Реферат по предмету "Религия"


Иоанн Тобольский

План
Введение
1 Жизнеописание
1.1 Ранние годы, монашество
1.2 Архиерейство в Чернигове
1.3 Тобольская митрополия
1.4 Смерть и погребение

2 Почитание и прославление
2.1 Тобольский скандал
2.2 Торжественная канонизация
2.3 Дальнейшее почитание

3 Иконография
4 Сочинения
4.1 Перечень сочинений

Список литературы
Иоанн Тобольский
Введение
Иоа́нн Тобо́льский (в миру Иоанн Макси́мович Максимо́вич; 1651, Нежин — 10 июня 1715, Тобольск) — епископ Православной российской церкви, с 1697 года — архиепископ Черниговский, с 1711 года митрополит Тобольский и всея Сибири. Известен своей миссионерской и богословской деятельностью. Основатель Черниговского коллегиума — прообраза духовных семинарий; автор многочисленных поэтических сочинений.

Прославлен в лике святителей 10 июня 1916 года (последняя канонизация синодальной эпохи в Российской Церкви); память — 10 июня по юлианскому календарю. В день памяти святителя с 1984 года совершается празднование в честь всех сибирских святых. Память святителя Иоанна совершается также в третью неделю по Пятидесятнице, в день празднования Собора Галицких святых и 20 сентября в Соборе Брянских святых.
--PAGE_BREAK--2.1. Тобольский скандал
Тобольский епископ Варнава (Накропин) был сторонником скорейшей канонизации святителя. Он в 1913 году в связи с приближающимся двухсотлетием со дня смерти Иоанна от имени съезда духовенства и церковных старост Тобольской епархии направил в Святейший Правительствующий Синод и императору Николаю II ходатайство о канонизации митрополита Иоанна. В ответ Синодом было рекомендовано провести освидетельствование останков Иоанна и изучить сообщения о чудотворениях по молитвам к нему.

Епископ Варнава, исполняя указание Синода, 16 октября 1914 года вместе с комиссией поднял из склепа останки святителя, сменил на них облачение и переложил в специально приготовленную раку. В процессе переноса комиссия освидетельствовала останки, и было заявлено о их нетлении[22]:

В январе 1915 года епископ Варнава сделал доклад в Святейшем синоде о результатах работы комиссии, а также о зафиксированных сорока случаях чудесной помощи по молитвам к святителю Иоанну. Священный синод счёл сообщение Варнавы недостаточным и принял решение произвести необходимое для канонизации расследование. Его поручили провести митрополиту Иркутскому Серафиму, который при своём посещении Тобольска осмотрел останки Иоанна и опросил прихожан[23].

В августе 1915 года после принятия императором Николаем II звания Верховного главнокомандующего епископ Варнава направил ему поздравительную телеграмму с прошением разрешить прославить Иоанна Тобольского. Ответ императора был противоречив: «Пропеть величание можно, прославить нельзя»[24] (величание не прославленным в лике святых не поют). Варнава 27 августа поздним вечером при многочисленном собрании народа совершил молебен у раки Иоанна, но пел тропари святителю Иоанну Златоусту с припевом «Святителю, отче Иоанне, моли Бога о нас» и только на отпусте явно помянул Иоанна Тобольского[24]. По такой же схеме в последующие дни началось регулярное служение молебнов.

Известие о случившемся дошло до Синода, Варнаву вызвали в Петроград. На допросе перед членами Синода он вёл себя резко, заявил, что «он совершил канонизацию по указанию свыше», и, несмотря на требование не покидать столицу, вернулся в Тобольск. Синод принял решение признать совершённое Варнавой прославление Иоанна недействительным и уведомить об этом тобольского архиерея и его паству[24]. Однако данное решение Синода не было утверждено императором, он дал поручение «зимней сессии Синода пересмотреть это решение, причем, просил проявить снисходительность к епископу Варнаве, действовавшему по ревности, а не по злому умыслу»[24]. В декабре 1915 года по Высочайшему повелению в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Беллавин). Он произвёл осмотр гроба, опечатал его своей печатью, а также зафиксировал сообщения ещё о ряде случаев исцелений.

