--PAGE_BREAK--В 322 году до н.э. Иудею завоёвывает Александр Македонский[3], что явилось причиной расселения народа Израиля. В итоге оказалось, что большая часть евреев не знала иврита – языка Торы. Это побудило служителей культа иудейской религии перевести Танах на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта. Эллинизация особенно глубоко проникла в среду элитарных слоев иудейского общества, включая храмовых священников. Этим сословиям противостояла группировка Софрим (писцы), которые, признавая важность Письменного Закона, стали разрабатывать Устный Закон, представлявший собой разветвленную систему толкований и пояснений к положениям Торы. Ухудшившееся во втором веке до н. э. положение династии Селевкидов (эллинское государство), платившей контрибуцию римлянам, вызвало ужесточение в их колониальной политике, в том числе, и в отношении Иудеи. Усиливаются гонения на иудейскую религию: иудеям возбраняется читать Тору на иврите, соблюдать субботу и обряд обрезания. В Иерусалимский храм были внесены статуи греческих богов. Ответной реакцией на религиозные гонения стало восстание иудеев, верных закону Торы, во главе которых находились представители рода Хасмонеев, известные также как Маккавеи [10]. В освободительной войне иудеев сталкивались также интересы правоверных иудеев (хасидеев) и эллинизированных жителей Иудеи (митявним). Восстание закончилось полным освобождением Иудеи от греческих влияний. В ознаменование этого события было установлено восьмидневное празднество освящения — Ханука.
Освободившись от греческого ига, Иудея заключает союз с Римом, надеясь добиться таким путем полной политической самостоятельности. Однако короткий период политической независимости сменяется подчинением Иудеи власти римских прокураторов. Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением многих городов, Второго храма в Иерусалиме, массовыми гонениями на евреев.
2.3. Эпоха Римско-Византийского владычества
Важнейшим и наиболее своеобразным явлением религиозно-общественной жизни этого периода тала синагога (молельный дом), которая не только сыграла решающую роль в иудаизме, но и послужила образцом организации культа в христианстве и исламе. Синагога стала религиозным и общественным центром жизни еврейской общины, как в Израиле, так и в странах расселения. Возникновение синагоги является радикальным переворотом в жизни еврейства и уникальным нововведением в истории религии: в отличие от Храма, богослужение в ней не велось священниками и левитами, и культ жертвоприношения полностью отсутствовал. По этой причине синагога могла существовать в любых условиях и в самых незначительных по числу верующих общинах, будучи одновременно молитвенным домом, местом изучения Торы и центром общественной жизни. Место священников заняли законоучители-раввины. В рамках синагоги выработались новые формы богослужения, не отягощенные сложным и дорогостоящим ритуалом. Замена жертвоприношения молитвой и соблюдением многочисленных запретов, ритуализирующим всю жизнь иудея, вплоть до самых прозаичных ее проявлений, позволила иудаизму пережить разрушение своего центрального святилища — Второго Храма. Уничтожение храма сказалось на будущем иудаизма, ликвидировались первосвященство и верховный суд (Синедрион). Иерусалим как центр паломничества не мог играть свою роль объединяющей силы, в иудаизме возникла угроза потери национально-культурного единства.
В этих условиях борьба против римского государства, как и прежде принимает религиозные формы, а в самом иудаизме возникло несколько религиозно-политических течений. В горных районах Галилеи зарождается движение зелотов, объявивших Риму непримиримую войну. Возникло движение сикариев, которые вместе с антиримской войной вели борьбу социальную, обвиняя зажиточных иудеев и даже служителей Храма в продажности и стремлении к компромиссам с врагами. Свое отношение к новой ситуации пришлось проявить и традиционным иудейским религиозно-политическим течениям – фарисеям, саддукеям и ессеям. Фарисеи, верившие в воскрешение из мертвых, пришествие Месии, бессмертие души и возможность интерпретации Письменного Закона, после окончательного подчинения Иудеи Римской империей разделились на умеренных и непримиримых к чуждым влияниям [1]. Такое прозвание им дали их идеологические противники саддукеи. Фарисеи, претендовавшие на роль учителей еврейского народа, не считали себя отдельной сектой, но верили, что кроме «Писанной Торы» Моисею была открыта «Устная Тора». Знатоками Устной Торы считали себя мудрецы (позже их стали называть «рабби»), не являвшиеся священниками и происходившие из любого сословия (подобно библейским пророкам, которых фарисеи провозглашали своими предшественниками) [2]. После разрушения Храма (в 70 г н.э.) фарисеи положили начало раввинистическому иудаизму. Саддукеи, сила и влияние которых проистекали из их принадлежности к священническому роду, видели свое предназначение в поддержании Иерусалимского Храма и сохранении вековых традиций Торы. Саддукеи (в переводеправедные) — одно из главных религиозно-политических течений в Иудее 2 в. до н. э. — 1 в. н. э. [1]. Будучи ревностными почитателями Торы (Пятикнижия), канонизированной в 444 г до н.