основаннойисключительнона эгоистическоминтересе субъективнойцелеполагающейдеятельности, избавитьсяот всякойизолированнойсубъективностиво имя включенностив единый потокбытия.
Такимобразом, даосизмучит созерцательномуотношению кжизни. Блаженствадостигает нетот, кто стремитсядобрыми деламизавоеватьрасположениеДао, а тот, ктов процессемедитации, погруженияв свой внутренниймир, стремитсявслушатьсяв самого себя, а через себявслушатьсяи постичь ритммироздания.Нравственныйидеал даосизма– это отшельник, который с помощьюрелигиозноймедитации, сексуальнойгигиены, дыхательныхи гимнастическихупражненийдобиваетсявысокого духовногосостояния, позволяющегоему преодолетьвсе страстии желания, погрузитьсяв общение сбожественнымДао. В даосизмереальной признаваласьтолько однапсихофизическаяцелостностьживого существа, сам дух понималсявполне натуралистически: как утонченнаяматериально-энергетическаясубстанция(ци). После смертитела это «ци»рассеивалосьв природе. Такимобразом, слитьсяс природой, жить в соответствиис ее ритмами, достигнутьцели жизни, которая в даосизмеосмысливаласькак возвращениек вечному, возвращениек своим корнямявляется согласнодаосизму основнымсмыслом существованиякаждого человека.

2.4.Конфуцианство

Конфуцианстворазработановеликим китайскиммыслителемКун-цзы (Конфуцием).Его отличаетрационализм, но вместе с темоно глубокорелигиознопо форме. Конфуцианствоутверждает, что все установленияосвящены небом, которое указываетчеловеку путьправильногоповедения.Согласно взлядамКонфуция мирпредставляетсобой упорядоченное, гармоничное, вечное начало, обращающеесяпо одним и темже законам.Человек долженнайти своеместо в этоймировой гармонии.А для этого ондолжен стремитьсяк совершенству.Образцом, своеобразнымидеалом долженбыть благородныймуж (цзюнь цзы).Благородномумужу изначальноприсущи пятьосновных качеств: чувственность, долг, знание, чувство мерыи доверие.Простолюдинже изначальнолишен этихкачеств. Изложениеэтики конфуцианствастроится напротивопоставленииэтих двух образцовнравственныхустановок иповедения.Благородныймуж долженподавать примерсоциальнойсправедливости, стремитьсяк знаниям, учитьсяи постигатьмудрость древних, почитать старшихи умерших предков, быть честным, искренним, прямодушным, бесстрашным, всевидящим, понимающим, внимательнымв речах, осторожнымв делах, безразличенк еде, богатству, жизненнымудобствам, материальнойвыгоде.
Воснове конфуцианствалежит идеягармонии принциповличного нравственногосамовоспитанияи деятельности, направленнойна упорядочениегосподстваво имя созданияидеальногообщества, соответствующегодревним образцам.Предполагалось, что нравственноесамосовершенствованиеявляется предпосылкойуспешной деятельностина государственномпоприще, котороев свою очередьпредставляетсобой важныйаспект нравственногоразвития личности.
Важнымпринципомконфуцианстваявляется такжеучение об исправленииимен (чжэн мин), согласно которомукаждое имя(государь, отец, сын и т. д.) должносоответствоватьсвоей сущности, то есть социальноеположениечеловека должноопределятьхарактер егоповедения.
Однойиз важных основсоциальногопорядка, поКонфуцию, былострогое повиновениестаршим, являющеесянормой длямладших, подчиненных, подданных какв рамках государствав целом, так ив рамках семьи.Конфуций напоминал, что государство– это большаясемья, а семьямалое государство.
Конфуцианствопридало культупредков глубокийсмысл символаспециальногопорядка и превратилоего в первейшуюобязанностькаждого китайца.Человек с детствапривыкал ктому, что личное, эмоциональное, свое на шкалеценностейнесоизмеримос общим, принятым, рациональнообусловленными обязательнымдля всех.
Большоезначение Конфуцийпридавал ритуалу.Через внешниеформы, обрядыи церемонии, доносилисьценностигармоническогообщения надоступном длякаждого человекауровне, приобщаяего к добродетели.В конфуцианстверитуал былцентральнойчастью социальноговзаимодействияи в то же времявыступал какважнейшая формарелигиозногокультовогодействия. Однакоконфуцианствопостоянноэволюционировалов соответствиис новыми условиямижизни и, в отличиеот самого Конфуция, его последователина рубеже новойэры сталипропагандироватьидею о том, чтообщественнаяжизнь должнапрежде всегоопираться нена ритуал, а нанормы закона.
Небудучи религиейв полном смыслеслова, конфуцианствостало большим, нежели просторелигия. Конфуцианство– это основавсего китайскогообраза жизни, квинтэссенциякитайскойцивилизации.В течение двухс лишним тысячлет конфуцианствоформировалоумы и чувствакитайцев влиялона их убеждения, психологиюповедение, мышление, восприятие, на их быт и укладжизни.

