С именем А. Ахматовой в русской поэзии зазвучал новый прекрасный неповторимый голос. Войдя в литературу с поэзией женской души, она сразу встала в ряд первых русских поэтов. Пройдет немного времени после выхода ее первого сборника
стихов «Четки», и Осип Мандельштам напишет, что имя Ахматовой становится «символом России». В первых своих стихотворениях она говорит от имени женщины, которая с трепетом ждет встречи с любимым.
Ты – солнце моих песнопений
ты – жизни моей благодать.
Со временем в ее строчках, говоривших как будто о любви, проступали широкие пространства, «тверская скудная земля», «золото Бахчисарай», прекрасный город на Неве. Негромко, словно издали, дает о себе знать чувство Родины.
«Я вижу все. Я все запоминаю», — писала она. Ахматова училась « просто, мудро жить». А между тем, началась война, и сердце резал «вдовий плач по деревне»
Истерзанной, унижаемой матерью виделась ее Родина, и от имени ее детей поэтесса заклинала, молила:
Чтобы туча над темной Россией
Стояла облаком в славе лучей.
«Непонятный гул», пронизавший столетнюю устойчивость вещей, приводил ее в трепет и смятение. Образы темных прорубей, дикого ветра превращали ее стихи в невнятные глухие пророчества. Она предупреждала об ожидавшей гибельной катастрофе:
По неведомому назначению,
По Неве иль против теченья, —
Только прочь от своих могил.
Она не знала, какие испытания судьба ей готовит, но оставалось убежденной, что нигде не найдет рая вне родной земли.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда.
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.»
В этом стихотворении нет понимания революции, нет ее принятия, но достойно, страстно прозвучал голос иной интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась. Искала выход и находила свой главный выбор: оставалась со своей страной.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойных
Не осквернился скорбный дух.
А через пять лет ее голос несет отповедь тем, кто уехал за границу.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Жилось трудно, но «лохмотья сиротства» носила « как брачные ризы».
Голос гох в барабанном бое, под скрежетом сталинских репрессий
Звезды смерти стояли над нами,
и безвинная корчилась Русь.
Под кровавыми сапогами
и под шинами черных марусь.
В сталинские годы ежовщины она семнадцать месяцев провела в тюремных очередях. Там все говорили шепотом, но на вопрос женщины о том, сможет ли она все это описать, Анна ответила: «могу».
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список и негде узнать
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
Это было мужественно. За каждое слово грозила кара.
И, если замкнут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть там же они поминают меня
В канун моего погребального дня…
Она гордится, что как истинный поэт.
Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью был.
В те годы, когда был искажен лик Родины, когда для одних она была – страх и страдание, а для других – боль разлуки, поэзия Ахматовой становилась образом настоящей России. Это голос не о Родине, это голос самой страны. В годы Великой Отечественной войны под вой сирен звучали ее слова:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
Строки ее стихотворений, рожденные горячим сердцем, отпечатывали как плакат и расклеивали на улице.
Вражье знамя растает, как дым,
Правда за нами, мы победим.
В знаменитой «Клятве», написанной в 1941 году, от имени всех она произносит:
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Пришла Победа, и ее голос звучит во имя жизни. Ей рукоплещет Колонный зал Дома Союзов. Но вот страшный 1946 год.
И упало каменное слово,
На мою еще живую грудь.
Теперь главное – вытерпеть, укрепить веру, что это ошибка, что правда восторжествует.
Ей запретили писать. Она держала строчки в уме.
Из – под каких развалин говорю,
Из – под какого я кричу обвала.
Ее муза жила:
Чтоб после, как Феникс из пепла;
В эфире восстать голубом —
Она не замолкала и верила!
Но все – таки услышат голос мой.
И все – таки ему опять поверят.
1966 год. Ее не стало. Но звучит над ее любимой Родиной:
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего мира.
Напрасных крыл напрасны трепетанья,
Ведь все равно я с вами до конца
«Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был».
В роли эпиграфа к моему сочинению я выбрала строки из стихотворения Анны Ахматовой «Реквием», которое было написано о России в 1935-1940 годах.
«Это было, когда улыбался
Только мёртвый, спокойствию рад».
