Реферат по предмету "Разное"


Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ОТВЕТСТВЕН ЗА ДОБРО И ЗЛО(по роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»).ТИП: обобщающий урок. ЗАДАЧИ: 1. Проанализировать события и образы московских страниц.Расследовать причины и источники зла.Развить у учащихся литературное воображение, твор­ческие способности, личностное восприятие романа.Учитель обращается к учащимся с вопросами: — С какой целью прибыли в Москву Воланд и его ассис­тенты? Приведите отдельные гипотезы по образу Воланда и выра­зите свое отношение к нему. Как вы понимаете эпиграф к роману? По первому вопросу учащиеся отмечают, что цель визита свиты Воланда раскрывает сам Булгаков в главе 12 «Черная ма­гия и ее разоблачение»: ...«как, по-твоему, ведь московское народонаселение значи­тельно изменилось? — негромко спросил маг Воланд Коровьева. Точно так, месспр, — громко ответил агот-Коровьев. Ты прав. Горожане сильно изменились внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти ... как их ... трамваи, автомобили... Автобусы, — почтительно подсказал Фагот. Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, теле­фоны и прочая... Аппаратура! — подсказал клетчатый. Совершенно верно, благодарю, — медленно говорил маг тя­желым басом, — сколько гораздо более важный вопрос: изме­нились ли горожане внутренне? Да, это важнейший вопрос, сударь».Итак, учащиеся отмечают, .что сам Воланд называет, с какой целью он прибыл в Москву: узнать, изменились ли горожане внутренне, духовно, нравственно? Здесь же, в театре, он прово­дит ряд ужасных опытов, проверок на жестокость, жадность, на человечность или бесчеловечность. Он хочет узнать, живут ли люди милосердно и по справедливости? Не погиб ли ген добра за века, прошедшие со дня гибели Христа? Для этого он снача­ла искушает всех зрителей Варьете (2,5 тыс. чел.) деньгами. Ре­бята приводят следующие цитаты:« ... из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки. Они вертелись, их разносило в стороны, забивало на галерею, откидывало в оркестр и на сцену. Через несколько секунд денежный дождь, все густая, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить... сперва веселье, а потом изум­ление охватило зал. Кое-кто ползал в проходе, шаря под крес­лами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки. В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя. Ко мне летела!» и другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам так толкну!» И вдруг послышалась плюха, .„кого-то повели ...»^ Учитель спрашивает: — Какова реакция зала, когда люди увидели дармовые день­-ги в сеансе черной магии? Как вы сами относитесь к этим цен-­ным бумажкам?^ Приведем отдельные ответы учеников:— В зале начинает искриться ненависть. Каждый стараетсязахватить себе больше. Неприглядная картина. Конечно, мы уз-­наем, прежде всего, себя. Люди всегда были жадны на деньги.Булгаков оказался прозорливым. Особенно сегодня, в период ры­-ночной экономики и процветания бизнеса, вспыхнула новая страсть к деньгам. И хотя нелегко признаться, но именно деньги сей­час определяют все. Недаром Воланд заключает: «Ну что же, они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бритвы или золота...» В этой же главе автор проводит второе испытание: «Фагот, сладко ухмыляясь, объявил, что фирма совершенно бесплатно производит обмен старых дамских платьев и обуви на париж­ские модели и парижскую же обувь. То же самое он добавил относительно сумочек, духов и прочего». Булгаков передает нам пробудившийся инстинкт жадности. Он пишет: «Сначала вышла одна какая-то брюнетка... И вот тут про­рвало начисто, и со всех сторон на сцену пошли женщины... Опоздавшие рвались ...неимоверная суета поднялась на сцене. Они наскоро, без всякой примерки, хватали туфли...»^ Учитель просит уточнить: — С какой целью Воланд проводил эти испытания? Какие выводы можно сделать по содержанию 12-ой главы?