2.5.Синтоизм

Синтоизм(в переводе сяпонского «путьбогов») – эторелигия, возникшаяв раннефеодальнойЯпонии из множествародоплеменныхкультов. Священнойкнигой синтоизмаявляется «Кодзики», однако церковныхканоническихкниг в синтонет. В каждомхраме есть своимифы и обрядовыепредписания, которые могутбыть неизвестныв других храмах.В книге «Кодзики»содержатьсяосновные идеинационализма, которые быливозведены вранг государственнойрелигии: опревосходстве японской нации, о божественномпроисхожденииимператорскойдинастии, отоснованияяпонскогогосударства.
Вотличие отдругих религийв синтоизменет системноговероучения.Исследователивыделяют нескольконаиболее характерныхдля него положений.Согласно одномувсе сущее являетсярезультатомсаморазвитиямира: мир появилсясам по себе, онхорош и совершенен.Регулирующаясила бытияисходит изсамого мира, а не от какого-товерховногобожества, каку христиан илимусульман.Другое положениеподчеркиваетединство мироздания, природы и человека.В синтоистскоммировоззрениинет разделенияна живое и неживое: для приверженцевсинто все живое– и животные, и растения, ивещи. Пантеон синтоизмасостоит избольшого числабогов и духов.Согласно синтоизму, человек ведетсвое происхождениеот одного избесчисленныхдухов. В ходестановленияклассовогообщества игосударства складываетсяидея верховногобожества итворческогоакта, в результатекоторого, согласнопредставлениямсинтоистов, появиласьбогиня солнцаАматерасу –главное божествои прародительницавсех японскихимператоров, божественноепроисхождениекоторых занимаетцентральноеместо в синтоизме.
Всюприроду населяюти одухотворяютбожества Ками, которые способнывоплотитьсяв любой предмет, ставший в последствииобъектом поклонения, который называлисинтай (телобога). Душа умершегопри определенных обстоятельствахспособна стать Ками. Преданиегласит, чтоКами породилине людей вообще, а только японцев.В связи с этимв сознаниияпонцев с детстваукрепляетсяпредставлениео том, что онипринадлежатсинто. ЕслииностранецпоклоняетсяКами и исповедуетсинто, то в глазахяпонца эторассматриваетсякак нелепость.В этом положениизаключаетсяпрактическаяцель и смыслсинтоизма –утверждениесамобытностидревней историиЯпонии и божественногопроисхождениянарода.

2.6.Иудаизм

Иудаизм– одна из немногихрелигий древнегомира, сохранившаясядо наших днейс небольшимиизменениями.Священнымикнигами иудаизмасчитаются Тораи Талмуд. В основеиудаистскоговероучениялежат идеимонотеизма, богоизбранностиеврейскогонарода и мессианства.
Идеямонотеизмавоплотилась через культЯхве (Иеговы), который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ ибезграничен.Согласноветхозаветномупреданию, Моисеюв богоявлениина горе Хорив, а затем на гореСинай, былооткрыто имяБога, произнесениекоторого полностьюзапрещено сIIIвека до н. э. Иудаизмпроповедуетадекватностьчеловеческогоразума образуБога, следствиемчего являетсявера в бессмертиечеловеческойдуши. В соответствиис нормами иудаизмаверующий поддерживаетсвязь с Богомчерез молитву, Божья воляоткрываетсячерез Тору.
Виудаизме Бог– это не простонекая высшаясила, это личность, которой свойственныэмоции, и с которойу человекаскладываютсяособые отношения.Он желает разделитьс людьми всеих чувства, ното же время, Бог сохраняетнекоторуюотдаленностьот людей. Оннад миром, ипути Его частонеисповедимыдля человека.Считается, чтоматериальныймир в целомхорош, и человекобязан распоряжатьсяим в соответствиис Божьим промыслом.Особо подчеркиваетсяогромнаяответственностьчеловека передБогом, а такжеего слабостьи порочность.Отличительнойчертой человекаявляется егоспособностьделать нравственныйвыбор. Именнона нравственныйвыбор человекаи призваннепосредственновоздействоватьиудаизм. Вечноесуществованиепосле смертизависит отповедения иморальныхустоев человека.Хотя в иудаизмене существуетпредставленияо спасительнойблагодати, свойственногохристианству, считается, чтодаже самомупорочномучеловеку Богвсегда предоставляетвозможностьраскаяния.Раскаявшись, человек можетдобрыми деламиискупить свойгрех неповиновенияБогу.
Несмотряна то, что в иудаизмеБог провозглашаетсятворцом и управителемвсего человечества, в нем подчеркивается, что еврейскийнарод – особый, Богом избранный, народ-Мессия, призванныйосуществлятьособую миссиюс целью установленияна земле царстваблагоденствия, мира, и справедливости.
Костальнымположениямиудаизма такжеотносятсяпредставленияо том, что общениес Богом происходитчерез пророков, величайшийиз которыхМоисей. Мировоззрениеверующего евреяпронизаноожиданиемнаступленияконца светаи царствасправедливости.Оно символизируетнадежду налучшие временаи одновременноявляется однимиз важнейшихстимулов праведнойжизни.
Иудейскаярелигиозно-культоваясистема содержитмножествоположений, регламентирующихпитание, брачныеотношения, поведение вобществе икультовыхзданиях. Наиболеезначительныеобряды, связанныес богоизбранничествомеврейскогонарода, обрядыинициации –обрезаниекрайней плотимальчиков навосьмой деньпосле рожденияи церемониябар-мицва ибат-мицва, освещающихвступлениев совершеннолетиемальчиков идевочек. Религиозныепраздникииудаистовсвязаны в основномс фактами священнойистории еврееви эсхатологией.Особое значениепридаетсяпраздникуШабат, освященномув заповедяхМоисея и обязательномудля каждоговерующегоеврея. В этотдень предписываетсяотдыхать отвсякой работы.Важным праздникомявляется Песах(Пасха), праздникосвобождения, память об исходеевреев из египетскогорабства.

