ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ОТВЕТСТВЕН ЗА ДОБРО И ЗЛО(по роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»).ТИП: обобщающий урок. ЗАДАЧИ: 1. Проанализировать события и образы московских страниц.Расследовать причины и источники зла.Развить у учащихся литературное воображение, творческие способности, личностное восприятие романа.Учитель обращается к учащимся с вопросами: — С какой целью прибыли в Москву Воланд и его ассистенты? Приведите отдельные гипотезы по образу Воланда и выразите свое отношение к нему. Как вы понимаете эпиграф к роману? По первому вопросу учащиеся отмечают, что цель визита свиты Воланда раскрывает сам Булгаков в главе 12 «Черная магия и ее разоблачение»: ...«как, по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось? — негромко спросил маг Воланд Коровьева. Точно так, месспр, — громко ответил агот-Коровьев. Ты прав. Горожане сильно изменились внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти ... как их ... трамваи, автомобили... Автобусы, — почтительно подсказал Фагот. Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая... Аппаратура! — подсказал клетчатый. Совершенно верно, благодарю, — медленно говорил маг тяжелым басом, — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли горожане внутренне? Да, это важнейший вопрос, сударь».Итак, учащиеся отмечают, .что сам Воланд называет, с какой целью он прибыл в Москву: узнать, изменились ли горожане внутренне, духовно, нравственно? Здесь же, в театре, он проводит ряд ужасных опытов, проверок на жестокость, жадность, на человечность или бесчеловечность. Он хочет узнать, живут ли люди милосердно и по справедливости? Не погиб ли ген добра за века, прошедшие со дня гибели Христа? Для этого он сначала искушает всех зрителей Варьете (2,5 тыс. чел.) деньгами. Ребята приводят следующие цитаты:« ... из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки. Они вертелись, их разносило в стороны, забивало на галерею, откидывало в оркестр и на сцену. Через несколько секунд денежный дождь, все густая, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить... сперва веселье, а потом изумление охватило зал. Кое-кто ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки. В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя. Ко мне летела!» и другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам так толкну!» И вдруг послышалась плюха, .„кого-то повели ...»^ Учитель спрашивает: — Какова реакция зала, когда люди увидели дармовые день-ги в сеансе черной магии? Как вы сами относитесь к этим цен-ным бумажкам?^ Приведем отдельные ответы учеников:— В зале начинает искриться ненависть. Каждый стараетсязахватить себе больше. Неприглядная картина. Конечно, мы уз-наем, прежде всего, себя. Люди всегда были жадны на деньги.Булгаков оказался прозорливым. Особенно сегодня, в период ры-ночной экономики и процветания бизнеса, вспыхнула новая страсть к деньгам. И хотя нелегко признаться, но именно деньги сейчас определяют все. Недаром Воланд заключает: «Ну что же, они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бритвы или золота...» В этой же главе автор проводит второе испытание: «Фагот, сладко ухмыляясь, объявил, что фирма совершенно бесплатно производит обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели и парижскую же обувь. То же самое он добавил относительно сумочек, духов и прочего». Булгаков передает нам пробудившийся инстинкт жадности. Он пишет: «Сначала вышла одна какая-то брюнетка... И вот тут прорвало начисто, и со всех сторон на сцену пошли женщины... Опоздавшие рвались ...неимоверная суета поднялась на сцене. Они наскоро, без всякой примерки, хватали туфли...»^ Учитель просит уточнить: — С какой целью Воланд проводил эти испытания? Какие выводы можно сделать по содержанию 12-ой главы?Обратимся к ответам учащихся: — В Варьете Воланд обнажает низкие вожделения и страстилишь затем, чтобы заклеймить их презрением и смехом, а темсамым убить. Он будит в толпе инстинкт жадности и заставля-ет зрителей хватать летящие дождем бумажки, разогревает тще-славие последними парижскими модами. Он брезгливо относитсяк чрезмерному увлечению материальными потребностями и вы-смеивает эти пороки.Далее автор рисует, как Воланд наказывает это зло: за страсть к деньгам и взяточничество арестовали преддомкома Ни-канора Ивановича Босого. А дамочки-модницы оказались вообще в нижнем белье, так как парижские модные платья бесследно исчезли с их плеч. Воланд вовсе не склонен заниматься искушением и соблазном. Напротив, он с помощью искушения и соблазнов защищает добропорядочность и чистоту нравов. При составлении характеристики Воланда Ребята опирались на мнения известных литературных критиков. Приведем отдельные гипотезы по образу Воланда: «Воланд — палач порока, карающий меч в руках правосудия». (В. Я. Лакшин.) «Воланд — сила, вскрывающая, разоблачающая зло». (Л. Яновская.) «Князь тьмы нейтрален, находится по ту сторону добра и зла. Его свита — катализатор, доводящий явления до логического конца. Его критерий не человеческий, а бесчеловеческий». (Е- Яблоков.) «Воланд — дух иронии, сомнения и отрицания. Он видит в человеке несовершенство. Ему мир открыт без грима и без румян». (В. А. Доманский.) «Меру зла Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра, он