Она писала о народе, она была с народом и никогда его не оставила, не предала. Вообще Анна Андреевна пережила многое в своей жизни, побывала в разных ситуациях (сталинские лагеря, арест сына, смерть любимого…) и на основе своего опыта смело могла писать о том, что испытала. Но кроме рассказов о пережитом она имела редкий дар чувствовать то, что чувствуют разные люди во всевозможных ситуациях. Но в большинстве случаев это затронуто лишь в её любовной лирике, а сейчас не об этом… сейчас – о людских страданиях…Сама же Ахматова признаётся в том, что говорила голосом своей эпохи.
«Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде».
В стихотворении «Реквием» Анна Андреевна рассказывает о тюремных лагерях в годы «ежовщины». Здесь она отражает жизнь и судьбы миллионов русских людей на собственном примере и на примере судеб «приговорённых» женщин. Самое страшное для неё – это приговор, пересмотреть который в те годы было невозможным. Приговор – это бесповоротное лишение человека чего-то, радости жизни; приговор – это путь в никуда, пустота…
«Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут…».
Но приговор не обязательно к смерти, так как в те годы смерть была подарком судьбы, а приговор вообще к чему-то неизбежному. Сейчас существует мнение, что безвыходных ситуаций не бывает, а тогда они были, и Ахматова смогла их найти и подчеркнуть.
Анна Ахматова — не только поэт, но и женщина, а, прежде всего, мать, поэтому она не могла не писать о судьбах русских женщин, матерей. Плач матери по убитому сыну, крик обезумевшей старухи, одиночество молодой и красивой, но приговоренной к расстрелу женщины – все это она отражает в своих стихах.
«Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел».
Эти строки говорят о том, что страдания матери, потерявшей сына, нельзя описать словами, так как этот рубец на её сердце уже никогда не заживет, ведь самое страшное для матери — это пережить собственных детей. И это, как никто другой, понимала Ахматова, когда переживала из-за ареста сына.
«Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой».
В стихотворении «Привольем пахнет дикий мёд» отражается кровавый ужас той эпохи. Кровь всегда останется только кровью, её уже ни чем не смыть. Никогда никому не удастся стереть «красные брызги» даже с королевских прекрасных ладоней, ведь
никому не дано права лишать человека жизни, «великой радости жизни».
«Водою пахнет резеда,
И яблоком – любовь,
Но мы узнали навсегда,
Что кровью пахнет только кровь…».
Поэты во все времена попадали под внимание властей, так как не смели молчать даже в страшные годы для государства. Так же и Ахматова в стихотворениях «Привольем пахнет дикий мёд» и «Подражание армянскому», обращаясь к шотландской королеве, наместнику Рима или падишаху, на самом деле взывает к справедливости со стороны советской власти, тем самым, попадая под агрессию. Она с болью и укором говорит:
«Так пришелся ль сынок мой по вкусу
И тебе, и деткам твоим?».
Мы, люди, любим разделять радостные минуты со своими близким. Иногда встречаемся с ними только тогда, когда и им, и нам хорошо, но ни это в жизни главное, главное – не оставить человека в печальные минуты, когда ему плохо, и ему нужен кто-то кто бы пожертвовал чем-то ради его спасения или хотя бы утешения. Иногда в минуты грусти тебе не всегда сможет помочь чуткий друг, если он не понимает тебя, тогда человек обращается к поэзии, так как поэты – единственные, кто могут так точно отразить чувства на бумаге. А, прочитав стихотворение, на душе становится легче, так как понимаешь, что был уже кто-то когда-то, кто это испытал и смог бы тебя понять, а понимание со стороны других – неотъемлемая часть счастья.