3. Мировыерелигии

3.1.Буддизм

Буддизмпредставляетсобой первуюпо временивозникновениямировую религию, начавшуюформироватьсяв Индии в серединеVIтысячелетиядо н. э. Сутьвероучениябуддизма сводитсяк призыву ккаждому человекувстать на путьпоиска внутреннейсвободы, полногоосвобожденияот всех оков, которые несетв себе человеческаяжизнь. В буддизмеобрести просветлениеозначало преждевсего достичьсостояниянирваны. Нирвана– это небытие, когда прекращаетсяцепь перерожденийи смерть ужене ведет к новомурождению, аосвобождаетот всего – отвсех желаний, а с ними и отстраданий, отвозвращенияв какой-либоформе индивидуальногосуществования.Обрести состояниенирваны можнотолько осознавтак называемыечетыре благородныеистины, лежащиев основе буддизма:
Всякое существование является страданием, то есть ни одна из форм сансарического существования и ни одно его состояние не могут быть полностью удовлетворительными: рождение – страдание, болезнь – страдание, разлучение с приятным – страдание.
Причины страдания – желания, привязанности, влечения, стремление к приятному и отвращение от неприятного.
Тем не менее, существует состояние нирваны, состояние особого внеличностного бытия, достигаемое при полном успокоении психики и избавлении от всех аффектов.
Существует путь, ведущий к достижению нирваны – Восьмеричный Путь, включающий в себя следующие этапы:
Праведная вера: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий и что необходимо подавлять в себе страсти.
Праведная решимость: следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления.
Праведная речь: следует следить за своими словами, дабы они не вели ко злу, речь должна быть правдивой, доброжелательной.
Праведные дела: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела.
Праведная жизнь: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому.
Праведная мысль: следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе.
Праведные помыслы: следует уяснить, что зло – от вашей плоти.
Праведное созерцание: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.
Вбуддизме несуществуетпонятия единогоБога, хотя многиерассматриваютбуддизм какпоиск Бога.Будда, СиддхартхаГаутама, прямоне отрицалсуществованиеБога, но говорил, что вопрос оего существованиине имеет значениядля спасениядуши. Инымисловами, тем, кто стремитсяк просвещению, следует сосредоточитьсяна собственномдуховном развитии, а не полагатьсяна помощь извне.Сам Будда неговорил обожественности, или даже обожественномисточникесвоего учения.Он считал себятолько примеромдля своихсобратьев-монахови сравнивалсвое учениес плотом, которыйследует оставить, добравшисьдо другогоберега. Как ииндуизм, буддизмрассматриваетцикл перевоплощенийкак болезненныйпроцесс в основномиз-за того, чтожизнь непостоянна.Будда внес идеюо том, что всеживые существа, включая человека, не есть реальность: нет никакойличности, естьтолько цепьслучайностей, которые воспринимаютсянами как личностьили предмет.Если так называемуюличность разложитьна составляющиеее элементыи проанализироватьее действияна протяженииданного промежуткавремени, становитсяясно, что нетничего, чтосвязывало быих в единоецелое. Буддупочитают какобразец святойжизни и какоснователяучения буддизма, а буддистовучат, что онидолжны самостоятельнопреодолеватьневежество.
Вотличие отиндуизма буддизмотрицаетсуществованиеатмана, утверждая, что никакойиндивидуальнойпростой исубстанциональнойдуши нет, а личностьпредставляетсобой лишьупорядоченноесочетание группэлементарныхпсихофизическихсостояний –дхарм. Каждаядхарма существуетмельчайшиедоли секунды.Она подобнамгновеннойвспышке огня, однако этогомгновениядостаточно, чтобы от однойдхармы вспыхнуладругая. Этонепрекращающеесягорение и естьжизнь, наполненнаястраданием.После смертичеловека дхармыперегруппируются, и их новая мозаикастановитсяего перерождением.
Сансарабезначальнаи никем не сотворена.Ее причины –аффекты и совокупнаякарма живыхсуществ предыдущегокосмическогоцикла. Подобнотому, как каждоеживое существов отдельностиумирает и всоответствиисо своей кармойобретает новоерождение, такжеи весь мир вцелом возникаетиз пустоты, проходит циклразвития ипребывания, а потом разрушается, чтобы воссоздатьсявновь в соответствиис коллективнойкармой всехживых существ.Буддизм признаетмножественностьпараллельносуществующихи абсолютныхизоморфныхмиров.
Никакихутешительныхиллюзий, никакихмифов о телесномвоскресениии о бессмертиииндивидуальнойдуши Будда непризнает. Онзнал, что «тленновсе созданное».Никакой помощиизвне не будет.Человек долженсам стать лицомк лицу с реальностью.Обыденноесознание обрываетсяв пустоту. Ноесли не испугаться, если духовнопройти ее насквозь, произойдетчудо: абсолютнаяпустота окажетсяабсолютнойполнотой.Человеческийдух так глубок, что и передлицом смертион не теряетглавного –того, что онлюбит. Все внутричеловека, ничегонет внешнего.Человек любящиймир, вместилвесь мир в себя, и сам он существуетв том, что любит.Выход из смертив бессмертие– это выход изобособленности, из своего маленького«я» во вселенскийпростор, вовсеобъемлющуюлюбовь. И хотяБудда отрицаетвечностьиндивидуальнойдуши, он утверждаетвечностьчеловеческоготворящего духа.
Буддизмвыступает какпротив чрезмерногоувлеченияжизненнымиблагами, таки против крайнегоаскетизма исамоистязания, считая, чтоумеренность, самоуглубление, созерцаниеи спокойноеожидание своегочаса – этоединственныйпуть, ведущийк нирване.
Именнов буддизмезакладываетсяодин из первыхпринципов, характерныхдля всех мировыхрелигий – обращениес проповедьюко всем людям, независимоот их этническогои социальногопроисхождения.Другой важнойособенностьюбуддизма, такжесближающейего со всемиостальнымимировыми религиями, является перемещениеакцента сколлективнойна индивидуальнуюрелигиознуюжизнь. Согласнобуддизму, человекмог вырватьсяиз сансарыиндивидуальнымусилием, осознави сформулировавсвой, личный«праведныйпуть», и, повлиявна судьбу.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
3.2.Ислам

