Реферат по предмету "Религия"


Введение в догматическое богословие - лекция 2

А.Горин
Церковь ЕХБ(НАДЕЖДА(, г. Москва
Введение
в догматическоебогословие
Курслекций прочитанныхв Ц. “Надежда”(1997-8 гг.)
Лекция 2.Библия — СвященноеПисание Христианства.Откровениеи его аспекты.Место Библиив спектре откровения, в Церкви и вжизни христианина.Природа Библии, ее характеристики…
В даннойлекции я невсегда будуполностьюразделять всепостроения, хотя большинствоиз них. Это связанос собственнымпродолжающимсябогословскимпоиском. Будучине в состоянииво всех случаяхформализоватьсвои размышленияи их результатыя предлагаюмаксимальноудовлетворяющиеменя и одновременновполне законченосформулированныерассуждения.
Когда мыначинаем разговоро Библии, токаждый из насявляется носителемопределенногопредставленияо Библии. Этосамо собойразумеется, но я хотел быподчеркнутьэто здесь, соследующейцелью. В христианствесуществуетогромное множествовзглядов наБиблию и связанныес ней вопросы.С другой стороны, нет нормативногоцерковногоучения о Библиина уровне СимволовВеры либо заключенийСоборов. Отчастиэто и являетсяпричиной разнообразиявзглядов. Мыговорим, однако, что Библияявляется основнымисточникомнашего богословскогопроцесса. Такимобразом мыставим передсобой задачу— определитьстатус Библии, ее природу исвязанные сэтим вопросы, в той мере, вкакой это возможнов современномсостоянии этоговопроса вхристианстве.
Понятно, чтоотсюда мы должныв полной мереобратитьсяк тем общимположениям, приведеннымв 1-й лекции, которыебудут формироватьтакое нашепонимание. Этосложная задача.(Скажу тут же, что эти вопросыявляются предметоммоего собственногобогословскогозанятия, какодни из ключевых, на мой же взгляд, в построениибогословия).Конечно, мы неохватим всегокомплексасвязанных сэтим вопросов, даже не коснемсянекоторых. (Вчастности ещеи потому, чтона лекциях А.М.вы рассматриваетенекоторые изних.)
Откровение.Библия — книгахристиан. Этокнига имеющаяотношение крелигиозным, священнымреалиям; в конечномсчете к Богу.Существуетпредставлениео том, что религиозныйфеномен исключительноантропоморфен.В этом пониманииобращение кБогу вторичнопо отношениюк религиознойактивности.Есть другоепонимание(К.Барт) — человекпризнает божественнуюинициативу.Бог открылСебя. Это тезисо первичностиоткровения.Как вы уже говорили,(необходимость(боготкровениязаключена в1) трансцендентностиБога; 2) Его личностности;3) греховностичеловека [опятьже, мы затрагиваемнекоторыебогословскиетермины, которыебудут выведенывпоследствии, что требуетосторожности].Даннинг рассматриваетэти 3 пп. говоряо соотношении(ткровения итрансцендентности;(. и знания; (. иразума.
Предварительнонадо отдатьсебе отчет, чтопроблема (. связанас учением оБоге. Это нетолько подготовительныерассуждениядля богословия.Мы вынужденыоперироватьнеким представлениемо Боге |?|. Далее, собственнов Библии нетсовременногопонимания (.Библейскиеавторы болеенепосредственныв их повествованияхнаправленныхна подчеркиваниереальностиобщения человекас Богом. Библейскиетермины имеющиеотношение кзнанию носятсотериологическийхарактер. Категорияполного знаниявообще имеетэсхатологическоезначение (1К.13:12). Наконец, теоретическоепониманиеоткровенияимеет недавнеепроисхождение.Гипотеза Тойнбио (реакции навызов(. |Прим.: поним. канона, Троицы и пр.|
Итак; подоткровениеммы понимаем все, в чем проявляетсябытие и действиеБога в пределахчеловеческоговосприятия.(Мы не знаемкак воспринимаетсяинформацияо Боге другимисуществами).Несомненно, что оно ((.) превосходитвосприятие, но мы ограничиваемсявосприятиеми усвоением(. в доступныхнам пределах.Все что Богсчел нужнымоткрыть можетбыть воспринятолюдьми. (Мы говоримо знании Бога, а не о философскомзнании об Абсолюте).