устанавливает равновесие между добром и ЗЛОМ И ЭТИМ СЛУЖИТ ДОбру». (В. А. Доманский.) «Нигде не прикоснулся Воланд, булгаковский князь тьмы, к тому, что сознает честь. Но он немедленно просачивается туда, где ему оставлена щель, где отступили, распались и вообразили, ЧТО спрятались». (П. А. Палисвский.) «Работа его разрушительна — но только среди совершившегося уже распада. Без этого условия его просто нет». (П. А. Палисвский.) Учащиеся, комментируя данные оценки критиков, отмечают, что каждый в чем-то прав. Действительно, ^ Воланд видит в человеке несовершенство. Всего 3 дня он был причастен к жизни в Москве, а вскрыл многочисленные нарушения, недостатки и преступления. Только он не просто вскрывал и созерцал. Нет, он наказывал, расправляясь по-своему со злом там, где оно оставалось безнаказанным. Страшно становится, когда начинаешь судить по этим людям о человеке вообще. Да, оскудела в нас душа, опустошилась нравственность. В этом надо признаться самим себе. Фактически, Булгаков дал характеристику жизни не 30-ых годов, а нашей, современной, сегодняшней, тем самым заставил нас задуматься над смыслом бытия: как же жить? что класть в основу нравственных ценностей?Обратившись к 3-ему вопросу, учитель останавливается на смысловой нагрузке эпиграфа и рассказывает о влиянии взглядов австрийского ученого психолога Фрейда на философию романа. По теории Фрейда, в каждом человеке присутствуют два начала: хорошее и плохое, то есть Я и ОНО. Это можно выразить следующей схемой:я оно^ СОВЕСТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ АГРЕССИВНОСТЬ РАЗУМ СТРАСТЬ СВЕТ ТЬМА ВСАДНИК Л О Ш А Д Ь Напомним, что Булгаков в качестве эпиграфа к роману взял слова из «Фауста» Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо». ТА сила — это то, что Фрейд назвал ОНО. В библейских главах (о добре) олицетворяется Я — ИДЕАЛ, в московских (о зле) — говорится о проделках ОНО.Теперь учитель просит школьников привести доказательства из авторского текста о похождениях ОНО. Примеров можно найти очень много: «Командир алы со взмокшим лбом то и дело подходил к кожаному ведру, черпал из него пригоршнями воду, пил и мочил свой тюрбан. Длинный меч его стучал по кожаному шнуровано-му сапогу. Тут же стояли, ловя нестойкую тень, и скучали коноводы, державшие присмиревших ЛОШАДЕЙ».«Солдаты суетились, коноводы бежали к дороге рысцой, ведя в поводу вороных ЛОШАДЕЙ».«Солдаты скользили и падали на размокшей глине, спеша на ровную дорогу, по которой — уже чуть видная в пелене воды — уходила в Ершалаим до нитки мокрая КОННИЦА». «В течение года заведующий успел организовать кружок по изучению Лермонтова, шахмат-шашек, пинг-понга и ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ». «В доме Грибоедова, где писатели пьют, объедаются и пляшут, от пляски ожили на потолке нарисованные ЛОШАДИ с лиловыми ассирийскими гривами». И т. д. Таким образом, или всадник правит лошадью в нужном направлении, или лошадь несет всадника в свою сторону. В контексте этих представлений становится более понятным эпиграф романа. По данным примерам видно, что близость КОНЕЙ чувствуется постоянно, причем, где совершается зло, там на первый план выступают ЛОШАДИ. А Воланд, проникая в сердце каждого, воздает ему именно по его делам, подтверждая справедливость слов Гете, вынесенных в эпиграф. Он говорит о себе, как о части той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. На данном уроке желательно сравнить образы Воланда и Мефистофеля. Но, к своему изумлению, учащиеся отмечают неих сходство, а различие. Они убеждаются, что для Булгакова зло — пе цель, а средство, позволяющее справиться с людскими пороками и несправедливостью. Учащимся становится очевидным назначение образа Воланда. Князь тьмы высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все, что отступилось от добра, правды, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело. Его роль — разоблачить и. если надо, наказывать зло.Какую же ответственность должен нести человек за совершённое зло, преступление? Примерные ответы учащихся: Главная ответственность человека за совершенное им — это раскаяние и совесть. От ответственности за содеянное не должен уходить ни один преступник. Люди должны нести моральную и юридическую ответственность. Они должны быть наказаны по закону. В противном случае их накажет или сама жизнь и сам Сатана. За каждое преступление человек должен нести определенную ответственность. За тяжелое преступление — тяжелое наказание. А в принципе, легких преступлений не бывает. Человек должен жить ПО закону. Я считаю, что главное наказание — не тюрьма, не смертельная казнь, а осознание своего зла. Таким образом, учащиеся считают, что если совершено суровое отступление от закона, значит, должно быть суровое наказание. А если Сатана видит, что зло торжествует вопреки закону, тогда он сам выступает в роли палача и над некоторыми сам учиняет расправу, не дожидаясь грозного суда. Критик Лакшин недаром считает его «палачом порока», «карающим мечом в руках правосудия». Своим романом Булгаков заставил учащихся сопоставить содержание произведения с нашей действительностью и задуматься над тем, что за все нарушения, пороки, преступления человек должен нести ответственность перед судом, обществом и своей совестью.