Ислам– одна из трехвеличайшихрелигий, возникшихна БлижнемВостоке. Дведругие – иудаизми христианство.Все три верытесно взаимосвязаныибо в действительностипрославляютодного и тогоже Бога. Исламвозник в началеVIIв. н. э. на Аравийскомполуострове.Основные положениявероученияислама изложеныв главной священнойкниге – Коране.
Длямусульманестественнои неоспоримобытие единогоБога (Аллаха).Эта перваяосновная концепцияислама известнакак таухид(монотеизм).Вторая основнаяконцепцияислама известнакак рисала(пророчество).Мусульманеполагают, чтос самого началасуществованиячеловеческоймысли в мирувсегда появлялисьпровидцы и людиОткровения.Главное значениепридаетсяМухаммеду, которому самимАллахом черезпосредничествоангела Джабраилабыло поведаноотдельнымиоткровениямисодержаниеКорана. Символверы исламасостоит из двухутверждений:«Нет Бога кромеАллаха и Мухаммед– Пророк Его».Третьей основнойконцепциейислама являетсяахира (жизньпосле смерти).Мусульманеверят, что земнаяжизнь вовсене исчерыпваетпоистиненеограниченныевозможностичеловеческогобытия. Жизньчеловека начинаетсяне с рождения, а в тот самыймиг, когда Богуугодно будетсотворить живуюдушу. И оканчиваетсяжизнь не сосмертью, а в тусамую секунду, когда Богсоблаговолитрастворитьэту душу.
Мусульманесчитают, чтомир ни коимобразом неиллюзорен ипреимущественнохорош, ибо данна благо человеку.Мусульмане, как правило, не надеютсяполучить чудесноеизбавлениеот страданийв этой жизни, а верят, что задобрые делаим будет возданов другой жизни.Человек считаетсякак бы представителембога на Земле, отвечающимза творениепод властьюбога. Его цель– и главнаяцель ислама– состоит внравственномупорядочениимира.Человекнаделен таквой– своего родабожественнойискрой совести, которая помогаетему постичьистину и поступатьв соответствиис ней. Такимобразом, совесть– одна из величайшихценностейислама, подобнотому, как любовьесть величайшаяценность вхристианстве.Ислам отрицаетпонятие искуплениягреха: спасениезависит отмыслей и поступковчеловека. Однакотауба (покаяние)может быстрообратить порочногочеловека напуть добродетели, который приведетк спасению.Ислам не предлагаетчеловеку спасениекак акт божьеймилости, а побуждаетего руководствоватьсяв своей жизнитем, что повелеваетБог.
Сверой в бессмертиедуши, покидающейтело в деньсмерти, тесносвязана верав существованиедвух форм загробногомира: рая и ада.Рай представляетсякак чудесноеместо, где визобилии естьвсе, о чем мечтаетчеловек в этоммире. Ад – этоместо мук истраданий. Врай могут попастьте мусульмане, которые неукоснительновыполняютрелигиозныепредписания, неверных иотклонившихсяот вероученияи культа ожидаетад. Судьбу человекапосле смертиопределяетсам Аллах вдень Страшногосуда.
Религиозныепредставлениямусульман неимеют четкойдогматическойзавершенности.Различныенаправленияв исламе по-разномупонимают теили иные принципы, заложенныев священныхкнигах. Междутем, всеми признаетсяпять религиозныхправил, столповверы: аш-шахада(исповеданиеверы), ас-салат(молитва), ас-саум(пост), аз-закат(налог в пользубедных), хадж(паломничество).Шахада предписываетмусульманамсвято веритьв единого Бога– Аллаха, и считатьМухаммеда егопосланником.Молитва –обязательноеправило дляправоверного.Согласно Корану, Аллах вначалепредписывалМухаммедумолиться 50 разв день, однаков последствииснизил этоколичестводо пяти. Молитьсямусульманинможет индивидуальнои коллективнов любом подходящемместе, но полуденнуюмолитву в пятницурекомендуетсясовершать вмечети. Женщинымолятся отдельноот мужчин. Пост(саум), по преданию, установленсамим Мухаммедомв месяц рамадан(рамазан) поприказу Аллаха.Пост заключалсяв воздержаниив светлое времясуток от приемапищи, питья, вдыхания табачногодыма и т. п., тоесть от всего, что отвлекаетот благочестия.
Исламв отличие отхристианстване знает никакойцерковнойорганизации.Поэтому большуюроль в сохраненииединства мусульмани целостностивероученияиграет право(ал-фикх). Детальнойпроработкойнорм жизниислам отличаетсяот других религий.Совокупностьмусульманскихправовых норм, отраженныхв священныхкнигах, называетсяшариат. Церемонии, подобнойхристианскомукрещению висламе не существует, достаточноосознаннойи твердой уверенностив том, чтосвидетельствующийистинно уверовалв провозглашенныеим слова.
Висламе священниковнет: чтобыприблизитьсясердцем своимк Богу, нет нуждыв жертвоприношенияхи долгих церемониях.Каждый мусульманинслужит для себясобственнымсвященником.Место богослужения, проповедейи молитв – мечеть.Молитву в мечетивозглавляетимам (мулла) –руководительобщины.Этотакже местособраний правоверных во всех важныхслучаях жизни, своего родакультурныйцентр.