Попробуемуяснить цель, объем, причину(. и нашу способностьк его восприятию.
Цель — спасениелюдей. (“хочет, чтобы все людиспаслись идостигли познанияистины”–1Т.2:4).(. есть элементблагодати, имеющей сотериологическоеизмерение.Спасение —жизнь с Богоми в Боге — богопознание(Ин.17:3). Здесь глубиннаясвязь богопознанияв (. со спасением.
Человекдоверяет чему-либотогда, когдаубежден вадекватностиэтого истине.Проблема истины.
Абсолютнаяистина – проявлениебожественойсубстанции.Божество Самопо Себе непостижимодаже как понятие(таким образомистина не можетсовпадать сбожеством всущности иявляетсяпроявлением), а идея истиныдоступна мышлению.Абсолютнаяистина недоступнаовладению, ноее существованиедоступно пониманию.
Откровеннаяистина являетсячастью абсолютнойистины. Объемэтой частностиопределяетсяцелями (. (спасением).В (. Бог раскрываетсебя — источниеаб. истины — втой мере, в какойэто необходимодля приближенияк Нему человека.( (. относитсяк абс. истинекак часть кцелому, вероятнов количественномсоотношении.(О последнемтрудно судить|?|).
Можно сказать, тем не менее, что (. качественнотакже не совпадаетс абсолютнойистиной, т.к.выражаетсячеловеческиопосредовано.[Позже мы рассмотримварианты этогоаспекта]. В любомслучае форма(. определяетсясобирательнымисвойствамичеловека, которомуи адресовано.
Отсюда, кач.и колич. отношениеобъема и формы(. к абс. истинеопределяетсякак возможностямиадресата, таки целями подателя(субъ. и объ.факторы). Поотношению кБогу — источнику— (. являетсяотносит. истиной, а по отн. к человеку— приемнику— количественнои качественночастью абс.истины.
Этим же определяетсяабсолютныйхарактер (. длячеловека. (. —доступныйчеловеку объектпознания, имеющийбожественноепроисхождение.(. приобщаетнас к Богу и, будучи продуктомбожественнойдеятеьностиявлянетсяистиным!
Полное познание(. недоступночеловеку. Существуетпредставление, что христианскоебогословиев целом имеетсвоей задачейпознание (. вего кач. и колич.полноте, но ито в перспективеисторическогопроцесса. Возможно.
Перечислимизвестные намвиды откровения:
— раскрытиеБога в природекак Творца иСодержителя;
— человеческаяспособностинравственнойоценки;
— субъективноеи социальноепреживаниеобщения с Богом;
— непосредственныебогоявления;
— промыслительныесобытия в жизничеловека ичеловечества;
— преданиеЦеркви;
— Слово Богав виде СвященногоПисания, какфиксированногопредания;
— БогочеловечествоИисуса Христа— высшее (. Бога— утверждениевсех прочихвидов (.
(Конечно, этотпречень условен, как и всякоеобобщениеэмпирическихданных. Егопункты требуют, зачастую, немалогоматериала всвое обоснованиеиз областиапологетикии ей подобныхфилософски-богословскихпостроений.Все это имеетнекоторыйинтерес. Иногдаделают различениеобщего и частного(., понимая подвторым Библию, но такое деление, зачастуюподразумеваетвесьма неполныйвзгляд на характери спектр (., которыемы рассматриваем).