В ХХ веке всё было осложнено тем, что к поэзии других веков обратиться нельзя, так как не могли поэты тех веков даже представить, что происходило и происходит теперь. У людей возникла необходимость в ком-то, кто бы написал о них на языке, понятном для них, и тем, кто был бы среди них. Таким человеком для многих стала Анна Андреевна Ахматова…
Создаваемый в стихах А. Ахматовой мир мог восприниматься как миниатюрный, камерный и это в течение многих лет служило основанием для резких критических суждений в адрес поэта. Угол зрения в её ранней поэзии и в самом деле не был широким,
а само зрение может быть названо сосредоточенным. И всё это потому, что, говоря о любви- всего лишь любви,- Ахматова говорила о том, что, по её мнению, составляет ценность человеческого существования. Вот почему мир, воссоздаваемый в её любовной лирике не выглядит условно –поэтическим – он реален, выписан с осязаемой доверенностью, ощущение которой создается обилием деталей и подробностей, принадлежащих самой жизни. Способ очертания и оценки других людей полон в стихах Ахматовой такой благожелательности к людям и такого ими восхищения, от которых мы не за два года только, пожалуй, за всю вторую половину ХIХ века отвыкли. У Ахматовой есть дар геройского освещения человека. Н.Скатов писал:
«Сохраняя значение идеи любви, она возвращала!
ей живой и реальный и, отнюдь не отвлеченный характер. Душа оживает «не для страсти, не для забавы,//Для великой земной любви». И читающая «посланья апостолов», она всё же закладывает «красный кленовый лист на «Песни песней».
«Велика земная любовь»= вот движущее начало всей её лирики». В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь «пятым временем года». Из этого-то необычного, пятого времени увидены ею остальные четыре, обычные. Чувство любви
предстаёт в лирике Ахматовой как обыкновенно богатое и удивительно прихотливое, воспроизводится как переживаемое сейчас, на глазах читателей. Воспроизводится точно, тонко, и тут важна каждая -даже самая незначительная- подробность, позволяющая передать переливы душевного движения, о котором прямо могло и не говориться.
Стихи Ахматовой психологически насыщенны, каждое стиховое слово на вес золото.
Примером такого стих-я может служить «Вечер».
Целый ряд стихотворений Ахматовой может быть назван маленькими повестями, новеллами, обыкновенно каждое стихотворение – это новелла с извлечениями, изображенная в самый острый момент своего развития, откуда открывается возможность
обозреть всё предшествовавшее течение фактов.
Нередко поэт ведет диалог сама с собой:
Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти Господа моля.
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.
Родина для Ахматовой была не отвлеченным понятием. Стихи эти очень важны для понимания всего творчества Ахматовой.
Это как бы возвращение в Россию – только не из чужой земли ( если вспомнить блоковское: « И опять мы к тебе, Россия, из чужой добрели земли»), а из «серебряного века», что, может быть, было ещё дальше.
В одном из стихотворений Ахматовой есть такая строка: «… и запах хлеба, и тоска…», она неисчерпаема. Это ощущение России, её пейзажа и её судьбы – в едином образе всё то, что относится к перипетиям судьбы самой Ахматовой, отходит в этих стихах на второй план. На первом- «просто и только» сама Россия, любовь к ней, стыд перед ней и тревога за нее. НО это и есть главное в её судьбе – судьбе человека и поэта. Россия для Ахматовой была страной достаточно темной, неизвестной и таинственной, и деревня представлялась из окна барской усадьбы неким хранилищем молитвы и труда, излучающих тихий, устойчивый и успокаивающий свет смирения и кроткости.
В её стихах немало русских пейзажей, неизменно согретых трогательной и верной привязанностью, глубоким и верным чувством.
В поздних стихах Ахматовой, «неизменно подернутых каким-то плотным мраком, рассеянно множество вроде бы мимолетных признаний о « тайном знанье», о «последнем часе», о «последнем слое сна», о незримом потоке небытия, о «бездонных пропастях сознанья», что мир, при всем его мраке видится ей странно прозрачным, так что и сама тьма прозрачна- и потому как бы светла…»(А. Павловский).
Такие признания у поэты слишком многочисленны и даже по-своему категоричны, чтобы быть случайными.
Одним из величайших произведений Ахматовой стала поэма «Реквием».Наполненная библейскими образами и мотивами, поэма остается актуальной и многочитаемой и по сегодняшний день. В ней показаны общечеловеческие трагедии, такие как смерть, массовое зло и пр. «Реквием» стала ярким примером того, что не смотря на трудное положение России в то время, литература не молчала, а, наперекор режиму, продолжала существовать, выполняя свою «миссию».