3.3.Христианство

3.3.1.Православие
Православнаяцерковь наиболееблизка традициямраннего христианства.В ней, например, сохранен принципавтокефалии– самостоятельностинациональныхцерквей. Всегоих насчитывается15. Отличительнойособенностьюправославияявляется то, что со временпервых семиВселенскихСоборов к этомуучению не добавилини одного догмата, в отличие откатолицизма, и не отказалисьни от одногоиз них, как этоимело местов протестантизме.В ПравославнойЦеркви ритуалдовлеет надтеологией.Великолепиеи роскошь храма, праздничностьлитургии нацеливаютна восприятиеверы не столькоразумом, сколькочувством. Идеяправославнойсоборностипредполагаетединение миряни духовенства, приверженностьтрадиции ипримат коллективногоначала.
Православнаяцерковь утверждает, что христианствов отличие отвсех остальныхрелигий представляетсобой божественноеоткровение, которое и составляетоснову православнойверы. Оно опираетсяна совокупностьдогматов –неизменныхистин, такжеявляющихсярезультатомбожественногооткровения.Основные изтаких догматовследующие: догмат троичностиБога, догматперевоплощенияи догмат искупления.Суть догмататроичностиБога такова: Бог – не тольколичное существо, но и духовнаясущность, онвыступает втрех ипостасях: Бога Отца, БогаСына, Бога СвятогоДуха. Все трилица составляютединую СвятуюТроицу, нераздельнуюв своей сущности, равную в божественномдостоинстве.Бог Отец создализ ничего небо, землю, мир видимыйи невидимый.Из земли Богсотворил первогочеловека Адама, а из его ребра– первую женщинуЕву. Назначениечеловека в актетворения состоитв том, чтобы онпознавал, любили прославлялБога и посредствомэтого обреталблаженство.Бог предопределилспасение людейчерез своегоединородногосына, являющегосявторым лицомТроицы, в человеческомвоплощении– Иисуса Христа.Третьей ипостасьюявляется СвятойДух. Он вместес Отцом и Сыномпородил духовнуюжизнь человека, внушил людямстрах божий, даровал благочестиеи вдохновение, способностьпознания имудрости.Православноеучение считает, что в загробнойжизни душилюдей в зависимостиот того, какпрожил человекземную жизнь, попадают в райили ад.
Одиниз основныхзаконов православия– правило рецепции, принятия всейцерковью какихбы то ни былонорм. Никакоелицо, никакойорган Церкви, как бы широкпо составу онни был, не можетбыть совершеннонепогрешимым.В вопросах верынепогрешималишь Церковь– «тело Христово»– как целое. Вправославиистрожайшесоблюдаютсятрадиции семитаинств – крещения, причащения, покаяния, миропомазания, брака, елеосвященияи священства.Таинство крещениясимволизируетпринятие человекав лоно христианскойцеркви и черезнего человекупрощаетсяпервородныйгрех, а взросломуи все прочиегрехи. Считается, что только наоснове таинствапричащения(евхаристии)человек можетсохранятьнеразрывнуюсвязь с ИисусомХристом. Непременныматрибутомрелигиознойжизни православного христианинаявляется совершениетаинства покаяния(исповеди), котороевключает в себяисповеданиеи отпущениегрехов. Следомза обрядомкрещения вправославиисовершаетсятаинствомиропомазания, смысл которого, согласноправославномукатехизису, заключаетсяв том, «чтобысохранитьдушевную чистоту, полученнуюв крещении, чтобы возрастатьи укреплятьсяв жизни духовной».Духовный смыслобряда венчаниясостоит в том, что при совершениивенчания набудущих супруговизливаетсяБожья благодать, которая обеспечиваетнеразрывныйсимволическийсоюз, основанныйна любви, верностии взаимнойпомощи до гроба.Таинство елеосвящения(соборования)совершаетсянад больнымчеловеком, таккак елеосвящениеобладает целительнойсилой, очищаетбольного отгрехов. Таинствусвященстваправославнаяцерковь приписываетособый смысл.Оно совершаетсяпри посвящениичеловека вдуховный сан, то есть в туили иную степеньсвященства.В православиидуховенстводелится начерное и белое.Черное – этомонахи, а белое– священнослужители, которые непринимают обетабезбрачия.
Помимосовершениятаинств православнаякультоваясистема включаетв себя молитвы, поклонениекресту, иконам, реликвиям, мощам и святым.Важное местов православномкульте занимаютпосты и праздники, главный изкоторых – Пасха, установленныйв память воскресенияраспятого накресте сынаБожьего ИисусаХриста.