Что же касаетсяпознания одногоиз основныхвидов (., СвященногоПисания, в егокачественнойполноте недоступнодля отдельногочеловека, чтодоказываеетсярядом известныхявлений: одини тот же человекпри различныхобстоятельствахвоспринимаетодин и тот жетекст совершеннопо разному, открывая в немвсе большуюглубину содержания; разные людиразлично воспринимаютодни и те жетексты, чемобъясняется, в частности, множествовзаимодополняющих, а нередко ивзаимопротиворечащихтолкований.Кроме того, подпознанием (.надо пониматьне толькорациональноеего восприятие, но и эмоциональное, а также претворениеего в жизнь, творческоеего усвоениеи осуществлениев активнойдеятельности.
Итак, подчеловеком,(познавшим(Слово Бога, т.е. наиболееважный и непосредственнодоступныйкаждому вид(., мы можем пониматьтолько того, кто усвоил егонастолькоорганически, что вся жизньтакового сталаосуществлениемпереданогов (. — в виде Библии, Слова Бога —идеала. Такимбыл, как известно, Христос —нравственныйАбсолют человечества(в частной, ноподавляющеобщепринятойинтерпретации).Для всех людейдоступна определеннаястепень усвоенияи исполненияСлова Бога, большая/меньшаястепень приближенияк полноте познания(. — Слова Бога.
Познаниедругих видов(., напр. физ. мирав его полноте, также доступноне отд. личности, но чел-ву в целов.Это известноиз закономерностейвозможностейнаучногопроникновенияв законы материальногомира.
Мы говорили, что объем откровенияопределяетсяего целью. Нельзясказать, чтов том, что мывоспринимаеми осознаем как(. Бога, нет ничегокроме (. Например, человек можетвосприниматьприроду кактворение говорящеео всемогуществеи благостиТворца(Пс.18:1), новозможно восприниматьее и как источникэстетическихи познавательныхпереживаний, как нечтосодержательноесамо по себе, вне зависимостиот ее (объективно-субъективной)откровеннойфункции.
В СвященномПисании, нарядус богословским, нравственно-дидактическим, молитвенным, доксологическими прочимисотериологическимиаспектами мыимеем множествопонятийного(география, космологияи пр.) и сугубосемантическогоматериала внекоторогосотериологическоесодержаниене объективируется(по крайнеймере в данномисторико-временномконтинууме),(утрачиваетвзаимосвязьи смысл). |Пр.географииземной ж. Иисуса|.Однако самипо себе этисоставляющиеимеют побочныихарактер и неимеют смысла.
То, что содержитсяв (., главное ивторостепенное, достаточнодля спасениявоспринимающихи переживающихего содержание.ХарактеристикаПавла – 2Т. 3:16-17 (будемпомнить продинамическийинтерпретационныйсмысл этоготекста). Павелдаже считает(. в природе исовести достаточнымдля возложенияна язычников, не имеющихвозможностипользоватьсядругими видами(., ответственностиза отвержениеБога и безнравственнуюжизнь (Рим.1:18-0;2:14-15).(Здесь я не вполнесогласен сПавлом, во всякомслучае, хочууказать нанеобходимостьтщательнойотшлифовкивсех этих понятий.Не призываяк безнравственностии, тем более, отвержениюБога, хочу указатьна широкийспектр этихпонятий.
Единственнойпричиной того, что (. преподанолюдям, являетсяволя Бога, направленаяна спасениечеловечества, на помощь вдостижениивысшей степенисамоидентификациии самореализацииради творения(и Бога). Такимже актом былотворение ипоследующаяистория с высшимпроявлениемв приходе ИисусаХриста.
(. было быбессмысленобез возможностичеловека восприниматьи усваиватьего. С самогоначала бытиячеловек общаетсяс Богом, находитсяв процессебогопознания.Можно делатькосвенныевыводы о наличиикак (. так и человеческойспособностивосприниматьего и реагироватьна него. Т.е.участвоватьв диалоге сБогом с исполнениемили нарушениемзаповедей, содержащихсяв (. Необходимоучитывать, чтоэто может бытьнеосознаннои даже с осознанымнеприятиемвербальныхвыраженийхристианстваи его ортодоксии(как в виде другихрелигий, таки редчайшегочистого атеизмаи агностицизма)|Пр. в кн. о. Г.Чистякова|.