Обратимся к ответам учащихся: — В Варьете Воланд обнажает низкие вожделения и страстилишь затем, чтобы заклеймить их презрением и смехом, а темсамым убить. Он будит в толпе инстинкт жадности и заставля­-ет зрителей хватать летящие дождем бумажки, разогревает тще­-славие последними парижскими модами. Он брезгливо относитсяк чрезмерному увлечению материальными потребностями и вы­-смеивает эти пороки.Далее автор рисует, как Воланд наказывает это зло: за страсть к деньгам и взяточничество арестовали преддомкома Ни-канора Ивановича Босого. А дамочки-модницы оказались вооб­ще в нижнем белье, так как парижские модные платья бесслед­но исчезли с их плеч. Воланд вовсе не склонен заниматься искушением и соблаз­ном. Напротив, он с помощью искушения и соблазнов защищает добропорядочность и чистоту нравов. При составлении характеристики Воланда Ребята опирались на мнения известных литературных критиков. Приведем отдель­ные гипотезы по образу Воланда: «Воланд — палач порока, карающий меч в руках правосудия». (В. Я. Лакшин.) «Воланд — сила, вскрывающая, разоблачающая зло». (Л. Янов­ская.) «Князь тьмы нейтрален, находится по ту сторону добра и зла. Его свита — катализатор, доводящий явления до логического кон­ца. Его критерий не человеческий, а бесчеловеческий». (Е- Яблоков.) «Воланд — дух иронии, сомнения и отрицания. Он видит в человеке несовершенство. Ему мир открыт без грима и без ру­мян». (В. А. Доманский.) «Меру зла Воланд определяет мерой истины, красоты, беско­рыстного добра, он устанавливает равновесие между добром и ЗЛОМ И ЭТИМ СЛУЖИТ ДОбру». (В. А. Доманский.) «Нигде не прикоснулся Воланд, булгаковский князь тьмы, к тому, что сознает честь. Но он немедленно просачивается туда, где ему оставлена щель, где отступили, распались и вообразили, ЧТО спрятались». (П. А. Палисвский.) «Работа его разрушительна — но только среди совершившего­ся уже распада. Без этого условия его просто нет». (П. А. Палисвский.) Учащиеся, комментируя данные оценки критиков, отмечают, что каждый в чем-то прав. Действительно, ^ Воланд видит в че­ловеке несовершенство. Всего 3 дня он был причастен к жизни в Москве, а вскрыл многочисленные нарушения, недостатки и преступления. Только он не просто вскрывал и созерцал. Нет, он наказывал, расправляясь по-своему со злом там, где оно оста­валось безнаказанным. Страшно становится, когда начинаешь судить по этим людям о человеке вообще. Да, оскудела в нас душа, опустошилась нравственность. В этом надо признаться са­мим себе. Фактически, Булгаков дал характеристику жизни не 30-ых годов, а нашей, современной, сегодняшней, тем самым за­ставил нас задуматься над смыслом бытия: как же жить? что класть в основу нравственных ценностей?Обратившись к 3-ему вопросу, учитель останавливается на смысловой нагрузке эпиграфа и рассказывает о влиянии взгля­дов австрийского ученого психолога Фрейда на философию ро­мана. По теории Фрейда, в каждом человеке присутствуют два начала: хорошее и плохое, то есть Я и ОНО. Это можно вы­разить следующей схемой:я оно^ СОВЕСТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ АГРЕССИВНОСТЬ РАЗУМ СТРАСТЬ СВЕТ ТЬМА ВСАДНИК Л О Ш А Д Ь Напомним, что Булгаков в качестве эпиграфа к роману взял слова из «Фауста» Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо». ТА сила — это то, что Фрейд назвал ОНО. В библейских главах (о добре) олицетворяется Я — ИДЕ­АЛ, в московских (о зле) — говорится о проделках ОНО.Теперь учитель просит школьников привести доказательства из авторского текста о похождениях ОНО. Примеров можно найти очень много: «Командир алы со взмокшим лбом то и дело подходил к ко­жаному ведру, черпал из него пригоршнями воду, пил и мочил свой тюрбан. Длинный меч его стучал по кожаному шнуровано-му сапогу. Тут же стояли, ловя нестойкую тень, и скучали ко­новоды, державшие присмиревших ЛОШАДЕЙ».«Солдаты суетились, коноводы бежали к дороге рысцой, ведя в поводу вороных ЛОШАДЕЙ».