3.3.2.Католицизм
Основуверы католицизмасоставляюткниги Новогои Ветхого Заветов(Святое Писание), решения 21 ВселенскогоЦерковногоСобора и сужденияримских паппо церковными мирским делам(Святое Придание).Католическаяцерковь, в отличиеот православной, имеет единогоглаву – Папу. Глава церквисчитаетсянаместникомХриста на землеи преемникомапостола Петра.Папа исполняеттройную функцию: епископа Рима, пастыря ВселенскойЦеркви и главыГосударстваВатикан. Вкатолическойцеркви всесвященникипринадлежатодному из монашескихорденов и дляних обязателнособлюдениецелибата –обета безбрачия.
Догматкатоличества, во многом близкийправославию, имеет некоторыеособенности.В католичествеутвердилосьсвоеобразноепониманиеТроицы, закрепленноев виде догматао филиокве: исхождениеСвятого Духапризнаетсяне только отБога Отца, нои от Бога Сына.Католическаяцерковь сформулироваладогмат о чистилище– промежуточноммежду раем иадом месте, гдепребывают душигрешников, неполучившиепрощения вземной жизни, но не отягощенныесмертнымигрехами. Вообщекатолицизмдостаточноснисходительнок человеку, таккак исходитиз убеждения, что греховность– неотъемлемаячасть человеческойприроды, безгрешентолько Папа.Искуплениегрехов в католичествевозможно благодаряобщественнойдеятельности.Огромную рольв спасениигреховных людейиграет такназываемаясокровищницадобрых дел, визбытке совершенныхХристом, ДевойМарией и святыми, распоряжатьсякоторой можеттолько ПапаРимский. Такв Средние векав католичествепоявиласьпрактика индульгенций– выкупа греховза деньги. ДлякатолицизмахарактерновозвышенноепочитаниеБогородицы– Матери ИисусаХриста, котороевыразилосьв догмате онепорочномзачатии ДевыМарии, а такжев догмате отелесном вознесенииБогоматери.
Католицизм, как и Православие, признает семьтаинств христианства.Однако крещениездесь осуществляетсяобливанием, а конфирмацияотделена открещения ипроводитсяпо достиженииребенком 7-8 лет.Главный праздникв католицизме– Рождество.
Притщательноразработанностии пышностиритуала, в римскомхристианствевсе же теологиягосподствуетнад обрядом.Поэтому католицизмболее индивидуалистичн, нежели православие.Католическаямесса носитболее пышный, праздничныйхарактер, в нейиспользуютсявсе виды искусствадля воздействиена сознаниеи чувства верующих.

3.3.3.Протестантизм
Несмотряна наличие впротестантизмемножествацерквей и конфессий, можно выделитьобщие для всехособенностивероучения, культа и организации.Библия признаетсяу большинствапротестантовединственнымисточникомвероучения.Протестантизмориентируетчеловека наличное общениес Богом. Отсюдаправо каждогочеловека читатьи обсуждатьБиблию. Уделяябольшое вниманиечеловеческомувоплощениюИисуса Христа, протестантыв большинствесвоем, в качествеосновногопраздникапризнают Рождество.Основные богослужения– чтение Библии, проповедь, индивидуальныеи коллективныемолитвы, пениерелигиозныхгимнов. Какправило, отвергаетсякульт Богородицы, святых, икони мощей. Основнойорганизационнойструктуройпротестантизмаявляется община, а иерархиясвященнослужителейне развита. Впротестантизмеможно выделитьдва основныхнаправления: либеральное, признающеекритику Библии, и фундаменталистское, настаивающеена буквальномпониманииБиблейскихтекстов. Либеральноенаправление, старейшее впротестантизме, зародилосьв виде ученияМартина Лютерав начале XVIв. Сторонникиего – лютеране– в качествеСимвола Верыпризнают догматы, определенныена Iи IIВселенскихСоборах. Главныйпуть искуплениягрехов – покаяние.