Можно сказать, что эта способностьк богообщениюопределяетуникальностьположениячеловека (мыкоснемся этогов последующихлекциях). Небудь этой способностине имело бысмысла библейскоеоткровениеи вершина откровения— пришествиеИисуса Христа.Итак, богоподобиечеловека являетсяпредпосылкойбоговоплощения!
Надо ещезаметить, чточеловек наделенспособностьюк восприятиюи усвоению (. вразной степени.Надеяться наболее успешноеи результативноеусвоение (. можетчеловек внутреннестремящийсяк воле Бога(сознательноили нет) и приэтом не пренебрегающийстремлениемк усвоениюинтеллектуального, этическогои эстетическогобогатствачеловечестваво всем егомногообразии
Далее, в светеизложеныхрассужденийоб откровениии следует пониматьвопросы связанныес Библией —СвященнымПисанием ХристианскойЦеркви.
{далее мырассмотримразделениеоткровенияи богодухновения(с различнымитеориямибогодухновения), сферу богодухновения, воздействиебогодухновения,(коснемся теорийнепогрешимости, безошибочностии попробуемсоздать ясностьв терминах), сделаем герменевтическиевыводы (касающиесясоотношенияоткровенияи истолкования, истории и догмы)из нашего пониманиябогодухновения(гермен. проблема; теория феори/и–Барта), упомянем огерменевтическихпредпосылкахи, наконец, поговоримоб авторитетеБиблии и ееместе в жизниЦеркви и христианина.– если успеемобо всем}
________________________________________________________________________
|| разделениеоткровенияи богодух. –богодух. несообщает новыхзнаний; но можетсочетатьсяс (. (пр.: пророки).Так ев. Лукаписал на основаниисвоего иследованияи не имел сверхъест.(., но был вдохновленнымписателем |другой подход– богодух. распр.на областьзнания Богаи Его действияв мире. Она некасается всегочел. знания, ноее воздейст.не исчерпываетсяпорождениемтолько чистоинтеллектуальногоакта /ПравМысль,VIII, с.115, 119 > 122/ | /AW, №4, с.11-14; 18, а.1; 24-26 – герм. принц.; предпос.; феория/| /№8, с.12-19 – ист. идогма/ | /Введ.в Биб., с.27-28; 33-34 – непогр.; авторитет/ |/Бож. Откр., с. 82-85- истинность/| /Символ, №6, с.113-114,116, 118а – фундаментал., непогр и пр./ |/Мень, с.14, п.7 – наосн. его разраб.закл. (+ “РПЦерковность”, с.34)/ ||
Библиография к лекции 2
МудьюгинМ., арх., Введениев основноебогословие.— М.: Общедоступныйправославныйуниверситет,1995; 226 с. Стр. 146–151.
Даннинг Р., Благодать, вера, святость.— С.-Пб.: (Вера исвятость(, 1997; 598с. Стр. 89–92.
(Князев А., свящ., О боговдохновенностиСвященногоПисания // Православнаямысль. — P., YMCA–Press,1951, вып.VII; стр.113–127. …)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника
Реферат Структурно-логические конспекты по учебным дисциплинам за и против.
Реферат Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»
Реферат § 3 Выводы Глава II. Развитие международных связей в системе управления образованием
Реферат Политические партии России как субъекты политического процесса и элементы политической системы
Реферат Принципы уголовно-исполнительно права
Реферат Расчет гидравлического привода технологического оборудования
Реферат Цена сыновьего предательства. По повести Ф. Абрамова "Поездка в прошлое"
Реферат Военные действия Московского государства в период "Смутного времени" (1604-1610 гг.)
Реферат «Новосибирский государственный медицинский университет»
Реферат Бухгалтерский баланс, его структура, содержание и порядок составления
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Новые религиозные движения» Цель и задачи дисциплины
Реферат Функціональне призначення правового регулювання
Реферат "Пенсионное обеспечение: альтернативные модели и перспективы"
Реферат Пептиды и первичная структура белка