20 января 1916 года императору был представлен синодальный доклад, говоривший о возможности совершить канонизацию митрополита Иоанна. На всеподданнейшем докладе «Государь Император в 21-й день января 1916 года Собственноручно изволил начертать: „Приемлю предположение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича, в эту годину испытаний, за Русь православную“»[25]. Определением от 22—23 января того же года Святейший Синод «постановил: поручить Преосвященному Митрополиту Московскому совместно с Преосвященным Тобольским и другими имеющими прибыть в Тобольск иерархами совершить 10-го июня сего года торжественное прославление Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и Сибирского»[25] — о чём возвещалось всероссийской пастве в «Деянии» (послании) Святейшего Синода от 12 февраля 1916 года[26], утверждённом и подписанном в заседании Синода 15 февраля[27].
2.2. Торжественная канонизация
10 июня 1916 года состоялось торжественное прославление Иоанна Тобольского, совершённое собором из тринадцати архиереев во главе с митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Невским). Накануне 8 июня митрополит Макарий лично вскрыл гроб с останками Иоанна, омыл мощи, надел на них новое облачение и переложил их в серебряный ковчег, который поместили в новый кипарисовый гроб (гроб и ковчежец были изготовлены на пожертвования москвичей и специально привезены в Тобольск на канонизацию). Проповеди на всенощном бдении (8 июня) и заупокойной литургии (9 июня) произносил протоиерей Иван Восторгов.

В день канонизации гроб с мощами святителя Иоанна был открыт и после крестного хода установлен на соборной площади для поклонения прибывшим на торжества более чем пятидесяти тысячам паломников[3]:7. Мощи вернулись в собор на следующий день, где их на время совершения литургии поместили на горнем месте, а затем гроб установили на приготовленное для него место в соборе. Было зачитано Деяние Священного Синода о канонизации Иоанна, днём памяти был выбран день его смерти — 10 июня (по юлианскому календарю).

Первыми откликами в 1916 году на произошедшую канонизацию стало присвоение Тобольскому учительскому институту имени Иоанна Максимовича (11 июня) и освящение престола храма в деревне Мало-Чусовой (Курганская губерния) во имя новопрославленного святого (12 июня)[3]:8. В Тобольск поступили многочисленные телеграммы от не сумевших приехать на торжества высокопоставленных лиц (императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны, великой княгини Елизаветы Фёдоровны, черниговского архиерея и других).
2.3. Дальнейшее почитание
В 1919 году Тобольск был занят Красной армией, перед вступлением войск в город мощи святителя поместили в подвал Покровского собора, откуда их подняли в 1920 году. 10 октября 1922 года мощи святителя Иоанна были вскрыты по распоряжению Тюменского губисполкома[5]. Вскрытие проходило на паперти Покровского собора, был устроен антирелигиозный митинг. После вскрытия мощи некоторое время оставались в соборе, а затем были переданы в антирелигиозный отдел краеведческого музея, открытого в архиерейском доме.

В июне 1946 года архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов) посетил Тобольск и осмотрел мощи Иоанна Тобольского. В июле того же года он обратился к патриарху Алексию I за поддержкой в вопросе возвращения мощей церкви. Архиепископ Варфоломей 2 марта 1947 года направил ходатайство в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР, которое было удовлетворено, и 14 июня мощи святителя были возвращены в Покровский собор[28].

В 1984 году по благословению патриарха Пимена в день памяти святого было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых. В том году в канун праздника на малой вечерне епископ Омский и Тюменский Максим (Кроха) у раки с мощами святителя Иоанна прочёл акафист святому и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную иконописцами мастерской Московской Патриархии[29].

3 апреля 2001 года по рапорту митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) Священный синод РПЦ установил в третью Неделю по Пятидесятнице празднование Собору Галицких святых, включив в него имя святителя Иоанна[30].

5 декабря 2003 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование Собору Брянских святых, в который вошло имя Иоанна Тобольского. Празднование совершается в воскресенье накануне дня памяти благоверного князя Олега Брянского (20 сентября (3 октября))[31].
3. Иконография
Иконография святителя Иоанна Тобольского сложилась после его канонизации. Первые его иконописные изображения были созданы в 1916—1917 годах в Сибири и на Украине, бывших местами его церковного служения. За основу иконописных изображений были взяты сохранившиеся ранние живописные изображения митрополита Иоанна.

Известен прижизненный портрет-парсуна Иоанна (Максимовича), написанный в конце XVII — начале XVIII веков. Считается, что на нём наиболее точно переданы черты облика святителя[5]. Сам портрет не сохранился, изображение известно по публикациям начала XX века[32]. Портрет относится к традиционным образцам украинской портретной живописи. На нём Иоанн изображён в сане архиепископа Черниговского. Он облачён в богатое архиерейское облачение, в правую руку помещён архиерейский жезл, в левую — крест. По сторонам от святителя изображены герб и монограмма. Из особенностей внешности выделяются крупное телосложение, нос с горбинкой, небольшие глаза с острым взглядом из-под бровей.