Поэзия Ахматовой- сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку окружающих его повествовательных линий, можем говорить о его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. Это чрезвычайно важно. Это совсем новое и
очень серьёзное явление. Тут не просто собрание лирических новелл, а именно роман с параллелизмом и переплетением линий, с перебоями и отступлениями, с постоянством и определенностью действующих в нем лиц. Образование такой сюжетной лирики — последнее слово современного лирического искусства и, думается мне, зарождение тех элементов, из которых должен возникнуть новый эпос, новый роман.
Анна Андреевна Ахматова родилась в Одессе, в семье морского инженера. Детские годы прошли в Царском Селе. Она росла в мире поэзии и литературы. Поэтому уже с ранних лет Анна начала писать стихи. Получив прекрасное образование, она много путешествовала по Европе. Но бурные политические события начала 20 века не могли не отразиться на поэтических взглядах еще юной Ахматовой. В ее лирике запечатлелось очарование, богатство и неповторимость глубоких переживаний. Она тянется ко всему новому, неизведанному. Анна примыкает к поэтическому течению – акмеизму. Символ акмеизма — провозглашать мир таким, каков он есть; с его радостями, пороками, злом и несправедливостью. Именно такая поэзия Ахматовой. Она говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, изменах, одиночестве и отчаянии. Любовь в лирике А.А. небезмятежная, наоборот, она предельна в кризисном выражении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первого бурного ослепления страстью. «Мук! ой живой души» платит ее лирическая героиня за любовь. Одна из тайн ее поэтического дара заключается в умении полно выразить самое интимное и чудесно-простое в себе и окружающем мире.
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его – напрасно.
В ее стихах поражает «струнная напряженность переживаний и безошибочная меткость острого их выражения. В этом сила поэзии Ахматовой…
Тесно переплетены в стихах Анны Ахматовой тема любви и тема творчества. В духовном облике героини ее любовной лирики угадывается „крылатость“ творческой личности. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось во многих произведениях, начиная с раннего, 1911 года, стихотворения „Музе“, где Муза-сестра отнимает „Золотое кольцо“ —
символ земных радостей — и обрекает лирическую героиню на „любовную пытку“. Однако Ахматова предвидит, что поэтическая слава не может заменить любви и счастья земного. Интимная лирика А. Ахматовой не ограничена лишь изображением отношений любящих. В ней всегда — неиссякаемый интерес поэта к внутреннему миру человека. Неповторимость ахматовских стихов о любви, оригинальность поэтического голоса, передающего самые сокровенные мысли и чувства лирической героини наполнены
глубочайшим психологизмом. Как никто другой Ахматова умеет раскрыть самые потаенные глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения.
О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.
Поразительная психологическая убедительность достигается использованием очень емкого и лаконичного приема красноречивой детали (перчатка, кольцо, тюльпан в петлице и т. д.).
Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.
Мы только можем догадываться, почему он, уйдя, забыл свою перчатку… Что-то произошло. Но завтра будет новый день.
«…Сердце, будь же мудро», — говорит нам она. И, если мы умрем от горя утраты, то, может, останется жить наша душа?
»Земная любовь" у А. Ахматовой подразумевает и любовь к окружающему человека «земному миру». Изображение человеческих отношений неотрывно от любви к родной земле, к народу, к судьбе страны. Пронизывающая поэзию А. Ахматовой
идея духовной связи с родиной выражается в готовности пожертвовать ради нее даже счастьем и близостью с самыми дорогими людьми («Молитва»), что впоследствии так трагически сбылось в ее жизни. До библейских высот поднимается она в описании материнской любви. Страдания матери, обреченной видеть крестные муки своего сына, просто потрясают в «Реквиеме». Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери:
«О, не рыдай Мене…
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел».
В неразрывности личной судьбы и судьбы народа и страны — истинное величие той любви к человеку и окружающему миру, которое звучит в стихах А. Ахматовой: «А я молюсь не о себе одной...». Таким образом, поэзия А. Ахматовой не только исповедь влюбленной женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли. В наши дни, Анна Ахматова — самая одаренная из русских поэтесс. Ее стихи отличает неповторимое звучание, особая музыкальность. Они открывают бездну ее сердца, вместившего весь наш изменчивый мир