Признаютсядва христианскихтаинства –крещение ипричащение.В лютеранствесохраненылитургия, церковныйалтарь, облачениедуховенства.Существуеттакже посвящениев сан (ординация), есть свой епископ.В качествеглавного символалютеране принимаютраспятие, иконыотрицаются.Родоначальникомфундаменталистскогонаправленияв протестантизмеявляется ЖанКальвин. В качествеединой священнойкниги КальвинпризнавалБиблию. Отрицаядуховенство, он утверждалпринцип мирскогопризвания имирского аскетизма(каждый верующий– священник).Спасение душикальвинизмпредполагаетне столькопокаянием, сколько активноймирской деятельностью, предпринимательством.Кальвинистыотрицают внешниеатрибуты культа– крест, иконы, свечи и прочее.Таинства крещенияи причащенияосуществляютсяу них символически.Основные формыбогослужения– проповедь, молитвы, пениепсалмов. Кальвинизмотрицает любуюформу церковнойорганизации, кроме общины.
Протестантизмучит, что важныне столькообряды, сколькодобросовестноевыполнениекаждым своихобязанностей, то есть в добросовестномтруде человеквоплощаетхристианскиезаповеди.Протестантизмутверждаетравенство всехверующих передБогом и проповедуетспасение веройуже в земнойжизни, отрицаетмонашество, а также безбрачиедуховенства.Для протестантизмахарактерностремлениеразделить сферывлияния духовнойвласти церквии светскойвласти государства: Богу – богово, а кесарю – кесарево.
Главнымдогматомпротестантизмаявляется догматоб оправданииодной лишьверой в искупительнуюжертву ИисусаХриста. Иныеспособы спасениясчитаютсянесущественными.Согласно этомудогмату, в следствиегрехопадения, первородногогреха человекутратил способностьсамостоятельносовершатьдобро, поэтомуспасение можетприйти к немутолько какрезультатбожественноговмешательства, спасение – этодар божественнойблагодати.
Христианство, так же как ибуддизм, а затеми ислам, создалоидеал универсальногочеловеческогоповедения исуществования, создало целостноемировоззрениеи мироощущение.В основе христианства– учение обогочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришелк людям с добрымидеяниями, заповедалим законы праведнойжизни и принялво искуплениегрехов людейвеликие страданияи мученическуюсмерть на кресте.
Христианеверят, что мирсоздан единымпредвечнымБогом, и созданбез зла. ВоскресениеХриста знаменуетдля христианпобеду надсмертью и вновьобретеннуювозможностьвечной жизнис Богом. Христианстворассматриваетисторию какоднонаправленный, неповторимый,«разовый»процесс, направляемыйБогом: от начала(сотворения)к концу (приходуМессии, Страшномусуду). Основнаяидея христианства– идея грехаи спасениячеловека. Людигрешны передбогом, и именноэто уравниваетих: греков ииудеев, римляни варваров, рабов и свободных, богатых и бедных– все грешники, все «рабы божьи».
Христианскаярелигия утверждала, что страданияв земной жизнипринесут человекуспасение ирайское блаженствов загробноммире, а в сопротивлениизлу видела путьк нравственномусовершенствованию.Она обещала, что праведныебудут вознаграждены, а низшим сословиямпринадлежитбудущее. Христианствополучило характеруниверсальной, общечеловеческойрелигии.

