UУКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬОдесская епархияОдесская Духовная Семинария
Сочинение
по Общей церковной истории
на тему: «Псевдо-Дионисий и его Corpus Areopagiticum»
Воспитанника: 3-А класса
Дроговоза Игоря
Одесса 2003 г.
Содержание
1. Введение
2. О Дионисии Ареопагите.
3. История «КорпусаАреопагитикум».
4. Вопрос о времени написанияи авторстве.
5. Трактаты:
· «О мистическомБогословии».
· «О Божественных именах».
· «О небесной иерархии».
· «О церковной иерархии».
6. Письма к разным лицам.
7. Утраченные трактаты.
8. Композиция памятника:
· Богословское учение псевдо-Дионисия.
· Учение о богопознании.
· Космология.
· Миропорядок.
· Экклесиология.
· Христология.
9.Заключение.
Список использованной литературы.
«Сборник произведений с именем Дионисия Ареопагита
принадлежит к числу самых загадочных памятников
христианской древности»
Протоиерей Флоровский Г.В.
«Византийские Отцы V – VIIIвв.»
Многовековая история святоотеческой письменности не знает явленияболее загадочного, чем корпус сочинений, надписанных именем ДионисияАреопагита. Влияние «Ареопагитик» на христианскую письменность и культуруначиная с VI в. вплоть до настоящеговремени было настолько беспримерным и широким, что трудно назвать какой-либолитературный памятник, сопоставимый с ними по масштабам духовного воздействия.Ни одно произведение христианской письменности патристического периода непородило столь обширной научной литературы, столь разнообразных гипотез о своёмпроисхождении и авторстве, чем «Корпус Ареопагитикум». [1]
Дионисий Ареопагит ()4@ßF4@HUDg@B"(J0H) жил в Iвеке. Достоверныхизвестий о его личности очень мало. Обращённый ко Христу проповедью апостолаПавла в афинском ареопаге, он был, по свидетельству Дионисия Коринфского уЕвсевия Кесарийского, первым епископом в Афинах. Там же принял мученическую кончину,во время гонения Домициана, в 96 году. [2]
Однако ни один изхристианских богословов и историков древности нигде не говорит о том, что этотапостольский муж оставил какие-то литературные произведения.
Неприходится сомневаться в его псевдоэпиграфическом характере «Корпуса».Свидетельством этого является не только полное отсутствие, каких бы то ни былоупоминаний о творениях Дионисия вплоть до начала VI-говека, но и самый характер памятника, слишком далекого и по языку, и по строюмысли от безыскусственной простоты первохристианской эпохи. Это былосамоочевидно и до тех пор, как с непререкаемой определенностью была установленане только идеологическая, но и прямая литературная зависимость «Ареопагитик» отпоследнего неоплатонического учителя, Прокла (411-485 г.г.). Вместе с темнеизвестный автор, по-видимому, хотел произвести впечатление человекаапостольской эпохи, — ученика апостола Павла, очевидца затмения в день смертиСпасителя, очевидца Успения Пресвятой Девы, друга и сотрудника святыхапостолов. Притязание на авторитет древности совершенно очевидно, и возникаетвопрос о преднамеренном «подлоге.» Вплоть до эпохи Возрождениясомнений в древности и подлинности «Ареопагитик», однако, не возникало ни наВостоке, ни на Западе, — кроме, быть может, патриарха Фотия… «Творения великогоДионисия» пользовались бесспорным авторитетом и оказали исключительно сильноевлияние на развитие богословской мысли и в позднюю отеческую эпоху, и в эпохувизантийскую, и на Западе во все протяжение Средних веков. [3]
О сочинениях Дионисиявпервые было упомянуто на встрече православных с монофизитами в 553 году.
В своейцерковной политике император Юстиниан применял метод «кнута и пряника». В 533году, когда улеглась очередная волна гонений на монофизитов, в Халкидонесостоялся Собор, на котором православным и монофизитам была дана возможностьспокойно обсудить христологические вопросы. На этой конференции противникиХалкидонского Собора начали ссылаться на автора по имени Дионисий Ареопагит. Идоныне никому не известно, кто скрывался под именем ученика Апостола Павла(Деян. 17, 34), которого в IV веке считали первымепископом Афин. На Халкидонском Соборе 533 году монофизиты ссылались навыражение «единая богомужная энергия», употребленноеДионисием, который стал известен как автор следующих писаний: «О небесной иерархии»,«О церковной иерархии», «Об именах Божиих», «Мистическое богословие», письма(числом 10).
В своих писаниях автор сампровозглашал себя учеником Апостола Павла, очевидцем затмения в день смертиСпасителя и свидетелем Успения Богородицы. Среди его адресатов мы находим Гайя,Тимофея, Поликарпа Смирнского (жившего, как известно, во IIвеке) и святого Иоанна Богослова.