В Тобольске после смерти Иоанна был выполнен ряд его портретов, которые помещались у его гробницы. К ним относятся[5]:
оплечный портрет в белом клобуке (на металлической пластине; в инвентарных книгах — «старый портрет Иоанна Максимовича»);портрет-парсуна в клобуке, с крестом и посохом в руках (в собрании Томского областного художественного музея);изображение с надписью и вензелем с деревянного надгробия (позднее было помещено на мраморный памятник).
При подготовке к канонизации митрополита Иоанна епископ Варнава в марте 1916 года получил от Синода поручение представить «иконное изображение святителя Иоанна, соответствующее историческим сведениям о святителе, для одобрения, как образца для иконы»[33]. Было представлено 7 изображений, и комиссия в качестве образца для написания икон выбрала гравюру к биографии митрополита Иоанна, опубликованную в журнале «Странник» (январь 1864 года). На ней представлено поясное изображение святителя в белом клобуке, мантии, с панагией, правая рука сложена в благословляющем жесте, а в левую помещён архиерейский жезл без сулока.

К торжественной канонизации святителя «Тобольский епархиальный книжный склад в мае заказал иконы святителя Иоанна лучшим петроградским и московским живописцам»[34]. Их выполнили как в аналойном, так и иконостасном размерах. К июлю 1916 года эти иконы украсили храмы Тобольской епархии. Одна из этих икон использовалась в чине канонизации.

В 1910-е годы сложились два типа иконографии Иоанна Тобольского:
основанный на черниговской парсуне конца XVII — начала XVIII веков. Иконы, написанные на её основе, появились на Украине и затем попали в Сибирь, где широкого распространения не получили.основанный на выбранной Синодом гравюре и тобольских портретах святителя. На них святитель Иоанн имеет крупные черты лица, его архиерейская мантия обычно синяя (реже фиолетовая), белый клобук украшен крестом. Святитель может быть изображён предстоящим в молении Иисусу Христу, которого изображают в верхнем левом углу иконы в облачном сегменте (иногда по сторонам от святителя помещали изображения Иисуса Христа с Евангелием и Богородицы с омофором, как в иконографии Николая Чудотворца).
После установления в 1984 году празднования Собору Сибирских святых изображение Иоанна Тобольского было помещено иконописцами мастерской Московской Патриархии в центре первого ряда святых на иконе этого праздника. В конце 1990-х годов начали писать иконы святителя Иоанна на основе классического древнерусского канона, взяв за образец житийную икону святителя Алексия работы Дионисия, созданную в 1480-х годах. Такие иконы были написаны в иконописных школах Тобольской духовной семинарии и Московской Духовной академии[35].
4. Сочинения
Иоанн Максимович был самым плодовитым поэтом начала XVIII века — им было написано несколько десятков тысяч стихотворных строк[14]. Однако среди современников его литературный талант не получил высокой оценки. Так, Димитрий Ростовский в 1708 году писал Стефану Яворскому: «Книга вершов печатных прислана мне: Бог дал тем виршописцам друкарню, и охоту, и деньги, и свободное житье: мало кому потребные вещи на свет происходят», а Антиох Кантемир указывал, что в «Алфавите» «ничего путного не найдешь»[14]. Современники Иоанна, особенно столичные поэты, воспринимали его многочисленные художественные тропы, имевшие целью укрепить христианские чувства читателей, как проявление плохого вкуса[37]. Несмотря на это, сочинения Иоанна неоднократно переиздавались в XVIII—XIX веках.