Заключение

Несмотряна внешнююнепохожесть, все религиимира имеютединые корнии равно участвовалив формированиикультуры своегонарода. В вероученияхи священныхкнигах содержатсянеприходящиеобщечеловеческиеценность культурыи морали. Безрелигии, безучета ее влиянияневозможнопредставитьсебе историюлюбого народа, любой цивилизации.Первоначальнаяфилософиякаждого народа– точнее, егопервоначальноемиросозерцание, тесно связанос его религиознымипредставлениямии верованиями.Понятия опроисхождениивещей, о первыхпричинах, оконечной судьбемира и человека, о духе и душеимеют религиозноепроисхождениеи связываютсяс целой мифологией.
Однакопомимо сходствав учениях великихмировых религийесть и фундаментальныеразличия. Различныерелигии расходятсямежду собоюне только всвоих представленияхо богах, но и всвоей оценкедействительности.Так, например, ветхозаветнаявера видит вмире созданиеблагого Творца, а в человечестве– образ и подобиеБожие. Христианство, религия любви, признает вХристе Богочеловека, который пришелне погубить, а спасти мири человека, итем показалмиру любовьОтца. Индийскиерелигиозныеучения, напротивтого, признаютмир призрачнымсновидением.
Земныецеркви оспариваютправо на абсолютноевладение истинойтак же, как двематери в притчецаря Соломонаоспариваютребенка. Соломонпредложилразрубитьребенка пополам, и ту женщину, которая отказаласьэто сделать, признал настоящейматерью. Матерьюистины становитсята душа, котораяскорее откажетсяот своего правана владениеистиной, чемнарушит целостностьистины, посягнетна ее недосягаемуюдля человеческогоразума Безграничность.Ближе всех кабсолютнойистине окажетсятот человек, который смогизбавитьсяот ощущенияисключительностисвоей религии, подавить всебе гордынювероисповедания.
Воснове религиозныхконфликтов, зачастую приводящихк кровопролитию, лежит ни чтоиное, как незнание, неверное толкованиеили поверхностноепониманиеосновных религиозныхучений и доктрин.Люди, мыслящиестереотипамии воспринимающиечуждые им религиивраждебно, неспособны осуществитьсвободное исознательноесамоопределениев мировоззренческойпозиции, духовныхинтересах иценностях, научитьсяграмотно вестимировоззренческийдиалог, овладетьискусствомпониманиядругих людей, чей образ мыслии действияявляется иным.Изучение религиозныхучений помогаетизбежать, содной стороны, догматизмаи авторитаризма, а с другой –релятивизмаи нигилизма, а также способствуетустановлениюдуховногоклимата взаимопонимания, гармонизациимежчеловеческихотношений междупредставителямиразличныхрелигиозныхи нерелигиозныхмировоззрений, утверждениюгражданскогосогласия исоциальнойстабильностив обществе.

Списокиспользованнойлитературы

Жукова Л.Г., Журавский А.В., Пименов А.В., Шабуров Н.В. Религии мира. М., 1997
Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Ростов н/Д., 1998
Мень А. История религии. В поисках пути, истины, и жизни. М., 1991
Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. М., 1997
Радугин А.А. Введение в религиоведение. М., 2000
Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997
Яковлев В.Г. Эстетика. М., 1999
Где истина. Сравнение основных доктрин христианства с другими религиями. СПб., 1992
Религия в истории и культуре. Под ред. Писманика Ш.Г. М., 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.