Вподлинности «Ареопагитик» (как стали называть сочинения Дионисия) никто неусомнился, и вокруг псевдо-Дионисия начала формироваться традиция. Так, в IX векевозникла легенда, что он был первым епископом парижским и умер мученическойсмертью в Париже в 110 году. К северу от Парижа в его честь была построенабазилика Сен-Дени, где были помещены мощи ранних христианских мучеников, апозднее — тела французские королей. Известно также, что в 827 году византийскийимператор Михаил II послал в дар французскому королю Людовику Благочестивому орган(изобретенный, кстати сказать, в Византии) и рукопись Дионисия Ареопагита.Постепенно составилась легенда о святом мученике Дионисии, покровителе Франции,и народна традиция связала этого Дионисия с автором вышеупомянутых писаний,выдававшим себя за ученика Апостола Павла. Рукопись эта и по сей день хранитсяПарижской национальной библиотеке. [4]
Схолии[5]на сочинения Дионисия Ареопагита пишет в VI векеИоанн Скифопольский. Всем восточнохристианским писателям после VI века«Корпус» известен: на него ссылаютсяЛеонтий Византийский, Анастасий Синаит, Софроний Иерусалимский, Феодор Студит.В VII веке сочинения толковал св. Максим Исповедник, позднейшимипереписчиками его схолии были соединены со сколиями Иоанна Скифопольского.Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.) ссылается на Дионисиякак на общепризнанный авторитет.
В VIII векесхолии к «Корпусу» были переведены на сирийский язык, в этом же веке появляютсяармянский и арабский переводы, к IX веку –коптский, к XI веку –грузинский. В 1371 году сербский инок Исаия заканчивает полный перевод «КорпусаАреопагитикум» вместе со схолиями Иоанна-Максима на славянский язык; с этоговремени сочинения Дионисия Ареопагита становятся неотъемлемой частьюславяноязычной, в первую очередь русской, духовной культуры.[6]
Толькос началом новой филологической критики в ХVI-омвеке вопрос об «Ареопагитиках» был впервые поставлен, — сперва ГеоргиемТрапезунтским, Феодором Газским, на Западе Лоренцо Валлою и Эразмом, потомСирмондом, Петавием и Тиллемоном, — позднее происхождение «Ареопагитского»сборника было показано совершенно ясно. Впрочем, с этим выводом далеко не все ине сразу согласились; и даже в самые последние годы встречаются запоздалыезащитники «подлинности» и апостольской древности «Ареопагитик». Вовсяком случае, происхождение памятника остается загадочным и неясным до сихпор; о его действительном авторе, о месте его составления, о целях этого«подлога» ничего бесспорного до сих пор сказать не удалось.
Попыткиотожествить мнимого Дионисия, с каким либо известным нам Дионисием из деятелейи писателей IV-V-го века или с каким-нибудь другим историческим деятелем (в частности,с известным монофизитским патриархом Севиром Антиохийским) нужно признатьрешительно неудачными и произвольными.
Значение «Ареопагитик» определяется, преждевсего, их историческим влиянием. В начале VI-говека они уже находятся в обращении. На них ссылается известный СевирАнтиохийский, на соборе 513 года в Тире, святой Андрей Кесарийский, в своемтолковании на Апокалипсис, писанном около 515-520 года. Сергий Ришайнский,умерший в 536 году, переводит «Ареопагитики» по-сирийски, — и этот перевод получаетширокое распространение, особенно в монофизитских кругах, хотя сам Сергий,первоначально монофизитский пресвитер и в то же время врач, занимал вдогматических спорах какую-то двусмысленную позицию, был близок даже снесторианами. Учился он в Александрии, а по философским симпатиям быларистотеликом. Во всяком случае, он перевел «Введение» Порфирия, «Категории»Аристотеля, составил, кроме того, ряд самостоятельных книг по логике. Особеннохарактерен его перевод псевдоаристотелевской книги «О мире», в котором он сумел достигнуть большойточности и строгости. Вместе с тем Сергий был мистиком, что видно из егопредисловия к переводу «Ареопагитик». Имя Сергия очень характерно, каккосвенное указание на ту среду, в которой, прежде всего, обращались «Ареопагитики».На известном собеседовании между православными и севирианами в Константинополев 531 иди 533 году возникает вопрос об их достоинстве, — на них ссылаютсясевириане, а руководитель православных Ипатий Ефесский отвергает эту ссылку иобъявляет «Ареопагитики» апокрифом, которого не знал и не называл никто издревних… Но уже очень скоро начинают пользоваться ими и православные. Первымтолкователем «Ареопагитик» был Иоанн Скифопольский (около 530-540 г.г.).По-видимому, именно его схолии известны под именем Максима Исповедника.