э., они отвергали веру в бессмертие души и воскресение из мертвых. На основании того, что в Торе Бог не поведал Моисею ничего подобного, а Второзаконие запрещает что-либо добавлять к тому, что было «изложено» Моисею. В основной своей массе саддукеи занимали соглашательскую позицию по отношению к Риму [2]. Ессеи, предпочитавшие жить в уединении и верившие в пришествие Мессии, воскрешение души, относились крайне враждебно к римским завоевателям. Ессеи практиковали обобществление имущества, отличались исключительным благочестием и нравственной чистотой, безбрачие ставили выше брака. Главное место в жизни ессеев занимали моральные ценности, они избегали клятв и не придавали особого значения жертвоприношениям. Хотя они ревностно исполняли обряды, представляется, что их целью было духовное совершенствование. Много внимания они уделяли проповеди, физической и духовной чистоте, омовениям и другим гигиеническим процедурам, которые считали связанными с духовной жизнью. Ряды зелотов пополнялись представителями всех трех течений. Серьезные политические потрясения в Иудеи в годы правления римских прокураторов дали толчок развитию идей первоначального христианства. В 313 г. н. э. при императоре Константине христианство получило статус государственной религии Римской империи. Национальные и государственно-национальные Церкви прошлого допускали религиозный плюрализм — наличие других национальных религий. Христианская церковь в качестве церкви исповедующей монотеистическую интернациональную религию не желало мириться с наличием других религий и, став государственной, жестоко преследовала их тем или иным способом. Не в последнюю очередь это проявилось в отношении Христианской церкви к Иудаизму и иудеям. В византийской империи император Юстиниан запретил, как это неоднократно делали и до него, строительство новых синагог и принуждал евреев к переходу в христианство. Кроме того, запретил обсуждение в синагогах Устного Закона, празднование праздника Песах, если он выпадал на дату, предшествующую православной Пасхе, повелел читать в синагогах Библию на греческом языке вместо иврита. Период римско-византийского владычества в Израиле (70 – 638 гг.) закончился завоеванием Палестины арабами.
2.4. Раввинистическая Эпоха
Эпоха, наступившая после 1040 г. и длящаяся и поныне, именуется раввинистической. Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а с XVII — XVIII веков — Нового Света (Америка) привело к образованию большого числа еврейских национально-религиозных общин. Они обладали внутренней автономией и возглавлялись раввинами (в переводе «рабби» — мой учитель). В раввинистическую эпоху право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами — учителями и толкователями Торы. Раввины проходили обучение в йешивах — духовных школах при талмудических коллегиях Вавилонии, а затем — Испании и Германии. Позднее йешивы (дословно «собрание учащихся») создавались при наиболее крупных синагогах.
На существование еврейских национально-религиозных общин постоянное воздействие оказывал фактор антисемитизма — враждебного отношения к евреям как к низшей и порочной расе, способной лишь к нанесению ущерба народам, среди которых она живет. Зародившись еще в Древнем Риме, антисемитизм в средневековой Европе принял религиозную форму: утверждалась враждебность иудейской религии христианству и христианской цивилизации. Существенно лучше было положение иудейских общин в мусульманских странах благодаря традиционной веротерпимости исламских владык. Однако и здесь иудеи страдали от многочисленных войн, особенно во время восстаний христианского населения Турции. Антисемитизм активно использовался различными слоями средневекового общества для подавления экономических конкурентов и в целях политической борьбы. Результатом антисемитизма явилось постоянное перемещение значительных масс еврейского населения, уничтожение в результате преследований иудейских общин в одних странах и возникновение их там, где обстановка была более благоприятна. Во времена арабского владычества (638 – 1099 гг.) в иудаизме выделяется сектантское движение, получившее название секты караимов. Караимы отвергают чей-либо авторитет в вопросах толкования Священных книг. Они считают, что задачей каждого иудея является постижение Торы только собственным разумением и велением совести. Когда арабами была разбита в 634 г. византийская армия, затем пали Сирия, Палестина, Персия, армии арабов вторглись в Испанию и достигли Франции, всего за сто лет огромная часть евреев подпала под власть мусульман. Раввинский иудаизм получил развитие, раввины продвинулись до влиятельных должностей, евреи стали частью интеллектуальной верхушки арабского мира. Большие успехи были достигнуты в математике, астрономии, философии, химии и филологии.
Крупнейший еврейский культурно-религиозный центр сложился в Испании после завоевания ее арабами в 711 г. К X-XI вв. в Испании сформировался особый тип иудаизма, известный как «сефардский», со своими специфическими ритуалами в синагоге, с собственным диалектом — синтезом испанского и еврейского языков. Однако после отвоевания коренным населением захваченных арабами территорий положение евреев в Испании резко ухудшилось. Последние арабские крепости в Испании пали в 1488 г., а уже в 1492 г. испанские евреи были изгнаны из страны, расселившись преимущественно на Балканах и в странах Ближнего Востока. Еще раньше, в 1290 г., евреи были изгнаны из Англии, где новая иудейская община сложилась лишь после Английской буржуазной революции XVII века. Еврейский культурный очаг в Провансе (Юго-Восточная Франция) был уничтожен французскими королями в XIII — XIV веках; особенно жестокому геноциду евреи Прованса подверглись во время так называемых Альбигойских войн. В 1242 г. в Париже торжественно сожгли иудейские священные книги, свезенные со всей территории нынешней Франции. Почти полностью были стерты с лица земли еврейские общины в южной Италии, шло массовое принудительное обращение в иную веру. Из Франции евреев начали изгонять, их обвинили в отравлении колодцев и в причинении «чёрной смерти» (чумы), забравшей треть населения Европы в 1348 г. На всём пространстве от Испании до Польши евреи массово уничтожались. Утверждалось также, что евреи совершают ритуальные убийства и используют кровь христианских детей в своих обрядах.