Вероятно, учителем Иоанна был Лазарь (Баранович), от него он приобрёл «характерную для украинского и московского барокко XVII века установку на самоценность стиха»[14]. В сочинениях Иоанна Максимовича прослеживается также декларативный отказ от оригинального творчества: «Не новое аз пишу, з святых собираю слово многими рифмами разширяю»[38] или «Не туне писася, от многих собирася»[39]. Это объясняется тем, что Иоанном было сделано много переводов и компиляций из сочинений как классических православных богословов, так и из трудов современных ему европейских протестантских авторов. Переводы выполнялись Иоанном на церковно-славянский язык «с отдельными вкраплениями полонизмов, латинизмов и варваризмов петровского времени, точны и следуют стилистике оригинала»[14]. Практически все сочинения митрополита Иоанна были изданы типографией Болдинского монастыря в Чернигове.
4.1. Перечень сочинений«Феатрон нравоучительный, или нравоучительное зерцало для царей, князей и деспотов» или «Зерцало от Писания Божественнаго» (1705 год) — перевод сочинения папского каноника Амвросия Марлиана «Театр политический», изданного в Риме в 1631 году. Посвящён генеральному судье В. Л. Кочубею. В одном из изданий сочинения помещены три проповеди Иоанна, написанные им в бытность проповедником Киево-Печерского монастыря. Отмечают, что в основном они представляют компиляции проповедей Иоанна Златоуста[40];«Алфавит, сложенный от писаний» (1705 год) — краткие жизнеописания святых и пустынников, а также их изречения, написанные силлабическими стихами. Центральное место занимает «Житие Алексея человека Божьего», так как книга была посвящена царевичу Алексею Петровичу. В житие апостола Петра Иоанн включил панегирик Петру I;«Вирши и три проповеди» (1705 год);«Богородице Дево радуйся» (1707 год) — стихотворное толкование на богородичную молитву и описание чудес Богородицы, часть сведений была заимствована из сочинения Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Это самое большое поэтическое сочинение Иоанна, насчитывающее 23 тысячи строк;«Псалом пятидесятый, от Писания взятый» (1707 год) — толкование на 50-й псалом с пересказом истории о благоразумном разбойнике;«Размышление о молитве Отче Наш» (1709 год) — стихотворное изложение различных святоотеческих толкований молитвы. Предисловие к сочинению содержит указание о необходимости благодарить Бога за победу в Полтавской битве, в которой «Бог, в Троице славимый, Российское Отечество от поглощения еретическаго льва швецкаго»[4]:59;«Осьм Евангельских блаженств» (1709 год) — толкование на евангельские блаженства в стихах;«Царский путь креста Господня, возводящий в живот вечный» (1709 год) — перевод с латыни книги бенедиктинского монаха Бенедикта Хефтена (англ.) «Regia via crucis» (1635 год). Книга построена в форме вопросов заблудившейся в лесу девушки, на которые даёт ответы ангел. Кроме цитат из Священного Писания, приводятся многочисленные цитаты из Отцов Церкви, в том числе и восточных, что свидетельствует о переработке Иоанном сочинения Хефтена[5];«Синаксарь в честь и славу Господа Бога Саваофа о преславной победе под Полтавою» (1710 год) — написан в прозе, за исключением стихотворного окончания. Был предназначен для чтения в церквах за благодарственной службой о победе в Полтавской битве, написанной архимандритом Феофилактом (Лопатинским);«Богомыслие на пользу правоверным» (1710 год) — сборник статей, относящихся до разных предметов веры и нравственности, перевод сочинения Иоганна Герхарда «Meditationes sacrae ad veram pietatem excitandam» (1606 год). Первое издание «Богомыслия» было посвящено Иоанном митрополиту Стефану (Яворскому), ярому противнику лютеранства, а второе — Петру I. После смерти Иоанна в его переводе была усмотрена «многая люторская противность», и в 1720 году книгу запретили[41]. По мнению архиепископа Филарета (Гумилевского), в указе Сената было много преувеличений[42];«Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной Волей» (1714 год) — перевод с латыни сочинения немецкого писателя и католического проповедника Иеремии Дрекселя (англ.). Сочинение Дрекселя было взято Иоанном за основу и дополнено его собственным богословским видением проблемы согласования Божественной и человеческой воли, основанном на мнениях Отцов Церкви. Это сочинение Иоанна «настолько органично вошло в круг популярного православного назидательного чтения, что уже неразрывно связывается с именем своего переводчика»[43]. Популярность «Илиотропиона» объясняется тем, что в нём сложные богословские вопросы разъясняются различными рассказами и примерами, взятыми из Священного Писания и житий святых.
К неизданным сочинениям Иоанна Максимовича относится его обширное стихотворное автобиографическое сочинение «Есть путник из Чернигова в Сибирь», написанное им в Тобольске и рассказывающее о его жизни после отъезда из Чернигова[44]. В «Путнике», кроме подробного описания путешествия Иоанна из Чернигова в Тобольск, включая возведение в сан митрополита в Москве, содержатся его философские и богословские размышления. В «Путнике» Иоанн сообщает, что в Чернигове «Много оставих писаний, к типу зготованных; не вем, аще увижу к чтению изданных. Кая ми польза, егда вся под спудом погребены пребудут?»[4]:72. Поэтому полный перечень написанных митрополитом Иоанном трудов остаётся неизвестным.

Его авторству приписывают также латинско-русский словарь, составленный в 1724 году его племянником И. П. Максимовичем[14].
    продолжение
--PAGE_BREAK--Список литературы:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теория химических процессов органического синтеза
Реферат American Airlines Managment Essay Research Paper American
Реферат Murder Rape And DNA Essay Research Paper
Реферат Напрямки теорії ймовірностей та математичні дії над ними
Реферат PR-управление коммуникацией в конфликте (методологические основы)
Реферат Клиническая физиология гемотрансфузии
Реферат Продажа страховых продуктов на рынке корпоративных клиентов
Реферат Образ Наташи Ростовой в романе Толстого Война и мир 2
Реферат Феноменология и психопатология парафильного поведения
Реферат Личность в современной культуре
Реферат First Novels RedRose Chain Gone And The
Реферат Исследование вибрационной и шумовой обстановки рабочих мест
Реферат А. С. Пушкин Жизнь поэта пророческий духовный подвиг. Судьба гениального Пушкина и достойного преемника его славы С. Есенина блистательное тому подтверждение. Снеобыкновенной глубиной и художественной силой каж
Реферат Alcohol And Its Effects Essay Research Paper
Реферат Грамматические особенности языка В. Шекспира (на материале трагедии Гамлет)