Позднейшие переписчики сводили вместе схолии разных толкователей, адиакритические знаки с течением времени исчезли. Свод схолий, известных подименем пресвятого Максима, представляет собою довольно однородное целое. Иочень немногие схолии напоминает по стилю преподобного Максима. Схолии ИоаннаСкифопольского были переведны по-сирийски уже в VIII-омвеке Фокою бар-Сергием Едесским. Еще раньше, в VII-омвеке занимался толкованием «Ареопагитик» Иосиф Гадзая(«созерцатель»), известный более под именем Ебед-Иезу. С официальногосирийского текста «Ареопагитик» очень рано делается арабский перевод, тожеполучающий церковное одобрение, и армянский, в VIII-омвеке. Нужно отметить еще остатки коптского перевода. Все это свидетельствует ошироком распространении и авторитете памятника. Из православных богослововпользуется «Ареопагитиками» уже Леонтий Византийский, позже Анастасий Синаит иСофроний Иерусалимский. Сильное влияние оказали они на преподобного МаксимаИсповедника, который занимался объяснением «трудных мест» у мнимогоДионисия и у Григория Богослова. Для преподобного Иоанна Дамаскина«великий Дионисий» есть уже бесспорный авторитет. На «Ареопагитики»опираются, как на надежное основание, православные защитники иконопочитания,уже на VII-ом Вселенском соборе и позже, — в особенности преподобного ФеодорСтудит. Вся метафизика икон связана у него с учением Дионисия, и он песнословитглубину его богословия. Святой Кирилл, первоучитель словенский, ученик Фотия,говорит о них с уважением. По указанию Анастасия Библиотекаря святой Кириллцитировал «великого Дионисия» наизусть. В более позднее время вВизантии толкованием «Ареопагитик» занимались очень многие, Corpus Аreopаgiticum сталкак бы настольной книгой византийских богословов. Эти толкования до сих пор ещене собраны и не изучены. Нужно особо отметить толкования знаменитого МихаилаПселла (1018-1079) и Георгия Пахимера (1242-1310), — парафразы последнего, каки схолии, приписанные преподобному Максиму, в рукописях как бы прирастают ксамому тексту. О популярности «Ареопагитик» в ХIV-омвеке, в эпоху нового мистического возрождения в Византии, в век святогоГригория Паламы, свидетельствует славянский (болгарский) перевод, сделанныйафонским иноком Исаией в 1371 году, по поручению Феодосия митрополита Серрского(в южной Македонии). Из Евфимиевской Болгарии он был перенесен на Русь(вероятно, митрополитом Киприаном, — сохранился список его руки), вместе сдругими памятниками аскетической и мистической литературы.
Первыесомнения относительно подлинности писаний Дионисия возникли в XV веке уЭразма Роттердамского. Поводом для сомнений были очевидные анахронизмы[7],особенно в книге «О церковной иерархии».
НаЗапад «Ареопагитики» были перенесены очень рано. Впервые здесь ссылается на нихпапа Григорий Великий, затем папа Мартин на Латеранском соборе 649 года. На«Ареопагитики» ссылается папа Агафон в письме, читанном на VI-омВселенском соборе. Анастасий Библиотекарь переводит схолии ИоаннаСкифопольского и преподобного Максима. В особенности большое уважение приобрели«Ареопагитики» во Франции, благодаря (ошибочному) отожествлению мнимогоДионисия с Дионисием Парижским. В 757 году список творений Дионисия был присланпапою Павлом I в числе прочих книг к Пепину Короткому. В 827 году византийскийимператор Михаил I даритпрекрасный список королю Людовику Благочестивому. Во Франции в то времянемногие знали по-гречески.
Вмонастыре Сен-Дени аббат Гильдуин (ум. 840) перевел «Ареопагитики» по-латыни,но его перевод распространения не получил. Он был заслонен переводомзнаменитого Скота Эриугены. Эриугена, по его собственному признанию,пользовался при переводе творениями преподобного Максима, которые он тожепереводил. Греческий язык Эриугена знал не безупречно и в его переводах не малогрубых недоразумений. Но на собственной системе Эриугены, одного из самыхзамечательных мыслителей раннего средневековья, влияние Дионисия и преподобногоМаксима сказалось исключительно сильно. Во все Средние века «Ареопагитики»пользовались на Западе большим влиянием. Это видно уже у Ансельма. Гуго изСвятого Виктора занимается толкованием книги «О небесной иерархии», — мистические теории викторинцев вообще очень тесно связаны с мистикой мнимогоДионисия. Петр Ломбард смотрел на «Ареопагитики», как на бесспорный авторитет.Иоанн Сарацин в ХII-ом в., Фома Верчельский и Роберт Гроссетесте в XIIIзанимаются переводом и комментированием «Ареопагитик». Альберт Великийкомментирует все книги мнимого Дионисия. С большим уважением относится к ним иАквинат.
