АУДИТ КРЕДИТОВ, ЗАЙМОВИ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯВ статье формулируются цели и задачи аудиторской проверки операций, связанных с кредитами, займами и средствами целевого финансирования. Приводятся типичные ошибки, выявляемые при такой проверке.Целью аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам. Задачи аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования: изучение кредитных договоров, договоров залога, договоров займа, источников поступления средств целевого финансирования; оценка состояния синтетического и аналитического учета кредитов, займов и средств целевого финансирования; изучение правомерного расходования средств кредитов, займов, целевого финансирования; установление правильности отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности кредитов, займов и средств целевого финансирования; проверка своевременного и полного погашения кредитов, займов и средств целевого финансирования; анализ начисления процентов за пользование и их списание. В процессе аудиторской проверки операций, связанных с кредитами, займами и средствами целевого финансирования, необходимо руководствоваться следующими нормативными документами: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н; Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (в ред. от 27.11.2006); Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (в ред. от 27.11.2006); Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденное Приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н (в ред. от 27.11.2006); Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания); Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (в ред. от 18.09.2006). Анализируются бухгалтерский баланс (форма N 1), отчет о прибылях и убытках (форма N 2), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, приказ об учетной политике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", 91 "Прочие доходы и расходы", 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов". Работы при проведении аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.Ознакомительный этапПо договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 807 ГК РФ). Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ). Аудитор проводит экспертизу кредитных договоров на соответствие содержания представленных документов требованиям гражданского законодательства, в том числе цели объекта кредитования, срокам выдачи и возврата кредита, формам обеспечения обязательств, предусмотренным ст. 329 ГК РФ, процентным ставкам и порядку их уплаты, прав и ответственности сторон, других условий. Для установления использования привлеченных средств целевого финансирования аудиторы изучают договоры, сметы, на основании которых средства были выделены. Проверка состояния синтетического и аналитического учета по кредитам, займам и средствам целевого финансирования заключается в том, чтобы выяснить, ведется ли учет задолженности полученных займов и кредитов, включая выданные заемные обязательства, а также учет средств целевого финансирования: по видам займов и кредитов; по кредитным организациям и другим заимодавцам, предоставившим их, отдельным займам и кредитам (видам заемных обязательств).Основной этапАудитор подтверждает информацию о кредитах, займах, целевых средствах в их финансовой отчетности, изучает весь комплект представленной бухгалтерской отчетности. В результате устанавливается: соответствие данных об остатках на счетах кредитов, займов, средств целевого финансирования на начало и конец отчетного периода, указанных в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге, данным, указанным по стр. 510, 610 "Займы и кредиты" формы N 1; отражение в справке о наличии ценностей на забалансовых счетах (по стр. 960 "Обеспечения обязательств и платежей выданные") сумм гарантий компании-клиента, которые она выдала в обеспечение своих обязательств; соответствие данных об уплаченных процентах данным, указанным по стр. 170 формы N 4; данных по стр. 360 формы N 4 данным о поступлении денежных средств от погашения займов, предоставленным другими организациями; данных стр. 390 формы N 4 суммам погашенных займов и кредитов (без процентов); идентичность данных о начисленных процентах в течение отчетного периода и данных, показанных по стр. 070 "Проценты к уплате" отчета о прибылях и убытках формы N 2; совпадение данных в разд. IX "Обеспечения" формы N 5 и данных аналитического учета по счетам 60 "Векселя выданные" и 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные". Кроме того, аудитору необходимо выяснить, из чего складываются затраты, связанные с получением и использованием займов и кредитов, а именно установить, что в их состав входят, в частности: проценты, причитающиеся к оплате заимодавцам и кредиторам по полученным от них займам и кредитам; проценты, дисконт (разница между суммой, указанной в векселе, и суммой фактически полученных денежных средств или их эквивалентов при размещении этого векселя); дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств; курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления); стоимость оказанных заемщику юридических и консультационных услуг; стоимость осуществления копировально-множительных работ; сумма налогов и сборов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством); стоимость проведения экспертиз; стоимость услуг связи. Для подтверждения своевременности выдачи кредита аудитор сравнивает даты и суммы, указанные в кредитном договоре и в выписках банка с расчетного или ссудного счета. Далее оценивается правильность отражения операций по получению кредитов на счетах бухгалтерского учета 66 и 67. Для подтверждения своевременного поступления средств целевого финансирования аудитор сравнивает расчетно-платежные документы по кассе, счетам в банках и информацию по договорам и сметам, устанавливает своевременность и полноту зачисления и использования средств целевого финансирования. Для подтверждения правильности отражения в учете операций со средствами целевого финансирования в корреспонденции счетов по зачислению и использованию средств целевого финансирования используются данные учетных регистров по счету 86. Для того чтобы проверить погашение кредитов, займов, аудитору необходимо сопоставить данные кредитных договоров и договоров займа с выписками с расчетного счета, отчетами кассира. По итогам составляется таблица, в которой показываются все выявленные отклонения. Аудитору необходимо обратить внимание на то, что задолженность по кредитам и займам отражается с учетом начисленных, но не выплаченных процентов на конкретную отчетную дату. При этом необходимо проверить, что затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее прочими расходами и подлежат включению в финансовый результат организации. В бухгалтерском учете они должны быть отражены на субсчете "Прочие расходы" счета 91. Если организация использует средства полученных займов и кредитов для осуществления предварительной оплаты материально-производственных запасов, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты, то расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся организацией-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные выше цели. При поступлении в организацию заемщика материально-производственных запасов и иных ценностей, выполнении работ и оказании услуг дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием полученных займов и кредитов, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке с отнесением указанных затрат на прочие расходы организации-заемщика. Проценты по заемным средствам, привлекаемым для приобретения (изготовления) основных средств, включаются в их первоначальную стоимость, если эти проценты начисляются и уплачиваются до принятия к учету объектов основных средств (п. 8 ПБУ 6/01). Аналогичное положение, касающееся формирования первоначальной стоимости материально-производственных запасов, содержится в п. 6 ПБУ 5/01. В результате проведения аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования могут быть выявлены нарушения, основными из которых являются: отсутствие в организации аналитического учета кредитов, займов и средств целевого финансирования, неправильное использование Плана счетов бухгалтерского учета; нецелевое использование средств кредитов, займов и целевого финансирования, их несвоевременное погашение; неправильное исчисление процентов по кредитам, займам, а также отражение их на счетах бухгалтерского учета в зависимости от уплаты, а не по окончании отчетного периода; отсутствие документов, подтверждающих использование средств целевого финансирования.Заключительный этапНа этом этапе аудитор осуществляет в том числе проверку своевременности проведения инвентаризации кредитов, займов и средств целевого финансирования, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета, а именно: проводилась ли инвентаризация кредитов, займов и средств целевого финансирования финансовых вложений в случаях, установленных законодательством; были ли соблюдены сроки проведения инвентаризации, установленные организацией самостоятельно; соответствует ли документарное оформление инвентаризации требованиям Методических указаний. Если аудитор лишь проверяет результаты инвентаризации, то данный факт необходимо отметить при составлении аудиторского отчета и аудиторского заключения. Однако для формирования более достоверного вывода о качестве инвентаризации кредитов, займов и средств целевого финансирования целесообразно провести ее самостоятельно. По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.С.М.БычковаД. э. н.,профессорСанкт-Петербургский государственныйаграрный университетТ.Ю.ФоминаНаучный сотрудникСанкт-Петербургский государственныйаграрный университет