С IX века значительный центр еврейской национально-религиозной жизни складывался в Западной Европе. Прежде всего, в Германии, сложился другой тип, получивший название «ашкенази», со своим языком — немецко-еврейским диалектом — идишем. Но в XI-XII веках германские иудейские общины подвергались разгрому в период трех первых крестовых походов, сопровождавшихся вспышками религиозного фанатизма. Дальнейшее ухудшение положения германских евреев, поставленных в условия принудительной изоляции от христианского населения (так называемый режим гетто), привел к их миграции в XIII -XV веках на территорию Восточной Европы (Польша, Литва, западнорусские земли) [3,4].
В XII – XIII веках в ряде еврейских общин Германии появились небольшие группы, которые назывались современниками «хасидим» — благочестивые. В их среде возникло особое религиозно-нравственное учение. Была издана «Книга благочестивых», которая являлась наиболее популярным изложением идей хасидизма. Хасиды считали, что беззаветная любовь к богу должна стать плавильным горном, в котором все природные способности человека сливаются воедино. По мнению хасидов, в законах Торы заключено лишь то немногое, что каждый человек может постичь своим умом. От себя же они требовали исполнения трансцендентного «небесного Закона», стоящего над законами Торы. В течение XIII века в среду иудейских диаспор Испании и Франции проникают новые веяния. Одним из таких новшеств стало быстро распространяющееся мистическое учение — каббала. Каббала представляла собой продолжение и развитие древних мистических учений, существовавших в еврействе [3]. Исходя из положения, что человек может созерцать Бога путем мистического единения с Ним, каббала придавала особое значение смыслу имен Бога и ангелов и пыталась найти ключ к тайнам бытия и божественных заповедей, в частности путем интерпретации числового значения слов и букв Торы.
В XVI — XVII столетии самое большое количество евреев проживало в странах Оттоманской империи, или же в христианских Польше и Литве. В 1648 и 1649 гг. произошли массовые избиения евреев в Польше и на Украине. Тех, кто не смог убежать, убивали и мучили чрезвычайно жестоко. С начала XVIII в. евреи постепенно стали выходить из Польши и Оттоманской империи к городам Европы, где больше ценилась еврейская коммерческая деятельность. В XVIII столетии их значительное число направилось в Африку. С середины XIX в. Среди евреев Западной Европы и США на фоне социально-политических и духовных перемен, связанных эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические ответвления этого движения получили собирательное название – реформизм. Возникает также и консервативный иудаизм, представляющий собой промежуточное звено между ортодоксальными и реформистскими направлениями. Чрезвычайно популярной идеей становится попытка секуляризации еврейской жизни и приспособление ее к светской культуре европейских стран. В XIX в. наблюдается растущая терпимость к иудаизму, однако именно в этом столетии религиозное движение иудаизма стало сливаться с политическим и приобретать националистические концепции сионизма. В основе сионизма лежит концепция создания еврейского государства, и реализацию этой идеи в основном осуществляли светские представители еврейской общественности различных стран мира [3]. Однако, по сути эта идея представляет собой политизацию многих положений иудаизма. С конца XIX в. еврейские подвижники под религиозными лозунгами начали переезжать в Палестину, и весь еврейский мир стал им активно помогать.
Двадцатый век вошел в историю еврейского народа как век наиболее массового уничтожения. Холокост до сих пор является фактом центрального значения во всех взаимоотношениях евреев и неевреев. В середине века при попустительстве большинства правительств Европы и христианских лидеров было уничтожено более шести миллионов евреев, почти всё европейское еврейство, (треть всех евреев мира). Человечество содрогнулось [6]. Шок от холокоста позволил более активно проводить агитацию за создание еврейского государства. Когда 14 мая 1948 г. кончилось действие мандата над Палестиной, выданного Великобритании по окончании первой мировой войны, было провозглашено новое государство — Израиль. В 1921 г. в Палестине был избран Верховный раввинатский совет, возглавлявшийся двумя главными раввинами, традиция общинного двоевластия сохраняется до сих пор.
Подавляющее большинство евреев, проживающих в различных странах мира, соблюдают только те положения Талмуда и Торы, которые касаются праздников и наиболее распространенных в еврейской среде предписаний и запретов. Все же другие многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, посты, пищевые запреты и разрешения, соблюдаются только немногими ортодоксально настроенными верующими евреями. Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно оформленного статуса официальной религии, его институты тесно переплетены с государственными структурами и финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат Израиля не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторгается в светские области.
продолжение
--PAGE_BREAK--