В СуммеФомы Аквинского насчитывают 1.700 цитат из «Ареопагитик», — «Ареопагитики» иДамаскин были его главным источником по восточной патристике. Аквинатупринадлежит и особый комментарий на книгу «О божественных именах». Бонавентуратоже испытал сильное влияние «Ареопагитик», — он составил особое толкование накнигу «О церковной иерархии»… Вообще, в Средние века Дионисий был самымсильным и уважаемым авторитетом для представителей всех школ и всех веков. КДионисию восходят и в рассуждениях о бытии и свойствах Божиих, и в учении обогопознании и созерцании, и в вопросах аскетики, и в толковании богослужения,- через литургическую литературу влияние «Ареопагитик» сказывается и впамятниках средневекового искусства. Итоги средневековой литературы подводит всвоих обширных комментариях известный Дионисий Картузианский, doctor extаticus.
Влияние«Ареопагитик» очень сильно чувствуется у немецких и фламандских мистиков ХIV-го и ХV-говеков, у Эккегарда, у Рюисбрука, у неизвестного автора знаменитой книги «Оподражании Христу». В новом мистическом и спекулятивном опыте вновь оживаютпредания таинственного созерцателя давних времен. С «Ареопагитиками» связан всвоих философских построениях Николай Кузанский.
Надпереводом «Ареопагитик» работал знаменитый флорентийский платоник, МарсилийФичино… Лютер резко поставил вопрос о мнимом Дионисии, — «Ареопагитики» онсчитал апокрифом, а в авторе видел опасного мечтателя. В тоже время выступилЭразм (вслед за Л. Валлою) с доказательством позднего происхождения памятника,но влияние «Ареопагитик» не ослабело. Католические богословы ХVI-го и ХVII-говеков продолжали доказывать подлинность памятника (Л. Лессий, кард. Бароний, В.Кордерий, знаменитый издатель «Ареопагитик»), мистики продолжали имвдохновляться, — Ангел Силезий, отчасти квиетисты[8]…Не будет преувеличением сказать: вне влияния «Ареопагитик» останется непонятноювся история средневековой мистики и философии. «Ареопагитики» были живым иглавным (но не единственным) источником «платонизма», т.е. неоплатонизма в Средние века. [9]
Попыткиугадать настоящего автора «Коруса Ареопагитикум» предпринимались неоднократно –назывались, в частности, имена Севира Антиохийского, Дионисия Александрийского,Петра Монга и других монофизитских деятелей послехалкидонской эпохи, но ни однаиз этих гипотез не нашла подтверждение. Но большинство ученых считает, чтосочинения псевдо-Дионисия происходят из умеренных монофизитских кругов Сирии. Внедавнее время была выдвинута наиболее серьезная (хотя далеко не доказанная)гипотеза, что Corpus Areopagiticum принадлежит перу Петра Иверийского, который, как указывает егопрозвание, был родом из Грузии, где всегда существовал необычайный интерес кпсевдо-Дионисию и даже в наше время имеется общество его имени. Этопредположение подтверждается сходством некоторых деталей биографии Петра сизвестными нам фактами жизни псевдо-Дионисия. [10]
Несмотря,однако, на явное желание автора «Корпуса» выдать себя за Дионисия Ареопагита,следующие соображения убеждают нас в том, что сочинения его не могут бытьотнесены к апостольскому времени.
Внутренние признаки позднейшегопроисхождения «Ареопагитика»: 1) Произведения мужей апостольских и вообще всесочинения, относящиеся к древнему периоду христианской литературы, отличаютсябезыскусственностью формы, отсутствием всяких философских влияний и чистобиблейским характером содержания. Сочинения, известные с именем
ДионисияАреопагита, как по внешней форме, так и по содержанию отличаются строгофилософским характером и в этом отношении оставляют позади себя не толькоапологетов, но и александрийцев. 2) Новозаветный канон является в нихсовершенно завершённым и строго определенным. 3) Вполне законченная троичнаятерминология указывает на время после 362 года: слово ßB`FJ"F4Hупотребляется здесь в смысле индивидуальности и противополагается@ÛF"как совокупности общих или родовых свойств. 4) Учение одевяти ангельских чинах и их разделении на три степени не встречается ни уодного из древнейших писателей. Наоборот, со времени появления «КорпусаАреопагитик» это учение стало обычным в церковной литературе. 5) Употреблениехристологических терминов FL(PbJTH, JDXBJTH, "88@4fJTH, :gJ"$`8TH, и намеренное устранение терминов :>4Hи i