«Солдаты скользили и падали на размокшей глине, спеша на ровную дорогу, по которой — уже чуть видная в пелене воды — уходила в Ершалаим до нитки мокрая КОННИЦА». «В течение года заведующий успел организовать кружок по изучению Лермонтова, шахмат-шашек, пинг-понга и ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ». «В доме Грибоедова, где писатели пьют, объедаются и пля­шут, от пляски ожили на потолке нарисованные ЛОШАДИ с ли­ловыми ассирийскими гривами». И т. д. Таким образом, или всадник правит лошадью в нужном на­правлении, или лошадь несет всадника в свою сторону. В кон­тексте этих представлений становится более понятным эпиграф романа. По данным примерам видно, что близость КОНЕЙ чув­ствуется постоянно, причем, где совершается зло, там на первый план выступают ЛОШАДИ. А Воланд, проникая в сердце каж­дого, воздает ему именно по его делам, подтверждая справед­ливость слов Гете, вынесенных в эпиграф. Он говорит о себе, как о части той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. На данном уроке желательно сравнить образы Воланда и Мефистофеля. Но, к своему изумлению, учащиеся отмечают неих сходство, а различие. Они убеждаются, что для Булгакова зло — пе цель, а средство, позволяющее справиться с людскими пороками и несправедливостью. Учащимся становится очевидным назначение образа Воланда. Князь тьмы высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все, что отступилось от добра, правды, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело. Его роль — разоблачить и. если надо, на­казывать зло.Какую же ответственность должен нести человек за совершённое зло, преступление? Примерные ответы учащихся: Главная ответственность человека за совершенное им — это раскаяние и совесть. От ответственности за содеянное не должен уходить ни один преступник. Люди должны нести моральную и юридическую ответствен­ность. Они должны быть наказаны по закону. В противном слу­чае их накажет или сама жизнь и сам Сатана. За каждое преступление человек должен нести определен­ную ответственность. За тяжелое преступление — тяжелое нака­зание. А в принципе, легких преступлений не бывает. Человек должен жить ПО закону. Я считаю, что главное наказание — не тюрьма, не смер­тельная казнь, а осознание своего зла. Таким образом, учащиеся считают, что если совершено суро­вое отступление от закона, значит, должно быть суровое наказа­ние. А если Сатана видит, что зло торжествует вопреки закону, тогда он сам выступает в роли палача и над некоторыми сам учи­няет расправу, не дожидаясь грозного суда. Критик Лакшин не­даром считает его «палачом порока», «карающим мечом в руках правосудия». Своим романом Булгаков заставил учащихся сопоставить со­держание произведения с нашей действительностью и задуматься над тем, что за все нарушения, пороки, преступления человек должен нести ответственность перед судом, обществом и своей совестью.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Внутрішня пам ять форматування жорсткого диску вікна документів у Word
Реферат Data Mining
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины б. 5 «Метрология, стандартизация и сертификация»
Реферат Северный Кавказ
Реферат Розрахунку і вибору окремих елементів електричного обладнання системи електропостачання проект
Реферат Авилов, Борис Васильевич
Реферат Evaluation Of The Speech Given By Romano
Реферат Analysis Of Shelly
Реферат Виртуальный контрафакт. Ответственность за нарушение авторских прав при использовании компьютерных программ
Реферат Государственные и негосударственные органы занимающиеся правоохра
Реферат Олимпийские стадионы их роль и значение как системообразующих факторов олимпийского движения и феномена урбанизма XX века
Реферат Культура Византии Между Востоком и Западом
Реферат Mrs. Fields
Реферат Грабёж, вымогательство - разграничение составов
Реферат Деятельность администрации городского округа «город Хабаровск» по созданию условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции